ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ ДУХОВНОНРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» продолжает формирование первоначальных представлений о светской этике, традиционных религиях России, их роли в культуре, истории и современности нашей страны и всего мира. Материал учебника дает возможность расширить и систематизировать знания о великой российской культуре, о нравственных ценностях, которые являются основополагающими для нашей многонациональной страны. В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» определен как курс, направленный на формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности. Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний обучающихся сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в обществе. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ ДУХОВНОНРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» «Основы духовно-нравственной культуры народов России» призван обогатить процесс воспитания не только новым содержанием (ознакомление с традиционными религиями Российского государства), но и новым пониманием сущности российской культуры, развивающейся как сплав национальных традиций и религиозных верований. Исходя из этого особое значение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» заключается в раскрытии общечеловеческих ценностей, которые объединяют (а не разъединяют) светскость и религиозность. Особое значение изучения данного предмета младшими подростками определяется их возрастными и познавательными возможностями: у детей 10-12 лет наблюдается большой интерес к социальному миру, общественным событиям, они открыты для общения на различные темы, включая религиозные. Школьники этого возраста уже располагают сведениями об истории нашего государства, ориентируются в понятии «культура». У них развиты предпосылки исторического мышления, на достаточном уровне представлено логическое мышление, воображение, что позволяет решать более сложные теоретические задачи и работать с воображаемыми ситуациями. Пятиклассники могут читать более серьезные тексты, исторические документы, они достаточно хорошо владеют информационными умениями и способны работать с информацией, представленной в разном виде (текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и пр.). Задачи курса: Для реализации поставленных целей курса рекомендовано сочетание разных методов обучения – чтение текстов учебника, анализ рассказа учителя, работа с информацией, представленной в иллюстрации и т.д. обеспечивают: – организацию диалога различных культур, раскрытие на конкретных примерах (из реальной жизни, истории России, религиозных учений) особенностей взаимодействия и взаимовлияния разных этнических культур; пятиклассники продолжают работать с рубриками учебника «Обсудим вместе», «Жил на свете человек», «Путешествие вглубь веков», «По страницам священных книг»; – отражение основного содержания текстов учебника в иллюстративном ряде (рубрика учебника «Картинная галерея», тематические фотографии и рисунки, схемы); – последовательное введение новых терминов и понятий, культуроведческого и религиозного содержания (текстовое объяснение; наличие толкового словарика). Таким образом, характеризуя данный учебный предмет, следует подчеркнуть его интегративный характер: изучение направлено на образование, воспитание и развитие школьника при особом внимании к его эмоциональному развитию. Учебный курс разбивается на следующие основные разделы: 1. Формирование понятия «культура», ознакомление с ролью и значением российской культуры в мировом сообществе (раздел «В мире культуры»). 2. Характеристика общечеловеческих ценностей, их представленность в повседневной жизни народа и особое значение в чрезвычайных моментах истории страны (разделы «Нравственные ценности российского народа», «Как сохранить духовные ценности», «Твой духовный мир»). 3. Истоки становления общечеловеческих ценностей, раскрытие вклада различных религий в формирование законов и правил жизни в обществе (раздел «Религия и культура»). Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в основной школе является частью всего учебно-воспитательного процесса и тесно связан с содержанием других предметных областей, прежде всего, «Обществознания», «Литературы», «Истории», «Изобразительного искусства». Основным средством обучения является учебник (Виноградовой Н.Ф. Основы духовнонравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений – М.:Просвещение, 2022.), который построен в полном соответствии с программой обучения. Вместе с тем, учитель может использовать разнообразные средства ИКТ, что обогатит содержание и методы проведения уроков. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования ОДНКНР является обязательным предметом на данном уровне образования. Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» изучается в 5 классе в объеме 34 часа, исходя из 1 часа в неделю. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» Раздел 1. Введение в «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Этика. Нравственность. Нравственный человек. Величие многонациональной российской культуры. Раздел 2. В мире культуры Величие многонациональной российской культуры. Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры – представителей разных национальностей (К. Брюллов, И.Репин, К.Станиславский, Ш.Алейхем, Г.Уланова, Д. Шостакович, Р. Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.). Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки. Раздел 3. Нравственные ценности российского народа «Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.). Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом. В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах). «Плод добрых трудов славен…». Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии. Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.). Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России. Семья – хранитель духовных ценностей. Рольсемьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив. Раздел 4. Религия и культура Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества. Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря. Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) – золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь. Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь. Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь. Раздел 5. Как сохранить духовные ценности Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями. Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России. Раздел 6. Твой духовный мир. Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека. Раздел 7. Обобщение за курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение учебного предмета « Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. Личностные результаты освоения рабочей программы по «Основам духовнонравственной культуры народов России» для основного общего образования (5 класс). Личностные результаты воплощают традиционные российские социокультурные и духовно-нравственные ценности, принятые в обществе нормы поведения, отражают готовность обучающихся руководствоваться ими в жизни, во взаимодействии с другими людьми, при принятии собственных решений. Они достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в процессе развития у обучающихся установки на решение практических задач социальной направленности и опыта конструктивного социального поведения по основным направлениям воспитательной деятельности, в том числе в части: Гражданского воспитания: Готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; представление о способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной созидательной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней). Патриотического воспитания: Осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам; историческому, природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране. Духовно-нравственного воспитания: Ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства. Эстетического воспитания: Восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни ; осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека. Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей. Экологического воспитания: ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценка возможных последствий своих действий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других; способность действовать в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей; осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам, выполнять операции в соответствии с определением и простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его свойства при решении задач (далее — оперировать понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития; умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха. Метапредметные результаты овладевать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности, поиска оптимальных средств их достижения; формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учёта характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; совершенствовать умения в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий; овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; совершенствовать организационные умения в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути её достижения, умений договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Универсальные учебные действия Познавательные УУД: ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности общества — мораль, этика, этикет, справедливость, гуманизм, благотворительность, а также используемых в разных религиях (в пределах изученного); использовать разные методы получения знаний о традиционных религиях и светской этике (наблюдение, чтение, сравнение, вычисление); применять логические действия и операции для решения учебных задач: сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы на основе изучаемого фактического материала; признавать возможность существования разных точек зрения; обосновывать свои суждения, приводить убедительные доказательства; выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. Работа с информацией: воспроизводить прослушанную (прочитанную) информацию, подчёркивать её