Рабочая программа по географии 10-11 класс 2022-25

Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «География» для 10-11 классов разработана в соответствии
со следующими нормативными документами:
- Федеральный закон Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в
Российской Федерации» с изменениями от 2 июля 2021 года.
- Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021г. № 115 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с
изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г., 24 сентября,
11 декабря 2020 г.)
- Примерная основная образовательная программа среднего общего образования. Одобрена
решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от
28 июня 2016 г. № 2/16-з);
- Основная образовательная программа среднего общего образования МОУ «Таловская
СОШ».
- Учебный план МОУ «Таловская СОШ».
- Годовой учебный календарный график МОУ «Таловская СОШ».
- Положение о разработке и утверждении рабочих программ.
- Авторская программа начального общего образования по предмету «География» в 10-11
классах под редакцией Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И.(Рабочие программы. География. 10-11
классы.

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
10,11 классы
10 класс
№ п/п

Предмет

Уровень
изучения

1

2

3

4

5

Б

УМК Е.М. Домогацких.
География

ДомогацкихЕ.М., Алексеевский Н.И. География. - М.:
Русское слово, 2020

1.

География

Название учебной программы

Используемые учебники

11 класс
№ п/п

Предмет

Уровень
изучения

1

2

3

4

5

Б

УМК Е.М. Домогацких.
География

ДомогацкихЕ.М., Алексеевский Н.И. География. - М.:
Русское слово, 2021

1.

География

Название учебной программы

Используемые учебники

В данной рабочей программе на изучение географии отводится:
10 класс — 1 час в неделю (34 учебных недели — 34 часа в год);
11 класс — 1 час в неделю (34 учебных недели — 34 часа в год);
На освоение программы по географии (10–11 классы) выделяется 68 часов учебного времени.

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
1.

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к

Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание единства географического пространства
России как единой среды проживания населяющих её народов, определяющей общность их
исторических судеб; осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и
традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства
ответственности и долга перед Родиной;
2.

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности

учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых
познавательных интересов;
3.

формирование личностных представлений о целостности природы, населения

и хозяйства Земли и её крупных районов и стран, о России как субъекте мирового географического
пространства, её месте и роли в современном мире; осознание значимости и общности глобальных
проблем человечества;
4.

формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным

особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовности и способности
вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5.

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в

группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенции с учётом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6.

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на

основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7.

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со

сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
8.

формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил

индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих
жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9.

формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни

во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей
среде и рационального природопользования;

10.

осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни,

уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи;
11.

развитие

эстетического
мира,

эмоционально-ценностного

отношения

к

природе,

сознания через освоение художественного наследия народов России и

творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты обучения географии:
1.

для

себя

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
новые

задачи

в

учёбе

и

познавательной

деятельности,

развивать

мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2.

умение самостоятельно

планировать пути достижения целей, в том числе

альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3.

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять

контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
4.

умение

оценивать

правильность

выполнения

учебной

задачи,

собственные

возможности её решения;
5.

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления

осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6.

умение

определять

понятия,

классифицировать, самостоятельно выбирать

делать

обобщения,

устанавливать

аналогии,

основания и критерии для классификации,

устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7.

умением создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы

для решения учебных и познавательных задач;
8.

смысловое чтение;

9.

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с

учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
10.

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей

коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции
своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
11.

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-

коммуникационных технологий (ИКТ- компетенции).
Предметные результаты:

1.
человеком,

формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты
о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости

для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи
охраны окружающей среды и рационального природопользования;
2.

формирование первичных навыков использования территориального подхода как

основы географического мышления для осознания своего места в целостном,

многообразном и

быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
3.

формирование

представлений

и основополагающих знаний о

целостности и

неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах её
географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности
людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
4.

овладение элементарными практическими умениями использования приборов и

инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов
географической среды, в том числе её экологических параметров;
5.

овладение основами картографической грамотности и использования географической

карты как одного из «языков» международного общения;
6.

