Биология 9 кл. 2022-25

1

Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Биология» для 9 класса разработана в соответствии
со следующими нормативными документами:
- Федеральный закон Российской Федерации №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании
в Российской Федерации» с изменениями от 2 июля2021 года.
- Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021г. № 115 «Обутверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности поосновным
общеобразовательным программам - начального, общего, основного общего и среднего
общего образования».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования» (с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря
2015 г., 11 декабря 2020 г.).
- Приказом Министерствапросвещения РФ от 11 декабря 2020 г. № 712 «О внесении
изменений в некоторыефедеральные государственные образовательные стандарты общего
образования по вопросамвоспитания обучающихся».
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования
(одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию, протокол от 08.04.2015 г. №1/15).
- Основная образовательная программа основного общего образования МОУ
«Таловская СОШ».
- Устав МОУ «Таловская СОШ».
- Учебный план МОУ «Таловская СОШ».
- Годовой учебный календарный график МОУ «Таловская СОШ».
- Положение о разработке и утверждении рабочих программ.
-Примерная авторская программа для 9 класса под редакцией Н.И.Сонина,
В.Б.Захарова (Программа основного общего обазования по биологии 5-9
классы.Концентрический курс).Данная рабочая программа ориентирована на
использование учебника: С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, И.Б. Агафонова, Н.И. Сонин
«Биология. Общие закономерности.9 класс. М.:Дрофа,2018
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
9 класс
№ п/п
1.
1.
2.
3.
4.
5.

6.
7.
8.
9.

10.
11.

Предмет
2

Название учебной программы
Используемые учебники
4
5
УМК Русский язык Т.А. Ладыженская– С.Г. Тростенцова Л.А..,Ладыженская Т.А., ДейкинаА.Д.и
Русский язык
Бархударов 5-9 класс
др. Русский язык. - М.: Просвещение, 2018
УМК литература. Под релакцией
Полухина В.П., Коровина В.Я . Литература. - М.,
Литература
Коровиной В.Я. 5-9 классы
Просвещение, 2018 ч.1,2
УМК О.М.Александрова и др. Русский
Александрова О.М., Вербицкая Л.А., Богданова С.И.
Родной язык
родной язык 5-9 классы
Русский родной язык. - Учебная литература: 2020
УМК О.М.Александрова и др. Родная
Александрова О.М., Аристова М.А. и др. Родная
Родная литература
русская литература 5-9 классы
русская литература. - М.: Просвещение, 2021
Иностранный язык
УМК О.В. Афанасьева, И.В.Михеева
Афанасьева О.В., Михеева И.В. RainbowEnglish
(английский)
«RainbowEnglish» 9 (Радужный английский)
(Радужный английский) -М.: Дрофа, 2019 ч.1,2
Второй
УМК "Синяя птица" Н. А. Селиванова, 6 кл.
Береговская Э.М. Французский язык. - М.:
иностранный язык
Класс: 5, 6, 7, 8, 9 Второй иностранный язык
Просвещение, 2020
(французский)
Мерзляк А.Г. и др. Алгебра. - М.: Вентана-Граф,
Алгебра
УМК А.Г.Мерзляка «Алгебра» 5-9 классы
2019
УМК по геометрии Л.С. Атанасяна (7-9
Атанасян Л.С. и др. Геометрия 7-9. - М.: ВентанаГеометрия
классы)
Граф, 2019
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. – М.:
Информатика
УМК по информатике, автор Босова Л.Л.
БИНОМ Лаборатория знаний, 2019
УМК История России под ред. А.В. Торкун Арсентьев И.М., Данилов А.А. История России /Под
ова
ред. ТоркуноваА.В. – М.: Просвещение, 2019 ч1, 2
История
УМК Всеобщая история Вигасин А.А. –
Юдовская А.Я . и др. Всеобщая история. История
Сороко – Цюпа О.С. 5-9 классы
нового времени. - М.: Просвещение, 2019
Обществознание
УМК под редакцией Л.Н. Боголюбова
Боголюбов Л.Н.и др. Обществознание. -

2

12.
13.
14.
15.
16.
17.

