Рабочая программа по географии 6-9 класс. 2022-25 уч.г

Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «География» для 6-9 классов разработана в соответствии со
следующими нормативными документами:
- Федеральный закон Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в
Российской Федерации» с изменениями от 2 июля 2021 года.
- Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021г. № 115 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с
изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г., 24 сентября,
11 декабря 2020 г.)
- Примерная основная образовательная программа среднего общего образования. Одобрена
решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от
28 июня 2016 г. № 2/16-з);
- Основная образовательная программа среднего общего образования МОУ «Таловская
СОШ».
- Учебный план МОУ «Таловская СОШ».
- Годовой учебный календарный график МОУ «Таловская СОШ».
- Положение о разработке и утверждении рабочих программ.
- Авторская программа начального общего образования по предмету «География» в 6-9
классах под редакцией Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И.(Рабочие программы. География. 6-9
классы.

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
6-9 классы
6 класс
№ п/п Предмет
1
2
География
1.

Название учебной программы
3
УМК Е.М. Домогацких. География
5-9 классы

Используемые учебники
4
Домогацких Е.М. «География.
Физическая география. - М.: Русское
слово, 2016

7 класс
№ п/п Предмет
1
2
2.

Название учебной программы
3
УМК по геометрии Л.С. Атанасяна
География
(7-9 классы)

Используемые учебники
4
Домогацких Е.М. География. - М.:
Русское слово , 2017

8 класс
№ п/п Предмет
1
2
3.

Название учебной программы
3
УМК Е.М. Домогацких. География
География
5-9 классы

Используемые учебники
4
Домогацких Е.М. География. - М.:
Русское слово , 2018

9 класс
№ п/п Предмет
1
2
4.

Название учебной программы
3
УМК Е.М. Домогацких. География
География
5-9 классы

Используемые учебники
4
Домогацких Е.М. География. - М.:
Русское слово , 2019

В данной рабочей программе на изучение географии отводится:
6 класс — 1 час в неделю (34 учебных недели — 34 часа в год);
7 класс — 2 часа в неделю (34 учебных недели — 68 часов в год);
8 класс — 2 часа в неделю (34 учебных недели — 68 часов в год);
9 класс — 2 часа в неделю (34 учебных недели — 68 часов в год);
На освоение программы по географии (6– 9 классы) выделяется 238 часов учебного времени.

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Планируемые результаты опираются на ведущие целевые установки, отражающие основной,
сущностный вклад каждой изучаемой программы в развитие личности обучающихся, их
способностей.
В структуре планируемых результатов выделяются следующие группы:
Личностные результаты освоения основной образовательной программы представлены в
соответствии с группой личностных результатов и раскрывают и детализируют основные
направленности этих результатов. Оценка достижения этой группы планируемых результатов
ведётся в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно
неперсонифицированной информации.
Метапредметные

результаты

освоения

основной

образовательной

программы

представлены в соответствии с подгруппами универсальных учебных действий, раскрывают и
детализируют основные направленности метапредметных результатов.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы представлены в
соответствии с группами результатов учебных предметов, раскрывают и детализируют их.
Предметные результаты приводятся в блоках «Выпускник научится» и «Выпускник получит
возможность научиться».
Планируемые результаты, отнесённые к блоку «Выпускник научится», ориентируют
пользователя в том, достижение какого уровня освоения учебных действий с изучаемым опорным
учебным материалом ожидается от выпускника. Критериями отбора результатов служат их
значимость для решения основных задач образования на данном уровне и необходимость для
последующего обучения, а также потенциальная возможность их достижения большинством
обучающихся. Иными словами, в этот блок включается такой круг учебных задач, построенных на
опорном учебном материале, овладение которыми принципиально необходимо для успешного
обучения и социализации и которые могут быть освоены всеми обучающимися.
Достижение планируемых результатов, отнесённых к блоку «Выпускник научится»,
выносится на итоговое оценивание, которое может осуществляться как в ходе обучения (с помощью
накопленной оценки или портфеля индивидуальных достижений), так и в конце обучения, в том
числе в форме государственной итоговой аттестации. Оценка достижения планируемых результатов
этого блока на уровне ведётся с помощью заданий базового уровня, а на уровне действий,
составляющих зону ближайшего развития большинства обучающихся, — с помощью заданий
повышенного уровня. Успешное выполнение обучающимися заданий базового уровня служит
единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на
следующий уровень обучения.
В блоке «Выпускник получит возможность научиться» приводятся планируемые
результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков,
расширяющих и углубляющих понимание опорного учебного материала или выступающих как
пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета. Уровень достижений, соответствующий

