Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Технология» разработана в соответствии со следующими нормативными документами: - Федеральный закон Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями от 2 июля 2021 года. - Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». - Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.). - Приказом Министерства просвещения РФ от 11 декабря 2020 г. № 712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся». - Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 г. №1/15). Технология 5-9 классы. - Основная образовательная программа основного общего образования МОУ «Таловская СОШ». - Учебный план МОУ «Таловская СОШ». - Годовой учебный календарный график МОУ «Таловская СОШ». - Положение о разработке и утверждении рабочих программ. - Авторская программа «Алгоритм успеха». Программа 5 -8 классы (авт.-сост. А.Т Тищенко, Н.В. Синица, под ред. В.Д. Симоненко, В.М. Казакевича. Вентана-Граф,2012) с опорой на УМК: учебник «Технология. – «Технологии ведения дома», подготовленный авторским коллективом (Н.В. Синица, В.Д. Симоненко) и изданного Издательским центром «Вентана - Граф». Программа соответствует Федеральному перечню учебников; Технология. Программа 5 -8 класс Н.В. Синица, под ред. В.Д. Симоненко 5-8 класса «Технологии ведения дома» -М: «Вентана Граф», 2014 г. Место предмета «Технология» в базисном учебном плане в 6 классе - 68 ч из расчёта 2 ч в неделю. Основное содержание учебного предмета. При разработке данной программы учитывается то, что учащиеся выбирают одно из двух направлений, как прописано в ФГОС ООО. В данном случае рабочая программа составлена по направлению «Технологии ведения дома». Выбор направления обучения школьников исходит из интересов и склонностей учащихся, возможностей образовательного учреждения. В рабочей программе учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий ООП ООО, преемственность с рабочими программами начального общего образования. Новизной данной программы по направлению «Технологии ведения дома» является новый методологический подход, направленный на здоровье-сбережение школьников. Эта задача может быть реализована, прежде всего на занятиях по кулинарии. В данный раздел включены лабораторно-практические работы по определению качества пищевых продуктов как органолептическими, так и лабораторными методами с использованием химических реагентов экспресс-лаборатории. Эти занятия способствуют формированию у школьников ответственного отношения к своему здоровью, поскольку часто неправильное питание приводит к большому количеству серьезных заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ. В программу введен новый раздел «Точка роста -АЭРОКВАНТУМ». Учащиеся будут знакомиться с новыми технологиями и погружаться в новые технологии. мир. В программе используется новая рубрика «Профессия и производство». С её помощью школьники смогут познакомиться с производствами и профессиями людей, работающих в разных отраслях производства и сельского хозяйства. Познакомятся с теми или иными специальностями, и определят интересны они им или нет. В содержании данного курса сквозной линией проходит экологическое воспитание и эстетическое развитие учащихся при оформлении различных изделий: от кулинарных блюд до изделий декоративно-прикладного искусства. Рабочая программа направлена на достижение целей и задач, предусмотренных автором УМК, с учетом возрастных особенностей. С учётом общих требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения изучение предметной области «Технология» должно обеспечить: - развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе расширения прикладных учебных задач; - активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий; - совершенствование умений осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность; - формирование представление о социальных и этических аспектах научно-технического процесса; - формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности. Учебный предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет обучающимся возможность войти в мир искусственной созданной людьми среды техники технологии, которая называется техносферой и является главной составляющей окружающей человека действительности. Основной (стратегической) целью изучения учебного предмета «Технология» в системе общего образования является формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях. Тактическими задачами изучения учебного предмета «Технология» являются: Овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов и машин, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники, Формирование представлений о культуре труда, производства, Воспитание трудовых, гражданских, экологических и патриотических качеств личности, Обучение применению в практической деятельности знаний, полученных при изучении основ наук. Рабочая программа в полной мере реализует содержание авторской программы. Результаты освоения учебного предмета контролируются в соответствии с положением о текущем контроле и промежуточной аттестации. Формы проверки и оценки результатов обучения: текущий контроль; итоговый контроль Формы текущего контроля: устный опрос, творческая работа (реферат, сообщение, доклад), презентация творческой работы. Формы итогового контроля: тест, творческая работа, презентация творческой работы Формы организации обучения: урок, урок – исследование (урок творчества), лабораторная работа, практическая работа, творческая работа, урок – презентация. Формы организации учебной деятельности учащихся на уроке: фронтальная, индивидуальная, работа в малых группах. Методы обучения: метод исследовательский метод, алгоритмический метод, словесные, наглядные, практические, репродуктивные, проблемно-поисковые, индуктивные, дедуктивные. Технологии обучения, направленные на реализацию системно – деятельностного подхода: личностно-ориентированное обучение, технология интерактивного обучения, игровые технологии, проблемное обучение. Предметные результаты освоения учебного предмета «Технология» отражают: осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда; овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации; формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания; формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Технология», направление «Технология ведения дома» Личностными результатами освоения выпускниками основной школы являются: проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности; выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей; развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда; самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации; становление профессионального самоопределения в выбранной сфере профессиональной деятельности; планирование образовательной и профессиональной карьеры; осознание необходимости общественно-полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам; готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства; проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности; самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере обслуживающего труда. Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы являются: Регулятивные: планирование процесса познавательно-трудовой деятельности; определение адекватных условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов. комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; проявление нестандартного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса. Коммуникативные: мотивированный отказ от образца объекта труда при данных условиях, поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий; виртуальное и натурное моделирование технических и технологических процессов объектов; осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать. Познавательные: согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива; оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям. обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства; соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда. Работа с текстом: приведение примеров, подбор аргументов, формулирование обоснованных выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности; выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость; выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных; использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость; ИКТ-компетентность: входить в информационную среду образовательного учреждения, в том числе через интернет, размещать в информационной среде различные информационные объекты; осуществлять информационное подключение по глобальной сети Интернет. Предметными результатами освоения выпускниками основной школы являются: В познавательной сфере: рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда; оценка технологических свойств материалов и областей их применения; ориентация в имеющихся и возможных, технических средствах и технологиях создания объектов труда; владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач; классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства; распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в техническом труде; владение кодами и методами чтения, и способами графического представления технической и технологической информации; применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в подготовке и осуществлении технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства; применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов. В трудовой сфере: планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии; проведение необходимых опытов и исследований при подборе материалов и проектировании объекта труда; инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ; выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений; соблюдение норм и правил безопасности труда и пожарной безопасности; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда; выбор и использование кодов и средств представления технической и технологической информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, эскиз, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения; подбор и применение инструментов приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения; контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и мерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления; документирование результатов труда и проектной деятельности; расчет себестоимости продукта труда; экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг. В мотивационной сфере: оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности; оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности; выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения; выраженная готовность к труду в сфере материального производства; согласование своих потребностей и требований с другими участниками познавательно-трудовой деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ; стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда. В эстетической сфере: дизайнерское проектирование технического изделия; моделирование художественного оформления объекта труда; разработка варианта рекламы выполненного технического объекта; эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда; опрятное содержание рабочей одежды. В психофизической сфере: развитие способностей к моторике и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении станочных операций; достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций; соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту с учетом технологических требований; сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности. Результаты освоения учебного предмета «Технология» направление «Технологии ведения дома» Раздел: «Создание изделий из текстильных материалов» Выпускник научится: изготовлять с помощью ручных инструментов и оборудования для швейных и декоративно-прикладных работ, швейной машины простые по конструкции модели швейных изделий, пользуясь технологической документацией; выполнять влажно-тепловую обработку швейных изделий. Раздел «Кулинария» Выпускник научится: самостоятельно готовить для своей семьи простые кулинарные блюда из сырых и варёных овощей и фруктов, молока и молочных продуктов, яиц, рыбы, мяса, птицы, различных видов теста, круп, бобовых и макаронных изделий, отвечающие требованиям рационального питания, соблюдая правильную технологическую последовательность приготовления, санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы. Выпускник получит возможность научиться: составлять рацион питания на основе физиологических потребностей организма; выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах, минеральных веществах; организовывать своё рациональное питание в домашних условиях; применять различные способы обработки пищевых продуктов в целях сохранения в них питательных веществ; экономить электрическую энергию при обработке пищевых продуктов; оформлять приготовленные блюда, сервировать стол; соблюдать правила этикета за столом; определять виды экологического загрязнения пищевых продуктов; оценивать влияние техногенной сферы на окружающую среду и здоровье человека; выполнять мероприятия по предотвращению негативного влияния техногенной сферы на окружающую среду и здоровье человека. Выпускник получит возможность научиться: выполнять несложные приёмы моделирования швейных изделий; определять и исправлять дефекты швейных изделий; выполнять художественную отделку швейных изделий; изготовлять изделия декоративно-прикладного искусства, региональных народных промыслов; определять основные стили одежды и современные направления моды. Раздел: «Технологии исследовательской, опытнической и проектной деятельности» Выпускник научится: планировать и выполнять учебные технологические проекты: выявлять и формулировать проблему; обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата; планировать этапы выполнения работ; составлять технологическую карту изготовления изделия; выбирать средства реализации замысла; осуществлять технологический процесс; контролировать ход и результаты выполнения проекта; представлять результаты выполненного проекта: пользоваться основными видами проектной документации; готовить пояснительную записку к проекту; оформлять проектные материалы; представлять проект к защите. Выпускник получит возможность научиться: организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе установленных норм и стандартов, поиска новых технологических решений; планировать и организовывать процесс с учётом имеющихся ресурсов и условий; осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта, давать примерную оценку стоимости произведённого продукта как товара на рынке; разрабатывать вариант рекламы для продукта труда. Раздел: «Современное производство и профессиональное самоопределение» Выпускник научится: планировать варианты личной профессиональной карьеры и путей получения профессионального образования на основе соотнесения своих интересов и возможностей с содержанием и условиями труда по массовым профессиям и их востребованностью на региональном рынке труда. Выпускник получит возможность научиться: планировать профессиональную карьеру; рационально выбирать пути продолжения образования или трудоустройства; ориентироваться в информации по трудоустройству и продолжению образования; оценивать свои возможности и возможности своей семьи для предпринимательской деятельности. Содержание программы 6класс Раздел: 1. «Вводный урок» 2ч. Планируемые результаты, отнесенные