РП-изо 2022-25

Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 2-4
соответствии с нормативными документами:

разработана в

- Федеральный закон Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в
Российской Федерации» с изменениями от 02 июля 2021 года.
- Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021г. № 115 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 «Об
утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями от 26 ноября
2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015
г., 11 декабря 2020 г.).
- Приказом Министерства просвещения РФ от 11 декабря 2020 г. № 712 «О внесении
изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты
общего образования по вопросам воспитания обучающихся».
- Примерная образовательная программа начального общего образования (одобрена
решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию,
протокол от 08.04.2015 г. №1/15).
- Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Таловская
СОШ».
- Учебный план МОУ «Таловская СОШ».
- Годовой учебный календарный график МОУ «Таловская СОШ».
- Положение о разработке и утверждении рабочих программ.
- Авторская программа начального общего образования по предмету «Изобразительное
искусство» в 2-4 классах под редакцией Б.М.Неменского УМК «Школа России». (Рабочие
программы. Изобразительное искусство. 2-4 классы. Предметная линия учебников под
редакцией Б.М.Неменского М.: Просвещение, 2017г.

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
2 класс
№ п/п
1
1

Предмет
2

Название учебной программы
4

Изобразительное
искусство

«Школа России»

Используемые учебники
5
Неменская Л.А.\под ред. Неменского
Б.М. Изобразительное искусство. М.: Просвещение, 2017

3 класс
№ п/п
1
1

Предмет
2

Название учебной программы
4

Изобразительное
искусство

«Школа России»

Используемые учебники
5
Неменская Л.А.\под ред. Неменского
Б.М. Изобразительное искусство. М.: Просвещение, 2017

4 класс
№ п/п
1
1

Предмет
2

Название учебной программы
4

Изобразительное
искусство

«Школа России»

Используемые учебники
5
Неменская Л.А.\под ред. Неменского
Б.М. Изобразительное искусство. М.: Просвещение, 2017

В данной рабочей программе на изучение предмета «Изобразительное искусство»
отводится 102 часов учебного времени:
- 2 класс — 1 часа в неделю (34 учебных недели — 34 часа в год);
- 3 класс — 1 часа в неделю (34 учебных недели — 34 часа в год);
- 4 класс — 1 часа в неделю (34 учебных недели — 34 часа в год);

Планируемые результаты изучения учебного предмета
2 класс
Личностные результаты
 чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
 уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и
мира в целом;
 понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого
отдельного человека;
 сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления,
наблюдательности и фантазии;
 сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с
искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру,
потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
 овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой
работы в команде одноклассников под руководством учителя;
 умение сотрудничатьс товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить
свою часть работы с общим замыслом;
 умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и
работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения
содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты
 овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением
сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
 овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе
выполнения коллективной творческой работы;
 использование средств информационных технологий для решения различных учебнотворческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала,
выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике,
моделированию и т.д.;
 умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с
поставленной задачей, находить варианты решения различных художественнотворческих задач;
 умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение
организовать место занятий;
 осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более
высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты
 знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика,
скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и
прикладные виды искусства);
 знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
 понимание образной природы искусства;
 эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
 применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения
художественно-творческих работ;
 способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько
великих произведений русского и мирового искусства;

 умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о
содержании, сюжетах и выразительных средствах;
 усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев
своего региона;
 умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей
жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
 способность использовать в художественно-творческой деятельности различные
художественные материалы и художественные техники;
 способность передавать в художественно-творческой деятельности характер,
эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
 умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный
образ;
 освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ
цветоведения, основ графической грамоты;
 овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками
изображения средствами аппликации и коллажа;
 умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы
различных регионов нашей страны;
 умение рассуждатьо многообразии представлений о красоте у народов мира,
способности человека в самых разных природных условиях создавать свою
самобытную художественную культуру;
 изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных
(знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты
природы, человека, народных традиций;
 умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся
предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и
традиционной культуры;
 способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших
исторический облик, — свидетелей нашей истории;
 умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества
для современного общества;
 выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и
историческим ансамблям древнерусских городов;
 умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости
и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Выпускник научится
 различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись,
скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное
искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя
различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи
собственного замысла;
 различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
 эмоционально - ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и
передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные
состояния и своё отношение к ним средствами художественно-образного языка:
узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего
национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека,
различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и
жизненных явлений; приводить примеры ведущих художественных музеев России и

художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и
назначение.
Выпускник получит возможность научиться
 воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении
их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых
произведениях;
 видеть проявления художественной культуры вокруг (музеи искусства, архитектура,
скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре),
 высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях,
изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Выпускник научится
 создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
 использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию,
форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы
для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
 различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их
эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками;
использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебнотворческой деятельности;
 создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного
искусства
образ
человека:
передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные
черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
 наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму
предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для
создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике;
 использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для
украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм
для
создания
орнамента;
передавать
в
собственной
художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений
народных
художественных
промыслов в России (с учётом местных условий).
Выпускник получит возможность научиться
 пользоваться средствами выразительности языка, живописи, графики, скульптуры,
декоративно-прикладного
искусства,
художественного
конструирования
в
собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные
эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании
живописных композиций на заданные темы;
 моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного,
создавать
новые
образы
природы, человека, фантастического существа и построек средствами
изобразительного искусства и компьютерной графики;
 выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык
компьютерной графики в программе Paint.

Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?
Выпускник научится
 осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественнотворческой деятельности;
 выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для
создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним;
решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения,
усвоенные способы действия;
 передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя,
предмета, явления и т.д.) в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение
к качествам данного объекта.
Выпускник получит возможность научиться
 видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий,
предметов;
 понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте
человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям:
 изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним своё отношение;
 изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы.

3 класс
Личностные результаты
 эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе,
людям);
 толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и
духовных традиций;
 художественный вкус и способность к эстетической оценке произведения искусства,
нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни.
 способность к художественному познанию мира;
 умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой
деятельности.
 навыки использования различных художественных материалов для работы в разных
техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство,
художественное конструирование);
 стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или
их украшения.
Метапредметные результаты
 умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей
жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
 желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и
выразительных средств произведений искусства;
 активное использование языка изобразительного искусства и различных
художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов;
 обогащение ключевых компетенций художественно-эстетическим содержанием;
 мотивация и умение организовывать самостоятельную художественно-творческую и
предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации
художественного замысла;
 способность оценивать результаты художественно-творческой деятельности,
собственной и одноклассников.
Предметные результаты
 формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в
жизни и духовно-нравственном развитии человека;
 формирования основ художественной культуры, в том числе на материале
художественной культуры родного края; эстетического отношения к миру; понимание
красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с
искусством;
 овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке
произведений искусства;
 овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах
художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном
конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности,
базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы
мультипликации и пр.);
 овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной работы в
команде одноклассников под руководством учителя;
 развитие навыков сотрудничества с товарищами в процессе совместного воплощения
общего замысла.

Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Выпускник научится
 различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура,
художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и
участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные
художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного
замысла;
 различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
 эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и
передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные
состояния и свое отношение к ним средствами художественного языка;
 узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры русского и
мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны
(разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
 называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего
региона.
Выпускник получит возможность научиться
 воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении
их содержания и выразительных средств, объяснять сюжеты и содержание знакомых
произведений;
 видеть проявления художественной культуры вокруг: музеи искусства, архитектура,
скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре;
 высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и
человека в различных эмоциональных состояниях.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Выпускник научится
 создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
 использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию,
форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы
для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
 различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их
эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками;
использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебнотворческой деятельности;
 создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного
искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица,
фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений
человека;
 наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму
предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для
создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном
конструировании;
 использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для
украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм
для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой
деятельности специфику стилистики произведений народных художественных
промыслов в России (с учетом местных условий).

Выпускник получит возможность научиться
 пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры,
декоративно-прикладного
искусства,
художественного
конструирования
в
собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные
эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании
живописных композиций на заданные темы;
 моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного
создавать новые образы природы, человека, фантастического существа средствами
изобразительного искусства и компьютерной графики;
 выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык
компьютерной графики в программе Paint.
Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?
Выпускник научится
 осознавать главные темы искусства и отражать их в собственной художественнотворческой деятельности;
 выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для
создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним;
решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения,
усвоенные способы действия;
 передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя,
предмета, явления и т. д.) в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение
к качествам данного объекта.
Выпускник получит возможность научиться
 видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий,
предметов;
 понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте
человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
 изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним свое эмоциональное
отношение;
 изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать
в коллективных работах на эти темы.

