Раб прог по астроном для 10 класс 2022-25

0

1

СОДЕРЖАНИЕ
П1.ПОЯНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ..................................................................... 3
П2.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

....................................................................................................................... 5
П3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА ........................................ 8
П4.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ...........................................................................13

2
П.1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Астрономия – одна из древнейших наук, относящаяся к области человеческих знаний,
получившая динамическое развитие в XXI веке. Среди других естественно - научных дисциплин
астрономия занимает особое место, так как она затрагивает глубинные вопросы существования
человека в окружающем мире, и в ней концентрируются основные противоречия между бытием
человека и его сознанием.
Рабочая программа по астрономии для обучающихся 10 класса МОУ «Таловская» СОШ
разработана на основе следующей нормативно-правовой базы:
 Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ).
 Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.12.2010 года №1897.
 Приказ от 7июня 2017г № 506 «О внесении изменений в федеральный компонент
государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего
среднего (полного) общего образования», утвержденный приказом Министерства
образования Российской Федерации от 5 марта 2004г № 1089
 Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 253" (С изменениями на
20 июня 2017г № 581).
 Основная образовательная программа среднего общего образования МОУ «Таловская»
СОШ (утвержденная приказом №1089 от 05.03.2004 г (ред. От 31.01.2012г)).
 Учебный план МОУ «Таловская» СОШ на 2017-18учебный год.
 Положение о рабочей программе по предмету МОУ «Таловская» СОШ.
Программа разработана на основе примерной программы по астрономии для
общеобразовательных школ под редакцией В. М. Чаругина (Москва «Просвещение» 2017 г.), с
учётом использования учебника «Астрономия 10-11» автора В.М.Чаругин для общеобразова
тельных учреждений (базовый уровень). На изучение курса астрономии в 10 классе отводится 35
часов (1 ч. в неделю).
Астрономия в российской школе всегда рассматривалась как курс, который, завершая
физико-математическое образование выпускников средней школы, знакомит их с современными
представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует формированию научного
мировоззрения.
Главной целью среднего общего образования является развитие ребенка как компетентно
й личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба,
познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие,
ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение
рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой
соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.
На основании требований Федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего образования, в содержании курса предполагается реализовать актуальные в
настоящее время подходы: компетентностный - совершенствование навыков научного познания,
владение информацией по астрономической теории и оценивание уровня своих знаний при её
изучении; личностно-ориентированный – способность понимать причины и логику развития
процессов во Вселенной, позволяющей осмысленно воспринимать все разнообразие
мировоззренческих, социокультурных систем существующих в современном мире, а также
способствовать развитию личностной самоидентификации, усилению мотивации к социальному
познанию и творчеству, воспитание общественно востребованных качеств личности;
деятельностный – формирование активной личности, мотивированной к самообразованию,
самостоятельному поиску, отбору, анализу и использования информации, развитие
самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к
делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному
взаимодействию с людьми; которые определяют задачи обучения:

3
 приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности и
повседневной жизни;
 овладение способами познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной
деятельностей;
 освоение познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенций.
Для удовлетворения требованиям к уровню подготовки выпускников, в программе
предусмотрена тестовая работа по основным темам курса и система устного опроса.
Учебно-методический комплекс (УМК), обеспечивающий реализацию рабочей программы
учащихся, автор комплекта В.М. Чаругин.
 Учебник «Астрономия. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый
уровень / В.М. Чаругин. – М.: Просвещение, 2018. – 144с;
 Курс ориентирован на новые методы исследования Вселенной с помощью
гравитационно - волновых и нейтринных телескопов. Ученики смогут найти
описание сложных астрономических явлений и подходы к решению современных
астрономических проблем на базе знакомых школьникам физических законов.
Проследить за развитием представлений об окружающем мире, о строении
Вселенной и месте человека в ней.
 Наряду с традиционными задачами, особое внимание уделяется современным
достижениям и открытиям в области астрономии. В первую очередь это относится
к открытию ускоренного расширения Вселенной и большого числа экзопланет,
поиску и связям с внеземными цивилизациями, а также к новым не традиционным
методам исследования Вселенной с помощью гравитационно-волновых и
нейтринных телескопов.
 Комплект разработан в рамках издательской серии «Сферы 1-11» и реализован в
новом, современном формате учебной литературы, с большим количеством
иллюстративного материала.
 Методические рекомендации.
Пособие разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования и примерной основной
образовательной программы среднего общего образования. Содержание пособия
направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных
результатов при изучении астрономии. В данном пособии объясняются особенности
проведения уроков по астрономии в общеобразовательной школе, что может быть успешно
использовано учителями по физике и естествознанию. Пособие содержит пример рабочей
программы. Пособие предназначено для учителей общеобразовательной организации.
Доступно для скачивания на сайте издательства http://catalog.prosv.ru/item/28633.
 Сборник задач и упражнений.
Сборник задач и упражнений по астрономии включает в себя систему заданий,
способствующую развитию естественнонаучной грамотности учащихся и формированию
их миропонимания. В сборнике даны вопросы и задания различной направленности:
 тестовые задания;
 расчѐтные задачи;
 качественные задачи.
Они представлены по основным направлениям астрономической науки и ориентируют
учащихся на познавательную деятельность и анализ явлений окружающего мира.
 ЭФУ Электронный учебник или, точнее, электронная форма учебника (ЭФУ) — это
электронное издание, соответствующее по структуре, содержанию и художественному
оформлению печатной форме учебника, содержащее мультимедийные элементы и
интерактивные ссылки, расширяющие и дополняющие содержание учебника. (Приказ №
1559 от 8 декабря 2014 г.)

4
П.2

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Система требований полностью согласована с базовым уровнем содержания
общего среднего образования и очерчивает минимум знаний и умений, необходимых для
формирования представлений о единстве физических законов, действующих на Земле и в
безграничной Вселенной, о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех
космических тел и их систем, а также самой Вселенной.
Результатами освоения курса астрономии в средней (полной) школе являются:
 формирование умения управлять своей познавательной деятельностью,
ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и
самообразованию, осознанному построению индивидуальной образовательной
деятельности на основе устойчивых познавательных интересов;
 формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков
самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных
технологий;
 формирование убежденности в возможности познания законов природы и их
использования на благо развития человеческой цивилизации;
 формирование умения находить адекватные способы поведения, взаимодействия и
сотрудничества в процессе учебной и внеучебной деятельности, проявлять
уважительное отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем
науки.
Результаты освоения программы предполагают:
 находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать
альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее
эффективный, классифицировать объекты исследования, структурировать
изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и
заключения;
 анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения;
 на практике пользоваться основными логическими приемами, методами
наблюдения, моделирования, мысленного эксперимента, прогнозирования;
 выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
 извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой
информации и интернет-ресурсы) и критически ее оценивать;
 готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из
Интернета и других источников.
Предметные результаты изучения астрономии в средней (полной) школе представлены в
содержании курса по темам.
Обеспечить
достижение
планируемых
результатов
освоения
основной
образовательной программы, создать основу для самостоятельного успешного усвоения
обучающимися новых знаний, умений, видов и способов деятельности должен системнодеятельностный подход. В соответствии с этим подходом именно активность
обучающихся признается основой достижения развивающих целей образования — знания
не передаются в готовом виде, а добываются учащимися в процессе познавательной
деятельности.
По итогам обучения в 10 классе учащиеся должны:
 Получить представления о структуре и масштабах Вселенной и месте человека в ней. Узнать
о средствах, которые используют астрономы, чтобы заглянуть в самые удалённые уголки
Вселенной и не только увидеть небесные тела в недоступных с Земли диапазонах длин волн
электромагнитного излучения, но и узнать о новых каналах получения информации о
небесных телах с помощью нейтринных и гравитационно-волновых телескопов.

