Пояснительная записка При составлении программы использованы нормативно-правовые документы: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273ФЗ; Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства просвещения РФ от 31мая 2021 г. № 286); Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р); Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству»; Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; Основной образовательной программы начального общего образования МОУ «Таловская СОШ», утвержденного приказом МОУ «Таловская СОШ»; Плана урочной и внеурочной деятельности центра цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» МОУ «Таловская СОШ» на 2021-2022 учебный год. Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального паправления развития личности «Хочу все знать» для 1 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения на основе авторской программы по внеурочной деятельности младших школьников «МОЙ РАЗНОЦВЕТНЫЙ МИР». Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на 1год обучения. Программа реализована в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с образовательным планом. Актуальность: Программа развития общеинтеллектуальных умений и навыков ориентирована на повышение и развитие качества мыслительной деятельности обучающихся. В программе рассматривается обучение и воспитание как единое ценное. Развитие логического мышления имеет сильные связи с успехами детей в усвоении учебного материала. Более того, высокий уровень развития логического мышления на старте школьного обучения особенно важен для успешного изучения учебных дисциплин в последующем. Таким образом, проблема формирования интеллектуальной и познавательной активности в современной начальной школе актуальна. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления. В младших классах закладываются предпосылки самостоятельной ориентации не только в учебе, но и в жизни. Практическая значимость программы для обучающихся: Младшим школьникам предлагается выполнить интересные, порой захватывающие задания, в основе которых лежит игра. Игра – это естественно и привычно для ребенка. Игра непременно вызывает чувство удивления, а следовательно живой интерес к процессу познания. Известно, что, играя, дети всегда лучше запоминают материал. Большую часть материала дети не просто запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют... При этом идет развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить. А также развиваются все виды памяти, внимание, воображение, конструкторские способности, пространственная ориентация, актерские способности, речь, расширяется словарный запас. Цель программы: Создание условий для оптимального развития детей и развитие их творческого потенциала, развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий. Задачи: 1. Создать условия для осознания школьниками ценности учения и познания как видов творческой деятельности. 2. Формирование ценностного отношения к учению, развитие познавательного интереса, «умений учиться». 3. Выявление и реализация творческих способностей учащихся, создание на занятиях ситуации успеха. 4. Развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения. Место курса в учебном плане: На реализацию программы отводится 1 час в неделю. Программа рассчитана на 34 занятия по 1 учебному часу каждое. Продолжительность занятия 30 минут. Сроки реализации программы и возраст воспитанников. Программа рассчитана на детей 6-8 лет (учащиеся 1 класса). Срок реализации – 1 год. Формы и режим занятий. Режим занятий соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям дополнительного образования и предусматривает на занятиях: динамические паузы, смену видов деятельности, упражнения здоровье сберегающего характера. Форма организации учебных занятий – групповая. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности Содержание программы внеурочной деятельности ««Хочу все знать!», формы и методы работы позволят достичь следующих результатов: Личностные результаты освоения обучающимися внеурочной образовательной программы внеурочной «Хочу все знать!» можно считать следующее: овладение начальными сведениями об особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении; формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом; формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников. Метапредметными результатами изучения курса «Хочу всё знать» являются формирование следующих универсальных учебных действий. Регулятивные УУД: Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога. Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг. Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи. Добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных учителем словарях и энциклопедиях, в специальной литературе Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания, нацеленные на развитие, умение объяснять мир. Коммуникативные УУД: Слушать и понимать речь других. Вступать в беседу на уроке и в жизни. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит работа в малых группах Предметные результаты изучения курса в 1-м классе Учащиеся научатся: Самостоятельно пополнять знания по математике, русскому языку, окружающему миру. Повышение интеллектуального уровня учащихся. Повышение уровня готовности к сдаче мониторингового обследования в конце учебного года. Виды деятельности: проблемно-ценностное общение, художественное творчество, досуговое общение. Основные формы проведения занятий: этические и познавательные беседы, тренинги, практикумы, смотры-конкурсы, конкурсы, турниры, викторины, КВН, занимательные игры, задачи-шутки, изучение детских энциклопедий, просмотр и обсуждение видеоматериалов выполнение творческих заданий: проектных, исследовательских, креативных; - Программа интеллектуального направления «Хочу все знать» в качестве основополагающих, выделяет следующие принципы: - учет современных требований; - учет возрастных особенностей; - доступность; - последовательность; - системность; - эффективность; - личностно-ориентированный подход. - управляемость образовательным процессом; - сочетание в практической деятельности индивидуальной и коллективной форм работы. Ожидаемые результаты: Результатом работы по программе данного курса можно считать сформированность у детей любознательности, интереса к учению, стремления к творческому решению познавательной задачи, желания участвовать в интеллектуальных викторинах и конкурсах. Итоги занятия могут быть подведены в форме интеллектуальных игр, конкурсов эрудитов, творческих встреч при участии родителей, экскурсий и праздников. Содержание программы Знатоки окружающего мира (9 часов) Занятие 1. Удивительные млекопитающие. Познакомить учащихся с удивительным миром млекопитающих, с наиболее интересными его представителями, их особенностями; расширять кругозор, познавательный интерес; развивать память, мышление; умение работать с дополнительной литературой по теме. Практическая часть. Разгадывание кроссвордов о животных. Работа с детскими энциклопедиями. Занятие 2. Забавные пернатые друзья. Познакомить учащихся с наиболее интересными представителями класса «Птицы», их особенностями; расширять кругозор, познавательный интерес; мышление, память. Практическая часть: игра «Узнай птицу по описанию». Работа с детскими энциклопедиями. Занятие 3. Бабочки и мотыльки. Расширить знания учащихся о бабочках и мотыльках; познакомить с характерными особенностями дневных и ночных бабочек; расширять кругозор учащихся, их познавательный интерес; развивать умение сравнивать, делать выводы. Практическая часть: игра «Найди сходства и различия дневных и ночных бабочек». Выполнение узора на крыльях бабочки (понятие симметрии). Занятие 4. Тайны растений. Познакомить с историей открытия удивительных растений; экзотическими фруктами; расширять кругозор учащихся, их познавательный интерес; развивать речь, мышление, память. Практическая часть. Разгадывание кроссвордов о растениях. Составление описания экзотического фрукта. Занятие 5. В царстве грибов. Познакомить учащихся с удивительным царством грибов и его представителями; расширять кругозор учащихся, их познавательный интерес; развивать речь, мышление, память. Практическая часть: игра «Узнай и расскажи о грибе». Занятие 6. Загадки под водой. Познакомить учащихся с тем, как изучают подводный мир; с его наиболее интересными представителями; расширять кругозор учащихся, их познавательный интерес; развивать внимание, память, речь, мышление; умение работать с дополнительной литературой по теме. Практическая часть: разгадывание кроссвордов о рыбах. Работа с детскими энциклопедиями. Занятие 7. Самые известные заповедники России. Познакомить учащихся с самыми известными заповедниками России; расширять кругозор учащихся, их познавательный интерес; развивать память, творческое мышление. Практическая часть: рисование природоохранных знаков. Занятие 8. Решение олимпиадных заданий. Учить решать олимпиадные задания различных видов, развивать мыслительные навыки учащихся. Практическая часть: решение олимпиадных заданий. Занятие 9. КВН «Знатоки природы». Закрепить знания учащихся по изученным темам; развивать коммуникативные умения. Практическая часть: выполнение заданий по теме. Знатоки