ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по музыке на уровне 1 класса начального общего образования составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, с учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в Примерной про-грамме воспитания (одобрено решением ФУМО от 02.06.2020). Программа разработана с учётом актуальных целей и задач обучения и воспитания, развития обучающихся и условий, необходимых для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов при освоении предметной области «Искусство» (Музыка). ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» Музыка является неотъемлемой частью культурного наследия, универсальным способом коммуникации. Особенно важна музыка для становления личности младшего школьника — как способ, форма и опыт самовыражения и естественного радостного мировосприятия. В течение периода начального общего музыкального образования необходимо заложить основы будущей музыкальной культуры личности, сформировать представления о многообразии проявлений музыкального искусства в жизни современного человека и общества. Поэтому в содержании образования должны быть представлены различные пласты музыкального искусства: фольклор, классическая, современная музыка, в том числе наиболее достойные образцы массовой музыкальной культуры (джаз, эстрада, музыка кино и др.). При этом наиболее эффективной формой освоения музыкального искусства является практическое музицирование — пение, игра на доступных музыкальных инструментах, различные формы музыкального движения. В ходе активной музыкальной деятельности происходит постепенное освоение элементов музыкального языка, понимание основных жанровых особенностей, принципов и форм развития музыки. Программа предусматривает знакомство обучающихся с некоторым количеством явлений, фактов музыкальной культуры (знание музыкальных произведений, фамилий композиторов и исполнителей, специальной терминологии и т. п.). Однако этот уровень содержания обучения не является главным. Значительно более важным является формирование эстетических потребностей, проживание и осознание тех особых мыслей и чувств, состояний, отношений к жизни, самому себе, другим людям, которые несёт в себе музыка как «искусство интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев). Свойственная музыкальному восприятию идентификация с лирическим героем произведения (В. В. Медушевский) является уникальным психологическим механизмом для формирования мировоззрения ребёнка опосредованным недирективным путём. Поэтому ключевым моментом при составлении программы является отбор репертуара, который должен сочетать в себе такие качества, как доступность, высокий художественный уровень, соответствие системе базовых национальных ценностей. Одним из наиболее важных направлений музыкального воспитания является развитие эмоционального интеллекта обучающихся. Через опыт чувственного восприятия и художественного исполнения музыки формируется эмоциональная осознанность, рефлексивная установка личности в целом. Особая роль в организации музыкальных занятий младших школьников принадлежит игровым формам деятельности, которые рассматриваются как широкий спектр конкретных приёмов и методов, внутренне присущих самому искусству — от традиционных фольклорных игр и театрализованных представлений к звуковым импровизациям, направленным на освоение жанровых особенностей, элементов музыкального языка, композиционных принципов. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» Музыка жизненно необходима для полноценного развития младших школьников. Признание самоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование и воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности. Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, самовыражение через творчество, духовно-нравственное становление, воспитание чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и сопереживания). В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим направлениям: 1) становление системы ценностей обучающихся в единстве эмоциональной и познавательной сферы; 2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального искусства как универсального языка общения, художественного отражения многообразия жизни; 3) формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к музицированию. Важнейшими задачами в начальной школе являются: 1. Формирование эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасное в жизни и в искусстве. 2. Формирование позитивного взгляда на окружающий мир, гармонизация взаимодействия с природой, обществом, самим собой через доступные формы музицирования. 