Школа первой медицинской помощи 1 кл

Пояснительная записка
При составлении программы использованы нормативно-правовые документы:
 Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (приказ Министерства просвещения РФ от 31мая 2021 г. № 287);
 Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства
РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р);
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41
«Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству»;
 Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
 Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
 Основной образовательной программы основного общего образования МОУ «Таловская
СОШ», утвержденного приказом МОУ «Таловская СОШ».
Актуальность:
Данная программа дополнительной общеобразовательной деятельности предназначена для
обучающихся 1-6 классов. Преподавание курса «Школа первой медицинской помощи» для
учащихся как дополнительного образования обусловлено многими причинами.
Беда может случиться где угодно: дома, на улице, на дороге, при катастрофах и стихийных
бедствиях. Очень часто смерть пострадавшего при несчастных случаях наступает не из-за
тяжести травмы, а из-за отсутствия элементарных знаний по вопросам оказания первой
помощи у оказавшихся рядом людей. Причиной отсутствия или недостаточности таких
знаний могут быть не только беспечность и равнодушие, но и мнимая уверенность в том,
что беда обойдёт стороной. Увы, это глубокое заблуждение, которое убедительно
подтверждает жизнь.
Ежедневно только на российских дорогах гибнут более 100 человек и свыше 600 получают
ранения. При дорожно-транспортных происшествиях основными причинами смерти
пострадавших являются: несовместимые с жизнью травмы – 15%, несвоевременное
прибытие «скорой помощи» - 15%, безразличие, безучастность и безграмотность очевидцев
– 70%. Это свидетельствует о том, что из 35 тысяч человек, ежегодно погибающих на
российских дорогах, более половины могли бы остаться в живых.
Мужественные и отзывчивые люди всегда приходят на помощь. Но одних этих качеств
недостаточно, чтобы спасти пострадавшего. К сожалению, из-за отсутствия медицинских
знаний оказывающий помощь приносит больше вреда, чем пользы и своими неверными
действиями может даже способствовать летальному исходу. А ведь очень часто в
критических ситуациях, например, при остановке сердца, при поражении электрическим
током, попадании инородных тел в дыхательные пути, травмах, ожогах и отравлениях для
сохранения жизни достаточно в первые, самые важные минуты, выполнить элементарные
и доступные каждому приёмы.
Каждому человеку нужны элементарные знания правил, приёмов и способов оказания
первой помощи пострадавшим при самых разнообразных несчастных случаях и
чрезвычайных ситуациях, которая должна осуществляться в порядке самопомощи или
взаимопомощи. Данная программа дает возможность наиболее емко дать знания в области
безопасности, спасательного дела и в области медицины.
Обучение включает в себя следующие основные предметы (разделы):
1.
Вводное занятие. Человек, среда его обитания, безопасность человека

2.
Опасные ситуации техногенного характера
3.
Опасные ситуации природного характера
4.
Возможные травмы и поражения при ЧС
5.
Методы и средства оказания первой помощи
6.
Первоочередные меры при ранениях и травмах
7.
Проведение сердечно-легочной реанимации
8.
Первая помощь при автодорожном происшествии
9.
Помощь при утоплении
10.
Помощь при поражении электрическим током и молнией
11.
Помощь при попадании инородного тела в дыхательные пути
12.
Помощь пострадавшим при обширных ожогах
13.
Помощь пострадавшим при извлечении из-под обломков и завалов зданий и техники
14.
Опасные ситуации в природной среде
Режим занятий по данной программе -1 раз в неделю по 1 учебному часу. В процессе
реализации программы педагог использует следующие формы организации обучения:
-Фронтальная. Предполагает подачу учебного материала всему коллективу обучающихся
через беседу. Фронтальная форма способна создать коллектив единомышленников,
способных воспринимать информацию и работать творчески вместе.
-Групповая. Ориентирует обучающихся на создание «творческих пар», которые выполняют
более сложные упражнения, задания. Групповая форма позволяет ощутить помощь со
стороны друг друга, учитывает возможности каждого, ориентирована на скорость и
качество работы.
-Индивидуальная. Предполагает самостоятельную работу обучающихся, оказание помощи
и консультации каждому из них со стороны педагога. Это позволяет, не уменьшая
активности обучающегося, содействовать выработке стремления и навыков
самостоятельного творчества, формирует и оттачивает личностные качества
обучающегося: трудолюбие, усидчивость, логическое мышление.
Цель:
Приобретение навыков распознавания неотложных состояний и умений оказывать первую
доврачебную помощь.
Задачи:
Образовательные (обучающие):
- изучить основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи в повседневной
жизни, при несчастных случаях и травмах;
Развивающие:
- развить необходимые качества личности для ­умелого и грамотного использования
навыков оказания первой помощи во время неотложной ситуации;
Воспитательные:
- привить навыки оказания первой необходимой помощи в различных жизненных
ситуациях;
- формировать чувство необходимости знаний основ медицины и правил оказания первой
помощи.

Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности

В разделе представлены итоговые результаты освоения программного материала по курсу
«Школа первой медицинской помощи», которые должны демонстрировать школьники по
завершении обучения в начальной и основной школе.
Ожидаемые результаты:

Стартовый уровень
- правила применения средств оказания первой помощи;
• принципы оказания первой помощи;
• принципы иммобилизации и транспортировки пострадавших при переломах;
• способы остановки кровотечений (капиллярных, венозных, артериальных);
• правила техники выполнения обработки ран, наложения повязок на раны,
наложения кровоостанавливающего жгута;
Знать
• способы проникновения токсинов в организм человека, причины и
симптоматика отравлений (пищевые, отравления ядовитыми ягодами и грибами,
алкоголем, никотином, угарным газом, медикаментами, ртутью);
• болезни, вызванные вредоносными микроорганизмами, источники инфекций,
пути передачи, мероприятия по уничтожению вредоносных микроорганизмов,
разновидность иммунитета.
Учащиеся должны уметь оказать первую помощь:
• при синдроме длительного сдавливания, при переломах, вывихах, ушибах;
• при кровотечениях (капиллярных, венозных, артериальных);
• при обморожениях ожогах (термических, химических, солнечных);
• при поражении электрическим током;
• при внезапном прекращении сердечной деятельности, при остановке дыхания;
Уметь
• при обморожении;
• при утоплении;
• при отравлениях (пищевые, отравления ядовитыми ягодами и грибами,
алкоголем, никотином, угарным газом, медикаментами, ртутью);
• при инфаркте, гипертоническом кризе, инсульте, обмороке, диабетической
коме;
- при попадании инородного тела в дыхательные пути.
Владеть
Владеть навыками оказания первой медицинской помощи.

Содержание программы
1. Вводное занятие. Человек, среда его обитания, безопасность человека
1.1. Инструктаж «Город и село как среда обитания человека». Опрос