овладение основными навыками нахождения, использования и презентации

географической информации;
7.

формирование умений и навыков использования разнообразных географических

знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов,
самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям
территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и
техногенных катастроф;
8.

формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных

территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного
поведения в окружающей среде.
Содержание программы
Тема 1. Страны современного мира
Уровень социально-экономического развития. Внутренний валовой продукт. Страны
развитые и развивающиеся. «Большая восьмерка», страны переселенческого капитализма, страны с
переходным типом экономики, новые индустриальные страны.
Тема 2. География населения мира
Динамика численности населения мира в разные исторические периоды. Современная
численность населения мира, отдельных стран и регионов. Рождаемость, смертность и
естественный прирост – главные демографические показатели. Естественный прирост населения в
разных странах и регионах. Типы воспроизводства населения. Демографический кризис и
демографический взрыв. Их причины и последствия. Теория «демографического перехода».

Демографическая политика. Ее цели в странах с разным типом воспроизводства
населения.Этнический (национальный) состав населения. Крупнейшие народы мира и языковые
семьи. Рабочие языки ООН. Религиозный состав населения мира. Мировые и этнические
религии. Этно-религиозные конфликты. Возрастной и половой состав населения. Половозрастные
пирамиды.Трудовые ресурсы и экономически активное население. Проблема безработицы и ее
географические особенности. Общий рисунок расселения человечества на планете. Плотность
населения. Неравномерность размещения населения. Сгустки населения. Роль природных,
экономических и демографических факторов. География мировых миграционных процессов, их
причины и следствия. «Перекачка умов». Урбанизация как всемирный процесс, ее особенности в
развитых и развивающихся странах. Ложная урбанизация. Крупнейшие города мира. Агломерации
и мегалополисы. Сельское населения и формы его расселения.
Тема 3. Мировые природные ресурсы и экологические проблемы
Развитие отношений между природой и человеком: охотничий, аграрный, индустриальный и
современный этапы. Присваивающее и производящее хозяйство. Воздействие на природу. Природа
и географическая (окружающая) среда. Природопользование рациональное и нерациональное.
Классификация природных ресурсов и обеспеченность ими отдельных стран. Понятие о природноресурсном потенциале и ресурсообеспеченности. Классификация стран по ресурсообеспеченности.
Минеральные ресурсы мира. Современная география топливных, рудных и нерудных
полезных

ископаемых.

Обеспеченность

минеральным

сырьем

различных

государств

и

регионов. Металлогенетические пояса. Проблема исчерпания запасов минерального сырья.
Территориальные сочетания полезных ископаемых. Комплексное освоение ископаемых.
Земельные ресурсы. Земельный фонд и его структура. Использование пахотных площадей планеты.
Деградация почв. Опустынивание – глобальная проблема. Лесные ресурсы. Их размещение
на планете: северный и южный лесные пояса. Обеспеченность лесными ресурсами различных
государств и регионов. Сокращение площади лесов планеты, его масштабы и последствия. Ресурсы
пресной воды. Роль речных вод в жизни человека. Неравномерность в обеспечении стран и
регионов пресной водой. Пути преодоления нехватки водных ресурсов. Ухудшение качества воды.
Сточные воды. Оборотное водоснабжение. Ресурсы Мирового океана. Роль океана в обеспечении
человечества разнообразными ресурсами. Биологические ресурсы. Аквакультура и марикультура.
Виды

минеральных

ресурсов

океана.

