окружающий мир 1-4кл.

Министерство образования и науки Республики Бурятия
МО «Прибайкальский район»
Муниципальное образовательное учреждение
«Таловская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено:
на заседании МО
Протокол № ___
от «29» августа 2018 г.
Руководитель МО:
________ /Генералова Д.Г./

Согласовано:
Зам. директора по УВР:
________ Федорова Т.Г.
«30» августа 2018 г.

«Утверждаю»
Директор школы:
__________Пантелеев Ю.А.
Приказ по школе № 101
от «31» августа 2018 г.

Рабочая программа
по окружающему миру
1-4 класс
2018-2022 уч.гг.

Учителя начальных классов:
Генералова Д.Г
Иванова Л.Г.
Котлова Д.В.
Помигалова Л.А.
Таскина М.Н.
Турпанова С.В.
Шапхаева Л.А.
Шашина Н.Г.

ст. Таловка

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» разработана в соответствии с:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373 «Об
утверждении и введении в действие федерального образовательного стандарта начального
общего образования»;
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 N 1576 «О внесении
изменений в федеральный государственный образовательный стандарт НОО,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6
октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального
образовательного стандарта начального общего образования»;
- Примерной основной образовательной программой начального общего образования;
- Авторской программой начального общего образования по окружающему мир под
редакцией А.А. Плешакова «Окружающий мир», УМК «Школа России».
Программа соответствует учебнику «Окружающий мир» (1-4
общеобразовательных учреждений /А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2018.

кл.)

для

В данной рабочей программе на изучение окружающего мира отводится:
1 класс — 2 часов в неделю (33 учебных недели —
2 класс — 2 часов в неделю (34 учебных недели —
3 класс — 2 часов в неделю (34 учебных недели —
4 класс — 2 часов в неделю (34 учебных недели —

66 часов в год);
68 часов в год);
68 часов в год);
68 часов в год);

На освоении программы по окружающему миру (1– 4 классы) выделяется 270 часов
учебного времени.

Планируемые результаты освоения учебного предмета
1

класс

Личностные результаты:
 первичное представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как
юного гражданина России, одновременно осознающего свою принадлежность к
определѐнному этносу.
 умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в
отношении своей Родины;
 первичное представление о ценностях многонационального российского общества
(образ Родины как семьи разных народов, образ Москвы как духовной ценности,
важной для разных народов);
 ценностные представления о своей семье и своей малой родине;
 первичные представления об изменении человека и окружающего мира с течением
времени, овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире
на основе представлений о развитии техники, в том числе электронной;
 представление о новой социальной роли ученика, правилах школьной жизни (быть
готовым к уроку, бережно относиться к школьным принадлежностям – учебнику,
рабочей тетради и др.);
 положительное отношение к школе и учебной деятельности;
 первичное представление о личной ответственности за свои поступки через
бережное отношение к природе и окружающему миру в целом;
 эстетические чувства, впечатления от восприятия предметов и явлений
окружающего мира;
 этические чувства, эмоционально-нравственная отзывчивость на основе
взаимодействия с другими людьми и с природой, доброжелательное отношение к
сверстникам, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
 потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками на основе
взаимодействия при выполнении совместных заданий;
 первоначальная установка на безопасный, здоровый образ жизни через выявление
потенциальной опасности окружающих предметов, знакомство с правилами
безопасности в быту, при переходе улицы, в транспорте, осознание важности
правильной подготовки ко сну, правильного питания, выполнения гигиенических
процедур;
 бережное отношение к материальным и духовным ценностям через знакомство с
трудом людей разных профессий.
Метапредметные результаты:
 понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
 сохранять учебную задачу урока (воспроизводить еѐ в ходе урока по просьбе
учителя);
 выделять из темы урока известные знания и умения;
 планировать своѐ высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что потом);
 планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная
ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя);
 сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или рабочей
тетради;
 осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности,
используя «Странички для самопроверки»;
























фиксировать в конце урока удовлетворѐнность/неудовлетворѐнность своей работой
на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), позитивно относиться к
своим успехам/неуспехам.
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для
передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в
рамки и пр.);
находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из
текстов, иллюстраций, в учебных пособиях и пр.;
понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, применять полученную
информацию при выполнении заданий учебника, рабочей тетради или заданий,
предложенных учителем;
анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных
признаков;
проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;
устанавливать элементарные причинно-следственные связи;
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в
соответствии с возрастными нормами;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков,
схем, подготовке сообщений и пр.;
располагать рассматриваемые объекты, события и явления на шкале
относительного времени «раньше — теперь».
включаться в диалог с учителем и сверстниками;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнѐра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на
полуслове, вникать в смысл того, о чѐм говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению;
излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения;
интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с
собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо
общаться;
признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают
другие;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости,
я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы
(работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с
учѐтом возрастных особенностей, норм);
готовить небольшие сообщения с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД
и пр.) по теме проекта.

