Рабочая программа музыка 6-7 класс. 2022-25 уч.г

Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 6-7 классов разработана в соответствии со
следующими нормативными документами:
- Федеральный закон Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в
Российской Федерации» с изменениями от 2 июля 2021 года.
- Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021г. № 115 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования» (с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 11 декабря
2020 г.).
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена
решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от
08.04.2015 г. №1/15).
- Основная образовательная программа основного общего образования МОУ «Таловская
СОШ».
- Учебный план МОУ «Таловская СОШ».
- Годовой учебный календарный график МОУ «Таловская СОШ».
- Положение о разработке и утверждении рабочих программ.
- Авторская программа начального общего образования по предмету «Музыка» в 6-7 классах
под редакцией Критская Е.Д., Сергеева Г.П (Рабочие программы. Музыка. 6-7 классы. Педметная
линия учебников под редакцией Критская Е.Д., Сергеева Г.П. Музыка. - М.: Просвещение, 2018
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
6-7 классов
6 класс
№ п/п

Предмет

1

2

1.

Музыка

№ п/п

Предмет

1

2

1.

Музыка

Название учебной
программы
4

Используемые учебники

Название учебной
программы
4

Используемые учебники

5
Критская Е.Д., Сергеева Г.П.
УМК Музыка Г.П.Сергеева
Музыка. - М.: Просвещение, 2018
7 класс

5
Критская Е.Д., Сергеева Г.П.
УМК Музыка Г.П.Сергеева
Музыка. - М.: Просвещение, 2019

В данной рабочей программе на изучение предмета «Музыка» отводится:
- 6 класс – 1 час в неделю (34 учебных недели - 34 часа в год.)
- 7 класс – 1 час в неделю (34 учебных недели - 34 часа в год.)

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка»
6 класс
•
осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование
ценностей многонационального российского общества;
•
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии культур;
•
формирование уважительного отношения к культуре других народов;
•
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
•
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
•
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
•
формирование на развитие мотивации к бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
7 класс
•
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание
своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей
многонационального российского общества;
•
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и
разнообразии природы, народов, культур и религий;
•
ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
•
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание
чувств других людей и сопереживание им;
•
компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора,
осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
•
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками,
старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
творческой и других видах деятельности;
•
участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных и этнокультурных особенностей;
•
формирование эстетических потребностей, ценности и чувства эстетического сознания,
как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности
музыкально-эстетического характера.
Метапредметные результаты
6 класс
•
умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития
познавательных мотивов и интересов;
•
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать
наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
•
умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать
правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности
ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
•
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
•
умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; размышлять, рассуждать и
делать выводы;
•
смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;

•
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
•
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками;
•
формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий;
•
стремление к
самостоятельному
общению
с
искусством
и
художественному самообразованию.
7 класс
•
умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития
познавательных мотивов и интересов;
•
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать
наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
•
умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать
правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности
ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
•
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
•
умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать
причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
•
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
•
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например
в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
•
формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий;
•
стремление к
самостоятельному
общению
с
искусством
и
художественному самообразованию.
Предметные результаты
Раздел

Музыка как
искусства.

Планируемые предметные результаты
Выпускник научится
Выпускник
получит
возможность
научиться
6 класс
вид •
- наблюдать за
•
- различать лирические, эпические,
многообразными явлениями
драматические музыкальные образы;
жизни и искусства, выражать
•
- иметь представление о приемах
свое отношение к искусству;
взаимодействия и развития образов
- раскрывать образное
музыкальных сочинений;
содержание музыкальных
•
- раскрывать образный строй
произведений разных форм,
музыкальных произведений на основе
жанров и стилей;
взаимодействия различных видов
- определять средства
искусства;
музыкальной выразительности, - понимать причинно-следственные связи
приёмы взаимодействия и
развития музыкальных образов и их
развития музыкальных образов, взаимодействия;

Музыкальная
картина мира.

Музыкальная
драматургия.

