1 Пояснительная записка Курс «Моя первая экология» (1 класс) и «Байкальский сундучок» (2-4 класс) введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках социального направления и направлен на формирование экологической культуры учеников младшего звена. Рабочая программа составлена с учётом требований следующих документов: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утв. приказом Минпросвещения РФ от 31.05.2021 №286; - Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р); - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству»; - Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; - Основной образовательной программы начального общего образования МОУ «Таловская СОШ». И реализуется по учебно-методическому комплекту для учащихся младшего и среднего школьного возраста «Байкальский сундучок» в рамках проекта «Каждая капля имеет значение» (2-4 класс) Актуальность программы Во все времена взаимоотношения между Человеком и Природой являлись одним из важнейших факторов, определяющих статус цивилизации и духовный климат эпохи. В настоящее время для сохранения жизни на Земле необходимо освоение новых ценностнонормативных отношений, позволяющих преодолеть отчуждение человека от Природы. Для этого создаётся система непрерывного экологического воспитания и образования. Поддерживая искренний интерес ребёнка к окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе. Очень важно с самых первых шагов ребенка в школе научить его целостному взгляду на мир. Тогда ответ на любой возникающий у школьника 2 вопрос может быть легко найден, так как ребят с самых первых шагов изучения окружающего мира учат искать место каждого явления природы и хозяйства человека в мире. Озеро Байкал является одним из крупнейших пресноводных озер мира, которое содержит 20 процентов поверхностных ресурсов пресной воды Земли. Качество воды возере подвержено рискам, связанным с деятельностью, осуществляемой на суше. Точечные и рассредоточенные источники загрязнения увеличиваются в связи с промышленной деятельностью, а также с «диким» туризмом и расширением туристических объектов и летних построек вокруг озера Байкал, представляя растущую угрозу водной экосистеме Байкала. Отсутствие осведомленности среди местного населения и туристов также является причиной роста нагрузки на окружающую среду. Все эти факторы приводят к ухудшению качества водных ресурсов. Программа «Моя первая экология» и «Байкальский сундучок» адресована учащимся младшего школьного возраста. Ценностные ориентиры —развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира; —формирование представлений о природе как универсальной ценности; —изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды; —развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы; —развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы); —формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования; —вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения. Цель и задачи курса Цель курса – привлечение учащихся к вопросам экологии окружающей среды, к вопросу изучения и сохранения флоры и фауны озера Байкал и формирование экологического мировоззрение, мышления, сознания, культуры, направленной на рациональное экономическое использование природных ресурсов нашего региона. Задачи обучения: Образовательные: формирование ценностного отношения младших школьников к природе региона ознакомление с новыми терминами: экология, флора, фауна 3 расширение знаний учащихся об истории образования озера, о природе Байкала и его побережья, об его уникальных эндемичных обитателях, о ценных природных качествах, особенности природных условий и современного состояния; определение экономической роли и значения озера Байкал в жизни людей, проживающих на его берегах; формирование понятий и представлений о способах и результатах отрицательного и положительного влияния человека на байкальскую природу; Развивающие: развитие наблюдательности у детей, способности живо откликаться на события жизни; развитие творческой активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. создание условий для практической и исследовательской деятельности учащихся; вовлечение в посильные природоохранные дела; Воспитательные: воспитание личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности. o формирование и воспитание у школьников любви и бережного отношения к своей Родине; воспитание природоохранного и ресурсосберегающего поведения у школьников. воспитания основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры. Валеологические: создание положительного психологического климата на занятиях; соблюдение норм СанПиНа Характеристика предмета Психолог А.