Рабочая программа музыка 5 кл

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Музыка» на уровне 5 класса основного общего образования
составлена на основе Требований к результатам освоения программы основного общего образования,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего
образования, с учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения
основной образовательной программы основного общего образования по предмету «Музыка»,
Примерной программы воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка — универсальный антропологический феномен, неизменно присутствующий во всех
культурах и цивилизациях на протяжении всей истории человечества. Используя интонационновыразительные средства, она способна порождать эстетические эмоции, разнообразные чувства и
мысли, яркие художественные образы, для которых характерны, с одной стороны, высокий уровень
обобщённости, с другой — глубокая степень психологической вовлечённости личности. Эта
особенность открывает уникальный потенциал для развития внутреннего мира человека,
гармонизации его взаимоотношений с самим собой, другими людьми, окружающим миром через
занятия музыкальным искусством.
Музыка действует на невербальном уровне и развивает такие важнейшие качества и свойства, как
целостное восприятие мира, интуиция, сопереживание, содержательная рефлексия. Огромное
значение имеет музыка в качестве универсального языка, не требующего перевода, позволяющего
понимать и принимать образ жизни, способ мышления и мировоззрение представителей других
народов и культур.
Музыка, являясь эффективным способом коммуникации, обеспечивает межличностное и
социальное взаимодействие людей, в том числе является средством сохранения и передачи идей и
смыслов, рождённых в предыдущие века и отражённых в народной, духовной музыке, произведениях
великих композиторов прошлого. Особое значение приобретает музыкальное воспитание в свете
целей и задач укрепления национальной идентичности. Родные интонации, мелодии и ритмы
являются квинтэссенцией культурного кода, сохраняющего в свёрнутом виде всю систему
мировоззрения предков, передаваемую музыкой не только через сознание, но и на более глубоком —
подсознательном — уровне.
Музыка — временнóе искусство. В связи с этим важнейшим вкладом в развитие комплекса
психических качеств личности является способность музыки развивать чувство времени, чуткость к
распознаванию причинно-следственных связей и логики развития событий, обогощать
индивидуальный опыт в предвидении будущего и его сравнении с прошлым.
Музыка обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его
абстрактное мышление, память и воображение, формирует умения и навыки в сфере
эмоционального интеллекта, способствует самореализации и самопринятию личности. Таким образом
музыкальное обучение и воспитание вносит огромный вклад в эстетическое и нравственное развитие
ребёнка, формирование всей системы ценностей.
Рабочая программа позволит учителю:
— реализовать в процессе преподавания музыки современные подходы к формированию
личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, сформулированных в
Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования;
— определить и структурировать планируемые результаты обучения и содержание учебного
предмета «Музыка» по годам обучения в соответствии с ФГОС ООО (утв. приказом

Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897, с изменениями и
дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.); Примерной основной
образовательной программой основного общего образования (в редакции протокола № 1/20 от
04.02.2020 Федерального учебно-методического объединения по общему образованию);
Примерной программой воспитания (одобрена решением Федерального учебно-методического
объединения по общему образованию, протокол от 2 июня 2020 г. №2/20);
— разработать календарно-тематическое планирование с учётом особенностей конкретного
региона, образовательного учреждения, класса, используя рекомендованное в рабочей программе
примерное распределение учебного времени на изучение определённого раздела/темы, а также
предложенные основные виды учебной деятельности для освоения учебного материала.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка жизненно необходима для полноценного образования и воспитания ребёнка, развития его
психики, эмоциональной и интеллектуальной сфер, творческого потенциала. Признание
самоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование и
воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности.
Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей
духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания
является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций,
чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через
переживание, интонационно-смысловое обобщение, содержательный анализ произведений,
моделирование художественно-творческого процесса, самовыражение через творчество).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим
направлениям:
1) становление системы ценностей обучающихся, развитие целостного миропонимания в единстве
эмоциональной и познавательной сферы;
2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального
искусства как универсальной формы невербальной коммуникации между людьми разных эпох и
народов, эффективного способа автокоммуникации;
3) формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к
интонационно-содержательной деятельности.
Важнейшими задачами изучения предмета «Музыка» в основной школе являются:
1. Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через личный психологический опыт
эмоционально-эстетического переживания.
2. Осознание социальной функции музыки. Стремление понять закономерности развития
музыкального искусства, условия разнообразного проявления и бытования музыки в человеческом
обществе, специфики её воздействия на человека.
3. Формирование ценностных личных предпочтений в сфере музыкального искусства. Воспитание
уважительного отношения к системе культурных ценностей других людей. Приверженность
парадигме сохранения и развития культурного многообразия.
4. Формирование целостного представления о комплексе выразительных средств музыкального
искусства. Освоение ключевых элементов музыкального языка, характерных для различных
музыкальных стилей.
5. Развитие общих и специальных музыкальных способностей, совершенствование в предметных
умениях и навыках, в том числе:
а) слушание (расширение приёмов и навыков вдумчивого, осмысленного восприятия музыки;

