Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Музыка» для 6-7 классов разработана в соответствии со следующими нормативными документами: - Федеральный закон Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями от 2 июля 2021 года. - Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». - Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.). - Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 г. №1/15). - Основная образовательная программа основного общего образования МОУ «Таловская СОШ». - Учебный план МОУ «Таловская СОШ». - Годовой учебный календарный график МОУ «Таловская СОШ». - Положение о разработке и утверждении рабочих программ. - Авторская программа начального общего образования по предмету «Музыка» в 6-7 классах под редакцией Критская Е.Д., Сергеева Г.П (Рабочие программы. Музыка. 6-7 классы. Педметная линия учебников под редакцией Критская Е.Д., Сергеева Г.П. Музыка. - М.: Просвещение, 2018 Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса 6-7 классов 6 класс № п/п Предмет 1 2 1. Музыка № п/п Предмет 1 2 1. Музыка Название учебной программы 4 Используемые учебники Название учебной программы 4 Используемые учебники 5 Критская Е.Д., Сергеева Г.П. УМК Музыка Г.П.Сергеева Музыка. - М.: Просвещение, 2018 7 класс 5 Критская Е.Д., Сергеева Г.П. УМК Музыка Г.П.Сергеева Музыка. - М.: Просвещение, 2019 В данной рабочей программе на изучение предмета «Музыка» отводится: - 6 класс – 1 час в неделю (34 учебных недели - 34 часа в год.) - 7 класс – 1 час в неделю (34 учебных недели - 34 часа в год.) Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка» 6 класс • осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии культур; • формирование уважительного отношения к культуре других народов; • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; • формирование на развитие мотивации к бережному отношению к материальным и духовным ценностям. 7 класс • чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; • ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им; • компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам; • коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; • участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей; • формирование эстетических потребностей, ценности и чувства эстетического сознания, как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера. Метапредметные результаты 6 класс • умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов; • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; • умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов; • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; • умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; размышлять, рассуждать и делать выводы; • смысловое чтение текстов различных стилей и жанров; • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; • формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий; • стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию. 7 класс • умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов; • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; • умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов; • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; • умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы; • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе; • формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий; • стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию. Предметные результаты Раздел Музыка как искусства. Планируемые предметные результаты Выпускник научится Выпускник получит возможность научиться 6 класс вид • - наблюдать за • - различать лирические, эпические, многообразными явлениями драматические музыкальные образы; жизни и искусства, выражать • - иметь представление о приемах свое отношение к искусству; взаимодействия и развития образов - раскрывать образное музыкальных сочинений; содержание музыкальных • - раскрывать образный строй произведений разных форм, музыкальных произведений на основе жанров и стилей; взаимодействия различных видов - определять средства искусства; музыкальной выразительности, - понимать причинно-следственные связи приёмы взаимодействия и развития музыкальных образов и их развития музыкальных образов, взаимодействия; Музыкальная картина мира. Музыкальная драматургия. - понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в различных видах творческой деятельности; • • - понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств, различать их особенности; • - высказывать суждение об основной идее и форме ее воплощения в музыке; - осуществлять на основе полученных знаний о музыкальном образе исследовательскую деятельность художественноэстетической направленности для участия в выполнении творческих проектов, в том числе связанных с практическим музицированием. • - применять информационнокоммуникативные технологии для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве сети Интернет. 