2 Содержание Название раздела Страницы Введение 3 Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик образования: объём, содержание и планируемые результаты» Пояснительная записка 3 Цель и задачи 6 Содержание программы 8 Учебный план 8 Содержание учебного плана 8 Планируемые результаты 14 Раздел № 2 «Комплекс организационно – педагогических условий, включающий формы аттестации» 15 Календарный учебный график 16 Условия реализации программы 33 Формы аттестации 33 Оценочные материалы 33 Методические материалы 34 Список литературы 36 3 Введение Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая про- грамма «Шахматы» предназначена для получения базовых знаний по предмету. Программа позволяет создать комфортную среду для всех де- тей, помогает выявить и поддержать одарённых обучающихся. «Шахматы - это не просто спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценить сложившуюся ситуацию, просчитать поступки на несколько «ходов» вперед. А главное, воспи- тывают характер». (В.В. Путин в послании участникам Чемпионата ми- ра). Шахматы - интеллектуальная игра. Она сочетает в себе элементы логики, спорта и творчества. Шахматы развивают мышление, внима- ние, память, воспитывают такие ценные качества характера, как терпе- ние, ответственность, самодисциплина. Обучение по данной программе позволяет наиболее полно ис- пользовать игровой и творческий характер шахмат, повышает уровень общей образованности детей, способствует развитию мыслительных способностей и интеллектуального потенциала, воспитывает навыки волевой регуляции характера. Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования: объём, содержание и планируемые результаты дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Шахматы» Пояснительная записка Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами в сфере образования и образовательной организации: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р. 3. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образова- тельной деятельности по дополнительным общеобразовательным про- граммам». 4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении Сан- ПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образователь- ных организаций дополнительного образования детей». 5. Методические рекомендации по проектированию дополни- тельных общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерства образования и науки РФ. 6. Краевые методические рекомендации по разработке дополни- 4 тельных общеобразовательных программ и программ электронного обучения от 15 июля 2016 г. Направленность программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматы» реализуется в социально- педагогической направленности, способствует формированию личности ре- бёнка как члена коллектива. Программа ориентирована на социализацию личности обучающегося, адаптацию к жизни в обществе, организацию свободного времени. Реализа- ция программы содействует развитию детской социальной инициативы, овладению нормами и правилами поведения, формирует мотивацию на веде- ние здорового образа жизни, социального благополучия и успешности чело- века. Новизной данной программы является выработка системы общих тре- бований проведения квалификационных турниров, мероприятий. Конкрети- зирован мониторинг результативности образовательной деятельности, обучающиеся стремятся максимизировать свои результаты, повышается мотива- ция к овладению теоретическими знаниями. Актуальность программы. В настоящее время проблема воспитания личности, способной дей- ствовать универсально, владеющей культурой социального самоопределения является одной из главных задач социально-педагогического направления. Занятия по программе позволяют сформировать опыт проживания в социаль- ной системе, развивают у обучающихся мышление, любознательность, по- вышают интерес к знаниям, книгам, учат лучше считать, ориентироваться в быстро меняющейся обстановке. На занятиях обучающиеся познают мотивы своего поведения, изучают методики самоконтроля. Педагогическая целесообразность заключается в воспитании и разви- тии памяти, мышления и воображения ребенка. Программа способствует во- влечению обучающихся в учебно-тренировочный процесс, что в свою оче- редь, формирует позитивную психологию общения и коллективного взаимо- действия, способствует повышению самооценки. Обучение ведётся с учетом возрастных особенностей и закономерностей развития. Представленные в данной программе формы и методы образовательной деятельности позволяют в процессе обучения игре в шахматы положительно влиять на совершенствование у обучающихся многих психологических про- цессов таких, как восприятие, внимание, воображение, память. На протяже- нии всех лет обучения обучающиеся овладевают важнейшими логическими операциями: анализом и синтезом, сравнением, обоснованием выводов, раз- вивают способность самостоятельного переноса знаний и умений в новую ситуацию, формируют способность к обобщению учебного материала. Разви- тие «логической» памяти позволяет без особых усилий запоминать большие объемы информации не только шахматной, но и любой другой сферы знаний. У обучающихся формируются навыки самостоятельной исследовательской работы, умение пользоваться справочной литературой и др. 5 Отличительные особенности программы Программа модифицированная, разработана с учётом программы И.