Раб прог по ИЗО для 6 7кл 2022-25 уч.г

0

1

Рабочая программа по предмету «изобразительное искусство» разработана в
соответствии с:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от
29.12.2012 г.,
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования»;
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 г. № 1577 «О внесении
изменений в ФГОС основного общего образования, утверждённый приказом
Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897;
- Примерной основной образовательной программой основного общего образования;
- Авторской программой основного общего образования по изобразительному искусству в
5 – 7 классах под редакцией Б.М.Неменского, с учетом учебного плана МОУ «Таловская
средняя общеобразовательная школа».
Программа соответствует учебнику «Изобразительного искусства» (5-7 кл.) для
общеобразовательных учреждений:
Изобразительное искусство. Декоративно - прикладное искусство в жизни человека.
5 класс. / Н.А. Горяева, О.В. Островская; под ред. Б.М. Неменского — 4-изд. — М.:
Просвещение, 2014г.
Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс. / Л.А. Неменская;
под редакцией Б.М.Неменского — 3- изд. — М.: Просвещение, 2014г.
Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7 класс. /А.С.
Питерских, Г.Е. Гуров; под редакцией Б.М.Неменского. — 2- изд. — М.: Просвещение,
2014г.
В данной рабочей программе на изучение физики отводиться:
5 класс — 1 час в неделю (34 учебных недели — 34 часа в год)
6 класс — 1 час в неделю (34 учебных недели — 34 часа в год)
7 класс — 1 час в неделю (34 учебных недели — 34 часа в год)
На освоение программы по изобразительному искусству 5-7 классы выделяется 102 часа
учебного времени.
По данной программе в 2018-2019 учебном году обучаются 5-7 классы.

1. Планируемые результаты.

2

5класс
Личностные результаты:
 Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности,
знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей
многонационального российского общества;
 формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию;
 формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
 формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
 развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
 формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
 осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
 развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:
 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
 умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать
свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
 умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета
интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

3

Предметные результаты:
 формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей
духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации
общения;
развитие
эстетического,
эмоционально- ценностного
видения
окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию,
зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и
творческого воображения;
 развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоциональноценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и
нравственном пространстве культуры;
 освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей
как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в
пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов,
классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство
современности);
 воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в
архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметноматериальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
 приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах
визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика),
декоративно-прикладных;
 развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства,
освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки
произведений искусства; формирование активного отношения к традициям
художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой
ценности;
 осознание значения искусства и творчества в личной и культурной
самоидентификации личности;
 развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование
устойчивого интереса к творческой деятельности.
РОЛЬ ИСКУССТВА И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЖИЗНИ
ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

Выпускник научится:
• понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в связях
искусства с наукой и религией;
• осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к
человеку, природным и социальным явлениям;
• понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека;
• осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной
художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы.

Выпускник получит возможность научиться:

4

• выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в
произведении искусства;
• определять эстетические категории «прекрасное» и «безобразное»,
«комическое» и «трагическое» и др. в произведениях пластических искусств и
использовать эти знания на практике;
• различать произведения разных эпох, художественных стилей;
• различать работы великих мастеров по художественной манере (по манере
письма).
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЖИЗНИ И ИСКУССТВА

Выпускник научится:
• понимать связи искусства с всемирной историей и историей Отечества;
• осознавать роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии
религиозных представлений и в передаче духовно-нравственного опыта поколений;
• осмысливать на основе произведений искусства морально-нравственную позицию
автора и давать ей оценку, соотнося с собственной позицией;
• передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выражать
своё отношение к негативным явлениям жизни и искусства;
• осознавать важность сохранения художественных ценностей для последующих
поколений, роль художественных музеев в жизни страны, края, города.

Выпускник получит возможность научиться:
• понимать
гражданское
подвижничество
художника
в
выявлении
положительных и отрицательных сторон жизни в художественном образе;
• осознавать необходимость развитого эстетического вкуса в жизни
современного человека;
• понимать специфику ориентированности отечественного искусства на
приоритет этического над эстетическим.
ЯЗЫК ПЛАСТИЧЕСКИХ ИСКУССТВ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ

Выпускник научится:
• эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и
передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные
состояния и своё отношение к ним средствами художественного языка;
• понимать роль художественного образа и понятия «выразительность» в искусстве;
• создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве,
используя выразительные средства изобразительного искусства: композицию,
форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы
для воплощения собственного художественно-творческого замысла в живописи,
скульптуре, графике;
• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму
предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы
для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике,
художественном конструировании;

5

• использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для
украшения изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для
создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой
деятельности специфику стилистики произведений народных художественных
промыслов в России (с учётом местных условий).

Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе
одноклассников;
• понимать и использовать в художественной работе материалы и средства
художественной выразительности, соответствующие замыслу;
• анализировать средства выразительности, используемые художниками,
скульпторами, архитекторами, дизайнерами для создания художественного
образа.
ВИДЫ И ЖАНРЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Выпускник научится:
• различать виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура,
художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и
участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные
художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного
замысла;
• различать виды декоративно-прикладных искусств, понимать их специфику;
• различать жанры изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт,
бытовой, исторический, батальный жанры) и участвовать в художественнотворческой деятельности, используя различные художественные материалы и
приёмы работы с ними для передачи собственного замысла.

Выпускник получит возможность научиться:
• определять шедевры национального и мирового изобразительного искусства;
• понимать историческую ретроспективу становления жанров пластических
искусств.
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Выпускник научится:
• использовать декоративные элементы и мотивы народностей орнамента для

украшения праздничного платья.
• расширять и углублять знания в области национального фольклора народов
проживающих в республики Бурятия.
• понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе
Республики Бурятия, Прибайкальского района.

Выпускник получит возможность научиться:
• владеть навыком работы в конкретном материале (батик, витраж и т. п.);
Понимать язык искусства орнаментации и колористики женского (мужского)
праздничного костюма народов проживающих в Республики Бурятия.

6

• знать основные компоненты, составляющие ансамбль женского (мужского)
праздничного костюма.

