РП родная литература 2022-25

Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение на родном языке» для 2-4
разработана в соответствии с нормативными документами:
- Федеральный закон Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в
Российской Федерации» с изменениями от 02 июля 2021 года.
- Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021г. № 115 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 «Об
утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями от 26 ноября
2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015
г., 11 декабря 2020 г.).
- Приказом Министерства просвещения РФ от 11 декабря 2020 г. № 712 «О внесении
изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего
образования по вопросам воспитания обучающихся».
- Примерная образовательная программа начального общего образования (одобрена
решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию,
протокол от 08.04.2015 г. №1/15).
- Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Таловская
СОШ».
- Учебный план МОУ «Таловская СОШ».
- Годовой учебный календарный график МОУ «Таловская СОШ».
- Положение о разработке и утверждении рабочих программ.
- Авторская программа начального общего образования по предмету «Литературное чтение
на родном языке» в 2-4 классах под редакцией Александровой О.М. Романова В.Ю.,
Кузнецова М.И., УМК «Школа России». (Рабочие программы. Литературное чтение на
родном языке. 2-4 классы. Предметная линия учебников под редакцией Александровой
О.М. Романова В.Ю.., Кузнецовой М.И.: М.: Просвещение, 2021г.

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
2 класс
№ п/п

Предмет

1

2

1

Родная
литература

Название учебной
Используемые учебники
программы
4
5
УМК О.М.Александрова и Александрова О.М. Романов В.Ю..,
др. Литературное чтение Кузнецова М.И. Литературное чтение на
на родном русском языке
родном русском языке. – М.:
1-4 классы
Просвещение, 2021
3 класс

№ п/п

Предмет

1

2

1

Родная
литература

Название учебной
Используемые учебники
программы
4
5
УМК О.М.Александрова
Александрова О.М. Романов В.Ю..,
и др. Литературное
Кузнецова М.И. Литературное чтение на
чтение на родном
родном русском языке. – М.:
русском языке 1-4
Просвещение, 2021
классы
4 класс

№ п/п

Предмет

1

2

1

Родная
литература

Название учебной
Используемые учебники
программы
4
5
УМК О.М.Александрова
Александрова О.М. Романов В.Ю..,
и др. Литературное
Кузнецова М.И. Литературное чтение на
чтение на родном
родном русском языке. – М.:
русском языке 1-4
Просвещение, 2021
классы

В данной рабочей программе на изучение предмета «Литературное чтение на родном
языке» отводится 102 часа учебного времени:
- 2 класс — 1 часа в неделю (34 учебных недели — 34 часа в год);
- 3 класс — 1 часа в неделю (34 учебных недели — 34 часа в год);
- 4 класс — 1 часа в неделю (34 учебных недели — 34 часа в год);

Планируемые результаты освоения учебного предмета
2 класс
Личностные результаты
 уважительно относиться к традициям своей семьи, к тому месту, где родился (своей
малой родине);
 отзываться положительно о своей Родине, о людях, её населяющих;
 осознавать свою принадлежность к определённому народу (этносу); с уважением
относиться к людям другой национальности;
 проявлять интерес к чтению произведений устного народного творчества своего народа
и народов других стран;
 на основе художественных произведений определять основные ценности
взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь,
взаимовыручка);
 с гордостью относиться к произведениям русских писателей -классиков, известных во
всем мире;
 осознавать свою принадлежность к определённому народу (этносу); с пониманием
относиться к людям другой национальности; с интересом читать произведения других
народов.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
 планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее реализации;
 определять наиболее эффективные способы достижения результата;
 владеть способами решения проблем творческого и поискового характера.
 формировать умение самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника,
осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари.
Познавательные УУД
 использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в овладении логическими
действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым
признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
 осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами и составлять
тексты в устной и письменной формах;
 сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным
критериям;
 устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений;
находить аналогии в повседневной жизни;
 освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
 выделять существенную информацию из текстов разных видов;
 уметь работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием
конкретного учебного предмета.

Коммуникативные УУД
 слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования
различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
 умению договариваться о распределении ролей в совместной деятельности,
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, готовности
конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и
сотрудничества.
Предметные результаты
Выпускник научится
 ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить поступки
героев с нравственными нормами;
 владеть элементарными представлениями о национальном своеобразии метафор,
олицетворений, эпитетов и видеть в тексте данные средства художественной
выразительности;
 совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские
умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приемами интерпретации
художественных и учебных текстов;
 применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого
самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного
текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст;
 обогащать собственный круг чтения.
Выпускник получит возможность научиться
 соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений
впечатлениями от других видов искусства;
 пересказывать литературное произведение от имени одного из действующих лиц.

с

Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух и понимание художественных произведений, отражающих
национально-культурные ценности, богатство русской речи; умения отвечать на вопросы
по воспринятому на слух тексту и задавать вопросы по содержанию воспринятого на слух
текста.
Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному
чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом
чтения, позволяющим осознать текст). Соблюдение орфоэпических норм чтения. Передача
с помощью интонирования смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.
Чтение про себя. Осознание при чтении про себя смысла доступных по объему и жанру
произведений. Понимание особенностей разных видов чтения.

