Министерство образования и науки Республики Бурятия
МО «Прибайкальский район»
Муниципальное образовательное учреждение
«Таловская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено:
на заседании МО
Протокол № ___
от «29» августа 2018 г.
Руководитель МО:
________ /Генералова Д.Г./
Согласовано:
Зам. директора по УВР:
________ Федорова Т.Г.
«30» августа 2018 г.
«Утверждаю»
Директор школы:
__________Пантелеев Ю.А.
Приказ по школе № 101
от «31» августа 2018 г.
Рабочая программа
Основы светской этики
1-4 класс
2018-2022 уч.гг.
Учителя начальной школы:
Генералова Д.Г.
Иванова Л.Г.
Котлова Д.В.
Помигалова Л.А.
Таскина М.Н.
Турпанова СВ.
Шапхаева Л.А.
Шашина Н.Г.
ст. Таловка
Рабочая программа по предмету «Основы светской этики» разработана в соответствии с:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373 «Об
утверждении и введении в действие федерального образовательного стандарта начального
общего образования»;
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 N 1576 «О внесении
изменений в федеральный государственный образовательный стандарт НОО,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6
октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального
образовательного стандарта начального общего образования»;
- Примерной основной образовательной программой начального общего образования;
- Авторской программой начального общего образования по основам светской этики под
редакцией А. И. Шемшуриной.
Программа соответствует учебнику «Основы светской этики» (4 кл.) для
общеобразовательных учреждений / А.И. Шемшурина. - М.: Просвещение, 2018.
В данной рабочей программе на изучение основ светской этики отводится:
4 класс — 1 час в неделю (34 учебных недели — 34 часа в год);
На освоение программы по основам светской этики (4 класс ) выделяется 34 часа
учебного времени.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
1 класс
Личностные результаты:
формирование основы российской гражданской идентичности, чувства гордости
за свою Родину;
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур,
национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре
всех народов;
осознание себя как гражданина многонационального государства;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на
основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и
свобод;
развить этнических чувств как регуляторы морального поведения;
воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимание и сопереживание чувствам других людей;
развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций;
бережное отношение к материальным и духовным ценностям;
чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе;
осознание нравственных ценностей;
осознанное положительное отношение к культурным и религиозным ценностям.
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, а также находить средства еѐ осуществления;
формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить
соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учѐтом
характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
адекватное использование речевых средств и средств информационнокоммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и
познавательных задач;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров,
осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами
коммуникации;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;
излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей еѐ достижения, умение договориться о
распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество,
нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций
многонационального народа России;
знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в
выстраивании конструктивных отношений в обществе;
формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной
культуре и их роли в истории и современности России;
осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Выпускник научится:
раскрывать
содержание
основных
составляющих
российской
светской
(гражданской) этики, основанной на конституционных обязанностях, правах и
свободах человека и гражданина в Российской Федерации (отношение к природе,
историческому и культурному наследию народов России, государству, отношения
детей и родителей, гражданские и народные праздники, трудовая мораль, этикет и
др.);
на примере российской светской этики понимать значение нравственных
ценностей, идеалов в жизни людей, общества;
излагать свое мнение по поводу значения российской светской этики в жизни
людей и общества;
соотносить нравственные формы поведения с нормами российской светской
(гражданской) этики;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить
сообщения по выбранным темам.
Выпускник получит возможность научиться:
развивать
нравственную
рефлексию,
совершенствовать
морально-
нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе
общепринятых в российском обществе норм светской (гражданской) этики;
устанавливать взаимосвязь между содержанием российской светской этики и
поведением людей, общественными явлениями;
выстраивать
отношения
с
представителями
разных
мировоззрений
и
культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов
сограждан;
акцентировать внимание на нравственных аспектах человеческого поведения
при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего
образования.
2. Содержание учебного предмета
Этика общения (6 ч)
Россия - наша Родина. Этика – наука о нравственной жизни человека. Добрым жить на
свете веселей. Правила общения для всех. От добрых правил – добрые слова и поступки.
Каждый интересен.
Этикет (4 ч)
Премудрости этикета. Красота этикета. Простые школьные и домашние правила этикета.
Чистый ручеѐк нашей речи.
Этика человеческих отношений (4 ч)
В развитие добрых чувств – творение души. Природа – волшебные двери к добру и
доверию. Чувство Родины. Жизнь протекает среди людей.
Этика отношений в коллективе (4 ч)
Чтобы быть коллективом. Коллектив начинается с меня. Мой класс – мои друзья. Ежели
душевны вы и к этике не глухи.
Простые нравственные истины (4 ч)
Жизнь священна. Человек рождѐн для добра. Милосердие – закон жизни. Жить во благо
себе и другим.
Душа обязана трудиться (4 ч)
Следовать нравственной установке. Достойно жить среди людей. Уметь понять и
простить. Простая этика поступков.
Посеешь поступок – пожнёшь характер (4 ч)
Общение и источники преодоления обид. Ростки нравственного опыта поведения.
Доброте сопутствует терпение. Действия с приставкой «СО».
3. Тематическое планирование
Номер темы
№ п/п
урока в
разделе
Тема урока
Кол-во
часов по
теме
1
1
Раздел 1. Этика общения (6 ч)
Россия - наша Родина
2
2
Этика – наука о нравственной жизни человека.
1
3
3
Добрым жить на свете веселей.
1
4
4
5
5
От добрых правил – добрые слова и поступки.
1
6
6
Каждый интересен.
1
7
1
Раздел 2. Этикет (4 ч)
Премудрости этикета.
1
8
2
9
3
10
4
11
1
12
2
13
3
14
4
15
1
16
2
17
3
18
4
19
1
Правила общения для всех.
Красота этикета.
Простые школьные и домашние правила этикета.
Чистый ручеѐк нашей речи.
Раздел 3. Этика человеческих отношений (4 ч)
В развитие добрых чувств – творение души.
Природа – волшебные двери к добру и доверию.
Чувство Родины.
Жизнь протекает среди людей.
Раздел 4. Этика отношений в коллективе (4 ч)
Чтобы быть коллективом.
Коллектив начинается с меня.
Мой класс – мои друзья.
Ежели душевны вы и к этике не глухи.
Раздел 5. Простые нравственные истины (4 ч)
Жизнь священна.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)
Человек рождѐн для добра.
20
2
21
3
22
4
Жить во благо себе и другим.
1
23
1
Раздел 6. Душа обязана трудиться (4 ч)
Следовать нравственной установке.
1
24
2
Достойно жить среди людей.
1
25
3
Уметь понять и простить.
1
26
4
27
Раздел 7. Посеешь поступок – пожнёшь характер (4 ч)
Общение и источники преодоления обид.
1
28
2
Ростки нравственного опыта поведения.
1
29
3
Доброте сопутствует терпение.
1
30
4
Милосердие – закон жизни.
Простая этика поступков.
Действия с приставкой «СО».
Раздел 8. Судьба и Родина едины (4 ч)
С чего начинается Родина.
1
1
1
1
1
31
1
32
2
В тебе рождается патриот и гражданин.
1
33
3
Человек – чело века.
1
34
4
Слово, обращѐнное к тебе.
1
1