Раздел 1. Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Бурятский язык как государственный» составлена на основании - Конституции Российской Федерации; - Закона РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.12 № 273-ФЗ; - Настоящего Положения, разработанного в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании»; - Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки РФ от 06.10 2009г. № 373); - Фундаментального ядра содержания общего образования под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова (М., «Просвещение», 2011); - Регионального стандарта начального и основного общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки РБ 2008 г.); - Типовым положением об общеобразовательном учреждении, требованиями ФГОС НОО; Уставом МОУ Таловская СОШ по учебному предмету «Бурятский язык как государственный», реализующий ФГОС НОО второго поколения, в соответствии с Региональным стандартом начального и основного общего образования по бурятскому языку как государственному Республики Бурятия, утвержденным Приказом Министерства образования и науки РБ от 9 июня 2008 года №830 и - Примерной программы по бурятскому языку как государственному для 2-9 классов общеобразовательных школ с русским языком обучения, допущенной МоиН РБ; УМК «Амар мэндэ-э!» 3 года обучения (авторы: Гунжитова Г.-Х.Ц., Дугарова А.А., Шожоева Б.Д.); - Основной образовательной программы начального общего образования МОУ Таловской СОШ; - Положения о рабочей программе МОУ Таловской СОШ; - Учебного плана школы на 2021-2022 учебный год. Программа полностью соответствует требованиям, обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных компетенций, предопределяющих дальнейшее успешное обучение в средней школе. Программа соответствует стратегической линии развития общего образования в России. Цель учебного предмета по бурятскому языку как государственному – овладение учащимися умением общаться на бурятском языке во втором годе обучения, т.е. формирование коммуникативной компетенции, способности и готовности осуществлять непосредственное общение (говорение, понимание на слух) и опосредованное общение (чтение с пониманием текстов, письмо). Задачи обучения: - формирование умений общаться на бурятском языке с учетом речевых возможностей, потребностей и интересов младших школьников: элементарных коммуникативных умений в говорении, внимания, мышления, памяти и воображения; - развитие личности ребенка, его речевых способностей и эмоциональной сферы в процессе обучающих игр, учебных спектаклей; - обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления психологических барьеров в использовании бурятского языка как средства общения; - освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам, в частности для учащихся третьего класса, и необходимых для овладения устной и письменной речью на бурятском языке: формирование некоторых универсальных лингвистических понятий (звук, буква, слово, предложение, интонация и т. п.), наблюдаемых в русском и бурятском языках; - приобщение младших школьников к новому социальному опыту за счет различных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового, учебного общения; - обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. В результате освоения основной образовательной программы начального общего образования учащиеся достигают личностные, метапредметные и предметные результаты. Общая характеристика учебного предмета. Изучение второго государственного языка в общеобразовательных учреждениях РФ начинается со II класса. Учащиеся данного возраста характеризуются большой восприимчивостью к овладению языками, что позволяет им овладевать основами общения на новом для них языке с меньшими затратами времени и усилий по сравнению с учащимися других возрастных групп. В свою очередь, изучение бурятского языка как государственного способствует развитию коммуникативных способностей младших школьников, их познавательных способностей и формированию общеучебных умений. Деятельностный характер предмета «Бурятский язык как государственный» соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать бурятскоязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные ребенку данного возраста (игровую, эстетическую и т.п.) и дает возможность осуществлять разнообразные межпредметные связи. Основное назначение бурятского языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями языка. После выполнения письменной части работы, для проверки коммуникативных умений предполагается беседа с учителем или своими одноклассниками, разыгрывание диалога и защита творческой работы - своего проекта. Проверка коммуникативных умений в аудировании осуществляется с помощью заданий на выбор ответа. Для проверки лексических и грамматических навыков используются как задания с выбором ответа (на уровне словосочетания), так и задания на восстановление пропущенной буквы или слова в связном тексте. Основные содержательные линии Первой содержательной линией являются коммуникативные умения, второй – языковые знания и навыки оперирования ими, третьей – социокультурные знания и умения. Основной содержательной линией считаются коммуникативные умения, которые представляют собой результат овладения бурятским языком на данном этапе обучения. Формирование коммуникативных умений предполагает овладение языковыми средствами, а также навыками оперирования ими в процессе говорения, аудирования, чтения и письма. Таким образом, языковые знания и навыки представляют собой часть названных выше сложных коммуникативных умений. Формирование коммуникативной компетенции неразрывно связано и с социокультурными знаниями. Все три указанные основные содержательные линии взаимосвязаны, и отсутствие одной из них нарушает единство учебного предмета «Бурятский язык как государственный». Место предмета в базисном учебном плане. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ отводит 34 часа для обязательного изучения второго государственного языка на этапе начального общего образования, в том числе по 1 часу в неделю. Соответственно, годовая нагрузка в четвертом классе составляет 34 часа (1 час в неделю). Раздел 2. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса Обучение перечисленным видам речевой деятельности происходит во взаимосвязи. Однако наблюдается некоторое устное опережение, вызванное объективными причинами: овладение письменными формами общения (чтением и письмом), связанное с необходимостью формирования техники чтения и техники письма, происходит более медленно. Поэтому темпы овладения разными видами речевой деятельности уравниваются только к концу обучения в начальной школе Личностные результаты 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. 2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. 3. Воспитание уважения к культуре народов Республики Бурятия. 4. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание) 5. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. 6. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. 7. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Метапредметные результаты: 1. Формирование положительного отношения к учебному предмету и устойчивой мотивации к дальнейшему изучению бурятского языка . Линия УМК «Амар мэндэ» даёт возможность развивать три вида мотивации: познавательную, ситуативно-коммуникативную и мотивацию успеха. 2. Развитие языковых и речемыслительных способностей, психических функций и процессов. языковых способностей к слуховой и зрительной дифференциации, к имитации, к догадке, к выявлению языковых закономерностей, к выявлению главного, к логическому изложению; психических процессов и функции: восприятие, мышление, такие качества ума как любознательность, логичность, доказательность, критичность, самостоятельность, память, внимание, творческие способности и воображение; способностей к решению речемыслительных задач: формулирование выводов, выстраивание логической/хронологической последовательности, структурной и смысловой антиципации, дополнению, к перефразированию, трансформации и т.д. 3. Развитие специальных учебных умений (СУУ) и универсальных учебных действий (УУД). Особое внимание в рамках развивающего аспекта в соответствии с требованиями ФГОС - 2 уделяется работе по овладению СУУ и УУД: Учащиеся овладевают следующими СУУ: - работать над звуками, интонацией, каллиграфией, орфографией, правилами чтения, транскрипцией, лексикой, грамматическими явлениями бурятского языка; - пользоваться справочным материалом: бурятско-русским словарем, русско-бурятским словарем, грамматическим справочником. - пользоваться различными опорами: грамматическими схемами, речевыми образцами, ключевыми словами, планом и др. для построения собственных высказываний; - пользоваться электронным приложением; Учащиеся овладевают следующими УУД: - работать с информацией (текстом/ аудиотекстом): извлекать нужную информацию, читать с полным пониманием содержания, прогнозировать содержание текста по заголовкам, рисункам к тексту, определять главное предложение в абзаце, отличать главную информацию от второстепенной, понять последовательность описываемых событий, делать выписки из текста, пользоваться языковой догадкой, осуществлять словообразовательный анализ слова, сокращать, расширять устную и письменную информацию, заполнять таблицы, составлять текст по аналогии; - рационально организовать свою работу в классе и дома (выполнять различные типы упражнений и т.п.); - сотрудничать со сверстниками, работать в паре/ группе, вести диалог, учитывая позицию собеседника, а также работать самостоятельно; - планировать и осуществлять проектную деятельность; - выполнять задания в различных тестовых форматах, оценивать свои умения в различных видах речевой деятельности; - работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе пользоваться средствами информационных и коммуникационных технологий). 4. Развитие способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. 5. Развитие умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Овладение различными способами поиска материала, сбора, обработки, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами. 6. Умение читать тексты различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с коммуникативными задачами. 7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Предметные результаты: В процессе овладения познавательным (социокультурным) аспектом выпускник 2 класса научится: - узнавать достопримечательности Республики Бурятия; - понимать особенности бурятских национальных и семейных праздников и традиций; -понимать особенности образа жизни своих сверстников; - узнавать наиболее известных персонажей детской литературы и популярные литературные произведения для детей; - узнавать наиболее популярные детские телепередачи и их героев Выпускник получит возможность: - сформировать представление о государственной символике Республики Бурятия; - познакомиться и выучить наизусть популярные детские песенки и стихотворения; В процессе овладения учебным аспектом у учащихся будут развиты коммуникативные умения по видам речевой деятельности. В говорении выпускник научится: вести и поддерживать элементарный диалог: этикетный, диалог-расспрос, диалогпобуждение, диалог-обмен мнениями; кратко описывать и характеризовать предмет, картинку, персонаж; рассказывать о себе, своей семье, друге, школе, родном крае, стране и т.