рабочая программа 11 класс 136 часов 2022-25

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа и тематическое планирование учебного курса «История»
углубленный уровень разработаны на основе Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования, а также Концепции нового
учебно-методического комплекса по отечественной истории и - Концепции преподавания
учебного курса «История России» в образовательных организациях российской федерации,
реализующих основные общеобразовательные программы.
Рабочая программа по курсу «История»: углубленный уровень разработана учащимся 11
класса средней школы. Она рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю).
Рабочая программа по предмету «История» для 11 класса разработана в соответствии со
следующими нормативными документами:
- Федеральный закон Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании
в Российской Федерации» с изменениями от 2 июля 2021 года.
- Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021г. № 115 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с
изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г., 24
сентября, 11 декабря 2020 г.).
- Приказом Министерства просвещения РФ от 11 декабря 2020 г. № 712 «О внесении
изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего
образования по вопросам воспитания обучающихся».
- Примерная основная образовательная программа среднего общего образования.
Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з);
- Основная образовательная программа среднего общего образования МОУ «Таловская
СОШ».
- Учебный план МОУ «Таловская СОШ».
- Годовой учебный календарный график МОУ «Таловская СОШ».
- Положение о разработке и утверждении рабочих программ.
- Примерная программа среднего общего образования по предмету «История России»
(углубленный уровень) в 11 классе является составной частью УМК комплекта к учебнику (2
части) Н.С. Борисова, А.А. Левандовского, издательство «Просвещение» 2021 г. «История.
История России с древнейших времен до 1914 г.» предназначенного для учащихся 11 класса в
рамках повторительно-обобщающего курса по Истории России. А также по Всеобщей
Истории на основе учебника «История. Всеобщая история. Новейшая история. 1946 г. - начало
XXI в. 11 класс» авторы: О.С.Сороко-Цюпа, А.О.Сороко-Цюпа, под редакцией
А.О.Чубарьяна, издательство «Просвещение» 2021 г.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ» В 11 КЛАССЕ

В соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта главной целью
школьного исторического образования является формирование у учащегося целостной
картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их
значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада
каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование

личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а
также современного образа России.
В соответствии с концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной
истории российского исторического общества базовыми принципами школьного
исторического образования являются:
- идея преемственности исторических периодов, в том числе непрерывности процессов
становления и развития российской государственности, формирования государственной
территории и единого многонационального российского народа, а также его основных
символов и ценностей;
- рассмотрение истории России как неотъемлемой части мирового исторического
процесса, понимание особенностей ее развития, места и роли в мировой истории и в
современном мире;
- ценность гражданского общества – верховенство права, социальная солидарность,
безопасность, свобода и ответственность;
- воспитательный потенциал исторического образования, его исключительная роль в
формировании российской гражданственной идентичности и патриотизма;
- общественное согласие и уважение как необходимое условие взаимодействия
государств и народов в новейшей истории;
- формирование требований к каждой ступени непрерывного исторического образования
на протяжении всей жизни.
Методологическая основа преподавания курса истории в школе базируется на
следующих образовательных и воспитательных приоритетах:
- принцип научности, определяющий соответствие учебных единиц основным
результатам научных исследований;
- многоуровневое представление истории в единстве локальной, региональной,
отечественной и мировой истории, рассмотрение исторического процесса как совокупности
усилий многих поколений, народов и государств;
- многофакторный подход к освещению истории всех сторон жизни государства и
общества;
- исторический подход как основа формирования содержания курса и межпредметных
связей, прежде всего с учебными предметами социально-гуманитарного цикла;
- историко-культурологический подход, формирующий способности к межкультурному
диалогу, восприятию культурного наследия и бережному отношению к нему.
Важнейшими личностными результатами изучения истории на данном этапе обучения
являются:
- складывание российской идентичности, способности к осознанию российской
идентичности в поликультурном социуме, чувства причастности к историко-культурной
общности российского народа и судьбе России, патриотизма, готовности к служению
Отечеству, его защите:
- формирование уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной,
гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многофункционального народа
России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
- формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской
Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором
национального самоопределения;
- воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народа, проживающих
в Российской Федерации;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность
вести диалог с другими людьми, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- осознание и эмоционально положительное принятие своей идентичности как
гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и

региональной общности на основе знания истории и основ культурного наследия человечества
эпохи Новейшей истории;
- понимание культурного многообразия современного мира; уважение мировоззрения,
истории, культуры, религии, традиций, ценностей своего и других народов на основе изучения
различных стилевых направлений XX в..
Метапредметные результаты изучения истории предполагают формирование
следующих умений:
- самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в
образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальных ресурсы, необходимые
для достижения поставленной раннее цели;
- сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы;
- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
- определять несколько путей достижения поставленной цели;
- критически оценивать и интерпретировать и информацию с разных позиций;
- распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
- осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые
(учебные и познавательные) задачи;
- искать и находить обобщенные способы решения задач;
- приводить критические аргументы как в отношении собственного суждения, так и в
отношении действий суждений другого;
- анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации;
- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
- представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности как
перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в
решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности.
Предметные результаты изучения истории подразумевают, что обучающиеся на
углубленном уровне научатся:
- рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического
процесса;
- определять последовательность и длительность исторических событий, явлений
процессов;
- характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших
исторических событий;
- представлять культурное наследие России и других стран;
- работать с историческими документами;
- сравнивать различные исторические документы, давать им общую характеристику;
- критически анализировать информацию из различных источников;
- соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями,
процессами, персоналиями;
- использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как
источники информации;
- использовать аудиовизуальный ряд как источник информации;
- составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста,
иллюстраций, макетов, Интернет-ресурсов;
- работать с хронологическими таблицами, картами и схемами, читать легенду
исторической карты;

