РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОУ «ТАЛОВСКАЯ СОШ» ШАХМАТЫ Рабочая программа по внеурочной деятельности «Шахматы» основного общего образования МОУ «Таловская СОШ» составлена основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер — 64101) (далее — ФГОС ООО), программы воспитания МОУ «Таловская СОШ» с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения Основной образовательной программы основного общего образования. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы (личностных, метапредметных и предметных), осуществляемую в формах, отличных от урочной. Программа внеурочной деятельности «Шахматы» предназначена для получения базовых знаний по предмету. Программа позволяет создать комфортную среду для всех детей, помогает выявить и поддержать одарённых обучающихся. Шахматы - интеллектуальная игра. Она сочетает в себе элементы логики, спорта и творчества. Шахматы развивают мышление, внимание, память, воспитывают такие ценные качества характера, как терпение, ответственность, самодисциплина. Обучение по данной программе позволяет наиболее полно использовать игровой и творческий характер шахмат, повышать уровень общей образованности детей, способствует развитию мыслительных способностей и интеллектуального потенциала, воспитывает навыки волевой регуляции характера. Наполняемость групп 12-14 человек, состав группы разновозрастной, постоянный. На внеурочную деятельность по развитию личности, ее способностей, удовлетворения образовательных потребностей и интересов, самореализации обучающихся еженедельно 1 час. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ «ШАХМАТЫ» Цели программы: социально-педагогическая поддержка становления и развития личности как нравственного, ответственного и инициативного гражданина; создание условий для личностного и интеллектуального развития обучающихся, организация содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы. Задачи программы - развитие познавательного интереса к изучению игры в шахматы; - формирование универсальных способов мыслительной деятельности; - развитие абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции; - приобретение знаний, умений, навыков, компетенций, необходимых для участия в шахматных соревнованиях. Личностные: - развитие социально-психологической компетентности обучающихся, адекватного эмоционально-волевого состояния; - формирование гражданской позиции, общественной активности личности; - формирование культуры общения и поведения в социуме, формирование навыков здорового образа жизни. Метапредметные: - воспитание навыков самоконтроля, потребности в саморазвитии и самостоятельности; - формирование у обучающихся навыков конструктивного поведения в нестандартных ситуациях; - воспитание ответственности, активности, дисциплины и усидчивости. ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ШАХМАТЫ» Направления внеурочной деятельности Количество часов в неделю/ Класс 5 6 7 8 Внеурочная деятельность по развитию личности, ее способностей, удовлетворения образовательных потребностей и интересов, самореализации обучающихся Клуб «Шахматы» 34 (1) 9 1.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА. (ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ). 1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ Теория: обзор основных разделов программы. правила поведения на занятиях, правила ТБ. Практика: повторение материала, связанного с шахматной нотацией, отработка навыка нахождения «адресов» фигур на доске. 2. ТАКТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ В ШАХМАТАХ Теория: тактические приемы. связка, двойной удар, открытое нападение, открытый (вскрытый) шах, двойной шах. Практика: выполнение упражнений для отработки тактических приёмов. 3. ОСНОВЫ ДЕБЮТА Теория: принципы игры в дебюте, двух- и трехходовые партии. Принцип быстрейшего развития фигур. Практика: выполнение упражнений: «мат в один ход», «поймай ладью», «поймай ферзя», «защита от мата», «выведи фигуру», «поставь мат «повторюшке» в один ход». 4. ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ Теория: правила миттельшпиля. общие рекомендации о том, как играть в миттельшпиле. понятие о тактике. тактические приемы. классическое наследие. «бессмертная» партия. «вечнозеленая» партия. Практика: выполнение упражнений: «выигрыш материала», «мат в два хода». 5. ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ Теория: общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле. Практика: выполнение упражнений: «квадрат», «проведи пешку в ферзи», «выигрыш или ничья?», «куда отступить королем?» «путь к ничьей». 