Физика

УМК Е.М. Домогацких. География 5-9
классы
Линия УМК Н. И. Сонина. Биология
(Концентрическая, красная) (5-9 классы)
УМК Физика. "Сферы" (7-9) В. В. Белага,

Химия

УМК Химия. Рудзитис Г.Е. (8-9классы).

Физическая
культура

УМК Лях В.И. Физическая культура 5-9
классы
УМК ОБЖ. 5-9 классы под
редакцией А. Т. Смирнова.

География
Биология

ОБЖ

М.:Просвещение, 2019
Домогацких Е.М. География. - М.: Русское слово ,
2019
Мамонтов С.Г., Захаров В.Б. Биология. Общие
закономерности. - М.: Дрофа, 2019
Белага В.В. Физика. - М.: Просвещение, 2019
Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф.Г. Химия. М.:Просвещение, 2019
Лях В.И. Физическая культура. - М.: Просвещение,
2018
Смирнов А.Т и др. Основы безопасности
жизнедеятельности. - М.: Просвещение, 2018

В данной рабочей программе на изучение предмета «Биология» отводится:
- 9 класс – 2 часа в неделю (34 учебных недели) - 68 часов в год.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Биология»
9 класс
Предметными результатами освоения биологии в основной школе являются:
- усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, для
продолжения формирования современных представлений о естественнонаучной картине
мира;
-формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических
объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об
экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о
наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
- приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения
несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека;
- формирование основ экологической грамотности: способности оценивать по следствия
деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и по ступках по отношению
к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознании необходимости действий
по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов растений и
животных;
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в
природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных;
- овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических
объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их
результатов;
- формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и
глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования,
защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества
окружающей среды;
- продолжить освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации
труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних
животных, ухода за ними.
3

Система планируемых результатов: личностных, метапредметных и предметных в
соответствии с требованиями стандарта представляет комплекс взаимосвязанных учебнопознавательных и учебно-практических задач, выполнение которых требует от
обучающихся овладения системой учебных действий и опорным учебным материалом.
Изучение биологии в основной школе даёт возможность достичь следующих личностных
результатов:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической
принадлежности;
усвоение
гуманистических
и
традиционных
ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга
перед Родиной;
-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений,
с учётом устойчивых познавательных интересов;
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового
образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение
живой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения,
анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
- формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и
общности глобальных проблем человечества;
-формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным
особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
- освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение
правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на
дорогах;

4

-формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её
проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей
среде;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной
жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы
основного общего образования являются:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая
умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения
понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и
заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- умение работать с разными источниками биологической информации: находить
биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научнопопулярной литературе, биологических словарях и справочниках) анализировать и
оценивать информацию;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках
по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
- умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей
позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку
зрения;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
5

разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать,
аргументировать и от стаивать своё мнение;
- формирование и развитие компетентности в области использования, информационнокоммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
В результате изучения курса биологии в основной школе:
Выпускник научится пользоваться научными методами для распознания
биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам,
явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить
наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические
объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и
интерпретировать их результаты.
Выпускниковладеетсистемой
биологических
знаний
–
понятиями,
закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и
познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.
Выпускник освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной
организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и
домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного
организма; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и
инструментами.
Выпускник приобретет навыки использования научно-популярной литературы по
биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов
Интернета при выполнении учебных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
 осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ
здорового образа жизни в быту;
 выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по
отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
 ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать
информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах
массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную
информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
 создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических
явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать
выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.
Общие биологические закономерности
Выпускник научится:
 выделять существенные признаки биологических объектов (вида, экосистемы,
биосферы) и процессов, характерных для сообществ живых организмов;
 аргументировать,
приводить
доказательства
необходимости
защиты
окружающей среды;
 аргументировать, приводить доказательства зависимости здоровья человека от
состояния окружающей среды;
 осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения
их принадлежности к определенной систематической группе;
 раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль
биологических объектов в природе и жизни человека; значение биологического
разнообразия для сохранения биосферы;
 объяснять общность происхождения и эволюции организмов на основе
сопоставления особенностей их строения и функционирования;
6