планируемым результатам этого блока, могут продемонстрировать отдельные мотивированные и
способные обучающиеся. В повседневной практике преподавания цели данного блока не
отрабатываются со всеми без исключения обучающимися как в силу повышенной сложности
учебных действий, так и в силу повышенной сложности учебного материала и/или его
пропедевтического характера на данном уровне обучения. Оценка достижения планируемых
результатов ведётся преимущественно в ходе процедур, допускающих предоставление и
использование исключительно неперсонифицированной информации. Соответствующая группа
результатов в тексте выделена курсивом.
Задания, ориентированные на оценку достижения планируемых результатов из блока
«Выпускник получит возможность научиться», могут включаться в материалы итогового контроля
блока «Выпускник научится». Основные цели такого включения — предоставить возможность
обучающимся продемонстрировать овладение более высоким (по сравнению с базовым) уровнем
достижений и выявить динамику роста численности наиболее подготовленных обучающихся. При
этом невыполнение обучающимися заданий, с помощью которых ведётся оценка достижения
планируемых результатов данного блока, не является препятствием для перехода на следующий
уровень обучения. В ряде случаев достижение планируемых результатов этого блока целесообразно
вести в ходе текущего и промежуточного оценивания, а полученные результаты фиксировать в виде
накопленной оценки (например, в форме портфеля достижений) и учитывать при определении
итоговой оценки.
Подобная структура представления планируемых результатов подчёркивает тот факт, что
при организации образовательного процесса, направленного на реализацию и достижение
планируемых результатов, от учителя требуется использование таких педагогических технологий,
которые основаны на дифференциации требований к подготовке обучающихся.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и
настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной,
идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования
русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности
судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества
(идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории
народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация
гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского
общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии,
традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению

дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного
и

ответственного

отношения

к

собственным

поступкам

(способность

к

нравственному

самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам,
взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных
идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к
сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их
роли в развитии культуры и истории Рос-сии и человечества, в становлении гражданского общества
и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни
человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к

учению;

уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание
значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и
заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность
вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания (идентификация себя как
полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнёра по диалогу,
готовность

к

конструированию

образа

допустимых

способов

диалога,

готовность

к

конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и
способность к ведению переговоров).
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах
возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических
особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и
отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в
непосредственное

гражданское

участие,

готовность

участвовать

в

жизнедеятельности

подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной
средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных
преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация
ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального
творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в
группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнёра, формирование

компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов
взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация
правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать
художественные произведения, отражающие разные этно-культурные традиции; сформированность
основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого
способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное
видение окружающего мира;

способность к эмоционально-ценностному освоению мира,

самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение
к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека;
потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного
отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно
значимой ценности).
9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню

экологического

мышления,

наличие

опыта

экологически

ориентированной

рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к
исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому
отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению
природоохранной деятельности).
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы включают
освоенные

обучающимися

межпредметные

понятия

и

универсальные

учебные

действия

(регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Условием формирования межпредметных понятий, например, таких, как система, факт,
закономерность,

феномен,

анализ,

синтез,

является

овладение

обучающимися

основами

читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной
деятельности. В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и
развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством
осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования,
осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе
досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет
сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом
мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».
При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретённые на первом
уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами,
преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