Энергетические

ресурсы:

используемые

и

потенциальные. Другие виды ресурсов. Альтернативные источники энергии. Гелиоэнергетика и
ветроэнергетика. Ресурсы внутреннего тепла Земли. Рекреационные ресурсы, их виды. Изменение
роли отдельных ресурсов в связи с появлением новых видов отдыха. Туристический бум. Объекты
Всемирного наследия. Экология. Экологические проблемы, неизбежность их существования.
Возможные пути их решения: экстенсивный и интенсивный. Загрязнение литосферы, атмосферы и
гидросферы. Парниковый эффект. Разрушение озонового слоя. Глобальное потепление. Замкнутые
технологические циклы и безотходные технологии.
Тема 4. Мировое хозяйство и научно-техническая революция

Формы разделения труда. Международное географическое разделение труда. Мировое
хозяйство как совокупность национальных хозяйств стран мира. Международная хозяйственная
специализация государств: роль географических факторов. Типы стран по их роли в МГРТ.
Международная

экономическая

интеграция.

Транснациональные

корпорации.

Крупнейшие

международные отраслевые и региональные союзы. Современный этап НТР и его характерные
черты. Влияние НТР на территориальную и отраслевую структуру мирового хозяйства. Старые,
новые и новейшие отрасли промышленности. Наукоемкие отрасли. Авангардная тройка отраслей.
Старопромышленные районы. Промышленные районы нового освоения и высоких технологий.
Тема 5. Общая характеристика современного мирового хозяйства
Промышленность мира. Топливно-энергетическая промышленность. Нефтегазовая и
угольная промышленность. Грузопотоки топлива. Страны экспортеры и страны импортеры.
Электроэнергетика. Роль электростанций разных видов в мировом производстве электроэнергии.
Специфика электроэнергетики разных стран. Обрабатывающая промышленность: машиностроение,
металлургия,

химическая,

лесная

и

легкая

промышленность.

Связь

уровня

развития

обрабатывающей промышленности с уровнем социально- экономического развития государств.
Мировые лидеры в различных отраслях промышленного производства. Сельское хозяйство,
его отраслевой состав. Земледелие и животноводство. Аграрные отношения в странах разного типа.
Продовольственное и товарное сельское хозяйство. «Зеленая революция» и ее сущность.
Мировые лидеры в производстве сельскохозяйственной продукции. Транспорт мира и его состав.
Значение

и

особенности

разных

видов

транспорта

в

мировых

перевозках

грузов

и

пассажиров. Грузооборот и пассажирооборот. Густота транспортной сети. Транспортные сети
радиального и линейного типа.
Особая роль морского транспорта. «Контейнерная революция» и «контейнерные мосты».
Особенности организации транспорта развитых и развивающихся стран. Международные
экономические отношения, их формы. Свободные экономические зоны. Международная торговля:
товарная структура и географическое распределение. Другие формы МЭО: кредитно-финансовые,
производственные, предоставление услуг.
Тема 6. Глобальные проблемы современности
Понятие о глобальных проблемах их типах и взаимосвязях. Проблемы выживания и
проблемы развития. Сырьевая, демографическая, продовольственная и экологическая – главные из
глобальных проблем. Возможные пути их решения. Роль географии в решении глобальных проблем
человечества.
1.

Планируемые результаты освоения учебного предмета 11 класс.

Личностные результаты:
1.

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к

Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание единства географического пространства
России как единой среды проживания населяющих её народов, определяющей общность их
исторических судеб; осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и

традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства
ответственности и долга перед Родиной;
2.

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности

учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых
познавательных интересов;
3.

формирование личностных представлений о целостности природы, населения

и хозяйства Земли и её крупных районов и стран, о России как субъекте мирового географического
пространства, её месте и роли в современном мире; осознание значимости и общности глобальных
проблем человечества;
4.

формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным

особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовности и способности
вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5.

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в

группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенции с учётом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6.

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на

основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7.

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со

сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
8.

формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил

индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих
жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9.

формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни

во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей
среде и рационального природопользования;

10. осознание значения

семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни, уважительного и заботливого
отношения к членам своей семьи;
10.

развитие

эстетического
мира,

эмоционально-ценностного

отношения

к

природе,

сознания через освоение художественного наследия народов России и

творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты обучения географии:

1.
для

себя

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
новые

задачи

в

учёбе

и

познавательной

деятельности,

развивать

мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2.