принадлежность к определённой религии и/или к гражданской этике; использовать разные средства для получения информации в соответствии с поставленной учебной задачей (текстовую, графическую, видео); находить дополнительную информацию к основному учебному материалу в разных информационных источниках, в том числе в Интернете (в условиях контролируемого входа); анализировать, сравнивать информацию, представленную в разных источниках, с помощью учителя, оценивать её объективность и правильность. Коммуникативные УУД: сказаний, произведений фольклора и художественной литературы, анализа и оценки жизненных ситуаций, раскрывающих проблемы нравственности, этики, речевого этикета; соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно задавать вопросы и высказывать своё мнение; проявлять уважительное отношение к собеседнику с учётом особенностей участников общения; создавать небольшие тексты-описания, тексты-рассуждения для воссоздания, анализа и оценки нравственно-этических идей, представленных в религиозных учениях и светской этике. Регулятивные УУД: проявлять самостоятельность, инициативность, организованность в осуществлении учебной деятельности и в конкретных жизненных ситуациях; контролировать состояние своего здоровья и эмоционального благополучия, предвидеть опасные для здоровья и жизни ситуации и способы их предупреждения; проявлять готовность изменять себя, оценивать свои поступки, ориентируясь на нравственные правила и нормы современного российского общества; проявлять способность к сознательному самоограничению в поведении; анализировать ситуации, отражающие примеры положительного и негативного отношения к окружающему миру (природе, людям, предметам трудовой деятельности); выражать своё отношение к анализируемым событиям, поступкам, действиям: одобрять нравственные нормы поведения; осуждать проявление несправедливости, жадности, нечестности, зла; проявлять высокий уровень познавательной мотивации, интерес к предмету, желание больше узнать о других религиях и правилах светской этики и этикета. Совместная деятельность: выбирать партнёра не только по личным симпатиям, но и по деловым качествам, корректно высказывать свои пожелания к работе, спокойно принимать замечания к своей работе, объективно их оценивать; владеть умениями совместной деятельности: подчиняться, договариваться, руководить; терпеливо и спокойно разрешать возникающие конфликты; готовить индивидуально, в парах, в группах сообщения по изученному и дополнительному материалу с иллюстративным материалом и видеопрезентацией. Предметные результаты Предметные результаты освоения рабочей программы по предмету «Основы духовнонравственной культуры народов России» (5 класс): 1) освоение и применение системы знаний о социальных свойствах человека, особенностях его взаимодействия с другими людьми, важности семьи как базового социального института; характерных чертах общества; содержании и значении социальных норм, регулирующих общественные отношения, включая правовые нормы, регулирующие типичные для несовершеннолетнего и членов его семьи общественные отношения; социальной, духовной и политической сферах жизни общества; основах конституционного строя и организации государственной власти в Российской Федерации, правовом статусе гражданина Российской Федерации (в том числе несовершеннолетнего); системе образования в Российской Федерации; 2) умение характеризовать традиционные российские духовно-нравственные ценности (в том числе защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины); государство как социальный институт; 3) умение приводить примеры (в том числе моделировать ситуации) деятельности людей, социальных объектов, явлений, процессов определённого типа в различных сферах общественной жизни, их структурных элементов и проявлений основных функций; разного типа социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм, в том числе связанных с правонарушениями и наступлением юридической ответственности; связи политических потрясений и социальноэкономического кризиса в государстве; 4) умение классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать существенный признак классификации) социальные объекты, явления, процессы, относящиеся к различным сферам общественной жизни, их существенные признаки, элементы и основные функции; 5) умение сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) деятельность людей, социальные объекты, явления, процессы в различных сферах общественной жизни, их элементы и основные функции; 6) умение устанавливать и объяснять взаимосвязи социальных объектов, явлений, процессов в различных сферах общественной жизни, их элементов и основных функций, включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства; 7) умение использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) сущности, взаимосвязей явлений, процессов социальной действительности, в том числе для аргументированного объяснения роли информации и информационных технологий в современном мире; социальной и личной значимости здорового образа жизни; 8) умение определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и норм своё