Чтение произведений устного народного творчества: русский фольклорный текст как
источник познания ценностей и традиций народа.
Чтение текстов художественных произведений, отражающих нравственно-этические
ценности и идеалы, значимые для национального сознания и сохраняющиеся в
культурном пространстве на протяжении многих эпох: любовь к Родине, вера,
справедливость, совесть, сострадание и др. Черты русского национального характера:
доброта, бескорыстие, трудолюбие, честность, смелость и др. Русские национальные
традиции:единение, взаимопомощь, открытость, гостеприимство и др. Семейныеценности:
лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, почитание родителей. Отражение в
русской литературе культуры православной семьи. Мир русского детства: взросление,
особенность отношений с окружающим миром, взрослыми и сверстниками; осознание себя
как носителя и продолжателя русских традиций. Эмоционально-нравственная оценка
поступков героев.
Понимание особенностей русской литературы: раскрытие внутреннего мира героя, его
переживаний; обращение к нравственным проблемам. Поэтические представления русского
народа о мире природы (солнце, поле, лесе, реке, тумане, ветре, морозе, грозе и др.),
отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе.
Сопоставление состояния окружающего мира с чувствами и настроением человека.
Чтение информационных текстов: историко-культурный комментарий к произведениям,
отдельные факты биографии авторов изучаемых текстов.
Говорение (культура речевого общения)
Диалогическая и монологическая речь. Участие в коллективном обсуждении прочитанных
текстов, доказательство собственной точки зрения с опорой на текст; высказывания,
отражающие специфику русской художественной литературы. Пополнение словарного
запаса. Воспроизведение услышанного или прочитанного текста с опорой на ключевые
слова, иллюстрации к тексту (подробный, краткий, выборочный пересказ текста).
Соблюдение в учебных ситуациях этикетных форм и устойчивых формул‚ принципов
этикетного общения, лежащих в основе национальногоречевого этикета.
Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по выбору учащихся.
Письмо (культура письменной речи)
Создание небольших по объему письменных высказываний по проблемам, поставленным в
изучаемых произведениях.
Библиографическая культура
Выбор книг по обсуждаемой проблематике, в том числе с опорой на список произведений
для внеклассного чтения, рекомендованных в учебнике. Использование соответствующих
возрасту словарей и энциклопедий, содержащих сведения о русской культуре.
Круг чтения
Произведения русского устного народного творчества; произведения классиков русской
литературы XIX–ХХ вв. и современной отечественной литературы, отражающие
национально-культурные ценности и традиции русского народа, особенности его
мировосприятия. Основные темы детского чтения: художественные произведения о
детстве, о становлении характера, о Родине, о выдающихся представителях русского народа
(первооткрывателях, писателях, поэтах, художниках, полководцах), о праздниках,
значимых для русской культуры, о детских фантазиях и мечтах.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Жанровое разнообразие изучаемых произведений: малые и большие фольклорные формы;
литературная сказка; рассказ, притча, стихотворение. Прозаическая и поэтическая речь;
художественный вымысел; сюжет; тема; герой произведения; портрет; пейзаж; ритм;
рифма. Национальное своеобразие сравнений и метафор; их значение в художественной
речи.
Творческая деятельность обучающихся
(на основе изученных литературных произведений)
Интерпретация литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение
по ролям, инсценирование; создание собственного устного и письменного текста на основе
художественного произведения с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов);
с опорой на серию иллюстраций к произведению, на репродукции картин русских
художников.

3 класс
Личностные результаты
 положительная мотивация к обучению в школе, к урокам литературного чтения, к
выбору и чтению книг;
 размышление о смысле жизни (смысло-образование); нравственно-этическая
ориентация; формирование основ гражданской идентичности; уважение культуры
народов многонациональной России;
 формирование эстетических чувств и представлений;
 формирование экологического сознания; развитие рефлексии, эмпатиии и
эмоционально-личностной децентрации;
 культивирование развитие дружеского отношения к другим детям.
Метопредметные результаты
Регулятивные УУД
 понимать и принимать учебную задачу;
 использовать определённые учителем (учебником) ориентиры действия; планировать
свою деятельность по выполнению задания; прогнозировать;
 осуществлять последовательность действий в соответствии с инструкцией или
собственным планом; осуществлять самоконтроль при выполнении упражнений в
чтении, при чтении произведения и при выполнении заданий к текстам;
 вносить коррективы в свою деятельность; оценивать результаты своей деятельности и
деятельности одноклассников;
 вырабатывать способность к волевой саморегуляции.
Познавательные УУД
 понимать прочитанное, находить в тексте нужные сведения (выборочное чтение);
выявлять непонятные слова, интересоваться их значением;
 пользоваться толковыми и энциклопедическими словарями для школьников,
определять смысл слова по контексту;
 выделять главное; составлять план; ориентироваться в отдельной книге и в мире
детских книг;
 использовать полученную при чтении информацию в практической деятельности;
выдвигать гипотезы (в процессе прогнозирования читаемого);
 устанавливать элементарную логическую причинно-следственную связь событий и
действий героев произведения; выполнять действия анализа, характеризуя персонажей,
выявляя подтекст и идею произведения;
 сравнивать персонажей одного произведения и разных произведений по заданным
критериям;
 сравнивать произведения; анализировать особенности языкового оформления текста;
 подводить под понятие при определении типа текста, вида произведения и языковых
особенностей;
 синтезировать прочитанное при выполнении заданий творческого характера; обобщать
прочитанное;
 ранжировать книги и произведения;
 обосновывать свои утверждения; решать учебные проблемы, поставленные совместно с
учителем.

