изо 1 кл. 2022-23 уч.г

Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся 1 класса на уровне начального
общего образования составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.
Содержание программы распределено по модулям с учётом проверяемых требований к результатам
освоения учебного предмета, выносимым на промежуточную аттестацию.
Цель преподавания предмета «Изобразительное искусство» состоит в формировании художественной
культуры учащихся, развитии художественно-образного мышления и эстетического отношения к явлениям действительности путём освоения начальных основ художественных знаний, умений, навыков и
развития творческого потенциала учащихся.
Преподавание предмета направлено на развитие духовной культуры учащихся, формирование активной эстетической позиции по отношению к действительности и произведениям искусства, понимание
роли и значения художественной деятельности в жизни людей.
Содержание предмета охватывает все основные вида визуально-пространственных искусств (собственно изобразительных): начальные основы графики, живописи и скульптуры, декоративноприкладные и народные виды искусства, архитектуру и дизайн. Особое внимание уделено развитию эстетического восприятия природы, восприятию произведений искусства и формированию зрительских
навыков, художественному восприятию предметно-бытовой культуры. Для учащихся начальной школы
большое значение также имеет восприятие произведений детского творчества, умение обсуждать и анализировать детские рисунки с позиций выраженного в них содержания, художественных средств выразительности, соответствия учебной задачи, поставленной учителем. Такая рефлексия детского творчества имеет позитивный обучающий характер.
Важнейшей задачей является формирование активного, ценностного отношения к истории отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах
предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека.
Учебные темы, связанные с восприятием, могут быть реализованы как отдельные уроки, но чаще всего следует объединять задачи восприятия с задачами практической творческой работы (при сохранении
учебного времени на восприятие произведений искусства и эстетического наблюдения окружающей
действительности).
На занятиях учащиеся знакомятся с многообразием видов художественной деятельности и технически доступным разнообразием художественных материалов. Практическая художественно-творческая
деятельность занимает приоритетное пространство учебного времени. При опоре на восприятие произведений искусства художественно-эстетическое отношение к миру формируется прежде всего
в собственной художественной деятельности, в процессе практического решения художественнотворческих задач.
Рабочая программа учитывает психолого-возрастные особенности развития детей 7—8 лет, при этом
содержание занятий может быть адаптировано с учётом индивидуальных качеств обучающихся, как для
детей, проявляющих выдающиеся способности, так и для детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
В урочное время деятельность обучающихся организуется как в индивидуальном, так и в групповом
формате с задачей формирования навыков сотрудничества в художественной деятельности.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования учебный предмет «Изобразительное искусство» входит в предметную область «Искусство»
и является обязательным для изучения. Содержание предмета «Изобразительное искусство» структурировано как система тематических модулей и входит в учебный план 1—4 классов программы начального общего образования в объёме 1 ч одного учебного часа в неделю. Изучение содержания всех модулей
в 1 классе обязательно.
При этом предусматривается возможность реализации этого курса при выделении на его изучение
двух учебных часов в неделю за счёт вариативной части учебного плана, определяемой участниками
образовательного процесса. При этом предполагается не увеличение количества тем для изучения, а
увеличение времени на практическую художественную деятельность. Это способствует качеству обучения и достижению более высокого уровня как предметных, так и личностных и метапредметных ре-

зультатов обучения. На изучение изобразительного искусства в 1 классе отводится 1 час в неделю, всего
33 часа.
Рабочая программа по предмету реализуется с учетом Рабочей программы воспитания МОУ
«Таловская СОШ» через модуль «Школьный урок».
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:
установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой
на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со
старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация
их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения,
высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для
обсуждения в классе;
применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих
познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести
опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению
знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими
индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления
собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других
исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания
своей точки зрения.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Модуль «Графика»
Расположение изображения на листе. Выбор вертикального или горизонтального формата листа в зависимости от содержания изображения.
Разные виды линий. Линейный рисунок. Графические материалы для линейного рисунка и их особенности. Приёмы рисования линией.
Рисование с натуры: разные листья и их форма.
Представление о пропорциях: короткое — длинное. Развитие навыка видения соотношения частей
целого (на основе рисунков животных).
Графическое пятно (ахроматическое) и представление о силуэте. Формирование навыка видения целостности. Цельная форма и её части.
Модуль «Живопись»
Цвет как одно из главных средств выражения в изобразительном искусстве. Навыки работы гуашью в
условиях урока. Краски «гуашь», кисти, бумага цветная и белая.
Три основных цвета. Ассоциативные представления, связанные с каждым цветом. Навыки смешения
красок и получение нового цвета.
Эмоциональная выразительность цвета, способы выражение настроения в изображаемом сюжете.
Живописное изображение разных цветков по представлению и восприятию. Развитие навыков работы
гуашью. Эмоциональная выразительность цвета.