3. Формирование культуры осознанного восприятия музыкальных образов. Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт эмоционального переживания. 4. Развитие эмоционального интеллекта в единстве с другими познавательными и регулятивными универсальными учебными действиями. Развитие ассоциативного мышления и продуктивного воображения. 5. Овладение предметными умениями и навыками в различных видах практического музицирования. Введение ребёнка в искусство через разнообразие видов музыкальной деятельности, в том числе: а) Слушание (воспитание грамотного слушателя); б) Исполнение (пение, игра на доступных музыкальных инструментах); в) Сочинение (элементы импровизации, композиции, аранжировки); г) Музыкальное движение (пластическое интонирование, танец, двигательное моделирование и др.); д) Исследовательские и творческие проекты. 6. Изучение закономерностей музыкального искусства: интонационная и жанровая природа музыки, основные выразительные средства, элементы музыкального языка. 7. Воспитание уважения к цивилизационному наследию России; присвоение интонационнообразного строя отечественной музыкальной культуры. 8. Расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к музыкальной культуре других стран, культур, времён и народов. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является обязательным для изучения и преподаётся в начальной школе с 1 по 4 класс включительно. Содержание предмета «Музыка» структурно представлено восемью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой дошкольного и основного общего образования, непрерывность изучения предмета и образовательной области«Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения: модуль № 1 «Музыкальная грамота»; модуль № 2 «Народная музыка России»; модуль № 3 «Музыка народов мира»; модуль № 4 «Духовная музыка»; модуль № 5 «Классическая музыка»; модуль № 6 «Современная музыкальная культура»; модуль № 7 «Музыка театра и кино»; модуль № 8 «Музыка в жизни человека». Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социо-культурную деятельность обучающихся, участие в музыкальных праздниках, конкурсах, концертах, театрализованных действиях, в том числе основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами образовательной программы, как «Изобразительное искусство», «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы религиозной культуры и светской этики», «Иностранный язык» и др. Общее число часов, отведённых на изучение предмета «Музыка» в 1 классе составляет 33 часов (не менее 1 часа в неделю). СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Mодуль «МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА» Весь мир звучит Звуки музыкальные и шумовые. Свойства звука: высота, громкость, длительность, тембр Звукоряд Нотный стан, скрипичный ключ. Ноты первой октавы Интонация Выразительные и изобразительные интонации Ритм Звуки длинные и короткие (восьмые и четвертные длительности), такт, тактовая черта Ритмический рисунок Длительности половинная, целая, шестнадцатые. Паузы. Ритмические рисунки. Ритмическая партитура Размер Равномерная пульсация. Сильные и слабые доли. Размеры 2/4, 3/4, 4/4 Музыкальный язык Темп, тембр. Динамика (форте, пиано, крещендо, диминуэндо и др.). Штрихи (стаккато, легато, акцент и др.) Высота звуков Регистры. Ноты певческого диапазона. Расположение нот на клавиатуре. Знаки альтерации (диезы, бемоли, бекары) Мелодия Мотив, музыкальная фраза. Поступенное, плавное движение мелодии, скачки. Мелодический рисунок Сопровождение Аккомпанемент. Остинато. Вступление, заключение, проигрыш Песня Куплетная форма. Запев, припев. Модуль «НАРОДНАЯ МУЗЫКА РОССИИ» Край, в котором ты живёшь Музыкальные традиции малой Родины. Песни, обряды, музыкальные инструменты Русский фольклор Русские народные песни (трудовые, солдатские, хороводные и др.). Детский фольклор (игровые, заклички, потешки, считалки, прибаутки) Русские народные музыкальные инструменты Народные музыкальные инструменты (балалайка, рожок, свирель, гусли, гармонь, ложки). Инструментальные наигрыши. Плясовые мелодии Сказки, мифы и легенды Народные сказители. Русские народные сказания, былины. Эпос народов России. Сказки и легенды о музыке и музыкантах Жанры музыкального фольклора Фольклорные жанры, общие для всех народов: лирические, трудовые, колыбельные песни, танцы и пляски. Традиционные музыкальные инструменты Народные праздники Обряды, игры, хороводы, праздничная символика — на примере одного или нескольких народных праздников Модуль «МУЗЫКА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА» Музыкальные портреты Музыка, передающая образ человека, его походку, движения, характер, манеру речи. «Портреты», выраженные в музыкальных интонациях Какой же праздник без музыки? Музыка, создающая настроение праздника. Музыка в цирке, на уличном шествии, спортивном празднике Модуль "КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА" Композиторы — детям Детская музыка П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, Д. Б. Кабалевского и др. Понятие жанра. Песня, танец, марш Музыкальные инструменты. Флейта Предки современной флейты. Легенда о нимфе Сиринкс. Музыка для флейты соло, флейты в сопровождении фортепиано, оркестра Программная музыка Программная музыка. Программное название, известный сюжет, литературный эпиграф Модуль "МУЗЫКА ТЕАТРА И КИНО" Опера. Главные герои и номера оперного спектакля Ария, хор, сцена, увертюра — оркестровое вступление. Отдельные номера из опер русских и зарубежных композиторо Модуль "МУЗЫКА НАРОДОВ МИРА" Музыка народов Европы Танцевальный и песенный фольклор европейских народов. Канон. Странствующие музыканты. Карнавал Музыка Японии и Китая Древние истоки музыкальной культуры стран Юго-Восточной Азии. Императорские церемонии, музыкальные инструменты. Пентатоника ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Специфика эстетического содержания предмета «Музыка» обусловливает тесное взаимодействие, смысловое единство трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для начального общего образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной и внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части: Гражданско-патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности; знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов и традиций республик Российской Федерации; проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; уважение к достижениям отечественных мастеров культуры; стремление участвовать в творческой жизни своей школы, города, республики. Духовно-нравственного воспитания: признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; готовность придерживаться принципов взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности. Эстетического воспитания: восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству своего и других народов; умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой; стремление к самовыражению в разных видах искусства. Ценности научного познания: первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и научной картины мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде; бережное отношение к физиологическим системам организма, задействованным в музыкальноисполнительской деятельности (дыхание, артикуляция, музыкальный слух, голос); профилактика умственного и физического утомления с использованием возможностей музыкотерапии. Трудового воспитания: установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности. Экологического воспитания: бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при изучении предмета «Музыка»: 1. Овладение универсальными познавательными действиями. Базовые логические действия: - сравнивать музыкальные звуки, звуковые сочетания, произведения, жанры; устанавливать основания для сравнения, объединять элементы музыкального звучания по определённому признаку; - определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты (музыкальные инструменты, элементы музыкального языка, произведения, исполнительские составы и др.); - находить закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях музыкального искусства, сведениях и наблюдениях за звучащим музыкальным материалом на основе предложенного учителем алгоритма; - выявлять недостаток информации, в том числе слуховой, акустической для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма; - устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях музыкального восприятия и исполнения, делать выводы. Базовые исследовательские действия: на основе предложенных учителем вопросов определять разрыв между реальным и желательным состоянием музыкальных явлений, в том числе в отношении собственных музыкальноисполнительских навыков; с помощью учителя формулировать цель выполнения вокальных и слуховых упражнений, планировать изменения результатов своей музыкальной деятельности, ситуации совместного музицирования; сравнивать несколько вариантов решения творческой, исполнительской задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей предмета изучения и связей между музыкальными объектами