РП лит чтение 2022-25

Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 2-4
соответствии с нормативными документами:

разработана в

- Федеральный закон Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании
в Российской Федерации» с изменениями от 02 июля 2021 года.
- Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021г. № 115 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 «Об
утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями от 26
ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31
декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.).
- Приказом Министерства просвещения РФ от 11 декабря 2020 г. № 712 «О внесении
изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты
общего образования по вопросам воспитания обучающихся».
- Примерная образовательная программа начального общего образования (одобрена
решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию,
протокол от 08.04.2015 г. №1/15).
- Основная образовательная программа начального общего образования МОУ
«Таловская СОШ».
- Учебный план МОУ «Таловская СОШ».
- Годовой учебный календарный график МОУ «Таловская СОШ».
- Положение о разработке и утверждении рабочих программ.
- Авторская программа начального общего образования по предмету «Литературное
чтение» в 2-4 классах под редакцией Л.Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В.
Головановой, УМК «Школа России». (Рабочие программы. Литературное чтение. 2-4
классы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Ф. Климановой, В. Г.
Горецкого, М. В. Головановой: М.: Просвещение, 2015-2018г.

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
2 класс
№ п/п

Предмет

1

2

1

Литературное
чтение

Название учебной
программы
4
«Школа России»

Используемые учебники
5
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г.,
Голованова М.В и др. Литературное
чтение. - М.: Просвещение, 2015 ч.1,2

3 класс
№ п/п

Предмет

1

2

1

Литературное
чтение

Название учебной
программы
4
«Школа России»

Используемые учебники
5
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г.,
Голованова М.В и др. Литературное
чтение. - М.: Просвещение, 2015 ч.1,2

4 класс
№ п/п

Предмет

1

2

1

Литературное
чтение

Название учебной
программы
4
«Школа России»

Используемые учебники
5
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г.,
Голованова М.В и др. Литературное
чтение. - М.: Просвещение, 2065 ч.1,2

В данной рабочей программе на изучение предмета «Литературное чтение»
отводится 272 часов учебного времени:
- 2 класс — 3 часа в неделю (34 учебных недели — 102 часов в год);
- 3 класс — 3 часа в неделю (34 учебных недели — 102 часов в год);
- 4 класс — 2 часа в неделю (34 учебных недели — 68 часов в год);

Планируемые результаты освоения учебного предмета
2 класс
Личностные результаты
 формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ,
становление гуманистических и демократических ценностных ориентации
многонационального российского общества;
 формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир
в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
 воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей,
ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений
художественной литературы;
 развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
 формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной
национальной принадлежности;
 овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
 принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
 развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах общения;
 развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных
произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
 наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным
и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ
жизни.
Метапредметные результаты
 овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств её осуществления;
 освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
 формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять
наиболее эффективные способы достижения результата;
 формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
 использование знаково-символических средств представления информации о
книгах;
 активное использование речевых средств для решения коммуникативных и
познавательных задач;
 использование различных способов поиска учебной информации в справочниках,
словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами;
 овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и
задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с
задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

 овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных
связей, построения рассуждений;
 готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки
зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою
точку зрения и оценку событий;
 умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности,
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей
её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
 готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов
сторон и сотрудничества.
Предметные результаты
 понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства
сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
 осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений
о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических
представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
 достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской
компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про
себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных
и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
 использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное,
поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику
различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать
нравственную оценку поступков героев;
 умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться
справочными источниками для понимания и получения дополнительной
информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
 умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать
причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить
текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства
выразительности, пересказывать произведение;
 умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности
научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На
практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи
(повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ
на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на
прочитанное произведение;
 развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный
текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников,
по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Виды речевой и читательской деятельности
Выпускник научится
 осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения;
 понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение
опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации);

 осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании)
содержание различных видов текстов, выявлять их специфику (художественный,
научно-популярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героев
произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять
последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или
прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту;
 оформлять свою мысль в монологическое речевой высказывание небольшого
объема (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по
предложенной теме или отвечая на вопрос;
 вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая
правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного и
прочитанного произведения;
 работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его
многозначность), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;
 читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать смысл
прочитанного);
 читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения;
 ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность
поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с
нравственными нормами;
 использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов: устанавливать
причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения; делить
текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; находить различные
средства выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
 передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики
научно-популярного, учебного и художественного текстов; передавать содержание
текста в виде пересказа (полного или выборочного);
 коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на
текст или собственный опыт;
 ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник
произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно
осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному
желанию;
 составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к
чтению) на литературное произведение по заданному образцу;
 самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующим возрасту
словарями и справочной литературой;
Выпускник получит возможность научиться
 воспринимать художественную литературу как вид искусства;
 осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и
высказывать собственное суждение;
 осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное,
поисковое) в зависимости от цели чтения;
 определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его
поступкам;
 доказывать и подтверждать фактами из текста собственное суждение;
 на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи
(повествование - создание текста по аналогии, рассуждение - письменный ответ на
вопрос, описание - характеристика героя);
 писать отзыв о прочитанной книге;

 работать с тематическим каталогом;
 работать с детской периодикой.
Творческая деятельность
Выпускник научится
 читать по ролям литературное произведение;
 использовать различные способы работы с деформированным текстом
(устанавливать причинно-следственные связи, последовательность событий,
этапность в выполнении действий; давать характеристику героя; составлять текст
на основе плана);
 создавать собственный текст на основе художественного произведения,
репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на
основе личного опыта;
Выпускник получит возможность научиться
 творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;
 создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;
 работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;
 способам написания изложения.
Литературоведческая пропедевтика
Выпускник научится
 сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя
два - три существенных признака;
 отличать прозаический текст от поэтического;
 распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки,
пословицы);
Выпускник получит возможность научиться
 сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов,
используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература,
структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности
(сравнение, олицетворение, метафора);
 определять позиции героев и автора художественного текста;
 создавать прозаический или поэтический по аналогии на основе авторского текста,
используя средства художественной выразительности (в том числе из текста).