Тематическая композиция «Времена года». Контрастные цветовые состояния времён года. Живопись
(гуашь), аппликация или смешанная техника.
Техника монотипии. Представления о симметрии. Развитие воображения.
Модуль «Скульптура»
Изображение в объёме. Приёмы работы с пластилином; дощечка, стек, тряпочка.
Лепка зверушек из цельной формы (черепашки, ёжика, зайчика, птички и др.). Приёмы вытягивания,
вдавливания, сгибания, скручивания.
Лепка игрушки, характерной для одного из наиболее известных народных художественных промыслов (дымковская или каргопольская игрушка или по выбору учителя с учётом местных промыслов).
Бумажная пластика. Овладение первичными приёмами над- резания, закручивания, складывания.
Объёмная аппликация из бумаги и картона.
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Узоры в природе. Наблюдение узоров в живой природе (в условиях урока на основе фотографий).
Эмоционально-эстетическое восприятие объектов действительности. Ассоциативное сопоставление с
орнаментами в предметах декоративно-прикладного искусства.
Узоры и орнаменты, создаваемые людьми, и разнообразие их видов. Орнаменты геометрические и
растительные. Декоративная композиция в круге или в полосе.
Представления о симметрии и наблюдение её в природе. Последовательное ведение работы над изображением бабочки по представлению, использование линии симметрии при составлении узора крыльев.
Орнамент, характерный для игрушек одного из наиболее известных народных художественных промыслов: дымковская или каргопольская игрушка (или по выбору учителя с учётом местных промыслов).
Дизайн предмета: изготовление нарядной упаковки путём складывания бумаги и аппликации.
Оригами — создание игрушки для новогодней ёлки. Приёмы складывания бумаги.
Модуль «Архитектура»
Наблюдение разнообразных архитектурных зданий в окружающем мире (по фотографиям), обсуждение особенностей и составных частей зданий.
Освоение приёмов конструирования из бумаги. Складывание объёмных простых геометрических тел.
Овладение приёмами склеивания, надрезания и вырезания деталей; использование приёма симметрии.
Макетирование (или аппликация) пространственной среды сказочного города из бумаги, картона или
пластилина.
Модуль «Восприятие произведений искусства»
Восприятие произведений детского творчества. Обсуждение сюжетного и эмоционального содержания детских работ.
Художественное наблюдение окружающего мира природы и предметной среды жизни человека в зависимости от поставленной аналитической и эстетической задачи наблюдения (установки).
Рассматривание иллюстраций детской книги на основе содержательных установок учителя в соответствии с изучаемой темой.
Знакомство с картиной, в которой ярко выражено эмоциональное состояние, или с картиной, написанной на сказочный сюжет (произведения В. М. Васнецова, М. А. Врубеля и другие по выбору учителя).
Художник и зритель. Освоение зрительских умений на основе получаемых знаний и творческих практических задач — установок наблюдения. Ассоциации из личного опыта учащихся и оценка эмоционального содержания произведений.
Модуль «Азбука цифровой графики»
Фотографирование мелких деталей природы, выражение ярких зрительных впечатлений.
Обсуждение в условиях урока ученических фотографий, соответствующих изучаемой теме.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В центре программы по изобразительному искусству в соответствии с ФГОС начального образования находится личностное развитие обучающихся, приобщение их к российским традиционным духовным ценностям, а также социализация личности.
Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов:
уважения и ценностного отношения к своей Родине — России;