6класс
Личностные результаты:
 воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности,
знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей
многонационального российского общества;
 формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию;
 формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
 формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
 развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
 формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
 осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
 развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:
 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
 умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать
свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
 умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

7

 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета
интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты:
 формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей
духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации
общения;
развитие
эстетического,
эмоционально- ценностного
видения
окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию,
зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и
творческого воображения;
 развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоциональноценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и
нравственном пространстве культуры;
 освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей
как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в
пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов,
классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство
современности);
 воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в
архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметноматериальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
 приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах
визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика),
декоративно-прикладных;
 развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства,
освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки
произведений искусства; формирование активного отношения к традициям
художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой
ценности;
 осознание значения искусства и творчества в личной и культурной
самоидентификации личности;
 развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование
устойчивого интереса к творческой деятельности.
РОЛЬ ИСКУССТВА И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЖИЗНИ
ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

Выпускник научится:
•
•
•

понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в связях
искусства с наукой и религией;
осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к
человеку, природным и социальным явлениям;
понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека;

8

•

осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной
художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы.

Выпускник получит возможность научиться:
•
•

•
•

выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в
произведении искусства;
определять эстетические категории «прекрасное» и «безобразное», «комическое»
и «трагическое» и др. в произведениях пластических искусств и использовать эти
знания на практике;
различать произведения разных эпох, художественных стилей;
различать работы великих мастеров по художественной манере (по манере
письма).
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЖИЗНИ И ИСКУССТВА

Выпускник научится:
понимать связи искусства с всемирной историей и историей Отечества;
• осознавать роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии
религиозных представлений и в передаче духовно-нравственного опыта поколений;
• осмысливать на основе произведений искусства морально-нравственную позицию
автора и давать ей оценку, соотнося с собственной позицией;
• передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выражать
своё отношение к негативным явлениям жизни и искусства;
• осознавать важность сохранения художественных ценностей для последующих
поколений, роль художественных музеев в жизни страны, края, города.

Выпускник получит возможность научиться:
• отрицательных сторон жизни в художественном образе;
• осознавать необходимость развитого эстетического вкуса в жизни
современного человека;
• понимать специфику ориентированности отечественного искусства на
приоритет этического над эстетическим.
ЯЗЫК ПЛАСТИЧЕСКИХ ИСКУССТВ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ

Выпускник научится:
эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и
передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные
состояния и своё отношение к ним средствами художественного языка;
• понимать роль художественного образа и понятия «выразительность» в искусстве;
• создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве,
используя выразительные средства изобразительного искусства: композицию,
форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы
для воплощения собственного художественно-творческого замысла в живописи,
скульптуре, графике;
• создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного
искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица,
фигуры; характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;

9

• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму
предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы
для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике,
художественном конструировании.

Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе
одноклассников;
• понимать и использовать в художественной работе материалы и средства
художественной выразительности, соответствующие замыслу;
• анализировать средства выразительности, используемые художниками,
скульпторами, архитекторами, дизайнерами для создания художественного
образа.
ВИДЫ И ЖАНРЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Выпускник научится:
• различать виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура,
художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и
участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные
художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного
замысла;
• различать виды декоративно-прикладных искусств, понимать их специфику;
• различать жанры изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт,
бытовой, исторический, батальный жанры) и участвовать в художественнотворческой деятельности, используя различные художественные материалы и
приёмы работы с ними для передачи собственного замысла.

Выпускник получит возможность научиться:
• определять шедевры национального и мирового изобразительного искусства;
• понимать историческую ретроспективу становления жанров пластических
искусств.
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Выпускник научится:
• знать основные компоненты, составляющие ансамбль женского и мужского
комплекса одежды;
• понимать и правильно употреблять в устной речи изученные понятия;
• знать истоки художественной обработки металла, оружейного ремесла и
ювелирного искусства бурят;
• осознавать художественно-историческую значимость в возрождении традиций
бурятского ювелирного и оружейного искусства;
• использовать декоративные элементы и мотивы бурятского орнамента для
украшения;
• знать технологические способы нанесения
узора на поверхности частей
холодного оружия бурят и художественные особенности его орнаментального
украшения;

10

• овладевать графическими навыками выполнения декоративного украшения; в
технике линейного рисунка с подцветкой (тонированием) акварельными красками.
Приобретать опыт восприятия известных картин исторического и бытового жанров
художников Бурятии

Выпускник получит возможность научиться:
• приобретать опыт эмоционально-ценностного эстетического восприятия и
художественной оценки композиции и декора отдельных компонентов бурятского
народного женского и мужского костюма как завершенного, гармоничного
ансамбля.
• характеризовать исторический и бытовой жанры как идейное и образное
выражение значимых событий в истории Бурятии и повседневной бытовой жизни
народов республики.
• уметь выражать свое отношение к тем или иным картинам бытового или
исторического жанров художников Бурятии.
• запоминать и называть имена известных художников Бурятии и их картины,
посвященные изображению исторических событий и бытовых сцен.

7класс
Личностные результаты:
 воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности,
знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей
многонационального российского общества;
 формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию;
 формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
 формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
 развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
 формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
 осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
 развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия

11

народов Бурятии и России, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:
 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
 умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать
свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
 умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета
интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты:
 формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей
духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации
общения;
развитие
эстетического,
эмоционально- ценностного
видения
окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию,
зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и
творческого воображения;
 развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоциональноценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и
нравственном пространстве культуры;
 освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и
стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в
пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных
народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства,
искусство современности);
 воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в
архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметноматериальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
 приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах
визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика),
декоративно-прикладных;

12

 развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства,
освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки
произведений искусства; формирование активного отношения к традициям
художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой
ценности;
 осознание значения искусства и творчества в личной и культурной
самоидентификации личности;
 развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование
устойчивого интереса к творческой деятельности;
 применение художественных умений, знаний и представлений в процессе
выполнения художественно-творческих работ, например, иллюстрировании
произведений литературы писателей Бурятии; в развитии потребности общения с
произведениями прикладного и изобразительного искусства, освоении
практических умений и навыков восприятия и оценки произведений прикладного,
монументального искусства (на примерах творчества художников-прикладников.
РОЛЬ ИСКУССТВА И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЖИЗНИ
ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

Выпускник научится:
•
•
•
•

понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в связях
искусства с наукой и религией;
осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к
человеку, природным и социальным явлениям;
понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека;
осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной
художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы.