3 класс
Личностные результаты
 формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ,
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций
многофункционального российского общества;
 формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир
в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
 воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей,
ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений
художественной литературы;
 развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
 формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной
национальной принадлежности;
 овладение начальными навыками адаптации к школе, школьному коллективу;
 принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
 развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах общения;
 развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных
произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
 наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным
и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ
жизни.
Метапредметные результаты
 овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств её осуществления;
 освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
 формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
 формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
 использование знаково-символических средств представления информации о
книгах;
 активное использование речевых средств для решения коммуникативных и
познавательных задач;
 использование различных способов поиска учебной информации в справочниках,
словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами;
 овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и
задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с
задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
 овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных
связей, построения рассуждений;

 готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки
зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою
точку зрения и оценку событий;
 умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности,
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей
её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
 готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов
сторон и сотрудничества.
Предметные результаты
 понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства
сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
 осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений
о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических
представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование
потребности в систематическом чтении;
 достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской
компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение чтением вслух и про
себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных
и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
 использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное,
поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику
различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать
нравственную оценку поступков героев;
 умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться
справочными источниками для понимания и получения дополнительной
информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
 умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать
причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить
текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства
выразительности, пересказывать произведение;
 умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности
научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На
практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи
(повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на
вопрос, описание – характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное
произведение;
 развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный
текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников,
иллюстраций, на основе личного опыта.
Виды речевой и читательской деятельности
Выпускник научится
 осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции
семьи и школы, осмысленно готовится к национальным праздникам; составлять
высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни
семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и
товарищами по классу;

 употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на
заданную тему;
 читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё
отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова,
соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
 понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при
этом испытывает, как это характеризует самого поэта;
 рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять
данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях;
предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных
дилем;
 пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя
(учебника);
 осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию
главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или
поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор,
находить этому доказательства в тексте;
 задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в
тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или
подтверждения собственного мнения;
 делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на
составленный под руководством учителя план;
 находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной,
домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации
опираться на информационный аппарат книги, её элементы; получать удовольствие
от самостоятельного чтения произведений различных жанров; делиться своими
впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о
прочитанных книгах;
 пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.
Выпускник получит возможность научиться
 понимать значимость великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого,
Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;
 читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в
предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и
героям произведения;
 пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и
осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их
нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости,
трудолюбия), присущие практически всем российским гражданам; эстетически
воспринимать произведения литературы, замечать красивое образное слово в
поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно
создавать яркий и неожиданный образ;
 участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из
прочитанных произведений, иллюстрирующие образец нравственного поведения;
 формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту;
находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие
собственный взгляд на проблему;
 делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план
для пересказа, продумывать связки для соединения частей;

 домысливать образ, данный автором лишь намёком, набросанный некоторыми
штрихами, создавать словесный портрет на основе авторского замысла;
 выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение,
паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством,
басня читается с сатирическими нотками и пр.);
 находить в произведениях средства художественной выразительности (сравнение,
эпитет);
 готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и
выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской
библиотеке; пользоваться предметным и систематическим каталогом в школьной
библиотеке.
Творческая деятельность
Выпускник научится
 сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в
соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
 писать небольшие по объему сочинения и изложения о значимости чтения в
жизни человека, по пословице, по аналогии с прочитанным текстом –
повествованием;
 пересказывать содержание произведения выборочно и сжато;
 сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные
ценности русского человека, осознавать русские национальные традиции и
праздники, описываемые в народных сказках.
Выпускник получит возможность научиться
 пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь
на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую
последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать
текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего
вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;
 составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на
основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных
рассказов);
 подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки,
высказывания мудрецов, известных писателей, артистов, учёных по данной теме,
делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы
жизни; готовить проекты на тему «Русские национальные праздники», «Русские
традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.; участвовать в
литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках,
посвящаемых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях;
 писать отзыв на прочитанную книгу.
Литературоведческая пропедевтика
Выпускник научится
 понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
 определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её
своими словами; соотносить с пословицами и поговорками;
 понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить
этому доказательства в тексте;

 осмыслять специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни,
лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить
в тексте доказательства различия и сходства;
 находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение,
олицетворение).
Выпускник получит возможность научиться
 сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов,
используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература,
структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности
(сравнение, олицетворение, метафора);
 определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
 создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского
текста, используя средства художественной выразительности.

4 класс
Личностные результаты
 формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ,
становление гуманистических и демократических ценностных ориентации
многонационального российского общества;
 формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир
в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
 воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей,
ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений
художественной литературы;
 развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
 формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов, выработка умения терпимо относится к людям иной национальной
принадлежности;
 овладение начальными навыками адаптации к школе, школьному коллективу;
 принятие и освоение социальной роли обучающегося, развития мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
 развитие самостоятельности и личной ответственности за сноп по ступки на
основе представлений о нравственных нормах общения;
 развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных
произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
 наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным
и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ
жизни.
Метапредметные результаты
 овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств её осуществления;
 освоение, способами решения проблем творческого и поискового характера;
 формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
 формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
 использование знаково-символических средств представления информации о
книгах;
 активное использование речевых средств для решения коммуникативных и
познавательных задач;
 использование различных способов поиска учебной информации в справочниках,
словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами;
 овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и
задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с
задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
 овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных
связей, построения рассуждений;

 готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки
зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою
точку зрения и оценку событий;
 умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности,
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей
её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
 готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов
сторон и сотрудничества.
Предметные результаты
 понимание литературы как явления национальной и мировой литературы, средства
сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
 осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений
о Родине и ее людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических
представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование
потребности в систематическом чтении;
 достижение необходимого для продолжения образовании уровня читательской
компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про
себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных
и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
 использование разных видов чтения изучающее (смысловое, выборочное,
поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику
различных текстов, участвовать в их обсуждении и давать и обосновывать
нравственную оценку поступков героем;
 умение самостоятельно выбирать интересующую литературу пользоваться
справочными источниками для понимания и получения дополнительной
информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
 умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать
причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить
текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства
выразительности, пересказывать произведение;
 умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности
научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На
практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи
(повествование — создание текста по аналогии, рассуждение - письменный ответ
на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на
прочитанное произведение;
 развитие художественно-творческих способностей, умение создавать
 собственный текст на основе художественного произведения, репродукции
 картин художников, иллюстраций, на основе личного опыта.
Виды речевой и читательской деятельности
Выпускник научится
 проявлять интерес к чтению, использовать чтение как универсальное умение для
работы с любым произведением и любым источником информации, для
обогащения читательского опыта;
 воспринимать умение читать как инструмент для своего интеллектуального,
духовно- нравственного, эстетического развития, способ приобретения знаний и
опыта;