6. ТЕХНИКА МАТОВАНИЯ Теория: техника матования одинокого короля. две ладьи против короля, «линейный» мат. ферзь и ладья против короля. ферзь и король против короля. ладья и король против короля. практика: выполнение упражнений: «мат в два хода», «мат в три хода», «выигрыш фигуры». 7. ТАКТИЧЕСКИЕ ЛОВУШКИ Теория: тактические ловушки на всех стадиях шахматной партии. Практика: выполнение упражнений: «мат в два хода», «мат в три хода». 8. ТУРНИРНАЯ БОРЬБА Теория: правила поведения на шахматном турнире. практика: участие в шахматных турнирах по графику. 9. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ Практика: контрольное занятие по изученным темам. 2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ «ШАХМАТЫ» Изучение курса «Шахматы» в основной школе направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания, развития и социализации обучающихся средствами изучения курса «Шахматы». Патриотическое воспитание: ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному наследию; понимание значения шахмат в жизни современного общества; владение достоверной информацией о передовых мировых и отечественных достижениях; заинтересованность в научных знаниях о цифровой трансформации современного общества. Духовно-нравственное воспитание: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков. Гражданское воспитание: представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, в том числе в социальных сообществах; соблюдение правил безопасности; готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, создании учебных проектов; стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе внеурочной деятельности; готовность оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков. Ценности научного познания: сформированность мировоззренческих представлений об информации, информационных процессах и информационных технологиях, соответствующих современному уровню развития науки и общественной практики и составляющих базовую основу для понимания сущности научной картины мира; интерес к обучению и познанию; любознательность; готовность и способность к самообразованию, осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем; овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия; сформированность информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, разнообразными средствами информационных технологий, а также умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; Формирование культуры здоровья: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью; установка на здоровый образ жизни. Трудовое воспитание: интерес к практическому изучению профессий и труда в сферах профессиональной деятельности, связанных с шахматами, спортом; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей. Экологическое воспитание: осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения. Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные отражают овладение универсальными учебными действиями — познавательными, коммуникативными, регулятивными. Универсальные познавательные действия Базовые логические действия: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). Базовые исследовательские действия: формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах. Работа с информацией: выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; эффективно запоминать и систематизировать информацию. Универсальные коммуникативные действия Общение: сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); Совместная деятельность (сотрудничество): понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы; принимать цель совместной информационной деятельности по сбору, обработке, передаче, формализации информации; коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой. Универсальные регулятивные действия Самоорганизация: выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие решения; ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное принятие решений, принятие решений в группе); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте; делать выбор в условиях противоречивой информации и брать ответственность за решение. Самоконтроль (рефлексия): владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов информационной деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям. Эмоциональный интеллект: ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого. Принятие себя и других: осознавать невозможность контролировать всё вокруг даже в условиях открытого доступа к любым объёмам информации. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 5 класс Предметные результаты освоения обязательного предметного содержания, установленного данной рабочей программой внеурочной деятельности, отражают сформированность у обучающихся умений: пояснять на примерах смысл понятий «миттельшпиль», «эншпиль». Общие рекомендации о том, как играть в миттельшпиле. Понятие о тактике. Тактические приемы. Общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле; игра по заданным правилам; информационный объём и скорость передачи данных; оценивать и сравнивать, приводить примеры, выделять основные этапы игры в шахматы; представлять результаты своей деятельности в виде структурированных иллюстрированных документов, мультимедийных презентаций; искать информацию в сети Интернет (в том числе по ключевым словам, по изображению), критически относиться к найденной информации, осознавая опасность для личности и общества распространения вредоносной информации, в том числе экстремистского и террористического характера; использовать современные сервисы интернет-коммуникаций; соблюдать требования безопасной эксплуатации технических средств ИКТ. 3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Название раздела, темы Вводное занятие 1 Обзор основных разделов программы. Правила поведения на занятиях, правила ТБ 2 Повторение материала, связанного с шахматной нотацией, отработка навыка нахождения «адресов» фигур на доске 3 Повторение материала, связанного с шахматной нотацией, отработка навыка нахождения «адресов» фигур на доске Тактические приемы в шахматах 4 Связка, двойной удар, открытое нападение 5 Связка, двойной удар, открытый (вскрытый) шах 6 Связка, двойной удар, шах, двойной шах 7 Выполнение упражнений для отработки тактических приёмов 8 Выполнение упражнений для отработки тактических приёмов Основы дебюта Количество часов Всего Теория Практика 3 2 1 Беседа ruchess.ru Теоретический час ruchess.ru Мастер-класс Proity.ru Решение шахматных задач Решение шахматных задач chessland.com Лекция chessland.com 1 Соревнования chessmanu al.blogspot. com 1 Соревнования chessmanu al.blogspot. com 1 3 1 2 1 1 4 2 ЭОР 1 1 5 Формы проведения 2 chessland.com 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 Принципы игры в дебюте. Двух- и трехходовые партии. Принцип быстрейшего развития фигур Выполнение упражнений: «Мат в один ход», «Поймай ладью», «Поймай ферзя» Выполнение упражнений: «Защита от мата», «Выведи фигуру», «Поставь мат «повторюшке» в один ход» Основы миттельшпиля Правила миттельшпиля. Общие рекомендации о том, как играть в миттельшпиле. Понятие о тактике. Тактические приемы. Классическое наследие. «Бессмертная» партия. «Вечнозеленая» партия Классическое наследие. «Бессмертная» партия. «Вечнозеленая» партия Выполнение упражнений: «Выигрыш материала», «Мат в два хода». Выполнение упражнений: «Выигрыш материала», «Мат в два хода». Основы эндшпиля Общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле Общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле Выполнение упражнений: «Квадрат», «Проведи пешку в ферзи», «Выигрыш или ничья?», Выполнение упражнений: «Куда отступить королем?» «Путь к ничьей» Техника матования Техника матования одинокого короля. Две ладьи против короля, «линейный» мат. Ферзь и 1 Мастер-класс Proity.ru 1 Тестирование Proity.ru 1 Мини-чемпионат chessmanu al.blogspot. com 1 Мини-чемпионат chessmanu al.blogspot. com 4 2 1 2 Тестирование lichess.org 1 4 2 1 1 Практическое занятие chessland.com 1 Практическое занятие chessland.com Видеофрагмент xchess.ru Мультимедиа xchess.ru 2 1 4 2 1 lichess.org 1 Индивидуальная Proity.ru работа 1 Головоломка Proity.ru 2 lichess.org Решение шахматных задач 22 23 24 25 26 27 28 ладья против короля. Ферзь и король против короля. Ладья и король против короля Техника матования одинокого короля Выполнение упражнений: «Мат в два хода», «Мат в три хода», «Выигрыш фигуры» Выполнение упражнений: «Мат в два хода», «Мат в три хода», «Выигрыш фигуры» Тактические ловушки Тактические ловушки на всех стадиях шахматной партии. Выполнение упражнений: «Мат в два хода», «Мат в три хода» Турнирная борьба 1 1 lichess.org Решение шахматных задач chessmanu Практическая al.blogspot. работа com 1 2 1 Практическая работа 1 Видеотрансляция xchess.ru 1 1 Групповая работа chessmanu al.blogspot. com 4 Правила поведения на шахматном турнире Правила поведения на шахматном турнире 2 1 2 1 29 Участие в шахматных турнирах 1 30 Участие в шахматных турнирах Итоговое занятие 1 4 2 1 Теоретический курс Тестирование lichess.org Мини-турнир xchess.ru Шахматный урнир xchess.ru Тестирование chessmanu al.blogspot. com Быстрые игры chessmanu al.blogspot. com chessmanu al.blogspot. com chessmanu al.blogspot. com Контрольное занятие по изученным темам 32 Контрольное занятие по изученным темам 33 Шахматный турнир 1 Фестиваль 34 Шахматный фестиваль 1 Фестиваль 1 34 18 ichess.org 2 31 Итого chessmanu al.blogspot. com 16