программа ОДНКНР 5 кл. 2022-23

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ ДУХОВНОНРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»
Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» продолжает
формирование первоначальных представлений о светской этике, традиционных религиях
России, их роли в культуре, истории и современности нашей страны и всего мира.
Материал учебника дает возможность расширить и систематизировать знания о великой
российской культуре, о нравственных ценностях, которые являются основополагающими
для нашей многонациональной страны.
В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего
образования учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
определен как курс, направленный на формирование первоначальных представлений о
светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности.
Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний обучающихся
сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней
установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и
взаимоотношений в обществе.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ ДУХОВНОНРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»
«Основы духовно-нравственной культуры народов России» призван обогатить
процесс воспитания не только новым содержанием (ознакомление с традиционными
религиями Российского государства), но и новым пониманием сущности российской
культуры, развивающейся как сплав национальных традиций и религиозных верований.
Исходя из этого особое значение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов
России» заключается в раскрытии общечеловеческих ценностей, которые объединяют (а
не разъединяют) светскость и религиозность.
Особое значение изучения данного предмета младшими подростками
определяется их возрастными и познавательными возможностями: у детей 10-12 лет
наблюдается большой интерес к социальному миру, общественным событиям, они
открыты для общения на различные темы, включая религиозные. Школьники этого
возраста уже располагают сведениями об истории нашего государства, ориентируются в
понятии «культура». У них развиты предпосылки исторического мышления, на
достаточном уровне представлено логическое мышление, воображение, что позволяет
решать более сложные теоретические задачи и работать с воображаемыми ситуациями.
Пятиклассники могут читать более серьезные тексты, исторические документы, они
достаточно хорошо владеют информационными умениями и способны работать с
информацией, представленной в разном виде (текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и
пр.).
Задачи курса: Для реализации поставленных целей курса рекомендовано
сочетание разных методов обучения – чтение текстов учебника, анализ рассказа учителя,
работа с информацией, представленной в иллюстрации и т.д. обеспечивают:
– организацию диалога различных культур, раскрытие на конкретных примерах
(из реальной жизни, истории России, религиозных учений) особенностей взаимодействия

и взаимовлияния разных этнических культур; пятиклассники продолжают работать с
рубриками учебника «Обсудим вместе», «Жил на свете человек», «Путешествие вглубь
веков», «По страницам священных книг»;
– отражение основного содержания текстов учебника в иллюстративном ряде
(рубрика учебника «Картинная галерея», тематические фотографии и рисунки, схемы);
– последовательное введение новых терминов и понятий, культуроведческого и
религиозного содержания (текстовое объяснение; наличие толкового словарика).
Таким образом, характеризуя данный учебный предмет, следует подчеркнуть его
интегративный характер: изучение направлено на образование, воспитание и развитие
школьника при особом внимании к его эмоциональному развитию. Учебный курс
разбивается на следующие основные разделы:
1. Формирование понятия «культура», ознакомление с ролью и значением
российской культуры в мировом сообществе (раздел «В мире культуры»).
2. Характеристика общечеловеческих ценностей, их представленность в
повседневной жизни народа и особое значение в чрезвычайных моментах истории страны
(разделы «Нравственные ценности российского народа», «Как сохранить духовные
ценности», «Твой духовный мир»).
3. Истоки становления общечеловеческих ценностей, раскрытие вклада
различных религий в формирование законов и правил жизни в обществе (раздел «Религия
и культура»).
Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в основной
школе является частью всего учебно-воспитательного процесса и тесно связан с
содержанием других предметных областей, прежде всего, «Обществознания»,
«Литературы», «Истории», «Изобразительного искусства».
Основным средством обучения является учебник (Виноградовой Н.Ф. Основы духовнонравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся
общеобразовательных учреждений – М.:Просвещение, 2022.), который построен в полном
соответствии с программой обучения. Вместе с тем, учитель может использовать
разнообразные средства ИКТ, что обогатит содержание и методы проведения уроков.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ
КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
основного общего образования ОДНКНР является обязательным предметом на данном
уровне образования. Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
изучается в 5 классе в объеме 34 часа, исходя из 1 часа в неделю.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»