п. (в пределах тематики начальной школы). Выпускник получит возможность научиться: воспроизводить наизусть небольшие произведения детского фольклора: рифмовки, стихотворения, песни; кратко передавать содержание прочитанного/услышанного текста; выражать отношение к прочитанному/услышанному. В аудировании выпускник научится: понимать на слух: - речь учителя по ведению урока; - связные высказывания учителя, построенные на знакомом материале и\или содержащие некоторые незнакомые слова; - выказывания одноклассников; - небольшие тексты и сообщения, построенные на изученном речевом материале как при непосредственном общении, так и при восприятии аудиозаписи; - содержание текста на уровне значения (уметь отвечать на вопросы по содержанию текста); - понимать основную информацию услышанного; - извлекать конкретную информацию из услышанного; - понимать детали текста; - вербально или невербально реагировать на услышанное; Выпускник получит возможность научиться: - понимать на слух разные типы текста, соответствующие возрасту и интересам учащихся (краткие диалоги, описания, детские стихотворения и рифмовки, песни, загадки) – время звучания до 2 минуты; - использовать контекстуальную или языковую догадку; - не обращать внимание на незнакомые слова, не мешающие понимать основное содержание текста. В чтении выпускник овладеет техникой чтения, т.е. научится читать: - с помощью (изученных) правил чтения и с правильным словесным ударением; -редуцированные формы вспомогательных глаголов, используемые для образования изучаемых видовременных форм; - написанные цифрами время, количественные и порядковые числительные и даты; - с правильным логическим и фразовым ударением простые нераспространенные предложения; - основные коммуникативные типы предложений (повествовательные, вопросительные, побудительные, восклицательные); - с определенной скоростью, обеспечивающей понимание читаемого. Выпускник овладеет умением читать, т.е. научится: -читать небольшие различных типов тексты с разными стратегиями, обеспечивающими понимание основной идеи текста, полное понимание текста и понимание необходимой (запрашиваемой) информации; -читать и понимать содержание текста на уровне значения, т.е. сумеет на основе понимания взаимоотношений между членами простых предложений ответить на вопросы по содержанию текста; -определять значения незнакомых слов по - знакомым словообразовательным элементам (приставки, суффиксы) и по известным составляющим элементам сложных слов, - аналогии с родным языком, - конверсии, - контексту, - иллюстративной наглядности; - пользоваться справочными материалами (словарем) . Выпускник получит возможность научиться: читать и понимать тексты; читать с соответствующим ритмико - интонационным оформлением простые распространенные предложения с однородными членами; понимать внутреннюю организацию текста и определять: - главную идею текста и предложения, подчиненные главному предложению; - хронологический/логический порядок; - причинно-следственные и другие смысловые связи текста с помощью лексических и грамматических средств; читать и понимать содержание текста на уровне смысла и: - делать выводы из прочитанного; - выражать собственное мнение по поводу прочитанного; - выражать суждение относительно поступков героев; - соотносить события в тексте с личным опытом; В письме выпускник научится: - правильно списывать, - выполнять лексико-грамматические упражнения, - делать записи (выписки из текста), - делать подписи к рисункам, - отвечать письменно на вопросы, - писать открытки - поздравления с праздником и днем рождения (объём 10-20 слов), - писать личные письма в рамках изучаемой тематики (объём 20-30 слов) с опорой на образец; Выпускник получит возможность научиться: - писать записки друзьям, - заполнять анкеты (имя, фамилия, возраст, хобби), сообщать краткие сведения о себе; - в личных письмах запрашивать интересующую информацию; - писать короткие сообщения (в рамках изучаемой тематики) с опорой на план/ключевые слова (объём 20-40 слов); - правильно оформлять конверт (с опорой на образец) Цели начального этапа обучения бурятскому языку как государственному в 3 классе. - формирование умения общаться на бурятском языке с учетом речевых возможностей, потребностей и интересов младших школьников; элементарных коммуникативных умений в говорении, развитие внимания, мышления, памяти воображения, мотивация к аудированию, чтению, письму. развитие личности ребенка, его речевых способностей к изучению бурятского языка. - обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологических барьеров в использовании бурятского языка, как средства общения. - освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьниками необходимых для овладения устной и письменной речью на бурятском языке, формирование некоторых универсальных лингвистических понятий (звук, буква, слово, предложения, части речи, интонация), наблюдаемых в русском и бурятском языках. - знакомство с некоторыми обычаями бурят, детским песенным, стихотворным, сказочным фольклором, произведений детской художественной литературы на бурятском языке. - формирование речевых, интеллектуальных, познавательных способностей младших школьников, а также и общеучебных навыков. -развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр, спектаклей. приобщение младших школьников к новому социальному опыту за счет различных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового, учебного общения. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения бурятского языка В соответствии с требованиями ФГОС НОО в структуре планируемых результатов отдельными разделами представлены личностные и метапредметные результаты, поскольку их достижение обеспечивается всей совокупностью учебных предметов. Личностные результаты Личностными результатами изучения бурятского языка в начальной школе являются: общее представление о социокультурном пространстве как о многоязычном и поликультурном сообществе; осознание языка, в том числе бурятского, как средства общения между людьми на территории РБ и за ее пределами; знакомство с миром сверстников с использованием средств изучаемого языка (через детский фольклор, образцы детской бурятской художественной литературы, традиции и обычаи бурятского народа). Метапредметные результаты Метапредметными результатами изучения бурятского языка в начальной школе являются: развитие умения взаимодействовать с окружающими, выполняя разные роли в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника; развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи; расширение общего лингвистического кругозора младшего школьника; развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника; формирование мотивации к изучению бурятского языка; овладение умением координированной работы с разными компонентами учебнометодического комплекта (учебником, рабочей тетрадью, справочными материалами, Интернетом и т. д.). Предметные результаты: 1. Предметные результаты в коммуникативной сфере 1.1. Коммуникативная компетенция (владение бурятским языком как средством общения) Говорение I. учащийся научится: вести элементарный этикетный диалог в ограниченном круге типичных ситуаций общения «Знакомство», «Школа»; диалог-расспрос (вопрос — ответ) и диалог — побуждение к действию; «Встреча гостя», «Выходной день», «Режим дня» и др. уметь на элементарном уровне описывать предмет, картинку, персонаж; уметь на элементарном уровне рассказывать о себе, семье, друге. II. Учащийся получит возможность научиться: участвовать в элементарном диалоге-расспросе, задавая вопросы собеседнику и отвечая на его вопросы; воспроизводить наизусть небольшие произведения детского фольклора, детские песни; составлять краткую характеристику персонажа; кратко излагать содержание прочитанного текста. Аудирование I. Учащийся научится: понимать на слух речь учителя и одноклассников при непосредственном общении и вербально/невербально реагировать на услышанное; воспринимать на слух основное содержание небольших доступных текстов, построенных на изученном языковом материале. II. учащийся получит возможность научиться: воспринимать на слух в аудиозаписи небольшой текст, построенный на изученном языковом материале, и полностью понимать содержащуюся в нем информацию; использовать контекстуальную и языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих некоторые незнакомые слова. Чтение I. Учащийся научится: соотносить графический образ бурятского слова с его звуковым образом; читать вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале, соблюдая правила чтения и соответствующую интонацию; читать про себя и понимать основное содержание текстов, включающих как изученный языковой материал, так и отдельные новые слова; находить в тексте нужную информацию. II. учащийся получит возможность научиться: догадываться о значении незнакомых слов по контексту; не обращать внимания на незнакомые слова, не мешающие понять основное содержание текста. Письмо I. Учащийся научится: владеть техникой письма; списывать текст и выписывать из него слова, словосочетания, предложения в соответствии с решаемой учебной задачей; писать с опорой на образец поздравление с праздником и короткое личное письмо. II. Учащийся получит возможность научиться: составлять рассказ в письменной форме по плану/ключевым словам; заполнять простую анкету; в письменной форме кратко отвечать на вопросы к тексту; правильно оформлять конверт (с опорой на образец); делать по образцу подписи к рисункам/фотографиям. 1.2. Языковая компетенция (владение языковыми средствами) Графика, каллиграфия, орфография I. Учащийся научится: воспроизводить графически и каллиграфически корректно все бурятские буквы алфавита (прописное написание букв, слов); находить и сравнивать (в объеме содержания курса) такие языковые единицы, как звук, буква, слово; применять основные правила чтения и орфографии, изученные в курсе начальной школы; отличать специфические буквы бурятского алфавита. II. Учащийся получит возможность научиться: сравнивать и анализировать буквосочетания бурятского алфавита; группировать слова в соответствии с изученными правилами чтения; уточнять написание слова по словарю учебника. Фонетическая сторона речи I. Учащийся научится: адекватно произносить и различать на слух все звуки бурятского языка; соблюдать нормы произношения звуков; соблюдать правильное ударение в изолированных словах и фразах; соблюдать особенности интонации предложений; корректно произносить предложения с точки зрения их ритмико- интонационных особенностей. II. Учащийся получит возможность научиться: распознавать случаи использования специфических звуков ү, h, өө и правильно произносить их в речи; соблюдать интонацию перечисления, тонирования долгих гласных; соблюдать правило гармонии гласных; читать изучаемые слова; писать специфические буквы. Лексическая сторона речи I. Учащийся научится: распознавать и употреблять в речи изученные в пределах тематики начальной школы лексические единицы (слова, словосочетания, оценочную лексику, речевые клише), соблюдая лексические нормы; оперировать в процессе общения активной лексикой в соответствии с коммуникативной задачей. II. Учащийся получит возможность научиться: узнавать простые словообразовательные элементы; опираться на языковую догадку