Предметные результаты:
выпускник научится:
 правильно называть родную страну, родной город, село (малую родину);
 различать флаг и герб России;
 узнавать некоторые достопримечательности столицы;
 называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи;
 проводить наблюдения в окружающем мире с помощью взрослого;
 проводить опыты с водой, снегом и льдом;

 различать изученные объекты природы (камни, растения, животных, созвездия);
 различать овощи и фрукты;
 определять с помощью атласа-определителя растения и животных;
 описывать по плану дерево, рыбу, птицу, своего домашнего питомца (кошку,
собаку);
 сравнивать растения, животных, относить их к определѐнным группам;
 сравнивать реку и море;
 использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты;
 находить на глобусе холодные и жаркие районы;
 различать животных холодных и жарких районов;
 изготавливать модели Солнца, звѐзд, созвездий, Луны;
 различать прошлое, настоящее и будущее;
 называть дни недели и времена года в правильной последовательности;
 соотносить времена года и месяцы;
 находить некоторые взаимосвязи в окружающем мире;
 объяснять причины возникновения дождя и ветра;
 перечислять цвета радуги в правильной последовательности;
 ухаживать за комнатными растениями, животными живого уголка
 мастерить простейшие кормушки и подкармливать птиц;
 раздельно собирать мусор в быту;
 соблюдать правила поведения в природе;
 правильно готовиться ко сну, чистить зубы и мыть руки;
 подбирать одежду для разных случаев;
 правильно обращаться с электричеством и электроприборами;
 правильно переходить улицу;
 соблюдать правила безопасной езды на велосипеде;
 различать виды транспорта;
 соблюдать правила безопасности в транспорте.
выпускник получит возможность научиться:
 различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой
и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать
изученные растения, животных (по несколько представителей каждой группы); вести
наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя ГПД; выполнять правила
поведения в природе;
 различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города
(села), трудом людей;
 выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
 использовать основные формы приветствия, просьбы и т.д. в отношениях с
другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах; выполнять
режим дня;
 рассказывать о растениях, грибах, животных, объясняя условия их жизни,
способы питания, защиты и другие их особенности;
 по результатам экскурсий рассказывать о достопримечательностях родного
города (села);
 объяснять отличия дикорастущих и культурных растений, связи растений и
животных, приспособляемость животных к среде обитания, необходимость бережного
отношения к редким видам растений и животных, значение Красной книги;
 объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека;
 моделировать дерево, цветковое растение, гриб, насекомое и др.;

 анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте;
 осознавать необходимость бережного и сознательного отношения к своему
здоровью (одежда, движение, здоровое питание, здоровый сон, соблюдение режима дня и
др.).
Человек и природа
выпускник научится:
 различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы;
 описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и
неживой природы, выделять их основные существенные признаки;
 сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или
известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных
объектов природы;
 проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее
лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и
правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
 использовать естественно-научные тексты с целью поиска и извлечения
познавательной информации ответов на вопросы, объяснений, создания собственных
устных или письменных высказываний;
 использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию,
определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт) для поиска
необходимой информации;
 Использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или
выявления свойств объектов;
 обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой,
взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного
отношения к природе;
 определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры
влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека;
 понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного
поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для
сохранения и укрепления своего здоровья.
выпускник получит возможность научиться:
 осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее
сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (раздельный сбор
мусора, экономия воды и электроэнергии) и в природе;
 пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего
самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила
рационального питания и личной гигиены;
 выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь
при несложных несчастных случаях.
Человек и общество
выпускник научится:
 различать государственную символику Российской Федерации; описывать
достопримечательности столицы и родного края; находить на карте Российскую
Федерацию, Москву – столицу России, свой регион и его главный город;
 различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить основные (изученные)
исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных
событий на «ленте времени»;

 оценивать характер взаимоотношения людей в различных социальных группах
(семья, общество сверстников и т.д.);
 использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую
литературу о человеке и обществе с целью поиска и извлечения познавательной
информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или
письменных высказываний;
 соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать
необходимость здорового образа жизни.
выпускник получит возможность научиться:
 осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими
социальными группами;
 ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах
прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем
самым чувство исторической перспективы;
 наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его
созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального
сообщества, страны;
 проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные
договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в
официальной обстановке школы.
2 класс
Личностные результаты:
 формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального
российского общества; становление гуманистических и демократических
ценностных ориентаций;
 формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
 формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
 овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
 принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
 развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том
числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных
нормах, социальной справедливости и свободе;
 формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
 развитие этических чувств, доброжелательности, эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
 развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликты и видеть выходы из спорных
ситуаций;
 формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации
к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.

Метапредметные результаты:
 овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, находить средства еѐ осуществления;
 освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
 формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации; определять
наиболее эффективные способы достижения результата;
 формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
 освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
 использование знаково-символических средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач;
 активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и
познавательных задач;
 использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного
предмета «Окружающий мир»;
 овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
 готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своѐ
мнение и аргументировать собственную точку зрения и оценку событий;
 определение общей цели и путей еѐ достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих;
Предметные результаты:
 понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за
национальные свершения, открытия, победы;
 сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье,
истории, культуре, природе нашей страны, еѐ современной жизни;
 осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической
грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и
людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
 освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись,
измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из
семейных
архивов,
от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
 развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в
окружающем мире.

