Пояснительная записка Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для 1-х классов разработана на основе следующих документов: - Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утв. приказом Минпросвещения РФ от 31.05.2021 №286; - Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р); - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству»; - Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; - Основной образовательной программы начального общего образования МОУ «Таловская СОШ». Рабочая программа «Школа добрых дел» представляет собой интегрированный модуль социально преобразующей добровольческой деятельности. Актуальной проблемой современного образования и воспитания является проблема социализации обучающихся. Социализация относится к тем процессам, посредством которых люди научаются совместно жить и эффективно взаимодействовать друг с другом. Она предполагает активное участие самого человека в освоении культуры человеческих отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, приобретении знаний, умений и навыков, необходимых для их успешной реализации. В процессе социализации ребёнок становится в позицию активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе ценностей, вырабатывать собственное понимание окружающего мира, разрабатывать проекты преобразования общества, реализовывать данные проекты. Иными словами, речь идёт о формировании у юного субъекта социальной деятельности, социального творчества. Социальная деятельность школьников - это добровольное и посильное участие детей в улучшении отношений и ситуаций, складывающихся в окружающем их мире. Такая деятельность всегда сопряжена с личной инициативой школьника, поиском им нестандартных решений, риском выбора, персональной ответственностью перед группой сверстников, педагогом, общественностью. Во внеурочное время представляются возможности включать детей в разнообразные виды социальной деятельности, развивать у них на этой основе чувство причастности к общественной жизни, воспитывать коллективизм, общественную активность и сознательную дисциплину. Преобразования, осуществляемые в процессе социальной деятельности, могут касаться любых сторон общественной жизни: отношений между группами школьников, поддержки и взаимопомощи детям младшего возраста или имеющим проблемы со здоровьем, защиты и развития культурной и природной среды и т.д. При выполнении общественно-полезных дел успешно решаются многие воспитательные задачи: ребенок живет заботами о важном деле, стремится добиться определенных результатов в работе, знает, что для этого надо делать, проявляет инициативу, ответственность и самостоятельность. Самое главное он учится делать добро и принимать его. Актуальность данной программы заключается в том, что она способствует разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. В программе внеурочной деятельности по социальному направлению «Школа добрых дел» предусмотрено выполнение школьниками творческих и проектных работ. Данная программа реализуется в рамках деятельности классного руководителя и помогает включению обучающихся в дела класса, школы, своего района, ближайшего социума. Цель программы - формирование личностных качеств учащихся как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом в процессе социальной деятельности. Задачи: 1. Привлекать учащихся к активному участию в делах класса и школы. 2. Обучать навыкам общественно-полезной деятельности. 3. Формировать у школьников способности и готовности к социально преобразующей добровольческой деятельности. 4. Развивать организационные и коммуникативные компетенции, механизмы эмоционально- волевого регулирования поведения, основы личностной адекватной самооценки, ответственности за свои поступки. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностными результатами освоения курса является: • ценностное отношение к труду и творчеству, трудолюбие; • первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми; • осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового; • первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно - значимой деятельности; • потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности; • мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности. Метапредметные результаты: • приобретение школьником социальных знаний, • понимание социальной реальности и повседневной жизни; • приобретение навыков групповой работы; • получениеопыта разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; • поиск, нахождение и обработка информации о принятых в обществе нормах поведения и общения; о толерантности к другим людям; о взаимопомощи и т.п.; • способность регулировать собственную деятельность; • освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.); • приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе); • совершенствование в умениях слышать себя и других; • приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия: опыт исследовательской и поисковой деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми. В процессе оценки достижения планируемых результатов используются такие методы, как наблюдение, анализа результатов деятельности, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка. Результаты внеурочной деятельности отслеживаются в портфолио учащихся. Основными критериями оценки достигнутых результатов считаются: • самостоятельность работы; • осмысленность действий; • разнообразие освоенных задач. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ В рамках программы «Школа добрых дел» могут использоваться следующие формы организации внеурочной деятельности: беседы; встречи с людьми различных профессий; просмотр и обсуждение видеоматериала; экскурсии, поездки; конкурсы; выставки детских работ; коллективные творческие дела; праздники; викторины; творческие проекты, презентации; мастерские подарков; аукционы добрых дел; трудовые десанты; общественно полезные практики; социально-значимые акции, социальные проекты и т.п. Процесс воспитания социальной активности строится на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей. Чисто детских социальных инициатив не бывает. На самом деле детская социальная инициатива - это всегда инициатива взрослых, поддержанная ребятами, увлекшая ребят. Благодаря помощи и руководству взрослых дети взрослеют. Календарно-тематическое планирование № заня тия 1-2 Кол-во часов Теоретическая часть занятия Практическая часть занятия Дежурствов классе. 2 Знакомство с обязанностями дежурного в классе. Уход за комнатными растениями в классе Проект «День любимых бабушек и дедушек» «Испокон века книга растит человека» Операция «Чистый класс» Рейд «Береги учебник» 2 Знакомство с видами комнатных растений. Составление графика дежурств, экрана чистоты, трудовых десантов. Ежедневные обязанности по созданию чистоты в классе. Полив и опрыскивание растений. Создание каталога растений класса 2 Беседа о пожилых людях 12-13 Работа в мастерской Деда Мороза 2 14 Проект «Снежные фигуры» Акция «Покормите птиц зимою» Проект «Мои домашние животные» 1 3-4 5-6 7-8 9 10-11 15-16 17-18 Тема занятия 2 1 2 2 2 Беседа о зимующих птицах Создание поздравительных открыток, представления презентации «Моя бабушка», «Мой дедушка». Экскурсия в районную библиотеку. Знакомство с книгами. Генеральная уборка класса. Контроль за состоянием учебников, выявление и устранение недостатков, оказание помощи. Изготовление ёлочных украшений. Участие в выставках новогодних игрушек и поделок. Участие в изготовлении снежных фигур. Изготовление и установка кормушек, кормление птиц в зимний период Выставка рисунков и фотографий домашних любимцев «Зверьё моё». Составление рассказов на тему «Мои домашние любимцы» 19-20 Проект «Как поздравить наших пап». 2 Подготовка к празднованию 23 февраля. Подготовка поздравлений – выступлений и открыток. 21-22 Проект «Милым мамочкам» "Как трудится моя семья» 2 Создание поздравительной газеты, выступлений к 8 марта. Трудовой десант. «Давайте же вместе, ребята, родную природу беречь!» Акция «Милосердие» «Акция «Белые журавлики» 1 2 Акция «Подарок малышам» 2 23-25 26 27-28 29-30 31 32-33 3 2 1 Беседа о профессиях Встречи с представителями различных профессий. Экскурсии на производство. Создание альбома "Профессии моих родителей» Уборка класса. Экскурсия в зоопарк, в школьный парк. Агитационная работа по охране природы. Беседа о людях, прошедших ВОВ. Изготовление открыток ветеранам. Изготовление бумажных журавликов, украшение окон к празднику 9 мая Подготовка выступления для воспитанников детского сада.