Г. Сухина «Волшебные фигуры». Данная дополнительная общеобра- зовательная программа отличается от программы И.Г. Сухина личност- но-ориентированным подходом к обучению шахматной игре: - программа предназначена для развития личностных качеств обучающихся; - тесты, задачи и упражнения трансформированы для применения в дополнительном образовании. Адресат программы Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы, от 7 до 11 лет. Принимаются все желающие мальчики и девочки при нали- чии интереса и мотивации к данной предметной области, как освоив- шие программу ознакомительного уровня, так и без предварительной подготовки. Дети в разном возрасте хотят научиться играть в шахматы, по- этому группы могут быть разновозрастные. Количество обучающихся в группе 12-14 человек, группы формируются с учётом способностей обучающихся и степенью их подготовки. Младший школьный возраст называют вершиной детства. В этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни: новая социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности - учебная дея- тельность. Оказывая значительное влияние на развитие обучающихся, игра в шахматы способствует полноценному общению обучающихся разного возраста. Уровень, объем и сроки реализации Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая про- грамма «Шахматы» имеет базовый уровень - формирует у обучающих- ся интерес, устойчивую мотивацию к выбранному виду деятельности; расширяет спектр специализированных знаний для дальнейшего само- определения, развития личностных компетенций: ценностно- смысловых, общекультурных, учебнопознавательных, информацион- ных, коммуникативных. Срок обучения по программе - 3 года. Общее количество часов, запланированных на весь период обучения - 432. Данная программа ориентирует обучающихся на изучение образовательной программы «Ход конём», реализуемой на углубленном уровне. Форма и режим занятий. Форма обучения по программе – очная. Режим занятий обучающихся 1, 2, 3 год обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 учебных часа. Продолжительность каждого занятия 40 минут с 5 ми- нутным перерывом между учебными занятиями. Количество часов в неделю – 4, в год – 144. 6 Особенности организации учебного процесса Согласно Устава основной формой учебной и воспитательной работы по программе является групповое занятие с ярко выраженным индивидуальным подходом к каждому обучающемуся. Наполняемость групп 12-14 человек, состав группы разновозрастной, посто- янный. Виды занятий предусматривают лекции, практические занятия, мастер- классы, тренинги, выполнение самостоятельной работы, сеансы одновремен- ной игры, участие в шахматных турнирах и соревнованиях. При проведении занятий большое внимание уделяется развитию личностных качеств обуча- ющихся, таких как выдержка, дисциплина, терпение, хладнокровие, находчи- вость, сосредоточенность, благородство. Цели программы: социально-педагогическая поддержка становления и развития личности как нравственного, ответственного и инициативного гражданина; создание условий для личностного и интеллектуального разви- тия обучающихся, организация содержательного досуга посредством обуче- ния игре в шахматы. Задачи программы Образовательные: развитие познавательного интереса к изучению игры в шахматы; формирование универсальных способов мыслительной деятельности; развитие абстрактно-логического мышления, памяти, творческого воображения, умения производить логические операции; внимания, приобретение знаний, умений, навыков, компетенций, необходимых для участия в шахматных соревнованиях. Личностные: развитие социально-психологической компетентности обучающих- ся, адекватного эмоционально-волевого состояния; формирование гражданской позиции, общественной активности личности; формирование культуры общения и поведения в социуме, формиро- вание навыков здорового образа жизни. Метапредметные: воспитание навыков самоконтроля, потребности в саморазвитии и самостоятельности; формирование у обучающихся навыков конструктивного поведения в нестандартных ситуациях; воспитание ответственности, активности, дисциплины и усидчивости. I год обучения Цель первого года обучения: формирование у юного шахматиста деятельностной компетенции: освоение навыков стратегии, тактики и техники игры в шахматы. 7 Задачи первого года обучения Образовательные: - привлечь обучающихся к занятиям шахматами; - изучить шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, начальное положение, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья; - знать названия шахматных фигур и правила хода и взятия каж- дой фигурой; - различать диагональ, вертикаль, горизонталь; - обобщать, делать несложные выводы; - уметь проводить элементарные комбинации. Личностные: - способствовать развитию элементарных мыслительных процессов; - способствовать развитию внимания, памяти; - учиться находить оптимальные решения. Метапредметные: - стремление к развитию личностных качеств; - прививать навыки самодисциплины; - способствовать воспитанию волевых качеств. Планируемые результаты Образовательные: - обучающиеся привлекутся к занятиям шахматами; - освоят шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья; - будут знать названия всех шахматных фигур и правила хода и взятия каждой фигурой; - научатся проводить элементарные комбинации. Личностные: - разовьют элементарные мыслительные процессы; - научатся обобщать, делать несложные выводы, находить опти- мальные решения. - улучшится внимание, память. Метапредметные: - освоят навыки самодисциплины; - разовьют личностные и волевые качества. 