Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Технология» разработана в соответствии со следующими нормативными документами: - Федеральный закон Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями от 2 июля 2021 года. - Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». - Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г., 24 сентября, 11 декабря 2020 г.). - Приказом Министерства просвещения РФ от 11 декабря 2020 г. № 712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся». - Примерная основная образовательная программа среднего общего образования. Одобрена решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з); - Основная образовательная программа среднего общего образования МОУ «Таловская СОШ». - Учебный план МОУ «Таловская СОШ». - Годовой учебный календарный график МОУ «Таловская СОШ». - Положение о разработке и утверждении рабочих программ. - «Программа по технологии (базовый уровень)» 10-11 кл., составитель В.Д. Симоненко, М. «Вентана - Граф», 2013 г. в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по технологии, утвержденным приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089 . Структура рабочей программы - Титульный лист. - Разделы рабочей программы: Раздел I. Пояснительная записка. Раздел II. Учебно-тематический план. Раздел III. Содержание учебного курса. Раздел IV. Тематический поурочный план. Раздел V. Требования к уровню подготовки обучающихся. Раздел VI. Нормы оценивания результатов обучающихся. Раздел VII. Учебно-методическое обеспечение программы. - Лист корректировки. Специфика учебного предмета Учащиеся знакомятся с проблемами технологий в современном мире, касаются вопросов их истории, современного состояния, а также перспектив дальнейшего развития технологии и производства. Учителю необходимо формировать у старшеклассников интегрированные знания о трех важнейших составляющих создания материальных благ человека: производстве, труде (рабочей силе) и технологии. Чтобы создать какой-либо продукт, человек должен уметь его спроектировать. В основной школе учащиеся уже выполняли творческие проекты, но в старших классах проектирование изделий или услуг должно осуществляться на более высоком уровне и с привлечением информационных технологий. Цели и задачи Изучение технологии в основной школе направлено на достижение следующих целей; освоение знаний о составляющих технологической культуры, научной организации производства и труда, методах творческой деятельности, снижении негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека, путях получения профессии и построения профессиональной карьеры; овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и изготовления личностно или общественно значимых объектов труда с учётом эстетических и экологических требований; сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями; развитие технического мышления, пространственного воображения, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса в ходе проектирования материальных объектов и услуг; к деловому сотрудничеству в процессе коллективной деятельности; воспитание ответственного отношения к труду и результатам труда; формирование представления о технологии как части общечеловеческой культуры, её роли в общественном развитии; подготовка к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг; к продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования. Содержание учебно-методического комплекта Программа (авторская) «Программа по технологии (базовый уровень)» 10-11 кл., составитель В.Д. Симоненко, М. «Вентана Граф», 2013 г Учебник «Технология. 10-11 классы» Базовый уровень. В.Д. Симоненко М. «Вентана - Граф» 2013 г Методическое пособие Методические рекомендации «Технология. 10-11 классы» Базовый уровень. В.Д. Симоненко М. «Вентана - Граф» 2012 г Место предмета в учебном плане Программа по технологии для 10-11 классов рассчитана на 70 часов учебного времени (35 часов в год). Раздел II. Учебно-тематический план № Название темы Количество часов 1 Производство, труд и технологии. 18 2 Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг. Творческая проектная деятельность. 17 35 Раздел II1. Содержание учебного курса Производство, труд и технологии: Технология как часть общечеловеческой культуры. Взаимосвязь науки, техники, технологии и производства. Промышленные технологии и глобальные проблемы человечества. Способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду. Экологическое сознание и мораль в техногенном мире. Перспективные направления развития современных технологий. Новые принципы организации современного производства. Автоматизация технологических процессов. Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг. Творческая проектная деятельность: Понятие творчества Защита интеллектуальной собственности. Методы решения творческих задач. Понятие об основах проектирования в профессиональной деятельности. Потребительские качества товаров. Экспертиза и оценка изделия. Алгоритм дизайна. Планирование проектной деятельности. Источники информации при проектировании. Создание банка идей продуктов труда. Дизайн отвечает потребностям. Рынок потребительских товаров и услуг. Правовые отношения на рынке товаров и услуг. Выбор путей и способов реализации проектируемого объекта. Бизнес-план. Раздел 1V. Тематический поурочный план № урока Тема урока Виды деятельности обучающихся Планируемые образовательные результаты изучения темы Производство, труд и технологии. 18 часов. 1 2 Технология как часть общечеловеческой культуры. 1. Понятие «культура», виды Знать/понимать: культуры. -что такое технология, ее взаимосвязь с общей культурой; Понятие «технологическая культура» и «технология». Виды промышленных технологий. Понятие универсальных технологий. 2.Взаимосвязь и взаимообусловленность технологий, организации производства и характер труда. Исторически сложившиеся технологические уклады и их основные технические достижения. -основные виды культуры; -понятие «технологическая культура»; -влияние технологий на общественное развитие; -три составляющие производственной технологии. Практическая работа: - Подготовка докладов (сообщений) об интересующем открытии в области техники и технологий. - Попытка реконструкции исторической ситуации (открытие колеса, зарождение металлургии). 3 Взаимосвязь науки, техники, технологии и производства. Развитие технологической культуры в результате научно-технических и социально-экономических достижений. Потребность в научном знании. Наука как сфера человеческой деятельности и фактор производства. Наукоемкость материального производства. Знать/понимать: -взаимосвязь и взаимообусловленность технологий, науки и производства, -роль науки в развитии технологического прогресса; -понятия «наукоемкость» производства. Практическая работа: Подготовка докладов (сообщений) об интересующем открытии в области науки и техники. 4 5 6 Промышленные технологии и глобальные проблемы человечества. 1.Влияние научно-технической революции на качество жизни человека и состояние окружающей среды. Современная энергетика и ее воздействие Знать/понимать: -взаимосвязь между динамикой развития промышленных технологий и истощением сырьевых ресурсов; на биосферу. Проблема захоронения радиоактивных отходов. 7 2. Промышленные технологии и транспорт. Материалоемкость современных производств. Промышленная эксплуатация лесов. Проблема загрязнения отходами производства атмосферы. Понятия «парниковый эффект», «озоновая дыра». 3. Современные сельскохозяйственные технологии и их негативное воздействие на биосферу. 4.Проведение мероприятий по озеленению и/или оценке загрязненности среды -причины (производственные технологические процессы), приводящие к загрязнению окружающей среды; -что такое радиоактивное загрязнение, парниковый эффект, озоновая дыра; -негативные следствия современного землепользования (агротехнологий) для окружающей среды. Уметь: -выявлять источники и степень загрязненности окружающей среды. Практическая работа: -Посадка деревьев и кустарников возле школы. -Оценка запыленности воздуха. Определения наличия нитратов в пищевых продуктах. 8 9 Способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду. 1.Природоохранные технологии. Экологический мониторинг. Основные направления охраны среды. Экологически чистые и безотходные производства. Переработка бытового мусора и Знать/понимать: - что такое экологический мониторинг; -сущность безотходных технологий промышленных отходов. Рациональное использование лесов и пахотных земель, минеральных и водных ресурсов. Очистка естественных водоёмов. 2. Понятие «альтернативные источники энергии». Использование энергии Солнца, ветра, приливов, геотермальных источников энергии волн и течений. Термоядерная энергетика. Биогазовые установки. (производств ); -пути рационального использования земельных, минеральных и водных ресурсов; -какие существуют мероприятия по очистки водоемов ; -виды и возможности использования альтернативных источников энергии. Уметь: Практическая работа: -Оценка качества пресной воды. Оценка уровня радиации. -выявлять источники и степень загрязненности окружающей среды. -Подготовка докладов (сообщений ) об использовании альтернативного источника энергии. 10 11 12 Экологическое сознание и мораль в техногенном мире. Экологически устойчивое развитие человечества. Необходимость нового, экологического сознания в современном мире. Характерные черты проявления экологического сознания. Практическая работа: Знать/ понимать: — почему возникла необходимость в новом экологическом сознании (морали); — сущность, характерные черты нового экологического сознания. -Уборка мусора около школы или в лесу. -Выявление мероприятий по охране окружающей среды на действующем промышленном предприятии. 13 14 15 16 Перспективные направления развития современных технологий. 1. Основные виды промышленной обработки материалов. Электро-технологии и их применение. 