•

систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать

информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
•

выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание

выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана
или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт
понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
•

заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной
деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности,
инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности;
в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать
адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях
неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких
вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее
приемлемого решения.
Перечень ключевых межпредметных понятий определяется в ходе разработки основной
образовательной программы основного общего образования образовательной организации в
зависимости от материально-технического оснащения, кадрового потенциала, используемых
методов работы и образовательных технологий.
Содержание учебного предмета
Природа Земли и человек
Выпускник научится:
•

различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать

географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и
проводить их простейшую классификацию;
•

использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях

между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их
свойств, условий протекания и географических различий;
•

проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха,

атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты,
направления и скорости течения водных потоков;
•

оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в

разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.
Выпускник получит возможность научиться:
•

использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для

сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

•

приводить примеры, иллюстрирующие роль географической науки в решении

социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического
использования географических знаний в различных областях деятельности;
•

воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в

научно-популярной литературе и СМИ;
•

создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на

основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
Население Земли
Выпускник научится:
•

различать изученные демографические процессы и явления, характеризующие

динамику численности населения Земли, отдельных регионов и стран;
•

сравнивать особенности населения отдельных регионов и стран;

•

использовать

знания

о

взаимосвязях

между

изученными

демографическими

процессами и явлениями для объяснения их географических различий;
•

проводить расчёты демографических показателей;

•

объяснять особенности адаптации человека к разным природным условиям.

Выпускник получит возможность научиться:
•

приводить примеры, иллюстрирующие роль практического использования знаний о

населении в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества, стран и
регионов;
•

самостоятельно проводить по разным источникам информации исследование,

связанное с изучением населения.
Материки, океаны и страны
Выпускник научится:
•

различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы

и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;
•

сравнивать особенности природы и населения, материальной и духовной культуры

регионов и отдельных стран;
•

оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных

территорий;
•

описывать на карте положение и взаиморасположение географических объектов;

•

объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;

•

создавать письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы,

населения и хозяйства изученных стран на основе нескольких источников информации,
сопровождать выступление презентацией.
Выпускник получит возможность научиться:
•

выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов,

происходящих в географической оболочке;

•

сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих

глобальных изменений климата;
•

оценить положительные и негативные последствия глобальных изменений климата

для отдельных регионов и стран;
•

объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий

в связи с природными и социально-экономическими факторами.
Особенности географического положения России
Выпускник научится:
•

различать принципы выделения государственной территории и исключительной

экономической зоны России и устанавливать соотношения между ними;
•

оценивать воздействие географического положения России и её отдельных частей на

особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;
•

использовать знания о мировом, поясном, декретном, летнем и зимнем времени для

решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени
территорий с контекстом из реальной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
•

оценивать возможные в будущем изменения географического положения России,

обусловленные

мировыми

геодемографическими,

геополитическими

и

геоэкономическими

процессами, а также развитием глобальной коммуникационной системы.
Природа России
Выпускник научится:
•

различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы

страны и отдельных регионов;
•

сравнивать особенности природы отдельных регионов страны;

•

оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных

территорий;
•

описывать положение на карте и взаиморасположение географических объектов;

•

объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;

•

оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных

территорий России;
•

создавать собственные тексты и устные сообщения об особенностях компонентов

природы России на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление
презентацией.
Выпускник получит возможность научиться:
•

оценивать возможные последствия изменений климата отдельных территорий страны,

связанных с глобальными изменениями климата;
•

делать прогнозы трансформации географических систем и

изменения их компонентов.