 пользоваться чтением для решения различных учебных задач и удовлетворения
читательского интереса, поиска нужной информации на межпредметном уровне;
 читать вслух и молча в темпе, позволяющем понимать и осознавать прочитанное
(читать вслух не менее 90 слов в минуту, молча — не менее 120 слов в
соответствии с индивидуальными возможностями);
 читать выразительно подготовленные или изученные произведения из круга
чтения, определяя задачу чтения в соответствии с орфоэпическими нормами;
 пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым,
просмотровым (выборочным)), осознавать и объяснять выбор вида и формы чтения
для той или иной работы;
 различать художественную, научно-популярную, учебную и справочную
литературу;
 ориентироваться в содержании художественного произведения, прослушанного
или прочитанного;
 самостоятельно определять тему, жанр, авторскую принадлежность и главную
мысль; выделять сюжетную линию: устанавливать причинно-следственную связь в
развитии событий и их последовательность, отвечать на вопросы, задавать вопросы
и дополнять ответы одноклассников по сюжету произведения;
 работать с учебным, научно-популярным и справочным текстами: понимать
смысл, определять тему и выделять микротемы (подтемы), отвечать на вопросы и
задавать вопросы по тексту, дополнять ответы и подтверждать их цитатами из
текста;
 понимать и объяснять поступки героев, высказывать своё мнение о них,
соотносить с нравственными нормами и определять авторскую позицию;
 пересказывать содержание произведения подробно, кратко или выборочно, устно
или письменно;
 выразительно декламировать подготовленные стихотворные произведения;
составлять по образцу краткую аннотацию и отзыв на литературное произведение
или книгу;
 пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно находить нужную книгу в
библиотеке.
Выпускник получит возможность научиться
 воспринимать художественную литературу как вид искусства;
 определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к произведениям,
героям и их поступкам;
 отмечать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения
художественного произведения;
 сравнивать художественные и научно-популярные произведения, выделяя 2-3
отличительные особенности;
 формулировать свою мысль в форме монологического высказывания небольшого
объёма (повествование, рассуждение, описание) с опорой на авторский текст;
 работать с детскими периодическими изданиями (журналы и газеты): находить
нужную информацию, знакомиться с современной детской литературой.
Круг детского чтения
Выпускник научится
 самостоятельно ориентироваться в содержании учебника, в т.ч. по условным
значкам, работать с произведениями в хрестоматии;
 самостоятельно пользоваться разными разделами словаря, помещенного в
учебнике;

 осуществлять выбор книги по тематике, заданной в рубрике «Прочитай эти книги»;
 осуществлять в библиотеке целенаправленный поиск книг по предложенной
тематике и сборников произведений;
 готовить сообщения, используя материалы школьной или публичной библиотеки;
 понимать назначение аннотации на литературное произведение;
 называть одно периодическое литературно-художественное издание.
Выпускник получит возможность научиться
 понимать значимость прочитанного произведения или книги для себя, своего
кругозора;
 составлять сборник своих любимых произведений и аннотацию к нему;
 писать отзыв о произведении (на выбор), используя план написания отзыва;
 создавать презентации книг различной тематики;
 сопоставлять содержание литературных произведений с их экранизацией
(мультипликацией);
 участвовать в организации литературного (поэтического) вечера;
 ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с
произведениями отечественной и зарубежной детской литературы разных эпох.
Литературоведческая пропедевтика
Выпускник научится
 различать тексты произведений: стихотворный и прозаический, учебный,
художественный и научно-популярный, соотносить типы текста с жанром;
 сопоставлять жанры произведений фольклора (сказка, былина, песня, пословица,
загадка) по структуре;
 использовать в речи литературоведческие понятия: произведение, тема и главная
мысль произведения, диалог, монолог герой произведения, автор произведения,
жанр произведения, автор — герой произведения, автор-рассказчик, главный и
второстепенные герои, положительные - и отрицательные герои произведения;
 практически находить в тексте произведения средства выразительности —
эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры и объяснять их роль;
 подбирать к словам синонимы и антонимы, ориентируясь на их контекстное
значение.
Выпускник получит возможность научиться
 сравнивать и характеризовать тексты, используя литературоведческие понятия
(прозаическая и стихотворная форма, фольклорное и авторское произведение);
 находить в тексте диалоги и монологи героев произведений, описания (пейзажи и
портреты героев), повествования и рассуждения;
 различать понятия «произведение», «книга», «периодические издания» (газеты,
журналы), использовать их для решения учебных задач.
Творческая деятельность
Выпускник научится
 читать по ролям литературное произведение, инсценировать произведение,
моделировать «живые картины» к эпизодам произведения или элементам сюжета
(вступление, кульминация, заключение);
 создавать по аналогии произведения разных жанров (загадки, сказки, рассказы,
былины);

 выполнять индивидуально, в парах или группах тематические проекты (собирать
информацию, оформлять материал по проекту в виде рукописных книг, книгсамоделок; представлять результаты работы на конкурсах, предметных неделях,
библиотечных уроках, школьных праздниках);
 писать небольшие сочинения на заданную тему по иллюстрациям или
репродукциям картин к произведению; отзывы о произведениях, о героях
произведений.
Выпускник получит возможность научиться
 творчески пересказывать текст произведения от имени героя, от лица автора, от
своего имени;
 сочинять стихотворные тексты по заданным строфам и рифмам;
 пересказывать текст с зачитыванием отдельных эпизодов, читать произведение с
рассказыванием и чтением наизусть отдельных эпизодов;
 создавать собственные тексты (повествование - по аналогии; рассуждение развёрнутый ответ на вопрос; описание - характеристика героя или пейзаж).
Чтение: работа с информацией
Выпускник научится
 находить и выделять главную и второстепенную информацию в тексте
произведения;
 прогнозировать содержание книги, исходя из названия (фамилия автора и
заголовок) и анализа её структуры (оглавление (содержание), аннотация,
титульный лист);
 работать с моделями, таблицами, схемами: сравнивать, дополнять, составлять;
использовать моделирование для решения учебных задач;
 использовать информацию из текстов произведений для описания пейзажей,
портретов героев;
 пользоваться разными источниками информации, печатными и электронными
справочниками (словари, энциклопедии), соответствующими возрасту, сравнивать
информацию из разных источников.
Выпускник получит возможность научиться
 находить явную и скрытую (контекстуальную) информацию в тексте;
 находить необходимую информацию о книгах, об авторах книг и произведений в
справочниках и энциклопедиях, в том числе электронных;
 собирать информацию для выполнения проектов по темам и разделам, обобщать,
развивая эрудицию и читательский кругозор;
 сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников, выявлять
достоверную (противоречивую) информацию.