 объяснять механизмы наследственности и изменчивости, возникновения
приспособленности, процесс видообразования;
 различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические
объекты или их изображения, выявляя отличительные признаки биологических объектов;
 сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения
на основе сравнения;
 устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями
органов и систем органов;
 использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать
биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их
результаты;
 знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать
и оценивать последствия деятельности человека в природе;
 описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных
растений и домашних животных, ухода за ними в агроценозах;
 находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах
информацию о живой природе, оформлять ее в виде письменных сообщений, докладов,
рефератов;
 знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
 понимать экологические проблемы, возникающие в условиях нерационального
природопользования, и пути решения этих проблем;
 анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках по отношению к здоровью своему и окружающих, последствия влияния
факторов риска на здоровье человека;
 находить информацию по вопросам общей биологии в научно-популярной
литературе, специализированных биологических словарях, справочниках, Интернет
ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
 ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к
объектам живой природы, собственному здоровью и здоровью других людей (признание
высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоциональноценностное отношение к объектам живой природы);
 создавать собственные письменные и устные сообщения о современных
проблемах в области биологии и охраны окружающей среды на основе нескольких
источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая
особенности аудитории сверстников;
 работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с
теоретическими и практическими проблемами в области молекулярной биологии,
генетики, экологии, биотехнологии, медицины и охраны окружающей среды, планировать
совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать
собственный вклад в деятельность группы.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГОПРЕДМЕТА
9 КЛАСС (68 часов)
Раздел 1 Введение (2 часа). Место курса «Общая биология» в системе
естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса.
Значение предмета для понимания единства всего живого, взаимосвязи всех частей
биосферы Земли.
Раздел 2. Структурная организация живых организмов (13 часов)
7

Химическая организация клетки
Элементный состав клетки. Распространенность элементов, их вклад в
образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы,
микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул
живого вещества.
Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и
биологическая роль. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов
жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении
процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое
поступление молекул в клетку.
Органические молекулы. Биологические полимеры — белки; структурная
организация. Функции белковых молекул. Углеводы. Строение и биологическая
роль. Жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и
источник энергии. ДНК — молекулы наследственности. Редупликация ДНК,
передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача
наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК,
структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные РНК.
Обмен веществ и преобразование энергии в клетке
Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Транспорт веществ через
клеточную мембрану. Пино- и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и
накопление энергии; расщепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров и
углеводов в клетке.
Строение и функции клеток
Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы
бактериальной клетки; организация метаболизма у прокариот. Генетический
аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Место и роль прокариот в
биоценозах.
Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы
цитоплазмы, их структура и функции. Цитоскелет. Включения, значение и роль в
метаболизме клеток. Клеточное ядро — центр управления жизнедеятельностью
клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин
(гетерохроматин), ядрышко. Особенности строения растительной клетки.
Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме. Понятие о
дифференцировке клеток многоклеточного организма. Митотический
цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического
деления и преобразования хромосом; биологический смысл и значение митоза
(бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и
патологических условиях).
Клеточная теория строения организмов.
■ Практическая работа №1Строение клеток бактерий, растений и животных на
готовых микропрепаратах
Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (5 часов)
Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и
животных. Половое размножение животных и растений; образование половых клеток,
осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения. Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение, рост,
созревание (мейоз) и формирование половых клеток. Особенности
сперматогенеза и овогенеза. Оплодотворение.
Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)
Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления;
образование однослойного зародыша — бластулы. Гаструляция;
8

