РП РоднойРЯ 1 класс. 2022-23

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по родному языку (русскому) для обучающихся 1 класса на уровне начального общего
образования подготовлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 286 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»,
зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г. № 64100), Концепции
преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства
Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р), а также ориентирована на целевые приоритеты,
сформулированные в Примерной программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)»
Содержание программы направлено на достижение результатов освоения основной образовательной
программы начального общего образования в части требований, заданных Федеральным государственным
образовательным стандартом начального общего образования к предметной области «Родной язык и
литературное чтение на родном языке». Программа ориентирована на сопровождение и поддержку курса русского
языка, входящего в предметную область «Русский язык и литературное чтение».
Содержание предмета «Родной язык (русский)» направлено на удовлетворение потребности обучающихся
в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней. Учебный
предмет «Родной язык (русский)» не ущемляет права тех обучающихся, которые изучают иные (не русский)
родные языки, поэтому учебное время, отведённое на изучение данной дисциплины, не может рассматриваться
как время для углублённого изучения основного курса.
В содержании предмета «Родной язык (русский)» предусматривается расширение сведений, имеющих
отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи,
внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой,
государством и обществом. Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст существования
русского языка, в частности те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную
культурно-историческую обусловленность.
Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом, развивающемся
явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности как одной из основных характеристик
литературного языка. Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русского родного языка опирается на
содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литературное чтение»,
сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы соотносятся с
основными содержательными линиями основного курса русского языка в начальной школе, но не дублируют их и
имеют преимущественно практико-ориентированный характер.
Задачами данного курса являются: совершенствование у младших школьников как носителей языка
способности ориентироваться в пространстве языка и речи, развитие языковой интуиции; изучение исторических
фактов развития языка;
расширение представлений о различных методах познания языка (учебное лингвистическое
мини-исследование, проект, наблюдение, анализ и т. п.); включение учащихся в практическую речевую
деятельность.
В соответствии с этим в программе выделяются три блока. Первый блок — «Русский язык: прошлое и
настоящее» —включает содержание, обеспечивающее расширение знаний об истории русского языка, о
происхождении слов, об изменениях значений общеупотребительных слов. Данный блок содержит сведения о
взаимосвязи языка и истории, языка и культуры народа, сведения о национально-культурной специфике русского

языка, об общем и специфическом в языках и культурах русского и других народов России и мира.
Второй блок — «Язык в действии» — включает содержание, обеспечивающее наблюдение за
употреблением языковых единиц, развитие базовых умений и навыков использования языковых единиц в
учебных и практических ситуациях; формирование первоначальных представлений о нормах современного
русского литературного языка, развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного
русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться словарями. Данный блок ориентирован
на практическое овладение культурой речи: практическое освоение норм современного русского литературного
языка (в рамках изученного); развитие ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка
во всех сферах жизни.
Третий блок — «Секреты речи и текста» — связан с совершенствованием четырёх видов речевой
деятельности в их взаимосвязи, развитием коммуникативных навыков младших школьников (умениями
определять цели общения, адекватно участвовать в речевом общении); расширением практики применения
правил речевого этикета. Одним из ведущих содержательных центров данного блока является работа с текстами:
развитие умений понимать, анализировать предлагаемые тексты и создавать собственные тексты разных
функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)»
Целями изучения русского родного языка являются: осознание русского языка как одной из главных
духовно-нравственных ценностей русского народа; понимание значения родного языка для освоения и
укрепления культуры и традиций своего народа, осознание национального своеобразия русского языка;
формирование познавательного интереса к родному языку и желания его изучать, любви, уважительного
отношения к русскому языку, а через него — к родной культуре;
овладение первоначальными представлениями о единстве и многообразии языкового и культурного
пространства Российской Федерации, о месте русского языка среди других языков народов России; воспитание
уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального
общения;
овладение первоначальными представлениями о национальной специфике языковых единиц русского
языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об
основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете; овладение выразительными
средствами, свойственными русскому языку;
совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и
классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отраженной в языке;
совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск,
извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским
литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического
строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию;
приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание
самостоятельности в приобретении знаний.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования учебный предмет «Родной язык (русский)» входит в предметную область «Родной язык и
литературное чтение на родном языке» и является обязательным для изучения.
Содержание учебного предмета «Родной язык (русский)» в 1 классе рассчитано на общую учебную
нагрузку в объёме 33 часа.
РАЗДЕЛ 1. РУССКИЙ ЯЗЫК: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ
Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита.
Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок.
Практическая работа. Оформление буквиц и заставок. Лексические единицы с национальнокультурной
семантикой, обозначающие предметы традиционного русского быта:
1) дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и
т.д.);
2) как называлось то, во что одевались в старину (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т. д.).
Имена в малых жанрах фольклора (пословицах, поговорках, загадках, прибаутках).
Проектное задание. Словарь в картинках.
РАЗДЕЛ 2. ЯЗЫК В ДЕЙСТВИИ
Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов).
Смыслоразличительная роль ударения.
Звукопись в стихотворном художественном тексте. Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая
работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов).
РАЗДЕЛ 3. СЕКРЕТЫ РЕЧИ И ТЕКСТА
Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая форма устной речи.
Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как
правильно поблагодарить?). Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание).
Различные приемы слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре
русского народа.

