Пояснительная записка Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Светофорик» для 1-х классов разработана на основе следующих документов: - Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утв. приказом Минпросвещения РФ от 31.05.2021 №286; - Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р); - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству»; - Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; - Основной образовательной программы начального общего образования МОУ «Таловская СОШ». Рабочая программа составлена на основе программы «Светофорик» и сборника программ внеурочной деятельности, автор Н.Ф. Виноградова, - Издательский центр: «Вентана Граф», 2011 г.- 189 с. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные: 1. принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»; 2. самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; 3. уважительное отношение к другим участникам дорожного движения; 4. осознание ответственности человека за общее благополучие; 5. этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость; 6. положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Ты - пешеход и пассажир»»; 7. способность к самооценке; 8. начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях. Метапредметные: 1. навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности; 2. умение ставить и формулировать проблемы; 3. навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера; 4. установление причинно-следственных связей; Регулятивные: 1. использование речи для регуляции своего действия; 2. адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; 3. умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; 4. умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи; Коммуникативные: В процессе обучения дети учатся: 1. работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных; 2. ставить вопросы; 3. обращаться за помощью; 4. формулировать свои затруднения; 5. предлагать помощь и сотрудничество; 6. слушать собеседника; 7. договариваться и приходить к общему решению; 8. формулировать собственное мнение и позицию; 9. осуществлять взаимный контроль; 10. адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Обучающиеся должны знать: 1. Элементы дороги и их назначение – проезжая часть, тротуар, разделительная полоса, обочина, кювет. Назначение бордюра и пешеходных ограждений. 2. Что такое остановочный путь, его составляющие. 3. Что такое пешеходный переход (нерегулируемый, регулируемый, подземный, надземный). Обозначения переходов. Правила пользования переходами. 4. Правила перехода проезжей части дороги вне зоны видимости пешеходного перехода или перекрестка. 5. Что такое перекресток. Типы перекрестков. Различие между регулируемым и нерегулируемым перекрестками. Правила перехода проезжей части на них. 6. Значение сигналов светофора и регулировщика. Правила перехода проезжей части по этим сигналам. 7. Значение предупредительных сигналов, подаваемых водителями транспортных средств. 8. Назначение и название дорожных знаков и дорожной разметки. 9. Правила поведения пешехода на тротуаре. Правила поведения при движении в группе. 10. Правила пользования городским маршрутным транспортом и другими видами транспорта. 11. Особенности поведения пешеходов на загородной дороге. Правила перехода через железнодорожные пути. 12. Типичные ошибки пешеходов при пересечении проезжей части. 13. Безопасный путь в школу. 14. Где разрешается играть. Где можно ездить на самокатных средствах. 15. Возможности и особенности своего зрения и слуха. Обучающиеся должны уметь: 1. Определять места перехода через проезжую часть. 2. Переходить через проезжую часть дороги под наблюдением и всопровождении взрослого 3. Обращаться за помощью к взрослым в случаях затруднений при переходе дороги,если уронил какой-либо предмет на проезжую часть и т. п. 4. Пользоваться городским маршрутным транспортом в сопровождении взрослого. 5. Пользоваться безопасной дорогой в школу, кружок, магазин и т. п. 6. Определять безопасные места для игр и езды на велосипеде и других самокатных средствах. 7. Оценивать дорожную ситуацию визуально (при помощи глазомера). 8. Определять величину своего шага и скорость своего движения. 9. Определять признаки движения автомобиля. 10. Ориентироваться на дороге и определять опасные ситуации в темное время суток. Программа призвана способствовать формированию у младших школьников культуры безопасности жизнедеятельности. Знать - правила дородного движения - сигналы светофора и жесты регулировщика - правила пользования общественным транспортом Уметь - пользоваться правилами дорожного движения - переходить проезжую часть, пользуясь сигналами светофора или регулировщика движения - правильно пользоваться общественным транспортом: входить в транспорт, выходить, переходить проезжую часть вблизи транспорта - знать наиболее значимые дорожные знаки, разметки проезжей части - наиболее безопасные места для движения пешехода и перехода проезжей части - правила передвижения пешехода при отсутствии пешеходных дорожек и тротуаров - места предназначенные для игр и катания на велосипеде и роликовых коньках - о последствиях неконтролируемого поведения на проезжей части и нарушениях правил дорожного движения - переходить проезжую часть, пользуясь дорожной разметкой - выбирать наиболее безопасные места для перехода проезжей части - передвигаться по улице при отсутствии пешеходных дорожек и тротуаров - уметь предвидеть результаты неконтролируемого поведения и нарушения правил дорожного движения на улице СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1 класс (33ч) 1. Ориентировка в окружающем мире. Адрес местожительства, название ближайших улиц и их особенности. Дорога от дома до школы (кинотеатра, парка, магазина и пр.). Экскурсии, игры. 2. 