- владеть основной современной терминологией исторической науки, предусмотренной
программой;
- демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии на историческую тему;
- оценивать роль личности в отечественной истории XX в;
- ориентироваться в дискуссионных вопросах российской истории XX в. и
существующих в науке их современных версиях и трактовках;
- целостные представления об историческом пути народов и государств мира в Новейшее
время, понимание основ формирования постиндустриального общества;
- исторические знания о территории государств мира и об их границах, об их изменениях
на протяжении XX в.;
- знания о социально-политическом устройстве крупнейших государств и регионов в XX
в.;
- знание основных идеологий XX в. (консерваторы, либералы, демократы, социалисты,
коммунисты, националисты);
- установление синхронических связей истории стран Европы, Азии, Америки с
историей России;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы
исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений Новейшего
времени, их связи с современностью.
Кроме того, ученики на углубленном уровне научатся:
- владеть системными историческими знаниями, служащими основой для понимания
места и роли России в мировой истории, соотнесения (синхронизации) событий и процессов
всемирной, национальной и региональной/локальной истории;
- характеризовать особенности исторического пути России, ее роль в мировом
сообществе;
- определять исторические предпосылки, условия, место и время создания исторических
документов;
- определять причинно-следственные, пространственные, временные связи между
важнейшими событиями (явлениями, процессами);
- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и
исторические объяснения;
- находить и правильно использовать картографические источники для реконструкции
исторических событий, привязки их к конкретному месту и времени;
- презентовать историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков;
- раскрывать сущность дискуссионных, «трудных» вопросов истории России, определять
и аргументировать свое отношение к различным версиям, оценкам исторических событий и
деятельности личностей на основе представлений о достижении о историографии;
- соотносить и оценивать исторические события локальной, региональной,
общероссийской и мировой истории XX в.;
- с опорой на факты, приведенные в учебной и научно-популярной литературе,
обосновывать собственную точку зрения на основные события истории России Новейшего
времени;
- применять приемы самостоятельного поиска и критического анализа историкосоциальной информации, ее систематизации и представления в различных знаковых системах;
- на основе комплексного использования энциклопедий, справочников изучать
биографии политических деятелей, дипломатов, полководцев;
- объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности исторических
личностей и политических групп в истории;
- на основе вещественных данных, полученных в результате исследовательских
раскопок, самостоятельно анализировать полученные данные и приходить к конкретным
результатам;

- давать комплексную оценку историческим периодам (в соответствии с периодизацией,
изложенной в историко-культурном стандарте), проводить временной и пространственный
анализ.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ. ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. НОВЕЙШАЯ
ИСТОРИЯ» В 11 КЛАССЕ
РАЗДЕЛ 1. Послевоенный мир. Международные отношения, политическое и экономическое
развитие стран Европы и Северной Америки (13 ч)
Начало «холодной войны». Международные отношения в 1954 – первой половине 1950-х гг.
Предпосылки превращения послевоенного мира в друхполюсный (биполярный). Причины и
главные черты «холодной войны». Идеологическое противостояние. Маккартизм – «охота на ведьм» в
США. «Железный занавес» как символ раскола Европы и мира на две противоборствующие
общественно-политические системы. Гонка вооружений. НАТО и СЭВ. Ядерное оружие. Гражданская
война в Греции. Доктрина Трумэна. План Маршалла. План Шумана. Начало западноевропейской
интеграции. Раскол Германии. Образование ФРГ и ГДР. Берлинский кризис 1948-1949 гг. Образование
НАТО. Установление коммунистических режимов в Восточной Европе. Страны народной демократии.
Создание Коминформа., Совета экономической взаимопомощи, Организации Варшавского договора.
Раскол мира и Европы как главный признак «холодной войны».
Международные отношения в 1950-1980-е гг.
Международные отношения в условиях двухполюсного (биполярного) мира. Две тенденции в
развитии международных отношений. Ослабдение международной напряженности после смерти И.В.
Сталина. Нормализация советско-югославских отношений. Принцип «мирного сосуществования».
Суэцкий кризис 1958-1961 гг. Карибский кризис 1962 г. Война во Вьетнаме. Гонка вооружений и
проблема разоружений. Договор о запрещении ядерных испытаний в трех средах. Достижение
Советским Союзом паритета – равенства в ядерных боезарядах с США. Начало разрядки
международной напряженности в начале 1970-х гг. Соглашение об ограничении стратегических
наступательных вооружений (ОСВ – 1) и Договор о противоракетной обороне (ПРО). «Новая
восточная политика» ФРГ. Хельсенский акт 1975 г. Ракетный кризис в Европе. Ввод советских войск
в Авганистан. Локальные и региональные конфликты, гражданские войны. Обострение
международной обстановки в конце 1970-х – 1980-х гг. Возобновление советско-американского
диалога. Соглашение о ликвидации ракет средней и меньшей дальности 1987 г.
Завершение эпохи индустриального общества. 1945-1970-е гг. «Общество потребления»
Факторы, обусловившие экономический подъем в странах Запада в 1950-1970-е гг. Стабилизация
международной валютной системы. Бреттон-Вудские соглашения. Либерализация мировой торговли.
Создание ГАТТ, ВТО. Экономическая интеграция. АЭС. Смешанная экономика. Неокейсианство как
политика поощрения спроса. Государство благосостояния. «Общество потребления». Завершающая
фаза индустриального общества. Особенности государства благосостояния в развитых странах мира.
Кризисы 1970-1980-х гг. Становление постиндустриального информационного общества
Причины и сущность экономических кризисов. Предпосылки перехода к постиндустриальному
обществу. Перегруженность государства социальными обязанностями. Кризис индустриального типа
развития. Третья промышленно-техническая революция. Главные черты постиндустриального
общества. Изменения в структуре занятости. Информация и знания как важнейшие факторы
производства. Роль науки и образования в информационном обществе. Общество знаний. Экономика
инноваций. Формирование новых ценностей. Индивидуализация производства, потребления, труда.
Переход к демократическим формам правления. Волна демократизации в мире с 1970-х гг. Уход с
политической сцены диктаторов в Латинской Америке. Свободные выборы в ряде стран. Переход к
демократии бывших социалистических стран.
Экономическая и социальная политика. Неоконсервативный поворот. Политика
«третьего пути»
Три этапа в экономической, социальной политике стран Запада после Второй мировой войны.
Обоснования неоконсервативного поворота: идеи самоорганизации рынка, монетаризм, теория