к блоку «Выпускник научится»: рассуждать о технологической культуре и проектно-технологическом мышлении; составлять техническое задание, памятку, инструкцию, технологическую карту; формировать навыки организации труда, средства и методы обеспечения безопасности труда; приводить произвольные примеры производственных технологий и технологий в сфере быта. Тема. Технология как дисциплина и как наука(2ч.) Правила техники безопасности в кабинете. Правила санитарии, безопасной работы с колющими и режущими инструментами, электронагревательными приборами. Т е о р е т и ч е с к и е с в е д е н и я . Правила техники безопасности в кабинете. Правила санитарии, безопасной работы с колющими и режущими инструментами, электронагревательными приборами. Что изучает предмет «Технология» Технология как дисциплина и как наука. Технологии в сфере быта. Что надо знать учащимся по технике безопасности на уроке. Что надо знать о технологии. Лабораторно-практические и практические работы. Работа с ИКТ. Правила техники безопасности. Планируемые результаты, отнесенные к блоку «Выпускник получит возможность научиться»: объяснять основания развития технологий, опираясь на произвольно избранную группу потребностей, которые удовлетворяют эти технологии; разъяснять содержание понятий «технология», «технологический процесс», «потребность», «конструкция», «механизм», «проект» и адекватно пользуется этими понятиями. Раздел 2. «Основные этапы проектной деятельности» 2 ч. Тема. Введение в творческий проект. (2ч.) Этапы выполнения творческого проекта Планируемые результаты, отнесенные к блоку «Выпускник получит возможность научится»: формировать предприимчивость; создавать ситуации, позволяющие ученикам проявлять свои способности, возможности, интересы, свою индивидуальность. аргументировано защищать свой выбор; пользоваться необходимой литературой; конструировать и моделировать; проявлять познавательный интерес и активность при изготовлении проектного изделия, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности. Раздел: 3. «Технологии домашнего хозяйства» 4ч. Запуск первого проекта: «Растения в интерьере жилого дома» Планируемые результаты, отнесенные к блоку «Выпускник научится»: находить и представлять информацию об устройстве современного жилого дома, квартиры, комнаты. делать планировку комнаты подростка с помощью шаблонов и ПК. выполнять эскизы с целью подбора материалов и цветового решения комнаты. изучать виды занавесей для окон и выполнять макет оформления окон. знакомиться с профессией садовник. Тема. Интерьер жилого дома (2ч.) Т е о р е т и ч е с к и е с в е д е н и я . Понятие о жилом помещении: жилой дом, квартира, комната, многоквартирный дом. Зонирование пространства жилого дома. Организация зон приготовления и приёма пищи, отдыха и общения членов семьи, приёма гостей, зоны сна, санитарно-гигиенической зоны. Зонирование комнаты подростка. Понятие о композиции в интерьере. Интерьер жилого дома. Современные стили в интерьере. Использование современных материалов и подбор цветового решения в отделке квартиры. Виды отделки потолка, стен, пола. Декоративное оформление интерьера. Применение текстиля в интерьере. Основные виды занавесей для окон. Л а б о р а т о р н о - п р а к т и ч е с к и е и п р а к т и ч е с к и е р а б о т ы . Выполнение электронной презентации «Декоративное оформление интерьера». Разработка плана жилого дома. Подбор современных материалов для отделки потолка, стен, пола. Изготовление макета оформления окон. Тема. Комнатные растения в интерьере (2ч.) Т е о р е т и ч е с к и е с в е д е н и я . Понятие о фитодизайне, как искусстве оформления интерьера, создания композиций с использованием растений. Роль комнатных растений в интерьере. Приёмы размещения комнатных растений в интерьере: одиночные растения, композиция из горшечных растений, комнатный садик, террариум. Требования растений к окружающим условиям. Светолюбивые, теневыносливые и тенелюбивые растения. Разновидности комнатных растений: декоративнолистные, декоративноцветущие комнатные, декоративноцветущие горшечные, кактусы и суккуленты. Виды растений по внешним данным: злаковидные, растения с прямостоячими стеблями, лианы и ампельные растения, розеточные, шарообразные и кустистые растения. Технологии выращивания комнатных растений. Влияние растений на микроклимат помещения. Правила ухода за комнатными растениями. Пересадка и перевалка комнатного растения. Технологии выращивания цветов без почвы: гидропоника, на субстратах, аэропоника. Профессия садовник. Л а б о р а т о р н о - п р а к т и ч е с к и е и п р а к т и ч е с к и е р а б о т ы . Перевалка (пересадка) комнатных растений. Уход за растениями в кабинете технологии, классной комнате, холлах школы. Планируемые результаты, отнесенные к блоку «Выпускник получит возможность научиться»: делать планировку комнаты подростка с помощью шаблонов и ПК. подбирать виды занавесей. выполнять эскизы с целью подбора материалов и цветового решения комнаты. выполнять перевалку (пересадку) комнатных растений, находить и представлять информацию о приёмах размещения комнатных растений, об их происхождении понимать значение понятий, связанных с уходом за растениями. Раздел:4. «Технологии творческой и опытнической деятельности» (4ч.) проект: «Растение в интерьере жилого дома» Планируемые результаты, отнесенные к блоку «Выпускник научится»: планировать и выполнять учебные технологические проекты: выявлять и формулировать проблему; обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата; планировать этапы выполнения работ; составлять технологическую карту изготовления изделия; выбирать средства реализации замысла; осуществлять технологический процесс; контролировать ход и результаты выполнения проекта. Тема. Комнатные растения в интерьере (4ч.) Т е о р е т и ч е с к и е с в е д е н и я . Понятие о фитодизайне как искусстве оформления интерьера, создания композиций с использованием растений. Роль комнатных растений в интерьере. Приёмы размещения комнатных растений в интерьере: одиночные растения, композиция из горшечных растений, комнатный садик, террариум. Требования растений к окружающим условиям. Светолюбивые, теневыносливые и тенелюбивые растения. Разновидности комнатных растений: декоративнолистные, декоративноцветущие комнатные, декоративноцветущие горшечные, кактусы и суккуленты. Виды растений по внешним данным: злаковидные, растения с прямостоячими стеблями, лианы и ампельные растения, розеточные, шарообразные и кустистые растения. Технологии выращивания комнатных растений. Влияние растений на микроклимат помещения. Правила ухода за комнатными растениями. Пересадка и перевалка комнатного растения. Технологии выращивания цветов без почвы: гидропоника, на субстратах, аэропоника. Профессия садовник. Л а б о р а т о р н о - п р а к т и ч е с к и е и п р а к т и ч е с к и е р а б о т ы . Перевалка (пересадка) комнатных растений. Уход за растениями в кабинете технологии, классной комнате, холлах школы. Планируемые результаты, отнесенные к блоку «Выпускник получит возможность научиться»: представлять результаты выполненного проекта: пользоваться основными видами проектной документации; готовить пояснительную записку к проекту; оформлять проектные материалы; представлять проект к защите; организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе установленных норм и стандартов, поиска новых технологических решений; планировать и организовывать технологический процесс с учётом имеющихся ресурсов и условий. Раздел:5 «Художественные ремёсла» 8ч. Запуск 2-го проекта: «Вяжем аксессуары крючком или спицами» Планируемые результаты, отнесенные к блоку «Выпускник научится»: оформлять объект труда и оптимальное планирование работ; развивать