умение самостоятельно

планировать пути достижения целей, в том числе

альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3.

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять

контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
4.

умение

оценивать

правильность

выполнения

учебной

задачи,

собственные

возможности её решения;
5.

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления

осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6.

умение

определять

понятия,

классифицировать, самостоятельно выбирать

делать

обобщения,

устанавливать

аналогии,

основания и критерии для классификации,

устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7.

умением создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы

для решения учебных и познавательных задач;
8.

смысловое чтение;

9.

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с

учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
10.

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей

коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции
своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
11.

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-

коммуникационных технологий (ИКТ- компетенции).
Предметные результаты:
1.
человеком,

формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты
о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости

для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи
охраны окружающей среды и рационального природопользования;
2.

формирование первичных навыков использования территориального подхода как

основы географического мышления для осознания своего места в целостном,
быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;

многообразном и

3.

формирование

представлений

и основополагающих знаний о

целостности и

неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах её
географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности
людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
4.

овладение элементарными практическими умениями использования приборов и

инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов
географической среды, в том числе её экологических параметров;
5.

овладение основами картографической грамотности и использования географической

карты как одного из «языков» международного общения;
6.

овладение основными навыками нахождения, использования и презентации

географической информации;
7.

формирование умений и навыков использования разнообразных географических

знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов,
самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям
территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и
техногенных катастроф;
8.

формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных

территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного
поведения в окружающей среде.
Содержание программы
Политическая карта мира
Современная политическая карта мира и этапы ее развития. Количественные и качественные
изменения на политической карте мира.
Государственная территория и государственная граница. Виды государственных границ.
Исторический характер границ. Демаркация и делимитация. Территориальные воды.
Дифференциация стран современного мира. Их типология. Внутриконтинентальные,
приморские и островные страны. Анклавы. Суверенные и зависимые государства. Государственный
строй и государственное устройство. Монархии и республики. Унитарные и федеративные
государства.
Понятие о регионах мира. Международные организации, их многообразие и виды.
Зарубежная Европа
Общая характеристика региона. Географическое положение. Деление на субрегионы:
Западная, Восточная, Северная, Центральная и Южная Европа. Природно-ресурсный потенциал
субрегионов Европы. Объекты Всемирного наследия.
Демографическая ситуация в зарубежной Европе. Национальный и религиозный состав
населения. Обострение межнациональных противоречий в ряде стран. Особенности расселения,
географии городов. Уровни и темпы урбанизации. Крупнейшие городские агломерации зарубежной
Европы.

Хозяйственные различия между странами. Центральная ось развития. Главные отрасли
промышленности и их география. Крупнейшие районы и центры добывающих и обрабатывающих
отраслей. Основные типы сельского хозяйства: северо-, средне- и южноевропейский. Их
географические и отраслевые особенности. Международные экономические связи.
Охрана окружающей среды и экологические проблемы, экологическая политика.
Особенности европейских субрегионов.
Страны Европы. Федеративная Республика Германия- экономический лидер зарубежной
Европы. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй.
Природные условия и ресурсы. Особенности населения, расселения, крупнейшие города. Место
Германии в мировой экономике. Структура и география промышленности и сельского хозяйства.
Особая роль машиностроения и химической промышленности. Высокий уровень развития
транспорта. Густота дорожной сети. Объекты Всемирного наследия.
Зарубежная Азия
Общая характеристика региона. Территория, границы, положение, состав региона. Большие
различия между странами. Природные условия, их контрастность, неравномерность распределения
ресурсов. Особое значение нефти. Земельные и агроклиматические ресурсы.
Население: численность и особенности воспроизводства. Сложный этнический состав.
Межнациональные конфликты и территориальные споры. Азия- родина трех мировых религий.
Размещение населения и процессы урбанизации.
Уровень

хозяйственного

индустриальные

страны.

развития

и

Нефтедобывающие

международная
страны.

специализация

Интеграционные

стран.

