ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «Родная литература (русская)» для обучающихся 5 классов на уровне основного общего образования составлена в соответствии с реализацией Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 31 мая 2021 г.№ 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; зарегистрирован Минюстом России 05.07.2021 № 64101) к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Родная литература», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература», а также Примерной программы воспитания (утверждена решением ФУМО по общему образованию от 2 июня 2020 г.) с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р). ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)» Русская литература, являясь одной из самых богатых литератур мира, предоставляет широкие возможности для отражения эстетически ценной художественной модели мира и духовного познания жизни с позиций гуманистического сознания. Лучшие образцы русской литературы обладают высокой степенью эмоционального воздействия на внутренний мир школьников, способствуют их приобщению к гуманистическим ценностям и культурно-историческому опыту человечества, поэтому в поликультурной языковой среде русская литература должна изучаться на основе диалога культур. Гуманистический потенциал русской литературы позволяет рассматривать её как общенациональную российскую ценность, как средство воспитания школьников в духе уважительного отношения к языку и культуре народов Российской Федерации и мира, формирования культуры межнационального общения. Как часть предметной области «Родной язык и родная литература» учебный предмет«Родная литература (русская)» тесно связан с предметом «Родной язык (русский)». Изучение предмета «Родная литература (русская)» способствует обогащению речи школьников, развитию их речевой культуры, коммуникативной и межкультурной компетенций. Вместе с тем учебный предмет«Родная литература (русская)» имеет специфические особенности, отличающие его от учебного предмета «Литература», входящего в предметную область «Русский язык и литература». Специфика курса родной русской литературы обусловлена: — отбором произведений русской литературы, в которых наиболее ярко выражено их национально-культурное своеобразие, например русский национальный характер, обычаи и традиции русского народа, духовные основы русской культуры; — более подробным освещением историко-культурного фона эпохи создания изучаемых литературных произведений, расширенным историко-культурным комментарием к ним. Содержание курса «Родная литература (русская)» направлено на удовлетворение потребности школьников в изучении русской литературы как особого, эстетического, средства познания русской национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Родная (русская) литература» не ущемляет права тех школьников, которые изучают иные родные языки и родные литературы, поэтому учебное время, отведённое на изучение данного предмета, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса литературы, входящего в предметную область «Русский язык и литература». Содержание программы по родной русской литературе не включает произведения, изучаемые в основном курсе литературы, его задача — расширить литературный и культурный кругозор обучающихся за счёт их знакомства с дополнительными произведениями фольклора, русской классики и современной литературы, наиболее ярко воплотившими национальные особенности русской литературы и культуры, которые могут быть включены в проблемнотематические блоки в соответствии со спецификой курса. В содержании курса родной русской литературы в программе выделяются три содержательные линии (три проблемно-тематических блока): — «Россия — родина моя»; — «Русские традиции»; — «Русский характер — русская душа». Каждая содержательная линия предусматривает вариативный компонент содержания курса родной русской литературы, разработка которого в рабочих программах предполагает обращение к литературе народов России и мира в целях выявления национально-специфического и общего в произведениях, близких по тематике и проблематике. Например, поэты народов России о русском и родном языках; новогодние традиции в литературе народов России и мира; образ степи в фольклоре и литературе народов России и др. Программа учебного предмета «Родная литература (русская)» для 5—9 классов основной школы строится на сочетании проблемно-тематического, концентрического и хронологического принципов. Содержание программы для каждого класса включает произведения фольклора, русской классики и современной литературы, актуализирующие вечные проблемы и ценности. Проблемно-тематические блоки объединяют произведения в соответствии с выделенными сквозными линиями (например: родные просторы — русский лес — берёза). Внутри проблемнотематических блоков произведений выделяются отдельные подтемы, связанные с национальнокультурной спецификой русских традиций, быта и нравов (например: праздники русского мира, Масленица, блины и т. п.). В каждом тематическом блоке выделяются ключевые слова, которые позволяют на различном литературно-художественном материале показать, как важные для национального сознания понятия проявляются в культурном пространстве на протяжении длительного времени — вплоть до наших дней (например: сила духа, доброта, милосердие). В отдельные тематические блоки программы вводятся литературные произведения, включающие в сферу выделяемых национально-специфических явлений образы и мотивы, отражённые средствами других видов искусства — живописи, музыки, кино, театра. Это позволяет прослеживать связи между ними (диалог искусств в русской культуре). ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)» Программа учебного предмета «Родная литература (русская)» ориентирована на сопровождение и поддержку учебного предмета «Литература», входящего в образовательную область «Русский язык и литература». Цели курса родной русской литературы в рамках предметной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным по своему содержанию характером курса, а также особенностями функционирования русского языка и русской литературы в разных регионах Российской Федерации. Изучение предмета «Родная литература (русская)» должно обеспечить достижение следующих целей: — воспитание и развитие личности, способной понимать и эстетически воспринимать произведения родной русской литературы и обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием и национальным самосознанием, чувством патриотизма и гордости от принадлежности к многонациональному народу России; — формирование познавательного интереса к родной русской литературе, воспитание ценностного отношения к ней как хранителю историко-культурного опыта русского народа, включение обучающегося в культурно-языковое поле своего народа и приобщение к его культурному наследию; — осознание исторической преемственности поколений, формирование причастности к свершениям и традициям своего народа и ответственности за сохранение русской культуры; — развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, необходимых для успешной социализации и самореализации личности в многонациональном российском государстве. Учебный предмет «Родная литература (русская)» направлен на решение следующих задач: — приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого исторического и культурного пространства России, диалога культур всех народов Российской Федерации; — осознание роли родной русской литературы в передаче от поколения к поколению историкокультурных, нравственных, эстетических ценностей; — выявление взаимосвязи родной русской литературы с отечественной историей, формирование представлений о многообразии национально-специфичных форм художественного отражения материальной и духовной культуры русского народа в русской литературе; — получение знаний о родной русской литературе как о развивающемся явлении в контексте её взаимодействия с литературой других народов Российской Федерации, их взаимовлияния; — выявление культурных и нравственных смыслов, заложенных в родной русской литературе; создание устных и письменных высказываний, содержащих суждения и оценки по поводу прочитанного; — формирование опыта общения с произведениями родной русской литературы в повседневной жизни и учебной деятельности; — накопление опыта планирования собственного досугового чтения, определения и обоснования собственных читательских предпочтений произведений родной русской литературы; — формирование потребности в систематическом чтении произведений родной русской литературы как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога; — развитие умений работы с источниками информации, осуществление поиска, анализа, обработки и презентации информации из различных источников, включая Интернет, и др. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ На обязательное изучение предмета «Родная литература (русская)» в 5 классе выделяется по 34 часа в год (из расчёта 1 учебный час в неделю). СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Раздел 1. Россия — Родина моя Преданья старины глубокой Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки о Родине, России, русском народе (не менее пяти произведений). Русские народные и литературные сказки (не менее двух произведений). Например: «Лиса и медведь» (русская народная сказка), К. Г. Паустовский «Дремучий медведь». Города земли русской Москва в произведениях русских писателей Стихотворения (не менее двух). Например: А. С. Пушкин «На тихих берегах Москвы…», М. Ю. Лермонтов «Москва, Москва!.. люблю тебя как сын…», Л. Н. Мартынов «Красные ворота» и др. А. П. Чехов. «В Москве на Трубной площади». Родные просторы Русский лес Стихотворения (не менее двух). Например: А. В. Кольцов «Лес», В. А. Рождественский «Берёза», В. А. Солоухин «Седьмую ночь без перерыва…» и др. И. С. Соколов-Микитов. «Русский лес». Раздел 2. Русские традиции Праздники русского мира Рождество Стихотворения (не менее двух). Например: Б. Л. Пастернак «Рождественская звезда» (фрагмент), В. Д. Берестов «Перед Рождеством» и др. А. И. Куприн. «Бедный принц». Н. Д. Телешов. «Ёлка Митрича». Тепло родного дома Семейные ценности И. А. Крылов. Басни (одно произведение по выбору). Например: «Дерево» и др. И. А. Бунин. «Снежный бык». В. И. Белов. «Скворцы». Раздел 3. Русский характер — русская душа Не до ордена — была бы Родина Отечественная война 1812 года Стихотворения (не менее двух). Например: Ф. Н. Глинка «Авангардная песнь», Д. В. Давыдов«Партизан» (отрывок) и др. Загадки русской души Парадоксы русского характера К. Г. Паустовский. «Похождения жука-носорога» (солдатская сказка). Ю. Я. Яковлев. «Сыновья Пешеходова». О ваших ровесниках Школьные контрольные К. И. Чуковский. «Серебряный герб» (фрагмент). А. А. Гиваргизов. «Контрольный диктант». Лишь слову жизнь дана Родной язык, родная речь Стихотворения (не менее двух). Например: И. А. Бунин «Слово», В. Г. Гордейчев «Родная речь»и др. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение учебного предмета «Родная литература (русская)» в 5 классе направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения рабочей программы по предмету «Родная литература (русская)»на уровне основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности образовательной организации, реализующей программы основного общего образования, в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения, и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности. Личностные результаты освоения рабочей программы по предмету «Родная литература (русская)»на уровне основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширением опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части: Гражданского воспитания: — готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; — активное участие в жизни семьи, образовательной организации, реализующей программы основного общего образования, местного сообщества, родного края, страны; — неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; — понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; — представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; — представление о способах противодействия коррупции; — готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении; — готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней); Патриотического воспитания: — осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; — ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; — уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране; Духовно-нравственного воспитания: — ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; — готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; — активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства; Эстетического воспитания: — восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; — осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; — понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; — стремление к самовыражению в разных видах искусства; Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: — осознание ценности жизни; — ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); — осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; — соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернетсреде; — способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; — умение принимать себя и других, не осуждая; — умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием; — сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; Трудового воспитания: — установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, реализующей программы основного общего образования, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; — интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания; — осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; — готовность адаптироваться в профессиональной среде; — уважение к труду и результатам трудовой деятельности; — осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей; Экологического воспитания: — ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; — повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; — активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; — осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной среды; — готовность к участию в практической деятельности экологической направленности; Ценности научного познания: — ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; — овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; — овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: — освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; — способность обучающихся ко взаимодействию в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других; — способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, воспринимать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; — навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; — умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития; — умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; — умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; — способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Овладение универсальными учебными познавательными действиями. Базовые логические действия: — выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); — устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; — с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; — выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; — выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; — самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). Базовые исследовательские действия: — использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; — формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное; — формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; — проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинноследственных связей и зависимостей объектов между собой; — оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента); — самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; — прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах. Работа с информацией: — применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; — выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; — находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; — самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; — оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно; — эффективно запоминать и систематизировать информацию. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями. 1) Общение: — воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; — выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; — распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; — понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; — в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; — сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; — публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); — самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов. 2) Совместная деятельность: — понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; — принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; — уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; — планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); — выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; — оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; — сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями. 1) Самоорганизация: — выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; — ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); — самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; — составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте; — делать выбор и брать ответственность за решение. 2) Самоконтроль: — владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; — давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения; — учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; — объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; — вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; — оценивать соответствие результата цели и условиям. 3) Эмоциональный интеллект: — различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; — выявлять и анализировать причины эмоций; — ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; — регулировать способ выражения эмоций. 4) Принятие себя и других: — осознанно относиться к другому человеку, его мнению; — признавать своё право на ошибку и такое же право другого; — принимать себя и других, не осуждая; — открытость себе и другим; — осознавать невозможность контролировать всё вокруг. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1) Выделять проблематику русских народных и литературных сказок, пословиц и поговорок как основу для развития представлений о нравственном идеале русского народа в контексте диалога культур с другими народами России; осознавать ключевые для русского национального сознания культурные и нравственные смыслы в произведениях о Москве как столице России и о русском лесе; 2) иметь начальные представления о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; о русских национальных традициях в рождественских произведениях и произведениях о семейных ценностях; 3) иметь начальное понятие о русском национальном характере, его парадоксах и загадках русской души в произведениях о защите Родины в Отечественной войне 1812 года, о проблемах подростков и о своеобразии русского языка и родной речи; 4) владеть умением давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста на основе наводящих вопросов; под руководством учителя создавать элементарные историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате ответа на вопрос, сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств и учиться отбирать произведения для самостоятельного чтения; 5) иметь начальные представления о проектно-исследовательской деятельности, оформлении и предъявлении её результатов, владеть элементарными умениями работы с разными источниками информации. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов всего контрольные практические работы работы Дата изучения Виды деятельности Виды, формы контроля Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ 1.1. Преданья старины глубокой 3 0 0 02.09.2022 16.09.2022 Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической статьи к разделу учебника; Выразительно читать пословицы; Участвовать в аналитической беседе; Проводить сопоставительный анализ пословиц разных народов; Выразительно читать, в том числе по ролям, и эмоционально воспринимать сказки; Владеть разными видами пересказа; Работать со словом, в том числе составлять историко-культурный комментарий; Проводить сопоставительный анализ сходных по тематике и образамперсонажам сказок разных народов, фольклорных и литературных сказок; Устный опрос; https://resh.edu.ru/ 1.2. Города земли русской 3 0 1 23.09.2022 07.10.2022 Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической статьи к разделу учебника; Выразительно читать и эмоционально воспринимать стихотворения и прозаический текст; Работать со словом, составлять историко-культурный комментарий; Письменный контроль; Устный опрос; https://resh.edu.ru/ 1.3. Родные просторы 2 0 0 14.10.2022 21.10.2022 Владеть различными видами пересказа; Участвовать в коллективном диалоге по анализу текста; Сопоставлять тематически близкие произведения; Работать с иллюстративным материалом учебника; Готовиться к написанию сочинения; Устный опрос; https://resh.edu.ru/ Итого по разделу 8 Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ Праздники русского мира 5 1 2 28.10.2022 02.12.2022 Определять тему, проблематику, идейно-художественное содержание произведения; Работать со словом, выявлять средства художественной изобразительности; Выявлять ключевые слова в тексте, их символический характер, межпредметные связи; Письменный контроль; Устный опрос; https://resh.edu.ru/ 2..2. Тепло родного дома 3 0 1 09.12.2022 23.12.2022 Выражать личное читательское отношение к прочитанному; Определять тему, проблематику, идейно-художественное содержание произведения; Работать со словом, выявлять средства художественной изобразительности; Устный опрос; https://resh.edu.ru/ Итого по разделу 8 2.1. Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР — РУССКАЯ ДУША 3.1. Не до ордена — была бы Родина 2 0 1 30.12.2022 20.01.2023 Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической статьи к разделу учебника; Выразительно читать стихотворения; Отличать поэтический текст от прозаического, аргументировать свой ответ; Определять тематическое единство стихотворений; Выявлять средства художественной изобразительности в лирических произведениях (эпитет, олицетворение, сравнение); Выполнять письменные работы по первоначальному анализу стихотворения; Заучивать стихотворения наизусть; Устный опрос; https://resh.edu.ru/ 3.2. Загадки русской души 3 0 1 27.01.2023 10.02.2023 Пересказывать (кратко, подробно, выборочно) текст эпического произведения; Составлять план; Определять сюжет и тематическое своеобразие произведения; Определять художественные средства, создающие фантастический настрой повествования; Устный опрос; https://resh.edu.ru/ 3.3. О ваших ровесниках 4 0 2 17.02.2023 10.03.2023 Выразительно читать фрагменты эпического и драматического произведений, в Письменный контроль; том числе по ролям; Отвечать на вопросы по содержанию; Определять тему, идею произведения; Характеризовать героев, составлять их словесные портреты; 3.4. Лишь слову жизнь дана 3 0 1 17.03.2023 07.04.2023 Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической статьи к разделу учебника; Выразительно читать стихотворения, определять их тематическое содержание, средства художественной выразительности; Выявлять музыкальность поэтического текста; Заучивать стихотворения наизусть; Устный опрос; https://resh.edu.ru/ 1 3 14.04.2023 05.05.2023 Выразительно читать стихотворения, определять их тематическое содержание, средства художественной выразительности; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; https://resh.edu.ru/ 1 0 12.05.2023 19.05.2023 Выполнять письменные работы по первоначальному анализу стихотворения; Контрольная работа; https://resh.edu.ru/ 3 12 Итого по разделу https://resh.edu.ru/ 12 Раздел 4. РАЗВИТИЕ РЕЧИ 4.1. Развитие устной и письменной речи Итого по разделу 4 4 Раздел 5. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ 5.1. Итоговая контрольная работа 1 Итого по разделу 1 Резервное время 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема урока п/п Количество часов всего контрольные практические работы работы Дата Виды, формы изучения контроля 1. Малые жанры фольклора Пословицы и поговорки о Родине, России, русском народе (не менее пяти произведений). 1 0 0 02.09.2022 Устный опрос; Письменный контроль; 2. Русские народные сказки 1 (не менее двух произведений). Например:«Лиса и медведь» (русская народная сказка) 1 Русские литературные сказки К. Г. Паустовский«Дремучий медведь» 0 0 09.09.2022 Устный опрос; 0 0 16.09.2022 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; Москва в произведениях русских писателей Стихотворения (не менее двух). Например: А. С. 1 0 0 23.09.2022 Устный опрос; 1 0 0 30.09.2022 Устный опрос; 1 0 1 07.10.2022 Практическая работа; 3. 