Выпускник получит возможность научиться:
•
•

•
•

выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в
произведении искусства;
определять эстетические категории «прекрасное» и «безобразное», «комическое»
и «трагическое» и др. в произведениях пластических искусств и использовать эти
знания на практике;
различать произведения разных эпох, художественных стилей;
различать работы великих мастеров по художественной манере (по манере
письма).
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЖИЗНИ И ИСКУССТВА

Выпускник научится:
•
•
•

понимать связи искусства с всемирной историей и историей Отечества;
осознавать роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии
религиозных представлений и в передаче духовно-нравственного опыта поколений;
осмысливать на основе произведений искусства морально-нравственную позицию
автора и давать ей оценку, соотнося с собственной позицией;

13

•
•

передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выражать
своё отношение к негативным явлениям жизни и искусства;
осознавать важность сохранения художественных ценностей для последующих
поколений, роль художественных музеев в жизни страны, края, города.

Выпускник получит возможность научиться:
•
•
•

понимать гражданское подвижничество художника в выявлении положительных
и отрицательных сторон жизни в художественном образе;
осознавать необходимость развитого эстетического вкуса в жизни современного
человека;
понимать специфику ориентированности отечественного искусства на
приоритет этического над эстетическим.
ЯЗЫК ПЛАСТИЧЕСКИХ ИСКУССТВ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ

Выпускник научится:
• эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и
передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные
состояния и своё отношение к ним средствами художественного языка;
• понимать роль художественного образа и понятия «выразительность» в искусстве;
• создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве,
используя выразительные средства изобразительного искусства: композицию,
форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы
для воплощения собственного художественно-творческого замысла в живописи,
скульптуре, графике;
• создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного
искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица,
фигуры; характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму
предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы
для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике,
художественном конструировании;
• использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для
украшения изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для
создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой
деятельности специфику стилистики произведений народных художественных
промыслов в России (с учётом местных условий).

Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе
одноклассников;
• понимать и использовать в художественной работе материалы и средства
художественной выразительности, соответствующие замыслу;
• анализировать средства выразительности, используемые художниками,
скульпторами, архитекторами, дизайнерами для создания художественного
образа.

14

ВИДЫ И ЖАНРЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Выпускник научится:
• различать виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура,
художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и
участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные
художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного
замысла;
• различать виды декоративно-прикладных искусств, понимать их специфику;
• различать жанры изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт,
бытовой, исторический, батальный жанры) и участвовать в художественнотворческой деятельности, используя различные художественные материалы и
приёмы работы с ними для передачи собственного замысла.

Выпускник получит возможность научиться:
• определять шедевры национального и мирового изобразительного искусства;
• понимать историческую ретроспективу становления жанров пластических
искусств.
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Выпускник научится:
• использовать декоративные элементы и мотивы бурятского орнамента для
украшения;
• овладевать графическими навыками выполнения декоративного украшения; в
технике линейного рисунка с подцветкой (тонированием) акварельными красками.
Приобретать опыт восприятия известных картин исторического и бытового жанров
художников Бурятии

Выпускник получит возможность научиться:
• приобретать опыт эмоционально-ценностного эстетического восприятия и
художественной оценки композиции и декора отдельных компонентов
монументально - декоративного искусства Бурятии
• характеризовать исторический и бытовой жанры как идейное и образное
выражение значимых событий в истории Бурятии и повседневной бытовой жизни
народов республики.
• уметь выражать свое отношение к тем или иным картинам природного,
бытового или исторического жанров художников Бурятии.
• запоминать и называть имена известных художников и их картины, писателей
Бурятии.

15

2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

5класс
«Древние корни народного искусства» (9 ч)
Знакомятся с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо
жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки), крестьянским домом, рассматривается
как художественный образ, отражающий взаимосвязь большого космоса (макрокосма) и
мира человека, жизненно важные участки крестьянского интерьера, освоении языка
орнамента на материале русской народной вышивки. Знакомятся с женским (мужским)
праздничным костюмом народов проживающих в республики Бурятия и народнопраздничными обрядами.
Темы уроков
Урок 1. «Древние образы в народном искусстве».
Урок 2-3. «Убранство русской избы».
Урок 4. «Внутренний мир русской избы».
Урок 5-6. «Конструкция, декор предметов народного быта».
Урок 7. «Русская народная вышивка».
Урок 8. «Народный праздничный костюм (национальностей проживающих в Республики
Бурятия».
Урок 9. «Народные праздничные обряды».
«Связь времен в народном искусстве» (7 ч)
Включение детей в поисковые группы по изучению традиционных народных
художественных промыслов России (Жостово, Хохломы, Гжели). При знакомстве
учащихся с филимоновской, дымковской, каргопольской народными глиняными
игрушками, следует обратить внимание на живучесть в них древнейших образов: коня,
птицы, бабы. Ознакомиться с нарукавными орнаментами как нарядным изысканным
элементом женского праздничного платья народов Республики Бурятия.
Темы уроков
Урок 10. «Древние образы в современных народных игрушках».
Урок 11. «Искусство Гжели».
Урок 12. «Городецкая роспись».
Урок 13. «Хохлома».
Урок 14. «Жостово. Роспись по металлу».
Урок 15 «Орнаментация нарукавника бурятского, русского женского праздничного
костюма».
Урок 16. «Роль народных художественных промыслов в современной жизни».