при восприятии сложных слов в процессе чтения и аудирования; составлять простые словари (в картинках, двуязычные) в соответствии с поставленной учебной задачей, используя изучаемую в пределах тематики начальной школы лексику. Грамматическая сторона речи I. Учащийся научится: распознавать и употреблять в речи основные коммуникативные типы предложений, общий и специальный вопросы, утвердительные и отрицательные предложения; выразить согласие/несогласие. распознавать и употреблять в речи изученные существительные в единственном и во множественном числе; личные местоимения; количественные (до 1000) и порядковые (до 10) числительные; наиболее употребительные послелоги. II. Учащийся получит возможность научиться: оперировать в речи личными местоимениями би, ши, та, бидэ, тэрэ, тэдэ; распознавать в тексте и дифференцировать слова по определенным признакам (существительные, прилагательные, глаголы); 1.3. Социокультурная осведомленность I. Учащийся научится: называть праздники изучаемого языка по-бурятски; узнавать некоторых литературных персонажей известных детских произведений, сюжеты некоторых популярных сказок, написанных на изучаемом языке, небольшие произведения детского фольклора (стихов, песен); соблюдать элементарные нормы речевого и неречевого поведения, в учебно-речевых ситуациях. II. Учащийся получит возможность научиться: называть названия озер, рек, города изучаемого языка по-бурятски; рассказывать о некоторых достопримечательностях города по-бурятски; воспроизводить наизусть небольшие произведения детского фольклора (стихи, песни) на бурятском языке; осуществлять поиск информации о РБ в соответствии с поставленной учебной задачей в пределах тематики, изучаемой в начальной школе. 2. Предметные результаты в познавательной сфере Учащийся научится: сравнивать языковые явления родного и бурятского языков на уровне отдельных звуков, букв, слов, словосочетаний, простых предложений; действовать по образцу при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах тематики начальной школы; совершенствовать приемы работы с текстом с опорой на умения, приобретенные на уроках родного языка (прогнозировать содержание текста по заголовку, иллюстрациям и др.); пользоваться справочным материалом, представленным в доступном данному возрасту виде (правила, таблицы); осуществлять самонаблюдение и самооценку в доступных младшему школьнику пределах. 3. Предметные результаты в ценностно-ориентационной сфере Учащийся научится: представлять бурятский язык как средство выражения мыслей, чувств, эмоций; приобщаться к культурным ценностям бурятского народа через произведения детского фольклора, через непосредственное участие в сферах общения. 4. Предметные результаты в эстетической сфере Учащийся научится: владеть элементарными средствами выражения чувств и эмоций на бурятском языке; осознавать эстетическую ценность литературных произведений в процессе знакомства с образцами доступной детской литературы. 5. Предметные результаты в трудовой сфере Учащийся научится: следовать намеченному плану в своем учебном труде. 6.Общеучебные умения и универсальные учебные действия В процессе изучения курса «Бурятский язык как государственный» младшие школьники: • совершенствуют приёмы работы с текстом, опираясь на умения, приобретённые на уроках родного языка (прогнозировать содержание текста по заголовку, данным к тексту рисункам, списывать текст, выписывать отдельные слова и предложения из текста и т. п.); • овладевают более разнообразными приёмами раскрытия значения слова, используя словообразовательные элементы; синонимы, антонимы; контекст; • совершенствуют общеречевые коммуникативные умения, например, начинать и завершать разговор, используя речевые клише; поддерживать беседу, задавая вопросы и переспрашивая; • учатся осуществлять самоконтроль, самооценку; • учатся самостоятельно выполнять задания с использованием компьютера (при наличии мультимедийного приложения). Общеучебные и специальные учебные умения, а также социокультурная осведомлённость приобретаются учащимися в процессе формирования коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности. Поэтому они не выделяются отдельно в тематическом планировании. Учебно-методическое обеспечение Учебно-методическое обеспечение реализации программы направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией данной программы, планируемыми результатами. Оно включает: Раздел 3. Содержание учебного предмета, курса Ценностные ориентиры содержания учебного материла. С помощью бурятского языка формируются ценностные ориентиры и закладываются основы нравственного поведения. В процессе общения, чтения и обсуждения текстов соответствующего содержания, знакомства с образцами детского фольклора вырабатывается дружелюбное отношение и толерантность к представителям других регионов России и их культуре, стимулируется общее речевое развитие младших школьников, развивается их коммуникативная культура, формируются основы гражданской идентичности, личностные качества, готовность и способность обучающихся к саморазвитию, мотивация к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки, отражающие индивидуально-личностные позиции обучающихся, социальные компетенции. Личностными результатами являются: общее представление о мире как многоязычном и поликультурном сообществе; осознание себя гражданином своей страны; осознание языка, в том числе бурятского, как основного средства общения между людьми; знакомство с миром бурятскоязычных сверстников с использованием средств бурятского языка (через детский фольклор, некоторые образцы детской художественной литературы, традиции). Метапредметными результатами