8 № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. Содержание программы Учебный план. Первый год обучения Название раздеКоличество часов Формы аттестации/ ла, темы контроля Всего Теория Практика Вводное занятие. 4 2 2 опрос История шахмат. Шахматные фи10 3 7 опрос гуры. Понимание шах20 6 14 соревнования матной игры. Цель шахматной 8 3 5 тестирование партии. Три стадии шах10 5 5 соревнования матной партии. Краткая и полная суммарная оценка знашахматная нотаний практической и 20 6 14 ция. теоретической части Игра с шахмат10 4 6 соревнования ными часами. Мат легкими и тяжелыми фигу16 5 11 практическая игра рами. Король против 16 4 12 практическая игра короля и пешки. Решение шахмат20 6 14 тестирование ных задач. Итоговое занятие. 10 4 6 практическая игра Итого 144 51 93 Содержание учебного плана Первый год обучения 1. Вводное занятие. История шахмат. Теория: обзор основных разделов программы. Правила поведения на занятиях, правила ТБ. Происхождение шахмат. Легенды о шахматах. Шахматные правила. Поля. Шахматная доска. Линии на шахматной доске. Горизонтали и вертика- ли. Диагонали. Центр шахматной доски. Ходы шахматных фигур. Начальное положение. Практика: выполнение упражнений: «Горизонталь», «Вертикаль», «Диагональ», «Да или нет?», «Не зевай!». Применение игровых технологий, активных форм погружения в новую для обучающихся деятельность. 2. Шахматные фигуры. Теория: шахматная доска, ходы и названия всех шахматных фигур. Ценность шахматных фигур. Способы защиты. 9 Практика: применение игровых технологий. Проведение игр и упражнений на внимание и смекалку для выявления способностей к шахматам: «Волшебный мешочек», «Угадай-ка», «Что общего?», «Большая и маленькая», «Кто сильнее?», «Обе армии равны», «Защита контрольного поля», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита». 3. Понимание шахматной игры. Теория: развитие фигур из начальной позиции. Сильные и слабые места поля. Битое поле. Практика: закрепление полученных знаний с помощью дидакти- ческих игр: «Игра на уничтожение», «Один в поле воин», «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Кратчайший путь», «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля». 4. Цель шахматной партии. Теория: правила игры в шахматы. Шах. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Мат. Мат ферзем, ладьей, слоном, пешкой. Мат в один ход. Ничья. Пат. Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Рокировка. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Практика: закрепление полученных знаний, выполнение упражнений: «Шах или не шах», «Объяви шах», «Пять шахов», «Защита от шаха», «Мат или не мат». 5. Три стадии шахматной партии. Теория: три стадии шахматной партии: дебют, миттельшпиль, эндшпиль. Маты в дебюте. Практика: выполнение упражнений: «Захвати центр», «Можно ли сделать рокировку?», «Чем бить фигуру?». 6. Краткая и полная шахматная нотация. Теория: краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положения. Практика: выполнение дидактических игр и заданий: «Назови вертикаль»; «Назови горизонталь»; «Назови диагональ», «Какого цвета поле?», «Кто быстрее», «Вижу цель». 7. Игра с шахматными часами. Теория: знакомство с турнирными режимами игры с часами. Практика: игра с часами. 8. Мат легкими и тяжелыми фигурами. Теория: изучение правил игры в шахматы. Линейный мат. Мат ферзем. Мат ладьей. Мат двумя слонами. Практика: логические игры для развития памяти, внимания и мышления. 9. Король против короля и пешки. Теория: изучение правил игры в шахматы. Шах или мат. Мат или пат. Мат в один ход. Ограниченный король. 10 Практика: выполнение шахматных заданий. Ферзь и ладья против ко- роля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля. 10. Решение шахматных задач. Теория: решение шахматных задач в 1 ход. Решение шахматных задач в 2 хода. Решение задач с помощью разбора партий чемпионов. Практика: выполнение упражнения «Два хода». 11. Итоговое занятие. Практика: повторение изученного материала в форме соревнований, турниров, конкурсов. Второй год обучения Цель второго года обучения: способствовать раскрытию творческого потенциала каждого обучающегося в процессе занятий шахматами. Задачи второго года обучения Образовательные: - научиться планировать нападение на фигуры противника, организо- вать защиту своих фигур; - ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации; - научиться определять последовательность событий в ходе шахматной партии; - научиться выявлять закономерности и проводить аналогии. Личностные: - способствовать развитию различных видов мышления: конкретно- образного, абстрактного; - способствовать развитию культуры в соревновательном процессе. Метапредметные: - сформировать внутреннюю потребность к самопознанию, саморазви- тию, самосовершенствованию. Планируемые результаты Образовательные: - разовьётся умение ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации; - научатся планировать нападение на фигуры противника, организовы- вать защиту своих фигур; - научатся выявлять закономерности и проводить аналогии, определять последовательность событий в ходе шахматной партии. Личностные: - разовьются различные виды мышления: конкретно-образное, аб- страктное. Метапредметные: - сформируется внутренняя потребность к саморазвитию. 