1 Пояснительная записка 2 Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Учись учиться» разработана на основе следующих документов: - Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утв. приказом Минпросвещения РФ от 31.05.2021 №286; - Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р); - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству»; - Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; - Основной образовательной программы начального общего образования МОУ «Таловская СОШ». Обоснование выбора курса 1) Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту НОО. 2) Единый учебно-методический комплект с учебниками для начальной школы, входящими вфедеральный перечень учебников. 3) Программа курса реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности и представляет систему упражнений, позволяющих формировать общеучебные организационно-рефлексивные умения и связанные с ними способности личностных качеств. Цель и задачи курса Цель курса – развитие личности ученика на основе усвоения универсальных учебных действий, обеспечивающих формирование ключевой компетенции « умения учиться». формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов); углубление и расширение знаний учащихся исходя из интересов и специфики их способностей; формирование и развитие логического мышления; развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объёма, переключение и т.д.); развитие памяти (формирование навыков запоминания, устойчивости, развитиесмысловой памяти); развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации; развитие психологических предпосылок овладения учебной деятельностью (умение копировать образец, умение слушать и слышать учителя, т.е. умение подчиняться словесным указаниям учителя; умение учитывать в своей работе заданную систему требований); развитие речи и словарного запаса учащихся, быстроты реакции; формирование положительной мотивации к учению; формирование адекватной самооценки, объективного отношения ребёнка к себе и своим качествам; формирование умения работать в группе Курс развивающих занятий нацелен на решение задач и интеллектуально-личностнодеятельностного развития младших школьников. Ценностные ориентиры Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования сформулирована цель – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира. Под универсальными учебными действиями понимается способность самостоятельно использовать приобретенный учебный опыт в любом виде деятельности, с которой обучающийся встречается в жизни. В жизни ребёнку нужны не только базовые навыки, такие как, умение читать, писать, решать, слушать и говорить, но и умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение дать адекватную самооценку, уметь творить и сотрудничать и т.д. Хорошее внимание, память, - важнейшее условие успешного школьного обучения. Ведь в школе ребёнок должен сосредоточиться на объяснениях учителя и выполнении заданий, удерживать свое внимание в течение длительного времени, запоминать много важной информации. Недостаточная сформированность познавательных процессов создают проблемы в обучении младшего школьника. Часто бывает так, что читающий, считающий и пишущий ребёнок испытывает затруднения при выполнении заданий на логическое мышление. Всё говорит о том, что у ученика недостаточно развиты такие психические процессы, как произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память. Поэтому важно сформировать у ребёнка внимательность, умение рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, развивать познавательную активность. У многих детей младшего школьного возраста отмечается недостаточная сформированность внимания, памяти, способности к регуляции умственных действий. Исходя из этого, можно предположить, что целенаправленное развитие познавательных процессов детей – достаточно важная задача. Осуществлять коррекционно-развивающую работу надо по специальным программам, составляющим единый развивающий курс и прошедшим проверку на эффективность. Учебнометодический комплект «Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения» является одной из программ, которая может помочь осуществить такую коррекционно-развивающую работу. Большая часть упражнений в учебно-методическом комплекте «Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения» представлена такими нестандартными заданиями. По мере того, как ребёнок начинает систематически упражняться в решении нестандартных заданий, его мышление неизбежно начинает перестраиваться. Нестандартные задания, решаемые на уроках, служат «переходным мостом» от классной работы к внеклассной. Последовательное осуществление органической связи между повседневной учебной работой на уроках и внеклассной работой, позволяет добиться больших успехов. При решении нестандартных заданий формируются навыки самостоятельности, неординарность мышления, умение анализировать, сравнивать, обобщать и применять знания в различных ситуациях, что немаловажно для современного школьника, овладевающего учебно- организационной и интеллектуальной компетенциями. Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов убедительно показали, что ребенок, не научившийся учиться, не овладевший приёмами мыслительной деятельности в начальных классах школы,в средних классах обычно переходит в разряд неуспевающих. Одним из важных направлений в решении этой задачи выступает создание в начальных классах условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качества ума, творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения задач. Однако такие условия обеспечиваются в начальном обучении пока не в полной мере, поскольку всё 3 ещё распространённым приёмом в практике преподавания является организация учителем действий учащихся по образцу: излишне часто учителя предлагают детям упражнения тренировочного типа, основанные на подражании и не требующие проявления выдумки и инициативы. Работа учителя по преодолению трудностей обучения учащихся малоэффективна