Раздел 1. Введение в «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Этика. Нравственность. Нравственный человек. Величие многонациональной российской
культуры.
Раздел 2. В мире культуры
Величие многонациональной российской культуры. Российская культура – плод
усилий разных народов. Деятели науки и культуры – представителей разных
национальностей (К. Брюллов, И.Репин, К.Станиславский, Ш.Алейхем, Г.Уланова, Д.
Шостакович, Р. Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.). Человек – творец и
носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в
культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы нравственности – часть
культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.
Раздел 3. Нравственные ценности российского народа
«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в
фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар,
Боотур, Урал-батыр и др.). Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры
выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма
Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий –
патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей
страны в победу над фашизмом. В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре
разных народов (сказках, легендах, пословицах). «Плод добрых трудов славен…».
Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии. Люди труда. Примеры
самоотверженного
труда
людей
разной
национальности на благо родины
(землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.). Бережное отношение к
природе. Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении
природных объектов. Заповедники на карте России. Семья – хранитель духовных
ценностей. Рольсемьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь
и поддержка – главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных
религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме.
Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных
народов. Семья – первый трудовой коллектив.
Раздел 4. Религия и культура
Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и
духовной культуры общества. Культурное наследие христианской Руси. Принятие
христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в
Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования.
Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка.
Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря.
Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) – золотое

время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской
литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство
народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский
календарь. Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие
Моисея. Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства
синагоги. Священная история иудеев
в сюжетах мировой живописи. Еврейский
календарь. Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России.
Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский
календарь.
Раздел 5. Как сохранить духовные ценности
Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии
права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной
культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями. Хранить
память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности
из российской истории. Известные меценаты России.
Раздел 6. Твой духовный мир.
Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы,
увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие
духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных
ситуациях. Нравственные качества человека.
Раздел 7. Обобщение за курс «Основы духовно-нравственной культуры
народов России

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение учебного предмета « Основы духовно-нравственной культуры народов России»
в 5 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и
предметных результатов освоения учебного предмета.
Личностные результаты освоения рабочей программы по «Основам духовнонравственной культуры народов России» для основного общего образования (5 класс).
Личностные результаты воплощают традиционные российские социокультурные и
духовно-нравственные ценности, принятые в обществе нормы поведения, отражают
готовность обучающихся руководствоваться ими в жизни, во взаимодействии с другими
людьми, при принятии собственных решений. Они достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности в процессе развития у обучающихся установки на решение
практических задач социальной направленности и опыта конструктивного социального
поведения по основным направлениям воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
Готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав,
свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи,
образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие
любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных
институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях
гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном
и многоконфессиональном обществе; представление о способах противодействия
коррупции; готовность к разнообразной созидательной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям,
нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания:
Осознание
российской
гражданской
идентичности
в
поликультурном
и
многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию родного языка,
истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное
отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту,
технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам
России, государственным праздникам; историческому, природному наследию и
памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания:
Ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с
позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в
условиях индивидуального и общественного пространства.
Эстетического воспитания:
Восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности
художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание
ценности отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и
народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
 осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и
установка на здоровый образ жизни ; осознание последствий и неприятие вредных
привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для
физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том
числе навыки безопасного поведения в интернет-среде;
 способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
 умение принимать себя и других;
 сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и
такого же права другого человека.
Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
образовательной организации, города, края) технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять
такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда
различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;уважение к
труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и
общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения
задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценка возможных
последствий своих действий для окружающей среды; повышение уровня экологической
культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли
как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и
социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества, о взаимосвязях
человека с природной и социальной средой; овладение языковой и читательской
культурой как средством познания мира; овладение основными навыками
исследовательской деятельности; установка на осмысление опыта, наблюдений,
поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и
коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к
изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного

поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы,
сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального
взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределённости,
открытость опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям
других, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том
числе умение учиться у других людей; осознавать в совместной деятельности новые знания,
навыки и компетенции из опыта других;
навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в
том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в
том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний
и компетентностей, планировать своё развитие;
умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам,
выполнять операции в соответствии с определением и простейшими свойствами понятия,
конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его свойства при решении
задач (далее — оперировать понятиями), а также оперировать терминами и
представлениями в области концепции устойчивого развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений
целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие
изменения и их последствия; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий
контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и
действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь
находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствие
гарантий успеха.
Метапредметные результаты
 овладевать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной
деятельности, поиска оптимальных средств их достижения;
 формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и
находить наиболее эффективные способы достижения результата, вносить
соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учёта
характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
 совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и
коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств
информационно-коммуникационных технологий для решения различных
коммуникативных и познавательных задач;
 совершенствовать умения в области работы с информацией, осуществления
информационного поиска для выполнения учебных заданий;
 овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров,
осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами
коммуникации;







овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать
возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою
собственную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и
оценку событий;
совершенствовать организационные умения в области коллективной деятельности,
умения определять общую цель и пути её достижения, умений договариваться о
распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих.

Универсальные учебные действия
Познавательные УУД:
 ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности общества —
мораль, этика, этикет, справедливость, гуманизм, благотворительность, а также
используемых в разных религиях (в пределах изученного);
 использовать разные методы получения знаний о традиционных религиях и
светской этике (наблюдение, чтение, сравнение, вычисление);
 применять логические действия и операции для решения учебных задач:
сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы на основе изучаемого
фактического материала;
 признавать возможность существования разных точек зрения; обосновывать свои
суждения, приводить убедительные доказательства;
 выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
Работа с информацией:
 воспроизводить прослушанную (прочитанную) информацию, подчёркивать её
принадлежность к определённой религии и/или к гражданской этике;
 использовать разные средства для получения информации в соответствии с
поставленной учебной задачей (текстовую, графическую, видео);
 находить дополнительную информацию к основному учебному материалу в разных
информационных источниках, в том числе в Интернете (в условиях
контролируемого
входа);
 анализировать, сравнивать информацию, представленную в разных источниках, с
помощью учителя, оценивать её объективность и правильность.
Коммуникативные УУД:
 сказаний, произведений фольклора и художественной литературы, анализа и
оценки жизненных ситуаций, раскрывающих проблемы нравственности, этики,
речевого этикета;
 соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно задавать вопросы и
высказывать своё мнение; проявлять уважительное отношение к собеседнику с
учётом особенностей участников общения;



создавать небольшие тексты-описания, тексты-рассуждения для воссоздания,
анализа и оценки нравственно-этических идей, представленных в религиозных
учениях и светской этике.

Регулятивные УУД:
 проявлять самостоятельность, инициативность, организованность в осуществлении
учебной деятельности и в конкретных жизненных ситуациях; контролировать
состояние своего здоровья и эмоционального благополучия, предвидеть опасные
для здоровья и жизни ситуации и способы их предупреждения;
 проявлять готовность изменять себя, оценивать свои поступки, ориентируясь на
нравственные правила и нормы современного российского общества; проявлять
способность к сознательному самоограничению в поведении;
 анализировать ситуации, отражающие примеры положительного и негативного
отношения к окружающему миру (природе, людям, предметам трудовой
деятельности);
 выражать своё отношение к анализируемым событиям, поступкам, действиям:
одобрять нравственные нормы поведения; осуждать проявление несправедливости,
жадности, нечестности, зла;
 проявлять высокий уровень познавательной мотивации, интерес к предмету,
желание больше узнать о других религиях и правилах светской этики и этикета.
Совместная деятельность:
 выбирать партнёра не только по личным симпатиям, но и по деловым качествам,
корректно высказывать свои пожелания к работе, спокойно принимать замечания к
своей работе, объективно их оценивать;
 владеть умениями совместной деятельности: подчиняться, договариваться,
руководить; терпеливо и спокойно разрешать возникающие конфликты;
 готовить индивидуально, в парах, в группах сообщения по изученному и
дополнительному материалу с иллюстративным материалом и видеопрезентацией.
Предметные результаты
Предметные результаты освоения рабочей программы по предмету «Основы духовнонравственной культуры народов России» (5 класс):
1) освоение и применение системы знаний о социальных свойствах человека,
особенностях его взаимодействия с другими людьми, важности семьи как базового
социального института; характерных чертах общества; содержании и значении
социальных норм, регулирующих общественные отношения, включая правовые нормы,
регулирующие типичные для несовершеннолетнего и членов его семьи общественные
отношения; социальной, духовной и политической сферах жизни общества; основах
конституционного строя и организации государственной власти в Российской Федерации,
правовом статусе гражданина Российской Федерации (в том числе несовершеннолетнего);
системе образования в Российской Федерации;
2) умение характеризовать традиционные российские духовно-нравственные ценности (в
том числе защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд,
служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие,

справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России,
преемственность истории нашей Родины); государство как социальный институт;
3) умение приводить примеры (в том числе моделировать ситуации) деятельности
людей, социальных объектов, явлений, процессов определённого типа в различных сферах
общественной жизни, их структурных элементов и проявлений основных функций;
разного типа социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами
социальных норм, в том числе связанных с правонарушениями и наступлением
юридической ответственности; связи политических потрясений и социальноэкономического кризиса в государстве;
4) умение классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать
существенный признак классификации) социальные объекты, явления, процессы,
относящиеся к различным сферам общественной жизни, их существенные признаки,
элементы и основные функции;
5) умение сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения)
деятельность людей, социальные объекты, явления, процессы в различных сферах
общественной жизни, их элементы и основные функции;
6) умение устанавливать и объяснять взаимосвязи социальных объектов, явлений,
процессов в различных сферах общественной жизни, их элементов и основных функций,
включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной
жизни, гражданина и государства;
7) умение использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного)
сущности, взаимосвязей явлений, процессов социальной действительности, в том числе
для аргументированного объяснения роли информации и информационных технологий в
современном мире; социальной и личной значимости здорового образа жизни;
8) умение определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и норм
своё отношение к явлениям, процессам социальной действительности;
9) умение решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи,
отражающие выполнение типичных для несовершеннолетнего социальных ролей,
типичные социальные взаимодействия в различных сферах общественной жизни;
10) овладение смысловым чтением текстов;
11) овладение приёмами поиска и извлечения социальной информации (текстовой,
графической, аудиовизуальной) по заданной теме из различных адаптированных
источников (в том числе учебных материалов) и публикаций средств массовой
информации (далее — СМИ) с соблюдением правил информационной безопасности при
работе в Интернете;
12) умение анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и
критически оценивать социальную информацию, из адаптированных источников и
публикаций СМИ, соотносить её с собственными знаниями о моральном и правовом
регулировании поведения человека, личным социальным опытом;
13) умение оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения
их соответствия моральным, правовым и иным видам социальных норм;
14) приобретение опыта использования полученных знаний, включая основы
финансовой грамотности, в практической (включая выполнение проектов индивидуально
и в группе) деятельности, в повседневной жизни для реализации и защиты прав человека и
гражданина, прав потребителя (в том числе потребителя финансовых услуг) и осознанного
выполнения гражданских обязанностей; для анализа потребления домашнего хозяйства;

составления личного финансового плана; для выбора профессии и оценки собственных
перспектив в профессиональной сфере; а также опыта публичного представления
результатов своей деятельности в соответствии с темой и ситуацией общения,
особенностями аудитории и регламентом;
15) приобретение опыта осуществления совместной, включая взаимодействие с людьми
другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе национальных
ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических
ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
осознание ценности культуры и традиций народов России.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество часов
всего Контрольные Практичес
работы
кик

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды,
формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы

Устный
опрос

http://orkce.apkp
ro.ru/

Раздел 1. Введение
1.1.

Введение

Итого по разделу

1

0

0

2.09.22

Рассказывать, что изучает курс «Основы духовно-нравственной
культуры народов России»
Объяснять, что такое, этика и какого человека можно назвать
нравственным.
Рассказывать о величии многонациональной российской культуры.

http:// schoolcollection. edu .

1

Раздел 2. В мире культуры
2.1.

В мире культуры

5

1

2

9.09.227.10.22

Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм
морали, сопоставлять и оценивать их.

Устный опрос, http://orkce.apkpr
o.ru/
Письменный

Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и
обосновывать его.

контроль;

Осознавать значение культуры для социального развития и делать
выводы о роли культуры.
Характеризовать вклад в мировую культуру деятелей российской
культуры.

Итого по разделу

5

Контрольная
работа;
Практическая
работа

http:// schoolcollection. edu .