изучения бурятского языка в начальной школе являются: развитие умения взаимодействовать с окружающими при выполнении разных ролей в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника; развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи; расширение общего лингвистического кругозора младшего школьника; развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника; формирование мотивации к изучению бурятского языка; владение умением координированной работы с разными компонентами учебнометодического комплекта (учебником, аудиодиском и т. д.). Предметными результатами изучения бурятского языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах бурятского языка (фонетических, лексических, грамматических); умение (в объѐме содержания курса) находить и сравнивать такие языковые единицы, как звук, буква, слово. А. В коммуникативной сфере, т. е. во владении бурятским языком как средством общения: Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности: В говорении: вести элементарный этикетный диалог в ограниченном круге типичных ситуаций общения, диалог-расспрос (вопрос-ответ) и диалог-побуждение к действию; уметь на элементарном уровне рассказывать о себе/семье/друге, описывать предмет/картинку, кратко характеризовать персонаж. В аудировании: понимать на слух речь учителя и одноклассников, основное содержание небольших доступных текстов в аудиозаписи, построенных на изученном языковом материале. В чтении: читать вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале, соблюдая правила чтения и нужную интонацию; читать про себя тексты, включающие как изученный языковой материал, так и отдельные новые слова, и понимать их основное содержание, находить в тексте нужную информацию. В письменной речи: владеть техникой письма; писать с опорой на образец поздравление с праздником и короткое личное письмо. Языковая компетенция (владение языковыми средствами) адекватное произношение и различение на слух всех звуков бурятского языка, соблюдение правильного ударения в словах и фразах; соблюдение особенностей интонации основных типов предложений; применение основных правил чтения и орфографии, изученных в курсе начальной школы; распознавание и употребление в речи изученных в курсе начальной школы лексических единиц (слов, словосочетаний, оценочной лексики, речевых клише) и грамматических явлений; умение делать обобщения на основе структурно-функциональных схем простого предложения. Социокультурная осведомлѐнность знание названий стран изучаемого языка, некоторых литературных персонажей известных детских произведений, сюжетов некоторых популярных сказок, написанных на бурятском языке, небольших произведений детского фольклора (стихов, песен); знание элементарных норм речевого и неречевого поведения, принятых в бурятскоязычной среде. Б. В познавательной сфере: умение сравнивать языковые явления родного и бурятского языков на уровне отдельных звуков, букв, слов, словосочетаний, простых предложений умение опознавать грамматические явления, отсутствующие в других языках, например послелоги; умение систематизировать слова, например по тематическому принципу; умение пользоваться языковой догадкой, например при опознавании интернационализмов; совершенствование приѐмов работы с текстом с опорой на умения, приобретѐнные на уроках русского и бурятского языков (прогнозировать содержание текста по заголовку, иллюстрациям и др.); умение действовать по образцу при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах тематики начальной школы; умение пользоваться справочным материалом, представленным в виде таблиц, схем, правил; умение пользоваться двуязычным словарѐм учебника (в том числе транскрипцией), компьютерным словарѐм; умение осуществлять самонаблюдение и самооценку в доступных младшему школьнику пределах. В. В ценностно-ориентационной сфере: представление о бурятском языке как средстве выражения мыслей, чувств, эмоций; приобщение к культурным ценностям другого народа через произведения детского фольклора, через непосредственное участие в туристических поездках. Г. В эстетической сфере: владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на бурятском языке; развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с образцами доступной детской литературы. Д. В трудовой сфере: умение следовать намеченному плану в своѐм учебном труде; умение вести словарь (словарную тетрадь). Таким образом, в курсе бурятского языка можно выделить следующие содержательные линии: коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности: аудирование, говорение, чтение и письмо; языковые средства и навыки пользования ими; социокультурная осведомлѐнность; специальные учебные умения; общеучебные умения и универсальные учебные действия. Основной содержательной линией из четырѐх перечисленных являются коммуникативные умения, которые представляют собой результат овладения бурятским языком на данном этапе обучения. Формирование коммуникативных умений предполагает овладение языковыми средствами, а также навыками оперирования ими в процессе общения в устной и письменной форме. Таким образом, языковые навыки представляют собой часть названных сложных коммуникативных умений. Формирование коммуникативной компетенции также неразрывно связано с социокультурной осведомлѐнностью младших школьников. Все указанные содержательные линии находятся в тесной взаимосвязи, и отсутствие одной из них нарушает единство учебного предмета «Бурятский язык как государственный». Методы и формы решения поставленных задач. При выборе методики обучения бурятскому языку в условиях основной школы нужно обратить особое внимание на использование тех видов деятельности, которые наиболее подходят для детей младшего школьного возраста. Самым эффективным методом остаётся дидактическая и сюжетно-ролевая игра. Эти игры, участниками которых являются, как правило, несколько учеников, группа или весь класс, особенно эффективны для формирования умений разыгрывать различные роли в типичных ситуациях иноязычного общения, отвечать на вопросы, вступать в диалог, рассказывать и т.