1.2. Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища. Безопасность в
повседневной жизни. Викторина
1.3. Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек. Опрос
2. Опасные ситуации техногенного характера
2.1. Безопасность в повседневной жизни. Опасные ситуации техногенного характера.
Викторина
2.2. Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения. Практическая
работа «Безопасный путь в школу и из школы»
2.3. Пожарная безопасность. Практическая работа «Составление плана своего поведения на
случай возникновения пожара в школе дома, общественном месте»
3. Опасные ситуации природного характера
3.1. Погодные явления и безопасность человека. Опрос
3.2. Безопасность на водоемах. Практическая работа «Правила само-и взаимопомощи
терпящим бедствиям на воде». Практическая работа проводится с использованием
оборудования тренажера-манекена для отработки сердечно-легочной реанимации,
табельных средств для оказания первой медицинской помощи. Коврика для проведения
сердечно-легочной реанимации, поставленных в Точке роста
4. Возможные травмы и поражения при ЧС
4.1. Виды ЧС. Опрос
4.2. ЧС природного характера, техногенного и социального характера. Викторина
4.3. Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и государства.
Тестирование
5. Методы и средства оказания первой помощи
5.1. Основные правила оказания первой помощи (далее -ПП).
«Определение
первоочередности оказания ПП» – опрос
5.2. Средства оказания ПП. Перевязочные и иммобилизационные средства. «Методы
оказания ПП, асептика и антисептика» – рассказ
6. Первоочередные меры при ранениях и травмах
6.1. Первая помощь при ранениях. Виды ран. Виды кровотечений и способы их остановки.
Правила наложения повязок. Практическая работа «Наложение повязки для остановки
кровотечения» с использованием оборудования: наборов имитаторов трави и поражений,
поставленных в Точку роста
6.2. Перевязочные средства. Наложение бинтовых повязок. Отработка навыков на товарище
6.3. Оказание первой помощи при механических повреждениях костей. Разновидности
переломов. Способы наложения транспортной иммобилизации. Отработка навыков на
товарище
6.4. Разновидности травматического шока. Способы транспортировки пострадавших.
Практическое занятие проводится с использованием оборудования: имитаторов травм и
поражений, шины, тренажера-манекена для отработки сердечно-легочной реанимации,
поставленных в Точку роста
6.5. Первая помощь при ушибах и вывихах, ожогах, при отморожении, при тепловом и
солнечном ударе. Практическая работа
7. Проведение сердечно-легочной реанимации
7.1. Экстренная реанимационная помощь. Донорский метод искусственной вентиляции
легких. Опрос
7.2. Реанимационные мероприятия. Искусственное дыхание. Непрямой массаж сердца.
Признаки клинической смерти. Практическое занятие «Искусственная вентиляция,
непрямой массаж сердца» (манекен Точка роста)
8. Первая помощь при автодорожном происшествии
8.1. Основные причины гибели пострадавших и типичные ошибки при оказании первой
помощи. Понятие о черепно-мозговой травме и коматозном состоянии. Викторина

8.2. Экстренная помощь пострадавшему в состоянии комы. Дальнейшая
последовательность осмотра пострадавшего и оказание помощи. Координация действий
помощников. Практическая работа «Правила транспортировки пострадавшего»
9. Помощь при утоплении
9.1. Этапы оказания помощи. Признаки истинного (синего) утопления. Причины смерти в
первые минуты после спасения. Экстренная помощь при истинном утоплении. Помощь при
сохранении рвотного и кашлевого рефлексов
9.2. Первая помощь пострадавшему без признаков жизни. Оказание помощи после
оживления
9.3. Медицинская помощь в первые часы после спасения. Помощь при отеке легких.
Правила транспортировки. Бледное утопление. Практическая работа «Особенности
оказания первой помощи в случае бледного утопления»
10. Помощь при поражении электрическим током и молнией
10.1. Поражающее действие электрического тока. Что такое дефибрилляция сердца.
Понятие о дефибрилляции. Наиболее частые ошибки при оказании помощи. Правила
обесточивания пострадавших. Опрос
10.2. Первая помощь при поражении электрическим током. Поражение током высокого
напряжения и правила безопасного подхода к пострадавшему. Помощь при поражении
током высокого напряжения и молнией. Тестирование
11. Помощь при попадании инородного тела в дыхательные пути
11.1. Обстоятельства, способствующие попаданию инородного тела в гортань и трахею.
Стадии асфиксии (удушения). Наиболее частые ошибки при оказании первой помощи.
Викторина
12. Помощь пострадавшим при обширных ожогах
12.1. Зависимость смертельных исходов от площади и степени ожога. Понятие об ожоговом
шоке. Понятие об ожоговой болезни. Опрос
12.2. Схема лечения ожогового шока. Практическая работа «Правила оказания помощи на
месте происшествия»
13. Помощь пострадавшим при извлечении из-под обломков и завалов зданий и техники
13.1. Понятие о синдроме длительного сдавливания. Причины смерти пострадавших в
первые минуты и через несколько суток после освобождения. Опрос
13.2. Правила извлечения пострадавшего из-под завала. Отработка навыков «Оказание
помощи на месте происшествия»
14. Опасные ситуации в природной среде
14.1. Безопасность при встрече с дикими животными. Укусы насекомых и защита от них.
Опасные растения и травы. Съедобные и несъедобные грибы. Практическая работа
«Правила оказания первой помощи пострадавшему, укушенному змеей»
14.2. Факторы, разрушающие здоровье человека. Опрос
14.3. Итоговое занятие. Соревнование-практикум «Помоги себе и другу»