аналитической, оценочной, рефлексивной деятельности в связи с прослушанным музыкальным
произведением);
б) исполнение (пение в различных манерах, составах, стилях; игра на доступных музыкальных
инструментах, опыт исполнительской деятельности на электронных и виртуальных музыкальных
инструментах);
в) сочинение (элементы вокальной и инструментальной импровизации, композиции, аранжировки, в
том числе с использованием цифровых программных продуктов);
г) музыкальное движение (пластическое интонирование, инсценировка, танец, двигательное
моделирование и др.);
д) творческие проекты, музыкально-театральная деятельность (концерты, фестивали,
представления);
е) исследовательская деятельность на материале музыкального искусства.
6. Расширение культурного кругозора, накопление знаний о музыке и музыкантах, достаточное для
активного, осознанного восприятия лучших образцов народного и профессионального искусства
родной страны и мира, ориентации в истории развития музыкального искусства и современной
музыкальной культуре.
Программа составлена на основе модульного принципа построения учебного материала и допускает
вариативный подход к очерёдности изучения модулей, принципам компоновки учебных тем, форм и
методов освоения содержания.
Содержание предмета «Музыка» структурно представлено девятью модулями (тематическими
линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой начального
образования и непрерывность изучения предмета и образовательной области «Искусство» на
протяжении всего курса школьного обучения:
модуль № 1 «Музыка моего края»;
модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»;
модуль № 3 «Музыка народов мира»;
модуль № 4 «Европейская классическая музыка»;
модуль № 5 «Русская классическая музыка»;
модуль № 6 «Истоки и образы русской и европейской духовной музыки»;
модуль № 7 «Современная музыка: основные жанры и направления»;
модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства»;
модуль № 9 «Жанры музыкального искусства».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является
обязательным для изучения и преподаётся в основной школе с 5 по 8 класс включительно.
Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социокультурную деятельность
обучающихся, участие в исследовательских и творческих проектах, в том числе основанных на
межпредметных связях с такими дисциплинами образовательной программы, как «Изобразительное
искусство», «Литература», «География», «История», «Обществознание», «Иностранный язык» и др.
Общее число часов, отведённых на изучение предмета «Музыка» в 5 классе составляет 34 часа (не
менее 1 часа в неделю).

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п

Количество часов

Дата
Виды,
изучения формы
всего контрольные практические
контроля
работы
работы

1.

Что роднит музыку с
литературой

1

0

0

08.09.2022 Устный
опрос;

2.

Вокальная музыка

1

0

0

15.09.2022 Письменный
контроль;

3.

Россия, Россия, нет слова
красивей…

1

0

0

22.09.2022 Устный
опрос;

4.

Вокальная музыка

1

0

0

29.09.2022 Письменный
контроль;

5.