Содержание учебного предмета
2 класс
Вводный урок по курсу литературного чтения (1ч)
Самое великое чудо на свете (2 ч)
Проект «О чем может рассказать школьная библиотека»
Высказывания о книгах К. Ушинского, М. Горького, Л. Толстого
Напутствие читателю Р. Сефа
Устное народное творчество (10 ч)
Русские народные песни. Потешки и прибаутки. Считалки и небылицы. Загадки.
Русские народные сказки «Петушок и бобовое зернышко», «У страха глаза велики»,
«Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси - лебеди».
Люблю природу русскую. Осень (7 ч)
Осенние загадки. Лирические стихотворения Ф. Тютчева, К. Бальмонта, А. Плещеева,
А. Фета, А. Толстого, С. Есенина
Русские писатели (10 ч)
А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», вступление к поэме «Руслан и Людмила».
И. А. Крылов. Басни.Л. Н. Толстой. Басни и рассказы.
О братьях наших меньших (8 ч)
Веселые стихи о животных А. Шибаева, Б. Заходера, И. Пивоваровой, В. Берестова.
Рассказы о животных М. Пришвина, Е. Чарушина, Б. Житкова, В. Бианки. Научнопопулярный текст Н. Сладкова.
Из детских журналов (7 ч)
Игра в стихах Д. Хармс, Ю. Владимиров, А. Введенский. Проект «Мой любимый
детский журнал»
Люблю природу русскую. Зима (7 ч)
Зимние загадки. Лирические стихотворения И. Бунина, К. Бальмонта, Я. Акима, Ф.
Тютчева, С. Есенина, С. Дрожжина. Русская народная сказка «Два Мороза».
Новогодняя быль С. Михалкова. Веселые стихи о зиме А. Барто, А. Прокофьева
Писатели детям (13 ч)
К. Чуковский. Сказки. «Путаница», «Радость», «Федорино горе». С. Я. Маршак «Кот и
лодыри». С. В. Михалков «Мой секрет», «Сила воли». А. Л. Барто. Стихи. Н. Н. Носов.
Юмористические рассказы для детей.
Я и мои друзья (8 ч)
Стихи о дружбе и друзьях В. Берестова, Э. Мошковской, В. Лунина. Рассказы Н.
Булгакова, Ю. Ермолаева, В. Осеевой.
Люблю природу русскую. Весна (8 ч)
Весенние загадки. Лирические стихотворения Ф. Тютчева, А. Плещеева, А. Блока, И.
Бунина, С. Маршака, Е. Благининой, Э. Мошковской.
И в шутку и всерьез (10 ч)

Веселые стихи Б. Заходера, Э. Успенского, В. Берестова, И. Токмаковой. Веселые
рассказы для детей Э. Успенского, Г. Остера, В. Драгунского.
Литература зарубежных стран (11 ч)
Американские, английские, французские, немецкие народные песенки в переводе С.
Маршака, В. Викторова, Л. Яхнина. Ш. Перро «Кот в сапогах», «Красная Шапочка». Г.
Х. Андерсен «Принцесса на горошине». Эни Хогарт «Мафин и паук». Проект «Мой
любимый писатель-сказочник»

3 класс
Вводный урок (1 ч)
Самое великое чудо на свете (3 ч)
Рукописные книги древней Руси.
Первопечатник Иван Федоров.
Устное народное творчество (12 ч)
Русские народные песни. Докучные сказки. Сказки «Сестрица Аленушка и братец
Иванушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка».
Поэтическая тетрадь 1 (9 ч)
Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья»; А. А. Фет. «Мама! Глянь-ка из
окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...»; И. С. Никитин. «Полно, степь моя,
спать беспробудно...», «Встреча зимы»; И. З. Суриков. «Детство», «Зима».
Великие русские писатели (23 ч)
А. С. Пушкин. «За весной, красой природы...», «Уж небо осенью дышало...», «В тот
год осенняя погода...», «Опрятней модного паркета...», «Зимнее утро», «Зимний вечер»,
«Сказка о царе Салтане...»; И. А. Крылов. «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна»,
«Ворона и Лисица»; М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины», «На севере диком...»,
«Утес», «Осень»; Л. Н. Толстой. «Детство» (отрывок), «Акула», «Прыжок», «Лев и
собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря».
Поэтическая тетрадь 2 (6 ч)
Н. А. Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором», «Дедушка Мазай и
зайцы»; К. Д. Бальмонт. «Золотое слово»; И. А. Бунин. «Детство», «Полевые цветы»,
«Густой зеленый ельник у дороги...».
Литературные сказки (7 ч)
Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Аленушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца —
ДлинныеУши,
Косые
Глаза,
Короткий
Хвост»; В. М. Гаршин.
«Лягушкапутешественница»;В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович».
Были и небылицы (7 ч)
М. Горький.
«Случай
с
Евсейкой»;
К. Г. Паустовский.
«Растрепанный
воробей»; А. И. Куприн. «Слон».
Поэтическая тетрадь 1 (5 ч)
С. Черный. «Что ты тискаешь утенка...», «Воробей», «Слон»; А. А. Блок. «Ветхая
избушка», «Сны», «Ворона»; С. А. Есенин. «Черемуха».
Люби живое (13 ч)
М. М. Пришвин. «Моя Родина»;
И. С. Соколов-Микитов. «Листопадничек»;
В. И. Белов. «Малька провинилась», «Еще про Мальку»; В. В. Бианки. «Мышонок
Пик»; Б. С. Житков.«Про обезьянку»; В. Л. Дуров. «Наша Жучка»; В. П. Астафьев.
«Капалуха»; В. Ю. Драгунский. «Он живой и светится».
Поэтическая тетрадь 2 (5 ч)
С. Я. Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»; А. Л. Барто. «Разлука»,
«В театре»; С. В. Михалков. «Если...»; Е. А. Благинина. «Кукушка», «Котенок».

Собирай по ягодке — наберешь кузовок (8 ч)
Б. В. Шергин. «Собирай по ягодке — наберешь кузовок»; А. П. Платонов. «Цветок на
земле»,
«Еще
мама»;
М. М. Зощенко.
«Золотые
слова»,
«Великие
путешественники»; Н. Н. Носов. «Федина задача», «Телефон»; В. Ю. Драгунский.
«Друг детства».
Зарубежная литература (3 часов)
«Храбрый Персей». Г. Х. Андерсен. «Гадкий утенок».