Коммуникативные УУД
 согласовывать свои действия с партнёром;
 уметь и желать участвовать в коллективной беседе, соблюдая основные правила
общения на уроке;
 готовность оказать помощь товарищу; пересказывать прочитанное подробно,
выборочно, творчески;
 создавать небольшой текст (повествование, описание, рассуждение);
 выражать свои мыслив соответствии с задачами и условиями коммуникации, владеть
(на определённом программой уровне) монологической и диалогической формами
речи.
Предметные результаты
 понимать родную литературу как одну из основных национально-культурных
ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и
мировой культуры;
 осознавать значимости чтения на родном языке для личного развития;
 формировать представление о мире, национальной истории и культуре;
 формировать потребность в систематическом чтении на родном языке как средстве
познания себя
 мира;
 использовать разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное,
поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику
различных текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную
оценку поступков героев;
 достижению необходимого для продолжения образования уровня читательской
компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и
про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования
художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием
элементарных литературоведческих понятий;
 самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными
источниками для понимания и получения дополнительной информации»;
 эмоционально отзываться на прочитанное;
 ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, оценивать поступки
персонажей с точки зрения общепринятых морально-этических норм;
 определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к герою и его
поступкам;
 устанавливать элементарные причинно-следственные связи;
 определять тему и главную мысль небольших произведений;
 характеризовать персонажей;
 находить в художественном произведении различные средства языковой
выразительности (сравнение, олицетворение, эпитет, художественный повтор,
звукопись) и понимать их роль в тексте;
 отличать поэтический текст от прозаического;
 владеть алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации
художественных произведений;
 осуществлять различные формы интерпретации текста (выразительное чтение,
декламация, драматизация, словесное рисование);
 цитировать (устно);

 передавать содержание прочитанного или прослушанного текста в виде пересказа
(полного, выборочного, творческого) с учётом специфики художественного и научнопопулярного текстов;
 высказывать собственное мнение и обосновывать его фактами из текста;
 составлять несложные монологические высказывания о произведениях;
 определять порядок действий при поиске и выборе книги, при поисковом чтении, при
подготовке
 обсуждению или выступлению, при заучивании наизусть;
 создавать собственные небольшие устные тексты (повествование, описание,
рассуждение) на основе художественного произведения, репродукций картин
художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта;
 осуществлять поиск необходимой информации в художественном и научнопопулярном текстах;
 ориентироваться в отдельной книге и в группе книг, представленных в детской
библиотеке;
 пользоваться справочно-энциклопедическими изданиями.
Виды речевой и читательской деятельности
Выпускник научится
 осознавать значимость чтения на русском языке для своего развития, для успешного
обучения по другим предметам и дальнейшей жизни;
 читать осознанно, правильно, в определённом темпе и выразительно доступные по
содержанию и объёму произведения;
 применять различные способы чтения: ознакомительное, поисковое;
 полноценно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании)
художественную литературу на родном языке, получая от этого удовольствие;
 эмоционально отзываться на прочитанное;
 ориентироваться в нравственном содержании прочитанного на родном языке,
оценивать поступки персонажей с точки зрения общепринятых морально-этических
норм;
 определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к герою и его
поступкам;
 устанавливать элементарные причинно-следственные связи;
 определять тему и главную мысль небольших произведений;
 характеризовать персонажей;
 находить в художественном произведении на родном языкеразличные средства
языковой выразительности (сравнение, олицетворение, эпитет, художественный
повтор, звукопись) и понимать их роль в тексте;
 отличать поэтический текст от прозаического;
 владеть алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации
художественных произведений;
 осуществлять различные формы интерпретации текста (выразительное чтение,
декламация, драматизация, словесное рисование);
 цитировать (устно);
 передавать содержание прочитанного или прослушанного текста в виде пересказа
 (полного, выборочного, творческого) с учётом специфики художественного и научнопопулярного текстов;
 высказывать собственное мнение и обосновывать его фактами из текста;
 составлять несложные монологические высказывания о произведениях;