комплексов в результате

Население России
Выпускник научится:
•

различать демографические процессы и явления, характеризующие динамику

численности населения России, отдельных регионов и стран;
•

анализировать факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную

структуру, особенности размещения населения по территории России, географические различия в
уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;
•

сравнивать особенности населения отдельных регионов страны по этническому,

языковому и религиозному составу;
•

объяснять особенности динамики численности, половозрастной структуры и

размещения населения России и её отдельных регионов;
•

находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях

повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных
процессов или закономерностей;
•

использовать знания о естественном и механическом движении населения,

половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и
религиозном составе для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
•

выдвигать и обосновывать с опорой на статистические данные гипотезы об изменении

численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;
•

оценивать ситуацию на рынке труда и её динамику.

Хозяйство России
Выпускник научится:
•

различать

показатели, характеризующие

отраслевую и территориальную

структуру хозяйства;
•

анализировать факторы, влияющие на размещение отраслей и отдельных предприятий

по территории страны;
•

объяснять особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России;

•

использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения

отраслей экономики России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной
жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
•

выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации

гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;
•

обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России.

Районы России
Выпускник научится:

•

объяснять особенности природы, населения и хозяйства географических районов

страны;
•

сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов страны;

•

оценивать районы России с точки зрения особенностей природных, социально-

экономических, техногенных и экологических факторов и процессов.
Выпускник получит возможность научиться:
•

составлять комплексные географические характеристики районов разного ранга;

•

самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования,

связанные с изучением природы, населения и хозяйства географических районов и их частей;
•

создавать собственные тексты и устные сообщения о географических особенностях

отдельных районов России и их частей на основе нескольких источников информации,
сопровождать выступление презентацией;
•

оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития регионов;

•

выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации

природных, социально-экономических, геоэкологических явлений и процессов на территории
России.
Россия в современном мире
Выпускник научится:
•

сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности

жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;
•

оценивать место и роль России в мировом хозяйстве. Выпускник получит

возможность научиться:
•

выбирать критерии для определения места страны в мировой экономике;

•

объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем

человечества;
•

оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России.

Учебно-тематический план
6 класс
№
п/п

Номер
темы
урока в
разделе

1
2

1
2

3
4
5

3
4
5

6

1

7

2

8
9
10

3
4
5

11
12
13
14
15

1
2
3
4
5

16

6

17

7

18
19
20
21
22
23

1
2
3
4
5
6

24
25

7
8

26

1

Тема урока

Раздел 1. Земля во Вселенной (5 ч.)
Введение. Земля и Вселенная
Система географических координат
ПР №1 Определение по карте координат
различных географических объектов
Времена года
Пояса освещенности
Урок контроля и коррекции знаний по теме
Раздел 2. Географическая карта (5 ч)
Географическая карта и ее масштаб
ПР№2 Определение направлений и расстояний по
карте
Виды условных знаков
ПР№3 Чтение тематических карт
Ориентирование
Изображение рельефа на карте
Урок контроля и коррекции знаний по теме
Раздел 3. Литосфера (7 ч)
Строение земного шара
Виды горных пород
Полезные ископаемые
Движение земной коры
Выветривание горных пород
ПР№4 Определение и объяснение изменений
состояния земной коры под воздействием
хозяйственной деятельности человека на примере
своей местности
Рельеф суши и дна Мирового океана
ПР№5 Определение по карте географического
положения гор, равнин.
ПР№6 Составление схемы различий гор и равнин
по высоте
Урок контроля и коррекции знаний
Раздел 4. Атмосфера (8 ч)
Строение атмосферы
Температура воздуха
Атмосферное давление
Движение воздуха
Вода в атмосфере
Погода
ПР№7 Построение розы ветров, диаграмм
облачности и осадков по имеющимся данным.
Выявление причин изменения погоды
Климат
Урок контроля и коррекции знаний
Раздел 5. Гидросфера (4 ч)
Единство гидросферы
ПР№8 Описание путешествия капельки воды из

Кол-во
часов

1
1

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1

1
1
1
1
1
1

1
1
1

Корректировка
рабочей
программы
(дата, причина)