4 класс
Личностные результаты
 чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
 уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и
мира в целом;
 понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого
отдельного человека;
 сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления,
наблюдательности и фантазии;
 сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с
искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру,
потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей
и чувств;
 развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
 овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой
работы в команде одноклассников под руководством учителя;
 умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить
свою часть работы с общим замыслом;
 умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и
работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения
содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты
 освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
 овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением
сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
 формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
 освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
 овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам;
 овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе
выполнения коллективной творческой работы;
 использование средств информационных технологий для решения различных учебнотворческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала,
выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике,
моделированию и т.д.;
 умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с
поставленной задачей, находить варианты решения различных художественнотворческих задач;
 умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение
организовать место занятий;
 осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более
высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты
 сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного
искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
 сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале
художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание
























красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с
искусством;
овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке
произведений искусства;
овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах
художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном
конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности,
базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы
мультипликации и пр.);
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика,
скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и
прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения
художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать
несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о
содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев
своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей
жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные
художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер,
эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный
образ;
освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы
цветоведения, основы графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками
изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы
различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира,
способности человека в самых разных природных условиях создавать свою
самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных
(знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты
природы, человека, народных традиций;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов,
сохранивших исторический облик, – свидетелей нашей истории;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости
и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Выпускник научится
 различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись,
скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно­прикладное
искусство) и участвовать в художественно­творческой деятельности, используя
различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи
собственного замысла;
 различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
 эмоционально­ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и
передавать в художественно­творческой деятельности характер, эмоциональные
состояния и свое отношение к ним средствами художественного образного языка;
 узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего
национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека,
различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и
жизненных явлений;
 приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных
музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.
Выпускник получит возможность научиться
 воспринимать произведения изобразительного искусства; участвовать в обсуждении их
содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в знакомых
произведениях;
 видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура,
скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту;
 высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях,
изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Выпускник научится
 создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
 использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию,
форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы
для воплощения собственного художественно­творческого замысла;
 различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их
эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками;
использовать их для передачи художественного замысла в собственной
учебно­творческой деятельности;
 создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно­прикладного
искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица,
фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений
человека;
 наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму
предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для
создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном
конструировании;
 использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для
украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм

для создания орнамента; передавать в собственной художественно­творческой
деятельности специфику стилистики произведений народных художественных
промыслов в России (с учетом местных условий).
Выпускник получит возможность научиться
 пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры,
декоративно­прикладного
искусства,
художественного
конструирования
в
собственной художественно­творческой деятельности; передавать разнообразные
эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании
живописных композиций на заданные темы;
 моделировать новые формы, различные ситуации путем трансформации известного,
создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек
средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
 выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык
компьютерной графики в программе Paint.
Значимые темы искусства.
О чем говорит искусство?
Выпускник научится
 осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной
художественно­творческой деятельности;
 выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для
создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним;
решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта —
природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи,
графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта) с
опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.
Выпускник получит возможность научиться
 видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий,
предметов;
 понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте
человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и
мнениям;
 изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая свое отношение к ним;
 изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать
в коллективных работах на эти темы.

Содержание учебного предмета
2 класс
Чем и как работают художники (8 ч)
Три основные краски-красная, синяя, желтая. Пять красок — все богатство цвета и тона.
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. Выразительные
возможности аппликации. Выразительные возможности графических материалов.
Выразительность материалов для работы в объеме. Выразительные возможности бумаги.
Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы).
Реальность и фантазия (8 ч)
Изображение и реальность. Изображение и фантазия. Украшение и реальность.
Украшение и фантазия. Постройка и реальность. Постройка и фантазия. Братья-Мастера
Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).
О чём говорит искусство (9 ч)
Выражение характера изображаемых животных. Выражение характера человека в
изображении: мужской образ. Выражение характера человека в изображении: женский
образ. Образ человека и его характер, выраженный в объеме. Изображение природы в
различных состояниях. Выражение характера человека через украшение. Выражение
намерений через украшение. В изображении, украшении, постройке человек выражает
свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).
Как говорит искусство (9 ч)
Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.
Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. Линия как средство
выражения: ритм линий .Линия как средство выражения: характер линий .Ритм пятен как
средство выражения. Пропорции выражают характер. Ритм линий и пятен, цвет,
пропорции — средства выразительности. Обобщающий урок года.