5
 Узнать о наблюдаемом сложном движении планет, Луны и Солнца, их интерпретации.
Какую роль играли наблюдения затмений Луны и Солнца в жизни общества и история их
научного объяснения. Как на основе астрономических явлений люди научились измерять
время и вести календарь.
 Узнать, как благодаря развитию астрономии люди перешли от представления
геоцентрической системы мира к революционным представлениям гелиоцентрической
системы мира. Как на основе последней были открыты законы, управляющие движением
планет, и позднее, закон всемирного тяготения.
 На примере использования закона всемирного тяготения получить представления о
космических скоростях, на основе которых рассчитываются траектории полётов
космических аппаратов к планетам. Узнать, как проявляет себя всемирное тяготение на
явлениях в системе Земля—Луна, и эволюцию этой системы в будущем.
 Узнать о современном представлении, о строении Солнечной системы, о строении Земли как
планеты и природе парникового эффекта, о свойствах планет земной группы и планетгигантов и об исследованиях астероидов, комет, метеороидов и нового класса небесных тел
карликовых планет.
 Получить представление о методах астрофизических исследований и законах физики,
которые используются для изучения физически свойств небесных тел.
 Узнать природу Солнца и его активности, как солнечная активность влияет на климат и
биосферу Земли, как на основе законов физики можно рассчитать внутреннее строение
Солнца и как наблюдения за потоками нейтрино от Солнца помогли заглянуть в центр
Солнца и узнать о термоядерном источнике энергии.
 Узнать, как определяют основные характеристики звёзд и их взаимосвязь между собой, о
внутреннем строении звёзд и источниках их энергии; о необычности свойств звёзд белых
карликов, нейтронных звёзд и чёрных дыр. Узнать, как рождаются, живут и умирают звёзды.
 Узнать, как по наблюдениям пульсирующих звёзд цефеид определять расстояния до других
галактик, как астрономы по наблюдениям двойных и кратных звёзд определяют их массы.
 Получить представления о взрывах новых и сверхновых звёзд и узнать, как в звёздах
образуются тяжёлые химические элементы.
 Узнать, как устроена наша Галактика — Млечный Путь, как распределены в ней рассеянные
и шаровые звёздные скопления и облака межзвёздного газа и пыли. Как с помощью
наблюдений в инфракрасных лучах удалось проникнуть через толщу межзвёздного газа и
пыли в центр Галактики, увидеть движение звёзд в нём вокруг сверхмассивной чёрной
дыры.
 Получить представление о различных типах галактик, узнать о проявлениях активности
галактик и квазаров, распределении галактик в пространстве и формировании скоплений и
ячеистой структуры их распределения.
 Узнать о строении и эволюции уникального объекта Вселенной в целом. Проследить за
развитием представлений о конечности и бесконечности Вселенной, о фундаментальных
парадоксах, связанных ними.
 Понять, как из наблюдаемого красного смещения в спектрах далёких галактик пришли к
выводу о нестационарности, расширении Вселенной, и, что в прошлом она была не только
плотной, но и горячей и, что наблюдаемое реликтовое излучение подтверждает этот важный
вывод современной космологии.
 Узнать, как открыли ускоренное расширение Вселенной и его связью с тёмной энергией и
всемирной силой отталкивания, противостоящей всемирной силе тяготения.
 Узнать об открытии экзопланет — планет около других звёзд и современном состоянии
проблемы поиска внеземных цивилизаций и связи с ними.
 Научиться проводить простейшие астрономические наблюдения, ориентироваться среди
ярких звёзд и созвездий, измерять высоты звёзд и Солнца, определять астрономическими
методами время, широту и долготу места наблюдений, измерять диаметр Солнца и измерять
солнечную активность и её зависимость от времени.
должны знать/понимать:
 смысл понятий: активность, астероид, астрология, астрономия, астрофизика, атмосфера,
болид, возмущения, восход светила, вращение небесных тел, Вселенная, вспышка,
Галактика, горизонт, гранулы, затмение, виды звезд, зодиак, календарь, космогония,

6
космология, космонав космонавтика, космос, кольца планет, кометы, кратер, кульминация,
основные точки, линии и плоскости небесной сферы, магнитная буря, Метагалактика,
метеор, метеорит, метеорные тело, дождь, поток, Млечный Путь, моря и материки на Луне,
небесная механика, видимое и реальное движение небесных тел и их систем, обсерватория,
орбита, планета, полярное сияние, протуберанец, скопление, созвездия и их классификация,
солнечная корона, солнцестояние, состав Солнечной системы, телескоп, терминатор,
туманность, фазы Луны, фотосферные факелы, хромосфера, черная дыра, Эволюция,
эклиптика, ядро;
 определения физических величин: астрономическая единица, афелий, блеск звезды, возраст
небесного тела, параллакс, парсек, период, перигелий, физические характеристики планет и
звезд, их химический состав, звездная величина, радиант, радиус светила, космические
расстояния, светимость, световой год, сжатие планет, синодический и сидерический период,
солнечная активность, солнечная постоянная, спектр светящихся тел Солнечной системы;
 смысл работ и формулировку законов: Аристотеля, Птолемея, Галилея, Коперника, Бруно,
Ломоносова, Гершеля, Браге, Кеплера, Ньютона, Леверье, Адамса, Галлея, Белопольского,
Бредихина, Струве, Герцшпрунга-Рассела, Амбарцумяна, Барнарда, Хаббла, Доплера,
Фридмана, Эйнштейна.

