1 Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Биология» для 9 класса разработана в соответствии со следующими нормативными документами: - Федеральный закон Российской Федерации №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями от 2 июля2021 года. - Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021г. № 115 «Обутверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности поосновным общеобразовательным программам - начального, общего, основного общего и среднего общего образования». - Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.). - Приказом Министерствапросвещения РФ от 11 декабря 2020 г. № 712 «О внесении изменений в некоторыефедеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросамвоспитания обучающихся». - Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 г. №1/15). - Основная образовательная программа основного общего образования МОУ «Таловская СОШ». - Устав МОУ «Таловская СОШ». - Учебный план МОУ «Таловская СОШ». - Годовой учебный календарный график МОУ «Таловская СОШ». - Положение о разработке и утверждении рабочих программ. -Примерная авторская программа для 9 класса под редакцией Н.И.Сонина, В.Б.Захарова (Программа основного общего обазования по биологии 5-9 классы.Концентрический курс).Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника: С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, И.Б. Агафонова, Н.И. Сонин «Биология. Общие закономерности.9 класс. М.:Дрофа,2018 Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса 9 класс № п/п 1. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. Предмет 2 Название учебной программы Используемые учебники 4 5 УМК Русский язык Т.А. Ладыженская– С.Г. Тростенцова Л.А..,Ладыженская Т.А., ДейкинаА.Д.и Русский язык Бархударов 5-9 класс др. Русский язык. - М.: Просвещение, 2018 УМК литература. Под релакцией Полухина В.П., Коровина В.Я . Литература. - М., Литература Коровиной В.Я. 5-9 классы Просвещение, 2018 ч.1,2 УМК О.М.Александрова и др. Русский Александрова О.М., Вербицкая Л.А., Богданова С.И. Родной язык родной язык 5-9 классы Русский родной язык. - Учебная литература: 2020 УМК О.М.Александрова и др. Родная Александрова О.М., Аристова М.А. и др. Родная Родная литература русская литература 5-9 классы русская литература. - М.: Просвещение, 2021 Иностранный язык УМК О.В. Афанасьева, И.В.Михеева Афанасьева О.В., Михеева И.В. RainbowEnglish (английский) «RainbowEnglish» 9 (Радужный английский) (Радужный английский) -М.: Дрофа, 2019 ч.1,2 Второй УМК "Синяя птица" Н. А. Селиванова, 6 кл. Береговская Э.М. Французский язык. - М.: иностранный язык Класс: 5, 6, 7, 8, 9 Второй иностранный язык Просвещение, 2020 (французский) Мерзляк А.Г. и др. Алгебра. - М.: Вентана-Граф, Алгебра УМК А.Г.Мерзляка «Алгебра» 5-9 классы 2019 УМК по геометрии Л.С. Атанасяна (7-9 Атанасян Л.С. и др. Геометрия 7-9. - М.: ВентанаГеометрия классы) Граф, 2019 Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. – М.: Информатика УМК по информатике, автор Босова Л.Л. БИНОМ Лаборатория знаний, 2019 УМК История России под ред. А.В. Торкун Арсентьев И.М., Данилов А.А. История России /Под ова ред. ТоркуноваА.В. – М.: Просвещение, 2019 ч1, 2 История УМК Всеобщая история Вигасин А.А. – Юдовская А.Я . и др. Всеобщая история. История Сороко – Цюпа О.С. 5-9 классы нового времени. - М.: Просвещение, 2019 Обществознание УМК под редакцией Л.Н. Боголюбова Боголюбов Л.Н.и др. Обществознание. - 2 12. 13. 14. 15. 16. 17. Физика УМК Е.М. Домогацких. География 5-9 классы Линия УМК Н. И. Сонина. Биология (Концентрическая, красная) (5-9 классы) УМК Физика. "Сферы" (7-9) В. В. Белага, Химия УМК Химия. Рудзитис Г.Е. (8-9классы). Физическая культура УМК Лях В.И. Физическая культура 5-9 классы УМК ОБЖ. 5-9 классы под редакцией А. Т. Смирнова. География Биология ОБЖ М.:Просвещение, 2019 Домогацких Е.М. География. - М.: Русское слово , 2019 Мамонтов С.Г., Захаров В.Б. Биология. Общие закономерности. - М.: Дрофа, 2019 Белага В.В. Физика. - М.: Просвещение, 2019 Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф.Г. Химия. М.:Просвещение, 2019 Лях В.И. Физическая культура. - М.: Просвещение, 2018 Смирнов А.Т и др. Основы безопасности жизнедеятельности. - М.: Просвещение, 2018 В данной рабочей программе на изучение предмета «Биология» отводится: - 9 класс – 2 часа в неделю (34 учебных недели) - 68 часов в год. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Биология» 9 класс Предметными результатами освоения биологии в основной школе являются: - усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, для продолжения формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира; -формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии; - приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека; - формирование основ экологической грамотности: способности оценивать по следствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и по ступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознании необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов растений и животных; - объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных; - овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов; - формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды; - продолжить освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними. 3 Система планируемых результатов: личностных, метапредметных и предметных в соответствии с требованиями стандарта представляет комплекс взаимосвязанных учебнопознавательных и учебно-практических задач, выполнение которых требует от обучающихся овладения системой учебных действий и опорным учебным материалом. Изучение биологии в основной школе даёт возможность достичь следующих личностных результатов: - воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; -формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов; - знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; - сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам; - формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; -формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия; - освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; - развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; - формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; 4 -формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; - осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; - развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются: - умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; - овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; - умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научнопопулярной литературе, биологических словарях и справочниках) анализировать и оценивать