 определять порядок действий при поиске и выборе книги на родном языке, при
поисковом чтении, при подготовке к обсуждению или выступлению, при заучивании
наизусть;
 создавать собственные небольшие устные тексты (повествование, описание,
рассуждение) на основе художественного произведения, репродукций картин
художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта;
 осуществлять поиск необходимой информации в художественном и научнопопулярном текстах;
 ориентироваться в отдельной книге и в группе книг, представленных в детской
библиотеке;
 пользоваться справочно-энциклопедическими изданиями.
Выпускник получит возможность научиться
 испытывать этические чувства в процессе знакомства отечественной художественной
литературой;
 определять сходство и различие произведений различных жанров;
 осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, поисковое) в зависимости от цели
чтения;
 высказывать и пояснять свою точку зрения, ссылаясь на прочитанное;
 работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его
многозначность), целенаправленно пополнять свой словарный запас;
 понимать особенности изучаемых типов композиций;
 создавать текст по аналогии с заданным образцом или в виде продолжения
прочитанного;
 расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт
самостоятельной читательской деятельности.
Круг детского чтения
Выпускник научится
 осуществлять выбор книги на родном языке в библиотеке (или в контролируемом
Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;
 вести список прочитанных книг на родном языке с целью использования его в учебной
и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;
 составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение на родном языке
по заданному образцу.
Выпускник получит возможность научиться
 работать с тематическим каталогом;
 работать с детской периодикой на родном языке;
 самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).
Литературоведческая пропедевтика
Выпускник научится
 распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений на
родном языке (на примерах художественных образов и средств художественной
выразительности);
 отличать на практическом уровне прозаический текст от стихотворного, приводить
примеры прозаических и стихотворных текстов;

 различать художественные произведения на родном языке разных жанров (рассказ,
басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;
 находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение,
эпитет).
Выпускник получит возможность научиться
 воспринимать художественную литературу на родном языке как вид искусства,
приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;
 сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя
ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура
текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание,
метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);
 определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного;
 текста.

4 класс
Личностные результаты
 ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
 способность к самооценке;
 чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознание этнической
принадлежности;
 представления об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов,
моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках;
 ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков
других людей;
 регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и
этическими требованиями;
 эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в
конкретных поступках;
 эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой;
 познавательная мотивация учения;
 чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней;
 устойчивое стремление следовать в поведении моральным нормам;
 толерантное отношение к представителям разных народов и конфессий.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
 планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью;
 учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового
художественного текста;
 выполнять учебные действия в устной и письменной форме;
 вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.
 ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с
учителем;
 самостоятельно оценивать правильность выполненных действий как по ходу их
выполнения, так и в результате проведённой работы; планировать собственную
читательскую деятельность.
Познавательные УУД
 находить нужную информацию, используя словари, помещённые в учебнике
(толковый, синонимический, фразеологический);
 выделять существенную информацию из текстов разных видов;
 сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным
критериям;
 устанавливать причинно - следственные связи между словами, чувствами,
побуждениями и поступками героев произведений;
 устанавливать аналогии.
 осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды
библиотек и Интернет;
 сравнивать и классифицировать жизненные явления, типы литературных произведений,
героев, выбирая основания для классификации;
 строить логические рассуждения, включающие определение причинно -следственных
связей в устной и письменной форме, в процессе анализа литературного произведения
и на основании собственного жизненного опыта;

 работать с учебной статьёй (выделять узловые мысли, составлять план статьи).
Коммуникативные УУД
 работая в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
 аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при
выработке решения;
 точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию;
 оказывать
в
сотрудничестве
необходимую
взаимопомощь,
осуществлять
взаимоконтроль;
 владеть диалогической формой речи;
 корректно строить речь при решении коммуникативных задач.
 понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы;
 задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе.
Предметные результаты
Выпускник научится
 читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл
прочитанного (вслух — примерно 90 слов в минуту, про себя — примерно 120 слов в
минуту);
 читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного
произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и
темпа речи, выражая таким образом понимание прочитанного;
 прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям;
 находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать её
своими словами;
 различать последовательность событий и последовательность их изложения;
 выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный планы изложения
текста с помощью учителя, формулировать вопросы ко всему тексту и отдельным его
частям;
 пересказывать текст сжато, подробно, выборочно, с включением описаний, с заменой
диалога повествованием, с включением рассуждений;
 обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию;
ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в
детской библиотеке;
 составлять краткие аннотации к рекомендованным книгам; ориентироваться в
справочниках, энциклопедиях, детских периодических журналах;
 соотносить поступки героев с нравственными нормами;
 ориентироваться в научно - популярном и учебном тексте, использовать полученную
информацию.
Выпускник получит возможность научиться
 составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном
уровне в устной и письменной речи;
 высказывать своё суждение об эстетической и нравственной ценности художественного
текста;
 высказывать своё отношение к героям и к авторской позиции в письменной и устной
форме;
 создавать текст по аналогии и ответы на вопросы в письменной форме.

Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных
текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы
по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий,
осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному
учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.
Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному
чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом
чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для
читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и
интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков
препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача
их с помощью интонирования
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по
объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное,
выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию.. Понимание
особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.
Работа с разными видами текста
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научнопопулярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов
текста. Особенности фольклорного текста.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование
содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и
самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с
разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме,
слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст.
Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Первые книги
на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная,
справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация,
иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние
показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).
Типы книг (изданий): книга произведение, книга сборник, собрание сочинений,
периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским
книгам
в
библиотеке.
Алфавитный
каталог.
Самостоятельное
пользование
соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения
Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств
языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение
общечеловеческих нравственных правил и отношений.
Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения
героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина»,
представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере
народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов.
Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка:
последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного
произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных
средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и
событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление
поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою
на основе анализа текста, авторских помет, имен героев.
Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки
и речь.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и
краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных
или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части,
определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и
всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в
виде самостоятельно сформулированного высказывания.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя
произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое),
описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное
описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений
по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами.
Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием.
Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации).
Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских
рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приемами
анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей.
Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем.
Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению
текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный
пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).
Говорение (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать
вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не
перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по
обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному
тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный

опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство
с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность),
целенаправленное пополнение активного словарного запаса.
Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание
небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме)
ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания
прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и
художественного
текстов.
Передача
впечатлений
(из
повседневной
жизни,
художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание,
рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного
высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы,
сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных
линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места
действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств
языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание,
рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.
Круг детского чтения
Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения
классиков отечественной литературы XIX–ХХ вв., классиков детской литературы,
произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера
России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.
Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая,
научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические
издания (по выбору).
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине,
природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.
Творческая деятельность
Выпускник научится
 читать по ролям художественное произведение;
 создавать текст на основе плана;
 придумывать рассказы по результатам наблюдений с включением описаний,
рассуждений, анализом причин происшедшего;
 писать (на доступном уровне) сочинение на заданную тему, отзыв о прочитанной
книге, кинофильме, телевизионной передаче;
 участвовать в драматизации произведений, читать наизусть лирические произведения,
отрывки прозаических текстов;
 создавать сочинения по репродукциям картин и серии иллюстраций.

Выпускник получит возможность научиться
 создавать творческий пересказ произведения или его фрагмента от имени одного из
героев, придумывать продолжение истории персонажа и сюжета;
 создавать иллюстрации к произведениям;
 создавать в группе сценарии и проекты.
Литературоведческая пропедевтика
Выпускник научится
• выделять выразительные средства языка и на доступном уровне объяснять их
эмоционально - смысловые значения;
• определять (на доступном уровне) основные особенности малых жанров фольклора,
народных сказок, мифов, былин, стихотворений, рассказов, повестей, басен;
• выделять слова автора, действующих лиц, описание пейзажа, внешности героев, их
поступков, бытовые описания;
• вводить в пересказ элементы описания, рассуждения, использовать цитирование;
• определять отношение автора к персонажам, рассказывать, как оно выражено;
• различать жанры, преимущественно путём сравнения (сказка — басня, сказка —
былина, сказка — рассказ и др.);
• находить рифмы, примеры звукописи, образные слова и выражения, объяснять их
смысл.
Выпускник получит возможность научиться
• делать элементарный анализ литературных текстов, используя некоторые понятия
(фольклорная и авторская литература, структура текста, автор, герой), средства
художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
• создавать прозаический и поэтический текст по аналогии, используя средства
художественной выразительности, включённые в конкретное произведение.

Содержание учебного предмета
2 класс
Раздел 1. Мир детства (18 ч)
Я и книги (3 ч)
Не торопись отвечать, торопись слушать
Е. Н. Егорова. «Детство Александра Пушкина» (глава «Нянины сказки»).
Т. А. Луговская. «Как знаю, как помню, как умею» (фрагмент).
Л.К Чуковская. Памяти детства. Мой отец Корней Чуковский.
Я взрослею (6 ч)
Как аукнется, так и откликнется
Пословицы об отношении к другим людям.
Л. И. Кузьмин. «Дом с колокольчиком».
В. В. Бианки. «Сова».
Воля и труд дивные всходы дают
Пословицы о труде.
Б. В. Шергин. «Плотник думает топором».
Е. А. Пермяк. «Маркел-самодел и его дети».
Кто идёт вперёд, того страх не берёт
Пословицы о смелости.
В. В. Голявкин. «Этот мальчик».
С. П. Алексеев. «Медаль».
Я и моя семья (4 ч)
Семья крепка ладом
Л. Н. Толстой. «Отец и сыновья».
М. В. Дружинина. «Очень полезный подарок».
С. Г. Георгиев. «Стрекот кузнечика».
В. В. Голявкин. «Мой добрый папа» (фрагмент).
Пословицы.
Я фантазирую и мечтаю (5 ч)
Мечты, зовущие ввысь
Н. К. Абрамцева. «Заветное желание».
Е. В. Григорьева. «Мечта».
Л. Н. Толстой. «Воспоминания» (глава «Фанфаронова гора»).
Раздел 2. Россия – Родина моя (16 ч)
Люди земли русской (4 ч)
В. А. Бахревский. «Виктор Васнецов» (глава «Рябово»).
М. А. Булатов, В. И. Порудоминский. «Собирал человек слова… Повесть о В. И. Дале»
(фрагмент).
М. Л. Яковлев. «Сергий Радонежский приходит на помощь» (фрагмент).
И.К. Языкова. «Преподобный Сергий Радонежский».