27

2

28
29

3
4

30
31

1
2

32
33

1
2

34

3

своего нас.пункта по большому круговороту воды
Воды суши: реки и озера
ПР№9 Нанесение на контурную карту объектов
гидросферы
ПР№10 Описание по карте географического
положения одной из крупнейших рек Земли
Воды суши: подземные воды и природные льды
Урок контроля и коррекции знаний
Раздел 6. Биосфера (2 ч.)
Царства живой природы
Биосфера и охрана природы
ПР№11 Ознакомление с наиболее
распространенными растениями и животными
своей местности
Раздел 7. Почва и геосфера (3 ч.)
Почва
Природный комплекс и природные зоны
ПР№12 Описание природных зон Земли по
географическим картам
Урок контроля и коррекции знаний по курсу
географии 6 класс

1

1
1
1
1

1
1

1

Учебно-тематический план
7 класс
№
п/п

Номер
темы
урока в
разделе

1
2
3
4
5
6

1
2
3
4
5
6

7
8
9

1
2
3

10
11
12
13

1
2
3
4

14
15

1
2

16
17
18

1
2
3

19
20

4

21

22
23

1
2

24

1

25

2

Тема урока

Кол-во
часов

Раздел 1. Материки и океаны (6 ч.)
Суша в океане.
1
Геологическое время.
1
Строение земной коры.
1
Литосферные плиты и современный рельеф.
1
Платформы и равнины.
1
Складчатые пояса и горы.
1
Атмосфера – мастерская климата (3 ч)
Пояса планеты
1
Воздушные массы и климатические пояса.
1
Климатообразующие факторы.
1
Мировой океан – синяя бездна (4 ч)
Мировой океан и его части
1
Движения вод Мирового океана.
1
Жизнь в океане.
1
Особенности отдельных океанов.
1
Географическая оболочка – живой механизм (2 ч)
Географическая оболочка. Природные комплексы.
1
Зональность географической оболочки.
1
Пр/р №1. Выявление и объяснение географической
зональности природы Земли.
Человек – хозяин планеты (6 ч)
Освоение Земли человеком
1
Охрана природы
1
Население Земли.
1
Пр/р №2. Определение и сравнение различий в
численности, плотности и динамике населения
разных регионов и стран мира.
Страны мира.
1
Обобщение знаний по разделу «Планета, на
1
которой мы живём».
Контрольная работа №1. на тему: «Планета, на
1
которой мы живём».
Биосфера (2 ч.)
Царства живой природы
1
Биосфера и охрана природы
1
ПР№11 Ознакомление с наиболее
распространенными растениями и животными
своей местности
Раздел 2. Материки планеты Земля.
Африка – материк коротких теней. (9ч)
Географическое
положение
и
история
1
исследования Африки.
Пр/р №3. Определение координат крайних точек,
его протяженности с севера на юг в градусной
мере и километрах.
Геологическое строение и рельеф Африки.
1
Пр/р №4. Обозначение на контурной карте
главных форм рельефа и месторождений полезных

Корректировка
рабочей
программы
(дата, причина)

