Пояснительная записка Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для 5-х классов разработана на основе следующих документов: - Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утв. приказом Минпросвещения РФ от 31.05.2021 №287; - Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р); - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству»; - Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; - Основной образовательной программы основного общего образования МОУ «Таловская СОШ». О множестве профессий школьники практически не имеют информации, поэтому знакомство с миром профессий начинается в начальной школе. Работа по профориентации в 5 классах продолжает знакомство с разными профессиями. Очень важно дать детям понять, что сфера человеческой жизни удивительно многообразна. Главное – развитие внутренних психологических ресурсов личности ребёнка. В любом возрасте очень важно расширить его представление о различных профессиях. Некоторые элементы профессиональной деятельности ему ещё трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. На этой стадии создаётся определённая наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Именно поэтому очень важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем на основе этого материала ребёнок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно. Работа по профориентации в 7-9 классах кроме продолжения знакомства с различными профессиями, помогает определить свои склонности, начать работу по определению собственных способностей в различных областях знаний. Такие действия помогают развивать личностные качества обучающихся, такие как ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях, смыслообразование, жизненное и профессиональное самоопределение и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор. Также данный курс направлен на предоставление актуальной информации о рынке труда и наиболее востребованных профессиях в различных областях. Экскурсии, беседы с элементами практической деятельности, сюжетно-ролевые игры, играют важную роль в профессиональной ориентации школьников. Они способствуют расширению знаний о мире профессий, углубляют представления детей. Использование наглядности, элементов занимательности, состязательности (конкурсы), поможет создать у школьников многообразие впечатлений. В игре совершенствуются движения и умственные операции. Таким образом, ребёнок познаёт и запоминает мир профессий. Цель программы: формирование профориентационной компетенции у школьников. Задачи: формировать положительное отношение к труду и людям труда; развивать интерес к трудовой и профессиональной деятельности у младших школьников; содействовать приобретению обучающимися желания овладеть какой-либо профессией. Планируемые результаты Ожидаемые результаты прохождения курса - приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни: , различных областях коллективной деятельности; различных источников. Личностные результаты включают в себя: - формулировать самому простые правила поведения в обществе; уважать любые профессии; действие нравственно-эстетического оценивания (что такое хорошо, что такое плохо); - формирование личностного отношения к миру профессий, умения по описанию определить профессию; - формирование желаний выполнять действия; - использование фантазии, воображения при выполнении задания; - формирование умения называть различные предметы, характеризующие принадлежность к какой- либо профессии; - проявлять уважительное отношение к любому труду. Метапредметные результаты включают в себя: Регулятивные: - принимать и сохранять поставленную задачу; учитывать выделенные ориентиры действия в новом материале; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, родителей и других людей; различать способ и результат действия. Познавательные: - предполагать, какая информация нужна; - сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет); - выстраивать логическую цепь рассуждений; - представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе, с применением средств ИКТ. Коммуникативные: - организовывать самостоятельную индивидуальную работу, взаимодействие в паре (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.); - предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений; - оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ; - при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, учиться подтверждать аргументы фактами; - слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Содержание курса Раздел 1. Введение в мир профессий (5 ч). Зачем человек трудится? Разминка. Проблемная ситуация: зачем человек трудится? Понятия: «труд», мастер, «профессия». Просмотр презентации. Какие профессии ты знаешь? Разминка. Проблемная ситуация: какие профессии ты знаешь? Игра «Угадай профессию!» Мир интересных Профессий Разминка. Рассказ учителя о необычных профессиях: дегустатор, дрессировщик, спасатель. Рассказ о редких профессиях. Рассказ об устаревших профессиях. Кем я хочу стать? Разминка. Галерея рисунков «Кем я хочу стать?». Раздел 2. Знакомство с различными профессиями (20 ч). Профессия – продавец. Разминка. Заочное путешествие в магазин. Ребусы. Сюжетноролевая игра «В магазине» Профессия – парикмахер. Разминка. Знакомство с профессией парикмахер. Инструменты парикмахера. Сюжетно-ролевая игра «В парикмахерской». Профессия - повар Разминка. Знакомство с профессией повара. Интервьюирование школьного повара. Конкурсная программа «Весёлые поварята». Профессия - почтальон Разминка. Знакомство с профессией почтальона. Экскурсия на почту. Электронная почта. Профессия – врач. Разминка. Знакомство с профессией врача. Пресс-конференция со школьной медсестрой. Сюжетно-ролевая игра «В больнице». Строительные профессии. Разминка. Знакомство со строительными специальностями: маляра, каменщика, плотника, кровельщика, инженера, архитектора. Игра «Дом построим». Профессия - художник Разминка. Знакомство с профессией художника. Викторина: «Какие предметы нужны художнику?». Конкурс рисунков «Я-художник». Профессии людей, занятых в сельском хозяйстве Разминка. Знакомство с профессией доярки, механизатора, агронома. Виртуальная экскурсия на ферму и мастерскую. Профессия цветовод, ландшафтный дизайнер. Разминка. Знакомство с профессией цветовод, ландшафтный дизайнер. Уход за комнатными цветочными растениями. Профессия пожарный. Просмотр фильма «Будь осторожен с огнем». Беседа о профессии пожарный. Экскурсия. Конкурс рисунков. Раздел 3. Проект «Азбука профессий» (8ч). Представление мини- проектов на буквы А-Д. Разминка. Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях на буквы А-Д. Представление мини- проектов на буквы Е-К. Разминка. Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях на буквы Е-К. Представление мини- проектов на буквы Л-Р. Разминка. Представление минипроектов: рассказы учащихся о профессиях на буквы Л-Р. Представление мини- проектов на буквы С-Я. Разминка. Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях на буквы С-Я. Оформление результатов проекта. Создание папки «Азбука профессий». Подготовка презентации. Защита мини-проектов «Азбука профессий». Раздел 4. Итоговые занятия (1 ч). Викторина «Парад профессий». Разминка. Викторина «Что мы узнали о профессиях?» Календарно-тематическое планирование Тема занятия Кол-во часов 1. Зачем человек трудится? 2. Какие профессии ты знаешь? 3. Мир интересных профессий 4. Кем я хочу стать? 5. Профессия - продавец 6. Профессия - парикмахер 7. Профессия - повар 8. Профессия - почтальон 9. Профессия - врач 10. Строительные профессии 11. Профессия - художник 12. Профессии людей, занятых в сельском хозяйстве 13. Профессия цветовод, ландшафтный дизайнер. 14. Профессия пожарный. 15. Представление мини-проектов на буквы А-Д 16. Представление мини-проектов на буквы Е-К 17. Представление мини-проектов на буквы Л-Р 18. Представление мини-проектов на буквы С-Я 19. Оформление результатов проекта 20. Подготовка презентации 21. Викторина «Парад профессий» ИТОГО 1 1 2 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 1 1 1 1 2 34 часа