3 класс
Искусство в твоём доме (8 ч)
В работе каждому художнику помогают три волшебных брата-Мастера: Мастер
Постройки и Мастер Украшения. Художественные материалы. Вещи бывают нарядными,
праздничными или тихими, уютными, деловыми. Строгими; одни подходят для работы,
другие – для отдыха; одни служат детям, другие – взрослым. Как должны выглядеть вещи,
решает художник и тем самым создает пространственный и предметный мир вокруг нас, в
котором выражаются наши представления о жизни. Каждый человек бывает в роли
художника. Твои игрушки придумал художник. Посуда у тебя дома. Мамин платок. Обои
и шторы в твоем доме. Твои книжки. Поздравительная открытка.
Искусство на улицах твоего города (8 ч)
Деятельность художника на улице города или села. Знакомство с искусством начинается
с родного порога: родной улицы родного города(села), без которых не может возникнуть
чувство Родины Памятники архитектуры — наследие веков. Парки, скверы, бульвары.
Ажурные ограды. Фонари на улицах и в парках. Витрины магазинов. Транспорт в городе.
Художник и зрелище (10 ч)
Художник необходим в театре, цирке, на любом празднике. Жанрово-видовое
разнообразие зрелищных искусств. Театральное зрелищное искусство, его игровая
природа. Изобразительное искусство – необходимая составная часть зрелища Художник в
цирке. Художник в театре. Маски. Театр кукол. Афиша и плакат. Праздник в городе.
Художник и музей (8 ч)
Художник создает произведения, в которых он, изображая мир, размышляет о нем и
выражает свое отношение и переживание явлений действительности. Лучшие
произведения хранятся в музеях. Знакомство со станковыми видами и жанрами
изобразительного искусства. Художественные музей страны.Музеи в жизни города.
Изобразительное искусство. Картина-пейзаж. Картина-портрет. Картина-натюрморт.
Картины исторические и бытовые. Скульптура в музее и на улице.

4 класс
Истоки родного искусства (9 ч)
Пейзаж родной земли. Красота природы в произведениях русской живописи.Деревня —
деревянный мир. Украшения избы и их значение. Красота человека. Образ русского
человека в произведениях художников. Календарные праздники. Народные праздники
(обобщение темы).
Древние города нашей Земли (7 ч)
Древнерусский город-крепость. Древние соборы. Древний город и его жители.
Древнерусские воины-защитники. Города земли русской. Узорочье теремов. Пир в
теремных палатах. (Обобщение темы).
Каждый народ — художник (10 ч)
Страна Восходящего солнца. Изображение японок в национальной одежде. Народы гор и
степей. Города в степи, в пустыне. Древняя Эллада. Европейские города Средневековья.
Древнегреческие праздники. Портрет средневекового жителя. Многообразие
художественных культур в мире (обобщение темы).
Искусство объединяет народы (8 ч)
Материнство. Образ Богоматери в русском и западноевропейском искусстве. Мудрость
старости. Сопереживание. Герои - защитники. Героическая тема в искусстве разных
народов. Юность и надежды. Искусство народов мира (обобщение темы

Тематическое планирование
2 класс

№
п/п

Номер
темы
урока в
разделе

1

1

2

2

3
4
5
6
7
8

3
4
5
6
7
8

9

1

10
11
12
13
14

2
3
4
5
6

15

7

16

8

17

1

18

2

19

3

20

4

21

5

22

6

23

7

24

8

25

9

Тема урока

Кол-во
часов
по теме

Раздел 1. Чем и как работают художники? (8 ч)
Гуашь. Цветочная поляна
1
Гуашь, добавление черной и белой краски.
1
Природная стихия
Восковые мелки. Букет осени
1
Восковые мелки. Букет осени
Аппликация из осенних листьев
1
Аппликация «Осенний ковер»
1
Графические материалы. Волшебный цветок
1
Пластилин. Древний мир
1
Раздел 2. Мы изображаем, украшаем, строим (8 ч)
Изображение и реальность. Птицы родного
1
края
Изображение и фантазия. Сказочная птица
1
Изображение и фантазия. Сказочная птица
Украшение и реальность. Паутинка
1
Украшение и фантазия. Кружева
1
Постройка и реальность. Мой дом
1
Постройка и фантазия. Городок-коробок
1
(коллективная работа)
Постройка и фантазия. Городок-коробок
1
(коллективная работа)
Раздел 3. О чем говорит искусство (9ч)
Выражение отношения к окружающему миру
1
через изображения природы. Море
Выражение отношения к окружающему миру
1
через изображение животных
Образ человека и его характер (женский
1
образ)
Образ человека и его характер (женский
1
образ)
Образ человека и его характер (в объеме,
1
мужской образ)
Выражение
характера
человека
через
1
украшение
Выражение намерений человека через
1
конструкцию и декор
Выражение намерений человека через
конструкцию и декор
Обобщение темы. Космическое путешествие
1
Раздел 4. Как говорит искусство (9 ч)