и по причине использования традиционных способов работы со слабоуспевающими: учитель проводит дополнительные занятия, состоящие в основном в повторении и дополнительном разъяснении учебного материала. Подобные занятия требуют большой затраты времени, усилий учителя и чаще всего не дают желаемого результата. Логическое мышление не является врождённым, поэтому его можно и нужно развивать. Решение нестандартных задач в начальной школе как раз и представляет собой один из приёмов развития мышления. Несформированность основных умственных действий и навыков у школьников не только отрицательно влияет на успеваемость и создаёт специфические трудности при выполнении учебной деятельности, но и ведёт к учебным перегрузкам. Научно-психологический анализ проблем школьного обучения приводят к выводу о том, что в современной массовой школе должно существовать коррекционно- развивающее направление целью которого является активное воздействие взрослого на процесс формирования познавательной сферы ребёнка. Задача этого направления – обеспечение соответствия умственного развития ребёнка требованиям учебной деятельности. Систематические занятия по учебно-методическому комплекту «Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения» могут помочь в решении данных актуальных проблем современной начальной школы. Новизна данной программы заключается в том, что в ней выстраивается единая линия занятий по целенаправленному развитию познавательной сферыребёнка, начиная с 1 класса и заканчивая 4 классом. Новизна учебно-методического комплекта «Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения» состоит в том, что этот комплект является авторской технологией работы по активизации познавательной деятельности младших школьников во внеурочной работе. Разработана система творческих заданий, которая целенаправленно развивает познавательные процессы детей, в течение всего периода обучения ребёнка в начальной школе. Систематическое выполнениецеленаправленно подобранных нестандартных заданий, задач, упражнений будет оказывать положительное влияние не только на качество знаний по программному материалу, но и на активизацию познавательной деятельности; значительно расширяет объём и концентрацию внимания. Учащиеся овладевают простыми, но необходимыми для них приёмами зрительного запоминания и сохранения увиденного в памяти. Значительно обогащается запас и умение оформлять в словесной форме свои рассуждения, объяснения. Введение в учебный процесс регулярных развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность создают условия для развития у детей познавательных интересов, ребёнок стремится к размышлению и поиску, появляется чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов. Снижаются тревожность и необоснованное беспокойство. Тем самым повышается познавательная и творческо-поисковая активность детей, создаются необходимые личностные и интеллектуальные предпосылки для успешного протекания процесса обучения на всех последующих этапах образования. Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных занятий, специально направленных на развитие личностно- мотивационной и аналитико-синтетической сфер ребёнка, памяти, внимания, пространственного воображения, образного мышления и ряда других важных психических функций, является в этой связи одной из важнейших задач образовательного процесса. В основе программы лежат методические разработки Выготского Л.С., Эльконина Д.Б., Цукерман Г., Шмакова С.А., Шипицыной Л.Н., Фопеля К. и др. Основные принципы, на которых построена программа: * Принцип развивающего обучения. Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития». Она 4 направлена обучить школьников начальной школы умениям выполнять основные операции с понятиями: анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление разных видов логических связей. Перечисленные операции, являясь способами выполнения мыслительной деятельности, составляют основу для рассуждений и умозаключений, представляющих собой сложные целенаправленные акты мышления. У школьников на занятиях формируются умения проводить семантический анализ и понимать общий и переносный смысл слов, фраз, текстов – развитие речевого мышления, стимулирование точной речи. * Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к учащимся: - системность: задания располагаются в определённом порядке – один вид деятельности сменяет другой; - принцип «спирали»: в занятиях задания повторяются; - принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются по мере их овладения. Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания. - увеличение объёма материала от класса к классу. * Принцип доступности. Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний и различным школьным предметам. *Деятельностный принцип. Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, соревнований учащихся, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к познавательной деятельности. При выполнении заданий, контролируется и правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка. Ученик сам оценивает свою деятельность в конце каждого занятия в специальной таблице. Таким образом, достигается основная цель обучения – расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития. Существенной особенностью занятий по развитию познавательных процессов в отличие от традиционных предметных уроков является перенесение акцента с результативной стороны учения на его процессуальную сторону. На уроках не ставятсяотметки, но оценивание осуществляется обязательно. В конце каждого занятия ученику предлагается таблица для оценки своей работы на каждом занятии. Дети избавляются от «отметочной» психологии, они не боятся дать ошибочный ответ, так как никаких неудовлетворительных отметок за ним не последует. У детей постепенно формируется отношение к этим урокам как к средству развития своей личности. Виды деятельности младшего школьника: Игровая деятельность (высшие виды игры – игра с правилами: принятие и выполнение готовых правил, составление и следование коллективно-выработанным правилам; ролевая игра). Совместно-распределенная учебная деятельность (включенность в учебные коммуникации, парную и групповую работу). Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование). Отличительные особенности программы Отличительной особенностью программы «Учись учиться» является развитие познавательных способностей через задания не учебного характера, поэтому серьёзная работа принимает форму игровой деятельности. Ведь именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние наразвитие и личностномотивационную сферу. Но в то же время систематическое выполнение 5 данных заданий готовят учащихся к участию в интеллектуальных марафонах и конкурсах. Реализация программы рассчитана не на один год, а на четыре, т.е. познавательные процессы ребёнка развиваются на всём протяжении обучения его в начальной школе. Все задания условно можно разбить на несколько направлений: - задания на развитие внимания; - задания на развитие памяти; - задания на развитие пространственного восприятия, зрительно-моторной координации, умения копировать образец; - задания на развитие мышления, задания на развитие речи, обогащение словарного запаса. Эта классификация является условной, поскольку все познавательные процессы представляют собой единую систему и, следовательно, развиваются в комплексе. Одним заданием развивается и внимание, и память, и мышление. Место курса в учебном плане Курс «Учись учиться» рассчитан на 4 года обучения. Количество часов в 1 классе – 66 Планируемые результаты освоения программы: Личностные результаты: У обучающихся будут сформированы первичные представления о ценностях знаний ориентация на понимание причин успеха учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, осознание ответственности за общее благополучие умения совместно договариваться о правилах общения в паре, группе Обучающиеся получат возможность для формирования основ внутренней позиции школьника с положительным отношением к школе, к учебной деятельности ( отвечать на вопросы учителя, участвовать в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности, осознавать суть новой социальной роли ученика, принимать нормы и правила школьной жизни.) учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения практических задач Метапредметные результаты : Регулятивные УУД: Обучающиеся научатся: определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. проговаривать последовательность действий. высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради. работать по предложенному учителем плану. отличать верно выполненное задание от неверного. Обучающиеся получит возможность научится: понимать, принимать и сохранять различные учебно- познавательные задачи составлять план действий для решения задач и следовать ему определять из темы занятия известные знания, определять круг неизвестного. операциям анализа, сравнения, обобщения, выделения главного. Познавательные УУД: Обучающиеся научатся: Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в словаре). 6 Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя книгу, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать Обучающиеся получит возможность научится: преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы, загадки (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем) находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем ) строить опорные сигналы и алгоритмы операций анализа, сравнения и обобщения, а затем применяют их для решения задач. Коммуникативные УУД: Обучающиеся научатся: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). слушать и понимать речь других. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Обучающиеся получит возможность научится: знакомятся со структурой и способом общения, самостоятельно строить основные правила общения, основанные на доброжелательности, и приобретают положительный опыт их применения. . развивать навыки самопознания и норм межличностного взаимодействия. знакомятся с основными ролями в структуре коммуникативного взаимодействия: автор и понимающий. Предметные результаты: Обучающиеся научатся: описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; выделять существенные признаки предметов; сравнивать между собой предметы, явления; обобщать, делать несложные выводы; классифицировать явления, предметы; определять последовательность событий; судить о противоположных явлениях; давать определения тем или иным понятиям; выявлять функциональные отношения между понятиями; выявлять закономерности и проводить аналогии. Обучающиеся получит возможность научится: проводить логические рассуждения, устанавливать отношения между объектами и формулировать выводы. Определять верны логические высказывания по отношению к конкретному заданию. Содержание курса 1 класс Раздел 1. Введение в программу Занятие 1.1 Вводное занятие. Знакомство с программой и обучением. Инструктаж по технике безопасности. Занятие 1.2 Вводное занятие. Начальная диагностика и тестирование. Раздел 2. Развивающие занятия. Занятие 2.1 Упражнения на развитие умения классифицировать предметы и слова. 