предложения. Главные направления политики неоконсерваторов: приватизация, сокращение
госрасходов, снижение налогов, поощрение предпринимательства, открытие экономики мировому
рынку. Итоги неоконсервативного поворота. Основания политики «третьего пути». Главные
направления политики «третьего пути». Итоги политики «третьего пути».
Политическая борьба. Гражданское общество. Социальные движения
Изменения в партийно-политической расстановке сил в странах Запада. Появление в лагере
консервативных сил христианско-демократических партий. Увеличение влияния социал-демократов и
переход их на платформу умеренного реформизма. Социалистический интернационал. Прогрессивный
альянс. Политический спектр. Мировоззренческие основы главных политических идеологий:
консерватизм, социализм, либерализм. Подъем и крах коммунистических партий. Праворадикальные
и экстремистские организации. Национализм. Гражданское общество в период индустриального
развития. Рабочее движение, антивоенного движение. Феминистское движение. Движение за права
человека. Всеобщая декларация прав человека. Изменение роли гражданского общества в 1960-е гг.
Новые левые. Хиппи. Группы взаимопомощи. Волонтеры. Экологическое движение.
Соединенные Штаты Америки
Предпосылки превращения США в центр мировой политики после войны. Принципы
внутренней и внешней политики США. Демократы и республиканцы у власти. США – единственная
сверхдержава в конце XX в. США в период администраций Д.Эйзенхауэра, Дж.Кеннеди, Л.Джонсона,
Р.Никсона, Р.Рейгана, Б.Клинтона, Дж.Буша – младшего, Б.Обамы, Д.Трампа.
Великобритания
«Политический маятник»: лейбористы, консерваторы у власти. Социально-экономическое
развитие Великобритании. М.Тэтчер – «консервативная революция». Э.Блер – политика «третьего
пути». Эволюция лейбористской партии. Северная Ирландия на пути к урегулированию.
Конституционная реформа. Выход из Евросоюза.
Франция
Социально-экономическая и политическая история Франции во второй половине XX в- начале
XXI в. Идея «величия Франции» де Голля. Социальные волнения 1968 г. Либеральный курс д,Эстена.
Попытка «левого эксперимента». Практика сосуществования левых и правых сил у власти. Парижинициатор европейской интеграции. Франция в период президентства Ш.де Голля. Ф.Миттерана,
Ж.Ширака, Н.Саркози, Ф.Олланда, Э.Макрона.
Германия
Три периода истории Германии во вротой половине XX – начале XXI в.: оккупационный режим,
сосуществование ФРГ и ГДР, объединенная Германия. Историческое соревнование двух социальноэкономических и политических систем в лице двух германских государств и его итоги. «Социальное
рыночное хозяйство» в ФРГ и создание основ тоталитарного социализма в ГДР. Падение Берлинской
стены. Объединение Германии. Правление К.Аденауэра, Г.Коля, Г.Шредера, А.Меркель.
Италия
Итальянское «экономическое чудо». Политическая нестабильность. Убийство А.Моро. мафия и
коррупция. Операция «Чистые руки». Развал партийной системы и формирование двух блоков.
Особенности социально-экономического развития Италии. Правительство С.Берлускони.
Преобразование и революция в странах Центральной и Восточной Европы
Общее и особенное в строительстве социализма. Утверждение основ тоталитарного социализма.
Политические кризисы в Восточной Германии, в Польше, народное восстание в Венгрии (1956),
«Пражская весна» в Чехословакии в 1968 г. неудавшиеся попытки реформ. Революция 1989-1991 гг.
«Шоковая терапия». Вступление в ГАТО и в ЕС.
РАЗДЕЛ 2. Пути развития стран Азии, Африки, Латинской Америки (7)
Страны Азии и Африки. Деколонизация и выбор путей развития

Этапы деколонизации. Культурно-цивилизационные особенности развития конфуцианскобуддистского региона и тд. Проблема сочетания модернизации и традиций. Азиатско-тихоокеанский
регион. Индокитай. Мусульманский мир. Классификация групп государств. Политическое развитие
стран Тропической и Южной Африки.
Мусульманские страны. Турция, Ирак, Египет, Индонезия
Основные модели взаимодействия внешних влияний и традиций в мусульманском мире. Роль
военных в историческом развитии Турции. «Белая революция» в Иране. Этапы развития Египта.
Демократия и умеренный ислам в Индонезии.
Китай. Индия
Гражданская война в Китае 1946-1949-е гг. Выбор пути развития. «Большой скачок» 1958-1962
гг. Реализация коммунистической утопии. Мао Дзэдун. Культурная революция. Начало реформ Дэн
Сяопина. Подавление выступлений на Тяньаньмэнь. Особенности китайской модели. Китай – первая
экономика мира. Традиции и модернизация Китая. Проблемы индустриального развития Индии в
послевоенные десятилетия. Дж.Неру. Роль партии Индийский национальный конгресс в истории
страны. Реформы М.Сингха. «Политический маятник». Модернизация и роль традиций в Индии.
Япония. Новые индустриальные страны
Японское послевоенное экономическое чудо. Роль традиций в экономическом рывке Японии.
Преимущества, которые стали тормозом в развитии страны. Реформы Д.Коидзуми. тема Курильских
островов. Роль внешних факторов в развитии Новых индустриальных стран. Особенности развития
Южной Кореи.
Латинская Америка
Цивилизационные особенности стран Латинской Америки. Особенности индустриализации.
Варианты модернизации. Политические силы. Реформы и революции как путь решения исторических
задач в регионе. Демократизация в латиноамериканских странах – тенденция в конце XX – начале XXI
в. Левый поворот. Аргентинский парадокс. Диктатуры и демократия. Куба – Остров свободы.
РАЗДЕЛ 3. Современный мир и новые вызовы XXI в. (16 ч)
Глобализация и новые вызовы XXI в.
Предпосылки глобализации. Глобализация в сфере финансов, производства, мировой торговли.
Роль государства в условия глобализации. Формирование глобального информационного и
культурного пространства. Новые вызовы XXI в: фундаментализм, терроризм, самоидентификация
человека, регионализация, угроза нарастания разрыва между богатыми и бедными. Начало четвертой
промышленно-технологической революции.
Международные отношения в конце XX – начале XXI в.
Окончание «холодной войны». США – единственная сверхдержава мира. Две тенденции в
мировой политике: стремление США к утверждению своего лидерства и процессы формирования
многополюсного мира. Роль ООН в современном мире. Региональная интеграция в мире. Роль ООН в
современном мире. Формирование ЕС. Транстихоокеанское партнерство. Шанхайская организация
сотрудничества (ШОС). БРИКС. ОБСЕ. Расширение НАТО. Международные и региональные
конфликты. Ближневосточный конфликт. Ирак в центре международных конфликтов.
Международный терроризм. Талибан. Аль-Каида и ИГИЛ. Военная операция России в Сирии.
Конфликты на Балканах. Американо-российские отношения.
Постсоветское пространство: политическое развитие, интеграционные процессы и
конфликты
Главные тенденции в развитии отношений на постсоветском пространстве. СНГ. ОДКБ.
ЕврАзЭС. ЕАС. Договор о Союзе Беларуси и России. Конфликты на постсоветском пространстве.
Карабахский конфликт. Гражданская война в Таджикистане. Приднетсровский конфликт. Абхазский и
осетинские конфликты. Конфликт в Донбассе.
Культура во второй половине XX – начале XXI в.