и явлениями (часть — целое, причина — следствие); формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (в том числе в форме двигательного моделирования, звукового эксперимента, классификации, сравнения, исследования); прогнозировать возможное развитие музыкального процесса, эволюции культурных явлений в различных условиях. Работа с информацией: выбирать источник получения информации; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки; соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет; анализировать текстовую, видео-, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей; анализировать музыкальные тексты (акустические и нотные) по предложенному учителем алгоритму; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации. 2. Овладение универсальными коммуникативными действиями Невербальная коммуникация: воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания; выступать перед публикой в качестве исполнителя музыки (соло или в коллективе); передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению; осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении. Вербальная коммуникация: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); готовить небольшие публичные выступления; подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления. Совместная деятельность (сотрудничество): стремиться к объединению усилий, эмоциональной эмпатии в ситуациях совместного восприятия, исполнения музыки; переключаться между различными формами коллективной, групповой и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи; формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; выполнять совместные проектные, творческие задания с опорой на предложенные образцы. 3. Овладение универсальными регулятивными действиями Самоорганизация: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий. Самоконтроль: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия и т. д.). ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты характеризуют начальный этап формирования у обучающихся основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством, позитивном ценностном отношении к музыке как важному элементу своей жизни. Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по предмету «Музыка»: с интересом занимаются музыкой, любят петь, играть на доступных музыкальных инструментах, умеют слушать серьёзную музыку, знают правила поведения в театре, концертном зале; сознательно стремятся к развитию своих музыкальных способностей; осознают разнообразие форм и направлений музыкального искусства, могут назвать музыкальные произведения, композиторов, исполнителей, которые им нравятся, аргументировать свой выбор; имеют опыт восприятия, исполнения музыки разных жанров, творческой деятельности в различных смежных видах искусства; с уважением относятся к достижениям отечественной музыкальной культуры; стремятся к расширению своего музыкального кругозора. Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруппированы по учебным модулям и должны отражать сформированность умений: Модуль «Музыка в жизни человека»: исполнять Гимн Российской Федерации, Гимн своей республики, школы, исполнять песни, посвящённые Великой Отечественной войне, песни, воспевающие красоту родной природы, выражающие разнообразные эмоции, чувства и настроения; воспринимать музыкальное искусство как отражение многообразия жизни, различать обобщённые жанровые сферы: напевность (лирика), танцевальность и маршевость (связь с движением), декламационность, эпос (связь со словом); осознавать собственные чувства и мысли, эстетические переживания, замечать прекрасное в окружающем мире и в человеке, стремиться к развитию и удовлетворению эстетических потребностей. Модуль «Народная музыка России»: определять принадлежность музыкальных интонаций, изученных произведений к родному фольклору, русской музыке, народной музыке различных регионов России; определять на слух и называть знакомые народные музыкальные инструменты; группировать народные музыкальные инструменты по принципу звукоизвлечения: духовые, ударные, струнные; определять принадлежность музыкальных произведений и их фрагментов к композиторскому или народному творчеству; различать манеру пения, инструментального исполнения, типы солистов и коллективов — народных и академических; создавать ритмический аккомпанемент на ударных инструментах при исполнении народной песни; исполнять народные произведения различных жанров с сопровождением и без сопровождения; участвовать в коллективной игре/импровизации (вокальной, инструментальной, танцевальной) на