группировки

Новые
стран

зарубежной Азии.
Основные районы и направления развития сельского хозяйства. Особое значение ирригации.
Транспорт и международные экономические связи. Непроизводственная сфера.
Охрана окружающей среды и экологические проблемы, экологическая политика. Угроза
обезлесения и опустынивания. Объекты Всемирного наследия.
Субрегионы зарубежной Азии: Юго-Западная Азия, Южная Азия, Юго-Восточная Азия,
Центральная и Восточная Азия. Специфика субрегионов.
Страны Азии. Япония. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение,
государственный строй. Население: особенности естественного движения, национального и
религиозного состава. Особенности размещения населения и урбанизации. Главные городские
агломерации и мегаполис Токайдо. Объекты Всемирного наследия.
Место Японии в мировой экономике. Причины быстрого экономического роста.
Характерные черты японской промышленности и особенности ее географии. Зависимость от
внешних источников сырья. Структура и география сельского хозяйства. Огромная роль
рыболовства.

Развитие

и

размещение

Международные экономические связи.

транспорта.

Особая

роль

морского

транспорта.

Внутренние различия: страна с двумя «лицами». Тихоокеанский промышленный пояс и
внутренняя Япония. Особая роль острова Хоккайдо.
Китайская Народная Республика. Краткая историческая справка. Территория, границы,
положение, государственный строй. Природные условия и ресурсы. Специфика населения.
Особенности воспроизводства и демографическая политика. Особенности национального состава.
Особенности расселения, крупнейшие города. Особая роль зарубежных китайцев – хуацяо. Объекты
Всемирного наследия.
Хозяйство Китая: достижения и проблемы. Китай как растущий центр мирового хозяйства.
Характеристика отраслевой структуры и география отраслей добывающей и перерабатывающей
промышленности.
Природные предпосылки для развития сельского хозяйства. Особое значение культуры риса.
Главные сельскохозяйственные районы.
Международные экономические связи; свободные экономические зоны.
Охрана окружающей среды. Объекты Всемирного наследия.
Республика Индия. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение,
государственный строй. Особенности воспроизводства населения. Демографический взрыв и его
последствия. Трудности демографической политики. Сложный этнический и религиозный состав.
Межэтнические и религиозные противоречия. Основные черты размещения населения; городское
население. Крупнейшие города. Сельское население.
Достижения и проблемы экономики Индии. Основные черты отраслевой структуры и
географии промышленности. Главные отрасли и промышленные районы. Природные предпосылки
для

развития

сельского

хозяйства.

Отраслевой

состав

сельского

хозяйства

и

главные

сельскохозяйственные районы. Непроизводственная сфера.
Международные экономические связи. Внутренние различия. Экономические районы Индии
и их специфика.
Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия.
Северная Америка
Понятие об Англо-Америке и Латинской Америке.
Соединенные Штаты Америки. Краткая историческая справка. Территория, границы,
положение, государственный строй.
Численность и воспроизводство населения. Специфика этнического и религиозного состава.
Роль иммиграции в формировании населения. Основные черты размещения населения.
Урбанизация в США и ее особенности. Главные города, агломерации и мегаполисы. Сельское
население.
Хозяйство США. Природные предпосылки для развития промышленности. Основные
отрасли промышленности и их география. Промышленные пояса и главные промышленные районы.
Условия для развития сельского хозяйства. География основных отраслей, сельскохозяйственные