Н. Леонтьев отмечает, что у детей младшего школьного возраста может быть сформирована готовность к правильному взаимодействию с окружающей природой. Младший школьник эмоционально восприимчив к миру природы, он удивляется, восторгается объектами природы, желает участвовать в нестандартных учебных и внеучебных ситуациях, в альтруистической деятельности. Младшему школьнику присущи чувства сопереживания, сочувствия, он любознателен. Курс «Моя первая экология» и «Байкальский сундучок» направлен на реализацию поставленных задач. Экологическая культура человека проявляется в его отношении к 4 Природе, в умении обращаться с ней. Формирование этой культуры — длительный процесс, который обычно начинается в семье и продолжается в школе и вне неё. Цель формирования экологической культуры младших школьников состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к природе. Достижение этой цели возможно при условии систематической работы не только на уроках окружающего мира, но и во внеурочноя деятельности. Работа по экологии в начальной школе требует от ребёнка развитой способности экологического мышления. Она проявляется в умении эффективно использовать экологические знания, в творческом подходе к предотвращению и устранению отрицательных для Природы последствий своей деятельности. Программа разработана таким образом, чтобы в процессе экологического воспитания осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка. Содержание познавательного блока занятий составляют сведения о Байкале, взаимосвязях между человеком и природой, о способах сохранения и улучшения природы вокруг Байкала, о культуре поведения в природе, об охраняемых видах животных и растений Байкала, заповедных территориях родного края, об отношении человека к природе. Занятия с детьми строятся, таким образом, что природоохранные знания детей расширяются и углубляются от темы к теме. Природа изучается как носительница эстетических, материальных качеств, как среда обитания. Наряду с этими знаниями дети приобретут пропедевтические знания по зоологии, географии и ботанике, которые помогут им в дальнейшем при изучении курса экологии. Кроме того, у детей будут формироваться нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др. Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей предусмотрена и смена видов деятельности: познавательная, игровая, творческая, трудовая, исследовательская. Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм работы: занятия в классе продолжаются экскурсиями в природу; коллективные творческие дела завершают выставки, фотовыставки, встречи с интересными людьми, викторины, экологические праздники, изготовление стенгазет, коллажей и др. Система ведущих принципов 1. Принцип целостности и неспешности освоения содержания (тематический принцип) Целостность программы обеспечивают: а) метод поэтапных открытий через вычленение тем каждого занятия и неповторимости их; в) обобщающие занятия, позволяющие перевести ее тематику на новый уровень осознания; 5 г) метод широких ассоциаций, опирающийся на культуру и такт учителя, на личностное восприятие детьми окружающего мира. 2. Принцип научности - по этому принципу отбираются знания, которые четко определены и не могут быть опровергнуты. 3. Принцип доступности - если материал доступен пониманию ребенка, то он может увидеть связь организма и среды, выделить признаки и свойства живого организма, установить причинно – следственные, временные и функциональные связи в природе. 4. Принцип диалога культур- он осуществляется через выстраивание содержания программы по принципу «от родного порога — в мир общечеловеческой культуры». От родного порога — это значит, от родной с детства окружающей тебя природы до осознания Родины как содружества многих культур разных народов. Все познается в сравнении острее. 5. Принцип творческой самореализации 6. Принцип реализации связи с жизнью раскрывается через: активизацию жизненного опыта детей при осознании ими каждой темы урока; внеклассную, индивидуальную и коллективную поисковую деятельность; оформление работ учеников, участие в школьных мероприятиях. Учёт возрастных и психологических особенностей детей Младший школьный возраст охватывает период жизни от 6 до 11 лет, когда он проходит обучение в начальных классах, и определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребенка — его поступлением в школу. В это время происходит интенсивное биологическое развитие детского организма (центральной и вегетативной нервных систем, костной и мышечной систем, деятельности