Раздел 3.Нравственные ценности российского народа
3.1

Нравственные
ценности
российского
народа

11

1

3

14.10.2230.12.23

Характеризовать и сравнивать представление о патриотизме в
фольклоре разных народов.

Контрольная
работа;

www.gmir.ru
http://www.m
useionline.blogspo
t.ru/search/lab
el/

Объяснять значение этических понятий

Практическая
работа

ttp://sokrnarmi
ra.ru

13.01.23-

Определять взаимосвязь религии и культуры

Устный опрос,

17.03.23

Сравнивать культурные особенности христианства, буддизма,
ислама, иудаизма.

Письменный
контроль;

http://www.cb
ook.ru/peoples
/

Объяснять значение этических понятий

Контрольная
работа;

http://www.cul
turemap.ru/

Осознавать вклад народов России в победе над нацизмом.
Сравнивать представления о труде в разных религиях.
Сравнивать семейные ценности, провозглашённые в православии,
буддизме, исламе.

Итого по разделу

Устный опрос,
Письменный
контроль;

11

Раздел 4 Религия и культура
4.1

Религия и
культура

10

1

2

Практическая
работа

Итого по разделу
10
Раздел 5 Как сохранить духовные ценности
5.1

Как сохранить
духовные
ценности

5

1

2

24.03.2328.04.23

Анализировать текст Конституции РФ.

Устный опрос,

Оценивать роль человека в обществе

Контрольная
работа;

Характеризовать нормы нравственного поведения
Объяснять значение этических понятий

Практическая
работа

http://www.et
hnology.ru
http://www.bi
bliotekar.ru/ro
ssia/index.htm

Итого по разделу

5

Раздел 6. Твой духовный мир
6.1

Твой духовный
мир

2

1

05.05.2313.05.23

Оценивать поступки реальных лиц, героев произведения.

Устный опрос,

Анализировать высказывания известных личностей

Практическая
работа

Объяснять значение этических понятий

www.gmir.ru
http://www.m
useionline.blogsp
ot.ru/search/la
bel/
ttp://sokrnarm
ira.ru

Итого по разделу

2

Раздел 7 Обобщение
7.1

Обобщение за
курс «Основы
духовнонравственной
культуры
народов
России

1

1

20.05.23

Виды деятельности по изученным разделам

Практическая
работа

http://www.r
usnations.ru –
http://www.r
usnations.ru –
http://2berega
.spb.ru/user/n
izhnik65/fold
er/22663/

Итого по разделу

1

Общее количество часов по
программе

34

4

11

2

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Тема урока

1.

2-3

4-5

Количество часов
всего Контрольные
работы

Дата
изучени
Практические я
работы

Виды,
формы
контроля

Введение в курс «Основы
духовно-нравственной
культуры народов России»

1

0

0

2.09.22

Устный
опрос

Величие
многонациональной
российской культуры

2

0

1

9.09.22-

Устный
опрос;

Человек - творец и носитель
культуры

2

16.09.22

Практическая
работа
0

1

23.09.2230.09.22

Письменный
контроль
Практическая
работа

6

В мире культуры

1

1

0

7.10.22

Контрольная
работа

7

«Береги землю родимую,
как мать любимую»

1

0

0

14.10.22

Устный опрос

8-9

Жизнь ратными подвигами
полна

2

0

1

21.10.2228.10.22

Устный
опрос;
Практическая
работа

10

В труде – красота человека

1

0

0

11.11.22

Устный опрос
Письменный
контроль

11

«Плод добрых трудов
крестьян»

1

0

0

18.11.22

Устный опрос

12

Люди труда

1

0

0

25.11.22

Устный опрос

1314

Бережное отношение к
природе

2

0

1

2.12.22-

Устный опрос

9.12.22

Практическая
работа

1516

Семья- хранитель духовных
ценностей

2

0

1

16.12.2223.12.22

Устный
опрос;
Практическаяя
работа

17

Нравственные ценности
российского народа

1

1

0

30.12.22

Контрольная
работа

18

Роль религии в развитии
культуры

1

0

0

13.01.23

Устный опрос

19

Культурное наследие
христианской Руси

2

0

1

20.01.23

Устный
опрос;