районы (пояса) и их специализация. Особенности транспортной системы. Сеть сухопутных
магистралей. Морские порты. Международные экономические связи США.
Загрязнения окружающей среды в США и меры по ее охране. Национальные парки и
объекты Всемирного наследия.
Внутренние различия. Экономические районы: Северо-Восток, Средний Запад, Юг, Запад.
Особая роль Калифорнии.
Канада. Краткая историческая справка. Основные черты ее экономико-географического
положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Богатство природноресурсного потенциала. Большая роль добывающих отраслей и сельского хозяйства- признаки
стран переселенческого капитализма. Место Канады в мировом хозяйстве. Взаимозависимость
экономики Канады и США.
Латинская Америка
Состав и общая характеристика региона. Географическое положение. Природные условия и
ресурсы.
Население: тип воспроизводства и проблемы, ними связанные. Неоднородность этнического
и религиозного состава. Неравномерность размещения населения и ее причины. Темпы и уровень
урбанизации, крупнейшие городские агломерации. Ложная урбанизация.
Современный уровень и структура хозяйства. Значение и место Латинской Америки в
мировом хозяйстве, главные отрасли специализации. Главенствующая роль горнодобывающей
промышленности, ее главные районы и отрасли. Обрабатывающая промышленность, основные
отрасли и черты ее размещения.
Особенности землевладений: латифундии и минифундии. Главные сельскохозяйственные
районы и их специализация. Международные экономические связи. Охрана окружающей среды и
иэкологические проблемы. Объекты Всемирного наследия.
Деление Латинской Америки на субрегионы. Страны бассейна Амазонки и Лаплатской
низменности, Андийские страны, Центральная Америка,
Вест – Индия и Мексика.
Бразилия. Краткая историческая справка. Основные черты ее экономико-географического
положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Место Бразилии в экономике
Латинской Америки и в мировом хозяйстве. Характерные черты территориальной и отраслевой
структуры хозяйства. «Промышленный треугольник». Города Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу.
Значительная роль машиностроения в экономике страны. Страна кофе. Недостаточное развитие
транспортной системы. Объекты Всемирного наследия.
Африка
Общая характеристика региона. Территория, границы и географическое положение.
Политическая карта, пограничные споры и конфликты. Особенности государственного строя.

Природные условия и ресурсы как важнейшая предпосылка экономического развития стран
Африки. Хозяйственная оценка полезных ископаемых, земельных, агроклиматических и лесных
ресурсов.
Население: демографический взрыв и связанные с ним проблемы. Особенности этнического
и религиозного состава населения. Особенности размещения населения.
Место

и

роль

Африки

в

мировом

хозяйстве.

Главные

отрасли

специализации.

Преобладающее значение горнодобывающей промышленности, основные отрасли и районы
размещения. Особенности сельского хозяйства. Монокультура земледелия -причина деградации
земель. Транспортные проблемы Африки. Непроизводственная сфера.
Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Заповедники и национальные парки.
Объекты Всемирного наследия.
Международные экономические связи.
Субрегионы Африки: Северная, Западная, Восточная, Центральная и Южная Африка. Их
специфика
Южно-Африканская республика (ЮАР)- единственная экономически- развитая страна
Африки. Краткая историческая справка. Основные черты ее экономико-географического
положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Богатейшие природные
ресурсы: алмазы, золото, каменный уголь, рудные ископаемые. Доминирование горнодобывающей
отрасли. «Черное большинство» и «белое меньшинство».
Республика Кения- типичная развивающаяся страна Африки. Краткая историческая справка.
Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы,
населения, хозяйства. Богатейший рекреационный потенциал и его использование.
Австралия и Океания
Австралия. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Политическая
карта. Государственный строй.
Богатство природных ресурсов и нехватка воды. Хозяйственная оценка природных условий и
ресурсов.
Особенности воспроизводства, состава и размещения населения. Мигранты.
Место

в

мировом

хозяйстве,

главные

отрасли

специализации.

Международные

экономические связи.
Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия.
Океания. Краткая характеристика географической специфики, природных ресурсов,
особенностей населения и хозяйственного развития.
Россия в современном мире
Экономико-географическая история России. Роль России в мировом хозяйстве и ее
изменение. Россия на современной политической и экономической карте мира. Отрасли
международной специализации России.