закономерности образования двуслойного зародыша — гаструлы. Первичный
органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем.
Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития.
Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с
метаморфозом. Прямое развитие. Старение.
Общие закономерности развития. Биогенетический закон.
Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков {закон К.
Бэра). Биогенетический закон (Э. Геккелъ и К. Мюллер). Ра боты А. Н. Северцова
об эмбриональной изменчивости.
Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов (16 часов)
Закономерности наследования признаков
Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков.
Гибридологический метод изучения наследственности.
Генетическое определение пола.
Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в
определении признаков.
■ Демонстрация. Карты хромосом человека. Родословные выдающихся
представителей культуры. Хромосомные аномалии человека и их фенотипические
проявления.
■ Практическая работа №2Решение генетических задач и составление
родословных.
Закономерности изменчивости
Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации.
Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная
изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости.
Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней
среды в развитии и проявлении признаков и свойств.
■ Демонстрация. Примеры модификационной изменчивости.
■ Практическая работа№3Выявление изменчивости организмов. Построение
вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные
учащихся).
Селекция растений, животных и микроорганизмов
Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт,
порода, штамм. Методы селекции растений и животных. Достижения и основные
направления современной селекции. Значение селекции для развития
сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других
отраслей промышленности
Раздел 5. Эволюция животного мира на Земле(18 часов)
Развитие биологии в додарвиновский период
Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке
представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой
природы. Работы К. Линнея по систематике расте н и й и ж и в о т н ы х .
Э в о л ю ц и о н н а я т е о р и я Ж. Б. Латарка.
Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путеместественного отбора
Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области
естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об
искусственном отборе.
Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — элементарная
эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная
численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.
Приспособленность организмовк условиям внешней среды как результат
действияестественногоотбора
9

Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения
животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации.
Микроэволюция
Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и
ее механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические
характеристики популяций. Популяция — элементарная эволюционная единица.
Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое
видообразование.
■ Практические работы №4Изучение приспособленности организмов к
среде обитания*.
Биологические последствия адаптации.Макроэволюци
Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и
биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического
прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция,
конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов.
Результаты эволюции: многообразие видов, органическая
целесообразность, постепенное усложнение организации.
Возникновение жизни на Земле
Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие
жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория академика А. И.
Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи.
Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация
живых организмов.
Развитие жизни на Земле
Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы
жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных.
Первые хордовые. Развитие водных растений.
Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Появление и эволюция
сухопутных растений. Папоротники, семенные папоротники, голосеменные
растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.
Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры. Появление и
распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и
млекопитающих. Появление и развитие приматов.
Происхождение человека. Место человека в живой природе.
Систематическое положение вида Homosapiens в системе животного мира.
Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным
систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека:
древнейший человек, древний человек, первые современные люди.
Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура
вида Homosapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения
рас. Антинаучная сущность расизма.
Развитие животных и растений в различные периоды существования Земли.
Постепенное усложнение организации и приспособление к условиям среды живых
организмов в процессе эволюции. Происхождение человека. Движущие силы
антропогенеза. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Человеческие
расы, их единство.
Раздел 6. Взаимоотношения организма и среды(9 часов)
Биосфера, ее структура и функции
Биосфера — живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты
биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу;
биокосное и косное вещество биосферы (Б. И. Вернадский). Круговорот веществ в
природе. Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты
10

биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие,
плотность популяций, биомасса.
Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и
других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора
среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы
выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические
пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов;
формирование новых сообществ.
Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения —
симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения:
хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения — нейтрализм.
Практические работы № 5-6Составление схем передачи веществ и энергии(цепей
питания)*.
Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов
взаимодействия разных видов в данной экосистем
Биосфера и человек
Природные ресурсы и их использование.
Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе);
последствия хозяйственной деятельности человека. Проблемы рационального
природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и
памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.
■ Демонстрация карт заповедных территорий нашей страны.
■ Практическая работа №7Анализ и оценка последствий деятельности человека в
экосистемах*.
Раздел 7. Повторение изученного материала(5 часов)

Учебно-тематический план 9 класс
№
п\п

Номер
раздела
и темы
урока

Тема урока

Раздел 1 Введение
1
1
Введение. Биология – наука о жизни. Инструктаж
ТБ.
2
2
Основные свойства живых организмов
Раздел 2. Структурная организация живых организмов
3
1
Химическая организация клетки. Неорганические
вещества
4
2
Химическая организация клетки. Органические вещества –
белки
5
3
Химическая организация клетки. Органические вещества –
нуклеиновые кислоты
6
4
Пластический обмен. Биосинтез белков
7
5
Энергетический обмен
8
6
Прокариотическая клетка
9
7
Эукариотическая клетка. Цитоплазма и её органоиды