11 № п/п Содержание программы Учебный план. Второй год обучения Количество часов Название раздела, темы Всего Теория Практика 5. Вводное занятие. Тактические приемы в шахматах. Основы дебюта. Основы миттельшпиля. Основы эндшпиля. 6. Техника матования. 1. 2. 3. 4. 7. 8. 9. Достижение мата без жертвы материала. Турнирная борьба. Итоговое занятие. Итого 2 1 1 14 4 10 14 4 10 Формы аттестации/ контроля опрос решение шахматных задач соревнования 14 4 10 тестирование 14 4 10 20 10 10 соревнования решение шахматных задач 26 10 16 соревнования 30 10 144 14 5 55 16 5 89 игра тестирование Содержание учебного плана. Второй год обучения. 1. Вводное занятие. Теория: обзор основных разделов программы. Правила поведения на занятиях, правила ТБ. Практика: повторение материала, связанного с шахматной нота- цией, отработка навыка нахождения «адресов» фигур на доске. 2. Тактические приемы в шахматах Теория: тактические приемы. Связка, двойной удар, открытое нападение, открытый (вскрытый) шах, двойной шах. Практика: выполнение упражнений для отработки тактических приёмов. 3. Основы дебюта. Теория: принципы игры в дебюте. Двух- и трехходовые партии. Принцип быстрейшего развития фигур. Практика: выполнение упражнений: «Мат в один ход», «Поймай ладью», «Поймай ферзя», «Защита от мата», «Выведи фигуру», «По- ставь мат «повторюшке» в один ход». 4. Основы миттельшпиля. Теория: правила миттельшпиля. Общие рекомендации о том, как играть в миттельшпиле. Понятие о тактике. Тактические приемы. Клас- сическое наследие. «Бессмертная» партия. «Вечнозеленая» партия. Практика: выполнение упражнений: «Выигрыш материала», «Мат в два хода». 5. Основы эндшпиля. 12 Теория: общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле. Практика: выполнение упражнений: «Квадрат», «Проведи пешку в фер- зи», «Выигрыш или ничья?», «Куда отступить королем?» «Путь к ничьей». 6. Техника матования. Теория: техника матования одинокого короля. Две ладьи против короля, «линейный» мат. Ферзь и ладья против короля. Ферзь и король против короля. Ладья и король против короля. Практика: выполнение упражнений: «Мат в два хода», «Мат в три хо- да», «Выигрыш фигуры». 7. Тактические ловушки. Теория: тактические ловушки на всех стадиях шахматной партии. Практика: выполнение упражнений: «Мат в два хода», «Мат в три хода». 8. Турнирная борьба. Теория: правила поведения на шахматном турнире. Практика: участие в шахматных турнирах по графику. 9. Итоговое занятие. Практика: контрольное занятие по изученным темам. Третий год обучения Цель третьего года обучения: формирование условий для дальнейшей самореализации обучающихся, расширение кругозора, формирования общей культуры. Задачи третьего года обучения Образовательные: - повысить шахматную квалификацию обучающихся; - развить индивидуальный стиль игры юных шахматистов; - накопить сведения о творчестве выдающихся шахматистов мира. Личностные: - развить интеллектуальные способности обучающихся; - способствовать развитию навыков самоанализа. Метапредметные: - приобщить к самостоятельной работе; - развить культуру поведения во время соревновательного процесса. Планируемые результаты Образовательные: - развит индивидуальный стиль игры. Личностные: - развиты интеллектуальные навыки обучающихся; - развиты навыки самоанализа. Метапредметные: - развита культура поведения во время соревновательного процесса. - развиты навыки самостоятельной работы. 13 № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Содержание программы Учебный план. Третий год обучения Количество часов Название раздела, темы Всего Теория Практика Вводное занятие. Шахматная партия. Дебютный репертуар. Анализ и оценка позиции. Шахматная комбинация. Турнирная борьба. Итоговое занятие. Итого 2 22 1 12 1 10 30 10 20 30 10 20 20 8 12 30 10 144 8 5 55 22 5 89 Формы аттестации/ контроля опрос соревнования решение шахматных задач тестирование решение шахматных задач соревнования опрос Содержание учебного плана. Третий год обучения. 1. Вводное занятие. Теория: обзор основных разделов программы. Правила поведения на занятиях, правила ТБ. Практика: повторение изученного материала. 2. Шахматная партия. Теория: виды преимущества в шахматах. Рекомендации по раци- ональному расходованию времени. Практика: игра с записью, игра с часами. 3. Дебютный репертуар Теория: основы дебюта. Практика: выполнение упражнений: «Мат в два хода», «Захвати центр», «Можно ли сделать рокировку?», «Чем бить фигуру?». 4. Анализ и оценка позиции Теория: правила игры в миттельшпиле. Элементы оценки позиции. Практика: решение шахматных задач, уметь оценивать позицию, находить правильные ходы в разборе партий. 5. Шахматная комбинация Теория: понятие о шахматной комбинации. Пути поиска комби- нации. Матовые комбинации. Тема отвлечения. Тема завлечения. Тема блокировки. Тема связки. Сочетание тактических приемов. Комбинации на «вечный» шах. Типичные комбинации в дебюте (более сложные примеры). Практика: выполнение упражнений: «Выигрыш материала», «Можно ли побить пешку?». 6. Турнирная борьба. 