2.Применение лучевых технологий: лазерная и электронно-лучевая обработка. Ультразвуковые технологии: сварка и дефектоскопия. Плазменная обработка: напыление, резка, сварка. Порошковая металлургия. Технология послойного прототипирования и их использование. 3.Нанотехнологии. Основные понятия. Технология поатомной (помолекулярной) сборки. Перспективы применения нанотехнологий. 4. Информационные технологии, их роль в современной научно-технической революции. Знать/понимать: -виды современных электротехнологий, примеры их использования; -сущность и области применения лучевых и ультразвуковых технологий; -принцип плазменной обработки материалов, примеры использования; - метод прослойного протипирования и области его применения; -сущность понятий «наноматериал», «наночастица» ; - перспективы использования нанотехнологий; - роль информационных технологий в технологическом развитии общества. Практическая работа: Посещение промышленного предприятия. (Ознакомление с современными технологиями в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания). 17 Новые принципы организации современного производства. Пути развития современного индустриального производства. Рационализация, стандартизация производства. Конвейеризация, непрерывное (поточное) производство. Расширение ассортимента промышленных товаров в результате изменения потребительского спроса. Гибкие производственные системы. Многоцелевые технологические машины. Глобализация системы мирового хозяйства. Знать/понимать: - смысл понятий «рационализация», «стандартизация», «конвейеризация» производства; - сущность непрерывного (поточного) производства; - что представляют собой гибкие производственные системы; - в чем проявляется глобализация системы мирового хозяйства. Практическая работа: Предложения по внедрению новых технологий и оборудования в домашнем хозяйстве, на конкретном рабочем месте или производственном участке. 18 Автоматизация Автоматизация производства на Знать/понимать: технологических процессов. основе информационных технологий. Изменение роли человека в современном и перспективном производстве. Понятие «автомат» и «автоматика». Гибкая и жёсткая автоматизация. Применение на производстве автоматизированных систем управления технологическими процессами. (АСУТП). Составляющие АСУТП. - сущность понятий «автомат» и «автоматизация производства» - гибкая и жёсткая автоматизация; - в чем суть применения на производстве автоматизированных систем управления технологическими процессами. (АСУТП). Тема 2. Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг. Творческая проектная деятельность. 17 часов. 19 20 Понятие творчества. 1. Понятие «творчество», «творческий процесс». Введение в психологию творческой деятельности. Виды творческой деятельности. Процедуры технического творчества. Проектирование. Конструирование. Изобретательство. Результат творчества как объект интеллектуальной собственности. Знать/понимать: - сущность понятий «творчество», «творческий процесс»; - виды творческой деятельности (художественное, научное, техническое творчество); - изобретательство, проектирование, 2. Пути повышения творческой активности конструирование как процедуры творческого процесса; сущность и личности при решении нестандартных задач. Понятие «творческая задача». Теория задачи ТРИЗ. решения изобретательских задач (ТРИЗ). Практическая работа: Упражнение на развития мышления: решение нестандартных задач. 21 Защита интеллектуальной Понятие интеллектуальной собственности. собственности. Объекты интеллектуальной собственности. Формы защиты авторства. Патент на изобретения. Условия выдачи патентов, патентный поиск. Критерии патентоспособности объекта. Патентуемые объекты: изобретения, промышленные образцы, полезные модели, товарные знаки, рационализаторские предложения. Правила регистрации товарных знаков и обслуживания. Знать/понимать: - сущность понятия «интеллектуальная собственность»; - что может являться объектом интеллектуальной собственности; - понятие «авторское право»; - существующие формы защиты авторских прав; - что такое патент; Практическая работа: - как осуществляется патентование изделия; - Разработка товарного знака условного предприятия. - суть и защиту товарных знаков и знаков обслуживания. - Составление формулы изобретения (ретроизобретения) или заявки на полезную модель, промышленный образец. 22 23 24 Методы решения творческих задач. 1-2. Методы активизации поиска решений Знать/понимать: творческих задач, генерация идей. Прямая - сущность и особенность методов мозговая атака (мозговой штурм). Обратная активизации поиска решения задач; мозговая атака. Метод контрольных -методы поиска оптимального варианта 25 вопросов. и их применение. 3. Поиск оптимального варианта решения. Морфологический анализ (морфологическая матрица), сущность и применение. Функционально-стоимостный анализ (ФСА) как метод экономии. Основные этапы ФСА. Использование ФСА на производстве. АРИЗ. - способы применения ассоциативных методов решения творческих задач. Уметь: - использовать методы решения творческих задач в практической деятельности. 