отношение к явлениям, процессам социальной действительности; 9) умение решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие выполнение типичных для несовершеннолетнего социальных ролей, типичные социальные взаимодействия в различных сферах общественной жизни; 10) овладение смысловым чтением текстов; 11) овладение приёмами поиска и извлечения социальной информации (текстовой, графической, аудиовизуальной) по заданной теме из различных адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций средств массовой информации (далее — СМИ) с соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете; 12) умение анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и критически оценивать социальную информацию, из адаптированных источников и публикаций СМИ, соотносить её с собственными знаниями о моральном и правовом регулировании поведения человека, личным социальным опытом; 13) умение оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия моральным, правовым и иным видам социальных норм; 14) приобретение опыта использования полученных знаний, включая основы финансовой грамотности, в практической (включая выполнение проектов индивидуально и в группе) деятельности, в повседневной жизни для реализации и защиты прав человека и гражданина, прав потребителя (в том числе потребителя финансовых услуг) и осознанного выполнения гражданских обязанностей; для анализа потребления домашнего хозяйства; составления личного финансового плана; для выбора профессии и оценки собственных перспектив в профессиональной сфере; а также опыта публичного представления результатов своей деятельности в соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом; 15) приобретение опыта осуществления совместной, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; осознание ценности культуры и традиций народов России. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов всего Контрольные Практичес работы кик Дата изучения Виды деятельности Виды, формы контроля Электронные (цифровые) образовательн ые ресурсы Устный опрос http://orkce.apkp ro.ru/ Раздел 1. Введение 1.1. Введение Итого по разделу 1 0 0 2.09.22 Рассказывать, что изучает курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Объяснять, что такое, этика и какого человека можно назвать нравственным. Рассказывать о величии многонациональной российской культуры. http:// schoolcollection. edu . 1 Раздел 2. В мире культуры 2.1. В мире культуры 5 1 2 9.09.227.10.22 Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Устный опрос, http://orkce.apkpr o.ru/ Письменный Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его. контроль; Осознавать значение культуры для социального развития и делать выводы о роли культуры. Характеризовать вклад в мировую культуру деятелей российской культуры. Итого по разделу 5 Контрольная работа; Практическая работа http:// schoolcollection. edu . Раздел 3.Нравственные ценности российского народа 3.1 Нравственные ценности российского народа 11 1 3 14.10.2230.12.23 Характеризовать и сравнивать представление о патриотизме в фольклоре разных народов. Контрольная работа; www.gmir.ru http://www.m useionline.blogspo t.ru/search/lab el/ Объяснять значение этических понятий Практическая работа ttp://sokrnarmi ra.ru 13.01.23- Определять взаимосвязь религии и культуры Устный опрос, 17.03.23 Сравнивать культурные особенности христианства, буддизма, ислама, иудаизма. Письменный контроль; http://www.cb ook.ru/peoples / Объяснять значение этических понятий Контрольная работа; http://www.cul turemap.ru/ Осознавать вклад народов России в победе над нацизмом. Сравнивать представления о труде в разных религиях. Сравнивать семейные ценности, провозглашённые в православии, буддизме, исламе. Итого по разделу Устный опрос, Письменный контроль; 11 Раздел 4 Религия и культура 4.1 Религия и культура 10 1 2 Практическая работа Итого по разделу 10 Раздел 5 Как сохранить духовные ценности 5.1 Как сохранить духовные ценности 5 1 2 24.03.2328.04.23 Анализировать текст Конституции РФ. Устный опрос, Оценивать роль человека в обществе Контрольная работа; Характеризовать нормы нравственного поведения Объяснять значение этических понятий Практическая работа http://www.et hnology.ru http://www.bi bliotekar.ru/ro ssia/index.htm Итого по разделу 5 Раздел 6. Твой духовный мир 6.1 Твой духовный мир 2 1 05.05.2313.05.23 Оценивать поступки реальных лиц, героев произведения. Устный опрос, Анализировать высказывания известных личностей Практическая работа Объяснять значение этических понятий www.gmir.ru http://www.m useionline.blogsp ot.ru/search/la bel/ ttp://sokrnarm ira.ru Итого по разделу 2 Раздел 7 Обобщение 7.1 Обобщение за курс «Основы духовнонравственной культуры народов России 1 1 20.05.23 Виды деятельности по изученным разделам Практическая работа http://www.r usnations.ru – http://www.r usnations.ru – http://2berega .spb.ru/user/n izhnik65/fold er/22663/ Итого по разделу 1 Общее количество часов по программе 34 4 11 2 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Тема урока 1. 