14 Теория: правила проведения шахматных турниров. Практика: участие в шахматных турнирах города и края. 7. Итоговое занятие Теория: повторение основных вопросов курса. Практика: отработка и закрепление ранее изученного материала. Планируемые результаты В результате освоения программы базового уровня у обучающихся будут актуализированы следующие психологические процессы: познавательный интерес и творческий подход к решению различных задач; способность самостоятельно добывать знания; потребность в дальнейшем саморазвитии и реализации собственного личностного потенциала; активная деятельность обучающихся для продуктивного и гармонич- ного общения. Предметные результаты освоения программы: учащиеся будут понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем; знать шахматные термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля; уметь применять тактические приемы; находить тактические удары и проводить комбинации; грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; точно разыгры- вать окончания. Личностные результаты освоения программы: сформирована мотивация к творческому труду, работе на результат; развиты навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в раз- ных социальных ситуациях, развито умение не создавать конфликтов и нахо- дить выходы из спорных ситуаций; развиты этические чувства, доброжелательность и эмоционально- нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; сформированы эстетические потребности и ценности; развита самостоятельность и личная ответственность за свои поступ- ки на основе представлений о нравственных нормах. Метапредметные результаты освоения программы освоят способы решения проблем творческого и поискового характера; научаться находить эффективные способы достижения результата; овладеют логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, следственных связей; установления аналогий и причинно- научаться определять цель и пути её достижения; научаться догова15 риваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Четверть Даты Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий 1 2 3 4 1.09.191.11.199.01.201.04.2031.10.19 28.12.19 31.03.20 31.05.20 8 недель, 4 11 недель, 3 8 недель 8 недель дня дня Итого 36 недель Даты начала и окончания учебных периодов/этапов – учебный год начинается с 1 сентября и заканчивается 31 мая. Количество учебных недель – программа предусматривает обуче- ние в течение 36 недель. Продолжительность каникул – в период осенних и весенних ка- никул занятия проводятся по расписанию; в летний период организуется работа объединения по отдельной программе. Сроки контрольных процедур обозначены в календарном учебном графике. 16 № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Календарный учебный график 2019-2020 учебный год 1 год обучения Кол-во Форма заняТема занятия часов тий Введение. Техника безопасноЛекция2 сти. диалог ЛекцияЦель и задачи курса. 2 диалог ЛекцияНачальная позиция. 2 диалог ЛекцияШахматные линии. 2 диалог ЗанятиеШахматная нотация. 2 практикум Шахматная нотация. Знание Лекция2 полей. диалог ЗанятиеКороль и ферзь, ходы и взятия. 2 практикум ЗанятиеКороль и ферзь, ходы и взятия. 2 практикум Форма контроля беседа беседа педагогическое наблюдение педагогическое наблюдение педагогическое наблюдение педагогическое наблюдение опрос в ходе беседы опрос в ходе беседы 9. Ладья и слон, ходы и взятия. 2 Игра тестирование 10. Ладья и слон, ходы и взятия. 2 Игра тестирование 11. Конь ходы и взятие. 2 Мастер-класс опрос в ходе беседы 12. Конь ходы и взятие. 2 Мастер-класс тестирование 13. 14. Пешка ходы и взятие, виды пешек. Пешка ходы и взятие, виды пешек. 2 2 15. Начало партии. 2 16. Начало партии, тактика игры, обмен, стратегия. 2 17. Правильный размен фигур. 2 18. 19. 20. Правильный размен фигур. Оценка позиции. Пешечное превращение и взятие на проходе. Пешечное превращение и взятие на проходе. 2 2 2 Занятиепрактикум Занятиепрактикум Лекциядиалог Лекциядиалог Лекциядиалог Лекциядиалог Лекциядиалог Лекциядиалог опрос в ходе беседы опрос в ходе беседы педагогическое наблюдение педагогическое наблюдение опрос в ходе беседы опрос в ходе беседы решение короткой позиции решение короткой позиции 21. Рокировка. 2 Мастер-класс опрос в ходе беседы 22. Рокировка. 2 Мастер-класс опрос в ходе беседы 23. Рокировка. 2 Игра 24. Рокировка: 5 правил, когда не возможна рокировка 2 Мастер-класс 17 педагогическое наблюдение педагогическое наблюдение 25. Патовые комбинации. 2 18 Игра опрос в ходе беседы. 26. 27. 28. 29. 30. Патовые комбинации. Три стадии шахматной партии. Три стадии шахматной партии. Знакомство и игра с шахматными часами. Знакомство и игра с шахматными часами. 2 2 2 2 2 Мастер-класс Занятиепрактикум Занятиепрактикум Лекциядиалог Лекциядиалог опрос в ходе беседы. решение короткой позиции решение короткой позиции опрос в ходе беседы опрос в ходе беседы педагогическое наблюдение педагогическое наблюдение 31. Жертва фигуры. 2 Мастер-класс 32. Жертва фигуры. 2 Мастер-класс 33. Мат в один ход. 2 Игра опрос в ходе беседы 34. Мат в один ход. 2 Игра опрос в ходе беседы 35. Логические игры. 2 Мастер-класс 36. Логические игры. 2 Мастер-класс 37. Связка. 2 38. Связка. 2 19 Занятиепрактикум Занятиепрактикум педагогическое наблюдение решение короткой позиции. опрос в ходе беседы опрос в ходе беседы 39. Вилка. 