Человек и природа
Выпускник научится
 узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
 описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и
неживой природы, выделять их существенные признаки;
 сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или
известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных
объектов природы;
 проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя
простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать
инструкциям
 и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
 использовать естественно-научные тексты (на бумажных и электронных носителях,
в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации,
ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных
высказываний;
 использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию,
определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и
компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
 использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или
описания свойств объектов;
 обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой,
взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного
отношения к природе;
 определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры
влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
 понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного
поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для
сохранения и укрепления своего здоровья.
Выпускник получит возможность научиться
 использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и
видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие
презентации по результатам наблюдений и опытов;
 моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием
виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
 осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за еѐ
сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный
сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
 пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения
здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной
гигиены;
 выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде,
оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
 планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания
окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации.

Человек и общество
Выпускник научится
 узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона;
описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира
Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;
 различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические
события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на
«ленте времени»;
 используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных
носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к
образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний
отличать реальные исторические факты от вымыслов;
 оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах
(семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств,
доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств
других людей и сопереживания им;
 использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую
литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы,
объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Выпускник получит возможность научиться
 осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными
группами;
 ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах
прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем
самым чувство исторической перспективы;
 наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его
созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательной организации,
социума, этноса, страны;
 проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные
договорѐнности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в
официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности
в информационной образовательной среде;
3 класс
Личностные результаты:
 формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального
российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных
ориентации;
 формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
 формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
 овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
 принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;

 развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том
числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
 формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
 развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
 развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций;
 формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
 овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств еѐ осуществления;

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации; определять
наиболее эффективные способы достижения результата;

формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

использование знаково-символических средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач;

активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных
задач;

использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета
«Окружающий мир»;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

определение общей цели и путей еѐ достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;

овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных,
технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;


умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного
предмета «Окружающий мир».
Предметные результаты:
 понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за
национальные свершения, открытия, победы;
 сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей
семье, истории, культуре, природе нашей страны, еѐ современной жизни;

осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической
грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей,
норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись,
измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных
архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в
окружающем мире.
Человек и природа
Выпускник научится:
 различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы;
 описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и
неживой природы, выделять их основные существенные признаки;

сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или
известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных
объектов природы;

проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее
лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и
правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

использовать естественно-научные тексты с целью поиска и извлечения
познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных
устных или письменных высказываний;

использовать различные справочные издания (определитель растений и животных
на основе иллюстраций, атлас карт) для поиска новой информации;

использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или
выявления свойств объектов;

обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой,
взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости
бережного отношения к природе;

определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры
влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека;

понимать необходимость
здорового образа жизни, соблюдения
правил
безопасного поведения; использовать знания
о строении и функционировании
организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Выпускник получит возможность научиться

осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за еѐ
сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (раздельный сбор
мусора, экономия воды и электроэнергии) и в природе;


пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего
самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила
рационального питания и личной гигиены.

выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь
при несложных несчастных случаях.
Человек и общество
Выпускник научится

различать государственную символику Российской Федерации; описывать
достопримечательности столицы и родного края; находить на карте Российскую
Федерацию, Москву – столицу России, свой регион и его главный город;

различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить основные (изученные)
исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных
событий на «ленте времени»;

используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся
к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; на основе имеющихся знаний
отличать реальные исторические факты от вымыслов;

оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах
(семья, общество сверстников и т.д.);

использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и
детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска и извлечения познавательной
информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или
письменных высказываний;

соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать
необходимость здорового образа жизни.
Выпускник получит возможность научиться
 осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими
социальными группами;
 ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах
прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем
самым чувство исторической перспективы;
 наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его
созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального
сообщества, страны;
 проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные
договорѐнности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в
официальной обстановке школы.
4 класс
Личностные результаты:
 формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального
российского общества; становление гуманистических и демократических
ценностных ориентации;
 формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
 формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;









овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том
числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных
нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:
 овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств еѐ осуществления;
 освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации; определять
наиболее эффективные способы достижения результата;
 формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
 освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
 использование знаково-символических средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач;
 активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и
познавательных задач;
 использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки,
анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного
предмета «Окружающий мир»;
 овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
 готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
 определение общей цели и путей еѐ достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих;
 овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных,




технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета
«Окружающий мир»;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием
учебного предмета «Окружающий мир».