литературного чтения и русского языка (16 часов) Занятие 10. Пословица недаром молвится. Расширить знания учащихся о пословицах, познакомить с их классификацией; учить находить народную мудрость в пословицах; развивать мышление. Практическое задание: игра «Собери пословицу». Занятие 11. Литературные герои в ребусах. Познакомить с понятием «ребус» учить разгадывать ребусы; развивать внимание, память, мышление. Практическая часть: разгадывание ребусов. Занятие 12. Крылатые слова и выражения. Познакомить с понятием «крылатые слова и выражения»; учить объяснять их; развивать мышление. Практическая часть: составление словаря крылатых выражений. Занятие 13. Решение олимпиадных заданий. Учить решать олимпиадные задания различных видов, развивать мыслительные навыки учащихся. Практическая часть: решение олимпиадных заданий; заданий Всероссийского конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех». Занятие 14. Фразеологизмы. Познакомить с понятием «фразеологизмы»; учить их объяснять; развивать мыслительные навыки учащихся. Практическая часть: игра «Объясни смысл фразеологизма и сравни с рисунком». Занятие 15. Происхождение слов. Знакомство с наукой этимологией. Познакомить с понятием «этимология»; развивать познавательный интерес, речь учащихся, внимание. Практическая часть: чтение и анализ рассказов о происхождении слов. Занятие 16. Литературные викторины. Познакомить с понятием «Викторина»» развивать память, мышление, смекалку. Практическая часть: выполнение заданий викторин. Занятие 17. Сказка ложь, да в ней намек… Расширить знания учащихся о народных и литературных сказках; развивать умение анализировать тексты, сравнивать, делать выводы; развивать внимание, память творческое мышление. Практическая часть: сочинение сказки по заданному началу. Занятие 18. Поучимся разгадывать шарады. Познакомить с понятием «шарада»; учить разгадывать шарады, развивать мыслительные навыки учащихся. Практическая часть: разгадывание шарад. Занятие 19. Волшебница анаграмма. Познакомить учащихся с понятием анаграмма; учить разгадывать анаграммы; развивать мыслительные навыки учащихся. Практическая часть. Выполнение заданий по теме. Занятие 20. Кроссворды- тесты. Познакомить с понятием кроссворда-теста; учить разгадывать кроссворды-тесты; развивать память, мышление, учащихся. Практическая часть: разгадывание кроссвордов-тестов. Занятие 21. Загадка, загадка, открой свою тайну. Расширить знания учащихся о загадках, развивать внимание, память, творческое мышление, речь учащихся. Практическая часть: сочинение собственных загадок. Занятие 22. Текст. Уточнить знания учащихся о тексте; развивать умение определять текст, составлять текст; развивать мышление, память, речь, учащихся. Практическая часть: составление текстов по картинке, серии картинок. Занятие 23. Тема и основная мысль текста. Развивать умение определять тему и основную мысль текста; умение работать с текстом; внимание, мышление, речь учащихся. Практическая часть: определение темы и основной мысли текста. Занятие 24. Заголовок текста. Развивать умение работать с текстом; подбирать заголовок к тексту; развивать мышление, внимание учащихся. Практическая часть: выбор заголовка к тексту из данных заголовков, подбор собственного заголовка к тексту. Занятие 25. Составление текста на заданную тему. Развивать умение учащихся составлять текст на заданную тему; развивать мышление, монологическую речь учащихся. Практическая часть: составление текста на заданную тему. Знатоки математики (9 часов) Занятие 26. Задачи в стихах. Задачи-шутки. Познакомить с понятием «Задачи в стихах»; «Задачи- шутки»; развивать арифметические навыки устного счета; внимание, смекалку, мышление учащихся. Практическая часть: решение задач в стихах, задач-шуток. Занятие 27. Нестандартные задачи. Развивать навыки умения решать нестандартные задачи; развивать внимание, мышление. Практическая часть: решение задач по теме. Занятие 28. Решение олимпиадных заданий. Учить решать олимпиадные задания различных видов, развивать мыслительные навыки учащихся. Практическая часть: решение олимпиадных заданий; заданий Всероссийского математического конкурса «Кенгуру». Занятие 29. Графические диктанты. Познакомить с понятием «Графические диктанты»; развивать пространственное воображение, внимание учащихся; умение ориентироваться на плоскости. Практическая часть: выполнение графических диктантов. Занятие 30. Математические головоломки. Танграм – китайская головоломка из геометрических фигур. Познакомить с понятиями «математические головоломки», «танграм»; развивать мыслительные навыки учащихся. Практическая часть: решение