Шахматы Программа внеурочной деятельности 1кл. (ФГОС)

2

Содержание
Название раздела

Страницы

Введение

3

Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик образования: объём, содержание и планируемые результаты»
Пояснительная записка

3

Цель и задачи

6

Содержание программы

8

Учебный план

8

Содержание учебного плана

8

Планируемые результаты

14

Раздел № 2 «Комплекс организационно – педагогических
условий, включающий формы аттестации»

15

Календарный учебный график

16

Условия реализации программы

33

Формы аттестации

33

Оценочные материалы

33

Методические материалы

34

Список литературы

36

3

Введение
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая про- грамма
«Шахматы» предназначена для получения базовых знаний по предмету. Программа
позволяет создать комфортную среду для всех де- тей, помогает выявить и
поддержать одарённых обучающихся.
«Шахматы - это не просто спорт. Они делают человека мудрее и
дальновиднее, помогают объективно оценить сложившуюся ситуацию, просчитать
поступки на несколько «ходов» вперед. А главное, воспи- тывают характер». (В.В.
Путин в послании участникам Чемпионата ми- ра).
Шахматы - интеллектуальная игра. Она сочетает в себе элементы логики,
спорта и творчества. Шахматы развивают мышление, внима- ние, память,
воспитывают такие ценные качества характера, как терпе- ние, ответственность,
самодисциплина.
Обучение по данной программе позволяет наиболее полно ис- пользовать
игровой и творческий характер шахмат, повышает уровень общей образованности
детей, способствует развитию мыслительных способностей и интеллектуального
потенциала, воспитывает навыки волевой регуляции характера.
Раздел 1.
Комплекс основных характеристик образования: объём,
содержание и планируемые результаты дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Шахматы»
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми
документами в сфере образования и образовательной организации:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №
1726-р.
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образова- тельной
деятельности по дополнительным общеобразовательным про- граммам».
4. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении Сан- ПиН
2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образователь- ных организаций
дополнительного образования детей».
5. Методические рекомендации по проектированию дополни- тельных
общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерства образования и науки
РФ.
6. Краевые методические рекомендации по разработке дополни-

4

тельных общеобразовательных программ и программ электронного обучения от 15 июля
2016 г.
Направленность
программы.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа «Шахматы» реализуется в социально- педагогической
направленности, способствует формированию личности ре- бёнка как члена коллектива.
Программа ориентирована на социализацию личности обучающегося, адаптацию к
жизни в обществе, организацию свободного времени. Реализа- ция программы
содействует развитию детской социальной инициативы, овладению нормами и правилами
поведения, формирует мотивацию на веде- ние здорового образа жизни, социального
благополучия и успешности чело- века.
Новизной данной программы является выработка системы общих тре- бований
проведения квалификационных турниров, мероприятий. Конкрети- зирован мониторинг
результативности
образовательной
деятельности,
обучающиеся
стремятся
максимизировать свои результаты, повышается мотива- ция к овладению теоретическими
знаниями.
Актуальность программы.
В настоящее время проблема воспитания личности, способной дей- ствовать
универсально, владеющей культурой социального самоопределения является одной из
главных задач социально-педагогического направления. Занятия по программе позволяют
сформировать опыт проживания в социаль- ной системе, развивают у обучающихся
мышление, любознательность, по- вышают интерес к знаниям, книгам, учат лучше
считать, ориентироваться в быстро меняющейся обстановке. На занятиях обучающиеся
познают мотивы своего поведения, изучают методики самоконтроля.
Педагогическая целесообразность заключается в воспитании и разви- тии памяти,
мышления и воображения ребенка. Программа способствует во- влечению обучающихся в
учебно-тренировочный процесс, что в свою оче- редь, формирует позитивную психологию
общения и коллективного взаимо- действия, способствует повышению самооценки.
Обучение ведётся с учетом возрастных особенностей и закономерностей развития.
Представленные в данной программе формы и методы образовательной
деятельности позволяют в процессе обучения игре в шахматы положительно влиять на
совершенствование у обучающихся многих психологических про- цессов таких, как
восприятие, внимание, воображение, память. На протяже- нии всех лет обучения
обучающиеся овладевают важнейшими логическими операциями: анализом и синтезом,
сравнением, обоснованием выводов, раз- вивают способность самостоятельного переноса
знаний и умений в новую ситуацию, формируют способность к обобщению учебного
материала. Разви- тие «логической» памяти позволяет без особых усилий запоминать
большие объемы информации не только шахматной, но и любой другой сферы знаний. У
обучающихся формируются навыки самостоятельной исследовательской работы, умение
пользоваться справочной литературой и др.

5

Отличительные особенности программы
Программа модифицированная, разработана с учётом программы И.Г.
Сухина «Волшебные фигуры». Данная дополнительная общеобра- зовательная
программа отличается от программы И.Г. Сухина личност- но-ориентированным
подходом к обучению шахматной игре:
- программа предназначена для развития личностных качеств
обучающихся;
- тесты, задачи и упражнения трансформированы для применения в
дополнительном образовании.
Адресат программы
Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы, от 7 до 11
лет. Принимаются все желающие мальчики и девочки при нали- чии интереса и
мотивации к данной предметной области, как освоив- шие программу
ознакомительного уровня, так и без предварительной подготовки.
Дети в разном возрасте хотят научиться играть в шахматы, по- этому группы
могут быть разновозрастные. Количество обучающихся в группе 12-14 человек,
группы формируются с учётом способностей обучающихся и степенью их
подготовки.
Младший школьный возраст называют вершиной детства. В этом возрасте
происходит смена образа и стиля жизни: новая социальная роль ученика,
принципиально новый вид деятельности - учебная дея- тельность.
Оказывая значительное влияние на развитие обучающихся, игра в шахматы
способствует полноценному общению обучающихся разного возраста.
Уровень, объем и сроки реализации
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая про- грамма
«Шахматы» имеет базовый уровень - формирует у обучающих- ся интерес,
устойчивую мотивацию к выбранному виду деятельности; расширяет спектр
специализированных знаний для дальнейшего само- определения, развития
личностных компетенций: ценностно- смысловых, общекультурных, учебнопознавательных, информацион- ных, коммуникативных.
Срок обучения по программе - 3 года. Общее количество часов,
запланированных на весь период обучения - 432. Данная программа ориентирует
обучающихся на изучение образовательной программы
«Ход конём», реализуемой на углубленном уровне.
Форма и режим занятий.
Форма обучения по программе – очная.
Режим занятий обучающихся
1, 2, 3 год обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 учебных часа.
Продолжительность каждого занятия 40 минут с 5 ми- нутным перерывом между
учебными занятиями. Количество часов в неделю – 4, в год – 144.