Декор – человек, общество, время. (10ч)
Проявление эмоционального отклика, интереса к многообразию форм и декора в
классическом декоративно-прикладном искусстве разных народов, стран, времен.
Акцентирование внимание на социальной функции этого искусства, представление его
роли в организации жизни общества, в формировании и регулировании человеческих
отношений, в различении людей по социальной и профессиональной принадлежности.
Разговор о социальной роли декоративного искусства следует замкнуть на современности,

16

чтобы показать учащимся, что костюм, его декор и сегодня сообщает информацию,
закрепленную в форме знаков-отличий. Эти знаки имеют общественно-символическое
значение. При знакомстве с образом художественной культуры древних египтян, древних
греков, Востока на примере Японии, Западной Европы периода Средневековья основной
акцент переносится на декоративно-знаковую, социальную роль костюма и, кроме того,
закрепляется эмоциональный интерес учащихся к образному, стилевому единству декора
одежды, предметов быта, интерьера, относящихся к определенной эпохе.
Ознакомление с гербами Республики Бурятия и Прибайкальского района
происходит при определении символического характера языка герба как отличительного
знака, его составных частей, символического значения изобразительных элементов и
цвета в искусстве геральдики.
Темы уроков
Урок 17. «Зачем людям украшения».
Урок 18-19. «Роль декоративного искусства в жизни древнего общества».
Урок 20-21. «Одежда «говорит» о человеке».
Урок 22-23. «Коллективная работа «Бал в интерьере дворца»».
Урок 24. «Бурятское украшение».
Урок 25. «О чём рассказывают нам гербы Республики Бурятия и прибайкальского
района».
Урок 26. «Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Обобщение
темы».

Декоративное искусство в современном мире. (8 ч)
Знакомство на уроках с богатством разновидностей керамики, художественного стекла,
металла и т. д., определение образного строя произведений, восприятие их с точки зрения
единства формы, способствует выявлению средств, используемых художником в процессе
воплощения замысла. Эвристическая беседа-диалог как эффективная технология
патриотического воспитания учащихся на примере жизни и героического подвига.
Темы уроков
Урок 27-28. «Современное выставочное искусство».
Урок 29-30. «Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (Витраж)».
Урок 31-32. «Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (Мозаичное панно)».
Урок 33. «Образ Героя в картинах бурятских художников. Беседа».
Урок 34. «Создание декоративной композиции «Здравствуй, лето!»».

6класс
«Виды изобразительного искусства и основы образного языка» (9 ч)
Основы представлений о языке изобразительного искусства. Изобразительный
язык и художественный образ. Виды изобразительного искусства. Творчество художника
и творчество зрителя. Зрительские умения. Изобразительная деятельность как школа
активного восприятия реальности: соотношение понятий «смотреть» и «видеть» в
художественной культуре человека. Выразительное значение средств языка изображения.
Фактура и характеристики художественных материалов как средств выражения. Форма,
пятно, линия, объём, цвет. Ритм и пропорции. Роль и значение искусства в жизни людей.

17

Темы уроков
Урок 1. «Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств».
Урок 2. «Рисунок - основа изобразительного творчества».
Урок 3. «Линия и её выразительные возможности. Ритм пинии».
Урок 4. «Пятно как средство выражения. Ритм пятен».
Урок 5. «Цвет. Основы цветоведения. Цвет в произведениях живописи».
Урок 6. «Объёмные изображения в скульптуре».
Урок 7. «Основы языка изображения».
Урок 8-9. «Мужской и женский национальный костюм бурят».
Первая четверть посвящена осмыслению, систематизации уже имеющихся знаний
об изобразительном искусстве и получению новых. Как часто мы встречаемся с
изобразительным искусством, какое место оно занимает в нашей жизни? Зачем уметь надо
рисовать? Что значит понимать искусство и почему надо этому учиться? Почему в
истории человечества никогда не существовало общества без искусства? На эти вопросы
должен уметь ответить каждый ребёнок.
В изобразительном искусстве (как и в любом другом виде искусства) всегда два
полюса — художник (композитор, писатель, режиссёр) и зритель (слушатель, читатель). В
любой из этих деятельностей необходимо творчество. И творить искусство, и
воспринимать его подросток обучается через личное творчество.
Учащиеся знакомятся с основами языка изображения, обобщают опыт владения
художественными материалами, известными им с начальной школы, а также получают
знания по применению этих материалов при создании художественного образа в графике,
живописи, скульптуре. Две темы посвящены характеристике цвета, особенностям
«живописного» цвета, понятию колорита в работах мастеров живописи. Заключительная
тема четверти обобщает знания учащихся о средствах выразительности графики,
живописи, скульптуры с целью создания художественного образа.
Учащиеся знакомятся с основными компонентами, составляющими ансамбль
бурятского женского и мужского комплекса одежды. Приобретут опыт эмоциональноценностного эстетического восприятия и художественной оценки композиции и декора
отдельных компонентов адыгского народного мужского костюма как завершенного,
гармоничного ансамбля.

« Мир наших вещей. Натюрморт» (7 ч)
Роль воображения в творчестве художника, умение изображать фантазии и умение
изображать реальность. Изображение предметного мира в изобразительном искусстве!
разных эпох. Навыки графического изображения предметов. Понятие о конструкции
предмета и его форме. Представления о композиции и навыки композиционного решения
натюрморта. Художественно-выразительные средства изображения в натюрморте.
Графический и живописный натюрморт: навыки изобразительной деятельности.
Натюрморт как отражение мировоззрения художника и его времени. Натюрморт как
творческая лаборатория художника. Натюрморт в искусстве XX века.
Темы уроков
Урок 10. «Реальность и фантазия в творчестве художника. Изображение предметного
мира - натюрморт».
Урок 11. «Понятие формы. Многообразие форм окружающею мира».
Урок 12. «Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива».

18

Урок 13. «Освещение. Свет и тень».
Урок 14. «Натюрморт в графике».
Урок 15. «Цвет в натюрморте».
Урок 16. «Выразительные возможности натюрморта».