26
27
28
29
30
31

3
4
5
6
7
8

32

9

33

1

34
35

2
3

36
37

4
5

38

1

39
40

2
3

41

1

42

2

43
44
45
46
47

3
4
5
6
7

48

1

49

2

50
51
52
53
54
55

3
4
5
6
7
8
9

56

1

57

2

ископаемых.
Климат Африки.
1
Гидрография Африки.
1
Разнообразие природы Африки.
1
Население материка.
1
Регионы Африки: Северная и Западная Африка.
1
Регионы Африки: Центральная, Восточная и
1
Южная Африка.
Обобщение знаний по теме «Африка - материк
1
коротких теней». Контрольная работа №2. на
тему: «Африка»
Австралия (5 ч)
Географическое положение и история
1
исследования Австралии.
Компоненты природы Австралии.
1
Особенности природы Австралии.
1
Пр/р №5. Сравнение географического положения
Африки и Австралии, определение черт сходства и
различия основных компонентов природы
материков.
Австралийский Союз.
1
Океания.
1
Антарктида – холодное сердце. (3 ч)
Географическое положение и история
1
исследования Антарктиды.
Особенности природы Антарктиды.
1
Обобщение знаний по теме «Австралия» и
1
«Антарктида». Контрольная работа №3.
Южная Америка – материк чудес. (7 ч)
Географическое положение Южной Америки.
1
История открытия и исследования.
Геологическое строение и рельеф Южной
1
Америки.
Климат Южной Америки.
1
Гидрография Южной Америки.
1
Разнообразие природы Южной Америки.
1
Население Южной Америки.
1
Регионы Южной Америки.
1
Северная Америка – знакомый незнакомец (9 ч)
Географическое положение Северной Америки
1
История открытий и исследований.
Геологическое строение и рельеф Северной
1
Америки.
Климат Северной Америки.
1
Гидрография Северной Америки
1
Разнообразие природы Северной Америки.
1
Население Северной Америки.
1
Регионы Северной Америки.
1
Обобщающий урок по теме «Северная Америка и
1
Южная Америка».
Контрольная работа №4.на тему «Южная и
1
Северная Америка»
Евразия – музей природы (10 ч)
Географическое положение и история
1
исследования Евразии.
Геологическое строение и рельеф Евразии.
1

58
59
60
61
62

3
4
5
6
7

63

8

64

9

65

10

66
67

1
2

68

3

Климат Евразии.
1
Разнообразие природы Евразии.
1
Население Евразии.
1
Население Евразии.
1
Регионы Азии: Юго-Западная, Восточная Азия и
1
Центральная Азия.
Регионы Азии: Южная и Юго-Восточная Азия.
1
Пр/р №6. Составление географической
характеристики стран Европы и Азии по картам
атласа и другим источникам географической
информации.
Обобщающий урок по теме «Евразия – музей
1
природы».
1
Контрольная работа №5 .на тему «Евразиямузей природы»
Раздел 3. Взаимоотношения природы и человека.
Природа и человек.
1
Н.И. Вавилов. Центры происхождения культурных
1
растений.
Промежуточная аттестация. Итоговая
1
контрольная работа за курс 7 класс

Учебно-тематический план
8 класс
№
п/п

1
2
3
4

5
6

7
8
9

10
11
12
13

14
15
16

17
18
19
20
21
22
23

Номер
Тема урока
Кол-во
Корректировка
темы
часов
рабочей
урока в
программы
разделе
(дата, причина)
Тема 1. Географическая карта и источники географической информации (3 часа)
1
Введение. Географическая карта и её
1
математическая основа
2
Топографическая карта
1
3
Космические и цифровые источники информации
1
Тема 2. Россия на карте мира. (3 часов)
1
Географическое положение России.
1
Практическая работа №1 «Характеристика
географического положения России.»
2
Природные условия и ресурсы
1
3
Часовые пояса и зоны.
1
Практическая работа №2 «Определение поясного
времени для разных объектов на территории
России.»
Тема 3. История изучения территории России (4 часа)
1
Русские землепроходцы XI — XVII вв.
1
2
Географические открытия в России XVIII–XIX вв.
1
3
Географические исследования XX в.
1
Практическая работа №3:
Обозначение на контурной карте географических
объектов, открытых русскими
путешественниками.
Выделение тех из них, которые названы в честь
русских первопроходцев.
4
Роль географии в современном мире.
1
Тема 4. Геологическое строение и рельеф (6 часов)
1
Геологическое летоисчисление и геологическая
1
карта.
2
Тектоническое строение
1
3
Общие черты рельефа России.
1
Практическая работа №4:
Нанесение на контурную карту основных форм
рельефа страны.
4
Литосфера и человек
1
5
Обобщение и повторение по теме «Геологическое
1
строение и рельеф»
6
Контрольная работа №1 по теме «Геологическое
1
строение и рельеф»
Тема 5. Климат России (6 часов)
1
Факторы, определяющие климат России.
1
2
Закономерности распределения тепла и влаги.
1
3
Климатические пояса и типы климатов России.
1
4
Воздушные массы и атмосферные фронты.
1
5
Атмосферные вихри: циклоны и антициклоны.
1
6
Атмосфера и человек.
1
Тема 6. Гидрография России (9 часов)
1
Моря, омывающие территорию России.
1
Практическая работа №5:
Составление характеристики одного из морей,