Песня русская в березах,
песня русская в хлебах…

1

0

0

06.10.2022 Устный
опрос;

6.

Вокальная музыка

1

0

0

13.10.2022 Устный
опрос;

7.

Здесь мало услышать, здесь
вслушаться нужно…

1

0

0

20.10.2022 Устный
опрос;

8.

Фольклор в музыке русских
композиторов

1

0

0

27.10.2022 Устный
опрос;

9.

«Стучит, гремит Кикимора…» 1

0

0

10.11.2022 Устный
опрос;

10. Фольклор в музыке русских
композиторов

1

0

0

17.11.2022 Устный
опрос;

11. «Что за прелесть эти
сказки…»

1

0

0

24.11.2022 Устный
опрос;

12. Жанры инструментальной и
вокальной музыки

1

0

0

01.12.2022 Устный
опрос;

13. «Мелодией одной звучат
печаль и радость…» «Песнь
моя летит с мольбою»

1

0

0

08.12.2022 Устный
опрос;

14. Вторая жизнь песни

1

0

0

15.12.2022 Устный
опрос;

15. Живительный родник
творчества.

1

0

0

22.12.2022 Устный
опрос;

16. Всю жизнь мою несу родину в 1
душе... «Перезвоны»
«Звучащие картины»

0

0

29.12.2022 Устный
опрос;

17. Всю жизнь мою несу родину в 1
душе...«Скажи, откуда ты
приходишь, красота?»

0

0

12.01.2023 Устный
опрос;

18. Писатели и поэты о музыке и
музыкантах

1

0

0

19.01.2023 Устный
опрос;

19. «Гармонии задумчивый поэт» 1

0

0

26.01.2023 Устный
опрос;

20. Писатели и поэты о музыке и
музыкантах

1

0

0

02.02.2023 Устный
опрос;

21. «Ты, Моцарт, бог, и сам того
не знаешь!»

1

0

0

09.02.2023 Устный
опрос;

22. Первое путешествие в
музыкальный театр. Опера.
Оперная мозаика. М. Глинка.
Опера «Руслан и Людмила»

1

0

0

16.02.2023 Устный
опрос;

23. Второе путешествие в
музыкальный театр. Балет

1

0

0

02.03.2023 Устный
опрос;

24. Музыка в театре, кино, на
телевидении

1

0

0

09.03.2023 Устный
опрос;

25. Музыка в театре, кино, на
телевидении

1

0

0

16.03.2023 Устный
опрос;

26. Мир композитора

1

0

0

23.03.2023 Устный
опрос;

27. Что роднит музыку с
изобразительным искусством

1

0

0

30.03.2023 Устный
опрос;

28. Небесное и земное в звуках и
красках «Три вечные струны:
молитва, песнь, любовь…»

1

0

0

06.04.2023 Устный
опрос;

29. Звать через прошлое к
настоящему «Александр
Невский». «За отчий дом за
русский край».

1

0

0

13.04.2023 Устный
опрос;

30. Звать через прошлое к
настоящему «Ледовое
побоище». «После побоища».

1

0

0

20.04.2023 Устный
опрос;

31. Полифония в музыке и
живописи

1

0

0

04.05.2023 Устный
опрос;

32. Музыка на мольберте

1

0

0

11.05.2023 Устный
опрос;

33. О подвигах, о доблести, о
славе...

1

0

0

18.05.2023 Устный
опрос;

34. В каждой мимолетности вижу 1
я миры...

0

0

25.05.2023 Устный
опрос;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

0

0

34

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Музыка ФГОС. Е.Д. Критская;
Г.П.Сергеева 5 класс;
Музыка ФГОС. Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева 5
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Музыка ФГОС. Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева 5 класс, поурочные разработки
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Российская электронная школа, Дистанционное образование для школьников| Учи.ру

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Музыка ФГОС. Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева 5 класс
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
ПК, колонки


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 12.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(301)4459237

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».