Рабочая программа — это программа, разработанная на основе примерных или авторских программ, но вносящая изменения и дополнения в содержание учебной дисциплины, последовательность изучения тем, количество часов, использование организационных форм обучения и другие. 1.4. Инструментом для реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в образовательных организациях являются Примерные программы. Примерные основные образовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов. Рассчитаны такие программы на количество часов, отводимое на изучение каждой образовательной области в инвариантной части Базисного учебного плана общеобразовательных организаций Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004 и внесенными изменениями от 1 февраля 2012 года. 1.5. Школа осуществляет образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, разрабатывает образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ. 1.6. Общеобразовательная программа включает в себя учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), оценочные и методические материалы, рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы. 1.7. Учебный план общеобразовательной программы определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных видов учебной деятельности обучающихся и формы их промежуточной аттестации. 1.8. Рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы разрабатываются и утверждаются школой с учетом включенных в примерные общеобразовательные программы примерных рабочих программ воспитания и примерных календарных планов воспитательной работы. 1.9. При реализации общеобразовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение, а также модульный принцип представления содержания указанной программы и построения учебных планов, использования соответствующих образовательных технологий. 1.10. При угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части реализация общеобразовательных программ осуществляется с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий вне зависимости от ограничений, предусмотренных в федеральных государственных образовательных стандартах, если реализация указанных образовательных программ без применения указанных технологий и перенос сроков обучения невозможны. 1.11. Общеобразовательные программы реализуются школой как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации. 1.12. К рабочим программам, которые определяют содержание деятельности в рамках реализации образовательной программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, относятся: - программы по учебным предметам, курсам; - программы внеурочной деятельности (факультативных занятий); - программы воспитания; - программы коррекционной работы, включающие организацию работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами. 1.13. Рабочая программа является служебным произведением. Исключительное право на нее принадлежит работодателю и автором, не предусмотрено иное. 2. Учебная рабочая программа 2.1. Рабочая программа — нормативно-управленческий документ образовательной организации, характеризующий систему организации образовательной деятельности. 2.2. Рабочая программа предназначена для реализации требований к минимуму содержания и уровню подготовки обучающегося, определенными ФГОС по конкретному предмету (курсу) учебного плана школы. Разработка рабочей программы относится к компетенции школы и осуществляется педагогом или рабочей группой педагогов для определенных классов (групп) и учитывает возможности методического, информационного, технического обеспечения образовательной деятельности, уровень подготовки обучающихся, отражает специфику обучения в данном классе (классах, группах) школы. 2.3. Цель рабочей программы – создание условий для планирования, организации и управления образовательной деятельностью по определенной учебной дисциплине (образовательной области). 2.4. Задачи программы: - дать представление о практической реализации ФГОС при изучении конкретного предмета (курса); - конкретно определить содержание, объем, порядок изучения учебной дисциплины (модуля) с учетом целей, задач и особенностей образовательной деятельности школы и контингента обучающихся; - приобщить обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе. 2.5. Рабочая программа учителя разрабатывается на основе: - требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования; - примерной основной образовательной программы соответствующего уровня образования; - СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - учебного плана школы (федерального и регионального компонента, компонента образовательной организации); - годового учебного календарного графика на текущий учебный год; - основной образовательной программы школы; - примерной образовательной программы по учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) или авторской программы; - учебно-методического комплекса. 2.6. Рабочая программа выполняет следующие функции: - является обязательной нормой выполнения учебного плана в полном объеме; - определяет содержание образования по учебному предмету на базовом или профильном уровнях; - обеспечивает преемственность содержания образования по учебному предмету; - реализует принцип интегративного подхода в содержании образования; - включает модули регионального предметного содержания; - создает условия для реализации системно-деятельностного подхода; - обеспечивает достижение планируемых результатов каждым обучающимся. 