Завершение эпохи модернизма. Антифашистская литература. Философская литература.
Литература авангарда, магического реализма. Европейская и нью-йоркская школа в изобразительном
искусстве. Художественные направления. Информационная революция. Интернет и становление
глобального информационного пространства. На пути к новому объяснению мира. Формирование
новых ценностей постиндустриального общества. Постмодернизм. Главные черты эпохи
постмодернизма в архитектуре, искусстве, кинематографе, литературе.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ РОССИИ С
ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО 1914 г.»
РАЗДЕЛ 4. От Древней Руси к Российскому государству (16 ч)
Введение
Предмет отечественной истории. История России как неотъемлемая часть всемирноисторического процесса. Факторы самобытности российской империи. Источники по российской
истории. Архивы – хранилище исторической памяти. Интерпретация и фальсификация истории
России.
Народы и государства на территории нашей страны в древности
Появление и расселение человека на территории современной России. Первые культуры и
общества. Малые государства Причерноморья в эллинистическую эпоху. Народы Сибири и Дальнего
Востока.
Восточная Европа в середине I тыс.н.э.
Великое переселении народов. Взаимодействие кочевого и оседлого мира в эпоху переселения
народов. Дискуссии о славянском прародине и происхождении славян. Расселение славян, их
разделение на три ветви – восточные, западные и южные. Славянские общности Восточной Европы.
Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение
княжеской власти. Традиционные верования. Соседи восточных славян.
Образование государства Русь
Норманнский фактор в образовании европейских государств. Предпосылки и особенности
формирования государства Русь. Дискуссии о происхождении Древнерусского государства.
Формирование княжеской власти (князь и дружина, полюдье). Образование Русского государства.
Перенос столицы в Киев. Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Формирование
территории государства Русь. Социально-экономических строй ранней Руси. Земельные отношения.
Свободное и зависимое население. Крупнейшие русские города, развитие ремесел и торговли.
Отношение Руси с соседними народами и государствами. Крещение Руси: причины и значения.
Зарождение, специфика и достижения ранней русской культуры.
Русь в конце X – начале XII в.
Место и роль Руси в Европе. Расцвет Русского государства. Политический строй. Органы власти
и управления. Внутриполитическое развитие. Ярослав Мудрый. Владимир Мономах. Древнерусское
право: Русская Правда, церковные уставы. Социально-экономический уклад. Земельные отношения.
Уровень социально-экономического развития русских земель. Дискуссии об общественном строе.
Основные социальные слои древнерусского общества. Зависимые категории населения. Русская
церковь и ее роль в жизни общества. Развитие международных связей Русского государства,
укрепление его международного положения. Развитие культуры. Начало летописания. Нестор.
Просвещение. Литература.
Русь в середине XII – начале XII в.
Причины, особенности и последствия политической раздробленности на Руси. Формирование
системы земель – самостоятельных государств. Дискуссии о путях и центрах объединения русских
земель. Изменения в политическом строе. Эволюция общественного строя и права. Территория и
население крупнейших русских земель. Рост и расцвет городов. Консолидирующая роль церкви в
условиях политической децентрализации. Международные связи русских земель. Развитие русской

культуры: формирование региональных центров. Летописание и его центры. «Слово о полку Игореве».
Развитие местных художественных школ и складывание общерусского художественного строя.
Русские земли в середине XIII – XIV в.
Возникновение Монгольской державы. Чингисхан и его завоевания. Русские земли в составе
Золотой Орды. Влияние Орды на политическую традицию русских земель, менталитет, культуру,
повседневный быт населения. Золотая Орда в системе международных связей. Русские земли в составе
Литовского государства. Борьба с экспансией крестоносцев на западных границах Руси. Александр
Невский. Политический строй Новгорода и Пскова. Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за
великое княжество Владимирское. Противостояние Москвы и Твери. Усиление Московского
княжества. Иван Калита. Народные выступление против ордынского господства. Дмитрий Донской.
Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей. Русская
православная церковь в условиях ордынского господства. Сергий Радонежский. Культурное
пространство. Летописание. «Слово и погибели Русской земли». «Задонщина». Жития. архитектура и
живопись. Феофан Грек. Андрей Рублев. Ордынское влияние на развитие культуры и повседневную
жизнь в русских землях.
Формирование единого Русского государства в XV в.
Политическая карта Европы и русских земель в начале XV в. Борьба Литовского и Московского
княжеств за объединение русских земель. Распад Золотой Орды и его влияние на политическое
развитие русских земель. Большая Орда, Крымское, Казанское, Сибирское ханства, Ногайская Орда и
их отношения с Московским государством. Междоусобная война в Московском княжестве второй
четверти XV в. Василий Темный. Новгород и Псков в XV в. Иван 3. Присоединение Новгорода и Твери.
Ликвидация зависимости от Орды. Принятие общерусского Судебника. Государственные символы
единого государства. Характер экономического развития русских земель. Падение Византии и
установление автокефалии Русской православной церкви. Возникновение ересей. Иосифляне и
нестяжатели. «Москва – Третий Рим». Расширение международных связей Московского государства.
Культурное пространство единого Русского государства. Повседневная жизнь.
РАЗДЕЛ 5. Россия в XVI-XVII вв.: от Великого княжества к Царству (15 ч)
Россия в XVI в.
Социально-экономическое и политическое развитие. Иван 4 Грозный. Установление царской
власти и ее сакрализация в общественном сознании. Избранная Рада. Реформы 1550-х гг. и их значение.
Стоглавый собор. Земские соборы. Опричнина: причины, сущность, последствия. Дискуссия о
характере опричнины и ее роли в истории России. Внешняя политика и международные связи
Московского царства в XVI в. Присоединение Казанского и Астраханского ханств, покорение
Западной Сибири. Ливонская война, ее итоги и последствия. Россия в конце XVI в. Царь Федор
Иванович. Учреждение патриаршества. Дальнейшее закрепощение крестьян. Культура Московской
Руси в XVI в. Устное народное творчество. Начало книгопечатания (И.Федоров) и его влияние на
общество. Публицистика. Исторические повести. Зодчество (шатровые храмы). Живопись (Дионисий).
«Домострой»: патриархальные традиции в быте и нравах.
Смута в России
Смутное время начала XVII в., дискуссия о его причинах. Пресечение царской династии
Рюриковичей. Царствование Бориса Годунова. Самозванцы и самозванство. Борьба против
интервенции сопредельных держав. Подъем национально-освободительного движения. Народные
ополчения. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Земский собор 1913 года и его роль в развитии
сословно-представительной системы. Избрание на царство Михаила Федоровича Романова. Итоги
Смутного времени.
Россия в XVII в.
Ликвидация последствий Смуты. Земский Собор 1613 года. Воцарение Романовых. Царь Михаил
Федорович Романов. Патриарх Филарет. Восстановление органов власти и экономики страны.
Смоленская война. Территория и хозяйство России в первой половине XVII в. Окончательное
оформление крепостного права. Прикрепление городского населения к посадам. Оформление
сословного строя. Развитие торговых связей. Начало складывания всероссийского рынка. Ярмарки.