внутренних органов). В основе такой перестройки (ее еще называют вторым физиологическим кризом) лежит отчетливый эндокринный сдвиг — включаются в действие «новые» железы внутренней секреции и перестают действовать «старые». Такая физиологическая перестройка требует от организма ребенка большого напряжения для мобилизации всех резервов. В этот период возрастает подвижность нервных процессов, процессы возбуждения преобладают, и это определяет такие характерные особенности младших школьников, как повышенную эмоциональную возбудимость и непоседливость. В плане психического развития в центр выдвигается формирование произвольности (планирования, выполнения программ действий и осуществления контроля). Происходит совершенствование познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания), формирование высших психических функций (речи, письма, чтения, счета), что позволяет 6 ребенку младшего школьного возраста производить уже более сложные, по сравнению с дошкольником, мыслительные операции. При благоприятных условиях обучения и достаточном уровне умственного развития на этой основе возникают предпосылки к развитию теоретического мышления и сознания. Огромное значение для формирования личности ребенка в возрасте 6-11 лет имеет коллектив, который формирует социальную направленность школьника. Особенно к концу младшего школьного возраста, ребенок стремиться к обществу других детей, интересуется делами класса, членом которого сам является. Особое значение для него начинает приобретать мнение сверстников. Школьники хотят занять свое место в классе, завоевать авторитет и уважение товарищей. Стремление детей данного возраста состоит в том, что бы поскорее стать взрослыми, они во многом охотно подражают родителям, учителям, старшим братьям и сестрам. Желание этой взрослости дети реализуют во всех формах повседневной жизни: игры, общение со сверстниками, родителями, учителями, где ребенок активно может проявлять свою самостоятельность и независимость. Стремление поскорее стать взрослым это также непреодолимая тяга к получению знаний. Таким образом, совершенно не обязательно напоминать ребенку, что он еще маленький и чрезмерно опекать его, а наоборот, пробовать поручать ему «важные» дела, возложить на него некоторую ответственность, причем, заведомо предполагая, что он успешно со всем справится. Таким образом, мы взрослые, делаем этот процесс взросления ощутимым для него. Именно на этом этапе возможно наиболее эффективное воздействие на интеллектуальную и личностную сферы ребенка. Использование различных игр и развивающих упражнений в работе с младшими школьниками оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной, но и личностно-мотивационной сферы учащихся. Организация образовательного процесса При реализации программы используются: Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся: -Игровые технологии -Проблемно- диалогические Технологии развивающего обучения: - Личностно-ориентированное развивающее обучение (И.С.Якиманская). -Технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко) 7 -Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П.Волков, Г.С.Альтшуллер, И.П.Иванов). Количество часов на изучение курса На изучение курса «Моя первая экология» в 1 классе отведено 33 часа в год / 1 час в неделю. «Байкальский сундучок» во 2-4 классах по 34 часа в год / 1 час в неделю. (всего 102 часа) Связь программы со смежными дисциплинами Материалы курса «Моя первая экология» и «Байкальский сундучок» тесно связаны с такими содержательными областями, как окружающий мир, экология, математика, литература, музыка, технология, ведётся целенаправленная работа по развитию речи, исследовательской деятельности. 8 Планируемые результаты В соответствии с требованиями ФГОС структура и содержание программы направлены на достижение следующих результатов: Личностные — формирование следующих умений: определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Метапредметные — формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. проговаривать последовательность действий. учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрациями, названиями, схемами, картами и др. учиться работать по предложенному учителем плану. учиться отличать верно выполненное задание от неверного. учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в литературе (на развороте, в оглавлении, в словаре, карте и др.) добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя различные источники, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях и внеучебной