Изучение родного языка (русского) в 1 классе направлено на достижение обучающимися личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Родной язык (русский)» в начальной школе у обучающегося будут
сформированы следующие личностные результаты при реализации основных направлений воспитательной
деятельности:

гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение родного
русского языка, отражающего историю и культуру страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка
как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через
обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;
уважение к своему и другим народам, формируемое, в том числе на основе примеров из художественных
произведений;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и
достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том
числе отражённых в художественных произведениях;

духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский
опыт;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных
языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим
людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);

эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам
искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова;
осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;

физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде
(в том числе информационной) при поиске дополнительной информации в процессе языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых
способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;

трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из
художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам

труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям,
ПЛАНИРУЕМЫЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
возникающий
при обсуждении
примеров из художественных
произведений;

экологического воспитания:
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами; неприятие действий,
приносящих ей вред;

ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о
системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира); познавательные интересы,
активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный
интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Родной язык (русский)» в начальной школе у обучающегося будут
сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия

Базовые логические действия:
сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц,
устанавливать аналогии языковых единиц;
объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации языковых единиц; классифицировать языковые
единицы;
находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем
алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно
выделять учебные операции при анализе языковых единиц;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного
алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать
выводы.

Базовые исследовательские действия:
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе
предложенных критериев); проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование,
выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого
наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);
формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных
ситуациях.

Работа с информацией:
выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации,
для уточнения;
согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном
источнике: в словарях, справочниках;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного
учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);

соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей)
правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и
произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с
учебной задачей;
понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать
схемы, таблицы для представления лингвистической информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные
учебные действия.

Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями
общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения
диалоги и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с
поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой
ситуацией;
готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах
наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

Совместная деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных
задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования,
распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять
роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать
конфликты;
ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; выполнять
совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные
действия.

Самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать
последовательность выбранных действий.

Самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для
преодоления речевых и орфографических ошибок;
соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике,
использованию языковых единиц;
находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и
пунктуационную ошибку;
сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по
предложенным критериям.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Изучение учебного предмета «Родной язык (русский)» в течение четырёх лет обучения должно
обеспечить воспитание ценностного отношения к родному языку как отражению культуры, включение
учащихся в культурно-языковое пространство русского народа, осмысление красоты и величия русского языка;
приобщение к литературному наследию русского народа; обогащение активного и пассивного словарного
запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных
возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета; расширение
знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, формирование аналитических умений в
отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
— распознавать слова с национально-культурным компонентом значения, обозначающие предметы
традиционного русского быта (дом, одежда), понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
— использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;
— понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
— осознавать важность соблюдения норм современного русского литературного языка для
культурного человека;
— произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
— осознавать смыслоразличительную роль ударения;
— соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского литературного языка (в
рамках изученного);
— выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует
обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
— различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
— уместно использовать коммуникативные приёмы диалога (начало и завершение диалога
и др.);
— владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
— использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном
языке адекватно ситуации общения;
— владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об
истории языка и культуре русского народа;
— анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: выделять в нём наиболее
существенные факты.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

№
п/п

Наименование разделов и Количество часов
тем программы
всего
контроль
ные
работы

Раздел 1. Секреты речи и текста
1.1. Общение. Устная и
2
письменная речь.