Развитие мелкотоварного производства. Мануфактуры. Новоторговый устав.
Царь Алексей
Михайлович. Начало становления абсолютизма. Соборное уложение 1649 год. Центральное и местное
управление. Приказная система. Реформы патриарха Никона. Церковный раскол. Старообрядчество.
Протопоп Аввакум. Народные движения в XVII в.: причины, формы, участники. Городские восстания.
Восстание под предводительством С. Разина. Россия в конце XVII в. Федор Алексеевич. Отмена
местничества. Стрелецкие восстания. Регентство Софьи. Необходимость и предпосылки
преобразований. Начало царствования Петра 1. Основные направления внешней политики России во
второй половине XVII в. освободительная война 1648-1654 гг. под руководством Б. Хмельницкого.
Вхождение Левобережной Украины в состав России. Русско-польская война. Русско-шведские и
русско-турецкие отношения во второй половине XVII в. Завершение присоединения Сибири. Культура
России в XVII в. Обмирщение культуры. Быт и нравы допетровской России. Расширение культурных
связей с Западной Европой. Славяно-греко-латинская академия. Русские землепроходцы. Последние
летописи. Новые жанры в литературе. «Дивное узорочье» в зодчестве в XVII в. Московское барокко.
Симон Ушаков. Парсуна.
РАЗДЕЛ 6. Россия в конце XVII-XVIII веках: от Царства к Империи (21ч)
Россия в эпоху преобразований Петра 1
Предпосылки Петровских реформ. Особенности абсолютизма в Европе и России.
Преобразования Петра 1. Реформы местного управления: городская и областная (губернская) реформы.
Реформы государственного управления: учреждение Сената, коллегии, органов надзора и суда.
Реорганизация армии: создание флота, рекрутские наборы, гвардия. Указ о единонаследии. Церковная
реформа. Упразднение патриаршества, учреждение Синода. Старообрядчество при Петре 1.
Оппозиция реформам Петра 1. Дело царевича Алексея. Развитие промышленности. Мануфактуры и
крепостной труд. Денежная и налоговая реформа. Подушная подать (ревизия). Российское общество в
Петровскую эпоху. Изменение социального статуса сословий и групп. Табель о рангах. Правовой
статус народов и территории империи. Социальные и национальные движения в первой четверти XVIII
в. Внешняя политика России в первой четверти XVIII в. Северная война: причины, основные события,
итоги. Провозглашена России империей. Культура и нравы Петровской эпохи. Итоги, последствия и
значение петровских преобразований. Образ Петра 1 в русской истории и культуре.
После Петра Великого: эпоха дворцовых переворотов
Изменение места и роли России в Европе. Дворцовые перевороты: причины, сущность,
последствия. Фаворитизм. Усиление роли гвардии. Внутренняя и внешняя политика в 1725-1762 гг.
Расширение привилегия дворянства. Манифест о вольности дворянства. Экономическая и финансовая
политика. Национальная и религиозная политика. Внешняя политика в 1725-1762 гг. Россия в
Семилетней войне 1756-1762 гг.
Россия в 1760-1790-х гг. Правление Екатерины 2
Политика «просвещенного абсолютизма»: основные направления, мероприятия, значение.
Уложенная комиссия. Губернская реформа. Развитие промышленности и торговли.
Предпринимательство. Рост помещичьего землевладения. Усиление крепостничества. Восстание под
предводительством Е. Пугачева. И его значение. Основные сословия российского общества, их
положение. Золотой век российского дворянства. Жалованные грамоты дворянству и городам. Россия
в европейской и мировой политике во второй половине XVIII в. Русско-турецкие войны и их итоги.
Присоединение Крыма и Северного Причерноморья. Г.А. Потемкин. Георгиевский трактат. Участие
России в разделах Речи Посполитой. Россия и Великая французская революция. Русское военное
искусство.
Россия при Павле 1
Изменение порядка престолонаследия. Ограничение дворянских привилегий. Ставка на
мелкопоместное дворянство. Политика в отношении крестьян. Комиссия для составления законов
Российской империи. Репрессивная политика. Внешняя политика Павла 1. Участие в антифранцузских
коалициях. Итальянские и Швейцарские походы А.В. Суворова. Военные экспедиции Ф.Ф. Ушакова.
Заговор 11 марта 1801 года.
Культурное пространство Российской империи