7 класс • - иметь представление об особенностях музыкального языка, музыкальной драматургии, средствах музыкальной выразительности; • - эмоционально-образно • - совершенствовать умения и навыки самообразования. • - понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; • - развивать навыки исследовательской художественноэстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов); • - анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора; • • - различать формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл, сюита), понимать их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов; • -творчески интерпретировать воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора; • - использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах. содержание музыкальною произведения, используя приемы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации; • -осуществлять сравнительные интерпретации музыкальных сочинений; • -выявлять особенности построения музыкально-драматического спектакля на основе взаимодействия музыки с другими видами искусства; • -совершенствовать умения и навыки самообразования. Содержание учебного предмета «Музыка» Значение музыкального образования в основной школе заключается в расширении музыкального и культурного кругозора учащихся, в углублении представлений о широте жизненного содержания музыки и силе ее влияния на человека, развитии у школьников особого чувства творческого стиля того или иного композитора. Роль предмета в основной школе состоит в установлении внутренних связей музыки с литературой, музыки с изобразительным искусством, осмыслении зависимости между содержанием музыки и формой его воплощения на примере разных типов музыкальных образов, обобщенном понимании процессов интонационного и драматургического развития. Эмоциональное, активное восприятие музыки как основа музыкального воспитания в целом, на данном этапе обучения становится фундаментальной базой для систематизации и углубления знаний. Дальнейшего разностороннего, интеллектуально-творческого и духовного развития учащихся, формирования у них основ художественного мышления и элементарных представлений о единых закономерностях развития музыки и жизни. Изучение музыки в школе, ориентированное на освоение общечеловеческих ценностей и нравственных идеалов, творческое постижение мира через искусство, обеспечивает в целом успешную социализацию растущего человека, становление его активной жизненной позиции, готовность к взаимодействию и сотрудничеству в современном поликультурном пространстве. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры, при этом произведения отечественного музыкального искусства рассматриваются в контексте мировой художественной культуры. Воспитание деятельной, творческой памяти - важнейшая задача музыкального образования. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде будут способствовать сформированности нравственной дисциплины и социализации личности учащихся, формированию у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам. Содержание программы обеспечивает возможность разностороннего развития учащихся через наблюдение, восприятие музыки и размышление о ней; воплощение музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций; разучивание и исполнение вокально-хоровых произведений; импровизацию в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности. Учащиеся знакомятся с различными видами музыки (вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая) и основными средствами музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад). Получают представления о народной и профессиональной музыке, музыкальном фольклоре народов России и мира, сочинениях профессиональных композиторов. Содержание программы базируется на нравственно - эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении учащимися основных пластов музыкального искусства: фольклор, духовная музыка, золотой фонд классической музыки, сочинения современных композиторов и их взаимодействия с произведениями других видов искусства. 6 класс: Программа состоит из двух разделов: «Музыка как вид искусства» и «Музыкальная картина мира.». Раздел 1. «Музыка как вид искусства» (11ч) Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Воздействие музыки на человека, её роль в жизни человеческого общества. Удивительный мир музыкальных образов. Круг музыкальных образов, их взаимосвязь и развитие. Интонация как носитель образного смысла. Многообразие интонационно-образных построений. Образы романсов и песен русских композиторов. Два музыкальных посвящения. Образы песен зарубежных композиторов. Старинной песни мир. Баллада "Лесной царь". Искусство прекрасного пения. Музыкальный образ и мастерство исполнителя. Раздел 2. «Музыкальная картина мира». (23 ч) Народное искусство Древней Руси. Древнерусская духовная музыка. Духовная музыка русских композиторов. Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов. Основные жанры эпохи Просвещения: кант, хоровой концерт, литургия. Формирование русской классической музыкальной школы. "Фрески Софии Киевской". "Перезвоны". Образы духовной музыки Западной Европы. Образы скорби и печали. Фортуна правит миром. Образы камерной музыки. Инструментальная баллада. Ночной пейзаж. «Итальянский» концерт. Программная музыка. Образы симфонической музыки. Программная увертюра "Эгмонт". Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина "Метель". Увертюра-фантазия "Ромео и Джульетта". Связь времен. Вечные темы искусства и жизни. Многообразие стилей в отечественной и зарубежной музыке 20 века. Джаз искусство 20 века. Авторская песня: прошлое и настоящее. Музыка в стиле "рок". Мир музыкального театра. Мюзикл. Образы киномузыки. Электронная музыка. Современные технологии записи и воспроизведения музыки. Музыка в семье искусств. 