Дата
изучения
практическ ие
работы

01.09.2022
16.09.2022

Виды деятельности

Виды,
формы
контроля

Устный
опрос;
Письменный
Учебный диалог на основе анализа
контроль;
иллюстраций и текста учебника, в ходе
которого учащиеся определяют, когда,
с какой целью, в каких ситуациях люди
пользуются речью; Коллективное
формулирование
вывода
о
непосредственном
речевом
сопровождении
всех
видов
деятельности человека; Работа с
иллюстрациями учебника Беседа о
видах речевой деятельности, их
разграничение (говорение, слушание,
чтение и письмо);
Коллективное формулирование вывода
о
том,
какие
виды
речевой
деятельности относятся к письменным
формам речи, а какие к устным;
Работа с книгой; Комментирование
значений пословиц о силе слова;
Организация дискуссии,

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

https://infourok.ru

побуждающей
учащихся
к
размышлению
о
важности
внимательного,
вдумчивого
отношения к слову;
Учебный диалог на основе анализа
иллюстраций учебника, направленный
на осмысление роли мимики и жестов в
общении людей;
Анализ речевых ситуаций с точки
зрения употребления формул речевого
этикета; Самостоятельная работа по
подбору вежливых слов, которые
могут быть использованы в различных
ситуациях общения(встрече,
прощании, выражении просьбы и др.);
Обсуждение различных ситуаций
общения (ребенок — сверстник,
ребенок — взрослый);
Творческое
задание:
придумать
ситуации общения, когда нужно
обратиться на вы и на ты.
1.2.

2
Стандартные обороты речи
для участия в диалоге: Как
приветствовать взрослого и
сверстника? Как вежливо
попросить? Как похвалить
товарища? Как правильно
отблагодарить? Этикетные
формы

19.09.2022
23.09.2022

Устный
Учебный диалог на основе анализа
опрос;
иллюстраций и текста учебника, в ходе Письменный
которого учащиеся определяют, когда, контроль;
с какой целью, в каких ситуациях люди
пользуются речью; Коллективное
формулирование вывода о
непосредственном речевом
сопровождении всех видов
деятельности человека; Коллективное
формулирование

https://infourok.ru

обращения в официальной и
неофициальной
речевой
ситуации.

вывода о том, какие виды речевой
деятельности относятся к письменным
формам речи, а какие к устным;
Работа с книгой;
Организация
дискуссии,
побуждающей
учащихся
к
размышлению
о
важности
внимательного,
вдумчивого
отношения к слову;
Учебный диалог на основе анализа
иллюстраций учебника, направленный
на осмысление роли мимики и жестов в
общении людей;
Групповая работа, направленная на
анализ
возможных
вариантов
выражения
одобрения,
похвалы
Дискуссия о том, как правильно
выбирать языковые средства для
выражения одобрения, почему похвала
может иногда расстроить человека;
Объяснение
смысла
крылатых
выражений,
учебный
диалог
о
важности и силе доброго слова,
уместности похвалы, скромности и
умении не ждать похвалы за каждый
добрый поступок;
Рассказ учителя об этимологии слова
«здравствуйте»;
Творческое задание по выбору речевых
формул приветствия в зависимости от
ситуации общения;
Самостоятельная работа по

выбору соответствующих ситуации
общения языковых средств;
Обсуждение стихотворения К. И.
Чуковского;
Групповая
работа:
анализ
использованных в стихотворении
различных вариантов имени Николай;
Парная работа: образование полных
вариантов мужских и женских имен от
приведенных кратких форм;
Творческое групповое задание: подбор
имен, которые имеют мужской и
женский варианты;

1.3.

Правила
корректного 1
речевого поведения в ходе
диалога; использование в
речи языковых средств для
свободного
выражения
мыслей и чувств адекватно
ситуации общения. Секреты
диалога:
учимся
разговаривать друг с другом
и со взрослыми.

26.09.2022
07.10.2022

Устный
опрос;
Учебный диалог на основе анализа
Письменный
иллюстраций и текста учебника, в ходе
контроль;
которого учащиеся определяют, когда,
с какой целью, в каких ситуациях люди
пользуются речью; Коллективное
формулирование вывода о том, какие
виды речевой деятельности относятся
к письменным формам речи, а какие к
устным;
Работа с книгой;
Организация
дискуссии,
побуждающей
учащихся
к
размышлению
о
важности
внимательного,
вдумчивого
отношения к слову;
Учебный диалог на основе

https://infourok.ru

анализа
иллюстраций
учебника,
направленный на осмысление роли
мимики и жестов в общении людей;
Групповая работа: подготовка
выразительного чтения стихотворений
по ролям Обсуждение особенностей
прочтения каждого текста,
возможности передачи настроения
героев, их характера с помощью силы
голоса, интонации, темпа речи;
Беседа о том, зачем людям нужны
имена Рассказ учащихся об именах
членов своей семьи; Беседа о
существовании разных вариантов
звучания одного имени (полного
имени, краткой
уменьшительно-ласкательной формы),
особенностях использования краткой и
полной форм имени в зависимости от
возраста человека, ситуации общения;
Групповая
работа:
анализ
использованных в стихотворении
различных вариантов имени Николай;
Парная работа: образование полных
вариантов мужских и женских имен от
приведенных
кратких
форм;
Составление
рассказа
о
герое
стихотворения;
Беседа на основе иллюстраций

учебника,
подготовка
связного
высказывания о своей стране и малой
родине;
Анализ смысла крылатых выражений о
Родине.
1.4.