ценностно-смысловые ориентации и установки, отражающие индивидуально-личностные позиции и социально значимые личностные качества;
духовно-нравственное развитие обучающихся;
мотивацию к познанию и обучению, готовность к саморазвитию и активному участию в социально-значимой деятельности;
позитивный опыт участия в творческой деятельности;
интерес к произведениям искусства и литературы, построенным на принципах нравственности и
гуманизма, уважительного отношения и интереса к культурным традициям и творчеству своего и
других народов.
Патриотическое воспитание осуществляется через освоение школьниками содержания традиций отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном, декоративно-прикладном и
изобразительном искусстве. Урок искусства воспитывает патриотизм не в декларативной форме, а
в процессе восприятия и освоения в личной художественной деятельности конкретных знаний о
красоте и мудрости, заложенных в культурных традициях.
Гражданское воспитание формируется через развитие чувства личной причастности к жизни
общества и созидающих качеств личности, приобщение обучающихся к ценностям отечественной
и мировой культуры. Учебный предмет способствует пониманию особенностей жизни разных
народов и красоты национальных эстетических идеалов. Коллективные творческие работы создают условия для разных форм художественно-творческой деятельности, способствуют пониманию
другого человека, становлению чувства личной ответственности.
Духовно-нравственное воспитание является стержнем художественного развития обучающегося, приобщения его к искусству как сфере, концентрирующей в себе духовно-нравственного поиск
человечества. Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира обучающегося и воспитание его эмоционально-образной, чувственной сферы. Занятия искусством помогают школьнику обрести социально значимые знания. Развитие творческих способностей способствует росту
самосознания, осознания себя как личности и члена общества.
Эстетическое воспитание — важнейший компонент и условие развития социально значимых
отношений обучающихся, формирования представлений о прекрасном и безобразном, о высоком
и низком. Эстетическое воспитание способствует формированию ценностных ориентаций школьников в отношении к окружающим людям, в стремлении к их пониманию, а также в отношении к
семье, природе, труду, искусству, культурному наследию.
Ценности познавательной деятельности воспитываются как эмоционально окрашенный интерес к жизни людей и природы. Происходит это в процессе развития навыков восприятия и художественной рефлексии своих наблюдений в художественно-творческой деятельности. Навыки исследовательской деятельности развиваются при выполнении заданий культурно-исторической
направленности.
Экологическое воспитание происходит в процессе художественно-эстетического наблюдения
природы и её образа в произведениях искусства. Формирование эстетических чувств способствует
активному неприятию действий, приносящих вред окружающей среде.
Трудовое воспитание осуществляется в процессе личной художественно-творческой работы по
освоению художественных материалов и удовлетворения от создания реального, практического
продукта. Воспитываются стремление достичь результат, упорство, творческая инициатива, понимание эстетики трудовой деятельности. Важны также умения сотрудничать с одноклассниками,
работать в команде, выполнять коллективную работу — обязательные требования к определённым заданиям по программе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1.Овладение универсальными познавательными действиями
Пространственные представления и сенсорные способности:
характеризовать форму предмета, конструкции;
выявлять доминантные черты (характерные особенности) в визуальном образе;
сравнивать плоскостные и пространственные объекты по заданным основаниям;
находить ассоциативные связи между визуальными образами разных форм и предметов;
сопоставлять части и целое в видимом образе, предмете, конструкции;
анализировать пропорциональные отношения частей внутри целого и предметов между собой;
обобщать форму составной конструкции;

выявлять и анализировать ритмические отношения в пространстве и в изображении (визуальном образе) на установленных основаниях;
абстрагировать образ реальности при построении плоской композиции;
соотносить тональные отношения (тёмное — светлое) в пространственных и плоскостных объектах;
выявлять и анализировать эмоциональное воздействие цветовых отношений в пространственной среде и плоскостном изображении.
Базовые логические и исследовательские действия:
проявлять исследовательские, экспериментальные действия в процессе освоения выразительных
свойств различных художественных материалов;
проявлять творческие экспериментальные действия в процессе самостоятельного выполнения
художественных заданий;
проявлять исследовательские и аналитические действия на основе определённых учебных установок в процессе восприятия произведений изобразительного искусства, архитектуры и продуктов
детского художественного творчества;
использовать наблюдения для получения информации об особенностях объектов и состояния
природы, предметного мира человека, городской среды;
анализировать и оценивать с позиций эстетических категорий явления природы и предметнопространственную среду жизни человека;
формулировать выводы, соответствующие эстетическим, аналитическим и другим учебным
установкам по результатам проведённого наблюдения;
использовать знаково-символические средства для составления орнаментов и декоративных
композиций;
классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по назначению в жизни
людей;
классифицировать произведения изобразительного искусства по жанрам в качестве инструмента анализа содержания произведений;
ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания.
Работа с информацией:
использовать электронные образовательные ресурсы;
уметь работать с электронными учебниками и учебными пособиями;
выбирать источник для получения информации: поисковые системы Интернета, цифровые
электронные средства, справочники, художественные альбомы и детские книги;
анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в произведениях искусства, текстах, таблицах и схемах;
самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему и представлять её в
различных видах: рисунках и эскизах, электронных презентациях;
осуществлять виртуальные путешествия по архитектурным памятникам, в отечественные художественные музеи и зарубежные художественные музеи (галереи) на основе установок и квестов,
предложенных учителем;
соблюдать правила информационной безопасности при работе в сети Интернет.
2.Овладение универсальными коммуникативными действиями
Обучающиеся должны овладеть следующими действиями:
понимать искусство в качестве особого языка общения — межличностного (автор — зритель),
между поколениями, между народами;
вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая
свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления;
находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих позиций и учёта интересов в
процессе совместной художественной деятельности;
демонстрировать и объяснять результаты своего творческого, художественного или исследовательского опыта;
анализировать произведения детского художественного творчества с позиций их содержания и
в соответствии с учебной задачей, поставленной учителем;
признавать своё и чужое право на ошибку, развивать свои способности сопереживать, понимать
намерения и переживания свои и других людей;

взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной работы, принимать цель совместной
деятельности и строить действия по её достижению, договариваться, выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к своей задаче по достижению общего результата.
3.Овладение универсальными регулятивными действиями
Обучающиеся должны овладеть следующими действиями:
внимательно относиться и выполнять учебные задачи, поставленные учителем;
соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания;
уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты сформулированы по годам обучения на основе модульного построения
содержания в соответствии с Приложением № 8 к Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, утверждённому приказом Министерства просвещения Российской Федерации.
Модуль «Графика»
Осваивать навыки применения свойств простых графических материалов в самостоятельной
творческой работе в условиях урока. Приобретать первичный опыт в создании графического рисунка на основе знакомства со средствами изобразительного языка. Приобретать опыт аналитического наблюдения формы предмета, опыт обобщения и геометризации наблюдаемой формы как
основы обучения рисунку. Приобретать опыт создания рисунка простого (плоского) предмета с
натуры. Учиться анализировать соотношения пропорций, визуально сравнивать пространственные
величины. Приобретать первичные знания и навыки композиционного расположения изображения на листе. Уметь выбирать вертикальный или горизонтальный формат листа для выполнения
соответствующих задач рисунка. Воспринимать учебную задачу, поставленную учителем, и решать её в своей практической художественной деятельности. Уметь обсуждать результаты своей
практической работы и работы товарищей с позиций соответствия их поставленной учебной задаче, с позиций выраженного в рисунке содержания и графических средств его выражения (в рамках
программного материала).
Модуль «Живопись»
Осваивать навыки работы красками «гуашь» в условиях урока. Знать три основных цвета; обсуждать и называть ассоциативные представления, которые рождает каждый цвет. Осознавать
эмоциональное звучание цвета и уметь формулировать своё мнение с опорой на опыт жизненных
ассоциаций. Приобретать опыт экспериментирования, исследования результатов смешения красок
и получения нового цвета. Вести творческую работу на заданную тему с опорой на зрительные
впечатления, организованные педагогом.
Модуль «Скульптура»
Приобретать опыт аналитического наблюдения, поиска выразительных образных объёмных
форм в природе (облака, камни, коряги, формы плодов и др.). Осваивать первичные приёмы лепки
из пластилина, приобретать представления о целостной форме в объёмном изображении. Овладевать первичными навыками бумагопластики — создания объёмных форм из бумаги путём её
складывания, надрезания, закручивания и др.
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Уметь рассматривать и эстетически характеризовать различные примеры узоров в природе (в
условиях урока на основе фотографий); приводить примеры, сопоставлять и искать ассоциации с
орнаментами в произведениях декоративно-прикладного искусства. Различать виды орнаментов
по изобразительным мотивам: растительные, геометрические, анималистические. Учиться использовать правила симметрии в своей художественной деятельности. Приобретать опыт создания орнаментальной декоративной композиции (стилизованной: декоративный цветок или птица). Приобретать знания о значении и назначении украшений в жизни людей. Приобретать представления
о глиняных игрушках отечественных народных художественных промыслов (дымковская, каргопольская игрушки или по выбору учителя с учётом местных промыслов) и опыт практической художественной деятельности по мотивам игрушки выбранного промысла. Иметь опыт и соответствующие возрасту навыки подготовки и оформления общего праздника.
Модуль «Архитектура»

Рассматривать различные произведения архитектуры в окружающем мире (по фотографиям в
условиях урока); анализировать и характеризовать особенности и составные части рассматриваемых зданий. Осваивать приёмы конструирования из бумаги, складывания объёмных простых геометрических тел. Приобретать опыт пространственного макетирования (сказочный город) в форме
коллективной игровой деятельности. Приобретать представления о конструктивной основе любого предмета и первичные навыки анализа его строения.
Модуль «Восприятие произведений искусства»
Приобретать умения рассматривать, анализировать детские рисунки с позиций их содержания и
сюжета, настроения, композиции (расположения на листе), цвета, а также соответствия учебной
задаче, поставленной учителем. Приобретать опыт эстетического наблюдения природы на основе
эмоциональных впечатлений с учётом учебных задач и визуальной установки учителя. Приобретать опыт художественного наблюдения предметной среды жизни человека в зависимости от поставленной аналитической и эстетической задачи (установки). Осваивать опыт эстетического восприятия и аналитического наблюдения архитектурных построек. Осваивать опыт эстетического,
эмоционального общения со станковой картиной, понимать значение зрительских умений и специальных знаний; приобретать опыт восприятия картин со сказочным сюжетом (В. М. Васнецова,
М. А. Врубеля и других художников по выбору учителя), а также произведений с ярко выраженным эмоциональным настроением (например, натюрморты В. Ван Гога или А. Матисса). Осваивать новый опыт восприятия художественных иллюстраций в детских книгах и отношения к ним в
соответствии с учебной установкой.
Модуль «Азбука цифровой графики»
Приобретать опыт создания фотографий с целью эстетического и целенаправленного наблюдения природы. Приобретать опыт обсуждения фотографий с точки зрения того, с какой целью сделан снимок, насколько значимо его содержание и какова композиция в кадре.