головоломок различных видов. Занятие 31. Спичечный турнир Развивать пространственное воображение учащихся, мышление. Практическая часть: выполнение заданий по теме. Занятие 32. Диаграммы. Познакомить с понятием «Диаграмма»; различными видами диаграмм; развивать умение строить диаграмму; развивать мыслительные навыки учащихся. Практическая часть: расшифровка диаграмм. Построение столбчатой диаграммы. Занятие 33. Группировка предметов. Поиск закономерностей. Познакомить с различными видами группировки; развивать умение выполнять группировку; развивать внимание, мышление учащихся. Практическая часть: выполнение заданий по теме. Занятие 34. Интеллектуальная игра «Умницы и умники». Обобщить знания учащихся по изученным разделам; развивать память, мышление, внимание, речь; коммуникативные навыки. Практическая часть: интеллектуальная игра «Умницы и умники». Учебно-тематическое планирование № п/п Тема занятия Цели занятия Знатоки окружающего мира (9 часов). 1. Удивительные Познакомить учащихся с удивительным миром млекопитающие млекопитающих, с наиболее интересными его представителями, их особенностями; расширять кругозор, познавательный интерес; развивать память, мышление; умение работать с дополнительной литературой по теме. 2. Забавные пернатые Познакомить учащихся с наиболее интересными друзья представителями класса «Птицы», их особенностями; расширять кругозор, познавательный интерес; мышление, память. 3. Бабочки и мотыльки Расширить знания учащихся о бабочках и мотыльках; познакомить с характерными особенностями дневных и ночных бабочек; расширять кругозор учащихся, их познавательный интерес; развивать умение сравнивать, делать выводы. 4. Тайны растений. 5. В царстве грибов 6. Загадки под водой Практическая часть Электронные образовательные ресурсы Разгадывание https://www.youtube.com/w кроссвордов о животных. atch?v=APC8-ICmXNM Работа с детскими энциклопедиями. Игра «Узнай птицу по описанию». Работа с детскими энциклопедиями. Игра «Найди сходства и различия дневных и ночных бабочек». Выполнение узора на крыльях бабочки (понятие симметрии). Разгадывание кроссвордов о растениях. Составление описания экзотического фрукта. Игра «Узнай и расскажи о грибе». Познакомить с историей открытия удивительных растений; экзотическими фруктами; расширять кругозор учащихся, их познавательный интерес; развивать речь, мышление, память. Познакомить учащихся с удивительным царством грибов и его представителями; расширять кругозор учащихся, их познавательный интерес; развивать речь, мышление, память. Познакомить учащихся с тем, как изучают подводный мир; Разгадывание с его наиболее интересными представителями; расширять кроссвордов о рыбах. https://www.youtube.com/w atch?v=wJGzmU9kFlQ https://www.youtube.com/w atch?v=fLIPq8xZi4k https://www.youtube.com/w atch?v=Up7iVk59FSs https://www.youtube.com/w atch?v=qnS9sfDRpzI https://kidwelcome.ru/zagad ki-dlya-detei/pro-vodu 7. 8. 9. 10 11 12 13 14 15 кругозор учащихся, их познавательный интерес; развивать Работа с детскими внимание, память, речь, мышление; умение работать с энциклопедиями. дополнительной литературой по теме. Самые известные Познакомить учащихся с самыми известными Рисование заповедники России заповедниками России; расширять кругозор учащихся, их природоохранных познавательный интерес; развивать память, творческое знаков. мышление. Решение Учить решать олимпиадные задания различных видов, Решение олимпиадных олимпиадных развивать мыслительные навыки учащихся. заданий. заданий КВН «Знатоки Закрепить знания учащихся по изученным темам; Выполнение заданий по природы» развивать коммуникативные умения. теме. Знатоки литературного чтения и русского языка (16 часов). Пословица недаром Расширить знания учащихся о пословицах, познакомить с Игра «Собери молвится их классификацией; учить пословицу». находить народную мудрость в пословицах; развивать мышление. Литературные герои Познакомить с понятием «ребус» учить разгадывать Разгадывание ребусов. в ребусах ребусы; развивать внимание, память, мышление. Крылатые слова и Познакомить с понятием «крылатые слова и выражения»; Составление словаря выражения учить объяснять их; развивать мышление. крылатых выражений. Решение Учить решать олимпиадные задания различных видов, Решение олимпиадных олимпиадных развивать мыслительные навыки учащихся. заданий; заданий заданий Всероссийского конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех». Фразеологизмы Познакомить с понятием «фразеологизмы»; учить их Игра «Объясни смысл объяснять; развивать мыслительные навыки учащихся. фразеологизма и сравни с рисунком» Происхождение