Имена в малых
фольклора

жанрах 1

10.10.2022
21.10.2022

Устный
опрос;
Письменный
Учебный диалог на основе анализа
контроль;
иллюстраций и текста учебника, в ходе
которого учащиеся определяют, когда,
с какой целью, в каких ситуациях люди
пользуются речью;
Работа с иллюстрациями учебника
Беседа о видах речевой деятельности,
их
разграничение
(говорение,
слушание, чтение и письмо);
Комментирование значений пословиц
о силе слова; Организация дискуссии,
побуждающей
учащихся
к
размышлению
о
важности
внимательного,
вдумчивого
отношения к слову;
Учебный диалог на основе анализа
иллюстраций учебника, направленный
на осмысление роли мимики и жестов в
общении людей;
Обсуждение различных ситуаций
общения (ребенок — сверстник,
ребенок — взрослый);
Творческое
задание:
придумать
ситуации общения, когда нужно
обратиться на вы и на ты.;
Парная работа: разыгрывание

https://infourok.ru

диалогов на основе изображенных в
учебнике
ситуаций
общения,
требующих выбора определенных
вариантов формул речевого этикета;
Рассказ учителя об истории вежливых
слов (благодарю, спасибо, извините);
Объяснение значения пословицы о
правильном отношении к словам
благодарности;
Беседа о том, зачем людям нужны
имена. Рассказ учащихся об именах
членов своей семьи; Обсуждение
стихотворения К. И. Чуковского;
Беседа о существовании разных
вариантов звучания одного имени
(полного имени, краткой
уменьшительно-ласкательной формы),
особенностях использования краткой и
полной форм имени в зависимости от
возраста человека, ситуации общения;
Парная работа: образование полных
вариантов мужских и женских имен от
приведенных кратких форм;
Дискуссия, направленная на анализ
вариантов имени Александра;
Творческое групповое задание: подбор
имен, которые имеют мужской и
женский варианты; Групповая работа:
анализ текста

стихотворения З. Александровой;
Обсуждение текста стихотворения
«Четыре старушки», роли вопросов,
которые задают герои стихотворения;
Творческое задание: моделирование
ситуаций, в которых необходимо
задать вопрос, и ситуаций, в которых
вопросы будут излишними;
Беседа о целях вопросов, их адресате,
использовании
специальных
вопросительных
слов,
которые
помогают задавать вопросы;
Игровое
упражнение
«Вопросыответы»: один ученик придумывает
вопрос, который начинается со слова
«почему», другие ученики отвечают на
вопрос, используя в своих ответах
слово «потому что»;
Беседа о том, когда необходим полный,
развернутый ответ на вопрос, а когда
можно дать ответ одним словом;
Творческое
задание:
«Расскажи
одноклассникам, как чувствуешь весну
ты», предполагающее самостоятельное
формулирование высказывания о
весне, о личном отношении к этому
времени года;

1.5.

Цели и виды вопросов:

2

1

24.10.2022

Учебный диалог на основе

Устный

https://infourok.ru

вопрос-уточнение, вопрос
как запрос на новое
содержание.

18.11.2022

анализа иллюстраций и текста
учебника, в ходе которого учащиеся
определяют, когда, с какой целью, в
каких ситуациях люди пользуются
речью; Коллективное
формулирование вывода о
непосредственном речевом
сопровождении всех видов
деятельности человека; Коллективное
формулирование вывода о том, какие
виды речевой деятельности
относятся к
письменным формам речи, а какие к
устным;
Организация
дискуссии,
побуждающей
учащихся к
размышлению
о важности
внимательного,
вдумчивого
отношения к слову;
Учебный диалог на основе анализа
иллюстраций
учебника,
направленный на осмысление
роли мимики и жестов в общении
людей;
Творческое задание по выбору
речевых формул приветствия в
зависимости
от
ситуации
общения;
Групповая работа:
подготовка
выразительного
чтения
стихотворений по ролям Обсуждение
особенностей
прочтения каждого
текста,
возможности
передачи
настроения героев, их характера с
помощью
силы
голоса,

опрос;
Письменный
контроль;
Контрольная
работа;

интонации, темпа речи;
Беседа о том, зачем людям нужны
имена Рассказ учащихся об именах
членов своей семьи; Обсуждение
стихотворения К. И. Чуковского;
Беседа о существовании разных
вариантов звучания одного имени
(полного имени, краткой
уменьшительно-ласкательной формы),
особенностях использования краткой и
полной форм имени в зависимости от
возраста человека, ситуации общения;
Групповая
работа:
анализ
использованных в стихотворении
различных вариантов имени Николай;
Парная работа: образование полных
вариантов мужских и женских имен от
приведенных кратких форм;

Итого по разделу:

8

Раздел 2. Язык в действии
2.1.