Корректировка
рабочей
программы
(дата, причина)

26

1

27

2

28

3

29

4

30
31

5
6

32

7

33

8

34

9

Цвет как средство выражения. Теплые и
холодные цвета
Цвет как средство выражения. Теплые и
холодные цвета
Цвет как средство выражения. Автопортрет
Линия как средство выражения: характер
линий. Изображение ветвей с определенным
характером и настроением
Пятно как средство выражения. Силуэт
Пятно как средство выражения. Силуэт
Цвет, ритм, композиция – средства
выразительности.
Весна,
шум
птиц
(коллективная работа)
Цвет, ритм, композиция – средства
выразительности.
Весна,
шум
птиц
(коллективная работа)
Итоговый урок года. Путешествие с Бабой ягой

1
1
1
1
1
1
1

1

3 класс

№
п/п

Номер
темы
урока в
разделе

1
2
3
4
5
6

1
2
3
4
5
6

7

7

8

8

9
10
11
12
13
14
15

1
2
3
4
5
6
7
8

16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

27
28
29
30
31
32
33

1
2
3
4
5
6
7
8

34

Тема урока

Кол-во
часов
по теме

Раздел 1. Искусство в твоем доме (8 ч)
Твои игрушки (создание формы, роспись)
1
Твои игрушки (лепка из пластилина)
1
Посуда у тебя дома
1
Мамин платок
1
Обои и шторы у тебя дома
1
Твои книжки
1
Поздравительная открытка (декоративная
1
закладка)
Труд художника для твоего дома.
1
Обобщение темы
Раздел 2. Искусство на улицах твоего города (8 ч)
Памятники архитектуры
1
Витрины на улицах
1
Парки, скверы, бульвары
1
Ажурные ограды
1
Фонари на улицах и в парках
1
Новогодний фонарик
1
Удивительный транспорт
1
Труд художника на улицах твоего города.
1
Обобщение темы
Раздел 3. Художник и зрелище (10 ч)
Художник в театре
1
Образ театрального героя
1
Театральные маски
1
Театр кукол.
1
Театральный занавес
1
Афиша и плакат
1
Художник в цирке
1
Театральная программа
1
Праздник в городе
1
Школьный карнавал. Обобщение темы
1
Раздел 4. Художник и музей(8 ч)
Музеи в жизни города
1
Картина – особый мир. Картина-пейзаж
1
Картина-натюрморт. Жанр натюрморта
1
Картина-портрет.
1
Картины исторические и бытовые
1
Скульптура в музее и на улице
1
Музеи архитектуры
1
Итоговая творческая работа и организация
1
выставки

Корректировка
рабочей
программы (дата,
причина

4 класс
Номер
раздела
№ п/п
и темы
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

1
2
3
4
5
6
7
8
9

1
2
3
4
5
6
7
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

1
2
3
4
5
6
7
8

Корректировка
Кол-во
рабочей
Тема урока
часов по
программы (дата,
теме
причина)
Раздел 1. Истоки родного искусства (9 ч)
Пейзаж родной земли.
1
Гармония жилья и природы. Деревня –
1
деревянный мир
Образ традиционного русского дома
1
Украшение деревянных построек и их
1
значение
Образ красоты человека. Женский портрет
1
Образ красоты человека. Мужской портрет
1
Народные праздники. Коллективное панно
1
Народные праздники. Коллективное панно
1
Обобщение темы четверти «Истоки родного
1
искусства»
Раздел 2. Древние города нашей земли (7 ч)
Древнерусский город-крепость
1
Древние соборы
1
Древний город и его жители
1
Древнерусские воины-защитники
1
Города земли русской
1
Узорочье теремов
1
Пир в теремных палатах. (Обобщение темы)
1
Раздел 3. Каждый народ – художник (10 ч)
Страна
восходящего
солнца.
Образ
1
художественной культуры Японии
Изображение японок в национальной одежде
1
Народы гор и степей
1
Города в степи, в пустыне
1
Древняя Эллада
1
Древнегреческие праздники
1
Древнегреческие праздники
1
Европейские города Средневековья
1
Портрет средневекового жителя
1
Многообразие художественных культур в
1
мире (обобщение темы)
Раздел 4. Искусство объединяет народы (8 часов)
Все народы воспевают материнство
1
Все народы воспевают мудрость старости
1
Сопереживание великая тема искусства
1
Герои борцы и защитники
1
Герои борцы и защитники
1
Юность и надежды
1
Искусство народов мира
1
Итоговая выставка работ
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 12.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(301)4459237

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».