Календарно-тематическое планирование
№

1
2

Тема урока

Формы аттестации (контроля)

Вводное занятие. Человек, среда его обитания, безопасность
человека (3 часа)
Инструктаж «Город и село как среда обитания человека»
Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища.
Безопасность в повседневной жизни

Опрос, викторина

6

Здоровый образ жизни и профилактика
вредных привычек
Опасные ситуации техногенного характера (3 часа)
Безопасность в повседневной жизни.
Опасные ситуации техногенного характера
Дорожное движение, безопасность участников дорожного
движения
Пожарная безопасность

7

Опасные ситуации природного характера (2 часа)
Погодные явления и безопасность человека

8

Безопасность на водоемах

3

4
5

Опрос
Викторина
Практическая работа «Безопасный путь в
школу и из школы»
Практическая работа «Составление плана
своего поведения на случай возникновения
пожара в школе дома, общественном месте»

Ссылка на ЭОР

https://iu.ru/videolessons/fb138e73-7dd8400d-98bf-f8d3af82608e
https://www.youtube.com/w
atch?v=9N8yp_Im91o
https://www.youtube.com/w
atch?v=ZpGnSrfpuRY
https://www.youtube.com/w
atch?v=Ds2mnE6xFrQ
https://www.youtube.com/w
atch?v=6WIbMjnO0oo

Опрос
Практическая работа «Правила само-и
взаимопомощи терпящим бедствиям на воде».
Практическая работа проводится с
использованием оборудования тренажераманекена для отработки сердечно-легочной
реанимации, табельных средств для оказания
первой медицинской помощи. Коврика для
проведения сердечно-легочной реанимации,
поставленных в Точке роста

https://www.youtube.com/w
atch?v=jLCJpx6nEyI

9

Возможные травмы и поражения при ЧС (3 часа)
Виды ЧС

Опрос

https://www.youtube.com/w
atch?v=LuBWntTe4JY

10

ЧС природного характера, техногенного и социального характера

Викторина

11

12
13

14

Экстремизм и терроризм – чрезвычайные
опасности для общества и государства
Методы и средства оказания первой помощи (2 часа)
Основные правила оказания первой помощи (далее -ПП)
Средства оказания ПП. Перевязочные и иммобилизационные
средства
Первоочередные меры при ранениях и травмах (5 часов)
Первая помощь при ранениях. Виды ран. Виды кровотечений и
способы их остановки. Правила наложения повязок

15

Перевязочные средства. Наложение бинтовых повязок

16

Оказание первой помощи при механических повреждениях
костей. Разновидности переломов. Способы наложения
транспортной иммобилизации
Разновидности травматического шока. Способы транспортировки
пострадавших

17

18

19
20

21

Первая помощь при ушибах и вывихах, ожогах, при отморожении,
при тепловом и солнечном ударе
Проведение сердечно-легочной реанимации (2 часа)
Экстренная реанимационная помощь. Донорский метод
искусственной вентиляции легких
Реанимационные мероприятия. Искусственное дыхание.
Непрямой массаж сердца. Признаки клинической смерти
Первая помощь при автодорожном происшествии (2 часа)
Основные причины гибели пострадавших и типичные ошибки при
оказании первой помощи. Понятие о черепно-мозговой травме и
коматозном состоянии

Тестирование
«Определение первоочередности оказания
ПП» – опрос
«Методы оказания ПП, асептика и
антисептика» – рассказ

https://www.youtube.com/w
atch?v=ESORMgWifTs

Практическая работа «Наложение повязки для
остановки кровотечения» с использованием
оборудования: наборов имитаторов трави и
поражений, поставленных в Точку роста
Отработка навыков на товарище

https://www.youtube.com/w
atch?v=TSh5ebu_zfo

Отработка навыков на товарище

https://www.youtube.com/w
atch?v=VfRFyLzoS7c
https://www.youtube.com/w
atch?v=Ti6j6_2XCJ0