24
25

2
3

26
27
28
29
30

4
5
6
7
8
9

31

1

32

2

33

1

34

2

35
36
37
38
39
40

1
2
3
4
5
6

41
42

1
2

43

3

44

4

45

5

46
47

6
7

48
49
50
51
52

8
9
10
11
12

53

13

омывающих территорию России.
Характеристики реки.
1
Реки России.
1
Практическая работа №6:Составление
характеристики одной из рек с использованием
тематических карт и климатодиаграмм,
определение возможностей их хозяйственного
использования.
Озёра и болота
1
Природные льды.
1
Великое оледенение.
1
Гидросфера и человек.
1
Обобщение по теме « Климат. Гидрография
1
России»
Контрольная работа №2 по теме «Климат.
1
Гидрография России»
Тема 7. Почвы России (2 час)
Почва. Формирование почвы, её состав, строение,
1
свойства.
Зональные типы почв, их свойства, структура,
1
различия в плодородии.
Тема 8. Растительный и животный мир России (2 часа)
Место и роль растений и животных в природном
1
комплексе.
Ресурсы растительного и животного мира.
1
Тема 9. Природные зоны России (6 часов)
Природные комплексы России.
1
Природные зоны Арктики и Субарктики
1
Леса умеренного пояса
1
Леса умеренного пояса
1
Природно-хозяйственные зоны.
1
Контрольная работа № 3 по теме: «Почва.
1
Растительный и животный мир. Природные зоны
России.»
Тема 10. Крупные природные районы России (24 часа)
Островная Арктика.
1
Восточно-Европейская равнина. История
1
геологического развития.
Восточно-Европейская равнина. Климат.
1
Гидрография.
Восточно-Европейская равнина. Природные
1
зоны.(Европейский север).
Восточно-Европейская равнина. Центральная
1
Россия. Поволжье
Северный Кавказ— самый южный район страны.
1
Практическая работа №7: Северный Кавказ.
1
Составление описания природного района по
плану.
Крым
1
Уральские горы. История геологического развития.
1
Уральские горы. Климат. Гидрография
1
Урал — каменный пояс России. Природные зоны.
1
Западно-Сибирская равнина. История
1
геологического развития.
Западно-Сибирская равнина. Климат.
1
Гидрография.

54
55

14
15

56
57
58

16
17
18

59
60
61
62

19
20
21
22

63
64

23
24

65
66
67
68

1
2
3
4

Западно-Сибирская равнина. Природные зоны.
Средняя Сибирь. История геологического
развития.
Средняя Сибирь. Климат. Природные зоны
Северо-Восточная Сибирь. Геологическая история.
Северо-Восточная Сибирь. Гидрография.
Природные зоны.
Горы Южной Сибири — рудная кладовая страны
Климат. гидрография
Пояс гор Южной Сибири.
Дальний Восток — край, где север встречается с
югом.
Дальний Восток. Климат. Гидрография
Дальний Восток. Природные зоны.
Тема. 11. Природа и человек (4 часа)
Влияние природы на человека
Влияние человека на природу.
Влияние человека на природу.
Промежуточная аттестация. Итоговая
контрольная работа за курс 8 класса.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Учебно-тематический план
9 класс
№
п/п