6

Особенности организации учебного процесса
Согласно Устава основной формой учебной и воспитательной работы по
программе является групповое занятие с ярко выраженным индивидуальным подходом к
каждому обучающемуся. Наполняемость групп 12-14 человек, состав группы
разновозрастной, посто- янный.
Виды занятий предусматривают лекции, практические занятия, мастер- классы,
тренинги, выполнение самостоятельной работы, сеансы одновремен- ной игры, участие в
шахматных турнирах и соревнованиях. При проведении занятий большое внимание
уделяется развитию личностных качеств обуча- ющихся, таких как выдержка,
дисциплина, терпение, хладнокровие, находчи- вость, сосредоточенность, благородство.
Цели программы: социально-педагогическая поддержка становления и развития
личности как нравственного, ответственного и инициативного гражданина; создание
условий для личностного и интеллектуального разви- тия обучающихся, организация
содержательного досуга посредством обуче- ния игре в шахматы.
Задачи программы
Образовательные:

 развитие познавательного интереса к изучению игры в шахматы;
 формирование универсальных способов мыслительной деятельности;

 развитие

абстрактно-логического
мышления,
памяти,
творческого воображения, умения производить логические операции;

внимания,

 приобретение знаний, умений, навыков, компетенций, необходимых для
участия в шахматных соревнованиях.
Личностные:

 развитие социально-психологической компетентности обучающих- ся,
адекватного эмоционально-волевого состояния;

 формирование

гражданской

позиции,

общественной

активности

личности;

 формирование культуры общения и поведения в социуме, формиро- вание
навыков здорового образа жизни.
Метапредметные:

 воспитание навыков самоконтроля, потребности в саморазвитии и
самостоятельности;

 формирование у обучающихся навыков конструктивного поведения в
нестандартных ситуациях;

 воспитание ответственности, активности, дисциплины и усидчивости.
I год обучения
Цель первого года обучения: формирование у юного шахматиста деятельностной компетенции: освоение навыков стратегии, тактики и техники игры в
шахматы.

7

Задачи

первого

года

обучения

Образовательные:
- привлечь обучающихся к занятиям шахматами;
- изучить шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль,
диагональ, центр, начальное положение, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;
- знать названия шахматных фигур и правила хода и взятия каж- дой
фигурой;
- различать диагональ, вертикаль, горизонталь;
- обобщать, делать несложные выводы;
- уметь проводить элементарные комбинации.
Личностные:
- способствовать развитию элементарных мыслительных процессов;
- способствовать развитию внимания, памяти;
- учиться находить оптимальные решения.
Метапредметные:
- стремление к развитию личностных качеств;
- прививать навыки самодисциплины;
- способствовать воспитанию волевых качеств.
Планируемые

результаты

Образовательные:
- обучающиеся привлекутся к занятиям шахматами;
- освоят шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль,
диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие,
шах, мат, пат, ничья;
- будут знать названия всех шахматных фигур и правила хода и взятия
каждой фигурой;
- научатся проводить элементарные комбинации.
Личностные:
- разовьют элементарные мыслительные процессы;
- научатся обобщать, делать несложные выводы, находить опти- мальные
решения.
- улучшится внимание, память.
Метапредметные:
- освоят навыки самодисциплины;
- разовьют личностные и волевые качества.

8

№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.

6.
7.

8.
9.
10.
11.

Содержание программы
Учебный план. Первый год обучения
Название раздеКоличество часов
Формы аттестации/
ла, темы
контроля
Всего Теория
Практика
Вводное занятие.
4
2
2
опрос
История шахмат.
Шахматные фи10
3
7
опрос
гуры.
Понимание шах20
6
14
соревнования
матной игры.
Цель шахматной
8
3
5
тестирование
партии.
Три стадии шах10
5
5
соревнования
матной партии.
Краткая и полная
суммарная оценка знашахматная нотаний практической и
20
6
14
ция.
теоретической части
Игра с шахмат10
4
6
соревнования
ными часами.
Мат легкими и
тяжелыми фигу16
5
11
практическая игра
рами.
Король против
16
4
12
практическая игра
короля и пешки.
Решение шахмат20
6
14
тестирование
ных задач.
Итоговое занятие.
10
4
6
практическая игра
Итого
144
51
93

Содержание учебного плана
Первый год обучения
1. Вводное занятие. История шахмат.
Теория: обзор основных разделов программы. Правила поведения на занятиях,
правила ТБ.
Происхождение шахмат. Легенды о шахматах. Шахматные правила. Поля.
Шахматная доска. Линии на шахматной доске. Горизонтали и вертика- ли. Диагонали.
Центр шахматной доски. Ходы шахматных фигур. Начальное положение.
Практика: выполнение упражнений: «Горизонталь», «Вертикаль»,
«Диагональ», «Да или нет?», «Не зевай!». Применение игровых технологий, активных
форм погружения в новую для обучающихся деятельность.
2. Шахматные фигуры.
Теория: шахматная доска, ходы и названия всех шахматных фигур.
Ценность шахматных фигур. Способы защиты.