2 20 Лекция- педагогическое 40. Вилка. 2 41. Двойной удар. 2 42. Двойной удар. 2 43. Мат Королем и Ферзем. 2 44. Мат Королем и Ферзем. 2 45. Мат Королем и Ладьей. 2 46. Мат Королем и Ладьей. 2 47. Сложные задачи на мат. 2 48. Сложные задачи на мат. 2 49. 50. 51. Король и не крайняя пешка против короля, оппозиция. Король и не крайняя пешка против короля, оппозиция. Правило квадрата. 2 2 2 21 диалог Занятиепрактикум Лекциядиалог Занятиепрактикум Лекциядиалог Лекциядиалог Занятиепрактикум Лекциядиалог Лекциядиалог Лекциядиалог Лекциядиалог Лекциядиалог Занятиепрактикум наблюдение педагогическое наблюдение опрос в ходе беседы опрос в ходе беседы решение короткой позиции решение короткой позиции опрос в ходе беседы опрос в ходе беседы педагогическое наблюдение педагогическое наблюдение опрос в ходе беседы опрос в ходе беседы решение короткой позиции 52. Правило квадрата. 2 22 Занятиепрактикум решение короткой позиции 53. Логические игры. 2 54. Логические игры. 2 55. Логические игры. 2 56. Логические игры. 2 57. Опасная диагональ. 2 58. Опасная диагональ. 2 59. 60. Виды детских матов и защита от них. Виды детских матов и защита от них. Лекциядиалог Лекциядиалог Занятиепрактикум Занятиепрактикум Занятиепрактикум Занятиепрактикум опрос в ходе беседы опрос в ходе беседы решение короткой позиции Решение задач педагогическое наблюдение педагогическое наблюдение 2 Игра опрос в ходе беседы 2 Игра опрос в ходе беседы 61. Вскрытое нападение. 2 Мастер-класс 62. Вскрытое нападение. 2 Мастер-класс 63. Двойной удар. 2 64. Двойной удар. 2 65. Двойной шах. 2 23 Занятиепрактикум Занятиепрактикум Лекциядиалог решение короткой позиции решение короткой позиции опрос в ходе беседы опрос в ходе беседы педагогическое наблюдение 66. Двойной шах. 2 24 Лекция- педагогическое 67. 68. 69. 70. Использование большего материального перевеса. Использование большего материального перевеса. Использование геометрических мотивов Использование геометрических мотивов. 2 2 2 2 71. Мат в 2 хода. 2 72. Полуоткрытые дебюты. 2 73. Закрытые дебюты. 2 74. Итоговое занятие. 2 диалог Лекциядиалог Лекциядиалог Лекциядиалог Лекциядиалог Мастер-класс Занятиепрактикум Лекциядиалог Занятиепрактикум наблюдение опрос в ходе беседы опрос в ходе беседы решение короткой позиции. педагогическое наблюдение педагогическое наблюдение педагогическое наблюдение опрос в ходе беседы решение короткой позиции Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение магнитная демонстрационная доска с магнитными фигурами - 1 штука; шахматные часы – 8 штук; словарь шахматных терминов; комплекты шахматных фигур с досками – 10штук; ноутбук. Кадровое обеспечение Для успешной реализации программы «Шахматы» на отделении работает педагог с высшим специальным образованием. Формы аттестации Оценка образовательных результатов обучающихся по дополни- тельной общеобразовательной общеразвивающей программе носит ва- риативный характер, так как программа направлена на формирование у обучающихся стремления к дальнейшему познанию себя, поиску новых возможностей для реализации собственного потенциала. Предусматри- вает выполнение разбора партий, умение играть по всем турнирным профессиональным правилам, выполнение игровых логических зада- ний. Педагогический контроль включает в себя педагогические мето- дики. Комплекс методик направлен на определение уровня усвоения программного материала, степень сформированности умений осваивать новые виды деятельности, развитие коммуникативных способностей, рост личностного и социального развития обучающегося. Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют контролировать и корректировать работу программы на всём протяжении ее реализации. Это даёт возможность отслеживать динами- ку роста знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого обучающегося его индивидуальный путь развития. На основе получен- ной информации педагог вносит соответствующие коррективы в учеб- ный процесс. Контроль используется для оценки степени достижения цели и решения поставленных задач. Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений. Оценочные материалы Оценка знаний, умений и навыков, приобретённых в процессе обучения, является основой при отслеживании результатов работы. Контролируемые знания, № Виды контроля Форма контроля умения, навыки Шахматная доска, шахматные Индивидуально, в Предварительный фигуры, их ходы, шахматная ходе шахматного 1 контроль нотация, элементы шахматтурнира. ной партии. Элементы шахматной партии, Индивидуально, в правила поведения во время ходе шахматного 2 Текущий контроль турнира. турнира. Элементы шахматной партии, Индивидуально, в Промежуточная правила поведения во время ходе шахматного 3 аттестация турнира. турнира. Основы шахматной тактики, Индивидуально, в Итоговая аттеста- ция участие в турнире, использоходе шахматного 4 вание шахматной литературы. турнира. Методические материалы В процессе обучения используются следующие методы: словесный, наглядный, практический, игровой, объяснительно-иллюстративный, дея- тельностный. В процессе обучения используются следующие технологии: личностно-ориентированные; коммуникативные; информационно-коммуникационные; здоровьесберегающие; игровые. Необходимым условием организации занятий является психологиче- ская комфортность обучающихся, обеспечивающая их эмоциональное благо- получие. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребёнка, индивиду- альный подход, создание ситуации успеха необходимы не только для познава- тельного развития, но и для нормального психофизиологического состояния. Алгоритм учебного занятия: I. Вводная часть II. Основная часть. III. Заключительная часть. Вводная часть занятий предполагает подготовку обучающихся к работе, к восприятию материала, целеполагание. В основной части занятия происходит мотивация учебной деятельности обучающихся (например, эвристический вопрос, познавательная задача, про- блемное задание детям). Усвоение новых знаний и способов действий на данном этапе происходит через использование заданий и вопросов, активизи- рующих познавательную деятельность обучающихся. Здесь же целесообраз- но применение тренировочных упражнений, заданий, которые выполняются учащимися самостоятельно. Для того, чтобы переключить активность обуча- ющихся (умственную, речевую, двигательную), на занятиях проводятся физ- культминутки. В заключительной части занятия - подведение итогов, рефлексия. В те- чение 2-3 минут внимание обучающихся акцентируется на основных идеях занятия. На этом же этапе учащиеся высказывают своё отношение к занятию, 34 к тому, что им понравилось, а что было трудным. На занятиях используется материал, вызывающий особый инте- рес у обучающихся: загадки, стихи, сказки о шахматах, шахматные ми- ниатюры. Ключевым моментом занятий является деятельность самих обучающихся, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске. На занятиях используются обучающие плакаты, диаграммы зада- чи для самостоятельного решения, загадки, головоломки по темам, ла- биринты на шахматной доске, системы стимулирования и другие. Кро- ме этого учащимся предлагаются темы для самостоятельного изучения, занимательные рассказы из истории шахмат, тесты для проверки полу- ченных знаний. Основой организации работы с детьми по данной программе явля- ется система дидактических принципов: - принцип психологической комфортности - создание образова- тельной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих фак- торов учебного процесса; - принцип целостного представления о мире - при введении ново- го знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира; - принцип вариативности - у обучающихся формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляет- ся возможность выбора; - принцип творчества - процесс обучения ориентирован на при- обретение обучающимися собственного опыта творческой деятельно- сти. Изложенные выше принципы интегрируют современные науч- ные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обес- печивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у обучающихся устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внут- ренний план действий, развивать пространственное воображение, целе- устремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них. 35 Список литературы для педагога Основная литература: 1. Абрамов С.П., Барский В.Л. Шахматы: первый год обучения. Мето- дика проведения занятий. - М.: ООО "Дайв", 2015. - 256 с. 2. Барский В.Л. Карвин в шахматном лесу. Учебник шахмат для млад- ших школьников в 2 кн. Кн.1. - М.: ООО "Дайв", 2014. - 96 с. 3. Сухин И.Г. Удивительные приключения в шахматной стране – Ро- стов-наДону: «Феникс», 2014. Дополнительная литература: 1. Журавлёв Н.И. Шаг за шагом. М: Физкультура и спорт, 1986. - 288с. 2. Губницкий С.Б., Хануков М.Г., Шедей С.А. Полный курс шахмат для новичков и не очень опытных игроков. - М.: ООО "Издательство АСТ"; Харь- ков: "Фолио", 2002. 538 с. 3. Сборник дидактического материала к поурочному планированию за- нятий по обучению игре в шахматы обучающихся старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Авторы-составители: педагоги д/о Зайкин В.В., Зайкина В.Л. - Норильск, МБОУ ДОД "Центр внешкольной работы" района Талнах, 2010. - 57с. 2015. Список литературы для обучающихся 1. Дорофеева А. Хочу учиться шахматам - М.: Russian Chess House, 2. 3. 4. 5. 2015. 6. Журавлев Н.И. Шаг за шагом – М.: ФиС, 2012. Зак В.Г. Пути совершенствования – М.: ФиС, 2014. Карпов А. Учитесь шахматам – М.: ЭГМОНТ Россия ЛТД, 2013. Кентлер А. Шахматный букварь-раскраска.- М.: ФСРМПНТС, 2014. Костенюк А. Как научить шахматам – М.: Russian Chess House, 7. Костров В.В. какую силу я играю? Гамбиты – СПб.: «Литера», 2011. 8. Костров В.В. какую силу я играю? Открытые дебюты – СПб.: «Литера», 2011. 9. Костров В.В какую силу я играю? Полуоткрытые дебюты – СПб.: «Литера», 2011. 10. Хенкин В.Л. Последний шах: антология матовых комбинаций – М.: ФиС, 2010. Список литературы для родителей 1. Костров В.В какую силу я играю? Гамбиты – СПб: «Литера», 2011. 2. Костров В.В какую силу я играю? Открытые дебюты – СПб.: «Ли- тера», 2011. 3. Костров В.В какую силу я играю? Полуоткрытые дебюты – СПб.: «Литера», 2011. 4. Костьев А.Н. Учителю о шахматах – М.: «Просвещение», 2013. 5. Нейштадт Я. По следам дебютных катастроф – М.: ФиС, 2013. 6. Нимцович А. Моя система – М.: ФиС, 2010. 7. Панов В. Курс дебютов – М.: ФиС, 2016. 36 8. Пожарский В.А. Шахматный учебник – М.: изд. МЭИ, 2016. 9. Попова М. 30 уроков шахматной тактики / М.Попова, В.Манаенков. – Тула: 2012. 10. Сухин И.