«Вглядываясь в человека. Портрет» (10 ч)
Приобщение учащихся к культурному наследию человечества через знакомство с
искусством портрета разных эпох. Содержание портрета — интерес к личности,
наделённой индивидуальными качествами. Портрет как выражение идеалов своего
времени. Изображение головы человека в графике, живописи и скульптуре. Сходство
внешнее и внутреннее. Художественно-выразительные средства создания портрета.
Великие портретисты в истории культуры. Портрет в русском искусстве. Судьба портрета
в отечественном и зарубежном современном искусстве.
Темы уроков
Урок 17. «Образ человека - главная тема в искусстве».
Урок 18. «Конструкция головы человека и её основные пропорции».
Урок 19. «Изображение головы человека в пространстве».
Урок 20. «Портрет в скульптуре».
Урок 21 «Изобразительное искусство бурят»
Урок 22. . «Графический портретный рисунок».
Урок 23. «Сатирические образы человека».
Урок 24. «Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете».
Урок 25. «Великие портретисты прошлого. Портрет в изобразительном искусстве XX
века».
Урок 26. «Искусство орнаментации холодного оружия и украшения бурят»
Основная задача этой четверти — приобщение учащихся к культурному наследию
человечества через знакомство с искусством портрета разных эпох. Приобщение к культуре — это не столько получение знаний, сколько воспитание чувства сопричастности
переживаниям, выраженным в произведениях искусства. Каждый учащийся может и
должен, стать наследником огромного культурного достояния предков. На уроках
изобразительного искусства происходит его первоначальное встраивание в эту культуру.
Задачи приобщения к жанру портрета — это также развитие наблюдательности,
глазомера, композиционного мышления и креативности. Искусство портрета требует
специальных умений: умения видеть общую конструкцию и форму объекта, умения
устанавливать основные пропорции головы, а также умения взглянуть по-новому на уже
знакомое.
Учащиеся научатся понимать и рационально использовать в художественном
проектировании декора рукояти сабли или кинжала графические материалы и средства
художественной выразительности (контраст, нюанс, пропорции). Приобретут опыт
восприятия известных картин исторического и бытового жанров художников Республики
Бурятия.

«Человек и пространство. Пейзаж» (8 ч)
Изображение природы в искусстве разных эпох. Различные способы изображения
пространства и их мировоззренческий смысл. Жанр пейзажа в европейском искусстве.
Правила построения перспективы. Образ природы в произведениях изобразительного

19

искусства. Пейзаж как выражение духовной жизни общества. Изображение природы как
выражение впечатлений и переживаний художника. Становление национального пейзажа
в отечественном искусстве. Национальный образ пейзажа и воплощение образа Родины.
Темы уроков
Урок 27. «Жанры в изобразительном искусстве».
Урок 28. «Изображение пространства».
Урок 29. «Правила построения перспективы . Воздушная перспектива».
Урок 30. «Пейзаж - большой мир. Пейзаж настроения. Природа и художник».
Урок 31. «Народный фольклор (эпос) и орнамент бурятского народа в современном
дизайне».
Урок 32. «Пейзаж в русской живописи».
Урок 33. «Пейзаж в графике».
Урок 34. «Городской пейзаж». «Выразительные возможности изобразительного
искусства. Язык и смысл».
В IV четверти учащиеся расширят и углубят знания в области этнохудожественной
культуры бурят на основе коллективного, диалогического обсуждения содержания
сказаний бурятского эпоса и визуального восприятия иллюстраций бурятских
художников. Овладеют умением использовать образы в художественном оформлении
современной упаковки, применяя способы выразительной декоративной стилизации
(силуэт, контурная линия, цвет).

7класс
Архитектура и дизайн – конструктивные искусства в ряду
пространственных искусств. Мир, который создал человек (9ч)
Архитектура, дизайн, конструктивные искусства, пространственные искусства,
временные искусства. Объемно-пространственная и плоскостная композиция. Основные
типы композиций: симметричная и асимметричная, фронтальная и глубинная. Гармония и
контраст, баланс масс и динамическое равновесие, движение и статика, ритм, замкнутость
и разомкнутость композиции - все вариации рассматриваются на примере простейших
форм (прямоугольники, прямые, точки и др.). Решение с помощью простейших
композиционных элементов художественно-эмоциональных задач. Ритм и движение,
разреженность и сгущенность. Прямые линии: соединение элементов композиции и
членение плоскости. Образно-художественная осмысленность простейших плоскостных
композиций. Монтажность соединений элементов, порождающая новый образ.
Функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах. Применение локального
цвета. Сближенность цветов и контраст. Цветовой акцент, ритм цветовых форм,
доминанта. Выразительность линии и пятна, интонационность и многоплановость. Буква
как изобразительно-смысловой символ звука. Буква и искусство шрифта, «архитектура»
шрифта, шрифтовые гарнитуры. Шрифт и содержание текста. Понимание печатного
слова, типографской строки как элементов плоскостной композиции. Синтез слова и
изображения в искусстве плаката, монтажность их соединения, образно-информационная
цельность. Стилистика изображения и способы их композиционного расположения в
пространстве
плаката
и
поздравительной
открытки.
Многообразие
видов
полиграфического дизайна: от визитки до книги. Соединение текста и изображения.
Элементы, составляющие конструкцию и художественное оформление книги, журнала.

20

Коллажная композиция: образность и технология. Художественно – творческое задание.
Традиция и инновация в национальном и прикладном искусстве современной Бурятии.
Возрождение и развитие традиционных художественных ремесел бурят. Современные,
широко известные мастера декоративно-прикладного искусства Бурятии.
Темы уроков
Урок 1. «Мир, который создает человек».
Урок 2. «Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции, или «Внесем
порядок в хаос»».
Урок 3. «Прямые линии и организация пространства».
Урок 4. «Цвет - элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна»
Урок 5. «Буква - строка - текст. Искусство шрифта».
Урок 6. «Когда текст и изображение вместе. Композиционные основы макетирования в
графическом дизайне».
Урок 7. «В бескрайнем мире книг и журналов. Многообразие форм графического
дизайна».
Урок 8. «Графическое макетирование Деловая игра «Коллективное проектирование книги
(журнала)№1».
Урок 9. «Графическое макетирование Деловая игра «Коллективное проектирование книги
(журнала)№2».

В мире вещей и знаний. (7ч)
Композиция плоскостная и пространственная. Прочтение плоскостной композиции как
схематического изображения объемов в пространстве при виде на них сверху.
Композиция пятен и линий как чертеж объектов в пространстве. Понятие чертежа как
плоскостного изображения объемов, когда точка - вертикаль, круг цилиндр или шар,
кольцо - цилиндр и т. д. Формирование понимания учащихся проекционной природы
чертежа. Прочтение по рисунку простых геометрических тел, а также прямых, ломаных,
кривых линий. Конструирование их в объеме и применение в пространственно-макетных
композициях. Вспомогательные соединительные элементы в пространственной композиции. Понятие рельефа местности и способы его обозначения на макете. Дизайн проекта:
введение монохромного цвета. Про слеживание структур зданий различных
архитектурных стилей и эпох. Выявление простых объемов, образующих дом. Взаимное
влияние объемов и их сочетаний на образный характер постройки. Баланс
функциональности и художественной красоты здания. Деталь и целое. Достижение
выразительности и целесообразности конструкции. Модуль как основа эстетической цельности постройки и домостроительной индустрии. Рассмотрение различных типов зданий,
выявление горизонтальных, вертикальных, наклонных элементов, входящих в их
структуру. Возникновение и историческое развитие главных архитектурных элементов
здания (перекрытия, стены, окна, двери, крыша, а также арки, купола, своды, колонны и
др.). Использование элементов здания в макете проектируемого объекта. Многообразие
мира вещей. Внешний облик вещи. Выявление сочетающихся объемов. Функция вещи и
целесообразность сочетаний объемов. Дизайн вещи как искусство и социальное
проектирование. Вещь как образ действительности и времени. Сочетание образного и
рационального. Красота - наиболее полное выявление функции вещи. Взаимосвязь формы
и материала. Влияние функции вещи на материал, из которого она будет создаваться. Роль