Количеств
о
часов

Корректир
овка
рабочей
программы
(даты,
причины)

2
1
1
13
1
1
1
1
1
1
1
11

Клеточное ядро
Эукариотическая клетка. Цитоплазма и её органоиды
Практическая работа №1 «Изучение клеток бактерий, растений
и животных на готовых микропрепаратах »
13
11
Деление клетки
14
12
Клеточная теория строения организмов
15
13
Контрольная работа №1 Основы учения о клетке
Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов
16
1
Бесполое размножение организмов
17
2
Половое размножение организмов
18
3
Индивидуальное развитие многоклеточного организма.
Эмбриональное развитие
19
4
Индивидуальное
развитие
многоклеточного
организма. Постэмбриональное развитие
20
5
Контрольная
работа
№2«Размножение
и
индивидуальное развитие организмов»
Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов
21
1 Генетика как наука. Основные понятия генетики
22
2 Гибридологический метод изучения наследственности
Первый закон Менделя
23
3 Второй закон Менделя. Закон чистоты гамет
24
4
Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя
25
5 Практическая работа №2 «Решение генетических задач и анализ
составленных родословных»
26
6 Хромосомная теория наследственности. Сцепленное
наследование признаков
27
7 Решение генетических задач
28
8 Методы изучения генетики.
29
9 Закономерности изменчивости. Наследственная изменчивость
30
10 Уровни возникновения мутаций. Свойства мутаций. Факторы.
31
11 Закономерности изменчивости. Фенотипическая изменчивость
32
12 Практическая работа №3 «Изучение изменчивости. Построение
вариационного ряда и кривой»
33
13 Центры многообразия и происхождения культурных растений.
34
14 Методы селекции растений и животных
10
11
12

35

8
9
10

15

Селекция микроорганизмов

Контрольная работа №3 «Основы учения о
наследственности и изменчивости»
Раздел 5. Эволюция животного мира на Земле
37
1
Развитие биологии в додарвиновский период
38
2
Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка
39
3
Научные и социально-экономические предпосылки
возникновения и утверждения эволюционно учения Ч. Дарвина
40
4
Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе
41
5
Учение Ч. Дарвина о естественном отборе
42
6
Вид, его критерии и структура
36

43
44

16

7
8

Элементарные эволюционные факторы
Формы естественного отбора

1
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
16
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
18
1
1
1
1
1
1
1
1
12

Главные направления эволюции
Типы эволюционных изменений
Приспособленность организмов – результат действия
естественного отбора
48
12 Практическая работа №4 «Выявление приспособленности к
среде обитания»
49
13
Современные представления о возникновении жизни на Земле
50
14
Жизнь в архейскую и протерозойскую эру
51
15
Жизнь в палеозойскую эру
52
16
Жизнь в мезозойскую и кайнозойскую эру.
53
17
Происхождение человека
54
18 Контрольная работа № 4 «Учение об эволюции»
Раздел 6. Взаимоотношения организма и среды
55
1
Структура биосферы. Круговорот веществ в природе
56
2
История формирования природных сообществ живых
организмов. Биогеоценоз. Биоценоз
57
3 Абиотические факторы
58
4 Биотические факторы
59
5 Практическая работа №5 «Составление схем передачи веществ
и энергии»
60
6 Природные ресурсы и их использование
61
7 Последствия хозяйственной деятельности человека для
окружающей среды. Пр.р.6 «Анализ и оценка последствий
деятельности человека в экосистемах»
62
8 Охрана природы и основы рационального природопользования
63
9 Контрольная работа № 5 «Основы экологии»
Раздел 7. Повторение изученного материала
64
Строение клеток растений, животных, прокариот
65
Химическая организация клетки
66
Размножение организмов
67
Наследственность и изменчивость
68
Итоговая контрольная работа
45
46
47

9
10
11

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9
1
1
1
1
1
1
1

1
1
5
1
1
1
1
1

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 12.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(301)4459237

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».