Роль логического ударения. 3

21.11.2022
02.12.2022

Устный
Наблюдение
за
возможностью опрос;
произносить предложения, выделяя с Письменный
помощью
логического
ударения контроль;
различные слова;
Беседа на основе вопросов учебника,
уточнение значения слов изба — дом
— жилище; Творческая работа в парах:

https://infourok.ru

придумать и разыграть возможный
диалог между героями сказки;
Практическая работа: составление
вопросов, которые будут
соответствовать приведенным ответам,
разыгрывание диалога в парах;
Коллективное формулирование вывода
о том, что логическое ударение в
предложении может падать на разные
слова;
Работа в парах (или в группах):
нахождение места логического
ударения в предложении в
зависимости от контекста;
Наблюдение за текстами
стихотворений: задача «услышать»
звук стихотворения, который поэты
создают, используя звукопись;
Рассказ учителя о том, что такое
звукопись, что лежит в ее основе и для
чего писатели прибегают к этому
приему;
Практическая
работа:
анализ
стихотворения, объяснение, какую
функцию в нем выполняет игра со
звуками;
Коллективное формулирование вывода
о том, что игра со звуками помогает
передать характер героя;
Самостоятельная работа: нахождение
приема звукописи в тексте, выбор
правильной

интонации и темпа при выразительном
прочтении стихотворения;
Наблюдение за приемом звукописи в
тексте, определение звуков, при
помощи которых происходит игра;
Практическая
работа:
отработка
произнесения с правильным ударением
слов, в которых часто допускаются
ошибки;
Творческое
задание:
придумать
предложение с указанными словами,
обращая внимание на место ударения в
них;
Практическая
фронтальная
работа: с опорой на рисунки сравнить
предметы и продолжить предложения,
правильно употребляя прилагательные
в сравнительной степени;
Работа с иллюстрациями учебника,
отработка постановки правильного
ударения в глаголах прошедшего
времени женского рода.
2.2.

Звукопись в стихотворном
художественном тексте.

1

05.12.2022
23.12.2022

Устный
Упражнение:
произнесение опрос;
предложения с заданной интонацией и Письменный
контроль;
логическим ударением;
Беседа на основе вопросов учебника,
уточнение значения слов изба — дом
— жилище; Творческая работа в парах:
придумать и разыграть

https://infourok.ru

возможный диалог между героями
сказки;
Учебный диалог: обсуждение места
постановки логического ударения в
предложении в зависимости от той
информации,
которую
в
него
вкладывают; Практическая работа:
составление вопросов, которые будут
соответствовать приведенным ответам,
разыгрывание диалога в парах;
Коллективное формулирование вывода
о том, что логическое ударение в
предложении может падать на разные
слова;
Практическая
работа:
закрепление умения выделять голосом
определённое слово, отработка навыка
внимательного восприятия текста(на
слух или при самостоятельном
чтении);
Обобщение
результатов
наблюдения,
коллективное
формулирование
выводов
о
возможности
различения
слов,
которые совпадают по написанию, но
различаются
по
значению
и
произношению, с помощью контекста;
Наблюдение
над
языковым
материалом:
анализ
звукоподражательных
слов
—
названий
голосов
животных,
определение пути их возникновения в
языке;

Дидактическая игра «Кто как голос
подаёт?» (раздаются карточки с
изображениями птиц, ребёнок должен
встать,
когда
услышит
слово,
обозначающее голос птицы, которая
изображена на его карточке);
Групповое игровое задание: назвать
как можно больше предметов, которые
могут выполнять указанные действия;
Практическая работа, направленная на
уточнение и разграничение слов,
называющих похожие признаки или
действия (шерстяной —меховой, мыть
— стирать и др.);
Игровое задание: учитель называет
прилагательное и бросает мяч первому
игроку,
ребёнок
называет
словосочетание с этим словом и
передаёт мяч следующему игроку;
Групповая работа с иллюстрациями
учебника, составление описания
картинки с помощью словосочетаний;
Учебный диалог, направленный на
уточнение лексического значения
слов-паронимов.
2.3.