2.7. Рабочая программа составляется на один учебный год или на соответствующий уровень образования (начальное общее, основное общее, среднее общее образование) с последующей корректировкой. 2.8. Рабочая программа может быть единой для всех учителей данного предмета, работающих в школе, или индивидуальной. 2.9. Рабочая программа составляется в двух экземплярах: один хранится у учителя, второй сдаётся заместителю директора по УВР в электронном виде. 2.10. Рабочая программа реализует право каждого учителя: - расширять, углублять, изменять, формировать содержание обучения; - определять последовательность изучения материала; - корректировать объем учебного времени, отводимого на изучение отдельных разделов и тем примерной программы в соответствии с поставленными целями; - конкретизировать требования к результатам освоения основной образовательной программы обучающимися (следует учесть, что планируемые результаты не должны быть ниже заявленных в государственном образовательном стандарте и примерной программе); - включать материал регионального компонента по предмету; - выбирать методики, технологии обучения и диагностики уровня подготовленности обучающихся, виды контроля. 3. Структура рабочей программы 3.1. Структура рабочей программы определяется Положением с учетом требований ФГОС НОО и ФГОС ООО. 3.2. Каждый педагог выбирает самостоятельную форму записей, текстового варианта рабочей программы. Один из вариантов рабочей программы может быть составлен по аналогии с требованиями к типовой учебной программе. Учитель может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей школы, осуществляющей образовательную деятельность, и особенностей обучающихся конкретного класса. Например, определять новый порядок изучения материала, изменять количество часов, вносить изменения в содержание изучаемой темы, дополнять требования к уровню подготовки обучающихся. 3.3. Рабочая программа призвана обеспечить гарантии в получении обучающимися обязательного минимума образования в соответствии с государственным образовательным стандартом. 3.4. Рабочие программы учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. 3.5. Рабочие программы учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учетом программ, включенных в ее структуру. 3.6. Рабочие программы учебных предметов, курсов должны содержать: - - пояснительную записку, где отражается общая характеристика учебного предмета, цели изучения предмета, место учебного предмета в учебном плане и тд.; - содержание учебного предмета, курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля; - планируемые результаты освоения учебного предмета, курса; - тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля и возможность использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами (мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов), используемыми для обучения и воспитания различных групп пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об образовании. 3.7. Рабочие программы учебных курсов внеурочной деятельности также должны содержать указание на форму проведения занятий. 3.8. Раздел, посвященный результатам освоения учебного предмета, курса, конкретизирует соответствующий раздел пояснительной записки ООП соответствующего уровня общего образования. Все планируемые результаты освоения учебного предмета, курса подлежат оценке их достижения учащимися. В разделе кратко фиксируются: - требования к личностным, метапредметным и предметным результатам; - виды деятельности учащихся, направленные на достижение результата; - организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся (возможно приложение тематики проектов); - система оценки достижения планируемых результатов (возможно приложение оценочных материалов). 3.8. Раздел, посвященный содержанию учебного предмета, курса, модуля включает: - краткую характеристику содержания предмета, модуля или курс по каждому тематическому разделу с учетом требований ФГОС НОО и ФГОС ООО; - метапредметные связи учебного предмета, модуля, курса; - ключевые темы в их взаимосвязи, преемственность по годам изучения (если актуально). 3.9. Раздел, посвященный тематическому планированию, оформляется в виде таблицы, состоящей из следующих граф: - перечень тем, планируемых для освоения учащимися; - количество академических часов, отводимых на освоение каждой темы; - информация о электронных учебно-методических материалах, которые можжно использовать при изучении каждой темы. 3.10. В качестве электронных (цифровых) образовательных ресурсов можно использовать мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов. 3.11. Рабочие программы формируются с учетом рабочей программы воспитания. Чтобы это отразить, автор рабочей программы вправе выбрать один или несколько предложенных вариантов: - добавить абзац в пояснительную записку рабочей программы – если она оформляется; - оформить аналитическую справку о том, как учли в рабочей программе предмета, курса, модуля; - указать информацию об учете рабочей программы воспитания в первом разделе рабочей программы предмета, курса, модуля – после каждой описанной темы или отдельным блоком; - включить информацию об учете рабочей программы воспитания в тематическое планирование – добавить графу и указать в ней воспитательное мероприятие, которое запланировали на уроке или в рамках внеурочной деятельности. 