9

Практика: применение игровых технологий. Проведение игр и упражнений
на внимание и смекалку для выявления способностей к шахматам: «Волшебный
мешочек», «Угадай-ка», «Что общего?»,
«Большая и маленькая», «Кто сильнее?», «Обе армии равны», «Защита
контрольного поля», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар»,
«Взятие», «Защита».

3. Понимание шахматной игры.
Теория: развитие фигур из начальной позиции. Сильные и слабые места поля.
Битое поле.
Практика: закрепление полученных знаний с помощью дидакти- ческих игр:
«Игра на уничтожение», «Один в поле воин», «Лабиринт»,
«Перехитри часовых», «Сними часовых», «Кратчайший путь», «Захват контрольного
поля», «Защита контрольного поля».
4. Цель шахматной партии.
Теория: правила игры в шахматы.
Шах. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха.
Мат. Мат ферзем, ладьей, слоном, пешкой. Мат в один ход. Ничья. Пат.
Отличие пата от мата. Варианты ничьей.
Рокировка. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Практика:
закрепление полученных знаний, выполнение упражнений: «Шах или не шах», «Объяви шах», «Пять шахов», «Защита от шаха», «Мат
или не мат».

5. Три стадии шахматной партии.
Теория: три стадии шахматной партии: дебют, миттельшпиль, эндшпиль.
Маты в дебюте.
Практика: выполнение упражнений: «Захвати центр», «Можно ли сделать
рокировку?», «Чем бить фигуру?».
6. Краткая и полная шахматная нотация.
Теория: краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии.
Запись начального положения.
Практика: выполнение дидактических игр и заданий: «Назови вертикаль»;
«Назови горизонталь»; «Назови диагональ», «Какого цвета поле?», «Кто быстрее»,
«Вижу цель».
7. Игра с шахматными часами.
Теория: знакомство с турнирными режимами игры с часами.
Практика: игра с часами.

8. Мат легкими и тяжелыми фигурами.
Теория: изучение правил игры в шахматы. Линейный мат. Мат ферзем. Мат
ладьей. Мат двумя слонами.
Практика: логические игры для развития памяти, внимания и мышления.
9. Король против короля и пешки.
Теория: изучение правил игры в шахматы. Шах или мат. Мат или пат. Мат в
один ход. Ограниченный король.

10

Практика: выполнение шахматных заданий. Ферзь и ладья против ко- роля.
Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.

10. Решение шахматных задач.
Теория: решение шахматных задач в 1 ход. Решение шахматных задач в 2 хода.
Решение задач с помощью разбора партий чемпионов.
Практика: выполнение упражнения «Два хода».
11. Итоговое занятие.
Практика: повторение изученного материала в форме соревнований, турниров,
конкурсов.
Второй год обучения
Цель второго года обучения: способствовать раскрытию творческого потенциала
каждого обучающегося в процессе занятий шахматами.
Задачи второго года обучения Образовательные:
- научиться планировать нападение на фигуры противника, организо- вать
защиту своих фигур;
- ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации;
- научиться определять последовательность событий в ходе шахматной партии;
- научиться выявлять закономерности и проводить аналогии.
Личностные:
- способствовать развитию различных видов мышления: конкретно- образного,
абстрактного;
- способствовать развитию культуры в соревновательном процессе.
Метапредметные:
- сформировать внутреннюю потребность к самопознанию, саморазви- тию,
самосовершенствованию.
Планируемые результаты
Образовательные:
- разовьётся умение ориентироваться на шахматной доске, в шахматной
нотации;
- научатся планировать нападение на фигуры противника, организовы- вать защиту
своих фигур;
- научатся выявлять закономерности и проводить аналогии, определять
последовательность событий в ходе шахматной партии.
Личностные:
- разовьются различные виды мышления: конкретно-образное, аб- страктное.
Метапредметные:
- сформируется внутренняя потребность к саморазвитию.

11

№
п/п

Содержание программы
Учебный план. Второй год обучения
Количество часов
Название раздела,
темы
Всего Теория
Практика

5.

Вводное занятие.
Тактические приемы в
шахматах.
Основы дебюта.
Основы миттельшпиля.
Основы эндшпиля.

6.

Техника матования.

1.
2.
3.
4.

7.
8.
9.

Достижение мата без
жертвы материала.
Турнирная борьба.
Итоговое занятие.
Итого

2

1

1

14

4

10

14

4

10

Формы аттестации/
контроля
опрос
решение шахматных задач
соревнования

14

4

10

тестирование

14

4

10

20

10

10

соревнования
решение шахматных задач

26

10

16

соревнования

30
10
144

14
5
55

16
5
89

игра
тестирование

Содержание учебного плана. Второй год обучения.

1. Вводное занятие.
Теория: обзор основных разделов программы. Правила поведения на
занятиях, правила ТБ.
Практика: повторение материала, связанного с шахматной нота- цией,
отработка навыка нахождения «адресов» фигур на доске.
2. Тактические приемы в шахматах
Теория: тактические приемы. Связка, двойной удар, открытое нападение,
открытый (вскрытый) шах, двойной шах.
Практика: выполнение упражнений для отработки тактических приёмов.
3. Основы дебюта.
Теория: принципы игры в дебюте. Двух- и трехходовые партии.
Принцип быстрейшего развития фигур.
Практика: выполнение упражнений: «Мат в один ход», «Поймай ладью»,
«Поймай ферзя», «Защита от мата», «Выведи фигуру», «По- ставь мат
«повторюшке» в один ход».