2-3 4-5 Количество часов всего Контрольные работы Дата изучени Практические я работы Виды, формы контроля Введение в курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 1 0 0 2.09.22 Устный опрос Величие многонациональной российской культуры 2 0 1 9.09.22- Устный опрос; Человек - творец и носитель культуры 2 16.09.22 Практическая работа 0 1 23.09.2230.09.22 Письменный контроль Практическая работа 6 В мире культуры 1 1 0 7.10.22 Контрольная работа 7 «Береги землю родимую, как мать любимую» 1 0 0 14.10.22 Устный опрос 8-9 Жизнь ратными подвигами полна 2 0 1 21.10.2228.10.22 Устный опрос; Практическая работа 10 В труде – красота человека 1 0 0 11.11.22 Устный опрос Письменный контроль 11 «Плод добрых трудов крестьян» 1 0 0 18.11.22 Устный опрос 12 Люди труда 1 0 0 25.11.22 Устный опрос 1314 Бережное отношение к природе 2 0 1 2.12.22- Устный опрос 9.12.22 Практическая работа 1516 Семья- хранитель духовных ценностей 2 0 1 16.12.2223.12.22 Устный опрос; Практическаяя работа 17 Нравственные ценности российского народа 1 1 0 30.12.22 Контрольная работа 18 Роль религии в развитии культуры 1 0 0 13.01.23 Устный опрос 19 Культурное наследие христианской Руси 2 0 1 20.01.23 Устный опрос; 27.03.23 Практическаяя работа 2021 Культура ислама 2223 Иудаизм и культура 2425 Культурные традиции буддизма 2 0 0 3.02.2310.02.23 2 2 0 0 0 1 Устный опрос 24.02.23 Устный опрос 3.10.2310.03.23 Устный опрос; 17.02.23- Практическаяя работа 26 Религия и культуры 1 1 0 17.03.23 Контрольная работа 27 Забота государства о сохранении духовных ценностей 1 0 0 24.03.23 Устный опрос; 2829 Хранить память предков 2 0 1 31.03.2314.04.23 Устный опрос; Практическаяя работа 30 31 Как сохранить духовные ценности Что составляет твой духовный мир 32- Твой духовный мир 33 1 1 2 0 1 1 21.04.23- 0 28.04.23 1 5.05.2313.05.23 Устный опрос; Практическаяя работа Контрольная работа Устный опрос практичеся 34 Обобщение «Основы духовно-нравственной культуры народов России» ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 0 1 34 4 11 20.05.23 Практическая работа УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Виноградова Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Просвещение 2022 ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА 1. Аверина Е.А. , Бронштейн М.М. Народы Мира. - М.; ЗАО – РОСМЭН - ПРЕС, 2022. 2.Губин А.И. Традиции и обычаи народов мира, Москва: «Мир книги», 2021. 3.Е.А. Гурбина Е.А., Традиции русской народной культуры, Волгоград: Учитель, 2021 4. СурминаИ.О.Открытые уроки истории России 6-9 классы, Москва «ВАКО», 2020. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 1. Методические рекомендации к курсу учебника « Основы духовно-нравственной культуры народов России» Н.Ф. Виноградова – М.: Просвещение 2022 ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ www.orkce. org . Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http:// fcior. edu ; Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http:// school- collection. edu . http://www.religio.ru/ - Мир религий www.gmir.ru - Государственный музей истории религии http://www.rsl.ru/ - сайт российской государственной библиотеки. http://www.eart.by.ru - иллюстрированный словарь по искусству. http://www.artcyclopedia.com - иллюстрированная энциклопедия по искусству. http://www.bibliotekar.ru/rossia/index.htm - электронная библиотека http://sokrnarmira.ru - библиотека народной мудрости: мифов, сказок, притч, легенд, былин, пословиц и поговорок. http://parables.ru/main-17.html - детские притчи http://pritchi.ru – притчи http://www.artprojekt.ru - энциклопедия искусства - галереи, история искусства. http://www.smirnova.net/ - гид по музеям мира и галереям. http://www.cbook.ru/peoples/ - электронная энциклопедия «Народы и религии мира». http://witcombe.sbc.edu/ARTHLinks.html - сайт с ресурсом ссылок по истории искусства. http://www.huntfor.com/arthistory/ - энциклопедия по истории изобразительных искусств. http://www.ethnology.ru - сайт «Этнография народов России» с материалами по этнографии. http://russia.yaxy.ru - сайт «Великая страна» содержит сведения по географии, истории и культуре народов России. http://www.smallbay.ru/— галерея шедевров живописи, скульптуры, архитектуры, мифология, библиотека, фото. http://www.culturemap.ru/— культура регионов России. http://www.artnet.com/— ссылки на сайты галерей всего мира, каталог художников. http://muzlo.at.ua/publZ4 - анимированные истории Ветхого завета, мультсериал «Моя первая Библия» http://skazanie.info - библиотека мифов и сказаний разных народов мира, в том числе народов Урала, Сибири и Дальнего Востока, славянского мира. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ 1.Компьютер 2 .Интерактивная доска 3. Демонстрационные таблицы по обществознанию. 4.Правовые источники 5.Художественные книги, сборники фольклора народов России для чтения энциклопедии, справочники, словари, художественные альбомы и др ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ 1.Правовые источники 2.Иллюстрации по обществознанию 3.Галерея портретов исторических личностей 4.Символы РФ (флаг, герб, звукозапись гимна) 5.Настенные карты (России, родного края) 6.Фотографии религиозных и культурных объектов