Предметные результаты:
 понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за
национальные свершения, открытия, победы;
 сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей
семье, истории, культуре, природе нашей страны, еѐ современной жизни;
 осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической
грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и
людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
 освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись,
измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из
семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном
пространстве);
 развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в
окружающем мире.
Человек и природа
Выпускник научится:
 узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
 описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и
неживой природы, выделять их существенные признаки;
 сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или
известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных
объектов природы;
 проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты,
используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать
инструкциям
 и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
 использовать естественно­научные тексты (на бумажных и электронных
носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения
информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или
письменных высказываний;
 использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию,
определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и
компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
 использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или
описания свойств объектов;
 обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой,
взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного
отношения к природе;
 определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры
влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

 понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного
поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека
для сохранения и укрепления своего здоровья.
Выпускник получит возможность научиться:
 использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и
видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие
презентации по результатам наблюдений и опытов;
 моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием
виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
 осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее
сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор
мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
 пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения
здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной
гигиены;
 выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде,
оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
 планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе
познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации.
Человек и общество
Выпускник научится:
 узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона;
описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира
Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;
 различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические
события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте
времени»;
 используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных
носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к
образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний
отличать реальные исторические факты от вымыслов;
 оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах
(семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств,
доброжелательности и эмоционально­нравственной отзывчивости, понимания чувств
других людей и сопереживания им;
 использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую
литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы,
объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Выпускник получит возможность научиться:
 осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими
социальными группами;
 ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах
прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем
самым чувство исторической перспективы;
 наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его
созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательной организации,
социума, этноса, страны;

 проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные
договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в
официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в
информационной образовательной среде;
 определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения;
договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в
совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.
Содержание учебного предмета
1 класс
Введение (1 ч)
Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша
школа. Дорога от дома до школы. Правила и безопасность дорожного движения (в
частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).
Экскурсии: Знакомство со школой. Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами
безопасности в пути.
Что и кто? (21 ч)
Что такое Родина? Что мы знаем о народах России? Что мы знаем о Москве? Проект «Моя
малая Родина». Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Что общего у разных
растений? Что растѐт на подоконнике? Что растѐт на клумбе? Что это за листья?Что такое
хвоинки? Кто такие насекомые? Кто такие рыбы? Кто такие птицы? Кто такие звери?
Что окружает нас дома? Что умеет компьютер? Что вокруг нас может быть опасным? На
что похожа наша планета? На что похожа наша планета? Проверим себя и оценим свои
достижения по разделу «Что и кто?» Презентация проекта «Моя малая родина».
Как, откуда и куда? (12 ч)
Как живѐт семья? Проект «Моя семья» Откуда в наш дом приходит вода и куда она
уходит? Откуда в наш дом приходит электричество? Как путешествует письмо?
Куда текут реки? Откуда берутся снег и лѐд? Как живут растения? Как живут животные?
Как зимой помочь птицам? Откуда берѐтся и куда девается мусор? Откуда в снежках
грязь? Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?»
Презентация проекта «Моя семья»
Где и когда? (10 ч)
Проект «Мой класс и моя школа». Когда
придѐт суббота? Где живут белые
медведи? Где живут слоны? Когда появилась одежда? Где зимуют птицы? Когда изобрели
велосипед? Когда мы станем взрослыми? Проверим себя и оценим свои достижения по
разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа
Почему и зачем? (22 ч)
Почему Солнце светит днѐм, а звѐзды ночью? Почему Луна бывает разной? Почему идѐт
дождь и дует ветер? Почему звенит звонок? Почему радуга разноцветная? Почему радуга
разноцветная? Проект «Мои домашние питомцы». Почему мы не будем рвать цветы и
ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?
Зачем мы спим ночью? Почему нужно есть много овощей и фруктов? Почему нужно
чистить зубы и мыть руки? Зачем нам телефон и телевизор? Зачем нужны автомобили?

Зачем нужны поезда? Зачем строят корабли? Зачем строят самолѐты? Почему в
автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? Почему на корабле и в
самолѐте нужно соблюдать правила безопасности?
Зачем люди осваивают космос? Почему мы часто слышим слово «экология»? Проверим
себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?». Презентация
2 класс
Где мы живѐм? (4 ч)
Где мы живѐм. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего
города. Что мы называем родным краем (район, область). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – всѐ это окружающая нас
природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками
людей. Наше отношение к окружающему.
Природа (20 ч)
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник света и тепла для всего
живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звѐздное небо. Созвездия, представления о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных
кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и
воды, защита воздуха и воды от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки.
Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения.
Какие бывают животные: насекомые рыбы, птицы, звери; их существенные признаки,
уход за ними. Дикие и домашние животные.
Сезонные изменения в природе (осенние явления). Кошки и собаки различных пород.
Уход за домашними питомцами. Животные живого уголка.
Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для
животных; животные – распространители плодов и семян растений.
Отрицательное влияние людей на растения и животных: сбор букетов, обламывание
ветвей; вырубка лесов, вылов красивых насекомых; неумеренная охота и рыбная ловля,
разорение птичьих гнѐзд и муравейников. Охрана растений и животных своего края.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями, животными. Меры их
охраны. Правила поведения в природе.
Жизнь города и села (10 ч)
Посѐлок, где мы живѐм: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш
дом: городской, сельский. Соблюдение чистоты, порядка на лестничной площадке, в
подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство. Транспорт,
торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальное
представление об отдельных производственных процессах.
Промышленные предприятия посѐлка. Строительство в посѐлке.
Какой бывает транспорт: наземный, водный, подземный, воздушный; пассажирский,
грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины посѐлка.
Культура и образование нашего края: музеи, театры, школы. Памятники культуры, их
охрана.
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, учѐного, артиста, учителя,
других деятелей культуры и образования.
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.