4. Основы миттельшпиля.
Теория: правила миттельшпиля. Общие рекомендации о том, как играть в
миттельшпиле. Понятие о тактике. Тактические приемы. Клас- сическое наследие.
«Бессмертная» партия. «Вечнозеленая» партия.
Практика: выполнение упражнений: «Выигрыш материала», «Мат в два
хода».

5. Основы эндшпиля.

12

Теория: общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.
Практика: выполнение упражнений: «Квадрат», «Проведи пешку в фер- зи»,
«Выигрыш или ничья?», «Куда отступить королем?» «Путь к ничьей».

6. Техника матования.
Теория: техника матования одинокого короля. Две ладьи против короля,
«линейный» мат. Ферзь и ладья против короля. Ферзь и король против короля. Ладья и
король против короля.
Практика: выполнение упражнений: «Мат в два хода», «Мат в три хо- да»,
«Выигрыш фигуры».

7. Тактические ловушки.
Теория: тактические ловушки на всех стадиях шахматной партии. Практика:
выполнение упражнений: «Мат в два хода», «Мат в три хода».

8. Турнирная борьба.
Теория: правила поведения на шахматном турнире. Практика: участие
в шахматных турнирах по графику.
9. Итоговое занятие.
Практика: контрольное занятие по изученным темам.
Третий год обучения
Цель третьего года обучения: формирование условий для дальнейшей
самореализации обучающихся, расширение кругозора, формирования общей культуры.
Задачи третьего года обучения
Образовательные:
- повысить шахматную квалификацию обучающихся;
- развить индивидуальный стиль игры юных шахматистов;
- накопить сведения о творчестве выдающихся шахматистов мира.
Личностные:
- развить интеллектуальные способности обучающихся;
- способствовать развитию навыков самоанализа.
Метапредметные:
- приобщить к самостоятельной работе;
- развить культуру поведения во время соревновательного процесса.
Планируемые результаты
Образовательные:
- развит индивидуальный стиль игры.
Личностные:
- развиты интеллектуальные навыки обучающихся;
- развиты навыки самоанализа.
Метапредметные:
- развита культура поведения во время соревновательного процесса.
- развиты навыки самостоятельной работы.

13

№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Содержание программы
Учебный план. Третий год обучения
Количество часов
Название раздела,
темы
Всего Теория
Практика
Вводное занятие.
Шахматная партия.
Дебютный репертуар.
Анализ и оценка
позиции.
Шахматная комбинация.
Турнирная борьба.
Итоговое занятие.
Итого

2
22

1
12

1
10

30

10

20

30

10

20

20

8

12

30
10
144

8
5
55

22
5
89

Формы аттестации/
контроля
опрос
соревнования
решение шахматных задач
тестирование
решение шахматных задач
соревнования
опрос

Содержание учебного плана. Третий год обучения.

1. Вводное занятие.
Теория: обзор основных разделов программы. Правила поведения на занятиях,
правила ТБ.
Практика: повторение изученного материала.

2. Шахматная партия.
Теория: виды преимущества в шахматах. Рекомендации по раци- ональному
расходованию времени.
Практика: игра с записью, игра с часами.
3. Дебютный репертуар
Теория: основы дебюта.
Практика: выполнение упражнений: «Мат в два хода», «Захвати центр», «Можно
ли сделать рокировку?», «Чем бить фигуру?».
4. Анализ и оценка позиции
Теория: правила игры в миттельшпиле. Элементы оценки позиции.
Практика: решение шахматных задач, уметь оценивать позицию,
находить правильные ходы в разборе партий.

5. Шахматная комбинация
Теория: понятие о шахматной комбинации. Пути поиска комби- нации.
Матовые комбинации. Тема отвлечения. Тема завлечения. Тема блокировки. Тема
связки. Сочетание тактических приемов. Комбинации на «вечный» шах. Типичные
комбинации в дебюте (более сложные примеры).
Практика: выполнение упражнений: «Выигрыш материала»,
«Можно ли побить пешку?».

6. Турнирная борьба.

14

Теория: правила проведения шахматных турниров. Практика: участие
в шахматных турнирах города и края.

7. Итоговое занятие
Теория: повторение основных вопросов курса.
Практика: отработка и закрепление ранее изученного материала.
Планируемые результаты
В результате освоения программы базового уровня у обучающихся будут
актуализированы следующие психологические процессы:

 познавательный интерес и творческий подход к решению различных задач;
 способность самостоятельно добывать знания;
 потребность в дальнейшем саморазвитии и реализации собственного
личностного потенциала;

 активная деятельность обучающихся для продуктивного и гармонич- ного
общения.
Предметные результаты освоения программы: учащиеся будут

 понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков,
схем;

 знать шахматные термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп,
оппозиция, ключевые поля;

 уметь применять тактические приемы; находить тактические удары и проводить
комбинации;

 грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; точно разыгры- вать
окончания.
Личностные результаты освоения программы:

 сформирована мотивация к творческому труду, работе на результат;
 развиты навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в раз- ных
социальных ситуациях, развито умение не создавать конфликтов и нахо- дить выходы из
спорных ситуаций;

 развиты этические чувства, доброжелательность и эмоционально- нравственная
отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;

 сформированы эстетические потребности и ценности;
 развита самостоятельность и личная ответственность за свои поступ- ки на
основе представлений о нравственных нормах.
Метапредметные результаты освоения программы

 освоят способы решения проблем творческого и поискового характера;