Познакомить с понятием «этимология»; развивать Чтение и анализ слов. Знакомство с познавательный интерес, речь учащихся, внимание. рассказов о наукой этимологией происхождении слов https://www.youtube.com/w atch?v=ciyLI1aLZeY https://www.youtube.com/w atch?v=yetl-g4MFkA https://www.youtube.com/w atch?v=Td2g81v5ohw https://www.youtube.com/w atch?v=r6pb326FV-s https://www.youtube.com/w atch?v=SHrsBY2-7jQ https://www.youtube.com/w atch?v=dNf_KypkEMs 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 Литературные викторины Сказка ложь, да в ней намек… Познакомить с понятием «Викторина»» развивать память, мышление, смекалку. Расширить знания учащихся о народных и литературных сказках; развивать умение анализировать тексты, сравнивать, делать выводы; развивать внимание, память творческое мышление. Поучимся Познакомить с понятием «шарада»; учить разгадывать разгадывать шарады шарады, развивать мыслительные навыки учащихся. Волшебница Познакомить учащихся с понятием анаграмма; учить анаграмма разгадывать анаграммы; развивать мыслительные навыки учащихся. КроссвордыПознакомить с понятием кроссворда-теста; учить тесты разгадывать кроссворды-тесты; развивать память, мышление, учащихся. Загадка, загадка, Расширить знания учащихся о загадках, развивать открой свою тайну внимание, память, творческое мышление, речь учащихся. Выполнение заданий викторин. Сочинение сказки по https://www.youtube.com/w заданному началу. atch?v=F0AC2dAV3ko Разгадывание шарад https://www.youtube.com/w atch?v=5Z5GocbBVYk Выполнение заданий по https://www.youtube.com/w теме. atch?v=VV_uH5mXO2Y Разгадывание кроссвордов-тестов. Сочинение собственных https://interneturok.ru/lesso загадок. n/chtenie/1-klass/chaspotehi/zagadki Текст Уточнить знания учащихся о тексте; развивать умение Составление текстов по https://www.youtube.com/w определять текст, составлять текст; развивать мышление, картинке, серии atch?v=vabp7XAEY7s память, речь, учащихся. картинок. Тема и основная Развивать умение Определение темы и мысль текста определять тему и основную мысль текста; умение основной мысли текста. работать с текстом; внимание, мышление, речь учащихся. Заголовок текста Развивать умение работать с текстом; подбирать заголовок Выбор заголовка к тексту к тексту; развивать мышление, внимание учащихся. из данных заголовков, подбор собственного заголовка к тексту. Составление текста Развивать умение учащихся составлять текст на заданную Составление текста на на заданную тему тему; развивать мышление, монологическую речь заданную тему. учащихся. Знатоки математики (9 часов). 26 27 Задачи в стихах. Познакомить с понятием «Задачи в стихах»; «ЗадачиЗадачи-шутки шутки»; развивать арифметические навыки устного счета; внимание, смекалку, мышление учащихся. Нестандартные Развивать навыки умения решать нестандартные задачи; задачи развивать внимание, мышление. Решение Учить решать олимпиадные задания различных видов, олимпиадных развивать мыслительные навыки учащихся. заданий Решение задач в стихах, https://www.youtube.com/w задач-шуток. atch?v=3Gz2nCM1mj4 Решение задач по теме. https://www.youtube.com/w atch?v=dLFtOrknBO8 Решение олимпиадных заданий; заданий Всероссийского математического конкурса «Кенгуру». 29 Графические Познакомить с понятием «Графические диктанты»; Выполнение https://www.youtube.com/w диктанты развивать пространственное воображение, внимание графических диктантов. atch?v=0J9bc5050GM учащихся; умение ориентироваться на плоскости. 30 Математические Познакомить с понятиями «математические Решение головоломок https://www.youtube.com/w головоломки. головоломки», «танграм»; развивать мыслительные различных видов. atch?v=GdRwJb3zkvM Танграм – китайская навыки учащихся. головоломка из геометрических фигур 31 Спичечный турнир Развивать пространственное воображение Выполнение заданий по https://www.youtube.com/w учащихся, мышление. теме. atch?v=mVHel2pgfLs 32 Диаграммы Познакомить с понятием «Диаграмма»; различными Расшифровка диаграмм. https://www.youtube.com/w видами диаграмм; развивать умение строить диаграмму; Построение столбчатой atch?v=r709S5rj4S4 развивать мыслительные навыки учащихся. диаграммы. 33 Группировка Познакомить с различными видами группировки; Выполнение заданий по https://www.youtube.com/w предметов. развивать умение выполнять группировку; развивать теме. atch?v=PtvMZO8rssE Поиск внимание, мышление учащихся. закономерностей 34 Интеллектуальная Обобщить знания учащихся по изученным разделам; Интеллектуальная игра игра «Умницы и развивать память, мышление, внимание, речь; «Умницы и умники». умники» коммуникативные навыки. Итого 34 часа 28