моторику и координацию движения рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов; достигать необходимую точность движений при выполнении различных технологических операций; соблюдать необходимую величину усилий, прилагаемых к инструментам, с учётом технологических требований; подбирать материалы с учётом характера объекта труда и технологии; подбирать инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и материально - энергетических ресурсов. Тема. Вязание крючком. Основные виды петель при вязании крючком Вязание полотна по кругу (4 ч.) Те о р е т и ч е с к и е с в е д е н и я . Краткие сведения из истории старинного рукоделия — вязания. Вязаные изделия в современной моде. Материалы и инструменты для вязания. Виды крючков и спиц. Правила подбора инструментов в зависимости от вида изделия и толщины нити. Организация рабочего места при вязании. Расчёт количества петель для изделия. Отпаривание и сборка готового изделия. Основные виды петель при вязании крючком. Условные обозначения, применяемые при вязании крючком. Вязание полотна: начало вязания, вязание рядами, основные способы вывязывания петель, закрепление вязания. Вязание по кругу: основное кольцо, способы вязания по кругу. Л а б о р а т о р н о - п р а к т и ч е с к и е и п р а к т и ч е с к и е р а б о т ы . Вывязывание полотна из столбиков с накидом, несколькими способами. Выполнение плотного вязания по кругу. Тема. Вязание спицами (4 ч.) Т е о р е т и ч е с к и е с в е д е н и я . Вязание спицами узоров из лицевых и изнаночных петель: набор петель на спицы, применение схем узоров с условными обозначениями. Кромочные, лицевые и изнаночные петли, закрытие петель последнего ряда. Вязание полотна лицевыми и изнаночными петлями. Вязание цветных узоров. Создание схем для вязания с помощью ПК. Профессия вязальщица текстильногалантерейных изделий. Л а б о р а т о р н о - п р а к т и ч е с к и е и п р а к т и ч е с к и е р а б о т ы . Выполнение образцов вязок лицевыми и изнаночными петлями. Разработка схемы жаккардового узора на ПК. Планируемые результаты, отнесенные к блоку «Выпускник получит возможность научиться»: выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества. Раздел: 6. Исследовательская и созидательная деятельность «Вяжем аксессуары крючком или спицами» Планируемые результаты, отнесенные к блоку «Выпускник научится»: планировать и выполнять учебные технологические проекты: выявлять и формулировать проблему; обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата; планировать этапы выполнения работ; составлять технологическую карту изготовления изделия; выбирать средства реализации замысла; осуществлять технологический процесс; контролировать ход и результаты выполнения проекта. Т е о р е т и ч е с к и е с в е д е н и я . Цель и задачи. Составные части творческого проекта. Практические работы. Творческий проект по разделу Вязание – «Аксессуары спицами и крючком». Планируемые результаты, отнесенные к блоку «Выпускник получит возможность научиться»: представлять результаты выполненного проекта: пользоваться основными видами проектной документации; готовить пояснительную записку к проекту; оформлять проектные материалы; представлять проект к защите; Осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта, давать примерную оценку стоимости произведенного продукта как товара на рынке; разрабатывать варианты рекламы для продукта труда. Раздел:7. «Создание изделий из текстильных материалов» (22ч.) Запуск 3- го проекта «Наряд для семейного обеда» Планируемые результаты, отнесенные к блоку «Выпускник научится»: разбираться в классификация текстильных химических волокон; Способами их получения. Видами и свойствами искусственных и синтетических тканей. Видами нетканых материалов из химических волокон. Профессия оператор в производстве химических волокон; выполнять построение чертежа в масштабе, по своим меркам; выполнять несложные приёмы моделирования швейных изделий; определять основные стили одежды и современные направления моды. изготавливать с помощью ручных инструментов и оборудования для швейных и декоративно-прикладных работ, швейной машины простые по конструкции модели швейных изделий, пользуясь технологической документацией; знать правила подготовки ткани к раскрою. выполнять влажно-тепловую обработку швейных изделий. Тема. Основы материаловедения. Свойства текстильных материалов (2ч.) Теоретические сведения Классификация текстильных химических волокон. Способы их получения. Виды и свойства искусственных и синтетических тканей. Виды нетканых материалов из химических волокон. Профессия оператор в производстве химических волокон. Лабораторно-практические и практические работы. Изучение свойств текстильных материалов из химических волокон. Тема. Конструирование плечевой одежды с цельнокроеным коротким рукавом (4ч.) Теоретические сведения Правила снятия мерок. Выполнение расчета и построение чертежа в масштабе 1:4. Выполнение и построение чертежа в масштабе по своим меркам. Лабораторно-практические и практические работы. Выполнение построения чертежа в масштабе по своим меркам. Тема. Моделирование швейных изделий(2ч.) Теоретические сведения . Понятие о моделировании одежды. Моделирование формы выреза горловины. Моделирование плечевой одежды с застёжкой на пуговицах. Моделирование отрезной плечевой одежды. Приёмы изготовления выкроек дополнительных деталей изделия: подкройной обтачки горловины спинки, подкройной обтачки горловины переда, подборта. Подготовка выкройки к раскрою. Профессия художник по костюму. Л а б о р а т о р н о - п р а к т и ч е с к и е и п р а к т и ч е с к и е р а б о т ы . Моделирование выкройки проектного изделия. Подготовка выкройки проектного изделия к раскрою. Тема. Раскрой плечевого изделия (2ч.) Те о р е т и ч е с к и е с в е д е н и я . Правила безопасной работы с булавками. Правила подготовки ткани к раскрою. Правила раскладки выкроек на ткани. Правила раскроя. Критерии качества кроя. Лабораторно-практические и практические работы. Раскрой плечевого изделия. Тема. Ручные и машинные швейные работы (2ч.) Те о р е т и ч е с к и е с в е д е н и я . Правила безопасной работы с иголками и булавками. Поузловая обработка простых по конструкции модели швейных изделий, пользуясь технологической документацией; Лабораторно-практические и практические работы . Обработка мелких деталей проектного изделия. Тема. Швейная машина (4ч.) Те о р е т и ч е с к и е с в е д е н и я . Правила безопасной работы со швейной машиной. Устройство машинной иглы. Неполадки в работе швейной машины, связанные с неправильной установкой иглы, её поломкой. Замена машинной иглы. Неполадки в работе швейной машины, связанные с неправильным натяжением ниток. Дефекты машинной строчки: петляние сверху и снизу, слабая и стянутая строчка. Приспособления к швейным машинам. Назначение и правила использования регулятора натяжения верхней нитки. Обмётывание петель и пришивание пуговицы с помощью швейной машины. Подготовка выкройки к раскрою. Л а б о р а т о р н о - п р а к т и ч е с к и е и п р а к т и ч е с к и е р а б о т ы . Устранение дефектов машинной строчки. Применение приспособлений к швейной машине. Выполнение прорезных петель. Пришивание пуговицы. Обработка мелких деталей проектного изделия. Тема. Технология изготовления швейных изделий (6ч.) Т е о р е т и ч е с к и е с в е д е н и я . Правила безопасной работы утюгом. Технология изготовления плечевого швейного изделия с цельнокроеным рукавом. Понятие о дублировании деталей кроя. Технология соединения детали с клеевой прокладкой. Способы переноса линий выкройки на детали кроя с помощью прямых копировальных стежков. Основные операции при ручных работах: временное соединение мелкой детали с крупной — примётывание; временное