 научаться находить эффективные способы достижения результата;
 овладеют логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения,
классификации,
следственных связей;

установления

аналогий

и

причинно-

 научаться определять цель и пути её достижения; научаться догова15

риваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; адекватно
оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Четверть
Даты

Раздел 2.
Комплекс организационно-педагогических условий
1
2
3
4
1.09.191.11.199.01.201.04.2031.10.19
28.12.19
31.03.20
31.05.20
8 недель, 4
11 недель, 3
8 недель
8 недель
дня
дня

Итого

36
недель

Даты начала и окончания учебных периодов/этапов – учебный год
начинается с 1 сентября и заканчивается 31 мая.
Количество учебных недель – программа предусматривает обуче- ние в
течение 36 недель.
Продолжительность каникул – в период осенних и весенних ка- никул
занятия проводятся по расписанию; в летний период организуется работа
объединения по отдельной программе.
Сроки контрольных процедур обозначены в календарном учебном графике.

16

№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Календарный учебный график
2019-2020 учебный год
1 год обучения
Кол-во
Форма заняТема занятия
часов
тий
Введение. Техника безопасноЛекция2
сти.
диалог
ЛекцияЦель и задачи курса.
2
диалог
ЛекцияНачальная позиция.
2
диалог
ЛекцияШахматные линии.
2
диалог
ЗанятиеШахматная нотация.
2
практикум
Шахматная нотация. Знание
Лекция2
полей.
диалог
ЗанятиеКороль и ферзь, ходы и взятия.
2
практикум
ЗанятиеКороль и ферзь, ходы и взятия.
2
практикум

Форма контроля
беседа
беседа
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
опрос в ходе беседы
опрос в ходе беседы

9.

Ладья и слон, ходы и взятия.

2

Игра

тестирование

10.

Ладья и слон, ходы и взятия.

2

Игра

тестирование

11.

Конь ходы и взятие.

2

Мастер-класс

опрос в ходе беседы

12.

Конь ходы и взятие.

2

Мастер-класс

тестирование

13.
14.

Пешка ходы и взятие, виды
пешек.
Пешка ходы и взятие, виды
пешек.

2
2

15.

Начало партии.

2

16.

Начало партии, тактика игры,
обмен, стратегия.

2

17.

Правильный размен фигур.

2

18.
19.
20.

Правильный размен фигур.
Оценка позиции.
Пешечное превращение и взятие на проходе.
Пешечное превращение и взятие на проходе.

2
2
2

Занятиепрактикум
Занятиепрактикум
Лекциядиалог
Лекциядиалог
Лекциядиалог
Лекциядиалог
Лекциядиалог
Лекциядиалог

опрос в ходе беседы
опрос в ходе беседы
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
опрос в ходе беседы
опрос в ходе беседы
решение короткой
позиции
решение короткой
позиции

21.

Рокировка.

2

Мастер-класс

опрос в ходе беседы

22.

Рокировка.

2

Мастер-класс

опрос в ходе беседы

23.

Рокировка.

2

Игра

24.

Рокировка: 5 правил, когда не
возможна рокировка

2

Мастер-класс

17

педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение

25.

Патовые комбинации.

2

18

Игра

опрос в ходе беседы.

26.
27.
28.
29.
30.

Патовые комбинации.
Три стадии шахматной партии.
Три стадии шахматной партии.
Знакомство и игра с шахматными часами.
Знакомство и игра с шахматными часами.

2
2
2
2
2

Мастер-класс
Занятиепрактикум
Занятиепрактикум
Лекциядиалог
Лекциядиалог

опрос в ходе беседы.
решение короткой
позиции
решение короткой
позиции
опрос в ходе беседы
опрос в ходе беседы
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение

31.

Жертва фигуры.

2

Мастер-класс

32.

Жертва фигуры.

2

Мастер-класс

33.

Мат в один ход.

2

Игра

опрос в ходе беседы

34.

Мат в один ход.

2

Игра

опрос в ходе беседы

35.

Логические игры.

2

Мастер-класс

36.

Логические игры.

2

Мастер-класс

37.

Связка.

2

38.

Связка.

2

19

Занятиепрактикум
Занятиепрактикум

педагогическое
наблюдение
решение короткой
позиции.
опрос в ходе беседы
опрос в ходе беседы

39.

Вилка.

2

20

Лекция-

педагогическое

40.

Вилка.

2

41.

Двойной удар.

2

42.

Двойной удар.

2

43.

Мат Королем и Ферзем.

2

44.

Мат Королем и Ферзем.

2

45.

Мат Королем и Ладьей.

2

46.

Мат Королем и Ладьей.

2

47.

Сложные задачи на мат.

2

48.

Сложные задачи на мат.

2

49.
50.
51.

Король и не крайняя пешка
против короля, оппозиция.
Король и не крайняя пешка
против короля, оппозиция.
Правило квадрата.

2
2
2

21

диалог
Занятиепрактикум
Лекциядиалог
Занятиепрактикум
Лекциядиалог
Лекциядиалог
Занятиепрактикум
Лекциядиалог
Лекциядиалог
Лекциядиалог
Лекциядиалог
Лекциядиалог
Занятиепрактикум

наблюдение
педагогическое
наблюдение
опрос в ходе беседы
опрос в ходе беседы
решение короткой
позиции
решение короткой
позиции
опрос в ходе беседы
опрос в ходе беседы
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
опрос в ходе беседы
опрос в ходе беседы
решение короткой
позиции

52.

Правило квадрата.

2

22

Занятиепрактикум

решение короткой
позиции

53.

Логические игры.

2

54.

Логические игры.

2

55.

Логические игры.

2

56.

Логические игры.

2

57.

Опасная диагональ.