деятельности. перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы. перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать различные понятия и объекты. преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, 9 схем); находить и формулировать решение проблемных вопросов с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). Коммуникативные УУД: донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). слушать и понимать речь других. совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им. Предметные результаты: формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной экологической культурой; развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию: развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; К концу обучения учащиеся должны овладеть набором ключевых и базовых компетенций: 1. Учебно- познавательная компетенция -умение находить информацию в текстах, таблицах, схемах, иллюстрациях; -умение отличать факты от домыслов; -умение использования статистических методов познания; -владение приёмами в нестандартных ситуациях. 2. Коммуникативная компетенция -владение навыками работы в группе; -знание правил культуры взаимоотношений; -умение правильно задавать вопрос; -умение представлять себя; - умение владеть разными социальными ролями в обществе. 3. Ценностно- смысловая компетенция - способность видеть и понимать окружающий мир; -умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков. 4. Общекультурная компетенция -знание особенностей национальной и общечеловеческой культуры; -умение организовать быт и досуг; -знание духовно- нравственных основ семейных, социальных, общественных явлений и традиций. 5. Компетенция личностного самосовершенствования 10 -соблюдение правил личной гигиены, безопасности жизнедеятельности; -умение составлять план работы и работать по нему, делать выводы, проверять и оценивать результаты. Требования к уровню подготовки учащихся 1 класса К концу обучения 1 класса учащиеся научатся: представлять экологию как одну из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества; устанавливать взаимосвязи между живой и неживой природы, между живыми организмами; объяснять изменениях природной среды под воздействием человека; узнавать растения и животных по месту обитания; приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства; Получат возможность научиться: объяснять элементарные представления о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния от факторов окружающей среды. Требования к уровню подготовки учащихся 2 класса. К концу обучения 2 класса учащиеся научатся: различать разнообразие растительного и животного мира в Байкале и на его побережье (перечислять, приводить примеры редких, особо охраняемых и эндемичных видов); определять основные особо охраняемые природные территории Байкала (перечислять и кратко характеризовать); определять основные жизненные функции важнейших групп растений и животных озера Байкал (питание, развитие); объяснять как и когда человек появился на Байкале (на уровне представлений); определять изменения на побережье Байкала и в озере Байкал, вызванные деятельностью человека (на уровне общих представлений); определять виды загрязнений, источники загрязнений (перечислить и кратко охарактеризовать); различать важнейшие природоохранные проблемы на Байкале (перечислить и кратко характеризовать); Получат возможность научиться 11 выполнять несложные наблюдения и практические работы, фиксировать их; пользоваться простейшими приборами и лабораторным оборудованием (лупой, учебным микроскопом и др.); рассматривать мельчайшие объекты живой природы под микроскопом; показывать на карте озеро Байкал; составлять простейшие цепи питания байкальских организмов; оценивать по определенным критериям степень воздействия человека на озеро Байкал и его побережье; составлять небольшие сообщения на основе собственных наблюдений за природными процессами и явлениями, практической работы, материалов учебника и дополнительной литературы, порекомендованной педагогом. Требования к уровню подготовки учащихся 3 класс К концу обучения 3 класса учащиеся научатся: перечислять острова, кратко характеризовать; характеризовать на уровне общих представлений водный баланс озера, химические свойства байкальской воды приводить примеры, кратко характеризовать историю открытия озера Байкал, современные исследователи и защитники Байкала перечислять современные методы изучения озера Байкал приводить примеры; разнообразия растительного и животного мира в Байкале и на его побережье; объяснять особенности экологических отношений ; используя научную литературу, подтверждать примерами как и когда