ниточное закрепление стачанных и вывернутых краёв — вымётывание. Основные машинные операции: присоединение мелкой детали к крупной — притачивание; соединение деталей по контуру с последующим вывёртыванием — обтачивание. Обработка припусков шва перед вывёртыванием. Классификация машинных швов: соединительные (стачной взаутюжку и стачной вразутюжку). Обработка мелких деталей швейного изделия обтачным швом — мягкого пояса, бретелей. Подготовка и проведение примерки плечевой одежды с цельнокроеным рукавом. Устранение дефектов после примерки. Последовательность изготовления плечевой одежды с цельнокроеным рукавом. Технология обработки среднего шва с застежкой и разрезом, плечевых швов, нижних срезов рукавов. Обработка срезов подкройной обтачкой с расположением её на изнаночной или лицевой стороне изделия. Обработка застёжки подбортом. Обработка боковых швов. Соединение лифа с юбкой. Обработка нижнего среза изделия. Обработка разреза в шве. Окончательная отделка изделия. Профессия технолог-конструктор. Лабораторно-практические и практические работы. Дублирование деталей клеевой прокладкой. Изготовление образцов ручных и машинных работ. Обработка мелких деталей проектного изделия. Подготовка изделия к примерке. Проведение примерки проектного изделия. Обработка среднего шва спинки, плечевых и нижних срезов рукавов; горловины и застёжки проектного изделия; боковых срезов и отрезного изделия; нижнего среза изделия. Окончательная обработка изделия. Планируемые результаты, отнесенные к блоку «Выпускник получит возможность научиться»: изготавливать с помощью ручных инструментов и оборудования для швейных и декоративно-прикладных работ, швейной машины простые по конструкции модели швейных изделий, пользуясь технологической документацией; определять и исправлять дефекты швейных изделий; выполнять художественную отделку швейных изделий; определять основные стили одежды и современные направления моды. Раздел: 8. Исследовательская созидательная деятельность. Творческий проект по разделу «Наряд для семейного обеда» (2ч.) Планируемые результаты, отнесенные к блоку «Выпускник научится»: планировать и выполнять учебные технологические проекты: выявлять и формулировать проблему; обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата; планировать этапы выполнения работ; составлять технологическую карту изготовления изделия; выбирать средства реализации замысла; осуществлять технологический процесс; контролировать ход и результаты выполнения проекта; Теоретические сведения. Ознакомление учащихся с основными компонентами проекта. Формирование знаний и умений по работе над проектом. Развитие творческой инициативы, изобретательность, творческое мышление, самостоятельность. Заинтересованность в выполнении творческих работ. Оформление портфолио. Этапы выполнения проекта. Защита творческого проекта 1.Организационно-подготовительный этап. 2. Технологический этап. 3. Заключительный этап. Лабораторно-практические и практические работы . Выполнение проекта по разделу «Создание изделий из текстильных материалов». Оформлять портфолио и пояснительную записку к творческому проекту. Подготавливать электронную презентацию проекта. Составлять доклад для защиты творческого проекта. Планируемые результаты, отнесенные к блоку «Выпускник получит возможность научиться»: ответственному отношению к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива; Овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, овладение методами чтения технической, технологической и инструктивной информацией; Овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирование, конструирование; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ; Раздел: 9 «Кулинария» -14ч. Запуск третьего проекта «Приготовление воскресного семейного обеда» Планируемые результаты, отнесенные к блоку «Выпускник научится»: определять доброкачественность рыбы; выбирать пищевые продукты моря для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах, минеральных веществах; организовывать своё рациональное питание в домашних условиях; применять различные способы обработки рыбы в целях сохранения в них питательных веществ; формировать навыки разделки рыбы. Применять технологические приёмы и способы приготовления блюд из рыбы. Тема. Технология первичной обработки рыбы (2 ч.) Теоретические сведения: Пищевая ценность рыбы; Признаки доброкачественности рыбы. Условия и сроки хранения рыбной продукции. Оттаивание мороженой рыбы. Вымачивание солёной рыбы. Разделка рыбы. Санитарные требования при обработке рыбы. Технологическая последовательность приготовления рыбы; Санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы. Лабораторно-практические и практические работы . Определение свежести рыбы. . Тема: Технология приготовления блюд из рыбы (2ч.) Теоретические сведения . Разделка рыбы. Санитарные требования при обработке рыбы. Тепловая обработка рыбы. Технология приготовления блюд из рыбы и нерыбных продуктов моря. Подача готовых блюд. Требования к качеству готовых блюд. Признаки доброкачественности рыбы. Условия и сроки хранения рыбной продукции. Оттаивание мороженой рыбы. Вымачивание солёной рыбы. Разделка рыбы. Санитарные требования при обработке рыбы. Тепловая обработка рыбы. Лабораторно-практические и практические работы. Приготовление рыбы в кляре. Тема: Блюда из рыбы и нерыбных продуктов моря (2ч.) Т е о р е т и ч е с к и е с в е д е н и я . Пищевая ценность рыбы и нерыбных продуктов моря. Содержание в них белков, жиров, углеводов, витаминов. Виды рыбы и нерыбных продуктов моря, продуктов из них. Маркировка консервов. Условия и сроки хранения рыбной продукции. Оттаивание мороженой продукции. Санитарные требования. Тепловая обработка Технология приготовления блюд из рыбы и нерыбных продуктов моря. Подача готовых блюд. Требования к качеству готовых блюд. Лабораторно-практические и практические работы . Определение свежести. Приготовление блюд из морепродуктов. Тема. Блюда из мяса (2ч.) Т е о р е т и ч е с к и е с в е д е н и я . Значение мясных блюд в питании. Виды мяса и субпродуктов. Признаки доброкачественности мяса. Органолептические методы определения доброкачественности мяса. Условия и сроки хранения мясной продукции. Оттаивание мороженого мяса. Подготовка мяса к тепловой обработке. Санитарные требования при обработке мяса. Оборудование и инвентарь, применяемые при механической и тепловой обработке мяса. Виды тепловой обработки мяса. Определение качества термической обработки мясных блюд. Технология приготовления блюд из мяса. Подача к столу. Гарниры к мясным блюдам. Л а б о р а т о р н о - п р а к т и ч е с к и е и п р а к т и ч е с к и е р а б о т ы . Определение доброкачественности мяса и мясных продуктов. Приготовление блюда из мяса. Тема. Блюда из птицы (2ч.) Теоретические сведения. Виды домашней и сельскохозяйственной птицы и их кулинарное употребление. Способы определения качества птицы. Подготовка птицы к тепловой обработке. Способы разрезания птицы на части. Оборудование и инвентарь, применяемые при механической и тепловой обработке птицы. Виды тепловой обработки птицы. Технология приготовления блюд из птицы. Оформление готовых блюд и подача их к столу. Л а б о р а т о р н о - п р а к т и ч е с к и е и п р а к т и ч е с к и е р а б о т ы . Приготовление блюда из птицы. Тема. Заправочные супы (2ч.) Теоретические сведения. Значение супов в рационе питания. Технология приготовления бульонов, используемых при приготовлении заправочных супов. Виды заправочных супов. Технология приготовления щей, борща, рассольника, солянки, овощных супов и супов с крупами и мучными изделиями. Оценка готового блюда. Оформление готового супа и подача к столу. Лабораторно-практические и практические работы Приготовление заправочного