Век Просвещения. Сословный характер образования. Становление отечественной науки;
М.В.Ломоносов. основание Московского университета. Деятельность Вольного экономического
общества. Исследовательские экспедиции (В. Беринга, С.П.Крашенинникова). Русские изобретатели
(И.И.Ползунов, И.П.Кулибин). Литература: основные направления, жанры, писатели (Тредиаковский,
Карамзин, Державин, Фонвизин). Развитие архитектуры, живописи, скульптуры, музыки (стили,
течения, художники и их произведения). Театр (Ф.Г.Волков).
РАЗДЕЛ 7. Российская империя в XIX – начале XX в. (19 ч)
Российская империя в первой половине XIX в.
Россия в начале XIX в. Территория и население. Социально-экономическое развитие. Император
Александр 1 и его окружение. Создание министерств. Указ о вольных хлебопашцах. Меры по развитию
системы образования. Проект М.М.Сперанского. Учреждение государственного совета. Причины
свертывания либеральных реформ. Россия в международных отношениях начала XIX в. Основные
цели и направления внешней политики. Участие России в антифранцузских коалициях. Тильзитский
мир 1807 года и его последствия. Континентальная блокада. Присоединение к России Финляндии.
Бухарестский мир с Турцией. Отечественная война 1812 года: причины, планы сторон, основные этапы
и сражения. Бородинская битва. Патриотический подъем народа. Герои войны (М.И.Кутузов,
П.И.Багратион, Н.Н.Раевский, Д.В.Давыдов и др.). Причины победы России в Отечественной войне
1812 года. Влияние Отечественной войны на общественную мысль и национальное сознание. Народная
память о войне 1812 года. Заграничный поход русской армии 1813-1814 гг. Венский конгресс.
Священный союз. Роль России в европейской политике в 1813-1825 гг.Изменение
внутриполитического курса Александра 1 в 1816-1825 гг. А.А.Аракчеев. Военные поселения.
Цензурные ограничения. Основные итоги внутренней политики Александра 1. Движение декабристов:
предпосылки возникновения, идейные основы и цели, первые организации, их участники. Южное
общество; «Русская правда» П.И.Петстеля. Северное общество; «Конституция» Н.М.Муравьева.
Выступление декабристов в Санкт-Петербурге (14 декабря 1825 года) и на юге, итоги. Значение
движения декабристов. Правления Николая 1. Преобразование и укрепление роли государственного
аппарата. III Отделение. Кодификация законов. Политика в области просвещения. Польское восстание
1830-1831 гг. Социально-экономическое развитие России во второй четверти XIX в. Крестьянский
вопрос. Реформа управления государственными крестьянами П.Д. Киселева. Начало промышленного
переворота, его экономические и социальные последствия. Первые железные дороги. Финансовая
реформа Е.Ф.Канкнрина. Общественное движение в 1830-1850-е гг. Охранительное направление.
Теория официальной народности (С.С.Уварова). Оппозиционная общественная мысль. П.Я.Чаадаев.
Славянофилы (И.С. и К.С. Аксаковы, И.В. и П.В.Киреевские, А.С.Хомяков, Ю.Ф.Самарин и др.) и
западники (К.Д.Кавелин, С.М.Сольвьев, Т.Н.Грановский и др.). Революционно-социалистические
течения (А.И.Герцен, Н.П.Огарев, В.Г.Белинский). Русский утопический социализм. Общество
петрашевцев. Внешняя политика России во второй четверти XIX в.: европейская политика, восточный
вопрос. Кавказская война. Имамат; движение Шамиля. Крымская война 1853-1856 гг.: причины,
участники, основные сражения. Героизм защитников Севастополя (В.А.Корнилов, П.С.Нахимов,
В.И.Истомин). Парижский мир. Причины и последствия поражения России в Крымской войне.
Культура России в первой половине XIX в. Развитие науки и техники (Н.И.Лобачевский, Н.И.Пирогов,
Н.Н.Зинин, Б.С.Якоби и др). Географические экспедиции, их участники. Открытие Антарктиды
русскими мореплавателями. Образование: расширение сети школ и университетов. Национальные
корни отечественной культуры и западные влияния. Основные стили в художественной культуре
(сентиментализм, романтизм, ампир, реализм). Золотой век русской литературы: писатели и их
произведения (В.А.Жуковский, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь и др.). Формирование
русского литературного языка. Становление национальной музыкальной школы (М.И.Глинка,
А.С.Даргомыжский). Театр. Живопись: стили (классицизм, романтизм, реализм), жанры, художники
(К.П.Брюллов, О.А.Кипренский, В.А.Тропинин и др.). Архитектура: стили. Зодчие и их произведения.
Вклад российской культуры первой половины XIX в. в мировую культуру.
РАЗДЕЛ 8. Российская империя во второй половине XIX в. (20 ч)
Великие реформы 1860-1870-х гг. Император Александр 2 и его окружение. Необходимость и
предпосылки реформ. Подготовка крестьянской реформы. Основные положения Крестьянской
реформы 1861 г. Значение положения Крестьянской реформы 1861 года. Значение отмены крепостного
права. Земская, городская, судебная реформы. Реформы в области образования. Военные реформы.