Учебно-тематический план
10 класс.
№
П/п

Номер
темы
урока в
разделе

1

1

2
3
4
5

1
2
3
4

6
7

1
2

8
9

3
4

10
11
12

5
6
7

13
14
15
16
17
18
19
20

1
2
3
4
5
6
7
8

21
22

1
2

23
24
25
26
27
28
29
30
31

1
2
3
4
5
6
7
8
9

Тема урока

Раздел 1. Общая характеристика мира
Современная география (1 час)
Географическая наука
Страны современного мира (4 ч)
Типы стран современного мира
Типы стран современного мира
Развитые и развивающиеся страны
Обобщающий урок по теме: «Страны
современного мира»
География населения мира (7 ч)
Численность и динамика населения мира
Половозрастной состав населения и трудовые
ресурсы.
Расовый и половозрастной состав населения

Кол-во
часов

1
1
1
1
1

1
1
1
1

Религиозный состав населения.
Этнорелигиозные конфликты.
Размещение населения и его миграции
1
Сельское и городское население
1
Контрольная работа №1
1
Мировые природные ресурсы. (8 ч)
Природа и человек
1
Природные ресурсы
1
Исчерпаемые невозобновимые ресурсы
1
Исчерпаемые возобновимые ресурсы
1
Неисчерпаемые ресурсы
2
Ресурсы Мирового океана
1
Пути решения экологических проблем
1
Контрольная работа №2
1
Мировое хозяйство и научно-техническая революция (2 ч)
Формирование мирового хозяйства
1
Мировое хозяйство современная эпоха НТР.
1
Отрасли мирового хозяйства (9 ч.)
Топливно-энергетический комплекс
Металлургия
Машиностроение
Химическая и лесная промышленность
Сельское хозяйство.
Транспорт
Международные экономические отношения
Международная торговля услугами
Обобщающий урок по теме: «Мировое
хозяйства»

Корректировка
рабочей
программы
(дата, причина)

32

1

33

2

34

3

Глобальные проблемы современности и их взаимосвязь (2 ч)
Глобальные проблемы и стратегия устойчивого
развития
Обобщающий урок по теме «Глобальные
проблемы»
Итоговая контрольная работа №3

Учебно-тематический план
11 класс.
№
п/п

Номер
темы
урока в
разделе

1
2

1
2

3

1

4
5
6
7

2
3
4
5

8
19
10

1
2
3

11

4

12
13
14

5
6
7

15
16
17

1
2
3

18
19
20
21
22

1
2
3
4

23
24
25
26
27

1
2
3
4
5

28
29
30

1
2
3

31
32

1
2

Тема урока

Политическая карта мира (2ч.)
Этапы формирования политической карты мира
Регионы мира и международные организации
Зарубежная Европа (5 часов)
Состав, географическое положение и природные
ресурсы
Население и хозяйство
Субрегионы Европы.
Федеративная Республика Германия.
Обобщение по теме «Зарубежная Европа»
Зарубежная Азия (8 часов)
Состав, географическое положение и ресурсы.
Население и хозяйство.
Субрегионы Азии:
Юго-Западная и Центральная Азия.
Субрегионы Азии:
Восточная, Южная и Юго-Восточная Азия.
Китайская Народная Республика
Индия.
Контрольная работа №1
Англо-Америка (3 часа)
Канада.
Соединенные Штаты Америки.
Обобщение по теме «Англо-Америка»
Латинская Америка (5 часов)
Состав, географическое положение и ресурсы.
Население и хозяйство.
Субрегионы Латинской Америки
Федеративная Республика Бразилия.
Зачет по темам «Северная Америка и Латинская
Америка»
Африка (4 ч)
Состав, географическое положение и ресурсы.
Население и хозяйство.
Субрегионы Африки
Южно-Африканская Республика.
Контрольная работа №2
Австралия и Океания (3 часа)
Австралия.
Океания
Урок-обобщение по теме «Австралия и Океания»
Россия в современном мире (1 час)
Современная Россия.
Урок – обобщение по теме: «Россия в

Кол-во
часов

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Корректировка
рабочей
программы
(дата, причина)

33
34

3
4

современном мире»
Итоговое тестирование за курс 11 класса
Итоговая контрольная №3

1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 12.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(301)4459237

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».