должны уметь:






использовать карту звездного неба для нахождения координат светила; выражать
результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы; приводить
примеры практического использования астрономических знаний о небесных телах и их
системах;
решать задачи на применение изученных астрономических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с
использованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах;
владеть компетенциями: коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития,
ценностно-ориентационной, смылопоисковой, и профессионально-трудового выбора.

Характеристика контрольно-измерительных материалов, используемых при
оценивании уровня подготовки учащихся.
Знания и умения учащихся оцениваются на основании устных ответов
(выступлений), тестовой работы, а также практической деятельности, учитывая их
соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.
Оценку «5» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), практическая
деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы
обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то
оценку «5» получает учащийся, набравший 90 – 100% от максимально возможного
количества баллов.
Оценку «4» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), практическая
деятельность или их результат в общем соответствуют требованиям программы обучения,
но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного
результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает учащийся, набравший 70
– 89% от максимально возможного количества баллов.
Оценку «3» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), практическая
деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но
имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется
зачёт в баллах, то оценку «3» получает учащийся, набравший 45 – 69% от максимально
возможного количества баллов.
Оценку «2» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), практическая
деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы
обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании
учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает учащийся,
набравший 20 – 44% от максимально возможного количества баллов.

7
П.3

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Содержание курса реализуется в течение одного года (в 10 классе) за 35 часов из расчёта 1 ч в
неделю. Материал учебника включает девять тем, каждая из которых разделена на параграфы.
Введение в астрономию (1ч)
Строение и масштабы Вселенной, и современные наблюдения
Какие тела заполняют Вселенную. Каковы их характерные размеры и расстояния между ними.
Какие физические условия встречаются в них. Вселенная расширяется. Где и как работают самые
крупные оптические телескопы. Как астрономы исследуют гамма-излучение Вселенной. Что
увидели гравитационно-волновые и нейтринные телескопы.
Целью изучения данной темы - познакомить учащихся с основными астрономическими
объектами, заполняющими Вселенную: планетами, Солнцем, звездами, звездными скоплениями,
галактиками, скоплениями галактик; физическими процессами, протекающими в них и в
окружающем их пространстве. Учащиеся знакомятся с характерными масштабами,
характеризующими свойства этих небесных тел. Также приводятся сведения о современных
оптических, инфракрасных, радио-, рентгеновских телескопах и обсерваториях. Таким образом,
учащиеся знакомятся с теми небесными телами, которые они в дальнейшем будут подробно
изучать на уроках астрономии.
Астрометрия (5ч)
Звёздное небо и видимое движение небесных светил
Какие звёзды входят в созвездия Ориона и Лебедя. Солнце движется по эклиптике. Планеты
совершают петлеобразное движение. Небесные координаты. Что такое небесный экватор и
небесный меридиан. Как строят экваториальную систему небесных координат. Как строят
горизонтальную систему небесных координат.
Видимое движение планет и Солнца
Петлеобразное движение планет, попятное и прямое движение планет. Эклиптика, зодиакальные
созвездия. Неравномерное движение Солнца по эклиптике.
Движение Луны и затмения
Фазы Луны и синодический месяц, условия наступления солнечного и лунного затмений.
Почему происходят солнечные затмения. Сарос и предсказания затмений
Время и календарь
Звёздное и солнечное время, звёздный и тропический год. Устройство лунного и солнечного
календаря, проблемы их согласования Юлианский и григорианский календари.
Цель изучения данной темы - формирование у учащихся о виде звездного неба, разбиение его на
созвездия, интересных объектах в созвездиях и мифологии созвездий, развитии астрономии в
античные времена. Задача учащихся проследить, как переход от ориентации по созвездиям к
использованию небесных координат позволил в количественном отношении изучать видимые
движения тел. также целью является изучение видимого движения Солнца, Луны и планет и на
основе этого - получение представления о том, как астрономы научились предсказывать затмения;
получения представления об одной из основных задач астрономии с древнейших времен измерении времени и ведении календаря.
Небесная механика (3ч)
Гелиоцентрическая система мира
Представления о строении Солнечной системы в античные времена и средневековье.
Гелиоцентрическая система мира, доказательство вращения Земли вокруг Солнца. Параллакс
звёзд и определение расстояния до них, парсек.
Законы Кеплера