Итоги и последствия реформ 1860-1870-х гг. Социально-экономическое развитие пореформенной
России. Сельское хозяйство после отмены крепостного права. Развитие торговли и промышленности.
Новые промышленные районы и отрасли хозяйства. Железнодорожное строительство. Завершение
промышленного переворота, его последствия. Изменения в социальной структуре общества.
Положение основных слоев населения России. Общественные движения второй половины XIX в.
Подъем общественного движения после поражения в Крымской войне. Консервативные, либеральные,
радикальные течения общественной мысли. Народническое движение: идеология (М.А.Бакунин,
П.Л.Лавров, П.Н.Ткачев), организации, тактика. «Хождение в народ». Кризис революционного
народничества. Начало рабочего движения. «Освобождение труда». Распространение идей марксизма.
Зарождение российской социал-демократии. Внутренняя политика самодержавия в конце 70-80-х гг.
XIX в. Политический террор. Политика лавирования. Начало царствования Александра 3. Манифест о
незыблемости самодержавия. Изменения в сферах государственного управления, образования и
печати. Возрастание роли государства в экономической жизни страны. Курс на модернизацию
промышленности. Экономические и финансовые (Н.Х.Бунге, С.Ю.Витте). Разработка рабочего
законодательства. Национальная политика. Внешняя политика России во второй половине XIX в.
Европейская политика. Борьба за ликвидацию последствий Крымской войны. Русско-турецкая война
1877-1878 гг.; роль России в освобождении балканских народов. Присоединение Средней Азии.
Политика России на Дальнем Востоке. «Союз трех императоров». Россия в международных
отношениях конца XIX в. Сближение России и Франции в 1890-х гг. Культура России во второй
половине XIX в. Достижения российских ученых, их вклад в мировую науку и технику (А.Г.Столетов,
Д.И.Менделеев, И.М.Сеченов и др.). Развитие образования. Расширение издательского дела.
Демократизация культуры. Литература и искусство: классицизм и реализм. Общественное звучание
литературы (Н.А.Некрасов, И.С.Тургенев, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский). Расцвет театрального
искусства, возрастание его роли в общественной жизни. Живопись: академизм, реализм,
передвижники. Архитектура. Развитие и достижения музыкального искусства (П.И.Чайковский,
«Могучая кучка»). Место российской культуры в мировой культуре XIX в.
РАЗДЕЛ 9. Российская империя в начале XX в. (18 ч)
Особенности промышленного и аграрного развития России на рубеже XIX - XX вв. Политика
модернизации «сверху». С.Ю. Витте. Государственный капитализм. Формирование монополий.
Иностранный капитал в России. Дискуссия о месте России в мировой экономике начала XX в.
Аграрный вопрос. Российское общество в начале XX в.: социальная структура, положение основных
групп населения. Политическое развитие России в начале XX в. Император Николай 2, его
политическое воззрение. Консервативно-охранительная политика. Необходимость преобразований.
Самодержавие и общество. Русско-японская война 1904-1905 гг.: планы сторон, основные сражения.
Портсмутский мир. Воздействие войны на общественную и политическую жизнь страны.
Общественное движение в России в начале XX в. Либералы и консерваторы. Возникновение
социалистических организаций и партий: их цели, тактика, лидеры (Г.В.Плеханов, В.М.Чернов,
В.И.Ленин, Ю.О.Мартов). Рабочее движение. «Полицейский социализм». Первая российская
революция (1905-1907 гг.): причины, характер, участники, основные события. Кровавое воскресение.
Возникновение Советов. Восстания в армии и на флоте. Всероссийская политическая стачка.
Вооруженное восстание в Москве. Манифест 17 октября 1905 года. Создание Государственной думы.
Формирование либеральных и консервативных политических партий, их программные установки и
лидеры (П.Н.Милюков, А.И.Гучков, В.И.Пуришкевич). думская деятельность в 1906-1907 гг. Тактика
революционных партий в условиях формирования парламентской системы. Итоги и значение
революции. Правительственная программа П.А.Столыпина. аграрная реформа: цели, основные
мероприятия, итоги и значение. Политическая и общественная жизнь в России в 1912-1914 гг.
Культура России в начале XX в. открытия российских ученых в науке и технике. Русская философия:
поиски общественного идеала. Развитие литературы: от реализма к модернизму. Поэзия Серебряного
века. Изобразительное искусство: традиции реализма, «Мир искусства», авангардизм. Архитектура.
Скульптура. Драматический театр: традиции и новаторство. Музыка и исполнительское искусство
(С.В.Рахманнов, Ф.И.Шаляпин). Русский балет. Русские сезоны С.П.Дягилева. первые шаги
российского кинематографа. Российская культура начала XX в. – составная часть мировой культуры.

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО «ИСТОРИЯ РОССИИ»
УГЛУБЛЕННЫЙ УРОВЕНЬ (136 ч)

№
п/п

Номер
раздела и
темы
урока

Тема урока

Коррекция
Кол(примечан
во
ие)
часов

Раздел 1. Послевоенный мир. Международные отношения, политическое и экономическое
развитие стран Европы и Северной Америки (13 ч)
1

1

Международные отношения, политическое и экономическое
развитие стран Европы и Северной Америки

1

2

2

Международные отношения в 1950-1980-х гг.

1

3

3

Завершение эпохи индустриального общества. 1945-1970-е
гг.

1

4

4

Кризисы 1970-1980-х гг. становление постиндустриального
информационного общества

1

5

5

Экономическая и социальная политика. Неоконсервативный
поворот. Политика «третьего пути»

1

6

6

Политичекая борьба. Гражданское общество. Социальные
движения

1

7

7

Соединенные Штаты Америки

1

8

8

Великобритания

1

9

9

Франция

1

10

10

Германия

1

11

11

Италия

1

12

12

Преобразования и революции в странах Центральной и
Восточной Европы

1

13

13

Повторительно-обобщающий урок

1

Раздел 2. Пути развития стран Азии, Африки, Латинской Америки (7 ч)
14

1

Концепция исторического развития в Новейшее время

1

15

2

Страны Азии и Африки. Деколонизация и выбор путей
развития

1

16

3

Мусульманские страны. Турция. Иран. Египет. Индонезия

1

17

4

Индия. Китай

1

18

5

Япония. Новые индустриальные страны

1

19

6

Латинская Америка

1

20

7

Самостоятельная работа

1

Раздел 3. Современный мир и новые вызовы XXI в. (6 ч)
21

1

Глобализация и новые вызовы XXI в.

1

22

2

Международные отношения в конце XX – начале XXI в.

1

23

3

Постсоветсткое пространство: политическое развитие,
интеграционные процессы и конфликты

1

24

4

На пути к новой научной картине

1

25

5

Культура во второй половине XX - начале XXI в.

1

26

6

Контрольная работа (Современные мир и новые вызовы)

1

История России
27

1

Введение. История и мы.

1

Раздел 4. От Древней Руси к Российскому государству (16 ч)
28

1

Восточная Европа в середине 1 тысячелетия н.э.
Образование государства Русь

1

29

2

Русь в конце X – начале XII века

1

30

3

Культура Руси в конце X – начале XII века

1

31

4

Русь в середине XII – начале XIII века

1

32

5

Русь в середине XII – начале XIII века

1

33

6

Культура Руси в XII – начале XIII века

1

7

Монгольское нашествие. Русские земли в составе Золотой
Орды

1

35

8

Русские земли в середине XIII-XIV века

1

36

9

Русские земли в середине XIII-XIV века

1

37

10

Формирование единого Русского государства

1

38

11

Формирование единого Русского государства

1

39

12

Культура Руси в XIV – XV вв.

1

40

13

Культура Руси в XIV – XV вв.