Тематическое планирование
№
П/П

Наименование разделов и тем Количество часов
программы

Модуль 1.Восприятие произведений искусства
1.1. Восприятие детских рисунков. Навыки восприятия произведений детского творчества и формирование зрительских умений.
1.2. Первые представления о композиции: на уровне образного
восприятия. Представление о
различных художественных
материалах.
1.3. Обсуждение содержания рисунка.
Модуль 2. Графика
2.1. Линейный рисунок.
2.2. Разные виды линий.
2.3. Линии в природе. Ветки (по
фотографиям): тонкие — толстые, порывистые, угловатые,
плавные и др.
2.4. Графические материалы и их
особенности. Приёмы рисования линией.
2.5. Рисунок с натуры: рисунок
листьев разной формы (треугольный, круглый, овальный,
длинный).
2.6. Последовательность рисунка.
2.7. Первичные навыки определения пропорций и понимания
их значения. От одного пятна
— «тела», меняя пропорции

Дата
изучения

Виды,
формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательные ресурсы

Наблюдать, рассматривать, анализировать детские рисунки с позиций их содержания и сюжета,
настроения. Объяснять расположение изображения на листе и выбор вертикального или горизонтального формата. Объяснять, какими художественными материала
- ми (карандашами, мелками,
красками и т. д.) сделан рисунок.
Рисовать, выполнить рисунок на
простую, всем доступную тему,
например «Весёлое солнышко»,
карандашами или мелками

Устный
опрос,
практическая
работа

http://bi2o2t.ru/training/sub
https://www.solovevcenter.pro/
https://onlyege.ru/ege/vpr4/vpr-matematika-4/
https://onlinetestpad.com/ru/tests
https://www.klass39.ru/klassnyeresursy/
https://www.uchportal.ru/load/472-2
http://school-collection.edu.ru/
http://umrazum.ru/load/uchebnye
preze
ntacii/nachalnaja shkola/18
http://internet.ch2k.info/
http://www.vb2.ru/~kvint/im.htm

Осваивать
навыки
работы
графическими
материалами;
Наблюдать
и
анализировать
характер линий в природе;
Создавать линейный рисунок —
упражнение на разный характер
линий;
Выполнять с натуры рисунок
листа
дерева;
Рассматривать
и
обсуждать
характер
формы
листа;
Осваивать
последовательность
выполнения
рисунка;
Приобретать опыт обобщения
видимой
формы
предмета;
Анализировать
и
сравнивать
соотношение
частей,
составляющих
одно
целое,

Устный
опрос,
практическая
работа

http://bi2o2t.ru/training/sub
https://www.solovevcenter.pro/
https://onlyege.ru/ege/vpr4/vpr-matematika-4/
https://onlinetestpad.com/ru/tests
https://www.klass39.ru/klassnyeresursy/
https://www.uchportal.ru/load/472-2
http://school-collection.edu.ru/
http://umrazum.ru/load/uchebnye
preze
ntacii/nachalnaja shkola/18
http://internet.ch2k.info/
http://www.vb2.ru/~kvint/im.htm

Виды деятельности

«лап» и «шеи», получаем рисунки разных животных.
2.8. Линейный тематический рисунок (линия-рассказчица) на
сюжет стихотворения или
сюжет из жизни детей (игры
во дворе, в походе и др.) с
простым и весёлым повествовательным сюжетом.
2.9. Пятно-силуэт. Превращение
случайного пятна в изображение зверушки или фантастического зверя. Развитие образного видения и способности целостного, обобщённого
видения. Пятно как основа
графического изображения.
2.10. Тень как пример пятна. Теневой театр. Силуэт.
2.11. Навыки работы на уроке с
жидкой краской и кистью,
уход за своим рабочим местом.
и
анализ
2.12. Рассмотрение
средств выражения — пятна и
линии — в иллюстрациях художников к детским книгам.

Модуль 3.Живопись
3.1. Цвет как одно из главных

рассматривать
изображения
животных
с
контрастными
пропорциями;
Приобретать опыт внимательного
аналитического
наблюдения;
Развивать навыки рисования по
представлению и воображению;
Выполнить линейный рисунок на
темы стихов С. Я. Маршака, А. Л.
Барто, Д. Хармса, С. В. Михалкова
и др. (по выбору учителя)
с простым весёлым, озорным
развитием
сюжета;
Использовать графическое пятно
как
основу
изобразительного
образа;
Соотносить форму пятна с опытом
зрительных
впечатлений;
Приобрести знания о пятне и
линии как основе изображения на
плоскости;
Учиться работать на уроке с
жидкой
краской;
Создавать изображения на основе
пятна путём добавления к нему
деталей,
подсказанных
воображением;
Приобрести
новый
опыт
наблюдения
окружающей
реальности;
Рассматривать и анализировать
иллюстрации
известных
художников детских книг с
позиций освоенных знаний о
пятне, линии и пропорциях;рисунка.
Осваивать навыки работы гуашью Устный

http://bi2o2t.ru/training/sub

3.2.

3.3.
3.4.
3.5.

3.6.

3.7.