8
Открытие И.Кеплером законов движения планет. Открытие закона Всемирного тяготения и
обобщённые законы Кеплера. Определение масс небесных тел.
Космические скорости
Расчёты первой и второй космической скорости и их физический смысл. Полёт Ю.А. Гагарина
вокруг Земли по круговой орбите.
Межпланетные перелёты
Понятие оптимальной траектории полёта к планете. Время полёта к планете и даты стартов.
Луна и её влияние на Землю
Лунный рельеф и его природа. Приливное взаимодействие между Луной и Землёй. Удаление Луны
от Земли и замедление вращения Земли. Прецессия земной оси и предварение равноденствий.
Целью изучения темы - развитие представлений о строении Солнечной системы:
геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира; законы Кеплера о движении планет и их
обобщение Ньютоном; космические скорости и межпланетные перелеты.
Строение Солнечной системы (7ч)
Современные представления о Солнечной системе.
Состав Солнечной системы. Планеты земной группы и планеты-гиганты, их принципиальные
различия. Облако комет Оорта и Пояс Койпера. Размеры тел солнечной системы.
Планета Земля
Форма и размеры Земли. Внутреннее строение Земли. Роль парникового эффекта в
формировании климата Земли.
Планеты земной группы
Исследования Меркурия, Венеры и Марса, их схожесть с Землёй. Как парниковый эффект греет
поверхность Земли и перегревает атмосферу Венеры. Есть ли жизнь на Марсе. Эволюция орбит
спутников Марса Фобоса и Деймоса.
Планеты-гиганты
Физические свойства Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна. Вулканическая деятельность на
спутнике Юпитера Ио. Природа колец вокруг планет-гигантов.
Планеты-карлики и их свойства.
Малые тела Солнечной системы
Природа и движение астероидов. Специфика движения групп астероидов Троянцев и Греков.
Природа и движение комет. Пояс Койпера и Облако комет Оорта. Природа метеоров и
метеоритов.
Метеоры и метеориты
Природа падающих звёзд, метеорные потоки и их радианты. Связь между метеорными потоками и
кометами. Природа каменных и железных метеоритов. Природа метеоритных кратеров.
Целью изучения темы – получить представление о строении Солнечной системы, изучить
физическую природу Земли и Луны, явление приливов и прецессии; понять физические
особенности строения планет земной группы, планет-гигантов и планет-карликов; узнать об
особенностях природы и движения астероидов, получить общие представления о кометах,
метеорах и метеоритах; узнать о развитии взглядов на происхождение Солнечной системы и
современных представлениях о её происхождении.
Астрофизика и звездная астрономия (7ч)
Методы астрофизических исследований
Устройство и характеристики телескопов рефракторов и рефлекторов. Устройство
радиотелескопов, радиоинтерферометры.
Солнце
Основные характеристики Солнца. Определение массы, температуры и химического состава
Солнца. Строение солнечной атмосферы. Солнечная активность и её влияние на Землю и
биосферу.
Внутреннее строение Солнца