основе освоенных фольклорных жанров. Модуль «Музыкальная грамота»: классифицировать звуки: шумовые и музыкальные, длинные, короткие, тихие, громкие, низкие, высокие; различать элементы музыкального языка (темп, тембр, регистр, динамика, ритм, мелодия, аккомпанемент и др.), уметь объяснить значение соответствующих терминов; различать изобразительные и выразительные интонации, находить признаки сходства и различия музыкальных и речевых интонаций; различать на слух принципы развития: повтор, контраст, варьирование; понимать значение термина «музыкальная форма», определять на слух простые музыкальные формы — двухчастную, трёхчастную и трёхчастную репризную, рондо, вариации; ориентироваться в нотной записи в пределах певческого диапазона; исполнять и создавать различные ритмические рисунки; исполнять песни с простым мелодическим рисунком. Модуль «Классическая музыка»: различать на слух произведения классической музыки, называть автора и произведение, исполнительский состав; различать и характеризовать простейшие жанры музыки (песня, танец, марш), вычленять и называть типичные жанровые признаки песни, танца и марша в сочинениях композиторов-классиков; различать концертные жанры по особенностям исполнения (камерные и симфонические, вокальные и инструментальные), знать их разновидности, приводить примеры; исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения композиторов-классиков; воспринимать музыку в соответствии с её настроением, характером, осознавать эмоции и чувства, вызванные музыкальным звучанием, уметь кратко описать свои впечатления от музыкального восприятия; характеризовать выразительные средства, использованные композитором для создания музыкального образа; соотносить музыкальные произведения с произведениями живописи, литературы на основе сходства настроения, характера, комплекса выразительных средств. Модуль «Музыка народов мира»: различать на слух и исполнять произведения народной и композиторской музыки других стран; определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов; различать на слух и называть фольклорные элементы музыки разных народов мира в сочинениях профессиональных композиторов (из числа изученных культурно-национальных традиций и жанров); различать и характеризовать фольклорные жанры музыки (песенные, танцевальные), вычленять и называть типичные жанровые признаки. Модуль «Музыка театра и кино»: определять и называть особенности музыкально-сценических жанров (опера, балет, оперетта, мюзикл); различать отдельные номера музыкального спектакля (ария, хор, увертюра и т. д.), узнавать на слух и называть освоенные музыкальные произведения (фрагменты) и их авторов; различать виды музыкальных коллективов (ансамблей, оркестров, хоров), тембры человеческих голосов и музыкальных инструментов, уметь определять их на слух; отличать черты профессий, связанных с созданием музыкального спектакля, и их роли в творческом процессе: композитор, музыкант, дирижёр, сценарист, режиссёр, хореограф, певец, художник и др. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Репертуар всего контрольные практические для слушания работы работы для пения для музицирования Дата изучения Виды деятельности Виды, формы контроля Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Модуль 1. Музыкальная грамота 1.1. Весь мир звучит 1 0 0 «Полянка» (свирель), «Во кузнице» (рожок), «Как под яблонькой» (гусли) Музыкальное приветствие, Е. Птичкин «Сказки гуляют по свету» П.И. Чайковский«Детс кий альбом»Марш, Вальс, Полька 01.09.2022 Знакомство со звуками 07.09.2022 музыкальными и шумовыми. Различение, определение на слух звуков различного качества.; Устный опрос; https://resh.edu.ru https://uchi.ru 1.2. Звукоряд 1 0 0 Д.Б. Кабалевский «Упрямый братишка», «Клоуны» «Разные ребята» «Разные ребята» 08.09.2022 Знакомство с элементами нотной 14.09.2022 записи. Различение по нотной записи, определение на слух звукоряда в отличие от других последовательностей звуков.; Устный опрос; https://resh.edu.ru https://uchi.ru 1.3. Интонация 1 0 0 «Три подружки»Д.Б.