Г. Удивительные приключения в шахматной стране – Ростовна-Дону: «Феникс», 2014. 37 Приложение 1. Оценочная карта «Формирование элементарных шахматных представлений» Педагог Группа: Фамилия, имя, возраст обучающегося Примечание Оценка показателей 2 3 Показатели развития 1 Знания, представления Количество Знание шахматной доски н к н Знание шахматных фигур к Запоминание 15 предметов н за 15 секунд (логические к игры) Форма Знание всех ходов фигура- н ми к 5 правил невозможности н сделать рокировку к Умение отличать шах от ма- н та к Умение отличать мат от ша- н ха к 6 правил ничейных позиций н к Знание записи шахматных н ходов к Ориентировка в пространстве Знание всех шахматных ли- н ний (диагонали, вертикали, к горизонтали) Ориентировка во времени 38 Запоминание расставленных шахматных фигур на доске (логические игры) Умения, навыки Количество Умения применять правила квадрата Умения применять понятия «связка» и применения на практике Умения применять понятия «вилка» и применения на практике Умения применять понятия «двойной удар» и применения на практике Умения применять понятия мат и виды мата и применения на практике н к н к н к н к н к н к Критерии оценки показателей: 1. Знания, представления: четкие, содержательные, системные (4б); четкие, краткие (3б); отрывочные, фрагментарные (2б); не оформлены (1б). 2. Умения, навыки: выполняет самостоятельно (4б); выполняет с помощью взрослого (3б); выполняет в общей со взрослым деятельности (2б); не выполняет (1б). 3. Характеристики достижений (вносятся в примечание): познавательная активность, сообразительность, оригинальность суждений, осознанность, проявления самоконтроля, самооценки; опора на собственный опыт; творческие проявления, проявления познавательных чувств, качеств ума: пытливости, гибкости, критичности, инициативности. 39 Приложение 2. Викторина по шахматам Когда отмечается Международный день шахмат? а) 22 июня; б) 20 июля; в) 10 ноября; г) 12 декабря. Что можно сказать о шахматисте? а) Ходит сидя; б) Бежит лёжа; в) Ползает стоя; г) Плывёт летая. Какой из этих спортивных терминов не относится к шахматам? а) Дебют; б) Рашпиль (это напильник); в) Гамбит; г) Эндшпиль. Как говорят о шахматисте, который стал чемпионом мира, обыграв предыдущего чемпиона? а) Отобрал корону; б) Свергнул с трона; в) Вырвал мантию; г) Выхватил скипетр. Назовите настоящую «шахматную» фамилию писателя Алексея Максимовича Горького. а) Конев; б) Слонов; в) Пешков; г) Королёв. Кто из российских поэтов жил в Шахматово? а) Лермонтов; б) Есенин; в) Блок; г) Некрасов. (С 1981 года Государственный историко-литературный и природный музейзаповедник А. А. Блока.) Какая «шахматная» английская музыкальная группа была чрезвычайно по- пулярна в 1972-1991 годах? а) «Пешка»; б) «Ферзь»; в) «Королева»; г) «Ладья». («Куин»/Queen – «Королева».) Из скольких клеток состоит шахматная доска? а) 32; б) 64; в) 81; г) 100. Какой шахматной фигуры не существует? а) Пешка; б) Король; в) Конь; г) Дама. Сколько раз во время шахматной партии чёрные фигуры могут сделать рокировку? а) Один; б) Два; в) Три; г) Четыре. (Так же, как и белые.) Какая фигура стоит на клетке f1 перед началом шахматной партии? а) Чёрный король; б) Чёрная пешка; в) Белый ферзь; г) Белый слон. Какая шахматная фигура может перепрыгивать через свои и чужие фигуры? а) Конь; б) Ферзь; в) Пешка; г) Слон. Какая фигура, кроме пешки, может начать шахматную партию? а) Слон; б) Ладья; в) Конь; г) Ферзь. 41 Какое из этих названий предметов столового прибора является также шахматным термином? а) Лопатка; б) Вилка; в) Ложка; г) Нож. В какую шахматную фигуру не может превратиться пешка? а) Ферзь; б) Король; в) Конь; г) Слон. Как в шахматах называется пешка, получившая перспективу стать ферзём? а) Проходная; б) Пробивная; в) Пронырливая; г) Козырная. Как называется середина шахматной партии? а) Миттельшпиль; б) Гамбит; в) Цугцванг; в) Мидлтайм. Какой рукой, согласно правилам, игроки должны переключать шахматные часы? а) Правой; б) Левой; в) Любой; г) Той, которой сделали ход. (Чтобы не нажать на часы прежде, чем сделан ход.) Назовите самую шахматную республику в составе России. а) Калмыкия; б) Татария; в) Карелия; г) Мордовия. Какую фразу избрала свои девизом Международная шахматная федерация – ФИДЕ? а) «Мы одна семья»; б) «Весь мир в шахматном порядке»; в) «Мы все свои в доску»; 42 г) «Сильнее, хитрее, умнее». Как называется шахматный гроссмейстер, который борется за звание чемпиона мира? а) Экс-чемпион; б) Претендент; в) Делегат; г) Кандидат. К какому виду программ относятся компьютерные шахматы? а) Шутеры; б) Квесты; в) Стратегии; г) Симуляторы. Кто победил первого чемпиона мира по шахматам? а) Э. Ласкер; б) А. Алёхин; в) Х.Р. Капабланка; г) М. Эйве. Кто был первым российским чемпионом мира по шахматам? а) Алёхин; б) Карпов; в) Крамник; г) Смыслов. Кто из этих шахматистов стал чемпионом мира позже других из перечисленных? а) Михаил Таль; б) Василий Смыслов; в) Борис Спасский; г) Александр Алёхин. (Чемпион мира номер десять, 1969 год.) Кто из этих спортсменов не является шахматным гроссмейстером? а) Гарри Каспаров; б) Марат Сафин; в) Владимир Крамник; г) Руслан Пономарёв. Кому Бобби Фишер без боя отдал мировую шахматную корону? а) Борису Спасскому; б) Тиграну Петросяну; 43 в) Василию Смыслову; г) Анатолию Карпову. 44