4. Ассоциативные методы решения задач. Понятие «ассоциация». Методы фокальных объектов, гирлянд случайностей и ассоциаций, сущность и применение. Практическая работа: Проведение конкурса «Генераторы идей». Игра «Ассоциативная цепочка» 26 Понятие об основах проектирования в профессиональной деятельности. Особенности современного проектирования. Технико-технологические, социальные, экономические, экологические, эргономические факторы проектирования. Учет требований при проектировании. Качество проектировщика. Ответственность современного дизайнера перед обществом. Значение эстетического фактора в проектировании. Знать/понимать: - требования к современному проектированию; - понятия «инновация», «проектное задание», «техническое задание» - какими качествами должен обладать проектировщик - значение эстетического фактора в проектировании Практическая работа: Выполнение тестов на определение наличия качеств проектировщика 27 Потребительские качества товаров. Проектирование в условиях конкуренции на рынке товаров и услуг. Экспертиза и оценка изделия. Возможные критерии оценки потребительских качеств изделий. Экспертиза и оценка изделия. Социально-экономические, функциональные, эргономические, эстетические качества объектов проектной деятельности. Практическая работа: Оценка объектов на основе потребительских качеств. Проведение экспертизы ученического рабочего места. 28 Алгоритм дизайна. Планирование проектной деятельности. Планирование проектной деятельности в профессиональном и учебном проектировании. Этапы проектной деятельности. Системный подход в проектировании, пошаговое планирование действий. .Алгоритм дизайна. Непредвиденные обстоятельства в - законы художественного конструирования. Знать/понимать: - составляющие понятия «потребительские качества товара (услуги)»; - критерии оценки потребительских качеств товара; - что входит в процедуру экспертной оценки объекта. Уметь: - проводить экспертизу товара (проектного изделия). Знать/понимать: - какие этапы включает в себя проектная деятельность - как осуществляется пошаговое планирование проектной деятельности - что включает понятие «алгоритм проектировании. Действия по коррекции проекта. Практическая работа: Планирование деятельности по выполнению учебного проектирования. 29 Источники информации при проектировании. Роль информации в современном обществе. Необходимость информации на различных этапах проектирования. Источники информации: энциклопедии, энциклопедические словари, интернет. Электронные справочники, электронные конференции. Поиск информации по теме проектирования. Практическая работа: Ознакомление с источниками информации для проектирования собственного продукта. 30 31 Создание банка идей продуктов труда. 1. Объекты действительности как воплощение идей проектировщика. Методы формирования банка идей. Творческий подход к выдвижению идей (одушевление, ассоциации, аналогии, варианты дизайна» Уметь: - планировать деятельность по учебному проектированию. Знать/понимать: - роль информации в современном обществе; - что понимается под научным подходом к проектированию; - источники информации для дизайнера; Уметь: - находить и использовать различные источники информации при проектировании; воссоздавать исторический путь объекта проектирования. Знать/понимать: - что представляет собой банк идей при проектировании; - методы формирования банка идей; компоновок, использование метода ТРИЗ). Уметь: 2. Графическое представление вариантов будущего изделия. Анализ существующих изделий как поиск вариантов дальнейшего усовершенствования. - формировать банк идей для своего проектируемого изделия; Практическая работа: Формирование банка идей и предложений. Выдвижение идей усовершенствования проектного изделия. Выбор наиболее удачных вариантов. 32 Дизайн отвечает потребностям. Рынок потребительских товаров и услуг. Проектирование как отражение общественной действительности. Влияние потребностей людей на изменение изделий, технологий, материалов. Рынок потребительских товаров и услуг. Конкуренция товаропроизводителей. Методы выявления общественной потребности. Изучение рынка товаров и услуг. Правила составления анкеты. Определение конкретных целей проекта на основании выявления общественной потребности. Практическая работа: Составление анкеты для изучения - графически оформлять идеи проектируемого изделия; - делать выбор наиболее удачного варианта проектируемого изделия на основе анализа. Знать/понимать: - взаимосвязь и взаимообусловленность общественных потребностей и проектирования; - что такое «рынок потребительских товаров и услуг»; - методы исследования рынка потребительских товаров (услуг). потребительского спроса. Проведение анкетирования для выбора объекта учебного проектирования. 33 Правовые отношения на рынке товаров и услуг. 