4 класс
Летописи, былины, жития (5 ч)
Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». «И вспомнил Олег коня
своего». Былины. «Ильины три поездочки». «Житие Сергия Радонежского»
Проект «Создание календаря исторических событий»
Чудесный мир классики (13 ч)
П. П. Ершов «Конек - горбунок». А.С. Пушкин «Няне». «Туча». «Унылая пора! Очей
очарование». «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». М. Ю. Лермонтов «Дары
Терека». «Ашик - Кериб» (турецкая сказка). Л. Толстой «Детство». Басня «Как мужик
убрал камень». А.П. Чехов «Мальчики».
Поэтическая тетрадь (4 ч)
Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид», «Как неожиданно и ярко».
А. А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка». Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух
чист». «Где сладкий шепот». А. Н. Плещеев «Дети и птичка». И. С. Никитин «В синем
небе плывут над полями». Н. А. Некрасов «Школьник». «В зимние сумерки нянины
сказки». И. А. Бунин «Листопад».
Литературные сказки (10 ч)
В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке». В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». П. П.
Бажов «Серебряное копытце». А.С. Аксаков «Аленький цветочек».
Делу время - потехе час (4 ч)
Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». В. Ю. Драгунский «Главные реки». «Что
любит Мишка». В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел».
Страна детства (4 ч)
Б. С. Житков «Как я ловил человечков». К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми
шишками». М. М. Зощенко «Елка».
Поэтическая тетрадь (2 ч)
В.Я. Брюсов. «Опять сон». «Детская». С.А. Есенин «Бабушкины сказки». М. Цветаева
«Бежит тропинка с бугорка…». «Наши царства».
Природа и мы (6 ч)
Д. М. Мамин – Сибиряк «Приемыш».А. И. Куприн «Барбос и Жулька». М. М. Пришвин
«Выскочка». Е. И. Чарушин «Кабан». В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Проект
«Природа и мы».
Поэтическая тетрадь (4 ч)
Б. Л. Пастернак «Золотая осень». Д. Б. Кедрин «Бабье лето».С. А.
Клычков «Весна в лесу». Д. Б. Кедрин «Бабье лето». Н. М. Рубцов «Сентябрь». С. А.
Есенин «Лебедушка».
Страна Фантазии (3 ч)
Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника». Кир Булычев «Путешествие Алисы»
Родина (3 ч)
И. С. Никитин «Русь». С. С. Дрожжин «Родине». А. В. Жигулин «О, Родина!». Проект
«Они защищали Родину»
Зарубежная литература (10 ч)
Д. Свифт «Путешествие Гулливера». Г. Х. Андерсен «Русалочка». М. Твен
«Приключения Тома Сойера». Сельма Лагерлеф «Святая ночь». «В Назарете».

Учебно-тематический план
2 класс
№
п/п

1

2
3

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

14
15

16

17
18
19
20

Номер
темы
урока в
разделе

Корректировка
рабочей
программы
(дата, причина
Вводный урок по курсу литературного чтения (1 ч)
1
Знакомство с учебником по
1
литературному чтению
Раздел 1. Самое великое чудо на свете (2 ч)
1
Самое великое чудо на свете. Р. Сеф
1
«Читателю»
2
Проект: «О чём может рассказать
1
школьная библиотека»
Раздел 2. Устное народное творчество (10 ч)
1
Устное народное творчество.
1
Пословицы и поговорки
2
Русские народные песни. Потешки и
1
прибаутки
3
Считалки и небылицы. Загадки
1
4
Русская народная сказка «Петушок и
1
бобовое зёрнышко»
5
Русская народная сказка «У страха
1
глаза велики»
6
Русская народная сказка «Лиса и
1
тетерев»
7
Русская народная сказка «Лиса и
1
журавль»
8
Русская народная сказка «Каша из
1
топора»
9
Русская народная сказка «Гуси-лебеди».
1
10
Проверка знаний и оценка своих
1
достижений по разделу «Самое великое
чудо»
Раздел 3. Люблю природу русскую (7 ч)
1
Люблю природу русскую. Осенние
1
загадки
2
Ф. Тютчев «Есть в осени
1
первоначальной…», К. Бальмонт
«Поспевает брусника…»
3
Ф.Тютчев .Чтение наизусть. А. Плещеев
1
«Осень наступила…», А. Фет «Ласточки
пропали»
4
Стихи об осени А. Толстого, С.
1
Есенина, В. Брюсова, И. Токмаковой
5
С. Есенин. Чтение наизусть. В. Берестов
1
«Хитрые грибы», «Грибы»
6
М. Пришвин «Осеннее утро»
1
7
Обобщение по разделу: «Люблю
1
Тема урока

Кол-во
часов
по теме

природу русскую. Осень»

21

1

22

2

23

3

24

4

25
26

5
6

27
28
29
30

7
8
9
10

31

1

32

2

33
34
35
36
37
38

3
4
5
6
7
8

39

1

40
41

2
3

42

4

43

5

44

6

45

7

46
47

1
2

48

3

Раздел 4. Русские писатели (10 ч)
А. С. Пушкин. Вступление к поэме
1
«Руслан и Людмила»
А. С. Пушкин Чтение наизусть. А. С.
1
Пушкин Лирические стихи
А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и
1
рыбке»
А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и
1
рыбке»
И. А. Крылов «Лебедь, рак и щука»
1
И. А. Крылов Чтение наизусть.
1
«Стрекоза и муравей»
Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек»
1
Л. Н. Толстой «Филипок»
1
Л. Н. Толстой «Котёнок»
1
Обобщение по разделу «Русские
1
писатели». Проверка знаний и оценка
своих достижений
Раздел 5. «О братьях наших меньших» (8 ч)
О братьях наших меньших. Весёлые
1
стихи о животных А. Шибаева, Б.
Заходера, И. Пивоваровой
И. Пивоварова. Чтение наизусть. В.
1
Берестов «Кошкин щенок»
М. Пришвин «Ребята и утята»
1
Е. Чарушин «Страшный рассказ»
1
Б. Жидков «Храбрый утёнок»
1
В. Бианки «Музыкант».
1
В. Бианки «Сова»
1
Обобщение по разделу «О братьях
1
наших меньших»
Раздел 6. Из детских журналов (7 ч)
Из детских журналов. Вопросы из
1
детских журналов
Д. Хармс «Игра»,«Вы знаете?»
1
Д. Хармс, С. Я. Маршак «Весёлые
1
чижи»
Весёлые стихи Д. Хармса и Н. Гернета,
1
Ю. Владимирова
Д. Хармс чтение наизусть. А. Веденский
1
«Учёный Петя», «Лошадка»
Проект: «Мой любимый детский
1
журнал»
Обобщение по разделу
1
Раздел 7. Люблю природу русскую. Зима (7 ч)
Люблю природу русскую. Зима
1
Стихи о первом снеге. И. Бунин, К.
1
Бальмонт, Я. Аким
Чтение наизусть по выбору. Стихи о
1