п. В 4 классе широко используются современные технологии обучения, позволяющие интенсифицировать учебный процесс и сделать его более увлекательным и эффективным: речевые и познавательные игры, лингвистические задачи, создание благоприятного климата, располагающего к общению (здоровьесберегающие технологии), использование соответствующего иллюстративного, аудио- и видеоматериалов и технических средств (информационно-коммуникативные технологии), а также индивидуальные и групповые проекты (проектная технология). Цель проектной технологии - включить учащихся в реальное общение, опираясь на исследовательскую деятельность и на совместный труд. Разнообразие заданий в учебнике и рабочей тетради, их дифференциации по характеру и по степени трудности, позволяет учителю учитывать различие речевых потребностей и способностей учащихся, регулирует темп и качество овладения материалом, а также индивидуальную посильную учебную нагрузку учащихся. В организации речевой деятельности на уроках соблюдается равновесие между деятельностью, организованной на непроизвольной и произвольной основе. Всюду, где возможно, условия реального общения моделируется в ролевой игре, чтобы максимально использовать механизмы непроизвольного запоминания. Работа по овладению языковыми средствами тесно связана с их использованием в речевых действиях, выполняемых учащимися при решении конкретных коммуникативных задач. При этом используется разные формы работы (индивидуальные, парные, групповые, коллективные) как способы подготовки к условиям реального общения. Создаются условия для развития индивидуальных способностей учащихся в процессе их коллективного взаимодействия, помогающего создавать на уроке атмосферу взаимопонимания и сотрудничества. Это способствует развитию самостоятельности, умения быть членом команды при решении различного рода учебных и познавательных задач. Одним из действенных способов организации речевого взаимодействия учащихся выступает работа в малых группах сотрудничества. Актуальность проблемы сохранения здоровья школьников приобретает особую остроту в условиях современной жизни нашего общества, вставшего на путь социально-экономических преобразований. Учебный материал данной программы позволяет реализовать здоровьесберегающие технологии в процессе обучения бурятскому языку. Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые для этого знания, научить использовать полученные знания в современной жизни. Чтобы избежать перегрузки учащихся, необходимо строго соблюдать объем всех видов тестов, а контрольные работы проводить строго по календарно – тематическому плану. Раздел 4. Учебно-тематическое планирование Распределение уроков контроля в 4 классе. № Раздел Количество часов Из них проекты контрольные работы 1 1 Моя семья 9 - 2 Мой друг 7 1 3 Праздники 10 1 1 4 Родной край 7 - 1 Всего за 4 класс 34 ч 2 3 № урока №в разделе Наименование разделов и тем Моя семья (9) 1. 2. 3. 4. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 17. 18. 19. 1. 2. 3. До свидания, лето. Здравствуй школа! Повторение. Входная контрольная работа Счёт. Порядковые числа. Сколько тебе лет? Кто самый лучший, что любит делать? Про спорт Мой любимый писатель Урок выразительного чтения Наш класс Мой друг (7) Счёт от 10-100. Мне десять лет Моя родословная Моя семья Профессии моих родителей Мой день Еда. Пища Одежда Праздники (11) Традиционные праздники С Днём рождения Поздравление с праздником Дата по плану Коррекция 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Календарь. Литэ Сагаалган-праздник единства и дружбы Белая пища Три игры мужчин Известные спортсмены Бурятии Мамин день Самостоятельная работа Работа над ошибками Родной край (7) Времена года. Погода Животный мир Наша любимая сказка Бурятия-мой отчий край Встреча лета Итоговая контрольная работа Повторение изученного за год Контрольные (самостоятельные) работы № № урока №в разделе Наименование разделов и тем Моя семья (9) 1 3. 3. 2 26. 10. 3 33. 6. Входная контрольная работа Мой друг (7) Праздники (11) Самостоятельная работа Родной край (7) Итоговая контрольная работа Дата по плану Коррекция Система оценки достижений учащихся. Критерии оценивания говорения. Монологическая форма Отметка Характеристика ответа 5 Учащийся логично строит монологическое высказывание в соответствии с коммуникативной задачей, сформулированной в задании. Лексические единицы и грамматические структуры используются уместно. Ошибки практически отсутствуют. Речь понятна: практически все звуки произносятся правильно, соблюдается правильная интонация. Объём высказывания не менее 4 фраз. 4 Учащийся логично строит монологическое высказывание в соответствии с коммуникативной задачей, сформулированной в задании. Лексические единицы и грамматические структуры соответствуют поставленной коммуникативной задаче. Учащийся допускает отдельные лексические или грамматические ошибки, которые не препятствуют пониманию его речи. Речь понятна, учащийся не допускает фонематических ошибок. Объём высказывания не менее 4 фраз. 3 Учащийся логично строит монологическое высказывание в соответствии с коммуникативной задачей, сформулированной в задании. Но высказывание не всегда логично, имеются повторы. Допускаются лексические и грамматические ошибки, которые затрудняют понимание. Речь в целом понятна, учащийся в основном соблюдает правильную интонацию. Объём высказывания – менее 4фраз. 2 Коммуникативная задача не выполнена. Допускаются многочисленные лексические и грамматические ошибки, которые затрудняют понимание. Большое количество фонематических ошибок. Диалогическая форма Отметка Характеристика ответа 5 Учащийся логично строит диалогическое общение в соответствии с коммуникативной задачей; демонстрирует умения речевого взаимодействия с партнёром: способен начать, поддержать и закончить разговор. Лексические единицы и грамматические структуры соответствуют поставленной коммуникативной задаче. Ошибки практически отсутствуют. Речь понятна: практически все звуки произносятся правильно, соблюдается правильная интонация. Объём высказывания не менее 3-4 реплик с каждой стороны. 