21

материала в определении формы. Влияние развития технологий и материалов на
изменение формы вещи (например, бытовая аудиотехника - от деревянных корпусов к
пластиковым обтекаемым формам и т. д.). Эмоциональное и формообразующее значение
цвета в дизайне и архитектуре. Влияние цвета на восприятие формы объектов
архитектуры и дизайна. Отличие роли цвета в живописи от его назначения в
конструктивных искусствах. Цвет и окраска. Преобладание локального цвета в дизайне и
архитектуре. Психологическое воздействие цвета. Влияние на восприятие цвета: его нахождение в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта, формы цветового пятна, а
также мягкого или резкого его очертания, яркости цвета. Специфика влияния различных
цветов спектра и их тональностей. Фактура цветового покрытия. Красота природы
Бурятии и призывы, агитация к ее сохранению. Экологическая тема в современном
плакате. Красота природы Бурятии, воспетая в творчестве поэтов Бурятии
Функции художественного языка плаката и особенности его воздействия ярким,
условным, лаконичным цветовым и графическим строем.
Специфические выразительные средства плаката (символы, изобразительные
метафоры, эффектные сопоставления образов, масштабов, точек зрения, сочетание
фотографий с рисунком и живописью). Использование в композиции плаката на
экологическую тему мотивов бурятского орнамента (трилистник, рогообразные завитки
животных), а также стихотворного текста одного из поэтов Бурятии. Использование
синтеза искусств - поэзии и графики — в разработке композиции плаката.
Темы уроков
Урок 10. «Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету».
Урок 11. «Взаимосвязь объектов в архитектурном макете».
Урок 12. «Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм.
Понятие модуля».
Урок 13. «Важнейшие архитектурные элементы здания»
Урок 14. «Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объемов и материальный
образ времени. Форма и материал».
Урок 15. «Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве».
Урок 16. «Бурятская символика и орнаментика в агитационном плакате на
экологическую тему».

Город и человек. (12 ч)
Образ и стиль. Смена стилей как отражение эволюции образа жизни, сознания
людей и развития производственных возможностей. Художественно-аналитический обзор
развития образно-стилевого языка архитектуры как этапов духовной, художественной и
материальной культуры разных народов и эпох. Архитектура народного жилища.
Храмовая архитектура. Частный дом. Архитектурная и градостроительная революция 20
века. Ее технологические и эстетические предпосылки и истоки. Социальный аспект
«перестройки» в архитектуре. Отрицание канонов и одновременно использование
наследия с учетом нового уровня материально-строительной техники. Приоритет
функционализма. Проблема урбанизации ландшафта, безликости и агрессивности среды
современного города. Современные поиски новой эстетики архитектурного решения в
градостроительстве. Исторические формы планировки городской среды и их связь с

22

образом жизни людей. Различные композиционные виды планировки города: замкнутая,
радиальная, кольцевая, свободно-разомкнутая, асимметричная, прямоугольная и др.
Схема-планировка и реальность. Организация и проживание пространственной среды как
понимание образного начала в конструктивных искусствах. Роль цвета в формировании
пространства. Цветовая среда. Неповторимость старинных кварталов и кварталы жилья.
Роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в эстетизации и индивидуализации
городской среды, в установке связи между человеком и архитектурой. Создание
информативного комфорта городской среды: устройство пешеходных зон в городах,
установка городской мебели (скамьи, «диваны» и пр.), киосков, информационных блоков,
блоков локального озеленения и т. д. Архитектурный «остов» интерьера. Историчность и
социальность интерьера. Отделочные материалы, введение фактуры и цвета в интерьер.
От унификации к индивидуализации подбора вещного наполнения интерьера. Мебель и
архитектура: гармония и контраст. Дизайнерские детали интерьера. Зонирование
интерьера. Интерьеры общественных мест (театр, кафе, вокзал, офис, школа и пр.). Город
в единстве с ландшафтно-парковой средой. Развитие пространственно-конструктивного
мышления. Обучение технологии макетирования путем введения в технику
бумагопластики различных материалов и фактур (ткань, проволока, фольга, древесина,
стекло и т. д.) для создания архитектурно-ландшафтных объектов (лес, водоем, дорога,
газон и т. д.). Единство эстетического и функционального в объемно-пространственной
организации среды жизнедеятельности людей. Природно-экологические, историкосоциальные и иные параметры, влияющие на композиционную планировку города.
Реализация в коллективном макетировании чувства красоты и архитектурно-смысловой
логики. Творчество народных художников Республики Бурятии
Темы уроков
Урок 17. «Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека».
Урок 18. «Образы материальной культуры прошлого»
Урок 19. «Русская архитектура – неотделимая часть мирового искусства№1».
Урок 20 «Русская архитектура – неотделимая часть мирового искусства№2».
Урок 21. «Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и
дизайна№1».
Урок 22. «Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и
дизайна№2».
Урок 23. «Живое пространство города. Город, микрорайон, улица».
Урок 24. «Вещь в городе и дома. Городской дизайн».
Урок 25. «Интерьер и вещь в доме. Дизайн - пространственно-вещной среды интерьера».
Урок 26. «Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства».
Урок 27. «Ты - архитектор. Замысел архитектурного проекта и его осуществление».
Урок 28. «Монументально- декоративное искусство Бурятии».

