Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Русский родной язык» для 2-4 соответствии с нормативными документами: разработана в - Федеральный закон Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями от 02 июля 2021 года. - Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». - Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями от 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.). - Приказом Министерства просвещения РФ от 11 декабря 2020 г. № 712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся». - Примерная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 г. №1/15). - Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Таловская СОШ». - Учебный план МОУ «Таловская СОШ». - Годовой учебный календарный график МОУ «Таловская СОШ». - Положение о разработке и утверждении рабочих программ. - Авторская программа начального общего образования по предмету «Русский родной язык» в 2-4 классах под редакцией Александровой О.М., Вербицкой Л.А., Богдановой С.И., УМК «Школа России». (Рабочие программы. Русский родной язык. 2-4 классы. Предметная линия учебников под редакцией Александровой О.М., Вербицкой Л.А., Богдановой С.И. М.: Просвещение, 2020г. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса 2 класс № п/п 1 1 Предмет Название учебной Используемые учебники программы 2 3 4 УМК О.М.Александрова и Александрова О.М. Вербицкая Л.А., Родной язык др. Русский родной язык 1- Богданова С.И. Русский родной язык. 4 классы – М.: Учебная литература, 2020 3 класс № п/п 1 1 Предмет Название учебной Используемые учебники программы 2 3 4 УМК О.М.Александрова и Александрова О.М. Вербицкая Л.А., Родной язык др. Русский родной язык 1- Богданова С.И. Русский родной язык. 4 классы – М.: Учебная литература, 2020 4 класс № п/п 1 1 Предмет Название учебной Используемые учебники программы 2 3 4 УМК О.М.Александрова и Александрова О.М. Вербицкая Л.А., Родной язык др. Русский родной язык 1- Богданова С.И. Русский родной язык. 4 классы – М.: Учебная литература, 2020 В данной рабочей программе на изучение предмета «Русский родной язык» отводится 102 часа учебного времени: - 2 класс — 1 часа в неделю (34 учебных недели — 34 часа в год); - 3 класс — 1 часа в неделю (34 учебных недели — 34 часа в год); - 4 класс — 1 часа в неделю (34 учебных недели — 34 часа в год); Планируемые результаты освоения учебного предмета 2 класс Личностные результаты осознавать роль языка и речи в жизни людей; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак). средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие эмоционально-оценочное отношение к прочитанному. Метапредметными результаты Регулятивные УУД определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; учиться работать по предложенному учителем плану. средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология. Познавательные УУД ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией). Коммуникативные УУД оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Предметные результаты Выпускник научится различать понятия «архаизмы» и «историзмы»; находить их в предложенном тексте; пользоваться справочным материалом для определения лексического значения слов; наблюдать за разноместностью и подвижностью русского ударения; определять прямое и переносное значение слов; употреблять в речи однозначные и многозначные слова, антонимы, синонимы и т.д.; выбирать слова, соответствующие предмету мысли. участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения своего собственного мнения); (самостоятельно) читать тексты, извлекать из них новую информацию, работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей (под руководством учителя); пользоваться словарями для решения языковых и речевых задач; различать устную и письменную речь; отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений; анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте; понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), подбирать заглавие к тексту, распознавать части текста по их абзацным отступам, определять последовательность частей текста; читать вопросы к повествовательному тексту, находить на них ответы и грамотно их записывать; составлять текст по рисунку, вопросам и опорным словам; по рисунку и вопросам, по рисунку (после анализа содержания рисунка); составлять текст по его началу и по его концу. Выпускник получит возможность научиться анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания; соблюдать нормы произношения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника; озаглавливать текст по его теме или по его главной мысли; распознавать тексты разных типов: описание и повествование, рассуждение; замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность; составлять небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему (после предварительной подготовки); находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, синонимы); составлять небольшие высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка; на определённую тему; письменно излагать содержание прочитанного текста (после предварительной подготовки) по вопросам; проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические ошибки, замечать и исправлять неточности в содержании и оформлении. 3 класс Личностные результаты формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области языкознания; воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей; развитие самостоятельности в поиске решения различных речевых задач; формирование духовных и эстетических потребностей; воспитание готовности к отстаиванию своего мнения; отработка навыков самостоятельной и групповой работы; Метапредметные результаты Регулятивные УУД проговаривать последовательность действий на уроке; учиться работать по предложенному учителем плану; учиться отличать верно, выполненное задание от неверного; учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений; Познавательные УУД ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре); добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; Коммуникативные УУД уметь донести свою позицию до собеседника; уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста); уметь слушать и понимать высказывания собеседников; уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста; учиться согласованно