4
Как нельзя произносить
слова: пропедевтическая
работа по предупреждению
ошибок в произношении

26.12.2022
14.01.2023

Устный
Упражнение:
произнесение опрос;
предложения с заданной интонацией и Письменный
логическим ударением;
контроль;
Беседа на основе вопросов

https://infourok.ru

слов.
Смыслоразличительная роль
ударения.

учебника, уточнение значения слов
изба — дом — жилище; Творческая
работа в парах: придумать и разыграть
возможный диалог между героями
сказки;
Учебный диалог: обсуждение места
постановки логического ударения в
предложении в зависимости от той
информации,
которую
в
него
вкладывают; Практическая работа:
составление вопросов, которые будут
соответствовать приведенным ответам,
разыгрывание диалога в парах;
Коллективное формулирование вывода
о том, что логическое ударение в
предложении может падать на разные
слова;
Практическая
работа:
закрепление умения выделять голосом
определённое слово, отработка навыка
внимательного восприятия текста(на
слух или при самостоятельном
чтении); Работа в парах (или в
группах):
нахождение
места
логического ударения в предложении в
зависимости
от
контекста;
Наблюдение
за
текстами
стихотворений: задача «услышать»
звук стихотворения, который поэты
создают, используя звукопись;
Наблюдение над омографами,

анализ значений слов в омонимических
парах, обсуждение роли контекста в
различении
слов-омонимов;
Обобщение результатов наблюдения,
коллективное
формулирование
выводов о возможности различения
слов,
которые
совпадают
по
написанию, но различаются по
значению
и
произношению,
с
помощью контекста;
Наблюдение
над
языковым
материалом:
анализ
звукоподражательных
слов
—
названий
голосов
животных,
определение пути их возникновения в
языке; Дидактическая игра «Кто как
голос подаёт?» (раздаются карточки с
изображениями птиц, ребёнок должен
встать,
когда
услышит
слово,
обозначающее голос птицы, которая
изображена на его карточке);
Групповое игровое задание: назвать
как можно больше предметов, которые
могут выполнять указанные действия;
Практическая работа, направленная на
уточнение и разграничение слов,
называющих похожие признаки или
действия (шерстяной —меховой, мыть
— стирать и др.);
Игровое задание: учитель

называет прилагательное и бросает мяч
первому игроку, ребёнок называет
словосочетание с этим словом и
передаёт мяч следующему игроку;
Групповая работа с иллюстрациями
учебника, составление описания
картинки с помощью словосочетаний;
Учебный диалог, направленный на
уточнение лексического значения
слов-паронимов.
2.4.

Наблюдение
за 2
сочетаемостью
слов:
пропедевтическая работа по
предупреждению ошибок в
сочетаемости слов.

1

16.01.2023
27.01.2023

Устный
опрос;
Письменный
Упражнение:
произнесение контроль;
предложения с заданной интонацией и Контрольная
логическим ударением;
работа;
Беседа на основе вопросов учебника,
уточнение значения слов изба — дом
— жилище; Творческая работа в парах:
придумать и разыграть возможный
диалог между героями сказки;
Учебный диалог: обсуждение места
постановки логического ударения в
предложении в зависимости от той
информации,
которую
в
него
вкладывают; Практическая работа:
составление вопросов, которые будут
соответствовать приведенным ответам,
разыгрывание диалога в парах;
Коллективное формулирование вывода
о том, что логическое

https://infourok.ru

ударение в предложении может падать
на разные слова.
Итого по разделу:

10

Раздел 3. Русский язык: прошлое и настоящее
3.1.
4

1

30.01.2023
03.03.2023

Беседа о том, всегда ли люди писали Устный
так, как пишут сейчас: ручкой на опрос;
бумаге;
Письменный
Рассказ учителя (с опорой на контроль;
иллюстрации учебника) о том, как Практическая
писали в старину;
работа;
Организация книжной выставки:
демонстрация современных книг, в
которых красиво украшена первая
буква на странице; Дидактическая игра
«Изобрази букву»: самостоятельно или
в паре с соседом по парте дети
пробуют изобразить буквы
современного русского алфавита;
Рассказ учителя о славянской азбуке и
её создателях — Кирилле и Мефодии;
Работа с иллюстрацией учебника:
сравнение
старославянского
и
современного алфавитов.

https://infourok.ru

06.03.2023
31.03.2023

Игровое задание: «Машина времени» Устный
(дети пишут на
опрос;

https://infourok.ru

Сведения
об
истории
русской письменности: как
появились
буквы
современного
русского
алфавита.
Особенности
оформления книг в Древней
Руси: оформление красной
строки и заставок. Значение
устаревших слов данной
тематики.
Русские
пословицы и поговорки,
связанные с письменностью.
Различные приёмы слушания
научнопознавательных
и
художественных текстов об
истории языка и культуре
русского народа. Различные
приёмы
слушания
научно-познавательных
и
художественных текстов об
истории языка и культуре
русского народа.
3.2.