1. Понятие «субъект» и «объект» на рынке потребительских товаров и услуг. Нормативные акты, регулирующие отношения между покупателями и производителем (продавцами) 2. Источники получения информации о товарах и услугах. Торговые символы, этикетки, маркировка, штрихкод. Сертификация продукции. Практическая работа: Знать/понимать: - взаимоотношения субъекта и объекта рынка товаров и услуг; - виды и назначение нормативных актов, регулирующих отношения между покупателем и производителем (продавцами); - назначение и виды страховых услуг; - способы получения информации о товарах и услугах. Изучение рынка потребительских товаров и Уметь: услуг. 34 35 Выбор путей и способов реализации проектируемого объекта. Бизнес-план. Чтение учащимися маркировки товаров и сертификатов на различную продукцию. - читать торговые символы, этикетки, маркировка, штрих код товаров. 1. Пути продвижения проектируемого продукта на потребительский рынок. Понятие маркетинга, его цели и задачи. Реклама как фактор маркетинга. Средства рекламы. Знать/понимать: 2. Бизнес-план как способ экономического -понятие рентабельности. - сущность понятия маркетинг, реклама; - что такое бизнес-план; - цели и задачи бизнес-плана; обоснования проекта. Задачи бизнес-плана. Понятие рентабельности. Экономическая оценка проекта. Уметь: Практическая работа: -рассчитывать рентабельность производства. Составление бизнес-плана для проектируемого изделия. - составлять экономическое обоснование собственного проекта (или условного изделия); Раздел V. Требования к уровню подготовки обучающихся Знать/понимать: Влияние технологий на общественное развитие. Составляющие современного производства товаров или услуг. Способы снижения негативного производства на окружающую среду. Способы организации труда, индивидуальной и коллективной работы. Основные этапы проектной деятельности. Источники получения информации о путях получения профессионального образования и трудоустройства. Уметь: Оценивать потребительские качества товаров и услуг. Изучать потребности потенциальных покупателей на рынке товаров и услуг. Составлять планы деятельности по изготовлению и реализации продукта труда. Использовать методы решения творческих задач в технологической деятельности. Проектировать материальный объект или услугу; оформлять процесс и результаты проектной деятельности. Организовывать рабочее место; выбирать средства и методы реализации проекта. Выполнять изученные технологические операции. Планировать возможное продвижение материального объекта или услуги на рынке товаров и услуг. Уточнять и корректировать профессиональные намерения. Применять полученные знания и умения в выбранной области деятельности: Для проектирования материальных объектов или услуг; повышения эффективности своей практической деятельности; организации трудовой деятельности при коллективной форме труда. Решения практических задач в выбранном направлении технологической подготовки. Самостоятельного анализа рынка образовательных услуг и профессиональной деятельности. Рационального поведения на рынке труда, товаров и услуг. Составление резюме и проведения самопрезентации. Раздел VI. Нормы оценивания обучающихся Примерные нормы оценок знаний и умений учащихся по устному опросу Оценка «5» ставится, если учащийся: полностью освоил учебный материал; умеет изложить его своими словами; самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Оценка «4» ставится, если учащийся: в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Оценка «3» ставится, если учащийся: не усвоил существенную часть учебного материала; допускает значительные ошибки при его изложении своими словами; затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами; слабо отвечает на дополнительные вопросы. Оценка «2» ставится, если учащийся: почти не усвоил учебный материал; не может изложить его своими словами; не может подтвердить ответ конкретными примерами; не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя. Оценка «1» ставится, если учащийся: полностью не усвоил учебный материал; не может изложить знания своими словами; не может ответить на дополнительные вопросы учителя. Оценивание теста учащихся производится по следующей системе: «5» - получают учащиеся, справившиеся с работой 100 - 90 %; «4» - ставится в том случае, если верные ответы составляют 80 % от общего количества; «3» - соответствует работа, содержащая 50 – 70 % правильных ответов. Критерии оценки проекта: Раздел VII. Учебно-методическое обеспечение программы Интернет-ресурсы http://user.rol.ru http://tehnologia.narod.ru http://trudovik.narod.ru http://school-collection.edu.ru/ http://fcior.edu.ru/ Лист корректировки рабочей программы (тематического планирования рабочей программы) Предмет: Технология Класс: 10 Учитель: Пантелеева М.Ю. 2021-2022 учебный год № Уро ка Дата по плану Дата Тема по плану провед ения Тема по факту Кол-во часов По пла ну Дано Причина Способ корректировки корректиро вки