7 класс: Программа состоит из двух разделов: «Особенности драматургии сценической музыки» и «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки». Такое деление учебного материала весьма условно, так как знакомство с музыкальным сочинением всегда происходит в тесной взаимосвязи с произведениями других видов искусства. Раздел 1. «Особенности драматургии сценической музыки» (16 ч) Классика и современность. Музыкально-театральные жанры. Опера. Опера «Иван Сусанин». Музыкальное содержание. Опера «Князь Игорь». Музыкально-театральные жанры. Балет. Балеты П. Чайковского. Сюжетное сходство различных жанров. Опера и балет. Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов. Самая популярная опера. "Кармен". Вторая жизнь оперы. С. Прокофьев «Ромео и Джульетта». Оперетта и мюзикл. Д. Гершвин «Порги и Бесс». Рок-опера Л. Уэббера "Иисус Христос - суперзвезда". Единство содержания и формы в музыке. Обобщающий урок. Раздел 2. «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» (18 ч) Музыка к драматическому спектаклю. Музыка кино. Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. Вивальди. Сонатная форма в творчестве Бетховена и Моцарта. Симфоническая музыка. Симфония. Венские классики. П. Чайковский Симфония № 6. Инструментальный концерт. П. Чайковский Концерт №1. Рахманинов Концерт № 2. Жанр рапсодии. Ф. Лист, С. Рахманинов. Дж. Гершвин. Рапсодия в голубых тонах. Симфоническая картина. К. Дебюсси. Жанр инструментального этюда. Черни. Шопен. Лист. Инструментальные транскрипции. Д. Шостакович. Ленинградская симфония. Современная музыка: стили, направления. Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Обобщающий урок. Учебно-тематический план 6 класс № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Номер Корректировка Тема урока Кол-во часов раздела и рабочей программы (дата, темы урока причина) Раздел 1. «Музыка как вид искусства»(11 часов) 1 Музыкальное 1 искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. 2 Воздействие музыки 1 на человека, её роль в жизни человеческого общества. 3 Удивительный мир 1 музыкальных образов. 4 Круг музыкальных 1 образов, их взаимосвязь и развитие. 5 Интонация как 1 носитель образного смысла. Многообразие интонационнообразных построений. 6 Образы романсов и 1 песен русских композиторов. 7 Два музыкальных 1 посвящения. 8 Образы песен 1 зарубежных композиторов. 9 Старинной песни мир. 1 Баллада "Лесной царь". 10 Искусство 1 прекрасного пения. 11 Музыкальный образ и 1 мастерство исполнителя. Раздел 2. «Музыкальная картина мира» (23 часа) 1 Народное искусство 1 Древней Руси. 2 Древнерусская 1 духовная музыка. Духовная музыка русских композиторов. 3 Обряды и обычаи в 1 фольклоре и творчестве композиторов. 4 15 5 16 6 17 7 18 8 19 20 9 10 21 11 22 12 23 13 24 25 14 15 26 16 27 28 29 30 31 32 33 17 18 19 20 21 22 Основные жанры эпохи Просвещения: кант, хоровой концерт, литургия. Формирование русской классической музыкальной школы. "Фрески Софии Киевской". "Перезвоны". Образы духовной музыки Западной Европы. Образы скорби и печали. Фортуна правит миром. Образы камерной музыки. Инструментальная баллада. Ночной пейзаж. "Итальянский концерт". Программная музыка. Образы симфонической музыки. Программная увертюра "Эгмонт". Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина "Метель". Увертюра-фантазия "Ромео и Джульетта". Связь времен. Вечные темы искусства и жизни. Многообразие стилей в отечественной и зарубежной музыке 20 века. Джаз - искусство 20 века. Авторская песня: прошлое и настоящее. Музыка в стиле "рок". Мир музыкального театра. Мюзикл. Образы киномузыки. Электронная музыка. Современные технологии записи и воспроизведения музыки. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34 23 Музыка в семье искусств. 1 7 класс Номер Корректировка Тема урока Кол-во часов № п/п раздела и рабочей программы (дата, темы урока причина) Раздел 1. «Особенности драматургии сценической музыки» (16 часов) 1 1 Классика и 1 современность. 2 2 Музыкально1 театральные жанры. Опера. 3 3 Опера «Иван 1 Сусанин». 4 4 Музыкальное 1 содержание. Опера «Князь Игорь». 5 5 Музыкально1 театральные жанры. Балет. 6 6 Балеты П. Чайковского 1 7 7 Сюжетное сходство 1 различных жанров. Опера и балет. 8 8 Героическая тема в 1 русской музыке. Галерея героических образов. 9 9 Самая популярная 1 опера. "Кармен". 10 10 Вторая жизнь оперы. 1 11 11 С. Прокофьев «Ромео 1 и Джульетта». 12 12 Оперетта и мюзикл. 1 13 13 Д. Гершвин «Порги и 1 Бесс». 14 14 Рок-опера Л. Уэббера 1 "Иисус Христос суперзвезда". 15 15 Единство содержания 1 и формы в музыке. 16 16 Обобщающий урок. 1 Раздел 2. «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» (18 часов) 1 Музыка к 1 17 драматическому спектаклю. 2 Музыка кино. 1 18 3 Циклические формы 1 инструментальной 19 музыки. Кончерто гроссо. Вивальди. 4 Сонатная форма в 1 20 творчестве Бетховена 21 22 23 5 6 7 8 24 25 9 10 26 27 11 12 28 29 13 14 30 31 32 33 34 15 16 17 18 и Моцарта. Симфоническая музыка. Симфония. Венские классики. П. Чайковский Симфония № 6. Инструментальный концерт. П. Чайковский Концерт №1. Рахманинов Концерт № 2 Жанр рапсодии. Ф. Лист, С. Рахманинов. Дж. Гершвин. Рапсодия в голубых тонах. Симфоническая картина. К. Дебюсси. Жанр инструментального этюда. Черни. Шопен. Лист. Инструментальные транскрипции. Д. Шостакович. Ленинградская симфония. Современная музыка: стили, направления. Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Обобщающий урок. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1