2

58.

Опасная диагональ.

2

59.
60.

Виды детских матов и защита
от них.
Виды детских матов и защита
от них.

Лекциядиалог
Лекциядиалог
Занятиепрактикум
Занятиепрактикум
Занятиепрактикум
Занятиепрактикум

опрос в ходе беседы
опрос в ходе беседы
решение короткой
позиции
Решение задач
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение

2

Игра

опрос в ходе беседы

2

Игра

опрос в ходе беседы

61.

Вскрытое нападение.

2

Мастер-класс

62.

Вскрытое нападение.

2

Мастер-класс

63.

Двойной удар.

2

64.

Двойной удар.

2

65.

Двойной шах.

2

23

Занятиепрактикум
Занятиепрактикум
Лекциядиалог

решение короткой
позиции
решение короткой
позиции
опрос в ходе беседы
опрос в ходе беседы
педагогическое
наблюдение

66.

Двойной шах.

2

24

Лекция-

педагогическое

67.
68.
69.
70.

Использование большего материального перевеса.
Использование большего материального перевеса.
Использование геометрических мотивов
Использование геометрических мотивов.

2
2
2
2

71.

Мат в 2 хода.

2

72.

Полуоткрытые дебюты.

2

73.

Закрытые дебюты.

2

74.

Итоговое занятие.

2

диалог
Лекциядиалог
Лекциядиалог
Лекциядиалог
Лекциядиалог
Мастер-класс
Занятиепрактикум
Лекциядиалог
Занятиепрактикум

наблюдение
опрос в ходе беседы
опрос в ходе беседы
решение короткой
позиции.
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
опрос в ходе беседы
решение короткой
позиции

Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение







магнитная демонстрационная доска с магнитными фигурами - 1 штука;
шахматные часы – 8 штук;
словарь шахматных терминов;
комплекты шахматных фигур с досками – 10штук;

ноутбук.
Кадровое обеспечение
Для успешной реализации программы «Шахматы» на отделении работает
педагог с высшим специальным образованием.
Формы аттестации
Оценка образовательных результатов обучающихся по дополни- тельной
общеобразовательной общеразвивающей программе носит ва- риативный характер,
так как программа направлена на формирование у обучающихся стремления к
дальнейшему познанию себя, поиску новых возможностей для реализации
собственного потенциала. Предусматри- вает выполнение разбора партий, умение
играть по всем турнирным профессиональным правилам, выполнение игровых
логических зада- ний.
Педагогический контроль включает в себя педагогические мето- дики.
Комплекс методик направлен на определение уровня усвоения программного
материала, степень сформированности умений осваивать новые виды деятельности,
развитие коммуникативных способностей, рост личностного и социального
развития обучающегося.
Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют
контролировать и корректировать работу программы на всём протяжении ее
реализации. Это даёт возможность отслеживать динами- ку роста знаний, умений и

навыков, позволяет строить для каждого обучающегося его индивидуальный путь
развития. На основе получен- ной информации педагог вносит соответствующие
коррективы в учеб- ный процесс.
Контроль используется для оценки степени достижения цели и решения
поставленных задач. Контроль эффективности осуществляется при выполнении
диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и
индивидуальных опросов, наблюдений.
Оценочные материалы
Оценка знаний, умений и навыков, приобретённых в процессе обучения,
является основой при отслеживании результатов работы.
Контролируемые знания,
№
Виды контроля
Форма контроля
умения, навыки
Шахматная доска, шахматные
Индивидуально, в
Предварительный
фигуры, их ходы, шахматная
ходе шахматного
1
контроль
нотация, элементы шахматтурнира.
ной партии.
Элементы шахматной партии,
Индивидуально, в
правила поведения во время
ходе шахматного
2 Текущий контроль
турнира.
турнира.
Элементы шахматной партии,
Индивидуально, в
Промежуточная
правила поведения во время
ходе шахматного
3
аттестация
турнира.
турнира.
Основы шахматной тактики,
Индивидуально, в
Итоговая аттеста- ция
участие в турнире, использоходе шахматного
4
вание шахматной литературы.
турнира.

Методические материалы
В процессе обучения используются следующие методы: словесный, наглядный,
практический, игровой, объяснительно-иллюстративный, дея- тельностный.
В процессе обучения используются следующие технологии:







личностно-ориентированные;
коммуникативные;
информационно-коммуникационные;
здоровьесберегающие;

игровые.
Необходимым условием организации занятий является психологиче- ская
комфортность обучающихся, обеспечивающая их эмоциональное благо- получие.
Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребёнка, индивиду- альный подход, создание
ситуации успеха необходимы не только для познава- тельного развития, но и для
нормального психофизиологического состояния.
Алгоритм учебного занятия:
I. Вводная часть
II. Основная часть.
III. Заключительная часть.
Вводная часть занятий предполагает подготовку обучающихся к работе, к
восприятию материала, целеполагание.
В основной части занятия происходит мотивация учебной деятельности
обучающихся (например, эвристический вопрос, познавательная задача, про- блемное
задание детям). Усвоение новых знаний и способов действий на данном этапе происходит
через использование заданий и вопросов, активизи- рующих познавательную деятельность
обучающихся. Здесь же целесообраз- но применение тренировочных упражнений,
заданий, которые выполняются учащимися самостоятельно. Для того, чтобы переключить
активность обуча- ющихся (умственную, речевую, двигательную), на занятиях проводятся
физ- культминутки.
В заключительной части занятия - подведение итогов, рефлексия. В те- чение 2-3
минут внимание обучающихся акцентируется на основных идеях занятия. На этом же
этапе учащиеся высказывают своё отношение к занятию,