Здоровье и безопасность (9 ч)
Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня.
Правила личной гигиены.
Наиболее распространѐнные заболевания, их предупреждение и лечение.
Поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения. Специальности врачей
(терапевт, стоматолог, отоларинголог).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми
предметами). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде.
Съедобные несъедобные грибы и ягоды. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных
ситуациях при контакте с людьми.
Правила экологической безопасности: не купаться в загрязнѐнных водоѐмах, не стоять
возле автомобиля с работающим двигателем, не собирать ягоды и грибы возле шоссе.
Общение (7 ч)
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи.
Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместная учѐба, игры, отдых. Взаимоотношения
мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Приѐм
гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в
общественных местах (в магазине, кинотеатре, транспорте).
Путешествия (18 ч)
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоѐмов:
река, озеро, море. Части реки (исток, устье, приток).
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к
природе весной и летом.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России.
Московский Кремль и другие достопримечательности.
Знакомство с другими городами нашей страны.
Карта мира, материки, океаны. Страны и народы мира. Земля – общий дом всех людей.
3 класс
Как устроен мир (7 ч)
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой
природы. Связи в природе. Роль природы в жизни людей. Человек – часть природы,
разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление,
воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира. Общество. Семья,
народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между
живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного
дома человечества. Воздействие людей на природу. Меры по охране природы.
Эта удивительная природа (19 ч)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые, жидкие, газообразные тела и
вещества.

Воздух. Свойства воздуха. Состав воздуха. Значение воздуха для живых организмов.
Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода. Свойства воды. Очистка воды от примесей с помощью фильтра. Три состояния
воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для растений, животных, человека.
Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Необходимость экономии
воды при ее использовании.
Разрушение твердых пород в природе. Почва. Состав почвы. Представление об
образовании почвы, роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых
организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности
людей. Охрана почвы.
Разнообразие растений. Группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные,
цветковые. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль
растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения
из Красной книги России. Охрана растений. Разнообразие животных. Группы животных:
насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери или млекопитающие.
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть
питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в
природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной
книги России. Охрана животных. Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в
природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир
грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов. «Великий круговорот жизни».
Основные звенья этого круговорота: организмы-производители, организмы-потребители и
организмы-разрушители. Роль почвы в круговороте жизни.
Мы и наше здоровье (10 ч)
Организм человека. Органы. Их функции в организме. Системы органов.
Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств, их значение и гигиена.
Кожа, ее функции. Гигиена кожи. Первая помощь при небольших повреждениях кожи
(порез, ожог, ушиб, обморожение). Опорно-двигательная система, ее роль в организме.
Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления
мышц. Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная
система, ее роль в организме. Гигиена питания. Дыхательная и кровеносная системы, их
роль в организме. Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и
способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики – враги
здоровья.
Наша безопасность(8 ч)
Огонь, вода и газ. Меры безопасности при обращении с огнем, газом. Действия во время
пожара, аварии водопровода, утечки газа. Номера телефонов срочных служб.
Меры безопасности на улице, дороге, общественном транспорте. Дорожные знаки:
предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные.
Опасные места в доме и ближайших окрестностях. Правила поведения при встрече с
незнакомцем. Меры безопасности при общении с природой. Опасные природные явления.
Экологическая безопасность.
Чему учит экономика(12 ч)
Для чего нужна экономика. Потребности человека. Товары и услуги. Природные
богатства – основы экономики. Три кита экономики: природные богатства, капитал, труд.
Труд – главная потребность человека. Полезные ископаемые, их разнообразие, значение
для человека. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность.
Основные отрасли промышленности. Роль денег в экономике. Денежные единицы разных

стран. Заработная плата. Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги.
На что государство тратит деньги. Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.
Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Промышленность и
загрязнение окружающей среды. Экологические прогнозы.
Путешествие по городам и странам (12 ч)
Города Золотого кольца России. Их прошлое и настоящее, основные
достопримечательности, охрана памятников истории и культуры. Страны, граничащие с
Россией - наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы,
особенности природы, культуры, экономики. Основные достопримечательности,
знаменитые люди разных стран. Знаменитые места мира. Достопримечательности Азии,
Африки, Австралии, Америки. Бережное отношение к культурному наследию
человечества.
4 класс
Земля и человечество (9 ч)
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и
спутники планет. Земля - планета Солнечной системы. Луна - естественный спутник
Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и
времѐн года. Звѐздное небо - великая «книга» природы. Мир глазами географа. Что
изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты.
Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу. Мир глазами
историка. Что изучает истерия. Исторические источники. Счѐт лет в истории.
Историческая карта. Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о
современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды - задача
всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей
среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга. Практические работы:
движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, знакомство с картой звѐздного мира,
поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте, знакомство с
историческими картами.
Природа России (10 ч)
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озѐр реки
нашей страны. Природные зоны нашей страны. Карта природных зон России.
Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность
организмов к условиям обитай в разных природных зонах. Особенности хозяйственной
деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы
каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесѐнные в
Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха
населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.
Представление об экологическом равновесии и необходимости его учѐта в процессе
хозяйственной деятельности людей. Практические работы: поиск и показ на физической
карте равнин и гор России; поиск и показ на физической карте морей, озѐр и рек России;
поиск и показ на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров
растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в Арктике, в
тундре, в зоне лесов, в зоне степей, в зоне пустынь, в зоне субтропиков.
Родной край - часть большой страны (15 ч)
Наш край на карте Родины. Карта родного края. Формы земной поверхности в нашем
крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана

поверхности края. Водоѐмы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение
водоѐмов в результате деятельности человека. Охрана водоѐмов нашего края. Полезные
ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы
добычи. Охрана недр в нашем крае. Ознакомление с важнейшими видами почв края.
Охрана почв в нашем крае. Природные сообщества. Разнообразие растений и животных
различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных
сообществ. Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями
Растениеводство в нашем крае, его отрасли. Сорта культурных растений. Представление о
биологической защите урожая, еѐ значении для сохранения окружающей среды и
производства экологически чистых продуктов питания. Животноводство в нашем крае,
его отрасли. Породы домашних животных. Экскурсии1: знакомство с растениями и
животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласаопределителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в
природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и
животными пресного водоѐма, их распознавание в природных условиях с помощью
атласа-определителя. Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание
образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание
гербарных экземпляров растений разных сообществ, их распознавание с помощью атласаопределителя; знакомство с культурными растениями края.
Страницы Всемирной истории (5 ч)
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное
общество. Древний мир; древние сооружения - свидетельства прошлого Средние века; о
чѐм рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом
крестьянина. Новое время: достижения науки и техники, объединившие весь мир:
пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические
открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен XX в. достижения науки и
техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
Страницы истории России (20 ч)
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их
быт, нравы, верования. Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси.
Княжеская власть. Крещение Руси. Русь - страна городов. Киев - столица Древней Руси.
Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы
Древней Руси. Наше Отечество в ХШ-Х\/ вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда.
Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь.
Московские князья - собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.
Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в
ХШ-ХУ вв. Наше Отечество в 15- 17 вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и
Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение
Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в 15- 17 вв. Россия в XVIII в.
Пѐтр Первый - царь-преобразователь. Новая столица России - Петербург. Провозглашение
России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы:
А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в. Россия в XIX начале XX вв. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М.И. Кутузов. Царьосвободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX --начале XX вв.
Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй -последний
император России. Революция 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь
страны в 20-30-е гг. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Героизм и патриотизм
народа День Победы - всенародный праздник. Наша страна в 1945-1991 гг. Достижения
учѐных: запуск первого искусственного спутника Земли полѐт в космос Ю. А. Гагарина,
космическая станция «Мир». Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в

XX в. Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов,
посѐлков, улиц, в памяти народа, семьи. Экскурсия: знакомство с историческими
достопримечательностями родного края (города, села). Практическая работа: найти и
показать изучаемые объекты на исторических картах.
Современная Россия (9 ч)
Мы - граждане России. Конституция России - наш основной закон. Права человека в
современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребѐнка.
Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные
праздники. Многонациональный состав населения России. Регионы России: Дальний
Восток, Сибирь. Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг
Европейской России. Природа, хозяйство крупные города, исторические места,
знаменитые люди, памятники культуры в регионах.

Тематическое планирование
1 класс
Номер
№
темы урока
п/п
в разделе
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21

1
Раздел 1
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

22

21

23

Раздел 2
1

24

2

25
26

3
4

Тема урока
Введение
Задавайте вопросы!
Что и кто?
Что такое Родина?
Что мы знаем о народах России?
Что мы знаем о Москве?
Проект «Моя малая Родина»
Что у нас над головой?
Что у нас под ногами?
Что общего у разных растений?
Что растѐт на подоконнике?
Что растѐт на клумбе?
Что это за листья?
Что такое хвоинки?
Кто такие насекомые?
Кто такие рыбы?
Кто такие птицы?
Кто такие звери?
Что окружает нас дома?
Что умеет компьютер?
Что вокруг нас может быть опасным?
На что похожа наша планета?
На что похожа наша планета?
Проверим себя и оценим свои достижения по
разделу «Что и кто?» Презентация проекта
«Моя малая родина».
Как, откуда и куда?
Как живѐт семья? Проект «Моя семья»
Откуда в наш дом приходит вода и куда она
уходит?
Откуда в наш дом приходит электричество?
Как путешествует письмо?