49
50
51

4
5
6

52

7

53
54
55
56
57

1
2
3
4
5

58
59

6
7

60

8

61

9

62
63
64
65

10
11
12
13

66

1

67
68
69
70
71
72
73

2
3
4
5
6
7
8

74
75

1
2

76

3

77
78
79

4
5
6

80
81

7
8

82

1

зиме. Ф. Тютчев, С. Есенин
Русская народная сказка. «Два мороза»
1
С. Михалков «Новогодняя быль»
1
А. Барто «Дело было в январе…», С.
1
Дрожжин «Улицей гуляет…»
Стихи о зиме. Обобщение по разделу
1
Раздел 8. Писатели детям (13 ч)
Писатели детям
1
К. И. Чуковский «Путаница», «Радость»
1
К. Чуковский «Федорино горе»
1
С. Я. Маршак «Кот и лодыри»
1
С.Маршак. Чтение наизусть. С. В.
1
Михалков «Мой секрет», «Сила воли»
С. В. Михалков «Мой щенок»
1
А. Л. Барто «Верёвочка», «Мы не
1
заметили жука»
А. Л. Барто «В школу», «Вовка – добрая
1
душа»
А. Барто чтение наизусть. Стихи детских
1
писателей
Н. Н. Носов «Затейники»
1
Н. Н. Носов «Живая шляпа»
1
Н. Н. Носов «На горке»
1
Обобщение по разделу «Писатели
1
детям»
Раздел 9. Я и мои друзья (8 ч)
Я и мои друзья. Стихи о дружбе и
1
друзьях. В. Берестов, Э. Мошковская
В. Лунин «Я и Вовка»
1
Н. Булгаков «Анна, не грусти!»
1
Ю. Ермолаев «Два пирожных»
1
В. Осеева «Волшебное слово»
1
В. Осеева «Хорошее»
1
В. Осеева «Почему»
1
Обобщение по разделу «Я и мои друзья»
1
Раздел 10.Люблю природу русскую. Весна (8 ч)
Люблю природу русскую. Весна
1
Ф. Тютчев «Зима не даром злится»,
1
«Весенние воды»
Ф. Тютчев чтение наизусть. А. Плещеев
1
«Весна», «Сельская песенка»
Стихи о весне. А. Блок, С. Маршак
1
Стихи о маме. И. Бунин, А. Плещеев
1
Стихи о маме. Чтение наизусть. Е.
1
Благинина, Э. Мошковская
С. Васильев «Белая берёза»
1
Обобщение по разделу «Люблю природу
1
русскую Весна»
Раздел 11. И в шутку и всерьез (10 ч)
Б. Заходер «Товарищам детям», «Что
1
красивей всего»

83

2

84
85
86

3
4
5

87

6

88

7

89
90

8
9

81

10

92

1

93

2

84

3

95

4

96
97
98

5
6
7

99
100

8
9

101

10

102

11

А. Милн «Винни – Пух и все, все, все».
1
Обзор книги
Б. Заходер «Песенки Винни-Пуха»
1
Э. Успенский «Чебурашка»
1
Э. Успенский «Если был бы я
1
девчонкой». «Над нашей квартирой»,
«Память»
Э. Успенский. Чтение наизусть. В.
1
Берестов «Знакомый»,
«Путешественники», «Кисточка»
И. Токмакова «Плим», «В чудной
1
стране»
Г. Остер «Будем знакомы»
1
В. Драгунский «Тайное становится
1
явным»
Обобщение по разделу
1
Раздел 12. Литература зарубежных стран (11 ч)
Литература зарубежных стран.
1
Американская народная песенка
«Бульдог по кличке Дог»
Английские народные песенки
1
«Перчатки», «Храбрецы»
Английская песенка. Чтение наизусть.
1
Французская народная песенка «Сюзон
и мотылёк»
Немецкая народная песенка «Знают
1
мамы, знают дети»
Ш. П. «Кот в сапогах»
1
Ш. Перро «Красная шапочка»
1
Г. Х. Андерсен «Принцесса на
1
горошине»
Э. Хогарт «Мафин и паук»
1
Обобщение по разделу «Зарубежная
1
литература»
Литературная игра «Как хорошо уметь
1
читать»
Литературная игра «Как хорошо уметь
1
читать»

3 класс
№
п/п

Номер
раздела
и темы
урока

2

Кол-во Корректировка
часов
рабочей
Тема урока
программы
(дата, причина)
Раздел 1. Самое великое чудо на свете (3 ч)
Введение. Знакомство с учебником
1
Рукописные книги Древней Руси
Первопечатник Иван Федоров
1
Обобщение и оценка достижений по
1
разделу «Самое великое чудо на свете»
Раздел 2. Устное народное творчество (12 ч)
Русские народные песни
1
Докучные сказки. Народные промыслы
1
Рус. нар. сказка «Сестрица Аленушка и
1
братец Иванушка». Знакомство
Рус. нар. сказка «Сестрица Аленушка и
1
братец Иванушка»
Рус. нар. сказка «Иван-царевич и серый
1
волк». Знакомство
Рус. нар. сказка «Иван-царевич и серый
1
волк». Деление на части, план
Рус. нар. сказка «Сивка-бурка».Знакомство
1
Рус. нар. сказка «Сивка-бурка».
1
Особенности волшебной сказки
Русские народные сказки
1
Проверка читательских навыков при
1
работе с художественным текстом
Работа над ошибками. Обобщение по
1
разделу «Устное народное творчество»
Оценка достижений по разделу «Устное
1
народное творчество»
Раздел 3. Поэтическая тетрадь 1 (9 ч)
Проект
«Как научиться читать стихи»
1
на основе научно-популярной статьи Я.
Смоленского
Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза»
1

1

1

2
3

2
3

4
5
6

1
2
3

7

4

8

5

9

6

10
11

7
8

12
13

9
10

14

11

15

12

3

Ф. Тютчев. «Листья»

1

4

А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…»,
«Зреет рожь над жаркой нивой…»
И. С. Никитин «Полно, степь моя, спать
беспробудно…»
И. С. Никитин. «Встреча зимы»

