Министерство образования и науки Республики Бурятия МО «Прибайкальский район» Муниципальное образовательное учреждение «Таловская средняя общеобразовательная школа» Рассмотрено: на заседании МО Протокол № ___ от «29» августа 2018 г. Руководитель МО: ________ /Генералова Д.Г./ Согласовано: Зам. директора по УВР: ________ Федорова Т.Г. «30» августа 2018 г. «Утверждаю» Директор школы: __________Пантелеев Ю.А. Приказ по школе № 101 от «31» августа 2018 г. Рабочая программа Основы светской этики 1-4 класс 2018-2022 уч.гг. Учителя начальной школы: Генералова Д.Г. Иванова Л.Г. Котлова Д.В. Помигалова Л.А. Таскина М.Н. Турпанова СВ. Шапхаева Л.А. Шашина Н.Г. ст. Таловка Рабочая программа по предмету «Основы светской этики» разработана в соответствии с: - Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального образовательного стандарта начального общего образования»; - Приказом Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 N 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт НОО, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального образовательного стандарта начального общего образования»; - Примерной основной образовательной программой начального общего образования; - Авторской программой начального общего образования по основам светской этики под редакцией А. И. Шемшуриной. Программа соответствует учебнику «Основы светской этики» (4 кл.) для общеобразовательных учреждений / А.И. Шемшурина. - М.: Просвещение, 2018. В данной рабочей программе на изучение основ светской этики отводится: 4 класс — 1 час в неделю (34 учебных недели — 34 часа в год); На освоение программы по основам светской этики (4 класс ) выделяется 34 часа учебного времени. 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета 1 класс Личностные результаты: формирование основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов; осознание себя как гражданина многонационального государства; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свобод; развить этнических чувств как регуляторы морального поведения; воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; бережное отношение к материальным и духовным ценностям; чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе; осознание нравственных ценностей; осознанное положительное отношение к культурным и религиозным ценностям. Метапредметные результаты: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства еѐ осуществления; формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учѐтом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; адекватное использование речевых средств и средств информационнокоммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; определение общей цели и путей еѐ достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметные результаты: знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России; знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России; осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. Выпускник научится: раскрывать содержание основных составляющих российской светской (гражданской) этики, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации (отношение к природе, историческому и культурному наследию народов России, государству, отношения детей и родителей, гражданские и народные праздники, трудовая мораль, этикет и др.); на примере российской светской этики понимать значение нравственных ценностей, идеалов в жизни людей, общества; излагать свое мнение по поводу значения российской светской этики в жизни людей и общества; соотносить нравственные формы поведения с нормами российской светской (гражданской) этики; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам. Выпускник получит возможность научиться: развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально- нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе общепринятых в российском обществе норм светской (гражданской) этики; устанавливать взаимосвязь между содержанием российской светской этики и поведением людей, общественными явлениями; выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан; акцентировать внимание на нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования. 2. Содержание учебного предмета Этика общения (6 ч) Россия - наша Родина. Этика – наука о нравственной жизни человека. Добрым жить на свете веселей. Правила общения для всех. От добрых правил – добрые слова и поступки. Каждый интересен. Этикет (4 ч) Премудрости этикета. Красота этикета. Простые школьные и домашние правила этикета. Чистый ручеѐк нашей речи. Этика человеческих отношений (4 ч) В развитие добрых чувств – творение души. Природа – волшебные двери к добру и доверию. Чувство Родины. Жизнь протекает среди людей. Этика отношений в коллективе (4 ч) Чтобы быть коллективом. Коллектив начинается с меня. Мой класс – мои друзья. Ежели душевны вы и к этике не глухи. Простые нравственные истины (4 ч) Жизнь священна. Человек рождѐн для добра. Милосердие – закон жизни. Жить во благо себе и другим. Душа обязана трудиться (4 ч) Следовать нравственной установке. Достойно жить среди людей. Уметь понять и простить. Простая этика поступков. Посеешь поступок – пожнёшь характер (4 ч) Общение и источники преодоления обид. Ростки нравственного опыта поведения. Доброте сопутствует терпение. Действия с приставкой «СО». 3. Тематическое планирование Номер темы № п/п урока в разделе Тема урока Кол-во часов по теме 1 1 Раздел 1. Этика общения (6 ч) Россия - наша Родина 2 2 Этика – наука о нравственной жизни человека. 1 3 3 Добрым жить на свете веселей. 1 4 4 5 5 От добрых правил – добрые слова и поступки. 1 6 6 Каждый интересен. 1 7 1 Раздел 2. Этикет (4 ч) Премудрости этикета. 1 8 2 9 3 10 4 11 1 12 2 13 3 14 4 15 1 16 2 17 3 18 4 19 1 Правила общения для всех. Красота этикета. Простые школьные и домашние правила этикета. Чистый ручеѐк нашей речи. Раздел 3. Этика человеческих отношений (4 ч) В развитие добрых чувств – творение души. Природа – волшебные двери к добру и доверию. Чувство Родины. Жизнь протекает среди людей. Раздел 4. Этика отношений в коллективе (4 ч) Чтобы быть коллективом. Коллектив начинается с меня. Мой класс – мои друзья. Ежели душевны вы и к этике не глухи. Раздел 5. Простые нравственные истины (4 ч) Жизнь священна. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org) Человек рождѐн для добра. 20 2 21 3 22 4 Жить во благо себе и другим. 1 23 1 Раздел 6. Душа обязана трудиться (4 ч) Следовать нравственной установке. 1 24 2 Достойно жить среди людей. 1 25 3 Уметь понять и простить. 1 26 4 27 Раздел 7. Посеешь поступок – пожнёшь характер (4 ч) Общение и источники преодоления обид. 1 28 2 Ростки нравственного опыта поведения. 1 29 3 Доброте сопутствует терпение. 1 30 4 Милосердие – закон жизни. Простая этика поступков. Действия с приставкой «СО». Раздел 8. Судьба и Родина едины (4 ч) С чего начинается Родина. 1 1 1 1 1 31 1 32 2 В тебе рождается патриот и гражданин. 1 33 3 Человек – чело века. 1 34 4 Слово, обращѐнное к тебе. 1 1