Кол-во
часов
1
1
21
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

12
1
1
1
1

27
28
29
30
31
32
33

5
6
7
8
9
10
11

34

12

35
36
37
38
39
40
41
42
43

Раздел 3
1
2
3
4
5
6
7
8
9

44

10

45
46
47
48
49
50
51

Раздел 4
1
2
3
4
5
6
7

52

8

53
54
55
56
57
58
59
60
61

9
10
11
12
13
14
15
16
17

62

18

63

19

64
65

20
21

66

22

Куда текут реки?
Откуда берутся снег и лѐд?
Как живут растения?
Как живут животные?
Как зимой помочь птицам?
Откуда берѐтся и куда девается мусор?
Откуда в снежках грязь?
Проверим себя и оценим свои достижения по
разделу «Как, откуда и куда?» Презентация
проекта «Моя семья».
Где и когда?
Проект «Мой класс и моя школа».
Когда придѐт суббота?
Когда придѐт суббота?
Где живут белые медведи?
Где живут слоны?
Где зимуют птицы?
Когда появилась одежда?
Когда изобрели велосипед?
Когда мы станем взрослыми?
Проверим себя и оценим свои достижения по
разделу «Где и когда?» Презентация проекта
«Мой класс и моя школа».
Почему и зачем?
Почему Солнце светит днѐм, а звѐзды ночью?
Почему Луна бывает разной?
Почему идѐт дождь и дует ветер?
Почему звенит звонок?
Почему радуга разноцветная?
Почему радуга разноцветная?
Проект «Мои домашние питомцы».
Почему мы не будем рвать цветы и ловить
бабочек?
Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?
Зачем мы спим ночью?
Почему нужно есть много овощей и фруктов?
Почему нужно чистить зубы и мыть руки?
Зачем нам телефон и телевизор?
Зачем нужны автомобили?
Зачем нужны поезда?
Зачем строят корабли?
Зачем строят самолѐты?
Почему в автомобиле и поезде нужно
соблюдать правила безопасности?
Почему на корабле и в самолѐте нужно
соблюдать правила безопасности?
Зачем люди осваивают космос?
Почему мы часто слышим слово «экология»?
Проверим себя и оценим свои достижения по
разделу «Почему и зачем?». Презентация
проектов «Мои домашние питомцы».

1
1
1
1
1
1
1
1

10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

22
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Класс

2 класс
№
п/п

1
2

Номер
темы урока
в разделе
Раздел 1
1
2

3
4

3
4

5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23

Раздел 2
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19

24

20

25
26
27
28
29

Радел 3
1
2
3
4
5

Тема урока

Кол-во
часов

Где мы живѐм?
Родная страна.
Город и село. Наши проекты «Родной город
(село)»
Природа и рукотворный мир.
Проверим себя и оценим свои достижения по
разделу «Где мы живѐм?»
Природа
Неживая и живая природа
Явления природы
Что такое погода
В гости к осени (экскурсия)
В гости к осени (урок)
Звѐздное небо
Заглянем в кладовые земли
Про воздух
Про воду
Какие бывают растения
Какие бывают животные
Невидимые нити
Дикорастущие и культурные растения
Дикие и домашние животные
Комнатные растения
Животные живого уголка
Про кошек и собак
Красная книга
Будь природе другом. Проект «Красная книга,
или Возьмѐм под защиту»
Проверим себя и оценим свои достижения по
разделу «Природа»
Жизнь города и села
Что такое экономика
Из чего что сделано
Как построить дом
Какой бывает транспорт
Культура и образование

4
1
1
1
1
20
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10
1
1
1
1
1

30
31
32
33

6
7
8
9

34

10

35
36
37
38
39
40
41
42
43

Раздел 4
1
2
3
4
5
6
7
8
9

44
45
46
47
48
49
50

Раздел 5
1
2
3
4
5
6
7

51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67

Раздел 6
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

68

Все профессии важны. Проект «Профессии»
В гости к зиме (экскурсия)
В гости к зиме(урок)
Проверим себя и оценим свои достижения по
разделу «Жизнь города и села»
Презентация проектов «Родное село»,
«Красная книга, или Возьмѐм под защиту»,
«Профессии»
Здоровье и безопасность
Строение тела человека
Если хочешь быть здоров
Берегись автомобиля!
Школа пешехода
Домашние опасности
Пожар
На воде и в лесу
Опасные незнакомцы
Проверим себя и оценим свои достижения по
разделу «Здоровье и безопасность»
Общение
Наша дружная семья
Проект «Родословная»
В школе
Правила вежливости
Ты и твои друзья
Мы- зрители и пассажиры
Проверим себя и оценим свои достижения по
разделу «Общение»
Путешествия
Посмотри вокруг
Ориентирование на местности
Ориентирование на местности
Формы земной поверхности
Водные богатства
В гости к весне (экскурсия)
В гости к весне
Россия на карте
Проект «Города России»
Путешествие по Москве
Московский Кремль
Город на Неве
Путешествие по планете
Путешествие по материкам
Страны мира. Проект «Страны мира»
Впереди лето
Проверим себя и оценим свои достижения по
разделу «Путешествия»
Презентация проектов «Родословная», «Города
России», «Страны мира»

1
1
1
1
1

9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1
18
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

3 класс

Номер
№
темы урока
п/п
в разделе
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27

Раздел 1
1
2
3
4
5
6
7
Раздел 2
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
Раздел 3
1

Тема урока
Как устроен мир
Природа. Ценность природы для людей
Человек
Наши проекты: «Богатства, отданные людям»
Общество
Что такое экология
Природа в опасности! Охрана природы
Обобщение знаний по теме: «Как устроен мир».
Проверочная работа
Эта удивительная природа
Тела, вещества, частицы
Разнообразие веществ
Солнце, растения и мы с вами
Воздух и его охрана
Вода
Превращения и круговорот воды
Берегите воду!
Что такое почва?
Разнообразие растений
Размножение и развитие растений. Итоговая
контрольная работа за 1 четверть
Охрана растений
Разнообразие животных
Кто что ест
Наши проекты: «Разнообразие природы родного
края»
Размножение и развитие животных
Охрана животных
В царстве грибов
Великий круговорот жизни
Обобщение знаний по теме: «Эта удивительная
природа». Проверочная работа
Мы и наше здоровье
Организм человека