работать в группе: а) учиться планировать работу в группе; б) учиться распределять работу между участниками проекта; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); Предметные результаты Выпускник научится изобразительно-выразительные средства языка: метафора, антонимы, синонимы, пословицы, загадки, фразеологизмы; типы текстов: рассуждение, повествование, описание; стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный); структуру текста рассуждения. Выпускник получит возможность научиться распознавать и понимать значение устаревших слов по указанной тематике; использовать словарные статьи для определения лексического значения слова; понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами; произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); определять тему текста и основную мысль; распознавать типы текстов; устанавливать связь предложений в тексте; выделять многозначные слова, фразеологизмы в тексте; определять грамматические значения заимствованных слов; строить словообразовательные цепочки; 4 класс Личностные результаты ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту); осознание роли речи в общении людей; понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи; устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи; чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи; интерес к изучению языка. Метапредметные результаты Регулятивные УУД адекватно воспринимать оценку учителя; вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу; в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы; моделировать различные языковые единицы (слово, предложение); использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение) выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов. вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; пользоваться словарями, справочниками; строить рассуждения. Коммуникативные УУД вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное); договариваться и приходить к общему решению, работая в паре; участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью; быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе; оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне начального общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях. Выпускник научится ● при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»: распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; с качествами и чувствами людей; родственными отношениями); распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; осознавать уместность употребления эпитетов и сравнений в речи; использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова; понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами; понимать значение фразеологических оборотов, связанных с изученными темами; осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения; использовать собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения; ● при реализации содержательной линии «Язык в действии»: соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного); соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка (в рамках изученного); произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности; проводить синонимические замены с учётом особенностей текста; заменять синонимическими конструкциями отдельные глаголы, у которых нет формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени; выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; с нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени); соблюдать изученные пунктуационные нормы при записи собственного текста; пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова; пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов; пользоваться учебным этимологическим словарём для уточнения происхождения слова; ● при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»: различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога; использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление; использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения; владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа; анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами; составлять план текста, не разделённого на абзацы; пересказывать текст с изменением лица; создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках, об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами; оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла; соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинноследственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; приводить объяснения заголовка текста. Выпускник получит возможность научиться анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания; соблюдать нормы произношения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника; озаглавливать текст по его теме или по его главной мысли; распознавать тексты разных типов: описание и повествование, рассуждение; замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность; составлять небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему (после предварительной подготовки); находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, синонимы); составлять небольшие высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка; на определённую тему слушать и читать фрагменты стихотворений и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением; определять разные способы толкования значения слов. Наблюдать за сочетаемостью слов; совершенствовать орфографические навыки. понимать связь предложений в тексте, овладеть средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор; создавать тексты-повествования: заметки о посещении музеев; повествовать об участии в народных праздниках; создавать текст: развёрнутое толкование значения слова. анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания; соблюдать нормы произношения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника; озаглавливать текст по его теме или по его главной мысли; распознавать тексты разных типов: описание и повествование, рассуждение; замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность; составлять небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему (после предварительной подготовки); находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, синонимы); составлять небольшие высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка; на определённую тему. Содержание учебного предмета 2 класс Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (15 ч) Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки, санки, волчок, свистулька). Слова, называющие предметы традиционного русского быта: 1) слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ступа, плошка, крынка, ковш, решето, веретено, серп, коса, плуг); 2) слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлёбка, бублик, ватрушка калач, коврижки): какие из них сохранились до нашего времени;3) слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти). Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда, одежда (например, каши не сваришь, ни за какие коврижки). Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму (например, ехать в Тулу со своим самоваром (рус.); ехать в лес с дровами (тат.). Проектное задание: «Почему это так называется?». Раздел 2. Язык в действии (10 ч) Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи). Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте. Работа со словарем ударений. Практическая работа: «Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением». Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов. Совершенствование орфографических навыков. Раздел 3. Секреты речи и текста (9 ч) Приемы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. (например, как правильно выразить несогласие; как убедить товарища). Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в учебно-научной коммуникации: формы обращения; использование обращения ты и вы. Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Различные виды ответов: развернутый ответ, ответ-добавление (на практическом уровне).Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор. Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев; повествование об участии в народных праздниках. Создание текста: развёрнутое толкование значения слова. 3 класс Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (13 ч) Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим). Слова, называющие природные явления и растения (образные названия ветра, дождя, снега; названия растений). Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (ямщик, извозчик, коробейник, лавочник). Слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова, называющие музыкальные инструменты (балалайка, гусли, гармонь). Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий. Проектные задания: «Откуда в русском языке эта фамилия»; «История моего имени и фамилии» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов). Раздел 2. Язык в действии (10 ч) Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи). Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфика русского языка (книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом уровне). Специфика грамматических категорий русского языка (категории рода, падежа имён существительных). Практическое овладение нормами употребления отдельных грамматических форм имен существительных. Словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных (родительный падеж множественного числа слов) (на практическом уровне). Практическое овладение нормами правильного и точного употребления предлогов, образования предложно-падежных форм существительных (предлоги с пространственным значением) (на практическом уровне). Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа (в рамках изученного). Совершенствование навыков орфографического оформления текста. Раздел 3. Секреты речи и текста (11 ч) Особенности устного выступления. Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами. Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного). Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе). Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т.п.). 4 класс Русский язык: прошлое и настоящее (14 ч) Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением. Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица). Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями, занятиями людей (например, от корки до корки; вся семья вместе, так и душа на месте и т. д.). Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму. Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы. Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов. Проектные задания. Откуда это слово появилось в русском языке? (Приобретение опыта поиска информации о происхождении слов.) Сравнение толкований слов в словаре В. И. Даля и современном толковом словаре. Русские слова в языках других народов. Язык в действии (6 ч) Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи). Трудные случаи образования формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне). История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста. Секреты речи и текста (12 ч) Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы. Особенности озаглавливания сообщения. Составление плана текста, не разделённого на абзацы. Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица. Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности. Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста. Синонимия речевых формул (на практическом уровне). Повторение (2 ч) Тематическое планирование 2 класс Номер № раздела и п/п темы урока 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 Тема урока Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (15 ч) 1 Слова, называющие игры, забавы, игрушки 2 По одёжке встречают… 3 По одёжке встречают… 4 Ржаной хлебушко калачу дедушка 5 Если хорошие щи, так другой пищи не ищи 6 Каша – кормилица наша 7 Любишь кататься, люби и саночки возить 8 Делу время, потехе час 9 В решете воду не удержишь 10 В решете воду не удержишь 11 Самовар кипит, уходить не велит 12 Самовар кипит, уходить не велит Сравнение русских пословиц и поговорок с 13 пословицами и поговорками других народов Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную 14 образную форму Проверочная работа: представление результатов выполнения проектного задания 15 «Почему это так называется?» Раздел 2. Язык в действии (10 ч) Помогает ли ударение различать 1 слова? Смыслоразличительная роль ударения Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте. Работа со 2 словарем ударений 3 Для чего нужны синонимы? 