3. Форма предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат). Цвет (цветовые оттенки) предметов (сравнение, называние, классификация). Форма и цвет знаков дорожного движения (белый треугольник с красной полосой по краям; синий квадрат; белый круг с красной полосой по краю; синий круг с белой полосой по краю и др.). Цвет и форма запрещающих знаков: «движение пешеходов запрещено», «движение на велосипеде запрещено». Игры на свежем воздухе, беседы, рисунки детей. 4. Пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близкодалеко; рядом, около; за; перед; ближе-дальше). Транспорт. Наземный, подземный, воздушный, водный (узнавание, называние, различение). Транспортное средство. Участники дорожного движения: водитель, пассажир, пешеход (узнавание, называние, особенности поведения). Экскурсии, просмотры видеофильмов. Ты - пешеход Дорога. Тротуар как часть дороги, предназначенная для движения пешеходов. Правила движения по тротуару: движение навстречу транспорту; движение по обочине при отсутствии тротуара; движение в темное время суток только в сопровождении взрослого. Знаки дорожного движения, определяющие переход дороги: «пешеходный переход», «пешеходная дорожка», «подземный пешеходный переход», «надземный пешеходный переход», «место остановки автобуса (троллейбуса)», «место остановки трамвая» (название, назначение, внешние признаки). Особенности поведения, определяемые тем или иным знаком ДД (правила перехода дороги при разных знаках пешеходного перехода). Светофор пешеходный и транспортный. Особенности сигналов светофора и действия пешеходов в соответствии с ними. Ты - пассажир Правила поездки в транспортном средстве: не отвлекать водителя разговорами; не задерживаться у входа и выхода; вести себя спокойно и сдержанно, не высовываться из окна. Диагностические материалы по теоретической части курса ПДД. 1 класс. Кого называют пешеходом? Что такое транспорт? Для чего предназначен тротуар? Что такое перекресток? Для чего служат ПДД? Для чего служит проезжая часть? Где надо переходить улицу? Где нужно остановиться, если не успели закончить переход улицы? Где можно играть? Как нужно вести себя на улице? Кому дает команды пешеходный светофор? При каком сигнале светофора можно переходить улицу? Что должен делать пешеход при красном сигнале светофора? Зачем нужны дорожные знаки? В каких местах устанавливается знак «Дети»? Где можно кататься на велосипеде? Почему опасно цепляться за автомобили? Почему на санках нельзя кататься на улице? Где нужно ожидать общественный транспорт? Когда можно начинать посадку в общественный транспорт? Как нужно себя вести в общественном транспорте? Календарно-тематическое планирование 1 класс № п/п Тема занятия 2. Зачем нужно знать Правила Дорожного Движения Безопасность на улице 3. Наш город, где мы живём. 1. Содержание деятельности (в часах) теория практика план 1 1 1 4-5. Опасности на наших улицах. 1 1 6-7. Мы идём в школу. 1 1 Школа безопасности. 1 8. Дата проведения 9. Движение пешеходов и машин. 1 10. Правила перехода через дорогу. 1 11. Викторина «Школа безопасности». 1 12. Праздник «Посвящение в пешеходы» 1 . Наши верные друзья 13. Наши друзья – дорожные знаки 14.15. 16.17. 18. Знакомство со знаками. Дорожные знаки – пешеходам. Светофор и его сигналы. 1 19. Виды пешеходных переходов. 1 20. Чтение дорожных знаков. 21. Безопасный путь в школу 1 2 1 1 1 1 . 22. А знаешь ли ты? 1 23. Почитаем знаки? 1 24. Правила движения в колонне. Это должны знать все 1 факт 25.- Где можно играть? 26. 27.- Игра «Мы пассажиры 28. общественного транспорта». 29. Встреча с инспектором дорожного движения. 30. Загородная дорога. 31. Пешеход на загородной дороге. 32. Учимся соблюдать ПДД Праздник: «Мы знаем правила дорожного движения» Итого: 33 часа 33. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Тематическое планирование с указанием часов, отводимых на освоение каждой темы № Содержание деятельности п/п Тема занятия (в часах) теория 1. Зачем нужно знать Правила Дорожного практика 1 Движения 2. Безопасность на улице 3. Наш город, где мы живём. 4-5. Опасности на наших улицах. 6-7. Мы идём в школу. 8. Школа безопасности. 1 1 1 1 1 9. Движение пешеход и машин. 1 10. Правила перехода через дорогу. 1 11. Викторина «Школа безопасности». 1 12. Праздник «Посвящение в пешеходы» 1 13. Наши друзья – дорожные знаки 1 14.- Знакомство со знаками. 15. 1 Дорожные знаки – пешеходам. 1 18. Светофор и его сигналы. 1 19. Виды пешеходных переходов. 1 20. Чтение дорожных знаков. 1 21. Безопасный путь в школу 22. А знаешь ли ты? 23. Почитаем знаки? 24. Правила движения в колонне. 25.- Где можно играть? 1 27.- Игра «Мы пассажиры общественного 1 28. транспорта». 29. Встреча с инспектором дорожного 16.17. 1 1 1 1 1 26. 1 движения. 30. Загородная дорога. 1 31. Пешеход на загородной дороге. 1 32. Учимся соблюдать ПДД 33. Праздник: «Мы знаем правила дорожного движения» 1 1