- понимать специфику и
особенности музыкального
языка, закономерности
музыкального искусства,
творчески интерпретировать
содержание музыкального
произведения в различных
видах творческой
деятельности;
•
•
- понимать специфику
музыки и выявлять родство
художественных образов
разных искусств, различать их
особенности;
•
- высказывать
суждение об основной идее и
форме ее воплощения в
музыке;
- осуществлять на основе
полученных знаний о
музыкальном образе
исследовательскую
деятельность художественноэстетической направленности
для участия в выполнении
творческих проектов, в том
числе связанных с
практическим музицированием.
•
- применять
информационнокоммуникативные технологии
для расширения опыта
творческой деятельности в
процессе поиска информации в
образовательном пространстве
сети Интернет.
7 класс
•
- иметь представление
об особенностях музыкального
языка, музыкальной
драматургии, средствах
музыкальной выразительности;
•
- эмоционально-образно

•
- совершенствовать умения и навыки
самообразования.

•
- понимать жизненно-образное
содержание музыкальных произведений
разных жанров;
•
- развивать навыки
исследовательской художественноэстетической деятельности (выполнение
индивидуальных и коллективных
проектов);
•
- анализировать различные
трактовки одного и того же произведения,
аргументируя исполнительскую
интерпретацию замысла композитора;
•

•
- различать формы построения
музыки (сонатно-симфонический цикл,
сюита), понимать их возможности в
воплощении и развитии музыкальных
образов;
•
-творчески интерпретировать

воспринимать и оценивать
музыкальные произведения
различных жанров и стилей
классической и современной
музыки, обосновывать свои
предпочтения в ситуации
выбора;
•
- использовать
различные формы
индивидуального, группового и
коллективного музицирования,
выполнять творческие задания,
участвовать в
исследовательских проектах.

содержание музыкальною произведения,
используя приемы пластического
интонирования, музыкально-ритмического
движения, импровизации;
•
-осуществлять сравнительные
интерпретации музыкальных
сочинений;
•
-выявлять особенности построения
музыкально-драматического спектакля на
основе взаимодействия музыки с другими
видами искусства;
•
-совершенствовать умения и навыки
самообразования.

Содержание учебного предмета «Музыка»
Значение музыкального образования в основной школе заключается в расширении
музыкального и культурного кругозора учащихся, в углублении представлений о широте жизненного
содержания музыки и силе ее влияния на человека, развитии у школьников особого чувства
творческого стиля того или иного композитора. Роль предмета в основной школе состоит в
установлении внутренних связей музыки с литературой, музыки с изобразительным искусством,
осмыслении зависимости между содержанием музыки и формой его воплощения на примере разных
типов музыкальных образов, обобщенном понимании процессов интонационного и
драматургического развития.
Эмоциональное, активное восприятие музыки как основа музыкального воспитания в целом,
на данном этапе обучения становится фундаментальной базой для систематизации и углубления
знаний. Дальнейшего разностороннего, интеллектуально-творческого и духовного развития
учащихся, формирования у них основ художественного мышления и элементарных представлений о
единых закономерностях развития музыки и жизни. Изучение музыки в школе, ориентированное на
освоение общечеловеческих ценностей и нравственных идеалов, творческое постижение мира через
искусство, обеспечивает в целом успешную социализацию растущего человека, становление его
активной жизненной позиции, готовность к взаимодействию и сотрудничеству в современном
поликультурном пространстве.
Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через
интонации, темы и образы русской музыкальной культуры, при этом произведения отечественного
музыкального искусства рассматриваются в контексте мировой художественной культуры.
Воспитание деятельной, творческой памяти - важнейшая задача музыкального образования.
Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде будут способствовать
сформированности нравственной дисциплины и социализации личности учащихся, формированию у
подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам.
Содержание программы обеспечивает возможность разностороннего развития учащихся через
наблюдение, восприятие музыки и размышление о ней; воплощение музыкальных образов при
создании театрализованных и музыкально-пластических композиций; разучивание и исполнение