9
Теоретический расчёт температуры в центре Солнца. Ядерный источник энергии и термоядерные
реакции синтеза гелия из водорода, перенос энергии из центра Солнца наружу, конвективная зона.
Нейтринный телескоп и наблюдения потока нейтрино от Солнца.
Звёзды
Основные характеристики звёзд
Определение основных характеристик звёзд: массы, светимости, температуры и химического
состава. Спектральная классификация звёзд и её физические основы. Диаграмма «спектральный
класс» — светимость звёзд, связь между массой и светимостью звёзд.
Внутреннее строение звёзд
Строение звезды главной последовательности. Строение звёзд красных гигантов и сверхгигантов.
Белые карлики, нейтронные звёзды, пульсары и чёрные дыры
Строение звёзд белых карликов и предел на их массу — предел Чандрасекара. Пульсары и
нейтронные звёзды. Природа чёрных дыр и их параметры.
Двойные, кратные и переменные звёзды
Наблюдения двойных и кратных звёзд. Затменно-переменные звёзды. Определение масс двойных
звёзд. Пульсирующие переменные звёзды, кривые изменения блеска цефеид. Зависимость между
светимостью и периодом пульсаций у цефеид. Цефеиды — маяки во Вселенной, по которым
определяют расстояния до далёких скоплений и галактик.
Новые и сверхновые звёзды
Характеристики вспышек новых звёзд. Связь новых звёзд с тесными двойными системами,
содержащими звезду белый карлик. Перетекание вещества и ядерный взрыв на поверхности
белого карлика. Как взрываются сверхновые звёзды. Характеристики вспышек сверхновых звёзд.
Гравитационный коллапс белого карлика с массой Чандрасекара в составе тесной двойной звезды
— вспышка сверхновой первого типа. Взрыв массивной звезды в конце своей эволюции — взрыв
сверхновой второго типа. Наблюдение остатков взрывов сверхновых звёзд.
Эволюция звёзд: рождение, жизнь и смерть звёзд
Расчёт продолжительности жизни звёзд разной массы на главной последовательности. Переход в
красные гиганты и сверхгиганты после исчерпания водорода. Спокойная эволюция
маломассивных звёзд, и гравитационный коллапс и взрыв с образованием нейтронной звезды или
чёрной дыры массивной звезды. Определение возраста звёздных скоплений и отдельных звёзд и
проверка теории эволюции звёзд.
Целью изучения темы – получить представление о разных типах оптических телескопов,
радиотелескопах и методах наблюдений с их помощью; о методах и результатах наблюдений
Солнца, его основных характеристиках; о проявлениях солнечной активности и связанных с ней
процессах на Земле и в биосфере; о том, как астрономы узнали о внутреннем строении Солнца и
как наблюдения солнечных нейтрино подтвердили наши представления о процессах внутри
Солнца; получить представление: об основных характеристиках звезд, их взаимосвязи,
внутреннем строении звезд различных типов, понять природу белых карликов, нейтронных звезд и
черных дыр, узнать как двойные звезды помогают определить массы звезд, а пульсирующие
звезды – расстояния во Вселенной; получить представление о новых и сверхновых звездах, узнать,
как живут и умирают звезды.
Млечный путь – наша Галактика (3ч)
Газ и пыль в Галактике
Как
образуются отражательные туманности. Почему светятся диффузные
туманности. Как
концентрируются газовые и пылевые туманности в Галактике.
Рассеянные и шаровые звёздные скопления
Наблюдаемые свойства рассеянных звёздных скоплений. Наблюдаемые свойства шаровых
звёздных скоплений. Распределение и характер движения скоплений в Галактике. Распределение
звёзд, скоплений, газа и пыли в Галактике. Сверхмассивная чёрная дыра в центре Галактики и
космические лучи. Инфракрасные наблюдения движения звёзд в центре Галактики и обнаружение
в центре Галактики сверхмассивной черной дыры. Расчёт параметров сверхмассивной чёрной
дыры. Наблюдения космических лучей и их связь со взрывами сверхновых звёзд.