К абалевский В. Шаинский «В траве сидел кузнечик» В. Шаинский «В траве сидел кузнечик» 15.09.2022 Слушание фрагментов музыкальных 21.09.2022 произведений, включающих примеры изобразительных интонаций; Устный опрос; https://resh.edu.ru https://uchi.ru 1.4. Ритм 1 0 0 мелодии, характерные для зайца (музыка из м/ф «Ну, погоди!»), лисы (песня Кота Базилио и лисы Алисы из м/ф «Приключения Буратино»), медведя (музыка из м/ф «Маша и Медведь»); песня Кота Базилио и лисы Алисы из м/ф «Приключения Буратино» песня Кота Базилио 22.09.2022 28.09.2022 и лисы Алисы из м/ф «Приключения Буратино»), медведя (музыка из м/ф «Маша и Медведь» Устный опрос; https://resh.edu.ru https://uchi.ru 1.5. Ритмический рисунок 1 0 0 С. Прокофьев. “Полночь” из балета “Золушка” Песенка часов Т. Левина. Тик-так 29.09.2022 Определение на слух, 05.10.2022 прослеживание по нотной записи ритмических рисунков, состоящих из различных длительностей и пауз.; Устный опрос; https://resh.edu.ru https://uchi.ru 1.6. Размер 1 0 0 Г. Струве «Моя Россия» Г. Струве «Моя Россия» Г. Струве «Я Стараюсь» 06.10.2022 Слушание музыкальных 12.10.2022 произведений с ярко выраженным музыкальным размером, танцевальные, двигательные импровизации под музыку.; Устный опрос; https://resh.edu.ru https://uchi.ru 1.7. Музыкальный язык 1 0 0 Д.Е.Огороднов «Строим Дом» Д.Е. М. Качурбина Огороднов«Куку "Мишка с куклой шечка» пляшут полечку" 13.10.2022 Составление музыкального словаря; 19.10.2022 Устный опрос; https://resh.edu.ru https://uchi.ru Игра «Ритмическое эхо», прохлопывание ритма по ритмическим карточкам, проговаривание с использованием ритмослогов. Разучивание, исполнение на ударных инструментах ритмической партитуры.; 1.8. Высота звуков 1 0 1 Г. Галынин « Медведь» «Почему медведь спит» «Почему медведь спит» 20.10.2022 Освоение понятий «выше-ниже». 26.10.2022 Определение на слух принадлежности звуков к одному из регистров. Прослеживание по нотной записи отдельных мотивов, фрагментов знакомых песен, вычленение знакомых нот, знаков альтерации.; Практическая работа; https://resh.edu.ru https://uchi.ru 1.9. Мелодия 1 0 0 попевка «Я крокую вгору, я крокую вниз» песня А. Филипенко« Веселый музыкант» попевка «Я крокую вгору, я крокую вниз» 27.10.2022 Исполнение, импровизация 03.11.2022 (вокальная или на звуковысотных музыкальных инструментах) различных мелодических рисунков.; Устный опрос; https://resh.edu.ru https://uchi.ru 1.10. Сопровождение 1 1 0 «Болезнь куклы»П.И.Чайк овского Дважды два четыре» муз. В. Шаинского. Дважды два четыре» муз. В. Шаинского. 10.11.2022 Исполнение простейшего 16.11.2022 сопровождения (бурдонный бас, остинато) к знакомой мелодии на клавишных или духовых инструментах; Устный опрос; https://resh.edu.ru https://uchi.ru Итого по модулю *«Дважды два – четыре»В.Шаинского (мелодия без слов) 10 Модуль 2. Народная музыка России 2.1. Русский фольклор 1 0 0 песня Садко «Заиграйте, мои гусельки» песня Садко «Заиграйте, мои гусельки» песня Садко «Заиграйте, мои гусельки» 17.11.2022 Разучивание, исполнение русских 23.11.2022 народных песен разных жанров.; Устный опрос; https://resh.edu.ru https://uchi.ru 2.2. Русские народные музыкальные инструменты 1 0 0 «Во кузнице» (рожок), «Как под яблонькой» (гусли) «Пастушья песенка» «Во кузнице» (рожок), «Как под яблонькой» (гусли) 24.11.2022 Двигательная игра — импровизация30.11.2022 подражание игре на музыкальных инструментах.; Устный опрос; https://resh.edu.ru https://uchi.ru 0 0 «Марш деревянных солдатиков» «Веселый лягушатник» П.Чайковский: «Сладкая греза»,«Вальс» 01.12.2022 Слушание музыки, определение 07.12.2022 основного характера, музыкальновыразительных средств, использованных композитором. Подбор эпитетов, иллюстраций к музыке. Определение жанра.; Устный опрос; https://resh.edu.ru https://uchi.ru 0 опера «Волк и семеро козлят» опера «Волк и семеро козлят» опера «Волк и семеро козлят» Устный опрос; https://resh.edu.ru https://uchi.ru М. Коваль, слова Е. Манучаровой М. Коваль, слова Е. Манучаровой М. Коваль, слова Е. Манучаровой 08.12.2022 Видеопросмотр музыкальной сказки. 14.12.2022 Обсуждение музыкальновыразительных средств, передающих повороты сюжета, характеры героев. Игра-викторина «Угадай по голосу».; Итого по модулю 2 Модуль 3. Классическая музыка 3.1. Композиторы — детям Итого по модулю 1 1 Модуль 4. Музыка театра и кино 4.1. Музыкальная сказка на сцене, на экране 1 0 4.2. Балет. Хореография — искусство танца Итого по модулю 1 0 С. Прокофьев «Вальс» из балета«Золушка» счастье, радость Золушки и тревожная тема «злых» часов 0 С. Прокофьев «Вальс» из балета «Золушка» - счастье, радость Золушки и тревожная тема «злых» часов «У каждого свой музыкальный инструмент» 0 П.И.Чайковский Балет«Щелкунчик»: П.И.Чайковский П.И.Чайковский Балет Балет «Щелкунчик»: «Щелкунчик»: 2 15.12.2022 Исполнение на музыкальных 21.12.2022 инструментах мелодий из балетов; Устный опрос; https://resh.edu.ru https://uchi.ru 22.12.2022 Знакомство с манерой сказывания 28.12.2022 нараспев. Слушание сказок, былин, эпических сказаний, рассказываемых нараспев.; Устный опрос; https://resh.edu.ru https://uchi.ru Модуль 5. Народная музыка России 5.1. Сказки, мифы и легенды 1 0 «Марш»; «Вальс снежных хлопьев» Народные праздники 1 Итого по модулю 2 5.2. 