Народные праздники, связанные с временами года (6 ч)
Хорош праздник после трудов праведных
И. С. Шмелёв. «Лето Господне» (фрагмент главы «Масленица»).
Песни-веснянки.
Л. Ф. Воронкова. «Девочка из города» (глава «Праздник весны»).
В. А. Жуковский. «Жаворонок».
А. С. Пушкин. «Птичка».
А.А. Коринфский «Август-собериха».
А.А. Коринфский «Спожинки».
О родной природе (6 ч)
Уж ты нива моя, нивушка
И. С. Никитин. «В чистом поле тень шагает».
Минутная краса полей
Л.Ф. Воронкова «Подснежники».
Ю. И. Коваль. «Фарфоровые колокольчики».
М. С. Пляцковский. «Колокольчик».
Поляны муравы одели
В. А. Солоухин. «Трава» (фрагмент).
Е.А. Благинина «Журавушка».

3 класс
Раздел 1. «Мир детства» (17 ч)
Я и книги
Пишут не пером, а умом
В.И. Воробьев Мой дневник
И. Краева Письмописательское искусство
В.П. Крапивин День рождения
Т.В. Толстая Детство Лермонтова
Я взрослею
Жизнь дана на добрые дела
Л.Л.Яхнин Последняя рубашка
И.А. Буковский Последняя рубашка
Живи по совести
В.П. Засидомский Гришина милостыня
Н.Г. Волкова Дребни-Дон
В.Н. Куприн Сушеная малина
Пословицы
В дружной семье и в холод тепло
В.М. Шушкин Как зайка летал на воздушных шариках
А.Л. решетов Зернышки спелых яблок
О.Ф. Кургузов Душа на распашку
Я фантазирую и мечтаю
В.П. Крапивин Зеленая грива
Л.К. Чуковская Памяти детств. Мой отец - Корней Чуковский
В.П. Крапивин Что такое стихия
Г.А. Скребицкий Чему научила сказка
Раздел 2. «Россия – Родина моя» (17 ч)
Люди земли Русской
Н.М. Коняев Правнуки богатырей
Л.М. Демин Рассказывает бывалый человек
В.А. Бахревский Семен Дежнев
О.М. Гурьян Мальчик из Холмогор
М.В. Ломоносов Вечернее размышление о Божием величестве
А.Н. Майков Ломоносов
От праздника к празднику
Всякая душа празднику рада
В.А. Никифоров-Волгин Серебряная медаль
Е.В. Григорьева Радость
А.А. Коринфский Христославы
А.Н. Майков Христос Воскрес!
А.И. Куприн Пасхальные колокола
Саша Черный Пасхальный визит

К.М. Фофанов «Под напев молитв пасхальных…»
О родной природе
Неразгаданная тайна в чащах леса
И.С. Никитин Лес
К.Г. Паустовский Клад
Течет, течет – не вытечет
Загадки
М.М. Пришвин Река
В.П. Астафьев Ночь темная –темная
В.Г. Распутин Горные речки
Шел седой старик туман
И.П. Токмакова Туман
В.П. Астафьев Зорькина песня

4 класс
Мир детства (16 часов)
Я и книги. Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Из далёкого прошлого» (глава «Книжка с картинками»).
Испокон века книга растит человека. И.А. Гончаров Фрегат «Паллада»
С. Т. Аксаков. «Детские годы Багрова-внука» (фрагмент главы «Последовательные
воспоминания»).
С. Т. Григорьев. «Детство Суворова» (фрагмент).
Я взрослею. Скромность красит человека. Л.Л. Яхнин «Храбрец»
И. П. Токмакова. «Разговор татарника и спорыша».
Е. В. Клюев. «Шагом марш».
Любовь всё побеждает. Б. П. Екимов «Ночь исцеления».
И.А. Мазнин «Летний вечер»
Я и моя семья. Такое разное детство.
К. В. Лукашевич. «Моё милое детство» (фрагмент).
М. В. Водопьянов. «Полярный лётчик (главы «Маленький мир», «Мой первый «полет»).
Е.Н.Верейская «Наташа пишет письмо ночью и затем его сжигает»
Я фантазирую и мечтаю. Придуманные миры и страны.
Т. В. Михеева. «Асино лето» (фрагмент).
В. П. Крапивин. «Голубятня на желтой поляне» (фрагменты).
Оценка достижений. Тест по разделу «Мир детства»
Россия – Родина моя (18 часов)
Люди земли Русской. Е. В. Мурашова. «Афанасий Никитин» (глава «Каффа»).
К.И.Кунин «За три моря. Путешествие Афанасия Никитина».
Афанасий Никитин «Хождение за три моря»
Люди земли Русской. В.А.Гагарин «Мой брат Юрий»
Ю.А.Гагарин «Сто восемь минут».
Г.С.Титов «Наш Гагарин»
Что мы Родиной зовём. Широка страна моя родная.
А. Д. Дорофеев. «Веретено»,
А. Д. Дорофеев. «Сказ о валдайских колокольчиках».
М.Я Бородицкая « В гостях у лесника». Г.Я Снегирёв «Карликовая берёзка» В. Г.
Распутин. «Саяны».
О родной природе. Мороз невелик, да стоять не велит. Загадки и пословицы.
Отрывки из русской народной сказки «Морозко»,В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович»,
В. Д. Берестов. «Мороз» и др.
Д.Б.Кедрин «Мороз на стеклах»
Н.Н.Асеев «Такой мороз»
На небе стукнет, на земле слышно. Загадки и пословицы. М.М.Зощенко «Гроза
», А.А. Блок « Перед грозой», «После грозы».
Ветер, ветер, ты могуч… Загадки и пословицы .
В.А. Солоухин «Ветер»
Итоговая диагностическая работа. Оценка достижений.

