Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Основы религиозной культуры и светской этики» для 4 класса, разработана в соответствии с нормативными документами: - Федеральный закон Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями от 02 июля 2021 года. - Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». - Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями от 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.). - Приказом Министерства просвещения РФ от 11 декабря 2020 г. № 712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся». - Примерная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 г. №1/15). - Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Таловская СОШ». - Учебный план МОУ «Таловская СОШ». - Годовой учебный календарный график МОУ «Таловская СОШ». - Положение о разработке и утверждении рабочих программ. - Авторская программа начального общего образования по предмету «Основы религиозной культуры и светской этики» 4-х классах под редакцией А. И. Шемшуриной, УМК «Школа России». (Рабочие программы. Основы религиозной культуры и светской этики. 4 класс. Предметная линия учебников под редакцией А. И. Шемшуриной, М.: Просвещение, 2018г. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса 4 класс № п/п 1. 1. Предмет Название учебной программы Используемые учебники 2 4 5 Основы религиозных культур и светской этики «Школа России» ШемшуринаА.И. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. - М.:Просвещение, 2018 В данной рабочей программе на изучение предмета «Основы религиозной культуры и светской этики» отводится 34 часа учебного времени: - 4 класс — 1 часа в неделю (34 учебные недели — 34 часа в год); Планируемые результаты освоения учебного предмета 4 класс Личностные результаты формирование основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов; осознание себя как гражданина многонационального государства; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свобод; развить этнических чувств как регуляторы морального поведения; воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; бережное отношение к материальным и духовным ценностям; чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе; осознание нравственных ценностей; осознанное положительное отношение к культурным и религиозным ценностям. Метапредметные результаты овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления; формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; адекватное использование речевых средств и средств информационнокоммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметные результаты знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России; знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России; осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. Выпускник научится содержание основных составляющих российской светской раскрывать (гражданской) этики, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации (отношение к природе, историческому и культурному наследию народов России, государству, отношения детей и родителей, гражданские и народные праздники, трудовая мораль, этикет и др.); на примере российской светской этики понимать значение нравственных ценностей, идеалов в жизни людей, общества; излагать свое мнение по поводу значения российской светской этики в жизни людей и общества; соотносить нравственные формы поведения с нормами российской светской (гражданской) этики; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам; Выпускник получит возможность научиться развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе общепринятых в российском обществе норм светской (гражданской) этики; устанавливать взаимосвязь между содержанием российской светской этики и поведением людей, общественными явлениями; выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан; акцентировать внимание на нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования. Содержание учебного предмета Этика общения (6 ч) Россия - наша Родина. Этика – наука о нравственной жизни человека. Добрым жить на свете веселей. Правила общения для всех. От добрых правил – добрые слова и поступки. Каждый интересен. Этикет (4 ч) Премудрости этикета. Красота этикета. Простые школьные и домашние правила этикета. Чистый ручеёк нашей речи. Этика человеческих отношений (4 ч) В развитие добрых чувств – творение души. Природа – волшебные двери к добру и доверию. Чувство Родины. Жизнь протекает среди людей. Этика отношений в коллективе (4 ч) Чтобы быть коллективом. Коллектив начинается с меня. Мой класс – мои друзья. Ежели душевны вы и к этике не глухи. Простые нравственные истины (4 ч) Жизнь священна. Человек рождён для добра. Милосердие – закон жизни. Жить во благо себе и другим. Душа обязана трудиться (4 ч) Следовать нравственной установке. Достойно жить среди людей. Уметь понять и простить. Простая этика поступков. Посеешь поступок – пожнёшь характер (4 ч) Общение и источники преодоления обид. Ростки нравственного опыта поведения. Доброте сопутствует терпение. Действия с приставкой «СО». Тематическое планирование № п/п Номер раздела и темы урока 1 1 2 2 3 4 3 4 5 5 6 6 7 8 1 2 9 3 10 4 11 1 12 2 13 14 3 4 15 16 17 18 1 2 3 4 19 20 21 22 1 2 3 4 23 24 25 26 1 2 3 4 27 28 29 30 1 2 3 4 31 32 33 34 1 2 3 4 Тема урока Кол-во Корректировка часов рабочей по программы теме (дата, причина) Раздел 1. Этика общения (6 ч) Россия - наша Родина 1 Этика – наука о нравственной жизни 1 человека Добрым жить на свете веселей 1 Правила общения для всех 1 От добрых правил – добрые слова и 1 поступки Каждый интересен 1 Раздел 2. Этикет (4 ч) Премудрости этикета 1 Красота этикета 1 Простые школьные и домашние правила 1 этикета Чистый ручеёк нашей речи 1 Раздел 3. Этика человеческих отношений (4 ч) В развитие добрых чувств – творение души 1 Природа – волшебные двери к добру и 1 доверию Чувство Родины 1 Жизнь протекает среди людей 1 Раздел 4. Этика отношений в коллективе (4 ч) Чтобы быть коллективом 1 Коллектив начинается с меня 1 Мой класс – мои друзья 1 Ежели душевны вы и к этике не глухи 1 Раздел 5. Простые нравственные истины (4 ч) Жизнь священна 1 Человек рождён для добра 1 Милосердие – закон жизни 1 Жить во благо себе и другим 1 Раздел 6. Душа обязана трудиться (4 часа) Следовать нравственной установке 1 Достойно жить среди людей 1 Уметь понять и простить 1 Простая этика поступков 1 Раздел 7. Посеешь поступок – пожнёшь характер (4 ч) Общение и источники преодоления обид 1 Ростки нравственного опыта поведения 1 Доброте сопутствует терпение 1 Действия с приставкой «СО» 1 Раздел 8. Судьба и Родина едины (4 ч) С чего начинается Родина 1 В тебе рождается патриот и гражданин 1 Человек – чело века 1 Слово, обращённое к тебе 1