Кол-во
часов
7
1
1
1
1
1
1
1
19
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10
1

28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

2
3
4
5
6
7
8
9
10
Раздел 4
1
2
3
4
5
6
7
8
Раздел 5
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Раздел 6
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Органы чувств
Надежная защита организма
Опора тела и движение
Наше питание. Итоговая контрольная работа за 2
четверть
Наши проекты: «Школа кулинаров»
Дыхание и кровообращение
Умей предупреждать болезни
Здоровый образ жизни
Обобщение знаний по теме: «Мы и наше
здоровье». Проверочная работа
Наша безопасность
Огонь, вода и газ
Чтобы путь был счастливым
Дорожные знаки
Наши проекты: «Кто нас защищает»
Опасные места
Природа и наша безопасность
Экологическая безопасность
Обобщение знаний по теме: «Наша
безопасность». Проверочная работа
Чему учит экономика
Для чего нужна экономика?
Природные богатства и труд людей – основа
экономики
Полезные ископаемые
Растениеводство
Животноводство
Какая бывает промышленность?
Наши проекты: «Экономика родного края».
Итоговая контрольная работа за 3 четверть
Что такое деньги?
Государственный бюджет
Семейный бюджет
Экономика и экология
Обобщение знаний по теме: «Чему учит
экономика». Проверочная работа
Путешествие по городам и странам
Золотое кольцо России
Золотое кольцо России
Золотое кольцо России
Наши проекты: «Музей путешествий»
Наши ближайшие соседи
На севере Европы
Что такое Бенилюкс?
В центре Европы
По Франции и Великобритании
На юге Европы
По знаменитым местам мира. Итоговая
контрольная работа за 4 четверть
Обобщение знаний по теме: «Путешествие по

1
1
1
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
12
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
12
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

городам и странам». Годовая контрольная работа.

4 класс

№
п/п

Номер
темы урока
в разделе

1
2
3
4
5
6
7
8

Раздел 1
1
2
3
4
5
6
7
8

9

9

10
11
12
13
14
15

Раздел 2
1
2
3
4
5
6
7

16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

8
9
10
Раздел 3
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

Тема урока
Земля и человечество
Мир глазами астронома.
Планеты Солнечной системы.
Звѐздное небо – Великая книга Природы.
Мир глазами географа.
Мир глазами историка.
Когда и где?
Мир глазами эколога.
Природное сообщество.
Сокровища
Земли
под
охраной
человечества. Международная Красная
книга. Тест № 1
Природа России
Равнины и горы России.
Моря, озѐра и реки России.
Природные зоны России.
Зона арктических пустынь.
Тундра.
Леса России.
Лес и человек.
Проверочная работа №1
Зона степей.
Пустыни.
У Чѐрного моря. Тест № 2
Родной край – часть большой страны
Родной край – часть большой страны.
Наш край.
Поверхность нашего края.
Водные богатства нашего края.
Наши подземные богатства.
Земля – кормилица.
Жизнь леса.
Жизнь леса.
Жизнь луга.
Жизнь луга.
Жизнь в пресных водах.

Кол-во
часов
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
15
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
59
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63

12
13
14
15
Раздел 4
1
2
3
4
5
Раздел 5
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
Раздел 5
1
2
3
4
5

64
6
65
66
67
68

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)

7
8
9

Растениеводство в нашем крае.
Проверим себя и оценим свои достижения.
Животноводство в нашем крае.
Презентация проектов. Тест № 3
Страницы всемирной истории
Начало истории человечества.
Мир древности: далѐкий и близкий.
Средние века: время рыцарей и замков.
Новое время: встреча Европы и Америки.
Новейшее время: история продолжается
сегодня. Тест № 4
Страницы истории России
Жизнь древних славян.
Во времена Древней Руси.
Страна городов.
Из книжной сокровищницы Древней Руси.
Трудные времена на Русской земле.
Русь расправляет крылья.
Куликовская битва.
Иван Третий.
Мастера печатных дел.
Патриоты России.
Пѐтр Великий.
Михаил Васильевич Ломоносов.
Екатерина Великая.
Проверочная работа №2
Отечественная война 1812 года.
Страницы истории XIX века.
Россия вступает в XX век.
Страницы истории 1920 – 1930-х годов
Великая война и великая Победа.
Великая война и великая Победа
Страна, открывшая путь в космос.
Тест № 5
Современная Россия
Основной закон России и права человека.
Мы – граждане России.
Славные символы России.
Такие разные праздники.
Проверим себя и оценим. свои достижения
за второе полугодие.
Итоговая диагностическая работа.
Путешествие по России
(по Дальнему Востоку, на просторах
Сибири).
Путешествие по России
(по Уралу, по северу европейской России).
Путешествие по России
(по Волге, по югу России).
Презентация проектов.

1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
20
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9ч
1
1
1
1
1

1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 12.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(301)4459237

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».