10
Целью изучения темы – получить представление о нашей Галактике – Млечном Пути, об
объектах, её составляющих, о распределении газа и пыли в ней, рассеянных и шаровых
скоплениях, о её спиральной структуре; об исследовании её центральных областей, скрытых от
нас сильным поглощением газом и пылью, а также о сверхмассивной чёрной дыре, расположенной
в самом центре Галактики.
Галактики (3ч)
Галактики
Как классифицировали галактики по форме и камертонная диаграмма Хаббла. Свойства
спиральных, эллиптических и неправильных галактик. Красное смещение в спектрах галактик и
определение расстояния до них.
Закон Хаббла
Вращение галактик и тёмная материя в них.
Активные галактики и квазары
Природа активности галактик, радиогалактики и взаимодействующие галактики. Необычные
свойства квазаров, их связь с ядрами галактик и активностью чёрных дыр в них.
Скопления галактик
Наблюдаемые свойства скоплений галактик, рентгеновское излучение, температура и масса
межгалактического газа, необходимость существования тёмной материи в скоплениях галактик.
Оценка массы тёмной материи в скоплениях. Ячеистая структура распределения галактики
скоплений галактик.
Целью изучения темы – получить представление о различных типах галактик, об определении
расстояний до них по наблюдениям красного смещения линий в их спектрах, и о законе Хаббла; о
вращении галактик и скрытой темной массы в них; получить представление об активных
галактиках и квазарах и о физических процессах, протекающих в них, о распределении галактик и
их скоплений во Вселенной, о горячем межгалактическом газе, заполняющим скопления галактик.
Строение и эволюция Вселенной (2ч)
Конечность и бесконечность Вселенной — парадоксы классической космологии.
Закон всемирного тяготения и представления о конечности и бесконечности Вселенной.
Фотометрический парадокс и противоречия между классическими представлениями о строении
Вселенной и наблюдениями. Необходимость привлечения общей теории относительности для
построения модели Вселенной. Связь между геометрических свойств пространства Вселенной с
распределением и движением материи в ней.
Расширяющаяся Вселенная
Связь средней плотности материи с законом расширения и геометрическими свойствами
Вселенной. Евклидова и неевклидова геометрия Вселенной. Определение радиуса и возраста
Вселенной. Модель «горячей Вселенной» и реликтовое излучение. Образование химических
элементов во Вселенной. Обилие гелия во Вселенной и необходимость образования его на ранних
этапах эволюции Вселенной. Необходимость не только высокой плотности вещества, но и его
высокой температуры на ранних этапах эволюции Вселенной. Реликтовое излучение — излучение,
которое осталось во Вселенной от горячего и сверхплотного состояния материи на ранних этапах
жизни Вселенной. Наблюдаемые свойства реликтового излучения. Почему необходимо
привлечение общей теории относительности для построения модели Вселенной.
Целью изучения темы – получить представление об уникальном объекте – Вселенной в целом,
узнать как решается вопрос о конечности или бесконечности Вселенной, о парадоксах, связанных
с этим, о теоретических положениях общей теории относительности, лежащих в основе
построения космологических моделей Вселенной; узнать какие наблюдения привели к созданию
расширяющейся модели Вселенной, о радиусе и возрасте Вселенной, о высокой температуре
вещества в начальные периоды жизни Вселенной и о природе реликтового изучения, о
современных наблюдениях ускоренного расширения Вселенной.

11
Современные проблемы астрономии (3ч)
Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия
Наблюдения сверхновых звёзд I типа в далёких галактиках и открытие ускоренного расширения
Вселенной. Открытие силы всемирного отталкивания. Тёмная энергия увеличивает массу
Вселенной по мере её расширения. Природа силы Всемирного отталкивания.
Обнаружение планет возле других звёзд.
Наблюдения за движением звёзд и определения масс невидимых спутников звёзд, возмущающих
их прямолинейное движение. Методы обнаружения экзопланет. Оценка условий на поверхностях
экзопланет. Поиск экзопланет с комфортными условиями для жизни на них.
Поиски жизни и разума во Вселенной
Развитие представлений о возникновении и существовании жизни во Вселенной. Современные
оценки количества высокоразвитых цивилизаций в Галактике. Попытки обнаружения и посылки
сигналов внеземным цивилизациям.
Целью изучения темы – показать современные направления изучения Вселенной, рассказать о
возможности определения расстояний до галактик с помощью наблюдений сверхновых звезд и об
открытии ускоренного расширения Вселенной, о роли тёмной энергии и силы всемирного
отталкивания; учащиеся получат представление об экзопланетах и поиске экзопланет,
благоприятных для жизни; о возможном числе высокоразвитых цивилизаций а нашей Галактике, о
методах поисках жизни и внеземных цивилизаций и проблемах связи с ними.
Повторение (1ч)
Главная цель применения итогового теста - установить уровень знаний. Тест определяется как
система заданий возрастающей трудности, специфической формы, позволяющая качественно и
эффективно измерить уровень и оценить структуру подготовленности учащихся, и на этой основе
определить место (или рейтинг) каждого ученика. Система означает, что в тесте собраны такие
интегрированные задания, которые обладают системообразующими свойствами. Уровень знаний
выявляется при анализе ответов каждого ученика на все задания теста. Чем больше правильных
ответов, тем выше индивидуальный тестовый балл испытуемого. Обычно этот тестовый балл
ассоциируется с понятием "уровень знаний" и проходит процедуру уточнения на основе той или
иной модели педагогического измерения. Один и тот же уровень знаний может быть получен за
счет ответов на различные задания.