1 «Марш»; «Вальс снежных хлопьев» «Марш»; «Вальс снежных хлопьев» 0 Л.Книппера «Почему медведь зимой спит» Л.Книппера «Почему медведь зимой спит» Л.Книппера «Почему медведь зимой спит» 12.01.2023 Просмотр фильма/ мультфильма, 18.01.2023 рассказывающего о символике фольклорного праздника.; Устный опрос; https://resh.edu.ru https://uchi.ru Д.Б. Кабалевский «Грустный дождик», «Труба и барабан» Л.Книппера «Почему медведь зимой спит» Д.Б. Кабалевский«Груст ный дождик», «Труба и барабан» 19.01.2023 Слушание произведений вокальной, 25.01.2023 программной инструментальной музыки, посвящённой образам людей, сказочных персонажей. Подбор эпитетов для описания настроения, характера музыки. Сопоставление музыки с произведениями изобразительного искусства; Устный опрос; https://resh.edu.ru https://uchi.ru Солдатушки, бравы ребятушки» (русская народная песня) 26.01.2023 Групповые творческие шутливые Солдатушки, 01.02.2023 двигательные импровизации бравы «Цирковая труппа»; ребятушки»(русская народная песня) Устный опрос; https://resh.edu.ru https://uchi.ru Модуль 6. Музыка в жизни человека 6.1. Музыкальные портреты 1 0 0 6.2. Какой же праздник без музыки? 1 0 0 А.Бородин «Богатырская симфония" «Солдатушки, бравы ребятушки» (русская народная песня) Итого по модулю 2 Модуль 7. Классическая музыка 7.1. Программная музыка Итого по модулю 1 0 0 П.Чайковский «Баба Яга» - П.Чайковский «Баба Яга» 02.02.2023 Слушание произведений 08.02.2023 программной музыки. Обсуждение музыкального образа, музыкальных средств, использованных композитором.; Устный опрос; https://resh.edu.ru https://uchi.ru 0 Конкурс - караоке песен из различных музыкальных сказок и фильмов. Конкурс караоке песен из различных музыкальных сказок и фильмов. - 09.02.2023 Знакомство со строением куплетной 15.02.2023 формы. Составление наглядной буквенной или графической схемы куплетной формы.; Устный опрос; https://resh.edu.ru https://uchi.ru 1 Модуль 8. Музыкальная грамота 8.1. Песня Итого по модулю 1 0 1 Модуль 9. Народная музыка России 9.1. Край, в котором ты живёшь 1 0 0 В.Степанова «Добрый день»; В.Алексеев «Рощица» «Спасибо» И. Арсеев, слова З. Петровой В.Степанова «Добрый день»; В.Алексеев «Рощица» 23.02.2023 Разучивание, исполнение образцов 01.03.2023 традиционного фольклора своей местности, песен, посвящённых своей малой родине, песен композиторов-земляков.; Письменный контроль; https://resh.edu.ru https://uchi.ru 9.2. Русский фольклор 1 0 0 Симфония № 4 П.Чайковского. Концерт №3 Д.Кабалевского Р.Н.П. «Во поле береза стояла» Р.Н.П. «Во поле береза стояла» 02.03.2023 Разучивание, исполнение русских 08.03.2023 народных песен разных жанров.; Устный опрос; https://resh.edu.ru https://uchi.ru 9.3. Русские народные музыкальные инструменты 1 0 0 «Ничего на свете лучше нету». «Ничего на свете лучше нету». «Ничего на свете лучше нету" 09.03.2023 Знакомство с внешним видом, 15.03.2023 особенностями исполнения и звучания русских народных инструментов.; Устный опрос; https://resh.edu.ru https://uchi.ru 9.4. Жанры музыкального фольклора 1 0 0 Р.н. прибаутка «Дон- дон» «Если добрый ты» Д.Локшин «Былинные наигрыши» (гусли) 16.03.2023 Различение на слух контрастных по 22.03.2023 характеру фольклорных жанров: колыбельная, трудовая, лирическая, плясовая. Определение, характеристика типичных элементов музыкального языка (темп, ритм, мелодия, динамика и др.), состава исполнителей.; Устный опрос; https://resh.edu.ru https://uchi.ru 9.5. Народные праздники 1 0 0 р.н.п. "Ой, блины мои, блины..." частушки р.н.п. "Ой, блины мои, блины..." 30.03.2023 Разучивание песен, реконструкция 05.04.2023 фрагмента обряда, участие в коллективной традиционной игре2.; Устный опрос; https://resh.edu.ru https://uchi.ru Итого по модулю 5 Модуль 10. Музыка в жизни человека 10.1. Какой же праздник без музыки? 1 Итого по модулю 1 0 0 С.Прокофьев «Болтунья». Д. Кабалевский «Три подружки» В. Шаинский«П есенка про папу» В. Шаинский«П есенка про папу» 06.04.2023 Диалог с учителем о значении 12.04.2023 музыки на празднике; https://resh.edu.ru Самооценка с использованием« https://uchi.ru Оценочного листа»; Модуль 11. Классическая музыка 11.1. Программная музыка 1 0 0 «Муха-цокотуха». М. Красев, Б. Кравченко слова К. Чуковского «Мамин вальс» «Муха-цокотуха». М. Красев, слова К. Чуковского 13.04.2023 Рисование образов программной 19.04.2023 музыки.; Устный опрос; https://resh.edu.ru https://uchi.ru 11.2. Музыкальные инструменты. Флейта 1 0 0 И. С. Бах «Шутка», П. И. Чайковский «Мелодия», Н. Паганини «Каприс - 20.04.2023 Слушание музыкальных фрагментов в Устный опрос; 26.04.2023 исполнении известных музыкантовинструменталистов.; https://resh.edu.ru https://uchi.ru Итого по модулю 2 И. С. Бах «Шутка», П. И. Чайковский«Мелод ия», Н. Паганини «Каприс 0 Н.