4 Для чего нужны антонимы? 5 Как появились пословицы и фразеологизмы? 6 Как появились пословицы и фразеологизмы? 7 Как появились пословицы и фразеологизмы? 8 Как можно объяснить значение слова? 9 Как научиться читать стихи и сказки? Практическая работа: «Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и 10 ударением» Раздел 3. Секреты речи и текста (9 ч) Кол-во Корректировка часов рабочей по программы теме (дата, причина 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 26 1 27 2 28 3 29 4 30 31 32 5 6 7 33 8 34 9 Участвуем в диалогах. Приемы общения. Особенности русского речевого этикета Устойчивые этикетные выражения в учебнонаучной коммуникации: формы обращения; использование обращения ты и вы Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Различные виды ответов: развернутый ответ, ответдобавление Составляем развёрнутое толкование значения слова Учимся связывать предложения в тексте Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор Учимся связывать предложения в тексте Создаём тексты-инструкции и текстыповествования: заметки о посещении музеев Создаём тексты-инструкции и текстыповествования: повествование об участии в народных праздниках Практическая работа. Представление результатов выполнения проектных заданий. Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи 1 1 1 1 1 1 1 1 3 класс № п/п Номер раздела и тема урока 1 1 2 2 3 3 4 4 5 5 6 6 7 7 8 8 9 9 10 10 11 11 12 12 13 13 14 15 1 2 16 3 17 4 Тема урока Кол-во часов Раздел 1.Русский язык: прошлое и настоящее (13 ч) Где путь прямой, там не езди по кривой. Пословицы, поговорки в современной 1 ситуации речевого общения Кто друг прямой, тот брат родной. Слова, 1 связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим) Дождик вымочит, а красно солнышко 1 высушит. Слова, называющие природные явления. Образные названия солнышка, дождя Сошлись два друга – мороз да вьюга. 1 Образные названия мороза, вьюги Ветер без крыльев летает. Образные 1 названия ветра Какой лес без чудес. Образные названия 1 растений Дело мастера боится. Слова, называющие 1 занятия людей (ямщик, извозчик, коробейник, лавочник) Проектное задание: «Откуда в русском 1 языке эта фамилия» Заиграйте мои гусли. Слова, называющие 1 музыкальные инструменты (балалайка, гусли, гармонь) Что ни город, то норов. Названия старинных 1 русских городов, сведения о происхождении этих названий У земли ясно солнце, у человека – слово. 1 Эпитеты и сравнения. Списывание отрывка фольклорного текста с творческим заданием Проектное задание: «История моего имени 1 и фамилии» Контрольная работа по разделу «Русский 1 язык: прошлое и настоящее» Раздел 2. Язык в действии (10 ч) Как правильно произносить слова 1 Для чего нужны суффиксы. Многообразие 1 суффиксов как специфика русского языка Изложение по рассказу Л.Толстого 1 «Котенок» Какие особенности рода имён 1 существительных есть в русском языке. Корректировка рабочей программы (дата, причина) 18 5 19 6 20 7 21 8 22 9 23 10 24 25 1 2 26 3 27 4 28 5 29 30 7 8 31 9 33 10 34 11 Специфика грамматических категорий русского языка Все ли имена существительные «умеют» изменяться по числам Как изменяются имена существительные во множественном числе? Словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных Редактирование письменных текстов с целью исправления грамматических и орфографических ошибок Зачем в русском языке такие разные предлоги? Нормы правильного и точного употребления предлогов Восстановление деформированного теста «Зяблик с колечком» (По Н. Сладкову) с творческими дополнениями Контрольная работа по разделу Раздел 3. Секреты речи и текста (11 ч) Особенности устного выступления Создание мини-доклада о народном промысле «Дымковская игрушка» Типы текста. Текст - рассуждение Сочинение-рассуждение по пословице «При солнышке тепло, при матушке добро» с использованием различных способов аргументации Учимся редактировать тексты Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы Текст – повествование. Структура текста. Творческая работа. Создание заметки о путешествии по городам России Творческая работа. Создание заметки о посещении краеведческого музея Сочинение на тему «Как я провёл выходной день» Итоговая контрольная работа 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4 класс Номер № раздела п/п и темы урока 1 2 1 2 3 4 5 6 7 3 4 5 6 7 8 9 10 11 8 9 10 11 12 13 12 13 14 14 15 16 1 2 17 3 18 4 19 20 5 6 21 22 1 2 23 24 25 3 4 5 26 27 6 7 28 29 8 9 Корректировка Кол-во рабочей Тема урока часов программы (дата, причина) Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (14 ч) Не стыдно не знать, стыдно не учиться 1 Слова, связанные с качествами и чувствами 1 людей Вся семья вместе, так и душа на месте 1 Слова, называющие родственные отношения 1 Красна сказка складом, а песня-ладом 1 Русские традиционные эпитеты 1 Слова, связанные с качествами, чувствами 1 людей Красное словцо не ложь 1 Пословицы, поговорки и фразеологизмы 1 Язык языку весть подает 1 Лексика, заимствованная русским языком из 1 языков народов России и мира Русские слова в языках других народов 1 Сравнение толкований слов в словаре В. И. 1 Даля и современном толковом словаре Представление результатов проектных заданий, 1 выполненных при изучении раздела Раздел 2. Язык в действии (6 ч) Трудно ли образовывать формы глагола? 1 Образование формы 1-го лица единственного 1 числа настоящего и будущего времени глаголов Можно ли об одном и том же сказать по 1 разному? Предупреждение ошибок в произношении слов 1 в речи Как и когда появились знаки препинания? 1 Трудно ли образовывать формы глагола? 1 Раздел 3. Секреты речи и текста (12 ч) Задаем вопросы в диалоге 1 Учимся передавать в заголовке тему и 1 основную мысль текста Особенности озаглавливания текста 1 Учимся составлять план текста 1 Составление плана текста, не разделённого на 1 абзацы Учимся пересказывать текст 1 Анализ прослушанного или прочитанного 1 текста Учимся оценивать и редактировать тексты 1 Оценивание устных и письменных речевых 1 высказываний 30 10 31 11 32 12 33 34 1 2 Редактирование текстов с целью совершенствования их содержания Использование учебных словарей в процессе редактирования текста Представление результатов проектных заданий, выполненных при изучении раздела Раздел 4. Повторение (2 ч) Обобщение изученного Подведение итогов 1 1 1 1 1