Номер
темы
урока в
разделе

1
2
3

1
2
3

4

4

5
6
7

5
6
7

8
9
10
11

1
2
3
4

12

5

13
14
15

1
2
3

16

4

17
18
19

5
6
7

20

8

21
22

9
10

23
24
25

1
2
3

26

4

27
28
29
30
31

5
6
7
8
9

Тема урока

Кол-во
часов

Тема 1. Россия на карте (7 часов)
Формирование территории России
Экономико-географическое положение России
Экономико-географическое положение России
Практическая работа №1
Нанесение на контурную карту соседних с Россией
стран.
Административно- территориальное устройство
России
Районирование территории России.
Районирование территории России.
Урок коррекции и контроля знаний по темам
раздела
Тема 2. Природа и человек (5 часов)
Природные условия России
Природные ресурсы России
Природные ресурсы России
Хозяйственная деятельность и изменение
природной среды.
Урок коррекции и контроля знаний по темам
раздела
Тема 3. Население России (10 часов)
Численность населения России
Размещение населения России
Миграции
Населения и их причины.
Миграции
Населения и их причины
Сельская форма расселения
Городская форма расселения
Этнический и религиозный состав населения
России.
Этнический и религиозный состав населения
России.
Трудовые ресурсы и рынок труда
Урок коррекции и контроля знаний по темам
раздела
Тема 4. Отрасли хозяйства России (21 час)
Национальная экономика
Факторы размещения производства
Топливно- энергетический комплекс (ТЭК).
Нефтяная и газовая промышленность.
ТЭК.
Угольная промышленность.
ТЭК. Электроэнергетика
Металлургический комплекс: цветная металлургия
Металлургический комплекс: цветная металлургия
Машиностроение
Контрольная работа за 1 полугодие. Тема:

1
1
1

1
1
1
1

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

Корректировка
рабочей
программы
(дата, причина)

32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21

44
45

1
2

44
47

3
4

48
49

5
6

50
51
52

7
8
9

53
54

10
11

55
54
57
58

12
13
14
15

59
60

16
17

61
62

18
19

63

20

64

21

65
66

1
2

67

3

68

4

«Россия на карте. Население России. Отрасли
хозяйства РФ»
Химическая промышленность
1
Лесная промышленность
1
Агропромышленный комплекс. Растениеводство.
1
Агропромышленный комплекс. Растениеводство.
1
Агропромышленный комплекс. Животноводство.
1
Агропромышленный комплекс. Животноводство.
1
Зональная специализация сельского хозяйства
1
Зональная специализация сельского хозяйства
1
Пищевая и легкая промышленность
1
Транспортный комплекс.
1
Нематериальная сфера хозяйства
1
Урок коррекции и контроля знаний по темам
1
раздела
Тема 5. Природно-хозяйственная характеристика России (21 час)
Европейский Север. Общие сведения.
1
Европейский Север. Население, природные
1
ресурсы и хозяйство.
Европейский Северо- Запад. Общие сведения.
1
Европейский Северо- Запад. Население, природные
1
ресурсы и хозяйство.
Центральная Россия. Общие сведения.
1
Центральная Россия. Население и природные
1
ресурсы
Центральная Россия. Хозяйство
1
Европейский Юг. Общие сведения.
1
Европейский Юг. Население, природные ресурсы и
1
хозяйство
Поволжье. Общие сведения
1
Поволжье. Население, природные ресурсы и
1
хозяйство
Урал. Общие сведения
1
Урал. Население, природные ресурсы и хозяйство
1
Западная Сибирь. Общие сведения
1
Западная Сибирь. Население, природные ресурсы и
1
хозяйство
Восточная Сибирь. Общие сведения.
1
Восточная Сибирь. Население, природные ресурсы
1
и хозяйство
Дальний Восток. Общие сведения
1
Дальний Восток. Население, природные ресурсы и
1
хозяйство
Дальний Восток. Население, природные ресурсы и
1
хозяйство
Урок коррекции и контроля знаний по темам
1
раздела
Тема 6. Заключение (4 часа)
Место России в мировой экономике
1
Повторение тем: «Отрасли хозяйства России»,
1
«Природнохозяйственная
характеристика
России»
Итоговая контрольная работа.
1
Тест: Население и хозяйство России
Зачёт по карте. Административный состав РФ
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 12.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(301)4459237

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».