34

к тому, что им понравилось, а что было трудным.
На занятиях используется материал, вызывающий особый инте- рес у
обучающихся: загадки, стихи, сказки о шахматах, шахматные ми- ниатюры.
Ключевым моментом занятий является деятельность самих обучающихся, в
которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур
и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые
шаги на шахматной доске.
На занятиях используются обучающие плакаты, диаграммы зада- чи для
самостоятельного решения, загадки, головоломки по темам, ла- биринты на
шахматной доске, системы стимулирования и другие. Кро- ме этого учащимся
предлагаются темы для самостоятельного изучения, занимательные рассказы из
истории шахмат, тесты для проверки полу- ченных знаний.
Основой организации работы с детьми по данной программе явля- ется система
дидактических принципов:
- принцип психологической комфортности - создание образова- тельной
среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих фак- торов учебного
процесса;
- принцип целостного представления о мире - при введении ново- го знания
раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
- принцип вариативности - у обучающихся формируется умение
осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляет- ся
возможность выбора;
- принцип творчества - процесс обучения ориентирован на при- обретение
обучающимися собственного опыта творческой деятельно- сти.
Изложенные выше принципы интегрируют современные науч- ные взгляды
об основах организации развивающего обучения, и обес- печивают решение задач
интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на
проявление у обучающихся устойчивого интереса к занятиям шахматами,
появление умений выстраивать внут- ренний план действий, развивать
пространственное воображение, целе- устремленность, настойчивость в
достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести
ответственность за них.

35

Список литературы для педагога
Основная литература:
1. Абрамов С.П., Барский В.Л. Шахматы: первый год обучения. Мето- дика
проведения занятий. - М.: ООО "Дайв", 2015. - 256 с.
2. Барский В.Л. Карвин в шахматном лесу. Учебник шахмат для млад- ших
школьников в 2 кн. Кн.1. - М.: ООО "Дайв", 2014. - 96 с.
3. Сухин И.Г. Удивительные приключения в шахматной стране – Ро- стов-наДону: «Феникс», 2014.
Дополнительная литература:
1. Журавлёв Н.И. Шаг за шагом. М: Физкультура и спорт, 1986. - 288с.
2. Губницкий С.Б., Хануков М.Г., Шедей С.А. Полный курс шахмат для новичков и
не очень опытных игроков. - М.: ООО "Издательство АСТ"; Харь- ков: "Фолио", 2002. 538 с.
3. Сборник дидактического материала к поурочному планированию за- нятий по
обучению игре в шахматы обучающихся старшего дошкольного и младшего школьного
возраста. Авторы-составители: педагоги д/о Зайкин В.В., Зайкина В.Л. - Норильск, МБОУ
ДОД "Центр внешкольной работы" района Талнах, 2010. - 57с.

2015.

Список литературы для обучающихся
1. Дорофеева А. Хочу учиться шахматам - М.: Russian Chess House,

2.
3.
4.
5.
2015. 6.

Журавлев Н.И. Шаг за шагом – М.: ФиС, 2012.
Зак В.Г. Пути совершенствования – М.: ФиС, 2014.
Карпов А. Учитесь шахматам – М.: ЭГМОНТ Россия ЛТД, 2013.
Кентлер А. Шахматный букварь-раскраска.- М.: ФСРМПНТС, 2014.
Костенюк А. Как научить шахматам – М.: Russian Chess House,

7. Костров В.В. какую силу я играю? Гамбиты – СПб.: «Литера», 2011.
8. Костров В.В. какую силу я играю? Открытые дебюты – СПб.: «Литера», 2011.
9. Костров В.В какую силу я играю? Полуоткрытые дебюты – СПб.:
«Литера», 2011.
10. Хенкин В.Л. Последний шах: антология матовых комбинаций – М.: ФиС, 2010.
Список литературы для родителей
1. Костров В.В какую силу я играю? Гамбиты – СПб: «Литера», 2011.
2. Костров В.В какую силу я играю? Открытые дебюты – СПб.: «Ли- тера», 2011.
3. Костров В.В какую силу я играю? Полуоткрытые дебюты – СПб.:
«Литера», 2011.
4. Костьев А.Н. Учителю о шахматах – М.: «Просвещение», 2013.
5. Нейштадт Я. По следам дебютных катастроф – М.: ФиС, 2013.
6. Нимцович А. Моя система – М.: ФиС, 2010.
7. Панов В. Курс дебютов – М.: ФиС, 2016.

36

8. Пожарский В.А. Шахматный учебник – М.: изд. МЭИ, 2016.
9. Попова М. 30 уроков шахматной
тактики
/ М.Попова,
В.Манаенков. – Тула: 2012.
10. Сухин И.Г. Удивительные приключения в шахматной стране – Ростовна-Дону: «Феникс», 2014.

37

Приложение 1.
Оценочная карта «Формирование элементарных шахматных представлений»
Педагог
Группа:
Фамилия, имя, возраст
обучающегося

Примечание

Оценка показателей
2

3

Показатели развития

1
Знания, представления
Количество
Знание шахматной доски

н
к
н
Знание шахматных фигур
к
Запоминание 15 предметов н
за 15 секунд (логические к
игры)
Форма
Знание всех ходов фигура- н
ми
к
5 правил невозможности н
сделать рокировку
к
Умение отличать шах от ма- н
та
к
Умение отличать мат от ша- н
ха
к
6 правил ничейных позиций н
к
Знание записи шахматных н
ходов
к
Ориентировка в пространстве
Знание всех шахматных ли- н
ний (диагонали, вертикали, к
горизонтали)
Ориентировка во времени
38