информацию; - умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; - способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; - умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; - умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения; - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и 5 разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и от стаивать своё мнение; - формирование и развитие компетентности в области использования, информационнокоммуникационных технологий (ИКТ-компетенции). В результате изучения курса биологии в основной школе: Выпускник научится пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты. Выпускниковладеетсистемой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки. Выпускник освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами. Выпускник приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач. Выпускник получит возможность научиться: осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации; создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников. Общие биологические закономерности Выпускник научится: выделять существенные признаки биологических объектов (вида, экосистемы, биосферы) и процессов, характерных для сообществ живых организмов; аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды; аргументировать, приводить доказательства зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе; раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль биологических объектов в природе и жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы; объяснять общность происхождения и эволюции организмов на основе сопоставления особенностей их строения и функционирования; 6 объяснять механизмы наследственности и изменчивости, возникновения приспособленности, процесс видообразования; различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявляя отличительные признаки биологических объектов; сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на основе сравнения; устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями органов и систем органов; использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты; знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе; описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними в агроценозах; находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию о живой природе, оформлять ее в виде письменных сообщений, докладов, рефератов; знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии. Выпускник получит возможность научиться: понимать экологические проблемы, возникающие в условиях нерационального природопользования, и пути решения этих проблем; анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих, последствия влияния факторов риска на здоровье человека; находить информацию по вопросам общей биологии в научно-популярной литературе, специализированных биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую; ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы, собственному здоровью и здоровью других людей (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоциональноценностное отношение к объектам живой природы); создавать собственные письменные и устные сообщения о современных проблемах в области биологии и охраны окружающей среды на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников; работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с теоретическими и практическими проблемами в области молекулярной биологии, генетики, экологии, биотехнологии, медицины и охраны окружающей среды, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГОПРЕДМЕТА 9 КЛАСС (68 часов) Раздел 1 Введение (2 часа). Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого, взаимосвязи всех частей биосферы Земли. Раздел 2. Структурная организация живых организмов (13 часов) 7 Химическая организация клетки Элементный состав клетки. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества. Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку. Органические молекулы. Биологические полимеры — белки; структурная организация. Функции белковых молекул. Углеводы. Строение и биологическая роль. Жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. ДНК — молекулы наследственности. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные РНК. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино- и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке. Строение и функции клеток Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах. Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Цитоскелет. Включения, значение и роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро — центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин), ядрышко. Особенности строения растительной клетки. Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом; биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях). Клеточная теория строения организмов. ■ Практическая работа №1Строение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (5 часов) Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение животных и растений; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения. Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание (мейоз) и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша — бластулы. Гаструляция; 8 закономерности образования двуслойного зародыша — гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Старение. Общие закономерности развития. Биогенетический закон. Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков {закон К. Бэра). Биогенетический закон (Э. Геккелъ и К. Мюллер). Ра боты А. Н. Северцова об эмбриональной изменчивости. Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов (16 часов) Закономерности наследования признаков Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков. Гибридологический метод изучения наследственности. Генетическое определение пола. Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков. ■ Демонстрация. Карты хромосом человека. Родословные выдающихся представителей культуры. Хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления. ■ Практическая работа №2Решение генетических задач и составление родословных. Закономерности изменчивости Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. ■ Демонстрация. Примеры модификационной изменчивости. ■ Практическая работа№3Выявление изменчивости организмов. Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся). Селекция растений, животных и микроорганизмов Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности Раздел 5. Эволюция животного мира на Земле(18 часов) Развитие биологии в додарвиновский период Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике расте н и й и ж и в о т н ы х . Э в о л ю ц и о н н а я т е о р и я Ж. Б. Латарка. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путеместественного отбора Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор. Приспособленность организмовк условиям внешней среды как результат действияестественногоотбора 9 Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации. Микроэволюция Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и ее механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция — элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование. ■ Практические работы №4Изучение приспособленности организмов к среде обитания*. Биологические последствия адаптации.Макроэволюци Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов. Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации. Возникновение жизни на Земле Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория академика А. И. Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи. Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов. Развитие жизни на Земле Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений. Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных растений. Папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Появление и развитие приматов. Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homosapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди. Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homosapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас. Антинаучная сущность расизма. Развитие животных и растений в различные периоды существования Земли. Постепенное усложнение организации и приспособление к условиям среды живых организмов в процессе эволюции. Происхождение человека. Движущие силы антропогенеза. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Человеческие расы, их единство. Раздел 6. Взаимоотношения организма и среды(9 часов) Биосфера, ее структура и функции Биосфера — живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество биосферы (Б. И. Вернадский). Круговорот веществ в природе. Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты 10 биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса. Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ. Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения — нейтрализм. Практические работы № 5-6Составление схем передачи веществ и энергии(цепей питания)*. Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистем Биосфера и человек Природные ресурсы и их использование. Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе); последствия хозяйственной деятельности человека. Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты. ■ Демонстрация карт заповедных территорий нашей страны. ■ Практическая работа №7Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах*. Раздел 7. Повторение изученного материала(5 часов) Учебно-тематический план 9 класс № п\п Номер раздела и темы урока Тема урока Раздел 1 Введение 1 1 Введение. Биология – наука о жизни. Инструктаж ТБ. 2 2 Основные свойства живых организмов Раздел 2. Структурная организация живых организмов 3 1 Химическая организация клетки. Неорганические вещества 4 2 Химическая организация клетки. Органические вещества – белки 5 3 Химическая организация клетки. Органические вещества – нуклеиновые кислоты 6 4 Пластический обмен. Биосинтез белков 7 5 Энергетический обмен 8 6 Прокариотическая клетка 9 7 Эукариотическая клетка. Цитоплазма и её органоиды Количеств о часов Корректир овка рабочей программы (даты, причины) 2 1 1 13 1 1 1 1 1 1 1 11 Клеточное ядро Эукариотическая клетка. Цитоплазма и её органоиды Практическая работа №1 «Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах » 13 11 Деление клетки 14 12 Клеточная теория строения организмов 15 13 Контрольная работа №1 Основы учения о клетке Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов 16 1 Бесполое размножение организмов 17 2 Половое размножение организмов 18 3 Индивидуальное развитие многоклеточного организма. Эмбриональное развитие 19 4 Индивидуальное развитие многоклеточного организма. Постэмбриональное развитие 20 5 Контрольная работа №2«Размножение и индивидуальное развитие организмов» Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов 21 1 Генетика как наука. Основные понятия генетики 22 2 Гибридологический метод изучения наследственности Первый закон Менделя 23 3 Второй закон Менделя. Закон чистоты гамет 24 4 Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя 25 5 Практическая работа №2 «Решение генетических задач и анализ составленных родословных» 26 6 Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков 27 7 Решение генетических задач 28 8 Методы изучения генетики. 29 9 Закономерности изменчивости. Наследственная изменчивость 30 10 Уровни возникновения мутаций. Свойства мутаций. Факторы. 31 11 Закономерности изменчивости. Фенотипическая изменчивость 32 12 Практическая работа №3 «Изучение изменчивости. Построение вариационного ряда и кривой» 33 13 Центры многообразия и происхождения культурных растений. 34 14 Методы селекции растений и животных 10 11 12 35 8 9 10 15 Селекция микроорганизмов Контрольная работа №3 «Основы учения о наследственности и изменчивости» Раздел 5. Эволюция животного мира на Земле 37 1 Развитие биологии в додарвиновский период 38 2 Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка 39 3 Научные и социально-экономические предпосылки возникновения и утверждения эволюционно учения Ч. Дарвина 40 4 Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе 41 5 Учение Ч. Дарвина о естественном отборе 42 6 Вид, его критерии и структура 36 43 44 16 7 8 Элементарные эволюционные факторы Формы естественного отбора 1 1 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 16 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 18 1 1 1 1 1 1 1 1 12 Главные направления эволюции Типы эволюционных изменений Приспособленность организмов – результат действия естественного отбора 48 12 Практическая работа №4 «Выявление приспособленности к среде обитания» 49 13 Современные представления о возникновении жизни на Земле 50 14 Жизнь в архейскую и протерозойскую эру 51 15 Жизнь в палеозойскую эру 52 16 Жизнь в мезозойскую и кайнозойскую эру. 53 17 Происхождение человека 54 18 Контрольная работа № 4 «Учение об эволюции» Раздел 6. Взаимоотношения организма и среды 55 1 Структура биосферы. Круговорот веществ в природе 56 2 История формирования природных сообществ живых организмов. Биогеоценоз. Биоценоз 57 3 Абиотические факторы 58 4 Биотические факторы 59 5 Практическая работа №5 «Составление схем передачи веществ и энергии» 60 6 Природные ресурсы и их использование 61 7 Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды. Пр.р.6 «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах» 62 8 Охрана природы и основы рационального природопользования 63 9 Контрольная работа № 5 «Основы экологии» Раздел 7. Повторение изученного материала 64 Строение клеток растений, животных, прокариот 65 Химическая организация клетки 66 Размножение организмов 67 Наследственность и изменчивость 68 Итоговая контрольная работа 45 46 47 9 10 11 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 9 1 1 1 1 1 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 13