Тематический план
2 класс

№
п/п

Номер
раздела
и темы
урока

1

1

2

2

3

3

4

1

5
6

2
3

7

4

8

5

9

6

10
11

1
2

12
13

3
4

14

1

15
16
17
18

2
3
4
5

19
20

1
2

Тема урока

Кол-во
часов
по
теме

Раздел I. Мир детства (18 ч)
Я и книги (3 ч)
Не торопись отвечать, торопись
1
слушать.
Е.Н. Егорова. «Нянины сказки»
Т.А. Луговская. « Как знаю, как помню,
1
как умею»
Л.К. Чуковская. Памяти детства. Мой отец
1
Корней Чуковский
Я взрослею (6ч)
Как аукнется, так и откликнется
1
Пословицы. Л.И. Кузьмин. «Дом с
колокольчиком»
В.В. Бианки. «Сова»
1
Воля и труд дивные всходы дают.
1
Б.В. Шергин. «Плотник думает топором»
Е.А. Пермяк. «Маркел-Самодел и его
1
дети»
Кто идёт вперёд, того страх не берёт
1
В.В. Голявкин. «Этот мальчик»
С.П. Алексеев. «Медаль».
1
Пословицы
Я и моя семья (4ч)
Л.Н. Толстой. «Отец и сыновья».
1
М.В. Дружинина. «Очень полезный
1
подарок».
С.Г. Георгиев. «Стрекот кузнечика».
1
В.В. Голявкин. «Мой добрый папа».
1
Пословицы.
Я фантазирую и мечтаю (5 ч)
Мечты, зовущие ввысь
1
Н.К. Абрамцева. «Заветное желание»
Н.К. Абрамцева. «Заветное желание»
1
Е.В. Григорьева. «Мечта»
1
Л.Н. Толстой. Воспоминания
1
Обобщение по разделу. Проверочная
1
работа по итогам изучения раздела
Раздел 2. Россия – Родина моя (16 ч)
Люди земли русской (4 ч)
В.А. Бахревский «Рябово»
1
М.А. Булатов, В.И. Порудоминский
1
«Собирал человек слова»

Корректировка
рабочей
программы
(дата, причина)

21

3

22

4

23

1

24

2

М.Л. Яковлев. Сергий Радонежский
1
приходит на помощь
И. К. Языкова. Преподобный Сергий
1
Радонежский
Народные праздники, связанные с временами года (6 ч)
Хорош праздник после трудов праведных.
1
И.С. Шмелёв «Масленица»
Песни-веснянки
1

25
26

3
4

Л.Ф. Воронкова. «Праздник весны»
В.А. Жуковский. «Жаворонок»

1
1

27
28

5
6

1
1

29

1

30

2

31

3

32

4

33

5

34

6

А.С. Пушкин. «Птичка»
А.А. Коринфский. «Август-собериха».
А.А. Коринфский. «Спожинки»
О родной природе (6ч)
Уж ты нива, моя нивушка. Загадка.
И.С. Никитин. « В чистом поле тень
шагает»
Минутная краса полей.
Л.Ф. Воронкова. «Подснежники»
Ю.И. Коваль. «Фарфоровые
колокольчики». М.С. Пляцковский
«Колокольчик»
Поляны муравы одели. В.А. Солоухин.
«Трава». Е.А. Благинина. «Журавушка»
Проверочная работа по итогам изучения
раздела
Подведение итогов года. Выставка
творческих работ

1

1
1

1
1
1

3 класс
№
п/п

Номер
раздела
и темы
урока

1

1

2

2

3
4

3
4

5

1

6

2

7
8
9
10

3
4
5
6

11

1

12
13

2
3

14
15

1
2

16
17

3
4

18
19

1
2

20

3

21
22
23

4
5
6

24

1

25

2

Тема урока

Кол-во
часов

Глава 1. «Мир детства» (17 ч)
Раздел 1. Я и книга 4 ч
Пишут не пером, а умом. В.И. Воробьев
1
«Мой дневник»
И. Краева «Письмописательное
1
искусство»
В.П. Крапивин «День рождения»
1
Т.В. Толстая «Детство Лермонтова»
1
Раздел 2. Я взрослею 6 ч
Жизнь дана на добрые дела. Л.Л. Яхнин
1
«Последняя рубашка», Ю.А. Буковский
«О Доброте – злой и доброй»
Живи по совести. П.В. Засодимский
1
«Гришина милостыня»
Н.Г. Волкова «Дреби-Дон»
1
Н.Г. Волкова «Дреби-Дон»
1
В.Н. Крупин «Сушеная малина»
1
Пословицы
1
Раздел 3. В дружной семе и в холод тепло 3 ч
В.М. Шукшин «Как зайка летал на
1
воздушных шариках»
А.Л. Решетов «Зернышки спелых яблок»
1
О.Ф. Кургузов «Душа на распашку»
1
Раздел 4. «Я фантазирую и мечтаю» 4 ч
В.П. Крапивин «Зеленая Грива»
1
Л.К. Чуковская «Памяти детства. Мой
1
отец – Корней Чуковский»
В.П, Крапивин «Что такое стихия»
1
Г.А. Скребицкий «Чему научила сказка»
1
Глава 2. «Россия –Родина моя» (17 ч)
Раздел 5. Люди земли Русской 6 ч
Н.М. Коняев. Правнуки богатырей
Л.М. Демин. Рассказывает бывалый
1
человек
В.А. Бахревский. «Семен Дежнев», «В
1
Москве»
О.М. Гурьян. Мальчик из Холмогор
1
О.М. Гурьян. Мальчик из Холмогор
1
М.В.Ломоносов. Вечернее размышление
1
о Божием величестве
Раздел 6. От праздника к празднику 4 ч
В.А. Никифоров - Волгин «Серебряная
1
метель»
Е.В. Григорьева «Радость», А.А.
1
Корфинский «Христославы», А.Н.
Майков «Христос Воскрес!», К.М.