супа. Раздел «Технологии творческой и опытнической деятельности» Тема. Приготовление праздничного обеда. Сервировка стола к обеду. Этикет. (2ч.) Теоретические сведения . Меню обеда. Сервировка стола к обеду. Набор столового белья, приборов и посуды для обеда. Подача блюд. Правила поведения за столом и пользования столовыми приборами. Лабораторно-практические и практические работы. Составление меню обеда. Приготовление обеда. Сервировка стола к обеду. Определение калорийности блюд. Планируемые результаты, отнесенные к блоку «Выпускник получит возможность научиться»: ответственному отношению к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива; Овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, овладение методами чтения технической, технологической и инструктивной информацией; Овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ. Раздел: 10. Исследовательская и созидательная деятельность 2 ч. Планируемые результаты, отнесенные к блоку «Выпускник научится», планировать и выполнять учебные технологические проекты: выявлять и формулировать проблему; обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата; планировать этапы выполнения работ; составлять технологическую карту изготовления изделия; выбирать средства реализации замысла; осуществлять технологический процесс; контролировать ход и результаты выполнения проекта. Т е о р е т и ч е с к и е с в е д е н и я . Цель и задачи проектной деятельности в 6 классе. Составные части годового творческого проекта шестиклассников. Практические работы. Творческий проект по разделу Кулинария – «Праздничный обед». Планируемые результаты, отнесенные к блоку «Выпускник получит возможность научиться»: представлять результаты выполненного проекта: пользоваться основными видами проектной документации; готовить пояснительную записку к проекту; оформлять проектные материалы; представлять проект к защите; Осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта, давать примерную оценку стоимости произведенного продукта как товара на рынке; разрабатывать варианты рекламы для продукта труда. Раздел: 11. Аэроквантум. 6 ч. Планируемые результаты, отнесенные к блоку «Выпускник научится»: • преодолеть страха полёта, • осознать своего уровня компетентности, • уметь слушать и задавать вопросы, • поиск оптимального решения, • работа с взаимосвязанными параметрами. • уметь подключать и настраивать оборудование симулятора, • Формировать навыки пилотирования коптера. Тема: Знакомство с техникой безопасности. Обучение работе в симуляторе полёта квадрокоптера (2 ч.) Т е о р е т и ч е с к и е с в е д е н и я : Демонстрации Видео с done racing. Правила техники безопасности и основы пилотирования. Демонстрация, как работает симулятор, и какие дополнительные возможности для тренировки имеет программа. Тема: Обучение пилотированию квадрокоптера в симуляторе (2ч). Проектирование трассы для симулятора. Тренировки на трассе. Тема: Итоговое занятие (2ч) Теоретические сведения : Вопросы для обсуждения Прохождение этапов. Подведение итогов. Планируемые результаты, отнесенные к блоку «Выпускник получит возможность научиться »: научиться работать с симулятором, умение подключать и настраивать оборудование симулятора, навыки пилотирования квадрокоптера, освоить основы визуального пилотирования мультироторных летательных аппаратов. Раздел:11 «Растениеводство - весенние работы» 2ч. Планируемые результаты, отнесенные к блоку «Выпускник научится»: - планировать весенние работы на пришкольном участке и в личном подсобном хозяйстве, выбирать культуры, планировать их размещение на участке с учетом севооборота. - выбирать технологию, инструменты, орудия и выполнять основные технологические приемы выращивания растений и уборки урожая с учетом правил безопасного труда и охраны окружающей среды, проводить опыты и фенологические наблюдения. - сроки посева культур, характеристика высаживаемых растений, приемы ухаживания за растениями, порядок выполнения. Тема. Приемы выращивания культурных растений (2 ч.) Теоретические сведения. Планирование весенних работ на пришкольном участке и в личном подсобном хозяйстве; Выбор культур. Планирование, размещение культур на участке с учетом севооборота; Сроки посева культур, характеристика высаживаемых растений, приемы ухаживания за растениями, порядок выполнения; Осуществлять поиск необходимой информации; сравнивать данную информацию со знаниями; Подготовка семян к посеву; Определение всхожести семян; Весенняя обработка почвы. Техника безопасности Профессии, связанные с выращиванием овощей и цветов. Практические работы . Готовность к рациональному ведению работ в саду и огороде. Выбирать технологию, инструменты, орудия и выполнять основные технологические приемы выращивания растений и уборки урожая с учетом правил безопасного труда и охраны окружающей среды, проводить опыты и фенологические наблюдения. Планируемые результаты, отнесенные к блоку «Выпускник получит возможность научиться»: Планировать сроки пересадки плодово-ягодных культур, характеристика высаживаемых растений, приемы ухаживания за растениями, порядок выполнения. Осуществлять поиск необходимой информации; сравнивать данную информацию со знаниями, полученными из собственных наблюдений и из прочитанных книг. Готовность к рациональному ведению работ в саду и огороде. Проявлять познавательную инициативу. Тематическое планирование по технологии 6 класс (68 ч/год, 2 ч./нед) № п/п Номер раздела и темы урока Раздел: 1. «Вводный урок». Тема урока Кол-во часов (2ч.) 1 Технология как дисциплина и как наука. Профессии 1 1 производство. Раздел 2. «Основные этапы проектной деятельности» 2 ч. 2 1 Введение в творческий проект. Этапы выполнения творческого проекта. 2 2 Раздел: 3. Интерьер жилого дома. Запуск первого проекта: «Растения в интерьере жилого дома» (4ч.) Планировка жилого дома. Комната девочки – подростка. Подбор материалов и цветового решения. Декоративное оформление интерьера.Комнатные растения в 4 2 интерьере Раздел: 4. «Технологии творческой и опытнической деятельности». (4ч.) Запуск первого проекта «Растение в интерьере жилого дома». Творческий проект по разделу «Растение в интерьере жилого 5 1 дома» Защита проекта 6 2 Раздел: 4. «Художественные ремесла». Запуск 2-го проекта: «Вяжем аксессуары крючком или спицами» (8ч.) Вводный урок. Материалы и инструменты. Схемы. Виды 7 1 пряжи. Основные виды петель при вязании крючком 3 8 1 2 Набор петель. Вязание полотна Вязание по кругу. Закрытие 2 2 2 2 2 2 петель. Вязание аксессуара «футляр для телефона» 9 3 Окончательная обработка аксессуара 10 4 Раздел: 5 «Технологии творческой и опытнической деятельности». Запуск 2_го проекта: «Вяжем аксессуары крючком или спицами» 2 2 (4ч.) Творческий проект по разделу «Вяжем аксессуары крючком 2 или спицами» Защита творческого проекта 12 2 2 Раздел: 6. «Создание изделий из текстильных материалов». Запуск 3-го проекта «Праздничный наряд к обеду» (18 ч.) 11 1 Виды и свойства текстильных материалов из химических волокон Конструирование плечевой одежды с цельнокроеным 14 2 коротким рукавом Моделирование плечевой одежды. Раскрой плечевого 15 3 изделия Швейная машина Дефекты машинной строчки 16 4 Приспособления к швейной машине. Машинные работы. Обработка мелких деталей 17 5 Технология изготовления плечевого изделия Подготовка и 18 6 проведение примерки Технология изготовления плечевого изделия. ВТО –влажно19 7 тепловая обработка Технология изготовления плечевого изделия 20 8 Окончательная обработка плечевого изделия 21 19 Раздел: 7. «Технологии творческой и опытнической деятельности». (4 ч.) Проект: «Праздничный наряд» 13 22 23 1 1 2 Творческий проект «Наряд для семейного обеда» Защита творческого проекта 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Раздел: 8 «Кулинария». Запуск 4-го проекта «Праздничный обед» (12 ч.) Вводный урок. Правила безопасности труда. Технологии обработки пищевых продуктов Блюда из рыбы. Блюда из нерыбных продуктов моря 25 2 Технология первичной и тепловой обработки мяса 26 3 Приготовление блюд из мяса Блюда из птицы 27 4 Заправочные супы 28 5 Приготовление сладкого обеда. Сервировка стола к обеду. 