27.03.23

Практическаяя
работа
2021

Культура ислама

2223

Иудаизм и культура

2425

Культурные традиции
буддизма

2

0

0

3.02.2310.02.23

2

2

0

0

0

1

Устный
опрос

24.02.23

Устный
опрос

3.10.2310.03.23

Устный
опрос;

17.02.23-

Практическаяя
работа
26

Религия и культуры

1

1

0

17.03.23

Контрольная
работа

27

Забота государства о
сохранении духовных
ценностей

1

0

0

24.03.23

Устный опрос;

2829

Хранить память предков

2

0

1

31.03.2314.04.23

Устный
опрос;
Практическаяя
работа

30

31

Как сохранить духовные
ценности

Что составляет твой
духовный мир

32- Твой духовный мир
33

1

1
2

0

1

1

21.04.23-

0

28.04.23

1

5.05.2313.05.23

Устный
опрос;
Практическаяя
работа
Контрольная
работа
Устный
опрос
практичеся

34

Обобщение «Основы
духовно-нравственной
культуры народов России»

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

1

0

1

34

4

11

20.05.23

Практическая
работа

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Виноградова Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для
учащихся общеобразовательных организаций / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.:
Просвещение 2022
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1. Аверина Е.А. , Бронштейн М.М. Народы Мира. - М.; ЗАО – РОСМЭН - ПРЕС, 2022.
2.Губин А.И. Традиции и обычаи народов мира, Москва: «Мир книги», 2021.
3.Е.А. Гурбина Е.А., Традиции русской народной культуры, Волгоград: Учитель, 2021
4. СурминаИ.О.Открытые уроки истории России 6-9 классы, Москва «ВАКО», 2020.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Методические рекомендации к курсу учебника « Основы духовно-нравственной культуры народов
России» Н.Ф. Виноградова – М.: Просвещение 2022
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
www.orkce. org .
Федеральный
центр
информационно-образовательных
ресурсов http:// fcior. edu ;
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http:// school- collection. edu .
http://www.religio.ru/ - Мир религий
www.gmir.ru - Государственный музей истории религии
http://www.rsl.ru/ - сайт российской государственной библиотеки.
http://www.eart.by.ru - иллюстрированный словарь по искусству.
http://www.artcyclopedia.com - иллюстрированная энциклопедия по искусству.
http://www.bibliotekar.ru/rossia/index.htm - электронная библиотека
http://sokrnarmira.ru - библиотека народной мудрости: мифов, сказок, притч, легенд, былин, пословиц и
поговорок.
http://parables.ru/main-17.html - детские притчи
http://pritchi.ru – притчи
http://www.artprojekt.ru - энциклопедия искусства - галереи, история искусства.
http://www.smirnova.net/ - гид по музеям мира и галереям.
http://www.cbook.ru/peoples/ - электронная энциклопедия «Народы и религии мира».
http://witcombe.sbc.edu/ARTHLinks.html - сайт с ресурсом ссылок по истории искусства.
http://www.huntfor.com/arthistory/ - энциклопедия по истории изобразительных искусств.
http://www.ethnology.ru - сайт «Этнография народов России» с материалами по этнографии.
http://russia.yaxy.ru - сайт «Великая страна» содержит сведения по географии, истории и культуре народов
России.
http://www.smallbay.ru/— галерея шедевров живописи, скульптуры, архитектуры, мифология, библиотека, фото.
http://www.culturemap.ru/— культура регионов России.
http://www.artnet.com/— ссылки на сайты галерей всего мира, каталог художников.
http://muzlo.at.ua/publZ4 - анимированные истории Ветхого завета, мультсериал «Моя первая Библия»
http://skazanie.info - библиотека мифов и сказаний разных народов мира, в том числе народов Урала, Сибири и
Дальнего Востока, славянского мира.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
1.Компьютер
2 .Интерактивная доска
3. Демонстрационные таблицы по обществознанию.
4.Правовые источники
5.Художественные книги, сборники фольклора народов России для чтения энциклопедии, справочники,
словари, художественные альбомы и др

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
1.Правовые источники
2.Иллюстрации по обществознанию
3.Галерея портретов исторических личностей
4.Символы РФ (флаг, герб, звукозапись гимна)
5.Настенные карты (России, родного края)
6.Фотографии религиозных и культурных

объектов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 12.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(301)4459237

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».