Римский-Корсаков опера«Садко» р.н.п. «Сон по бережку ходил» р.н.п. «Сон по бережку ходил» 27.04.2023 Слушание фрагментов опер. 10.05.2023 Определение характера музыки сольной партии, роли и выразительных средств оркестрового сопровождения.; Устный опрос; https://resh.edu.ru https://uchi.ru Модуль 12. Музыка театра и кино 12.1. Опера. Главные герои и номера оперного спектакля 2 Итого по модулю 2 1 Модуль 13. Музыка народов мира 13.1. Музыка народов Европы 1 0 0 В. Шаинский. «Пожалуйста, не жалуйся!» П. И. Чайковский. «Старинная французская песенка» из «Детского альбома» Французская народная песня. «Пастушья песня» Эстонская народная песня. «У каждого свой музыкальный инструмент» 11.05.2023 Знакомство с внешним видом, 17.05.2023 особенностями исполнения и звучания русских народных инструментов.; Устный опрос; https://resh.edu.ru https://uchi.ru 13.2. Музыка Японии и Китая 1 0 0 Слушание песни «Катюша» в японском исполнении, японской народной песни «Вишня» японская народная песня«Вишня японская народная песня «Вишня» 18.05.2023 Разучивание песен, реконструкция 24.05.2023 фрагмента обряда, участие в коллективной традиционной игре2.; Устный опрос; https://resh.edu.ru https://uchi.ru Итого по модулю 2 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 33 3 1 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема урока п/п Количество часов всего контрольные практические работы работы Дата Виды, формы изучения контроля 1. Весь мир звучит 1 0 0 01.09.2022 Устный опрос; 2. Звукоряд 1 0 0 08.09.2022 Устный опрос; 3. Интонация 1 0 0 15.09.2022 Устный опрос; 4. Ритм 1 0 0 22.09.2022 Устный опрос; 5. Ритмический рисунок 1 0 0 29.09.2022 Устный опрос; 6. Размер 1 0 0 06.10.2022 Устный опрос; 7. Музыкальный язык 1 0 0 13.10.2022 Устный опрос; 8. Высота звуков 1 0 1 20.10.2022 Практическая работа; 9. Мелодия 1 0 0 27.10.2022 Устный опрос; 10. Сопровождение 1 1 0 10.11.2022 Устный опрос; 11. Русский фольклор 1 0 0 17.11.2022 Устный опрос; 12. Русские народные музыкальные инструменты 1 0 0 24.11.2022 Устный опрос; 13. Композиторы-детям 1 0 0 01.12.2022 Устный опрос; 14. Музыкальная сказка на сцене,на экране 1 0 0 08.12.2022 Устный опрос; 15. Балет. Хореография искусство танца 1 0 0 15.12.2022 Устный опрос; 16. Сказки, мифы и легенды 1 0 0 22.12.2022 Устный опрос; 17. Народные праздники 1 1 0 12.01.2023 Устный опрос; 18. Музыкальные портреты 1 0 0 19.01.2023 Устный опрос; 19. Какой же праздник без музыки 1 0 0 26.01.2023 Устный опрос; 20. Программная музыка 1 0 0 02.02.2023 Устный опрос; 21. Песня 1 0 0 09.02.2023 Устный опрос; 22. Край, в котором ты живешь? 1 0 0 16.02.2023 Письменный контроль; 23. Русский фольклор 1 0 0 02.03.2023 Устный опрос; 24. Русские народные 1 музыкальные инструменты 0 0 09.03.2023 Устный опрос; 25. Жанры музыкального фольклора 1 0 0 16.03.2023 Устный опрос; 26. Народные праздники 1 0 0 23.03.2023 Устный опрос; 27. Какой же праздник без музыки? 1 0 0 06.04.2023 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 28. Программная музыка 1 0 0 13.04.2023 Устный опрос; 29. Музыкальные инструменты. Флейта 1 0 0 20.04.2023 Устный опрос; 30. Опера. Главные герои и 1 номера оперного спектакля 0 0 27.04.2023 Устный опрос; 31. Опера. Главные герои и 1 номера оперного спектакля 1 0 04.05.2023 Устный опрос; 32. Музыка народов Еввропы 1 0 0 11.05.2023 Устный опрос; 33. Музыка Японии и Китая 1 0 0 18.05.2023 Устный опрос; ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 33 3 1 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Музыка. 1 класс /Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., Акционерное общество «Издательство«Просвещение»; Введите свой вариант: МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ УМК "Школа России" Музыка 1 класс/Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. АО "Издательство "Просвещение" Поурочные разработки по музыке 1 класс ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ https://resh.edu.ru https://uchi.ru МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ компьютер, колонки, мультимедиа ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ музыкальные инструменты