Практическое занятие проводится с
использованием оборудования: имитаторов
травм и поражений, шины , тренажераманекена для отработки сердечно-легочной
реанимации, поставленных в Точку роста
Практическая работа

https://www.youtube.com/w
atch?v=JQHAv51ElIA

Опрос

https://www.youtube.com/w
atch?v=1wrdcnuBTBw
https://www.youtube.com/w
atch?v=Zvrr7ScoZQ4

Практическое занятие «Искусственная
вентиляция, непрямой массаж сердца»
(манекен Точка роста)
Викторина

https://www.youtube.com/w
atch?v=KqznnwiQhwI

22

23

24

25

26

27

28
29

Экстренная помощь пострадавшему в состоянии
комы. Дальнейшая последовательность осмотра пострадавшего и
оказание помощи. Координация действий помощников
Помощь при утоплении (2 часа)
Этапы оказания помощи. Признаки истинного (синего) утопления.
Причины смерти в первые минуты после спасения. Экстренная
помощь при истинном утоплении. Помощь при сохранении
рвотного и кашлевого рефлексов
Первая помощь пострадавшему без признаков жизни. Оказание
помощи после оживления
Медицинская помощь в первые часы после спасения. Помощь при
отеке легких. Правила транспортировки. Бледное утопление
Помощь при поражении электрическим током и молнией (2
часа)
Поражающее действие электрического тока. Что такое
дефибрилляция сердца. Понятие о дефибрилляции. Наиболее
частые ошибки при оказании помощи. Правила обесточивания
пострадавших
Первая помощь при поражении электрическим током. Поражение
током высокого напряжения и правила безопасного подхода к
пострадавшему. Помощь при поражении током высокого
напряжения и молнией
Помощь при попадании инородного тела в дыхательные пути
(1 час)
Обстоятельства, способствующие попаданию инородного тела в
гортань и трахею. Стадии асфиксии (удушения). Наиболее частые
ошибки при оказании первой помощи
Помощь пострадавшим при обширных ожогах (2 часа)
Зависимость смертельных исходов от площади и степени ожога.
Понятие об ожоговом шоке. Понятие об ожоговой болезни
Схема лечения ожогового шока
Помощь пострадавшим при извлечении из-под обломков и
завалов зданий и техники

Практическая работа «Правила
транспортировки пострадавшего»

https://www.youtube.com/w
atch?v=nrC-N0rfHD4

Практическая работа

https://www.youtube.com/w
atch?v=uB3QsoTC0zA

Практическая работа «Особенности оказания
первой помощи в случае бледного утопления»

https://www.youtube.com/w
atch?v=ea2ZbOqZpgg

Опрос

https://www.youtube.com/w
atch?v=XhMC9ulK4zY

Тестирование

https://www.youtube.com/w
atch?v=meMbxq6GUZo

Викторина

Опрос
Практическая работа «Правила оказания
помощи на месте происшествия»

https://www.youtube.com/w
atch?v=k7xQHCkfKjU
https://www.youtube.com/w
atch?v=k7xQHCkfKjU

30

31

Понятие о синдроме длительного сдавливания. Причины смерти
пострадавших в первые минуты и через несколько суток после
освобождения
Правила извлечения пострадавшего из-под завала

32

Опасные ситуации в природной среде (3 часа)
Безопасность при встрече с дикими животными. Укусы насекомых
и защита от них. Опасные растения и травы. Съедобные и
несъедобные грибы

33
34

Факторы, разрушающие здоровье человека
Итоговое занятие

Опрос
Отработка навыков «Оказание помощи на
месте происшествия»

https://www.youtube.com/w
atch?v=tnAyvogD9BM

Практическая работа «Правила оказания
первой помощи пострадавшему, укушенному
змеей»

https://www.youtube.com/w
atch?v=dnTRr8U9Fh4

Опрос
Соревнование-практикум «Помоги себе и
другу»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 12.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(301)4459237

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».