Корректировка
рабочей
программы
(дата, причина)

26
27

3
4

28

1

29
30
31

2
3
4

32
33

5
6

34

7

Фофанов «Под напев молитв
пасхальных»
А.И. Куприн «Пасхальные колокола»
Саша Черный «Пасхальный визит»
Раздел 7. О родной природе 7 ч
Неразгаданная тайна в чащах лесах…
И.С. Никитин «Лес»
К.Г. Паустовский «Клад»
Течет, течет – не вытечет… Загадки
М.М. Пришвин «Река», В.П. Астафьев
«Ночь темная-темная»
В.Г. Распутин «Горные речки»
Шел седой старик туман… И.П.
Токмакова «Туман», В.П. Астафьев
«Зорькина песня»
Обобщающий урок. Итоги года

1

1
1
1
1
1

1

4 класс
№
п/п

Номер
раздела
и темы
урока

1

1

2

2

3

3

4

4

5

5

6

6

7
8

7
8

9
10

9
10

11

11

12

12

13

13

14
15

14
15

16

16

17

1

18

2

19

3

20

4

21
22

5
6

Тема урока

Кол-во
часов

Раздел 1 Мир детства (16 ч)
Я и книги. Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Из
далёкого прошлого» (глава «Книжка с
картинками»)
Испокон века книга растит человека. И.А.
Гончаров Фрегат «Паллада»
С. Т. Аксаков. «Детские годы Багровавнука» (фрагмент главы
«Последовательные воспоминания»)
С. Т. Григорьев. «Детство Суворова»
(фрагмент)
Я взрослею. Скромность красит человека.
Л.Л. Яхнин «Храбрец»
И. П. Токмакова. «Разговор татарника и
спорыша»
Е. В. Клюев. «Шагом марш»
Любовь всё побеждает. Б. П. Екимов
«Ночь исцеления»
И.А. Мазнин «Летний вечер»
Я и моя семья. Такое разное детство.
К. В. Лукашевич. «Моё милое детство»
(фрагмент)
М. В. Водопьянов. «Полярный лётчик
(главы «Маленький мир», «Мой первый
«полет»)
Е.Н.Верейская «Наташа пишет письмо
ночью и затем его сжигает»
Я фантазирую и мечтаю. Придуманные
миры и страны
Т. В. Михеева. «Асино лето» (фрагмент).
В. П. Крапивин. «Голубятня на желтой
поляне» (фрагменты)
Оценка достижений. Тест по разделу «Мир
детства»
Раздел 2. Россия – Родина моя (18 ч)
Люди земли Русской. Е. В. Мурашова.
«Афанасий Никитин» (глава «Каффа»)
К.И.Кунин «За три моря. Путешествие
Афанасия Никитина»
Афанасий Никитин «Хождение за три
моря»
Люди земли Русской. В.А.Гагарин «Мой
брат Юрий»
Ю.А.Гагарин «Сто восемь минут»
Г.С.Титов «Наш Гагарин»

1

1
1

1
1
1
1
1
1
1

1

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

Корректировка
рабочей
программы
(дата, причина)

23

7

24

8

25

9

26

10

27

11

28
29
30
31

12
13
14
15

32
33

16
17

34

18

Что мы Родиной зовём. Широка страна моя
родная. А. Д. Дорофеев. «Веретено»
А. Д. Дорофеев. «Сказ о валдайских
колокольчиках»
М.Я Бородицкая « В гостях у лесника».
Г.Я Снегирёв «Карликовая берёзка» В. Г.
Распутин. «Саяны»
О родной природе. Мороз невелик, да
стоять не велит. Загадки и пословицы
Отрывки из русской народной сказки
«Морозко»,В.Ф.Одоевский «Мороз
Иванович»
В. Д. Берестов. «Мороз» и др.
Д.Б.Кедрин «Мороз на стеклах»
Н.Н.Асеев «Такой мороз»
На небе стукнет, на земле слышно. Загадки
и пословицы. М.М.Зощенко «Гроза
А.А. Блок « Перед грозой», «После грозы»
Ветер, ветер, ты могуч… Загадки и
пословицы . В.А. Солоухин «Ветер»
Итоговая диагностическая работа. Оценка
достижений

1
1
1

1
1

1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 12.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(301)4459237

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».