средств выражения в изобразительном искусстве. Навыки
работы гуашью в условиях
урока.
Три основных цвета. Ассоциативные представления, связанные с каждым из цветов.
Навыки смешения красок и
получения нового цвета.
Эмоциональная выразительность цвета.
Цвет как выражение настроения, душевного состояния.
Наш мир украшают цветы.
Живописное изображение по
представлению и восприятию
разных по цвету и формам
цветков. Развитие навыков
работы гуашью и навыков
наблюдения.
Тематическая
композиция
«Времена года». Контрастные
цветовые состояния времён
года. Работа гуашью, в технике аппликации или в смешанной технике.
Техника монотипии. Представления о симметрии. Развитие ассоциативного воображения.

в условиях школьного урока;
Знать три основных цвета;
Обсуждать ассоциативные представления, связанные с каждым
цветом;
Экспериментировать, исследовать
возможности смешения красок,
наложения цвета на цвет, размывания цвета в процессе работы над
разноцветным
ковриком;
Осознавать эмоциональное звучание цвета, то, что разный цвет
«рассказывает» о разном настроении — весёлом, задумчивом,
грустном
и
др.;
Объяснять, как разное настроение
героев передано художником в
иллюстрациях;
Выполнить красками рисунок с
весёлым или грустным настроением;
Выполнить гуашью рисунок цветка или цветов на основе демонстрируемых фотографий
или
по представлению;
Развивать навыки аналитического
рассматривания разной формы и
строения
цветов;
Выполнить изображения разных
времён
года;
Рассуждать и объяснять, какого
цвета каждое время года и почему,
как догадаться по цвету изображений, какое это время
года;
Иметь представления о свойствах
печатной
техники;
Осваивать технику монотипии для
развития живописных умений и
воображения;

опрос,
практическая
работа

https://www.solovevcenter.pro/
https://onlyege.ru/ege/vpr4/vpr-matematika-4/
https://onlinetestpad.com/ru/tests
https://www.klass39.ru/klassnyeresursy/
https://www.uchportal.ru/load/472-2
http://school-collection.edu.ru/
http://umrazum.ru/load/uchebnye
preze
ntacii/nachalnaja shkola/18
http://internet.ch2k.info/
http://www.vb2.ru/~kvint/im.htm

Осваивать свойства симметрии;
Модуль 4.Скульптура
4.1. Изображение в объёме. Приёмы работы с пластилином;
дощечка, стек, тряпочка.
4.2. Лепка зверушек из цельной
формы (черепашки, ёжика,
зайчика и т. д.). Приёмы вытягивания, вдавливания, сгибания, скручивания.
4.3. Бумажная пластика. Овладение первичными приёмами
надрезания,
закручивания,
складывания в работе над
объёмной аппликацией.
4.4. Лепка игрушки по мотивам
одного из наиболее известных
народных
художественных
промыслов (дымковская, каргопольская игрушки или по
выбору учителя с учётом
местных промыслов).
4.5. Объёмная аппликация из бумаги и картона.

Наблюдать, воспринимать выразительные образные объёмы в природе: на что похожи формы облаков, камней, коряг, картофелин и
др. (в классе на основе фотографий);
Осваивать первичные навыки лепки — изображения в объёме;
Лепить из целого куска пластилина мелких зверушек путём вытягивания,
вдавливания;
Овладевать первичными навыками
работы в объёмной аппликации и
коллаже;
Осваивать навыки объёмной аппликации (например, изображение
птицы — хвост, хохолок, крылья
на основе простых приёмов работы
с бумагой);
Рассматривать и характеризовать
глиняные игрушки известных
народных художественных промыслов;
Анализировать строение формы,
частей и пропорций игрушки выбранного
промысла;
Осваивать этапы лепки формы игрушки
и
её
частей;
Выполнить лепку игрушки по мотивам выбранного народного промысла;
Осваивать приёмы создания объёмных изображений из бумаги;
Приобретать опыт коллективной
работы по созданию в технике аппликации панно из работ учащихся;

Устный
опрос,
практическая
работа

http://bi2o2t.ru/training/sub
https://www.solovevcenter.pro/
https://onlyege.ru/ege/vpr4/vpr-matematika-4/
https://onlinetestpad.com/ru/tests
https://www.klass39.ru/klassnyeresursy/
https://www.uchportal.ru/load/472-2
http://school-collection.edu.ru/
http://umrazum.ru/load/uchebnye
preze
ntacii/nachalnaja shkola/18
http://internet.ch2k.info/
http://www.vb2.ru/~kvint/im.htm

Модуль 5.Декоративно-прикладное искусство
5.1. Узоры в природе.
5.2. Наблюдение узоров в живой
природе (в условиях урока на
основе фотографий). Эмоционально-эстетическое восприятие объектов действительности. Ассоциативное сопоставление с орнаментами в предметах
декоративноприкладного искусства.
5.3. Представления о симметрии и
наблюдение её в природе. Последовательное ведение работы над изображением бабочки
по представлению, использование линии симметрии при
составлении узора крыльев.
5.4. Узоры и орнаменты, создаваемые людьми, и разнообразие
их видов. Орнаменты геометрические и растительные.
5.5. Декоративная композиция в
круге или полосе.
5.6. Орнамент, характерный для
игрушек одного из наиболее
известных народных художественных промыслов. Дымковская, каргопольская игрушка или по выбору учителя
с учётом местных промыслов.
5.7. Оригами — создание игрушки
для новогодней ёлки. Приёмы
складывания бумаги.
5.8. Форма и украшение бытовых
предметов.
5.9. Приёмы
бумагопластики.
Сумка или упаковка и её декор.