29 6 Раздел: 9 «Технологии творческой и опытнической деятельности». (2ч.) Запуск 5-го проекта «Праздничный обед» 2 Творческий проект «Приготовление воскресного семейного обеда» Раздел: 10 Точка роста. Аэроквантум - 6 ч. 2 24 1 30 1 31 1 32 2 33 3 34 2 2 2 2 2 Знакомство с техникой безопасности. Обучение работе в симуляторе полёта квадрокоптера Проектирование трассы для симулятора. Тренировки на трассе. 2 Зачет. Вопросы для обсуждения Прохождение этапов. Подведение итогов. 2 Раздел:10 «Растениеводство. Весенние работы. Весенняя обработка почвы для посадки овощей Итого: 68 час. 2 (2ч.) 2 6 класс По завершении учебного года обучающийся: называет и характеризует актуальные технологии профессии в области строительства, характеризует строительную отрасль региона проживания; описывает жизненный цикл технологии, приводя примеры; оперирует понятием «технологическая система» при описании средств удовлетворения потребностей человека; проводит морфологический и функциональный анализ технологической системы; проводит анализ технологической системы, в процессе проектирования продукта; читает элементарные чертежи и эскизы; выполняет эскизы механизмов, интерьера; освоил техники обработки материалов (по выбору обучающегося в соответствии с содержанием проектной деятельности); применяет простые механизмы для решения поставленных задач по проектированию технологических систем; строит модель механизма, состоящего из нескольких простых механизмов по кинематической схеме; получил и проанализировал опыт исследования получил и проанализировал опыт планирования (разработки) получения материального продукта в соответствии с собственными задачами (включая моделирование и разработку документации) или на основе самостоятельно проведенных исследований потребительских интересов. Рекомендации по оснащению учебного процесса Общая характеристика кабинета технологии. Занятия по технологии проводятся на базе кабинетов и мастерских по соответствующим направлениям обучения или комбинированных мастерских. Кабинет или мастерская может размещаться на любом этаже школьного здания, кроме полуподвальных и подвальных помещений. По санитарным нормам площадь рабочих помещений должна быть не менее 4,5 м2 на одного учащегося для отдельной мастерской по обработке ткани и кабинета кулинарии и 5,4 м2 — для комбинированной мастерской. Рабочие места учащихся необходимо укомплектовать соответствующим оборудованием и инструментами. В гигиенических целях в кабинете и мастерской должны быть умывальник и полотенце (бумажное или электрическое). Температуру в мастерских в холодное время года нужно поддерживать не ни же 18 °С при относительной влажности 40–60 %. Электрическая проводка к рабочим столам должна быть стационарной. Включение и выключение всей электросети кабинета или мастерской осуществляется с рабочего места учителя одним общим рубильником. Учебно-материальная база по технологии должна иметь рекомендованный Министерством образования и науки Российской Федерации набор инструментов, электроприборов, машин, оборудования и т. д. согласно утверждённому Перечню средств обучения и учебного оборудования. В учебно-методический комплект для образовательной области «Технология» входят учебники, рабочие тетради для учащихся, методические рекомендации по организации учебной деятельности для учителя, методические рекомендации по оборудованию кабинетов и мастерских, таблицы, плакаты, электронные наглядные пособия, специально разработанное оборудование для лабораторно-практических работ, технические средства обучения. Государственным образовательным стандартом основного общего образования второго поколения рекомендуются следующие технические средства обучения для оснащения кабинета технологии: компьютер с комплексом обучающих программ и выходом в сеть Интернет; мультимедийный проектор и экран; принтер; цифровой фотоаппарат; цифровая видеокамера; сканер; цифровой микроскоп; доска со средствами, обеспечивающими обратную связь. Большое внимание при работе в мастерских должно быть обращено на соблюдение правил санитарии и гигиены, электро- и пожарной безопасности, безопасных приёмов труда учащихся при выполнении технологических операций. Для этого мастерские оборудуются соответствующими приспособлениями и оснащаются наглядной информацией. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса. № п/п 1 2 3 4 5 Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения 1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2011 Примерная программа по технологии для учащихся 5-9 классов, М.: Просвещение, 2010 год (стандарты второго поколения); Программы основного общего образования «Технология 5-8 класс», разработанной в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования второго поколения авторским коллективом в составе А.Т. Тищенко, Н.В. Синица, Москва, Вентана-Граф, 2012г .-144с. Технология. Технология ведения дома: 5 класс: Синицина Н.В. учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Синицина Н.В., В.Д. Симоненко. – М.: Вентана – Граф, 2012. Рабочая тетрадь ФГОС «Технологии ведения дома» Н.В.Синица, В.Д.Симоненко для обучающихся 5 класса, М.: «Вентана-Граф», 2012 год Технология. Технология ведения дома: 5 класс: методическое пособие ФГОС Н.В. Синицина.-М.: Вентана-Граф, 2013.- 144с. 6 7 Методические рекомендации по оборудованию кабинетов и мастерских технологического труда. Бешинков А.К., Казакевич В.М. Дидактические материалы по всем разделам технологической подготовки обучающихся. 8 Научно – популярная и техническая литература по темам учебной программы 9 М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева. «Формула правильного питания», методическое пособие для педагога. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008 год Технология. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя / Под ред. И.А. Сасовой. – М.: Вентана-Граф, 2008. 10 1 2. Печатные пособия Таблицы (плакаты): – Правила по технике безопасности при работе на кухне – Пищевые вещества – Классификация блюд – Санитарно-гигиенические правила – Приемы работы ножом и приспособлениями – Сервировка стола – Правила пользования столовыми приборами – Первичная обработка овощей – Приготовление бутербродов – Приготовление блюд из яиц – Напитки (чай, какао, кофе) – Правильная посадка – Машинная игла и моталка – Техника безопасности при работе ручными инструментами – Швейная машина типа ПМЗ – Организация рабочего места и т/б при работе ручными инструментами – Раскрой швейных изделий (раскладка) – Машинные швы – Обработка фартука – Приводные устройства – Ручные стежки и строчки – Разработка моделей фартуков – Заправка ниток в швейную машину 2 3 1 2 3 4 5 1 2 1 1 2 3 1 Карточки контроля знаний Инструкционные (технологические) карты Памятки Карточки – задания Демонстрационные карточки Перфокарты Журналы иллюстративного материала. 3. Технические средства обучения, включая ИКТ Мультимедийный проектор Ноутбук Экран Сканер Принтер 4. Экранно-звуковые пособия Видеофильмы по основным разделам и темам программ Видеофильмы по современным направлениям развития технологии, материального производства и сфер услуг. 