Человек в зеркале дизайна и архитектуры. (6 ч)
Мечты и представления учащихся о своем будущем жилище, реализующиеся в их
архитектурно-дизайнерских проектах. Принципы организации и членения пространства на
различные функциональные зоны: для работы, отдыха, спорта, хозяйства, для детей и т. д.
Мой дом - мой образ жизни. Учет в проекте инженерно-бытовых и санитарно-технических

23

задач. Дизайн интерьера. Роль материалов, фактур и цветовой гаммы. Стиль и эклектика.
Отражение в проекте дизайна интерьера образно-архитектурного замысла и
композиционно-стилевых начал. Функциональная красота или роскошь предметного
наполнения интерьера (мебель, бытовое оборудование). Сад (английский, французский,
восточный) и традиции русской городской и сельской усадьбы. Планировка сада, огорода,
зонирование территории. Организация палисадника, садовых дорожек. Малые
архитектурные формы сада: беседка, бельведер, пергола, ограда и пр. Водоемы и мини
пруды. Сомасштабные сочетания растений сада. Альпийские горки, скульптура, керамика,
садовая мебель, кормушка для птиц ит. д. Спортплощадка и многое другое в саду мечты.
Искусство аранжировки. Икебана как пространственная композиция в интерьере.
Соответствие материала и формы в одежде. Технология создания одежды.
Целесообразность и мода. О психологии индивидуального и массового. Мода - бизнес и
манипулирование массовым сознанием. Законы композиции в одежде. Силуэт, линия,
фасон. О психологии индивидуального и массового. Мода - бизнес и манипулирование
массовым сознанием. Возраст и мода. Молодежная субкультура и подростковая мода.
«Быть или казаться»? Самоутверждение и знаковость в моде. Философия «стаи» и ее выражение в одежде. Стереотип и кич. Лик или личина? Искусство грима и прически. Форма
лица и прическа. Макияж дневной, вечерний и карнавальный. Грим бытовой и
сценический. Лицо в жизни, на экране, на рисунке и на фотографии. Азбука визажистики
и парикмахерского стилизма.
Боди-арт и татуаж как мода. Человек как объект
дизайна. Понятие имидж-дизайна как сферы деятельности, объединяющей различные
аспекты моды и визажистику, искусство грима, парикмахерское дело (или стилизм),
ювелирную пластику, фирменный стиль и т. д., определяющей форму поведения и
контактов в обществе. Связь имидж-дизайна с «паблик рилейшенс», технологией
социального поведения, рекламой, общественной деятельностью и политикой.
Материализация в имидж-дизайне психосоциальных притязаний личности на публичное
моделирование желаемого облика. Человек - мера вещного мира. Он или его хозяин или
раб. Создавая «оболочку» - имидж, создаешь и «душу». Моделируя себя, моделируешь и
создаешь мир и свое завтра. Заключительное занятие года, которое проводится в
свободной форме на примере выставки сделанных учащимися работ. Занятие демонстрирует понимание учащимися роли дизайна и архитектуры в современном обществе как
важной формирующей его социокультурного облика, показывает понимание места этих
искусств и их образного языка в ряду пластических искусств. Выполнение цветного или
монохромного рисунка-иллюстрации к произведению литературы на сюжеты рассказа.
повести или стихов, написанных писателями Бурятии. Писатели Бурятии о сложных
исторических перипетиях формирования национальной культуры. Отражение в их
творчестве традиций и обычаев (почитание старших, женщины, этикет гостеприимства,
оказание взаимопомощи, воспитание нравственности), красоты природы Бурятии;
Военная тематика в рассказах писателей Бурятии.
Темы уроков
Урок 29. «Мой дом - мой образ жизни. Скажи мне , как ты живешь, и я скажу, какой у
тебя дом».
Урок 30. «Интерьер, который мы создаем».
Урок 31. «Пугало в огороде… или под шепот фонтанных струй».
Урок 32. «Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна

24

одежды. Встречают по одежке».
Урок 33. «Автопортрет на каждый день. Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна».
Урок 34. «Иллюстрирование произведения литературы одного из писателей Бурятии».

25

3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5класс
№
п/п

№ урока
в
разделе

Тема урока

Количество
часов

ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ /9 недель,9 уроков/

1
2
3
4
5
6
7
8
9

Раздел 1. ДРЕВНИЕ КОРНИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА (9 часов)
Древние образы в народном искусстве.
1
Убранство русской избы№1.
2
Убранство русской избы№2.
3
Внутренний мир русской избы.
4
Конструкция и декор предметов народного быта.
5
Русские прялки.
6
Русская народная вышивка.
7
Женский, мужской праздничный костюм народов
8
республики Бурятия.
Народные праздничные обряды. Обобщение темы.
9

1
1
1
1
1
1
1
1
1

ВТОРАЯ ЧЕТВЕРТЬ /7 недель, 7 уроков/

10
11
12
13
14
15
16

Раздел 2. СВЯЗЬ ВРЕМЕН В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ (7 часов)
Древние образы в современных народных игрушках.
1
Искусство Гжели.
2
Городецкая роспись.
3
Хохлома.
4
Жостово. Роспись по металлу.
5
Орнаментация нарукавника бурятского, русского
6
женского праздничного костюма.
Роль народных художественных промыслов в
7
современной жизни. Обобщение темы.

1
1
1
1
1
1
1

ТРЕТЬЯ ЧЕТВЕРТЬ /10 недель, 10 уроков/

17
18
19
20
21
22
23
24
25
26

Раздел 3. ДЕКОР – ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, ВРЕМЯ. (10 часов)
Зачем людям украшения.
1
Роль декоративного искусства в жизни древнего
2
общества№1.
Роль декоративного искусства в жизни древнего
3
общества№2.
Одежда «говорит» о человеке№1.
4
Одежда «говорит» о человеке№2.
5
Коллективная работа «Бал в интерьере дворца»№1.
6
Коллективная работа «Бал в интерьере дворца»№2.
7
Бурятское укращение.
8
О чем рассказывают нам гербы Республики Бурятия,
9
Прибайкальского района.
Роль декоративного искусства в жизни человека и
10
общества. Обобщение темы

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

ЧЕТВЁРТАЯ ЧЕТВЕРТЬ /8 недель, 8 уроков/

Раздел 4. ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (8 часов)
1
Современное выставочное искусство.
27
1
1
Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства
28
2
(Витраж)№1.