Запоминание
расставленных шахматных фигур на
доске (логические игры)
Умения, навыки
Количество
Умения применять правила
квадрата
Умения применять понятия
«связка» и применения на
практике
Умения применять понятия
«вилка» и применения на
практике
Умения применять понятия
«двойной удар» и применения на практике
Умения применять понятия
мат и виды мата и применения на практике

н
к

н
к
н
к
н
к
н
к
н
к

Критерии оценки показателей:
1. Знания, представления: четкие, содержательные, системные
(4б); четкие, краткие (3б); отрывочные, фрагментарные (2б); не оформлены (1б).
2. Умения, навыки: выполняет самостоятельно (4б); выполняет с
помощью взрослого (3б); выполняет в общей со взрослым деятельности
(2б); не выполняет (1б).
3. Характеристики достижений (вносятся в примечание): познавательная активность, сообразительность, оригинальность суждений,
осознанность, проявления самоконтроля, самооценки; опора на собственный опыт; творческие проявления, проявления познавательных
чувств, качеств ума: пытливости, гибкости, критичности, инициативности.

39

Приложение 2.
Викторина по шахматам
Когда отмечается Международный день шахмат?
а) 22 июня;
б) 20 июля;
в) 10 ноября;
г) 12 декабря.
Что можно сказать о шахматисте?
а) Ходит сидя;
б) Бежит лёжа;
в) Ползает стоя;
г) Плывёт летая.
Какой из этих спортивных терминов не относится к шахматам?
а) Дебют;
б) Рашпиль (это напильник);
в) Гамбит;
г) Эндшпиль.
Как говорят о шахматисте, который стал чемпионом мира, обыграв предыдущего чемпиона?
а) Отобрал корону;
б) Свергнул с трона;
в) Вырвал мантию;
г) Выхватил скипетр.
Назовите настоящую «шахматную» фамилию писателя Алексея Максимовича Горького.
а) Конев;
б) Слонов;
в) Пешков;
г) Королёв.
Кто из российских поэтов жил в Шахматово?
а) Лермонтов;
б) Есенин;
в) Блок;
г) Некрасов.
(С 1981 года Государственный историко-литературный и природный музейзаповедник А. А. Блока.)
Какая «шахматная» английская музыкальная группа была чрезвычайно по-

пулярна в 1972-1991 годах?
а) «Пешка»;
б) «Ферзь»;
в) «Королева»;
г) «Ладья».
(«Куин»/Queen – «Королева».)
Из скольких клеток состоит шахматная доска?
а) 32;
б) 64;
в) 81;
г) 100.
Какой шахматной фигуры не существует?
а) Пешка;
б) Король;
в) Конь;
г) Дама.
Сколько раз во время шахматной партии чёрные фигуры могут сделать рокировку?
а) Один;
б) Два;
в) Три;
г) Четыре.
(Так же, как и белые.)
Какая фигура стоит на клетке f1 перед началом шахматной партии?
а) Чёрный король;
б) Чёрная пешка;
в) Белый ферзь;
г) Белый слон.
Какая шахматная фигура может перепрыгивать через свои и чужие фигуры?
а) Конь;
б) Ферзь;
в) Пешка;
г) Слон.
Какая фигура, кроме пешки, может начать шахматную партию?
а) Слон;
б) Ладья;
в) Конь;
г) Ферзь.
41

Какое из этих названий предметов столового прибора является также шахматным термином?
а) Лопатка;
б) Вилка;
в) Ложка;
г) Нож.
В какую шахматную фигуру не может превратиться пешка?
а) Ферзь;
б) Король;
в) Конь;
г) Слон.
Как в шахматах называется пешка, получившая перспективу стать ферзём?
а) Проходная;
б) Пробивная;
в) Пронырливая;
г) Козырная.
Как называется середина шахматной партии?
а) Миттельшпиль;
б) Гамбит;
в) Цугцванг;
в) Мидлтайм.
Какой рукой, согласно правилам, игроки должны переключать шахматные
часы?
а) Правой;
б) Левой;
в) Любой;
г) Той, которой сделали ход.
(Чтобы не нажать на часы прежде, чем сделан ход.)
Назовите самую шахматную республику в составе России.
а) Калмыкия;
б) Татария;
в) Карелия;
г) Мордовия.
Какую фразу избрала свои девизом Международная шахматная федерация –
ФИДЕ?
а) «Мы одна семья»;
б) «Весь мир в шахматном порядке»;
в) «Мы все свои в доску»;
42

г) «Сильнее, хитрее, умнее».
Как называется шахматный гроссмейстер, который борется за звание чемпиона мира?
а) Экс-чемпион;
б) Претендент;
в) Делегат;
г) Кандидат.
К какому виду программ относятся компьютерные шахматы?
а) Шутеры;
б) Квесты;
в) Стратегии;
г) Симуляторы.
Кто победил первого чемпиона мира по шахматам?
а) Э. Ласкер;
б) А. Алёхин;
в) Х.Р. Капабланка;
г) М. Эйве.
Кто был первым российским чемпионом мира по шахматам?
а) Алёхин;
б) Карпов;
в) Крамник;
г) Смыслов.
Кто из этих шахматистов стал чемпионом мира позже других из перечисленных?
а) Михаил Таль;
б) Василий Смыслов;
в) Борис Спасский;
г) Александр Алёхин.
(Чемпион мира номер десять, 1969 год.)
Кто из этих спортсменов не является шахматным гроссмейстером?
а) Гарри Каспаров;
б) Марат Сафин;
в) Владимир Крамник;
г) Руслан Пономарёв.
Кому Бобби Фишер без боя отдал мировую шахматную корону?
а) Борису Спасскому;
б) Тиграну Петросяну;
43

в) Василию Смыслову;
г) Анатолию Карпову.

44


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 12.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(301)4459237

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».