1

И. З. Суриков. «Детство».И. З. Суриков
«Зима»
Обобщение по разделу «Поэтическая

1

1. 1 1
6
2. 1
7
3. 1
8
4. 1
9
5. 2
0
6. 2
1
7. 2
2
8. 2

5
6
7
8

1
1

1

3
9. 2 9
4
25
26
27
28
29

1
2
3
4
5

30

6

31

7

32
33
34
35
36

8
9
10
11
12

37

13

38
39

14
15

40
41
42
43

16
17
18
19

44
45

20
21

46

22

47

23

48

1

49
50
51
52

2
3
4
5

53

6

54

1

тетрадь 1»
Оценка планируемых достижений.урок1
концерт
Раздел 4. Великие русские писатели (23 ч)
Великие русские писатели. А. С. Пушкин
1
Лирические стихотворения А. С. Пушкина
1
А. С. Пушкин «Зимнее утро»
1
А. С. Пушкин «Зимний вечер»
1
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»
1
Знакомство
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»
1
Анализ произведения
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»
1
Пересказ
Великие русские писатели. И. А. Крылов
1
И. А. Крылов. Басня «Мартышка и очки»
1
И. А. Крылов «Зеркало и Обезьяна»
1
И. А. Крылов «Ворона и Лисица»
1
Великие русские писатели. М. Ю.
1
Лермонтов
М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины…»,
1
«На севере диком стоит одиноко…»
М. Ю. Лермонтов. «Утес», «Осень»
1
Детство Л. Н. Толстого (из воспоминаний
1
писателя)
Л.Н. Толстой. «Акула»
1
Л. Н.Толстой. «Прыжок»
1
Л. Н. Толстой. «Лев и собачка»
1
Л. Н. Толстой. «Какая бывает роса на
1
траве», «Куда девается вода из моря?»
Рассказы Л. Н. Толстого для детей
1
Обобщение по разделу «Великие русские
1
писатели»
Проверка читательских навыков при
1
работе с художественным текстом.
Работа над ошибками. Оценка
1
планируемых достижений
Раздел 5. Поэтическая тетрадь 2 (6 ч)
Н. А. Некрасов. «Славная осень!...», «Не
1
ветер бушует над бором…»
Н. А. Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы»
1
К. Д. Бальмонт. «Золотое слово»
1
И. А. Бунин. «Детство»
1
И.А. Бунин. «Полевые цветы», «Гутой
1
зеленый ельник у дороги…»
Обобщение и оценка достижений по
1
разделу «Поэтическая тетрадь 2»
Раздел 6. Литературные сказки (7 ч)
Д. Мамин-Сибиряк. «Алёнушкины
1

55

2

56

3

57

4

58

5

59

6

60

7

61

1

62

2

63

3

64
65
66
67

4
5
6
7

68

1

69
70

2
3

71
72

4
5

73

1

74

2

75
76
77
78

3
4
5
6

79

7

80

8

81

9

82

10

сказки» (присказка)
Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго
зайца…»
В. Гаршин. «Лягушка-путешественница».
Знакомство
В. Гаршин. «Лягушка-путешественница».
Составление плана
Одоевский В.Ф. «Мороз Иванович».
Характеристика героев
Одоевский В.Ф. «Мороз Иванович».
Деление на части
Обобщение и оценка достижений по
разделу «Литературные сказки»
Раздел 7. Были-небылицы (7 ч)
М. Горький. «Случай с Евсейкой». Приём
сравнения в описании водного царства
К. Г. Паустовский. «Растрёпанный
воробей». Знакомство
К. Г. Паустовский. «Растрёпанный
воробей». Характеристика героев
А. Куприн. «Слон». Знакомство
А. Куприн. «Слон». Варианты плана
Обобщение по разделу «Были-небылицы»
Оценка планируемых достижений
Раздел 8. Поэтическая тетрадь 1 (5 ч)
Саша Черный. «Что ты тискаешь
утенка?...»
Саша Черный. «Воробей», «Слон»
А. А. Блок. «Ветхая избушка» «Сны»
«Ворона»
С. А. Есенин. «Черемуха»
Обобщение и оценка достижений по
разделу «Поэтическая тетрадь 1»
Раздел 9 Люби живое (13 ч)
М. Пришвин. «Моя Родина» (из
воспоминаний)
И. Соколов – Микитов «Листопадничек».
Знакомство
В. И. Белов. «Малька провинилась»
В. И. Белов. «Еще раз про Мальку»
В. Бианки. «Мышонок Пик». Знакомство
В. Бианки. «Мышонок Пик». Составление
плана
Проверка читательских навыков при
работе с художественным текстом
Работа над ошибками. Б. С. Житков «Про
обезьянку»
Б. С. Житков. «Про обезьянку». Герои
произведения
В. П. Астафьев. «Капалуха»

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

83
84
85

11
12
13

86

1

87
88
89
90

2
3
4
5

91

1

92

2

93
94
95

3
4
5

96
97
98

6
7
8

99

9

100

1

101
102

2
3

В. Ю. Драгунский. «Он живой и светится»
1
Обобщение по разделу «Люби живое»
1
Оценка планируемых достижений
1
Раздел 10. Поэтическая тетрадь 2 (5 ч)
С. Я. Маршак. «Гроза днем», «В лесу над
1
росистой поляной»
А. Барто «Разлука». Барто «В театре»
1
С. В. Михалков «Если»
1
Е. Благинина «Кукушка», «Котенок»
1
Обобщение и оценка достижений по
1
разделу «Поэтическая тетрадь 2»
Раздел 11. Собирай по ягодке - наберёшь кузовок (8 ч)
Б. Шергин. «Собирай по ягодке –
1
наберешь кузовок»
А. П. Платонов. «Цветок на земле».
1
Знакомство
А. П. Платонов. «Еще мама»
1
М. Зощенко. «Золотые слова». Знакомство
1
М. Зощенко. «Великие путешественники».
1
Знакомство
Н. Носов. «Федина задача». «Телефон»
1
В. Ю. Драгунский. «Друг детства»
1
Обобщение и оценка достижений по
1
разделу «Собирай по ягодке наберёшь
кузовок»
Итоговая комплексная работа
1
Раздел 12. Зарубежная литература (3 ч)
Мифы Древней Греции. «Храбрый
1
Персей». Знакомство
Г. Х. Андерсен. «Гадкий утенок»
1
Обобщение и оценка достижений по
1
разделу «Зарубежная литература»