6. Оборудование класса Парты ученические Стулья ученические Стол учительский Машины швейные Гладильная доска Манекен учебный Стенды с выставкой ученических работ Секционные шкафы Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором для крепления плакатов и таблиц 7. Учебно – практическое и учебно – лабораторное оборудование Набор ручных инструментов и приспособлений Виды швов, вышивок, орнаментов Комплект оборудования и приспособлений для ВТО 8. Интернет-ресурсы www.wikipedia.ru 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 www.slovari.ru www.feb-web.ru http://center.fio.ru/som http://www.eor-np http://www.eor.it.ru http://www.openclass.ru/user http://www/it-n.ru http://eidos.ru http://www.botic.ru http://www.cnso.ru/tehn http://files.school-collection.edu.ru http://trud.rkc-74.ru http://tehnologia.59442 http://www.domovodstvo.fatal.ru http://tehnologiya.narod.ru Критерии оценки качества знаний учащихся по технологии № п.п 1 2 оценки «5» «4» 3 «3» 4 «2» Знание учебного материала Ответы отличаются глубокими знанием учебного материала, свидетельствуют о способности самостоятельно находить причинно-следственные зависимости и связь с практикой В ответах допускаются незначительные неточности, учащиеся почти самостоятельно находят причинноследственные зависимости в учебном материале, связи его с практикой В ответах допускаются неточности, исправляемые только с помощью учителя, учащиеся не могут сами выделить в учебном материале причинно-следственные связи, связать его с практикой Ответы свидетельствуют о значительном незнании Точность обработки изделия Правильность выполнения трудовых приемов Организация рабочего времени Соблюдение правил дисциплины и т/б Норма времени меньше или равна установленной Абсолютная правильность выполнения трудовых операций Учащийся показал грамотное соблюдение правил организации рабочего места Нарушений дисциплины и правил т/б в процессе занятия учителем замечено не было Норма времени превышает установленного на 10-15 % Имеют место отдельные случаи неправильного выполнения трудовых приемов, которые после замечания учителя не повторяются Имели место отдельные случаи нарушения правил организации рабочего места, которое после замечания учителя не повторяются Имели место отдельные случаи нарушения дисциплины и т/б, которые после замечания учителя не повторяются Точность размеров изделия лежит в пределах поля допуска Норма времени превышает установленную на 20% и более Имеют место случаи неправильного выполнения трудовых приемов, часть из которых после замечания учителя повторяются снова Имели место случаи неправильной организации рабочего места, которые после замечания учителя повторяются снова Имели место нарушения дисциплины и правил т/б, которые после замечания учителя повторялись снова Точность изделия Учащийся не справился с Почти все трудовые приемы Почти весь урок наблюдались Имели место многократные Точность размеров изделия лежит в пределах 1/3 допуска Точность размеров изделия лежит в пределах ½ поля допуска Норма времени выполнения учебного материала, учащийся не может без учителя найти в нем причинно-следственные связи, относящиеся к классу простейших выходит за пределы поля допуска заданием в течении бюджета времени урока выполняются не верно и не исправляются после замечания нарушения правил организации рабочего места случаи нарушения правил т/б и дисциплины Оценка швейного изделия производится по следующим параметрам: - Качество и аккуратность выполнения изделия. - Соблюдение нормы времени. - Соблюдение технологии. - Организация рабочего места. - Соблюдение правил техники безопасности. Оценка «5» ставится тогда, когда все вышеназванные требования соблюдаются, Оценка «4» — когда 1 или 2 критерия не выполнены. Оценка «3» выставляется, если нарушены 3 критерия, Оценка «2» когда работа совсем не отвечает предъявленным к ней требованиям или брак, допущенный в работе, исправить невозможно. При выполнении творческих и проектных работ ТехникоОценка «5» экономические ставится, если учащийся: требования Защита проекта Обнаруживает полное соответствие содержания доклада и проделанной работы. Правильно и четко отвечает на все поставленные вопросы. Умеет самостоятельно подтвердить теоретические положения конкретными примерами. Оценка «4» ставится, если учащийся: Оценка «3» ставится, если учащийся: Обнаруживает, в основном, полное соответствие доклада и Проделанной работы. Правильно и четко отвечает почти на все поставленные вопросы. Умеет, в основном, самостоятельно подтвердить теоретические положения конкретными примерами Оформление Печатный вариант. Обнаруживает неполное Соответствие доклада и Проделанной проектной работы. Не может правильно и четко ответить на отдельные вопросы. Затрудняется самостоятельно Подтвердить теоретическое Положение конкретными примерами. Печатный вариант. Неполное Рукописный вариант. Печатный вариант. Соответствие Оценка «2» ставится, если учащийся: Обнаруживает незнание большей части проделанной проектной работы. Не может правильно и четко ответить на многие вопросы. Не может подтвердить теоретические положения конкретными примерами. проекта Требованиям последовательности выполнения проекта. Грамотное, полное изложение всех разделов. Наличие и качество наглядных Материалов (иллюстрации, зарисовки, фотографии, схемы и т.д.). Соответствие технологических разработок современным требованиям. Эстетичность выполнения. Соответствие требованиям Выполнения проекта. Грамотное, в основном, полное изложение всех разделов. Качественное, неполное количество наглядных материалов. Соответствие технологических разработок современным требованиям. соответствие требованиям проекта. Не совсем грамотное изложение разделов. Некачественные наглядные материалы. Неполное соответствие технологических разработок v современным требованиям. Не соответствие Требованиям выполнения проекта. Неграмотное изложение всех разделов. Отсутствие наглядных материалов. Устаревшие технологии обработки. Практическая направлен ность Выполненное изделие соответствует и может использоваться по назначению, предусмотренному при разработке проекта. Выполненное изделие соответствует и может использоваться по назначению и допущенные отклонения в проекте не имеют принципиального значения. Выполненное изделие не соответствует и не может использоваться по назначению. Соответствие технологии выполнения Работа выполнена в соответствии с технологией. Правильность подбора технологических операций при проектировании Работа выполнена в соответствии с технологией, отклонение от указанных инструкционных карт не имеют принципиального значения Выполненное изделие имеет отклонение от указанного назначения, предусмотренного в проекте, но может использоваться в другом практическом применении. Работа выполнена с отклонением от технологии, но изделие может быть использовано по назначению Качество проектного изделия Изделие выполнено в соответствии эскизу чертежа. Размеры выдержаны. Отделка выполнена в соответствии с требованиями предусмотренными в проекте. Эстетический внешний вид изделия Изделие выполнено в соответствии эскизу, чертежу, размеры выдержаны, но качество отделки ниже требуемого, в основном внешний вид изделия не ухудшается Изделие выполнено по чертежу и эскизу с небольшими отклонениями, качество отделки удовлетворительно, ухудшился внешний вид изделия, но может быть использован по назначению Обработка изделий (детали) выполнена с грубыми отклонениями от технологии, применялись не предусмотренные операции, изделие бракуется Изделие выполнено с отступлениями от чертежа, не соответствует эскизу. Дополнительная доработка не может привести к возможности использования изделия Лист корректировки рабочей программы (тематического планирования рабочей программы) Предмет: Технология Класс: 6 Учитель: Пантелеева М.Ю. 2021-2022 учебный год № Уро ка Дата по плану Дата Тема по плану провед ения Тема по факту Кол-во часов По план у Причина корректировки Дан о Способ корректировки