4. Пушкин «На тихих берегах Москвы…» 5. Москва в произведениях русских писателей Стихотворения (не менее двух). Например: М. Ю. Лермонтов «Москва, Москва!.. люблю тебя как сын…» 6. Москва в произведениях русских писателей Стихотворения (не менее двух). Например: Л. Н. Мартынов «Красные ворота» и др. А. П. Чехов. «В Москве на Трубной площади» 7. Русский лес Стихотворения (не менее двух). Например: А. В. 1 0 0 14.10.2022 Устный опрос; Письменный контроль; 1 0 0 21.10.2022 Устный опрос; Письменный контроль; Рождество Стихотворения 1 (не менее двух). Например: Б. Л. Пастернак «Рождественская звезда»(фрагмент), В. Д. Берестов«Перед Рождеством» и др. 0 0 28.10.2022 Устный опрос; 0 1 04.11.2022 Практическая работа; 0 0 11.11.2022 Устный опрос; Кольцов «Лес», В. А. Рождественский «Берёза» 8. Русский лес Стихотворения (не менее двух). Например: В. А. Солоухин «Седьмую ночь без перерыва…» и др. И. С. Соколов-Микитов. «Русский лес» 9. А. И. Куприн. «Бедный принц». Н.Д. Телешов. «Ёлка Митрича» 10. Рождество Стихотворения 1 (не менее двух). Например: Б. Л. Пастернак «Рождественская звезда»(фрагмент), В. Д. Берестов«Перед Рождеством» и др. А. И. Куприн. «Бедный принц». Н.Д. Телешов. «Ёлка Митрича» 11. Рождество Стихотворения 1 (не менее двух). Например: Б. Л. Пастернак «Рождественская звезда»(фрагмент), В. Д. Берестов«Перед Рождеством» и др. А. И. Куприн. «Бедный принц». Н.Д. Телешов. «Ёлка Митрича» 0 1 25.11.2022 Тестирование; 1 0 02.12.2022 Устный опрос; 1 0 0 09.12.2022 Устный опрос; 1 0 0 16.12.2022 Устный опрос; 1 0 1 23.12.2022 Письменный контроль; 12. Рождество Стихотворения 1 (не менее двух). Например: Б. Л. Пастернак «Рождественская звезда»(фрагмент), В. Д. Берестов«Перед Рождеством» и др. А. И. Куприн. «Бедный принц». Н.Д. Телешов. «Ёлка Митрича» 13. Рождество Стихотворения 1 (не менее двух). Например: Б. Л. Пастернак «Рождественская звезда»(фрагмент), В. Д. Берестов«Перед Рождеством» и др. А. И. Куприн. «Бедный принц». Н.Д. Телешов. «Ёлка Митрича» 14. Семейные ценности И. А. Крылов. Басни (одно произведение по выбору). Например: «Дерево» и др. И. А. Бунин. «Снежный бык». В. И. Белов. «Скворцы» 15. Семейные ценности И. А. Крылов. Басни (одно произведение по выбору). Например: «Дерево» и др. И. А. Бунин. «Снежный бык». В. И. Белов. «Скворцы» 16. Семейные ценности И. А. Крылов. Басни (одно произведение по выбору). Например: «Дерево» и др. И. А. Бунин. «Снежный бык». В. И. Белов. «Скворцы» 17. Отечественная война 1812 1 года Стихотворения (не менее двух). Например: Ф. Н. Глинка «Авангардная песнь», Д. В. Давыдов «Партизан» (отрывок) и др. 0 0 13.01.2023 Устный опрос; Письменный контроль; 18. Отечественная война 1812 1 года Стихотворения (не менее двух). Например: Ф. Н. Глинка «Авангардная песнь», Д. В. Давыдов «Партизан» (отрывок) и др. 0 1 20.01.2023 Устный опрос; Письменный контроль; 19. Парадоксы русского харак- 1 тера К. Г. Паустовский. 0 0 27.01.2023 Устный опрос; 0 0 03.02.2023 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 0 1 10.02.2023 Тестирование; 0 0 17.02.2023 Устный опрос; «Похождения жуканосорога» (солдатская сказка). Ю. Я. Яковлев.«Сыновья Пешеходова» 20. Парадоксы русского харак- 1 тера К. Г. Паустовский. «Похождения жуканосорога» (солдатская сказка). Ю. Я. Яковлев.«Сыновья Пешеходова» 21. Парадоксы русского харак- 1 тера К. Г. Паустовский. «Похождения жуканосорога» (солдатская сказка). Ю. Я. Яковлев.«Сыновья Пешеходова» 22. Школьные контрольные К. 1 И. Чуковский. «Серебряный герб»(фрагмент). А. А. Гиваргизов. «Контрольный диктант» 0 0 24.02.2023 Устный опрос; 0 1 03.03.2023 Письменный контроль; 0 1 10.03.2023 Зачет; 0 0 17.03.2023 Устный опрос; 1 0 0 31.03.2023 Устный опрос; 1 0 1 07.04.2023 Практическая работа; 29. Развитие устной и письменной речи 1 0 1 14.04.2023 Устный опрос; Письменный контроль; 30. Развитие устной и письменной речи 1 0 1 21.04.2023 Практическая работа; 23. Школьные контрольные К. 1 И. Чуковский. «Серебряный герб»(фрагмент). А. А. Гиваргизов. «Контрольный диктант» 24. Школьные контрольные К. 1 И. Чуковский. «Серебряный герб»(фрагмент). А. А. Гиваргизов. «Контрольный диктант» 25. Школьные контрольные К. 1 И. Чуковский. «Серебряный герб»(фрагмент). А. А. Гиваргизов. «Контрольный диктант» 26. Родной язык, родная речь 1 Стихотворения (не менее двух). Например: И. А. Бунин «Слово», В. Г. Гордейчев «Родная речь» и др. 27. Родной язык, родная речь Стихотворения (не менее двух). Например: И. А. Бунин «Слово», В. Г. Гордейчев «Родная речь» и др. 28. Родной язык, родная речь Стихотворения (не менее двух). Например: И. А. Бунин «Слово», В. Г. Гордейчев «Родная речь» и др. 31. Развитие устной и письменной речи 1 0 1 28.04.2023 Устный опрос; 32. Развитие устной и письменной речи 1 1 0 05.05.2023 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 33. Итоговая контрольная работа 1 1 0 12.05.2023 Контрольная работа; 34. Резервный урок 1 0 0 19.05.2023 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 3 12 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Введите свой вариант: Введите свой вариант: МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ https://resh.edu.ru/ ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ https://resh.edu.ru/ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Печатные пособия, таблицы. Интерактивные пособия ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ Интерактивная доска, мультимедийный проектор