4 Учащийся логично строит диалогическое общение в соответствии с коммуникативной задачей. Учащийся в целом демонстрирует умения речевого взаимодействия с партнёром: способен начать, поддержать и закончить разговор. Используемый словарный запас и грамматические структуры соответствуют поставленной коммуникативной задаче. Могут допускаться некоторые лексикограмматические ошибки, не препятствующие пониманию. Речь понятна: практически все звуки произносятся правильно, в основном соблюдается правильная интонация. Объём высказывания не менее 3-4 реплик с каждой стороны 3 Учащийся логично строит диалогическое общение в соответствии с коммуникативной задачей. Однако учащийся не стремится поддерживать беседу. Используемые лексические единицы и грамматические структуры соответствуют поставленной коммуникативной задаче. Фонематические, лексические и грамматические ошибки не затрудняют общение. Но встречаются нарушения в использовании лексики. Допускаются отдельные грубые грамматические ошибки. Объём высказывания – менее 4 реплик с каждой стороны. 2 Коммуникативная задача не выполнена. Учащийся не умеет строить диалогическое общение, не может поддержать беседу. Используется крайне ограниченный словарный запас, допускаются многочисленные лексические и грамматические ошибки, которые затрудняют понимание. Большое количество фонематических ошибок. Критерии оценки: Критерии оценивания тестов - за письменную работу (словарный диктант): 80% - 100% выполнение – «5» Ошибки: 5 — 0/1; 4 — 2/3; 3 — 4/7; 2 — 8 и более. 60% - 80% - «4» Количество слов: 40% - 60% - «3» 25- 30 (2 год обучения) 0% - 40% - «2 - за устный ответ (не менее 5 фраз): Ошибки: 5 — 0/0; 4 — 2/0; 3 — 4/7; 2 — 8 и более. Инструментарий для оценивания результатов. Контроль сформированности лексических навыков происходит на каждом уроке при выполнении упражнений в учебнике и рабочей тетради. Проверочные работы ведутся с 1 четверти. Контроль формирования графической стороны бурятского языка происходит на каждом уроке. В рабочей тетради предлагаются разнообразные упражнения, помогающие учащимся запомнить правописание бурятских букв и слов, составление предложений, диалогов по ЛТ. Контрольно - измерительные материалы КИМы составлены автором рабочей программы, согласно возрастным, индивидуальным особенностям, а также согласно уровневой дифференциации учащихся, изучающих предмет. Контроль за формированием грамматических навыков также осуществляется как в ходе ежедневной практики на уроке с использованием обычных упражнений подготовительного и речевого характера, а также тестовых заданий. Контроль навыков аудирования текстов на бурятском языке предусмотрен в учебнике и рабочей тетради. Тексты для аудирования построены в основном на известном детям лексико-грамматическом материале, но допускается содержание в них небольшого процента незнакомых слов. Чем раньше учащиеся столкнутся с такими текстами, тем лучше будет формироваться умение воспринимать бурятскую речь на слух. Длительность звучания текста для аудирования не превышает 1-2 минут в нормальном темпе в исполнении носителей языка. Контроль сформированности навыков чтения предусматривает различные послетекстовые задания: - ответы на вопросы; - выбор правильного варианта окончания данного предложения из предложенных; - поиск верной/неверной информации и т.д. Раздел 5. Учебный методический комплект учителя: 1. Г-Х.Ц.Гунжитова, А.А.Дугарова, Б.Д.Шожоева «Амар мэндээ!», Улан-Удэ, издательство « Бэлиг» 2016 год. 2. Г-Х.Гунжитова, А.А.Дугарова, Б.Д.Шожоева Рабочая тетрадь к учебнику “Амар мэндэ!”, Улан-Удэ, издательство « Бэлиг» 2016 год. 3. Диск «Амар мэндэ!» 4. Г-Х.Гунжитова, А.А.Дугарова, Б.Д.Шожоева Книга для учителя с поурочным планированием. Улан-Удэ, издательство « Бэлиг» 2016 год. Перечень учебно - методического обеспечения для учителя 1. Г-Х.Гунжитова, А.А.Дугарова, Б.Д.Шожоева Книга для учителя с поурочным планированием. Улан-Удэ, издательство « Бэлиг» 2016 год. Нанзатова Э.П., Языкова Н.В. «Методика обучения бурятскому языку», Улан-Удэ, БГУ, 2008г. 2. Санжаева А.Б.«Учебно-методическое пособие для детей, не владеющих бурятской разговорной речью», Улан-Удэ, БГУ , 2008г. 3. Санжадаева Г.С. «Тоонто нютаг» 1-4 классы русских школ, Улан-Удэ, «Бэлиг», 2009г. 4. «Би томо болооб», детские бурятские песни, Улан-Удэ, 2014г. 5. Бурятские народные сказки, Улан-Удэ, Республиканская типография, 2003г. Список дополнительной литературы: 1.Будаев Ц.Б. «Русско-бурятский разговорник», Улан-Удэ, 2003г. 2. Санжадаева Г.С. «Тоонто нютаг» 1-4 классы русских школ, Улан-Удэ, «Бэлиг», 2009г. 3. Бабушкин С.М. «Толи-словарь», Улан-Удэ, 2010г. 4. Дареева О.А. «Путешествуем по Бурятии», Улан-Удэ, «Бэлиг», 2010г. 5. Бадмаева Л.Б., Мангутова У.Е. «Буряад хэлэн», Улан-Удэ, 2004г. 6. Ошоров Д.Д. «Шэгшүүдэй», Улан-Удэ, «Бэлиг», 2004г.