Лексические единицы
национально-

с

4

Письменный
контроль;
культурной
семантикой,
обозначающие
предметы
традиционного
русского
быта: дом в старину: что как
называлось (изба, терем,
хоромы, горница, светлица,
светец, лучина и т.д.).
Значение устаревших слов
указанной тематики. Русские
пословицы и поговорки,
связанные
с
жилищем.
Различные приемы слушания
научнопознавательных
и
художественных текстов об
истории языка и культуре
русского народа. Различные
приемы
научнопознавательных
и
художественных текстов об
истории языка и культуре
русского народа.

3.3.

Лексические единицы с
национальнокультурной
семантикой, обозначающие
предметы
традиционного
русского
быта:
как
называлось то, во что
одевались в старину (кафтан,
кушак,

импровизированных церах);
Групповая работа, направленная на
анализ текста, уточнение значения
выделенных слов; Уточнение значения
слов, обозначающих жилища людей, с
помощью словарной статьи наглядного
словаря учебника; Работа с книгой:
совмещение зрительной и вербальной
информации, уточнение лексического
значения слов, соотнесение
иллюстрации и текстового описания;
Упражнение: сравнение словесного
описания терема в стихотворении с
иллюстрацией, нахождение отличий;
Знакомство с лексическим значением
слов, обозначающих части домов;
Работа с книгой: знакомство с
историей выражения «без сучка,
беззадоринки» ;
Учебный
диалог:
обсуждение
ситуаций,
в
которых
уместно
употребить это выражение.
4

1

03.04.2023
28.04.2023

Беседа о том, всегда ли люди писали Устный
так, как пишут сейчас: ручкой на опрос;
Письменный
бумаге;
Рассказ учителя (с опорой на контроль;
иллюстрации учебника) о том, как
писали в старину;
Игровое задание: «Машина времени»
(дети пишут на

https://infourok.ru

рубаха, сарафан, лапти и
т.д.). Значение устаревших
слов указанной тематики.
Русские
пословицы
и
поговорки, связанные с
одеждой. Различные приемы
слушания
научно-познавательных
и
художественных текстов об
истории языка и культуре
русского народа.

Итого по разделу:

импровизированных церах); Работа с
иллюстрациями учебника: нахождение
различий оформления текста в древней
рукописи и в современном тексте;
Рассказ учителя о том, что такое
буквица, демонстрация различных
вариантов ее оформления в древних
книгах, рассказ об истории выражения
«красная строка»; Самостоятельная
работа: найти современные книги, где
воспроизводится традиция украшать
первую букву на странице;;
Творческое задание по сочинению
продолжения сказки; Учебный диалог,
направленный на выявление
понимания значения слов горница,
светёлка, светлица, сени, чулан,
каморка; Использование словарных
статей учебника для определения
лексического значения слова;

12

Раздел 4. Секреты речи и текста
4.1.
1
Наблюдение за текстами
разной стилистической
принадлежности.
Составление текстов. Анализ
информации прочитанного и

01.05.2023
26.05.2023

Работа с книгой: чтение и сравнение
текстов;
Беседа по вопросам к тексту,
определение цели создания и
особенностей каждого текста;
Групповая творческая работа:

Устный
опрос;
Письменный
контроль;

https://infourok.ru

прослушанного
текста:
выделение в нем наиболее
существенных фактов.

подготовка рассказа о дожде, ливне,
грозе с опорой на прочитанные тексты;
Использование словарных статей
учебника для уточнения лексического
значения слов; Наблюдение за
использованием слов и выражений для
описания различных явлений природы
в текстах;
Парная работа, направленная на
совмещение зрительной и вербальной
информации, уточнение лексического
значения
слов,
соотнесение
иллюстрации и текстового описания;
Беседа о значении устойчивых
выражений о дожде (льёт как из ведра,
промокнуть до нитки, промокнуть
насквозь);
Рассказ учителя о том, что такое
закличка;
Творческая работа: сочинение
заклички.

Итого по разделу:

1

Резервное время

2

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

33

3
1

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п

1.

Дата

Количество часов
всего

контрольные
работы

изучения
практические
работы

Виды,
формы
контроля
Устный

1

опрос

Как люди общаются друг с
другом. Предмет и слово.
Слова, называющие предметы.
Слова, называющие действия.
Слова, называющие признаки.
2.