12
П.4

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование предмета: астрономия
Класс: 10
Учитель: _Добрынина Оксана Ильинична_
Общее количество часов по учебному плану 34+1 =35ч
в том числе:
Лекция (лат. lectio — чтение) — устное систематическое и последовательное
изложение нового довольно объёмного и достаточно сложного материала с
использованием приёмов активизации учебно-познавательной деятельности
учащихся по какой-либо проблеме, методу, теме вопроса и т. д, где при изложении
материала, учащиеся приучаются к конспектированию излагаемого материала, а
также его анализу. Главной целью лекции является – донести сущность
поставленной проблемы. — 29
Семина́р (от лат. seminarium —
рассадник,
теплица) —
форма
учебнопрактических занятий, при которой учащиеся обсуждают сообщения, доклады и
рефераты, выполненные ими по результатам учебных или научных исследований
под руководством преподавателя. Цели обсуждений семинаров направлены на
формирование навыков полемики и закрепление обсуждаемого материала. — 5

Обобщающий итоговый тест — 1.
Учебник: «Астрономия 10-11 класс»: учеб. Для общеобразоват. Организаций
/В.М.Чаругин — М. : Просвещение, 2018. 144с.
Тематическое планирование учебного материала, астрономия 10 класс
(35 часов, 1 ч. в неделю)
№ урока № урока в разделе
Тема урока
ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ /9 недель,9 уроков/

ВВЕДЕНИЕ В АСТРОНОМИЮ (1 часов)
1

1

Введение в астрономию.

АСТРОМЕТРИЯ (5 часов)
2
3
4
5
6

1
2
3
4
5

Звёздное небо.
Небесные координаты.
Видимое движение планет и Солнца.
Движение Луны и Затмения.
Время и календарь.

НЕБЕСНАЯ МЕХАНИКА (3 часов)
7
8
9

1
2
3

Система мира.
Законы Кеплера движения планет.
Космические скорости и межпланетные перелёты.
ВТОРАЯ ЧЕТВЕРТЬ /7 недель, 7 уроков/

СТРОЕНИЕ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ (7 часов)
10

1

11
12
13
14
15

2
3
4
5
6

16

7

Современные представления о строении и составе Солнечной
системы.
Планета Земля.
Луна и её влияние на Землю.
Планеты земной группы.
Планеты-гиганты. Планеты-карлики.
Малые тела Солнечной системы.
Современные представления о происхождении Солнечной
системы.
ТРЕТЬЯ ЧЕТВЕРТЬ /10 недель, 10 уроков/

13

17
18
19
20
21
22
23
24
25
26

АСТРОФИЗИКА И ЗВЕЗДНАЯ АСТРОНОМИЯ (7 часов)
Методы астрофизических Исследований.
1
Солнце.
2
Внутреннее строение и источник энергии Солнца.
3
Основные характеристики звёзд.
4
5

Белые карлики, нейтронные звёзды, чёрные дыры. Двойные,
кратные и переменные звёзды.
Новые и сверхновые звёзды.
Эволюция звёзд.

6
7
МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ — НАША ГАЛАКТИКА (3 часа)
Газ и пыль в Галактике.
1
Рассеянные и шаровые звёздные скопления.
2
Сверхмассивная чёрная дыра в центре Млечного Пути.
3
ЧЕТВЁРТАЯ ЧЕТВЕРТЬ /8 недель, 8 уроков/

ГАЛАКТИКИ (3 часов)
27
28
29
30
31
32
33
34
35

Классификация галактик.
1
Активные галактики и квазары.
2
Скопления галактик.
3
СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ (2 часов)

1

Конечность и бесконечность Вселенной. Расширяющаяся
Вселенная.
Модель «горячей Вселенной» и реликтовое излучение.

2
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ АСТРОНОМИИ (3 часов)
Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия.
1
Обнаружение планет возле других звёзд.
2
Поиск жизни и разума во Вселенной.
3
ПОВТОРЕНИЕ (1 час)
1

Итоговая проверочная работа по курсу «Астрономия. 10
класс».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 12.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(301)4459237

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».