человек появился на Байкале подтверждать примерами изменения на побережье Байкала и в озере Байкал, вызванные деятельностью человека перечислить и кратко охарактеризовать виды загрязнений, источники загрязнений; знать законы об охране природы и озера Байкал (на уровне общих представлений); Получат возможность научиться использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельной творческой деятельности, особенности географического положения озера Байкал; выполнять несложные наблюдения и практические работы; 12 рассматривать мельчайшие объекты живой природы под микроскопом, давать характеристику своей исследовательской деятельности; оценивать по определенным критериям степень воздействия человека на озеро Байкал и его побережье; составлять небольшие рефераты на основе собственных наблюдений за природными процессами и явлениями, практической работы, материалов учебника и дополнительной литературы, порекомендованной педагогом и подобранной самостоятельно. показывать на карте место расположения озера Байкал, называть его окружающую местность; работать с литературой в библиотеке и составлять небольшие рефераты по темам. Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса К концу обучения 4 класса учащиеся научатся: объяснять особенности географического положения озера Байкал; называть основные притоки озера (перечислять, приводить примеры); знать народные сказки и легенды называть художников, композиторов произведений о Байкале; рассказывать стихи о Байкале; характеризовать на уровне общих представлений водный баланс озера, водообмен, химические свойства байкальской воды ; определять температурный режим, течения, ледовый режим (на уровне общих представлений); знать историю открытия озера Байкал, современные исследователи ( приводить примеры, кратко характеризовать); перечислять современные методы изучения озера Байкал называть основные особо охраняемые природные территории в Прибайкалье и Забайкалье; выполнять наблюдения и практические исследовательские работы, фиксировать их результаты; знать как и когда человек появился на Байкале (в ходе изучения литературы) перечислять и кратко охарактеризовать виды загрязнений, источники загрязнений; знать законы об охране природы и озера Байкал (на уровне общих представлений); Получат возможность научиться работать с литературой в библиотеке и составлять рефераты по темам; показывать на карте Прибайкалья и Забайкалья основные высотные пояса; 13 составлять простейшие цепи питания байкальских организмов; оценивать по определенным критериям степень воздействия человека на озеро Байкал и его побережье; составлять рефераты на основе собственных наблюдений за природными процессами и явлениями, практической работы, материалов учебника и дополнительной литературы, подобранной самостоятельно. Условия реализации программы Для реализации данной программы учтены достижения новейших информационных технологий - оснащение учебного процесса имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом, так и спецификой курса «Байкальский сундучок» в частности. Возрастные психологические особенности младших школьников делают необходимым формирование моделирования как универсального учебного действия начальной школы, создаёт важнейший инструментарий для развития у детей познавательных универсальных действий. Принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе. В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия: изобразительные наглядные пособия ( учебно- методический комплект «Байкальский сундучок», рисунки, таблицы, карты, модели, фотоматериалы). Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор), благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов используются презентации. 14 Содержание курса «Моя первая экология» - 1 класс Тема 1: Первые шаги по тропинке открытий-6ч Знакомство с оборудованием, необходимым для работы на природе: полевой дневник, компас, лупа, определители растений и животных,справочники, карта местности и др.