вокально-хоровых произведений; импровизацию в разнообразных видах музыкально-творческой
деятельности. Учащиеся знакомятся с различными видами музыки (вокальная, инструментальная;
сольная, хоровая, оркестровая) и основными средствами музыкальной выразительности (мелодия,
ритм, темп, динамика, тембр, лад).
Получают представления о народной и профессиональной музыке, музыкальном фольклоре
народов России и мира, сочинениях профессиональных композиторов. Содержание программы
базируется на нравственно - эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении
учащимися основных пластов музыкального искусства: фольклор, духовная музыка, золотой фонд
классической музыки, сочинения современных композиторов и их взаимодействия с произведениями
других видов искусства.
6 класс: Программа состоит из двух разделов: «Музыка как вид искусства» и «Музыкальная
картина мира.».
Раздел 1. «Музыка как вид искусства» (11ч)
Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды.
Воздействие музыки на человека, её роль в жизни человеческого общества. Удивительный мир
музыкальных образов. Круг музыкальных образов, их взаимосвязь и развитие. Интонация как
носитель образного смысла. Многообразие интонационно-образных построений. Образы романсов и
песен русских композиторов. Два музыкальных посвящения. Образы песен зарубежных
композиторов. Старинной песни мир. Баллада "Лесной царь". Искусство прекрасного пения.
Музыкальный образ и мастерство исполнителя.
Раздел 2. «Музыкальная картина мира». (23 ч)
Народное искусство Древней Руси. Древнерусская духовная музыка. Духовная музыка
русских композиторов. Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов. Основные жанры
эпохи Просвещения: кант, хоровой концерт, литургия. Формирование русской классической
музыкальной школы. "Фрески Софии Киевской". "Перезвоны". Образы духовной музыки Западной
Европы. Образы скорби и печали. Фортуна правит миром. Образы камерной музыки.
Инструментальная баллада. Ночной пейзаж. «Итальянский» концерт. Программная музыка. Образы
симфонической музыки. Программная увертюра "Эгмонт". Музыкальные иллюстрации к повести А.
С. Пушкина "Метель". Увертюра-фантазия "Ромео и Джульетта". Связь времен. Вечные темы
искусства и жизни. Многообразие стилей в отечественной и зарубежной музыке 20 века. Джаз искусство 20 века. Авторская песня: прошлое и настоящее. Музыка в стиле "рок". Мир музыкального
театра. Мюзикл. Образы киномузыки. Электронная музыка. Современные технологии записи и
воспроизведения музыки. Музыка в семье искусств.
7 класс: Программа состоит из двух разделов: «Особенности драматургии сценической
музыки» и «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки». Такое деление учебного
материала весьма условно, так как знакомство с музыкальным сочинением всегда происходит в
тесной взаимосвязи с произведениями других видов искусства.
Раздел 1. «Особенности драматургии сценической музыки» (16 ч)
Классика и современность. Музыкально-театральные жанры. Опера. Опера «Иван Сусанин».
Музыкальное содержание. Опера «Князь Игорь». Музыкально-театральные жанры. Балет. Балеты П.
Чайковского. Сюжетное сходство различных жанров. Опера и балет. Героическая тема в русской
музыке. Галерея героических образов. Самая популярная опера. "Кармен". Вторая жизнь оперы. С.
Прокофьев «Ромео и Джульетта». Оперетта и мюзикл. Д. Гершвин «Порги и Бесс». Рок-опера Л.
Уэббера "Иисус Христос - суперзвезда". Единство содержания и формы в музыке. Обобщающий
урок.
Раздел 2. «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» (18 ч)
Музыка к драматическому спектаклю. Музыка кино. Циклические формы инструментальной
музыки. Кончерто гроссо. Вивальди. Сонатная форма в творчестве Бетховена и Моцарта.
Симфоническая музыка. Симфония. Венские классики. П. Чайковский Симфония № 6.
Инструментальный концерт. П. Чайковский Концерт №1. Рахманинов Концерт № 2. Жанр рапсодии.
Ф. Лист, С. Рахманинов. Дж. Гершвин. Рапсодия в голубых тонах. Симфоническая картина. К.
Дебюсси. Жанр инструментального этюда. Черни. Шопен. Лист. Инструментальные транскрипции.

Д. Шостакович. Ленинградская симфония. Современная музыка: стили, направления. Музыка
народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Обобщающий урок.

Учебно-тематический план
6 класс
№ п/п

1

2

3
4

5

6

7
8

9

10
11

12

13

14

Номер
Корректировка
Тема урока
Кол-во часов
раздела и
рабочей программы (дата,
темы урока
причина)
Раздел 1. «Музыка как вид искусства»(11 часов)
1
Музыкальное
1
искусство как
воплощение
жизненной красоты и
жизненной правды.
2
Воздействие музыки
1
на человека, её роль в
жизни человеческого
общества.
3
Удивительный мир
1
музыкальных образов.
4
Круг музыкальных
1
образов, их
взаимосвязь и
развитие.
5
Интонация как
1
носитель образного
смысла. Многообразие
интонационнообразных построений.
6
Образы романсов и
1
песен русских
композиторов.
7
Два музыкальных
1
посвящения.
8
Образы песен
1
зарубежных
композиторов.
9
Старинной песни мир.
1
Баллада "Лесной
царь".
10
Искусство
1
прекрасного пения.
11
Музыкальный образ и
1
мастерство
исполнителя.
Раздел 2. «Музыкальная картина мира» (23 часа)
1
Народное искусство
1
Древней Руси.
2
Древнерусская
1
духовная музыка.
Духовная музыка
русских композиторов.
3
Обряды и обычаи в
1
фольклоре и
творчестве
композиторов.