4 класс
№
п/п

Номер
раздела
и темы
урока

1

1

2
3
4
5

2
3
4
5

6
7
8
9

1
2
3
4

10

5

11

6

12

7

13
14
15
16

8
9
10
11

17
18

12
13

19

1

20

2

21

3

22

4

23

1

Кол-во Корректировка
часов
рабочей
Тема урока
программы
(дата, причина)
Раздел 1. Летописи, былины, жития (5 ч)
Летописи. Былины. Жития."И повесил
1
Олег свой щит на вратах Царьграда", "И
вспомнил Олег коня своего"
"Ильины три поездочки"
1
"Ильины три поездочки"(окончание)
1
"Житие Сергия Радонежского"
1
"Житие Сергия Радонежского". Оценка
1
достижений. Тест по разделу «Летописи,
былины, сказания, жития»
Раздел 2. Чудесный мир классики (13 ч)
П.Ершов "Конёк-горбунок"
1
П.Ершов "Конёк-горбунок"
1
П.Ершов "Конёк-горбунок"
1
А.Пушкин "Няне", "Туча", "Унылая пора!
1
Очей очарованье!"
А.Пушкин "Сказка о мёртвой царевне и о
1
семи богатырях"
А.Пушкин "Сказка о мёртвой царевне и о
1
семи богатырях"
А.Пушкин "Сказка о мёртвой царевне и о
1
семи богатырях"
М. Лермонтов "Дары Терека"
1
М. Лермонтов "Ашик-Кериб"
1
М. Лермонтов "Ашик-Кериб"
1
Л.Толстой "Детство". "Как мужик камень
1
убрал" (басня).
А.П.Чехов «Мальчики».
1
А.П.Чехов «Мальчики». Тест по теме
1
«Чудесный мир классики»
Раздел 3. Поэтическая тетрадь (4 ч)
Ф. Тютчев "Ещё земли печален вид…"
1
"Как неожиданно и ярко…". А.Фет
"Весенний дождь", "Бабочка"
Е. Баратынский "Весна, весна! как воздух
1
чист!..." "Где сладкий шёпот…".
А.Плещеев "Дети и птичка"
И.Никитин "В синем небе плывут облака".
1
Н.Некрасов "Школьник", "В зимние
сумерки нянины сказки…"
И.Бунин "Листопад" Оценка достижений.
1
Тест по разделу «Поэтическая тетрадь»
Раздел 4. Литературные сказки (10 ч)
Знакомство с названием раздела
1
«Литературные сказки» В.Одоевский
«Городок в табакерке»

24
25
26
27
28
29
30
31
32

2
3
4
5
6
7
8
9
10

33

1

34
35

2
3

36

4

37

1

38

2

39

3

40

4

41

1

42

2

43

1

44
45
46

2
3
4

47
48

5
6

49

1

В.Одоевский «Городок в табакерке»
1
В.Гаршин «Сказка о жабе и розе»
1
В.Гаршин «Сказка о жабе и розе»
1
П.Бажов «Серебряное копытце»
1
П.Бажов «Серебряное копытце»
1
С.Аксаков «Аленький цветочек».
1
С.Аксаков «Аленький цветочек».
1
С.Аксаков «Аленький цветочек».
1
Обобщение по теме «Литературные
1
сказки» Тест
Раздел 5. Делу время – потехе час (4 ч)
Знакомство с названием раздела «Делу
1
время – потехе час» Е. Щварц "Сказка о
потеряном времени"
Е. Щварц "Сказка о потеряном времени"
1
В Драгунский "Главные реки", "Что любит
1
Мишка"
В. Голявкин "Никакой горчицы я не ел".
1
Оценка достижений. Тест по разделу
«Делу время – потехе час».
Раздел 6. Страна детства (4 ч)
Знакомство с разделом «Страна детства»
1
Б. Житков «Как я ловил человечков».
К. Паустовский "Корзина с еловыми
1
шишками"
К. Паустовский "Корзина с еловыми
1
шишками"
М. Зощенко " Ёлка". Оценка достижений.
1
Тест по разделу «Страна детства».
Раздел 7. Поэтическая тетрадь (2 ч)
Знакомство с названием раздела
1
«Поэтическая тетрадь». Прогнозирование
его содержания. В.Брюсов "Опять сон",
"Детская". С.Есенин "Бабушкины сказки"
М. Цветаева "Бежит тропинка с
1
бугорка…", "Наши царства". Оценка
достижений. Конкурс чтецов
Раздел 8. Природа и мы (6 ч)
Знакомство с названием раздела «Природа
1
и мы» Д.Мамин-Сибиряк "Приёмыш"
Д.Мамин-Сибиряк "Приёмыш"
1
А. Куприн "Барбос и Жулька".
1
М.Пришвин "Выскочка". Е. Чарушин
1
"Кабан".
В. Астафьев «Стрижонок Скрип».
1
В. Астафьев «Стрижонок Скрип». Проект
1
«Природа и мы»
Раздел 9. Поэтическая тетрадь (4 ч)
Знакомство с названием раздела
1
«Поэтическая тетрадь» Б. Пастернак
"Золотая осень». С. Клычков "Весна в

50

2

51
52

3
4

53

1

54
55

2
3

56

1

57

2

58

3

59

1

60
61
62
63
64
65
66
67
68

2
3
4
5
6
7
8
9
10

лесу"
Д. Кедрин "Бабье лето". Н. Рубцов
1
"Сентябрь"
С.Есенин "Лебёдушка".
1
Мотивы народного творчества в авторском
1
произведении. Тест по разделу
«Поэтическая тетрадь»
Раздел 10. Страна Фантазия (3 ч)
Знакомство с названием раздела «Страна
1
фантазии», прогнозирование его
содержания. Е. Велтистов "Приключения
Электроника"
К. Булычёв "Путешествие Алисы".
1
Оценка достижений. Тест по разделу
1
«Страна фантазии»
Раздел 11. Родина (3 ч)
Знакомство с названием раздела «Родина»
1
И. Никитин "Русь"
С. Дрожжин "Родине", А. Жигулин "О,
1
Родина! В неярком блеске…"
Б. Слуцкий "Лошади в океане".Обобщение
1
по разделу. Проект «Они защищали
Родину»
Раздел 12. Зарубежная литература (10 ч)
Знакомство с названием раздела
1
«Зарубежная литература» и его
прогнозирование. Д. Свифт "Путешествие
Гулливера"
Г.Х. Андерсен "Русалочка"
1
Г.Х. Андерсен "Русалочка"
1
Г.Х. Андерсен "Русалочка"
1
Г.Х. Андерсен "Русалочка"
1
М. Твен "Приключения Тома Сойера"
1
М. Твен "Приключения Тома Сойера"
1
С. Лагерлёф "Святая ночь"
1
С. Лагерлёф "В Назарете"
1
Оценка достижений. Урок-игра
1
«Литературные сказки»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 12.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(301)4459237

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».