Рассматривать и эстетически характеризовать различные примеры
узоров в природе (на основе фотографий);
Приводить примеры и делать ассоциативные сопоставления с орнаментами в предметах декоративно-прикладного
искусства;
Выполнить
рисунок
бабочки,
украсив узорами её крылья;
Приобретать опыт использования
правил симметрии при выполнении
рисунка;
Рассматривать и характеризовать
примеры художественно выполненных
орнаментов;
Определять в предложенных орнаментах мотивы изображения:
растительные,
геометрические,
анималистические;
Рассматривать орнаменты в круге,
полосе, квадрате в соответствии с
оформляемой предметной поверхностью;
Выполнить гуашью творческое
орнаментальное
стилизованное
изображение цветка, птицы и др.
(по выбору) в круге или в квадрате
(без
раппорта);
Рассматривать и характеризовать
орнамент, украшающий игрушку
выбранного
промысла;
Выполнить на бумаге красками
рисунок орнамента выбранной игрушки;
Выполнить рисунок игрушки выбранного художественного промысла или, предварительно по-

Устный
опрос,
практическая
работа

http://bi2o2t.ru/training/sub
https://www.solovevcenter.pro/
https://onlyege.ru/ege/vpr4/vpr-matematika-4/
https://onlinetestpad.com/ru/tests
https://www.klass39.ru/klassnyeresursy/
https://www.uchportal.ru/load/472-2
http://school-collection.edu.ru/
http://umrazum.ru/load/uchebnye
preze
ntacii/nachalnaja shkola/18
http://internet.ch2k.info/
http://www.vb2.ru/~kvint/im.htm

крыв вылепленную игрушку белилами, нанести орнаменты на свою
игрушку, сделанную по мотивам
народного
промысла;
Осваивать технику оригами, сложение
несложных
фигурок;
Узнавать о работе художника по
изготовлению бытовых вещей;
Осваивать навыки работы с бумагой, ножницами, клеем, подручными материалами;
Модуль 6.Архитектура
6.1. Наблюдение разнообразия архитектурных
построек
в
окружающем мире по фотографиям, обсуждение их особенностей и составных частей
зданий.
6.2. Освоение приёмов конструирования из бумаги. Складывание объёмных простых геометрических тел. Овладение
приёмами склеивания деталей, надрезания, вырезания
деталей, использование приёмов симметрии.
6.3. Макетирование (или создание
аппликации) пространственной среды сказочного города
из бумаги, картона или пластилина.

Модуль 7. Восприятие произведений искусства
7.1. Восприятие
произведений

Рассматривать и сравнивать различные здания в окружающем мире
(по
фотографиям);
Анализировать и характеризовать
особенности и составные части
рассматриваемых
зданий;
Выполнить рисунок придуманного
дома на основе полученных впечатлений (техника работы может
быть любой, например с помощью
мелких
печаток);
Осваивать приёмы складывания
объёмных простых геометрических тел из бумаги (параллелепипед, конус, пирамида) в качестве
основы
для
домиков;
Осваивать приёмы склеивания деталей, симметричного надрезания,
вырезания деталей и др., чтобы
получились крыши, окна, двери,
лестницы для бумажных домиков;
Макетировать в игровой форме
пространство сказочного городка
(или построить городок в виде
объёмной аппликации);

Устный
опрос,
практическая
работа

Наблюдать, разглядывать, анали- Устный

http://bi2o2t.ru/training/sub
https://www.solovevcenter.pro/
https://onlyege.ru/ege/vpr4/vpr-matematika-4/
https://onlinetestpad.com/ru/tests
https://www.klass39.ru/klassnyeresursy/
https://www.uchportal.ru/load/472-2
http://school-collection.edu.ru/
http://umrazum.ru/load/uchebnye
preze
ntacii/nachalnaja shkola/18
http://internet.ch2k.info/
http://www.vb2.ru/~kvint/im.htm

http://bi2o2t.ru/training/sub

7.2.

7.3.

7.4.
7.5.

7.6.

7.7.

7.8.