1

41

14

Представление проектов

1

34

42

15

Представление проектов

1

43

16

Повторительно-обобщающий урок. Контрольная работа

1

44

1

45

2

Россия в XVI в.: от Великого княжества к Царству

1

46

3

Россия времени Ивана Грозного

1

47

4

Россия времени Ивана Грозного

1

48

5

Смута в России

1

49

6

Смута в России

1

7

Ликвидация последствий Смуты. Внутренняя политика
России в XVII в.

1

8

Ликвидация последствий Смуты. Внутренняя политика
России в XVII в.

1

52

9

Внешняя политика России в XVII в.

1

53

10

Внешняя политика России в XVII в.

1

54

11

Культура России в XVI – XVII вв.

1

55

12

Культура России в XVI – XVII вв.

1

56

13

Представление проектов

1

57

14

Представление проектов

1

58

15

Повторительно-обобщающий урок. Контрольная работа

1

50
51

Раздел 5. Россия в XVI – XVII вв.: от Великого княжества к Царству (15 ч)
Россия в XVI в.: от Великого княжества к Царству
1

Раздел 6. Россия в конце XVII – начале XVIII в.: от Царства к Империи (21 ч)
59

1

Начало правления Петра 1

1

60

2

Начало правления Петра 1

1

61

3

Внешняя политика России в первой четверти XVIII в

1

62

4

Внешняя политика России в первой четверти XVIII в

1

5

Конференция «Россия в эпоху преобразований Петра 1»
(внутренняя политика, «культурная революция» в России в
начале XVIII в.)

1

6

Конференция «Россия в эпоху преобразований Петра 1»
(внутренняя политика, «культурная революция» в России в
начале XVIII в.)

1

65

7

После Петра Великого: эпоха дворцовых переворотов

1

66

8

После Петра Великого: эпоха дворцовых переворотов

1

67

9

После Петра Великого: эпоха дворцовых переворотов

1

63

64

10

После Петра Великого: эпоха дворцовых переворотов

1

11

Политика «просвещенного абсолютизма» Екатерины 2.
Социальная политика Екатерины 2. Восстание под
предводительством Е.И.Пугачева

1

12

Политика «просвещенного абсолютизма» Екатерины 2.
Социальная политика Екатерины 2. Восстание под
предводительством Е.И.Пугачева

1

13

Россия в европейской и мировой политике второй половины
XVIII в.

1

14

Россия в европейской и мировой политике второй половины
XVIII в.

1

73

15

Россия при Павле 1

1

74

16

Россия при Павле 1

1

75

17

Культурное пространство Российской империи в XVIII в

1

76

18

Культурное пространство Российской империи в XVIII в

1

77

19

Представление проектов

1

78

20

Представление проектов

1

79

21

Контрольная работа

1

68
69

70

71
72

Раздел 7. Россия в первой половине XIX в. (19 ч)
1

Социально-экономическое развитие в конце XVIII в –
первой половине XIX в.

1

2

Социально-экономическое развитие в конце XVIII в –
первой половине XIX в.

1

82

3

Правление Александра 1.

1

83

4

Реформы Александра 1

1

84

5

Внешняя политика Александра 1

1

85

6

Россия в международных отношениях начала XIX в

1

86

7

Россия в международных отношениях начала XIX в

1

8

Изменение внутриполитического курса. Движение
декабристов

1

9

Изменение внутриполитического курса. Движение
декабристов

1

89

10

Правление Николая 1

1

90

11

Внутренняя политика Николая 1

1

91

12

Внешняя политика России при Николае 1. Кавказская война

1

80
81

87
88

92

13

Внешняя политика России при Николае 1. Кавказская война

1

93

14

Общественная жизнь в 1830-1850-х гг

1

94

15

Общественная жизнь в 1830-1850-х гг

1

95

16

Общественная жизнь в 1830-1850-х гг

1

96

17

Представление проектов

1

97

18

Представление проектов

1

98

19

Повторительно-обобщающий урок. Контрольная работа

1

Раздел 8. Россия во второй половине XIX в. (20 ч)
99

1

Начало правления Александра 2.

1

100

2

Начало правления Александра 2.

1

101

3

Крестьянская реформа

1

102

4

Социально-экономическое развитие пореформенной России

1

103

5

Социально-экономическое развитие пореформенной России

1

104

6

Великие реформы 1860-1870-х гг.

1

105

7

Великие реформы 1860-1870-х гг.

1

106

8

Великие реформы 1860-1870-х гг.

1

107

9

Общественная жизнь середины 1850 – начала 1880-х гг

1

108

10

Общественная жизнь середины 1850 – начала 1880-х гг

1

11

Народное самодержавие Александра 3. Общественная жизнь
1880-1890-х гг

1

12

Народное самодержавие Александра 3. Общественная жизнь
1880-1890-х гг

1

111

13

Внешняя политика России во второй половине XIX в

1

112

14

Внешняя политика России во второй половине XIX в

1

113

15

Культурное пространство империи в XIX в

1

114

16

Культурное пространство империи в XIX в

1

115

17

Представление проектов

1

116

18

Представление проектов

1

117

19

Повторительно-обобщающий урок

1

20

История России с древнейших времен до конца XIX.
Контрольная работа

1

109
110

118

Раздел 9. Российская империя в начале XX в. (18 ч)

119

1

Особенности социально-экономического развития России на
рубеже XIX – XX вв

2

1

1

123

5

Особенности социально-экономического развития России на
рубеже XIX – XX вв
Внутренняя и внешняя политика самодержавия. Российское
общество
Внутренняя и внешняя политика самодержавия. Российское
общество
Первая российская революция 1905-1907 гг

124

6

Первая российская революция 1905-1907 гг

1

125

7

Первая российская революция 1905-1907 гг

1

126

8

Начало российского парламентаризма

1

127

9

Начало российского парламентаризма

1

128

10

Общество и власть после революции.

1

129

11

Общество и власть после революции.

1

130

12

Реформы П.А.Столыпина

1

131

13

Серебряный век российской культуры

1

132

14

Представление проектов

1

133

15

Представление проектов

1

134

16

Россия накануне Великов российской революции.

1

135

17

Контрольная работа

1

136

18

Резерв

1

120
121
122

3
4

1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 12.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(301)4459237

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».