Правила ведения полевого дневника: запись наблюдений и зарисовка наблюдаемых явлений. Четыре основных качества, необходимые каждому во время проведения исследований в лесу: терпение, внимательность, точность, сотрудничество. Экскурсия в городской парк- 1ч Тема 2: Природа в наших ощущениях-8ч Цвета леса. Цветовая гамма растений: листьев, цветков, коры деревьев и кустарников. Составление палитры красок одного растения. Знакомство с различными техниками рисования, позволяющими выразить своё впечатление от посещения леса: монотипия, акватипия, рисунок пером, использование трафаретов и пр. Игра «Давайте познакомимся»- 1ч Тема 3: Геометрия в живой природе -7 Живые организмы и симметрия. Двусторонняя и лучевая симметрия в строении различных органов животных и растений. Спираль в движении, росте и развитии растений и животных — способ достижения дополнительной жёсткости и устойчивости в пространстве. Разнообразие форм листьев и крон деревьев и кустарников. Различная степень густоты кроны: густая, средняя, сквозистая. Тема 4: Природа и её обитатели- 8ч Изучение типов повреждений растений насекомыми и микроорганизмами. Изучение зависимости состояния растений от условий произрастания. Экскурсия в краеведческий музей – 1ч Тема 5: Лесные ремёсла-4ч Элементарные представления об антропоморфизме в народном творчестве. Животные и растения, наделяемые различными положительным и отрицательными человеческими качествами. Экскурсия в мастерскую художника – 1ч 15 Содержание курса «Байкальский сундучок» - 2 класс Тема 1: Байкал –чудо природы- 12ч Имя Байкал. Море или озеро. Горная система. Реки. Острова. Полуостров. Залив Провал.Погода. Ветра Практическая работа «На что похоже озеро Байкал?» Тема 2: Над водой и под водой (животный мир)- 15ч Птицы: чайки. утки, баклан. Птицы побережья. Рыбы Байкала. Эндемики. Байкальская нерпа. Практическая работа «Узнай птицу»- 1ч Практическая работа «Сувенир из соленого теста» -1 ч Тема 3: Над водой и под водой (растительный мир)- 7ч Кедр . Цветы. Тайга. Правила таежного похода. Красная Книга. Содержание курса «Байкальский сундучок» - 3 класс Тема 1: Чудеса Байкальской воды-11ч Свойства воды. Цвет байкальской воды. Байкальские волны и льды. Живые фильтры. Байкальская эпишура. Проектная задача «Чистая речка»- 2ч Тема 2: Животный и растительный мир побережья- 6ч Птицы тайги. Звери тайги. Растения тайги. Правила таежного подхода. Тема 3: По заповедным тропам Байкала - 17ч Особые охраняемые территории: заповедники, национальные парки, заказники. Памятники природы. Хозяйственная деятельность человека. Пожары и проблема мусора. Загрязнение воды и воздуха. Проект «Одетые с иголочки» Викторина «Экоэрудит Байкала» Содержание курса «Байкальский сундучок» - 4 класс Тема 1: История исследования Байкала- 10ч Первые известия о Байкале. Исследователи Байкала. Хронология исследований. Миры на Байкале. Байкал в цифрах Викторина «Байкал в цифрах» Тема 2: Байкал в литературе – 11ч Байкальские легенды. Байкальские сказки. Бурятские народные сказки. КВН «Сказки Байкала» 16 Тема 3: Защита Байкала – 3ч Законы. Прибрежная зона. Охрана озера Байкал Тема4: Красота Байкала- 9 ч Музыка природы Байкала. Художники о Байкале. Фотоальбом. Поэты о Байкале. Интеллектуальный марафон «Знатоки Байкала» 17 Календарно- тематическое планирование «Моя первая экология» -1 класс № тема дата Мои первые шаги по тропе открытий- 6ч 1 Готовимся наблюдать и изучать сентябрь 2 Какие качества необходимы юному исследователю сентябрь 3 Учимся наблюдать сентябрь 4 Тренируем наблюдательность сентябрь 5 Десять заповедей друзей леса октябрь 6 Экскурсия в городской парк культуры и отдыха. октябрь Природа в наших ощущениях-8ч 7 Как мы воспринимаем окружающий мир октябрь 8 Тренируем органы чувств октябрь 9 Какого цвета лес? ноябрь 10 Что такое гармония? Что такое экология? ноябрь 11 Рисуем впечатления ноябрь 12 Учимся пользоваться приборами декабрь 13 «Микроскоп» из пластикового стаканчика декабрь 14 Игра «Давайте познакомимся» Геометрия в живой природе- 7ч 15 Что такое симметрия? декабрь 16 Лучевая симметрия декабрь 17 Живая спираль январь 18 Такие разные листья январь 19 Различаем деревья по кроне январь 20 О кронах, густых и ажурных февраль 21 Организм и среда обитания февраль Природа и ее обитатели-8ч 22 Учимся планировать наблюдение февраль 23 Наблюдаем за животными март 24 Изучаем условия обитания растений март 25 Всё связано со всем март 18 26 Изучаем поведение животных и растений апрель 27 Чья «столовая»? апрель 28 Что и кто влияет на живой организм? апрель 29 Экскурсия в краеведческий музей. апрель Лесные ремесла-4ч 30 Лес в работе народных умельцев май 31 Лесные мотивы май 32 Животные и растения в народном творчестве май 33 Экскурсия в мастерскую художника, посещение май фотовыставки или выставки живописи о природе. Лесная палитра Календарно-тематическое планирование 2 класс номер тема сроки Байкал «Чудо-природы»-12ч 1. Введение. Видеофильм о Байкале сентябрь 2. Загадочное имя Байкал сентябрь 3. Байкал море или озеро? Сентябрь 4. Байкальская горная страна сентябрь 5. Реки, несущие воды и вытекающая река октябрь 6. Острова Байкала октябрь 7. Полуострова Байкала октябрь 8. Практическая работа «На что похоже озеро октябрь Байкал?» 