7 «Допиши по аналогии», «Раздели на группы», «Нарисуй по точкам». Занятие 2.2 Упражнения на развитие умения обобщать, анализировать, сопоставлять понятия. «Найди слово в слове», «Шифровальщик», «Повтори фигуру». Занятие 2.3 Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза. «Преврати одни слова в другие», «Вставь слово», «Нарисуй по точкам». Занятие 2.4 Упражнения на развитие зрительно-моторной координации. «Восстанови порядок», «Нарисуй по точкам», «Найди слова». Занятие 2.5 Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать). «Найди общее название», «Соедини половинки слов», «Нарисуй по точкам». Занятие 2.6 Упражнения на развитие способности к классификации, абстрагированию. «Замени одним словом», «Найди лишнее слово», «Нарисуй по точкам». Занятие 2.7 Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать). «Замени одним словом», «Найди общее название», «Нарисуй по точкам». Занятие 2.8 Упражнения на развитие зрительно-моторной координации. «Восстанови слова», «Выбери правильный ответ», «Нарисуй по точкам». Занятие 2.9 Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями. «Подчеркни «наоборот», «Вставь числа», «Нарисуй по точкам». Занятие 2.10 Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать). «Найди общее название», «Шифровальщик», «Нарисуй по точкам». Занятие 2.11 Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями. «Найди лишнее слово», «Допиши по аналогии», «Нарисуй такую же фигуру». Занятие 2.12 Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями. «Допиши по аналогии», «»Допиши «наоборот», «Нарисуй такую же фигуру». Занятие 2.13 Упражнения на развитие способности к классификации, абстрагированию. «Найди лишнее слово», «Восстанови слова», «Нарисуй такую же фигуру». Занятие 2.14 Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать). «Продолжи ряд слов», «Соедини половинки слов», «Нарисуй такую же фигуру». Занятие 2.15 Упражнения на развитие зрительно-моторной координации. «Найди слова», «Найди лишнее слово», «Нарисуй такую же фигуру». Занятие 2.16 Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать). «Допиши «наоборот», «Найди общее название», «Нарисуй такую же фигуру». Занятие 2.17 Упражнения на развитие умения обобщать, анализировать, сопоставлять понятия. «Выбери правильный ответ», «Найди слово в слове», «Нарисуй такую же фигуру». Занятие 2.18 Упражнения на развитие способности к классификации, абстрагированию. «Найди слова», «Найди лишнее слово», «Нарисуй такую же фигуру». Занятие 2.19 Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать). «Выбери правильный ответ», «Найди общее название», «Нарисуй такую же фигуру». Занятие 2.20 Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями. «Вставь по аналогии», «Допиши по аналогии», «Нарисуй такую же фигуру». Занятие 2.21 Упражнения на развитие умения классифицировать предметы и слова. «Найди лишнее слово», «Раздели на группы», «Раскрась картинку». Занятие 2.22 Упражнения на развитие внимания, наблюдательности, навыков устного счёта. «Тренируй внимание», «Соедини половинки слов», «Раскрась картинку». Занятие 2.23 Упражнения на развитие внимания. «Тренируй внимание», «Найди пару», «Раскрась картинку». Занятие 2.24 Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями. «Подчеркни «наоборот», «Найди слова», «Раскрась картинку». Занятие 2.25 Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза. «Преврати одни слова в другие», «Составь слова», «Раскрась картинку». 8 Занятие 2.26 Упражнения на развитие зрительно-моторной координации. «Выбери правильный ответ», «Найди слова», «Раскрась картинку». Занятие 2.27 Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти. «Собери слова», «Шифровальщик», «Раскрась картинку». Занятие 2.28 Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями. «Допиши по аналогии», «Соедини выражения», «Раскрась картинку». Занятие 2.29 Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями. «Допиши по аналогии», «Вставь числа», «Раскрась картинку». Занятие 2.30 Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза. «Найди пару», «Найди слова», «Раскрась картинку». Раздел 3. Подведение итогов. Занятие 3.1 Итоговая диагностика и тестирование. Занятие 3.2. Выставка-конкурс «Лучшая книга». Учебно-тематический план Названия тем являются «условными», так как на каждом занятии происходит развитие познавательных процессов в комплексе (мышления, внимания, памяти, зрительно-моторной координации, пространственных представлений), а не одного какого-то процесса. 1 класс № 9 Дата Тема занятия Количество часов 1. Введение в программу. Вводное занятие. Знакомство с программой и обучением. Инструктаж по технике безопасности. 1 2. Вводное занятие. Начальная диагностика и тестирование. 1 3. Развивающие занятия. Упражнения на развитие умения классифицировать предметы и слова. 1 4. Упражнения на развитие умения обобщать, анализировать, сопоставлять понятия. 1 5. Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза. 1 6. Упражнения на развитие зрительно-моторной координации. 1 7. Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать). 1 8. Упражнения на развитие абстрагированию. классификации, 1 9. Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать). 1 10. Упражнения на развитие зрительно-моторной координации. 1 11. Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями. 1 12. Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать). 1 способности к 10 13. Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями. 1 14. Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями. 1 15. Упражнения на развитие абстрагированию. классификации, 1 16. Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать). 1 17. Упражнения на развитие зрительно-моторной координации. 1 18. Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать). 1 19. Упражнения на развитие умения обобщать, анализировать, сопоставлять понятия. 1 20. Упражнения на развитие абстрагированию. классификации, 1 21. Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать). 1 22. Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями. 1 23. Упражнения на развитие умения классифицировать предметы и слова. 1 24. Упражнения на развитие внимания, наблюдательности, навыков устного счёта. 1 25. Упражнения на развитие внимания. 1 26. Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями. 1 27. Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза. 1 28. Упражнения на развитие зрительно-моторной координации. 1 29. Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти. 1 30. Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями. 1 31. Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями. 1 32. Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза. 1 33. Подведение итогов Итоговая диагностика и тестирование. 1 способности способности к к 11