Пояснительная записка При составлении программы использованы нормативно-правовые документы: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ; Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства просвещения РФ от 31мая 2021 г. № 287); Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р); Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству»; Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; Основной образовательной программы начального общего образования МОУ «Таловская СОШ». Актуальность программы Подвижные игры являются важнейшим средством развития физической активности младших школьников, одним из самых любимых и полезных занятий детей данного возраста. В основе подвижных игр лежат физические упражнения, движения, в ходе выполнения которых участники преодолевают ряд препятствий, стремятся достигнуть определённой, заранее поставленной цели. Благодаря большому разнообразию содержания игровой деятельности, они всесторонне влияют на организм и личность, способствуя решению важнейших специальных задач физического воспитания. Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 3 поколения и программы по физической культуре для учащихся начальной школы общеобразовательных учреждений, авторы Т.В. Петрова, Ю.А. Копылов, Н.В. Полянская, С.С. Петров, 2017. Программа рассчитана для обучающихся начальной школы на один учебный год 1 час в неделю. Цель школьного образования по физической культуре — формирование физически разносторонне развитой личности, способной активно и целенаправленно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. В начальной школе данная цель конкретизируется: учебный процесс направлен на формирование основ знаний в области физической культуры, культуры движений, воспитание устойчивых навыков выполнения основных двигательных действий, укрепление здоровья. Генеральная цель физкультурного образования — ориентация на формирование личности школьников средствами и методами физической культуры, на овладение универсальными жизненно важными двигательными действиями, на познание окружающего мира. Учебный предмет «Физическая культура» призван сформировать у школьников устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, в целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В процессе освоения материала учебного предмета «Физическая культура» обеспечивается формирование целостного представления о единстве биологического, психического и социального в человеке, законах и закономерностях развития и совершенствования его психофизической природы. Общая цель обучения предмету «Физическая культура» в начальной школе — формирование физической культуры личности школьника посредством освоения основ содержания физкультурной деятельности с общеразвивающей направленностью. Курс учебного предмета «Физическая культура» в начальной школе реализует познавательную и социокультурную цели. Познавательная цель предполагает формирование у обучающихся представлений о физической культуре как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о физической культуре. Социокультурная цель подразумевает формирование компетенции детей в области выполнения основных двигательных действий как показателя физической культуры человека. В соответствии с целями учебного предмета «Физическая культура» формулируются его задачи: - формирование знаний о физкультурной деятельности, отражающих её культурноисторические, психолого-педагогические и медико-биологические основы; - формирование базовых двигательных навыков и умений, их вариативное использование в игровой деятельности и в самостоятельных занятиях; - расширение двигательного опыта посредством усложнения ранее освоенных двигательных действий и овладения новыми двигательными действиями с повышенной координационной сложностью; - формирование навыков и умений в выполнении физических упражнений различной педагогической направленности, связанных с укреплением здоровья, коррекцией телосложения, правильной осанкой и культурой движения; - расширение функциональных возможностей разных систем организма, повышение его адаптивных свойств за счёт направленного развития основных физических качеств и способностей; - формирование практических умений и навыков, необходимых в организации самостоятельных занятий физическими упражнениями в их оздоровительных и рекреативных формах, способствующих групповому взаимодействию в процессе использования подвижных игр и элементов соревнования. Сформулированные цели и задачи базируются на требованиях к освоению содержания образования, указанных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, и отражают основные направления педагогического процесса формирования физической культуры личности в ходе теоретической, практической и физической подготовки учащихся. Для достижения планируемых результатов и реализации поставленных целей решаются следующие практические задачи. Формирование: - интереса учащихся к занятиям физической культурой, осознания красоты и эстетической ценности физической культуры, гордости и уважения к системам национальной физической культуры; - умений выбирать средства физической культуры в соответствии с различными целями, задачами и условиями; правильно выполнять основные двигательные действия; самостоятельно заниматься физической культурой; составлять элементарные комплексы для занятий физическими упражнениями небольшого объёма. Воспитание: - позитивного эмоционально-ценностного отношения к занятиям физической культурой; - потребности пользоваться всеми возможностями физической культуры. Обучение: - первоначальным знаниям о терминологии, средствах и методах физической культуры. Планируемые результаты Программа позволяет реализовать все заложенные требования к обучению учащихся. Личностные результаты освоения содержания образования в области физической культуры: - формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; - формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; - формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; - овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; - формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; - формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты освоения содержания образования в области физической культуры: - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - определять наиболее эффективные способы достижения результата; - формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; - использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; - активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; - использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; - овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; - готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; - излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; - определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; - осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; - готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества; - овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; - овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; - умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета. Предметные результаты освоения содержания образования в области физической культуры: - формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации; - овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.); - формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, показателями физического развития (длиной, массой тела и др.), показателями развития основных двигательных качеств. В результате освоения предлагаемой программы учебного предмета «Подвижные игры» учащиеся научатся: называть, описывать и раскрывать: - роль и значение занятий физическими упражнениями в жизни младшего школьника; - значение правильного режима дня, правильного питания, процедур закаливания, утренней гигиенической гимнастики, физкультурных пауз в течение учебного дня; - связь физической подготовки с развитием двигательных качеств, опорно-двигательной, дыхательной и кровеносной систем; - значение физической нагрузки и способы её регулирования; - причины возникновения травм во время занятий физическими упражнениями, профилактику травматизма; Будут уметь: - выполнять упражнения для профилактики нарушений осанки, плоскостопия, зрения; - выполнять упражнения дыхательной гимнастики, психорегуляции; - составлять при помощи взрослых индивидуальные комплексы упражнений для самостоятельных занятий физической культурой; - варьировать предложенные комплексы упражнений для утренней гигиенической гимнастики, физкультминуток; - выполнять упражнения и простейшие акробатические и гимнастические комбинации, упражнения лёгкой атлетики; - участвовать в подвижных играх и организовывать подвижные игры со сверстниками, оценивать результаты подвижных игр; - выполнять игровые действия в футболе, баскетболе и волейболе, играть по упрощённым правилам; - подсчитывать частоту сердечных сокращений и дыхательных движений для контроля состояния организма во время занятий физическими упражнениями; - измерять собственные массу и длину тела. Содержание учебного курса Раздел: Прыгучесть (5 часов). Подвижные игры: «Удочка», «Зайцы в огороде», «Бой петухов». Прыжки через короткую скакалку. Раздел: Сила (6 часов). Подвижные игры: «Тяни в круг», «Гонка тачек», «Перетягивание каната», «Перетяни и держи». Раздел: Быстрота (10 часов). Подвижные игры: «Совушка», «Стрелки», «Передача мячей», «Салки». Ускорения из различных исходных положений, упражнения по сигналу, с максимальной скоростью. Раздел: Ловкость (6 часов). Подвижные игры: «Охотники», «Лабиринт», «Успей поймать», «Паутинка». ОРУ с мячами у стены, в парах. Раздел: Выносливость (7 часов): Подвижные игры: «Бег командами», «Вызывай друга». Упражнения и