4
15
5
16
6
17
7
18
8
19
20

9
10

21
11
22
12
23
13
24

25

14
15

26
16
27

28
29
30
31
32

33

17
18
19
20
21
22

Основные жанры
эпохи Просвещения:
кант, хоровой концерт,
литургия.
Формирование
русской классической
музыкальной школы.
"Фрески Софии
Киевской".
"Перезвоны".
Образы духовной
музыки Западной
Европы.
Образы скорби и
печали. Фортуна
правит миром.
Образы камерной
музыки.
Инструментальная
баллада. Ночной
пейзаж.
"Итальянский
концерт".
Программная музыка.
Образы
симфонической
музыки. Программная
увертюра "Эгмонт".
Музыкальные
иллюстрации к
повести А. С.
Пушкина "Метель".
Увертюра-фантазия
"Ромео и Джульетта".
Связь времен. Вечные
темы искусства и
жизни.
Многообразие стилей
в отечественной и
зарубежной музыке 20
века.
Джаз - искусство 20
века.
Авторская песня:
прошлое и настоящее.
Музыка в стиле "рок".
Мир музыкального
театра. Мюзикл.
Образы киномузыки.
Электронная музыка.
Современные
технологии записи и
воспроизведения
музыки.

1

1

1

1

1

1
1

1

1

1

1
1

1

1
1
1
1
1
1

34

23

Музыка в семье
искусств.

1
7 класс

Номер
Корректировка
Тема урока
Кол-во часов
№ п/п
раздела и
рабочей программы (дата,
темы урока
причина)
Раздел 1. «Особенности драматургии сценической музыки» (16 часов)
1
1
Классика и
1
современность.
2
2
Музыкально1
театральные жанры.
Опера.
3
3
Опера «Иван
1
Сусанин».
4
4
Музыкальное
1
содержание. Опера
«Князь Игорь».
5
5
Музыкально1
театральные жанры.
Балет.
6
6
Балеты П. Чайковского
1
7
7
Сюжетное сходство
1
различных жанров.
Опера и балет.
8
8
Героическая тема в
1
русской музыке.
Галерея героических
образов.
9
9
Самая популярная
1
опера. "Кармен".
10
10
Вторая жизнь оперы.
1
11
11
С. Прокофьев «Ромео
1
и Джульетта».
12
12
Оперетта и мюзикл.
1
13
13
Д. Гершвин «Порги и
1
Бесс».
14
14
Рок-опера Л. Уэббера
1
"Иисус Христос суперзвезда".
15
15
Единство содержания
1
и формы в музыке.
16
16
Обобщающий урок.
1
Раздел 2. «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» (18 часов)
1
Музыка к
1
17
драматическому
спектаклю.
2
Музыка кино.
1
18
3
Циклические формы
1
инструментальной
19
музыки. Кончерто
гроссо. Вивальди.
4
Сонатная форма в
1
20
творчестве Бетховена

21
22
23

5
6
7
8

24

25

9
10

26
27

11
12

28

29

13
14

30
31
32
33
34

15
16
17
18

и Моцарта.
Симфоническая
музыка.
Симфония. Венские
классики.
П. Чайковский
Симфония № 6.
Инструментальный
концерт. П.
Чайковский Концерт
№1. Рахманинов
Концерт № 2
Жанр рапсодии. Ф.
Лист, С. Рахманинов.
Дж. Гершвин.
Рапсодия в голубых
тонах.
Симфоническая
картина. К. Дебюсси.
Жанр
инструментального
этюда. Черни. Шопен.
Лист.
Инструментальные
транскрипции.
Д. Шостакович.
Ленинградская
симфония.
Современная музыка:
стили, направления.
Музыка народов мира.
Популярные хиты из
мюзиклов и рок-опер.
Обобщающий урок.

1
1
1
1

1
1

1
1

1
1

1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 12.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(301)4459237

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».