детского творчества. Обсуждение
сюжетного
и эмоционального содержания
детских работ.
Художественное наблюдение
окружающего мира (мира
природы) и предметной среды
жизни человека в зависимости
от поставленной аналитической и эстетической задачи
наблюдения (установки).
Рассматривание иллюстраций
к детским книгам на основе
содержательных
установок
учителя в соответствии с изучаемой темой.
Знакомство с живописной
картиной.
Обсуждение произведений с
ярко выраженным эмоциональным настроением или со
сказочным сюжетом. Произведения В. М. Васнецова,
М. А. Врубеля и других художников (по выбору учителя).
Художник и зритель. Освоение зрительских умений на
основе получаемых знаний и
творческих установок наблюдения.
Ассоциации из личного опыта
учащихся и оценка эмоционального содержания произведений.
Произведения И. И. Левитана,
А. Г. Венецианова
И.
И.
Шишкина, А. А. Пластова, К.
Моне, В. Ван Гога и других

зировать детские работы с позиций их содержания и сюжета,
настроения, расположения на листе, цветового содержания, соответствия учебной задаче, поставленной
учителем;
Приобретать опыт эстетического
наблюдения природы на основе
эмоциональных впечатлений и с
учётом визуальной установки учителя;
Приобретать опыт художественного наблюдения предметной среды
жизни человека в зависимости от
поставленной аналитической и эстетической задачи (установки);
Осваивать опыт восприятия и аналитического наблюдения архитектурных
построек;
Осваивать опыт восприятия художественных иллюстраций в детских книгах в соответствии
с учебной
установкой;
Приобретать опыт специально организованного общения со станковой
картиной;
Осваивать опыт эстетического,
эмоционального общения со станковой
картиной;
Приобретать опыт зрительских
умений, включающих необходимые знания, внимание к позиции
автора и соотнесение с личным
жизненным
опытом
зрителя;
Рассказывать и обсуждать зрительские впечатления и мысли;
Знать основные произведения изучаемых художников;

опрос,
практическая
работа

https://www.solovevcenter.pro/
https://onlyege.ru/ege/vpr4/vpr-matematika-4/
https://onlinetestpad.com/ru/tests
https://www.klass39.ru/klassnyeresursy/
https://www.uchportal.ru/load/472-2
http://school-collection.edu.ru/
http://umrazum.ru/load/uchebnye
preze
ntacii/nachalnaja shkola/18
http://internet.ch2k.info/
http://www.vb2.ru/~kvint/im.htm

художников (по выбору учителя) по теме «Времена года»
Модуль 8. Азбука цифровой графики
мелких
8.1. Фотографирование
деталей природы, запечатление на фотографиях ярких
зрительных впечатлений.
8.2. Обсуждение в условиях урока
ученических фотографий, соответствующих
изучаемой
теме.

Приобретать опыт фотографирования с целью эстетического и целенаправленного
наблюдения
природы;
Приобретать опыт обсуждения
фотографий с точки зрения цели
сделанного снимка, значимости
его содержания, его композиции;

Устный
опрос,
практическая
работа

http://bi2o2t.ru/training/sub
https://www.solovevcenter.pro/
https://onlyege.ru/ege/vpr4/vpr-matematika-4/
https://onlinetestpad.com/ru/tests
https://www.klass39.ru/klassnyeresursy/
https://www.uchportal.ru/load/472-2
http://school-collection.edu.ru/
http://umrazum.ru/load/uchebnye
preze
ntacii/nachalnaja shkola/18
http://internet.ch2k.info/
http://www.vb2.ru/~kvint/im.htm

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ
УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Изобразительное искусство. 1 класс/Неменская Л.А.; под редакцией Неменского Б.М., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Коллекции электронных образовательных ресурсов
1. «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» - http://windows.edu/ru
2. «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru
3. «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» -http://fcior.edu.ru. http://eor.edu.ru
4. Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школыhttp://katalog.iot.ru/
5. Библиотека материалов для начальной школы http://www.nachalka.com/biblioteka
6. Mеtodkabinet.eu: информационно-методический кабинетhttp://www.metodkabinet.eu/
7. Каталог образовательных ресурсов сети «Интернет» http://catalog.iot.ru
8. Российский образовательный портал http://www. school.edu.ru
9.
Портал «Российское образование http://www.edu.ru Для учащихся
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
http://bi2o2t.ru/training/sub
https://www.soloveycenter.pro/
https://onlyege.ru/ege/vpr-4/vpr-matematika-4/
https://onlinetestpad.com/ru/tests
https://www.klass39.ru/klassnye-resursy/
https://www.uchportal.ru/load/47-2-2
http://school-collection.edu.ru/
http://um-razum.ru/load/uchebnye prezentacii/nachalnaja shkola/18
http://internet.chgk.info/
http://www.vbg.ru/~kvint/im.htm
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе
Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ
1. Классная магнитная доска.
2. Настенная доска с приспособлением для крепления картинок.
3. Колонки
4. Компьютер

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе Наборы сюжетн
ствии с тематикой
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ
1. Классная магнитная доска.
2. Настенная доска с приспособлением для крепления картинок.
3. Колонки
4. Компьютер


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 12.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(301)4459237

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».