9. Маленькие озера у большого озера ноябрь 10. Залив Провал ноябрь 11. Погода на Байкале ноябрь 12. Байкальские ветра декабрь Над водой и под водой (животный мир)-15ч 13. Птицы : чайки декабрь 14. Птицы: утки декабрь 15. Птицы: большой баклан декабрь 16. Птицы побережья январь 17. Птицы побережья январь 19 18. Птицы побережья январь 19. Практическая работа «Узнай птицу» январь 20. Рыбы Байкала февраль 21. Рыбы Байкала Февраль 22. Рыбы Байкала февраль 23. Рыбы Байкала февраль 24. Рыбы Байкала март 25. Эндемичные рыбы Байкала март 26. Байкальская нерпа март 27. Практическая работа «Сувенир из соленого теста» апрель Над водой и под водой (Растительный мир)-7ч 28. Красавец кедр апрель 29. Цветы апрель 30. Тайга апрель 31. Экологические задачи май 32. Экологические задачи май 33. Правила таежного похода май 34. Красная книга Байкала май Календарно-тематическое планирование 3 класс номер тема сроки Чудеса Байкальской воды-11ч 1. Уникальные свойства воды Байкала сентябрь 2. Почему меняется цвет байкальской воды? сентябрь 3. Байкальские волны сентябрь 4. Байкальские льды сентябрь 5. Живые фильтры байкальской воды октябрь 6. Чудо озера- байкальская эпишура октябрь 7. Опыты с байкальской водой октябрь 8. Проектная задача «Чистая речка» октябрь 9. Проектная задача «Чистая речка» ноябрь 10. Обобщающий урок - Думаем, творим, ноябрь экспериментируем 11. Контрольный урок декабрь 20 Животный и растительный мир побережья-6ч 12. Птицы тайги декабрь 13. Звери тайги декабрь 14. Растения тайги декабрь 15. Правила таежного похода январь 16. Обобщающий урок январь 17. Контрольный урок январь По заповедным тропам Байкала-17ч 18. Под охраной государства 19. Охраняемые территории Байкала февраль 20. Заповедники Февраль 21. Национальные парки февраль 22. Заказники февраль 23. Памятники природы март 24. Жители байкальской страны. Районы Бурятии март 25. Экологические традиции и обычаи март 26. Экологические проблемы озера апрель 27. Хозяйственная деятельность человека апрель 28. Загрязнение воды и воздуха апрель 29. пожары апрель 30. Проблема мусора май 31. Обобщающий урок май 32. Проект «одетые с иголочки» май 33. Викторина «Экоэрудит Байкала» май Календарно-тематическое планирование 4 класс номер тема сроки История исследования Байкала -10ч 1. Первые известия о Байкале сентябрь 2. Европейские исследователи Байкала сентябрь 3. Европейские исследователи Байкала сентябрь 4. Отечественные ученые сентябрь 5. Отечественные ученые октябрь 6. Хронология исследования Байкала октябрь 21 7. «Миры» на Байкале октябрь 8. Байкал в цифрах октябрь 9. Викторина «Цифры на Байкале» ноябрь 10. Обобщающий урок ноябрь Байкал в литературе- 11ч 11. Байкальские легенды декабрь 12. Байкальские легенды декабрь 13. Байкальские сказки декабрь 14. Байкальские сказки декабрь 15. Бурятские народные сказки январь 16. Бурятские народные сказки январь 17. Бурятские народные сказки январь 18. Бурятские народные сказки 19. Бурятские народные сказки февраль 20. Обобщающий урок Февраль 21. КВН «Сказки Байкала» февраль Защита Байкала- 3ч 22. Законы об охране Байкала март 23. Действия населения и администрации районов март 24. Обобщающий урок «Защитим Байкал вместе» март Красота Байкала—9ч 25. Музыка природы Байкала апрель 26. Художники о Байкале апрель 27. Фотоальбом «Наш Байкал» апрель 28. Поэзия Байкала апрель 29. Конкурс стихов о Байкале май 30. Что я знаю о Бакале? май 31. Что я знаю о Байкале? май 32. Интеллектуальный марафон «Знатоки Байкала» май 33. Обобщающий урок май 22 Литература 1. «Байкальский сундучок» учебно-методический комплект для учащихся младшего и среднего школьного возраста. Издательство Бурятского госуниверситета. 2. Богданец Т. Экологические знания — первое представление о мире // Дошкольное воспитание. – 2003 г. 3. Бойко Л. А. Воспитание экологической культуры детей // Начальная школа. – 2005. — N 6. 1. Плешаков А. А. Воспитание учащихся средствами учебного предмета «окружающий мир» // Начальная школа. – 2007. — N 9. 2. Ребро И. В. Формирование экологического мировоззрения как средство реализации проектной деятельности // Образование в современной школе. — 2009. — N 11 3. Николаева С. Формирование начал экологической культуры : младший школ. возраст // Дошкольное воспитание. – 1999. — N 10. 4. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников / Г. В. Буковская. — М. : ВЛАДОС , 2004 г. Павленко Е. С. Экологическое образование и воспитание младших школьников // Начальная школа. – 1998. — N 5. 5. Бобылева Л. Д. Экологическое воспитание младших школьников : кружковая работа // Начальная школа. – 2003. — N 5. 23