3.

Связь слов и высказываний.
Служебные слова. Общение.
Устная и письменная речь.
Гласные и согласные звуки.
Ударение. Звонкие и глухие
согласные звуки. Твердые и
мягкие согласные звуки.

4.

Устный

1

опрос

Устный

1

опрос

Устный

1

опрос

Вежливые слова. Стандартные
обороты речи для участия в
диалоге (Как вежливо попросить?
Как похвалить товарища? Как
правильно отблагодарить?)
5.

Как люди приветствуют друг
друга. Секреты диалога: учимся
разговаривать друг с другом и со
взрослыми.

6.

Зачем людям имена. Имена в
малых жанрах фольклора

7.

Спрашиваем и отвечаем

Письменный

1

контроль

Устный

1

опрос
Устный

1
8.

опрос
Устный

1

опрос

Цели и виды вопросов (вопрос
уточнение, вопрос как запрос на
новое содержание).
9.

Сопоставление текстов

Письменный

1

контроль

Сравнивание текстов
10.

1

1

Контрольная
работа

Проект «Секреты речи».
11.

1

12.

Выделяем голосом важные слова. 1

13.

Роль логического ударения

Письменный
контроль
Устный
опрос
Устный

1
14.

опрос

Как можно играть звуками

Устный

1
15.

Звукопись в стихотворном
художественном тексте

опрос
Письменный

1

контроль

Где поставить ударение
16.
17.

Письменный

1
Смыслоразличительная роль
ударения

контроль
Устный

1

опрос

Как сочетаются слова
18.

1

19.

1

Устный
опрос
Контрольная
работа

1

Наблюдение за сочетаемостью
слов (пропедевтическая работа по
предупреждению ошибок в
сочетаемости слов)
20.

Устный

1

опрос

Как писали в старину.
Особенности оформления книг в
Древней Руси: оформление
красной строки и заставок.
21.

Устный

1

опрос

Как писали в старину.
Особенности оформления книг в
Древней Руси: оформление
красной строки и заставок.
22.

Сведения об истории русской
письменности: как появились
буквы современного русского
алфавита

23.

Письменный

1

контроль;

1
Практическая работа
«Оформление буквиц и заставок»

24.
Дом в старину: что как называлось 1

1

Практическая
работа

Устный
опрос

25.

Устный

1

опрос

Слова, обозначающие предметы
традиционного русского быта: дом
в старину: что как называлось
(изба, терем, хоромы, горница,
светлица, светец, лучина и т.
26.

Письменный

1

контроль

Слова, обозначающие предметы
традиционного русского быта: дом
в старину: что как называлось
(изба, терем, хоромы, горница,
светлица, светец, лучина и т.
27.

Устный

1

опрос

Дом в старину: что как
называлось. Слова, обозначающие
предметы традиционного русского
быта: дом в старину: что как
называлось (изба, терем, хоромы,
горница, светлица, светец, лучина
Во что одевались в старину.
28.
29.

Устный

1

опрос

Во что одевались в старину

Письменный

1
30.

контроль
Устный

1

опрос

Слова, обозначающие предметы
традиционного русского быта: как
называлось то, во что одевались в
старину (кафтан, кушак, рубаха,
сарафан, лапти и т. д.)
31.

1

1

Контрольная
работа

Слова, обозначающие предметы
традиционного русского быта: как
называлось то, во что одевались в
старину (кафтан, кушак, рубаха,
сарафан, лапти и т. д.)
32.

Сравниваем тексты
1

Устный
опрос

33.

Сравниваем тексты. Типы текстов.
(Повествование, описание,
рассуждение).

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Письменный

1

контроль

33

3
1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Александрова О.М., Вербицкая Л.А., Богданов С.И., Казакова Е.И., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова
В.Ю., Русский родной язык. Учебник. 1 класс. Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Библиотека электронных книг https://fictionbook.ru/author/t n sitnikova/pourochnyie razrabotki po russkomu rodno/
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Библиотека электронных книг https://fictionbook.ru/author/t n sitnikova/pourochnyie razrabotki po russkomu rodno/
Учи.ру — образовательная онлайн-платформа для школьников, их родителей и учителей - https://uchi.ru/main
ЯндексУчебник российская образовательная платформа https://education.vandex.ru/lab/classes/408351/library/mathematics/tab/timeline/lesson/58930686
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Интерактивная доска, мультимедийный проектор, телевизор, персональный компьютер.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ
Интерактивная доска, мультимедийный проектор, телевизор, персональный компьютер, набор сюжетных
(предметных) картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе по родному русскому языку,
таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по родному русскому
языку.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 12.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(301)4459237

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».