26

29

3

30

4

31

5

32

6

33

7

34

8

1
1

Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства
(Витраж)№2.
Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства
(мозаичное панно)№1.
Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства
(мозаичное панно)№2.
Образ Героя в картинах бурятских художников.
Беседа.
Создание декоративной композиции «Здравствуй,
лето!».

1
1
1
1

6класс
№
п/п

№ урока
в
разделе

Тема урока

Количество
часов

ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ /9 недель,9 уроков/

1
2
3
4
5
6
7
8
9

Раздел 1. ДРЕВНИЕ КОРНИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА (9 часов)
Изобразитель-ное искусство. Семья пространственных
1
искусств.
Рисунок – основа изобразительного творчества.
2
Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий.
3
Пятно как средство выражения. Ритм пятен.
4
Цвет. Основы цветоведения. Цвет в произведениях
5
живописи.
Объемные изображения в скульптуре.
6
Основы языка изображения.
7
Мужской и женский парадный (праздничный) костюм
8
бурят и других народов Бурятии№1.
Мужской и женский парадный (праздничный) костюм
9
бурят и других народов Бурятии№2.

1
1
1
1
1
1
1
1
1

ВТОРАЯ ЧЕТВЕРТЬ /7 недель, 7 уроков/

10
11
12
13
14
15
16

Раздел 2. СВЯЗЬ ВРЕМЕН В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ (7 часов)
Реальность и фантазия в творчестве художника.
1
Изображение предметного мира – натюрморт.
Понятие формы. Многообразие форм окружающего
2
мира.
Изображение объема на плоскости и линейная
3
перспектива.
Освещение. Свет и тень.
4
Натюрморт в графике.
5
Цвет в натюрморте.
6
Выразительные возможности натюрморта.
7

1
1
1
1
1
1
1

ТРЕТЬЯ ЧЕТВЕРТЬ /10 недель, 10 уроков/

17
18
19

Раздел 3. ДЕКОР – ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, ВРЕМЯ. (10 часов)
Образ человека - главная тема в искусстве.
1
Конструкция головы человека и её основные
2
пропорции.
Изображение головы человека в пространстве.
3

1
1
1

27

20
21
22
23

4
5
6
7

24

8

25

9

26

10

Портрет в скульптуре.

1
1
1
1
1

Изобразительное искусство бурят.

Графический портретный рисунок.
Сатирические образы человека.
Образные возможности освещения в портрете. Роль
цвета в портрете.
Великие портретисты прошлого. Портрет в
изобразительном искусстве XX века.

1

Искусство орнаментации холодного оружия и украшения
бурят.
ЧЕТВЁРТАЯ ЧЕТВЕРТЬ /8 недель, 8 уроков/

1

Раздел 4. ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (8 часов)
1
Жанры в изобразительном искусстве.
27
1
1
Изображение пространства.
28
2
1
Правила построения перспективы. Воздушная
29
3
перспектива.
30

4

31

5

32
33

6
7

34

8

Пейзаж - большой мир. Пейзаж настроения. Природа и
художник.
Народный фольклор (эпос) и орнамент бурятского
народа в современном дизайне.
Пейзаж в русской живописи.
Пейзаж в графике.
Городской пейзаж. Выразительные возможности
изобразительного искусства. Язык и смысл.

1
1
1
1
1

7класс
№
п/п

№ урока
в
разделе

Тема урока

Количество
часов

ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ /9 недель,9 уроков/

1
2
3
4
5
6
7
8
9

Раздел 1. ДРЕВНИЕ КОРНИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА (9 часов)
Мир, который создает человек.
1
Гармония, контраст и выразительность плоскостной
2
композиции, или «Внесем порядок в хаос!».
Прямые линии и организация пространства.
3
Цвет — элемент композиционного творчества.
4
Свободные формы: линии и тоновые пятна.
Буква — строка — текст. Искусство шрифта.
5
Композиционные основы макетирования в
6
графическом дизайне.
Многообразие форм графического дизайна.
7
Графическое макетирование Деловая игра
8
«Коллективное проектирование книги (журнала)№1».
Графическое макетирование Деловая игра
9
«Коллективное проектирование книги (журнала)№2».

1
1
1
1
1
1
1
1
1

ВТОРАЯ ЧЕТВЕРТЬ /7 недель, 7 уроков/

10

Раздел 2. СВЯЗЬ ВРЕМЕН В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ (7 часов)
1
От плоскостного изображения к объемному макету.
1

28

11

2

12

3

13

4

14

5

15

6

16

7

Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.
Здание как сочетание различных объемов. Понятие
модуля.
Важнейшие архитектурные элементы здания.
Вещь как сочетание объемов и образ времени. Форма и
материал.
Роль цвета в формотворчестве.
Бурятская символика и орнаментика в агитационном
плакате на экологическую тему.
ТРЕТЬЯ ЧЕТВЕРТЬ /10 недель, 10 уроков/

1
1
1
1
1
1

Раздел 3. ДЕКОР – ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, ВРЕМЯ. (10 часов)
17

1

Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни
человека.

1

18

2

Образы материальной культуры прошлого.

19

3

1
1

20

4

21
22
23
24

5
6
7
8

25

9

26

10

Русская архитектура – неотделимая часть мирового
искусства№1.
Русская архитектура – неотделимая часть мирового
искусства№2.

Пути развития современной архитектуры и дизайна№1.
Пути развития современной архитектуры и дизайна№2.
Город, микрорайон, улица.
Городской дизайн.
Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственновещной среды интерьера.
Организация архитектурно-ландшафтного
пространства.

1
1
1
1
1
1
1

ЧЕТВЁРТАЯ ЧЕТВЕРТЬ /8 недель, 8 уроков/

Раздел 4. ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (8 часов)
1
Замысел архитектурного проекта и его осуществление.
27
1
1
Монументально - декоративное искусство Бурятии.
28
2
1
Скажи мне, как ты живешь, и я скажу, какой у тебя
29
3
дом.
1
Интерьер, который мы создаем.
30
4
1
Пугало в огороде, или ... под шепот фонтанных струй.
31
5
Композиционно- конструктивные принципы дизайна
1
32
6
одежды. Встречают по одежке.
1
Автопортрет на каждый день. Имидж: лик или личина?
33
7
Сфера имидж-дизайна.
1
Иллюстрирование произведения литературы одного из
34
8
писателей Бурятии.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 12.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(301)4459237

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».