3.12. Рабочая программа воспитания должна быть направлена на развитие личности обучающихся, в том числе духовно-нравственное развитие, укрепление психического здоровья и физическое воспитание, достижение результатов освоения обучающимися образовательной программы среднего общего образования. 3.13. Рабочая программа воспитания имеет модульную структуру и включает в себя: - описание особенностей воспитательного процесса; - цель и задачи воспитания обучающихся; - виды, формы и содержание совместной деятельности педагогических работников, обучающихся и социальных партнеров организации, осуществляющей образовательную деятельность; - основные направления самоанализа воспитательной работы в организации, осуществляющей образовательную деятельность. 3.14. Рабочая программа воспитания реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой школой совместно с семьей и другими институтами воспитания. 3.15. В разработке рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы имеют право принимать участие советы обучающихся, советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, представительные органы обучающихся (при их наличии). 3.15. В содержании календарного плана воспитательной работы включают мероприятия, которые организует и проводит школа, а также мероприятия, в которых школа принимает участие. 3.16. При наличии в школе обучающихся с ОВЗ разрабатывается программа коррекционной работы. 3.17. Программа коррекционной работы должна быть направлена на создание комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с учетом состояния их здоровья и особенностей психофизического развития, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, оказание им помощи в освоении основной образовательной программы. 3.18. Программа коррекционной работы должна носить комплексный характер и обеспечивать: - поддержку обучающихся с особыми образовательными потребностями, а также попавших в трудную жизненную ситуацию; - выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в единстве урочной и внеурочной деятельности, в совместной педагогической работе специалистов системы общего и специального образования, семьи и других институтов общества; - интеграцию этой категории обучающихся в школе; - оказание в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии каждому обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья и инвалиду комплексной, индивидуально ориентированной, с учетом состояния здоровья и особенностей психофизического развития таких обучающихся, психолого-медикопедагогической поддержки и сопровождения в условиях образовательной деятельности; - создание специальных условий обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, в том числе безбарьерной среды жизнедеятельности и учебной деятельности, соблюдение максимально допустимого уровня при использовании адаптированных образовательных программ среднего общего образования, разрабатываемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, совместно с другими участниками образовательных отношений. 3.19. Программа коррекционной работы должна содержать: - описание особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ; - план индивидуально ориентированных диагностических и коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ и освоение ими программы основного общего образования, в том числе адаптированной; - рабочие программы коррекционных учебных курсов; - перечень дополнительных коррекционных учебных курсов и их рабочие программы (при наличии); - планируемые результаты коррекционной работы и подходы к их оценке с целью корректировки индивидуального плана диагностических и коррекционных мероприятий. 3.20. Рабочая программа содержит следующие структурные элементы: - титульный лист; - пояснительную записку; - общую характеристику учебного предмета, курса, дисциплины (модуля); - описание места учебного предмета, курса в учебном плане; - личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля); - содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля); - тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы; описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности; - планируемые результаты изучения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля). 3.20.1. Титульный лист содержит: - наименование организации, осуществляющей образовательную деятельность; - гриф утверждения программы (с указанием даты и номера приказа руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность); - название учебного курса, предмета, дисциплины (модуля); - год составления программы. 3.20.2. В тексте пояснительной записки к рабочей программе указывается: - название программы, на основе которой разработана Рабочая программа; - цели и задачи данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений, навыков; - принципы формирования и механизмы реализации программы образования разных уровней, в том числе посредством реализации индивидуальных учебных планов; - учебно-методический комплект (учебник, согласно перечню учебников, утвержденных приказом Минпросвещения РФ), используемый для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой организации, осуществляющей образовательную деятельность; - количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа, в т.ч. количество часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов исследований. 3.20.3. Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) — основная часть программы. Он строится по разделам и темам в соответствии с учебно-тематическим планом рабочей программы, в том числе с учетом рабочей программы воспитания. В нем раскрывается суть содержания программы: ориентация содержания (научное, практическое, художественное, социальное, профориентационное и т.д.); характер освоения (развивающая, компенсирующая, углубленная, интенсивная, реабилитационная); профиль; направление. В данном разделе указываются: название разделов / тем курса и их краткое содержание. 3.20.4. Учебно-тематический план отражает последовательность изучения разделов и тем программы, показывает распределение учебных часов по разделам и темам, определяет проведение зачетов, контрольных, практических и др. видов работ за счет времени, предусмотренного максимальной учебной нагрузкой. Составляется учебно-тематический план на весь срок обучения (обычно на учебный год). 3.20.5. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) — структурный элемент программы, определяющий основные личностные (личностные УУД), метапредметные (познавательные УУД, регулятивные УУД, коммуникативные УУД, формирование ИКТ-компетентности обучающихся, основы учебноисследовательской и проектной деятельности, стратегии смыслового чтения и работа с текстом) и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) должны отражать уровень подготовки обучающихся на конец учебного года в соответствии с ФГОС, образовательной программой образовательной организации. 4. Оформление рабочей программы 4.1. Требования к оформлению: - электронный документ в формате Microsoft Word (одним файлом); – листы формата А4; - ориентация страницы – книжная; - поля – обычные (1-3 см); - титульный лист считается первым, но не нумеруется; - нумерация страниц – сверху в центре, кеглем - 12; - шрифт – Times New Roman; - кегль –12-14, в таблице -12; - межстрочный интервал – одинарный; - переносы не ставятся; - абзац 1,25 см (кроме таблиц); - выравнивание – заголовки по центру, основной текст по ширине; - центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word; - оглавление автоматическое; - каждый структурный элемент рабочей программы начинается с новой страницы; - таблицы вставляются непосредственно в текст и должны быть отделены от предыдущего и последующего текста одним интервалом. 4.2. Титульный лист считается первым, нумерация на нем не ставится. 4.3. Календарно-тематическое планирование представляется в виде таблицы. 4.4. Список литературы составляется в алфавитном порядке с указанием города и названия издательства, года выпуска. Допускается оформление списка литературы по разделам предмета. 4.5. Страницы должны быть пронумерованы. 4.6. Печатная версия программы подлежит зранению в школе в течение всего периода ее реализации в месте, установленном директором школы. 4.7. разработчик рабочей программы готовит в электронном виде аннотацию для сайта школы, в которой указывает: - название рабочей программы; - краткую характеристику программы; - список приложений к рабочей программе. 5. Рассмотрение и утверждение рабочей программы 5.1. Рабочая программа разрабатывается педагогическим работником в соответствии с его компетенцией. 5.2. Педагогический работник выбирает один из нижеследующих вариантов установления периода, на который разрабатывается рабочая программа: - рабочая программа по учебному предмету разрабатывается на учебный год; - рабочая программа разрабатывается на период реализации ООП; - рабочая программа разрабатывается на срок освоения дисциплины (предмета, модуля, курса) учебного плана или курса внеурочной деятельности. 5.3. Рабочая программа может быть разработана на основе: - примерной программы, входящей в учебно-методический комплект; - авторской программы; - учебной и методической литературы; - другого материала. 5.4. Рабочая программа сначала рассматривается на заседании соответствующего школьного методического объединения на предмет ее соответствия требованиям государственного образовательного стандарта. Решение методического объединения педагогов отражается в протоколе заседания, на первой странице рабочей программы (внизу слева) ставится гриф: РАССМОТРЕНА И ПРИНЯТА. Протокол заседания методического объединения педагогов от _____№ ______ подпись руководителя МО, (кафедры), расшифровка подписи. 5.5. После этого рабочая программа анализируется заместителем директора по учебновоспитательной работе организации, осуществляющей образовательную деятельность, на предмет соответствия программы учебному плану общеобразовательной организации и требованиям государственных образовательных стандартов; проверяется наличие учебника, предполагаемого для использования в федеральном перечне. На первой странице рабочей программы (внизу справа) ставится гриф согласования. 6. Заключительные положения 6.1. Настоящее Положение о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) является локальным нормативным актом, принимается на Педагогическом совете школы и утверждается (либо вводится в действие) приказом директора организации, осуществляющей образовательную деятельность. 6.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации. 6.3. Положение о разработке и утверждении рабочих образовательных программ общеобразовательной организации принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.6.1. настоящего Положения. 6.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.