подвижные игры высокой интенсивности. Календарно-тематическое планирование № урока 1 Тема урока Характеристика деятельности обучающихся Игра «Удочка» 2 Игра «Зайцы в огороде» 3 Игра «Бой петухов» 4 Прыжки через короткую скакалку 5 6 Прыжки через короткую скакалку Игра «Тяни в круг» 7 Игра «Гонка тачек» 8 Игра «Перетягивание каната» 9 10 Игра «Перетягивание каната» Игра «Перетяни и держи» 11 Игра «Перетяни и держи» Знать и применять правила техники безопасности на занятиях по подвижным играм. Объяснять правила изучаемой игры. Раскрыть положительное влияние занятий физической культурой на укрепление здоровья, улучшение физического развития и физической подготовленности осуществлять действия по образцу и заданному правилу. Сохранять заданную задачу. Развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных ситуациях, умение не создавать конфликты из спорных ситуаций. Демонстрировать технику выполнения разученных прыжковых упражнений в стандартных и меняющихся условиях. Знать и применять правила техники безопасности на занятиях по подвижным играм. Объяснять правила изучаемой игры. Раскрыть положительное влияние занятий физической культурой на укрепление здоровья, улучшение физического развития и физической подготовленности осуществлять действия по образцу и заданному правилу. Сохранять заданную задачу. Развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных ситуациях, умение не создавать конфликты из спорных ситуаций. Проявлять интерес и желание демонстрировать свои физические возможности и способности, технику выполнения освоенных двигательных действий. 12 Игра «Совушка» Ссылка на ЭОР https://www.youtube.com/watch?v= gAIv2H_aZzg https://www.youtube.com/watch?v= gAIv2H_aZzg https://www.youtube.com/watch?v= XwZEodGfBbY https://www.youtube.com/watch?v= XwZEodGfBbY 13 Игра «Стрелки» 14 15 16 17 Игра «Стрелки» Игра «Передача мячей» Игра «Передача мячей» Игра «Передача мячей» 18 Игра «Салки» 19 Игра «Салки» 20 Ускорения из различных исходных положений с максимальной скоростью Ускорения из различных исходных положений с максимальной скоростью Игра «Охотники» 21 22 23 24 25 26 27 Знать и применять правила техники безопасности на занятиях по подвижным играм. Объяснять правила изучаемой игры. Раскрыть положительное влияние занятий физической культурой на укрепление здоровья, улучшение физического развития и физической подготовленности осуществлять действия по образцу и заданному правилу. Сохранять заданную задачу. Развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных ситуациях, умение не создавать конфликты из спорных ситуаций. Выполнять разученные беговые упражнения в игровой и соревновательной деятельности. Взаимодействовать со сверстниками в условиях игровой и соревновательной деятельности. Знать и применять правила техники безопасности на занятиях по подвижным играм. Объяснять правила изучаемой игры. Раскрыть положительное влияние занятий физической Игра «Лабиринт» культурой на укрепление здоровья, улучшение физического развития и физической подготовленности осуществлять Игра «Успей поймать» действия по образцу и заданному правилу. Игра «Паутинка» Сохранять заданную задачу. ОРУ с мячами у стены, в Развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных ситуациях, умение не создавать конфликты из спорных парах ОРУ с мячами у стены, в ситуаций. Демонстрировать технику ловли и передачи мяча двумя парах руками снизу и от груди в условиях игровой и соревновательной деятельности. https://www.youtube.com/watch?v=nU9SEahYR4 https://www.youtube.com/watch?v=nU9SEahYR4 https://www.youtube.com/watch?v= C825i4Vvg_A https://www.youtube.com/watch?v= C825i4Vvg_A https://www.youtube.com/watch?v=f 7klu4blRrg https://www.youtube.com/watch?v=f 7klu4blRrg 28 29 30 31 32 33 34 Игра «Бег командами» Знать и применять правила техники безопасности на занятиях по подвижным играм. Объяснять правила изучаемой игры. Раскрыть положительное Игра «Вызывай друга» влияние занятий физической культурой на укрепление здоровья, улучшение физического развития и физической Упражнения и подвижные игры высокой подготовленности осуществлять действия по образцу и заданному правилу. интенсивности Сохранять заданную задачу. Упражнения и подвижные игры высокой Развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных ситуациях, умение не создавать конфликты из спорных интенсивности ситуаций. Упражнения и подвижные игры высокой Воспитывать смелость, волю, решительность, активность и инициативность при решении вариативных задач, интенсивности возникающих в процессе подвижных игр. Упражнения и подвижные игры высокой интенсивности Упражнения и подвижные игры высокой интенсивности https://www.youtube.com/watch?v= XwZEodGfBbY https://www.youtube.com/watch?v= XwZEodGfBbY https://www.youtube.com/watch?v= XwZEodGfBbY https://www.youtube.com/watch?v= XwZEodGfBbY https://www.youtube.com/watch?v= XwZEodGfBbY