Пояснительная записка Обучение старшеклассников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда. Изучение материала программы, связанного с практическими работами предваряется необходимым минимумом теоретических сведений. Основной принцип реализации программы – обучение в процессе конкретной практической деятельности, которая учитывает познавательные потребности школьников. Основными методами обучения являются упражнения, решение прикладных задач, практические и лабораторно-практические работы, моделирование и конструирование, экскурсии. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Цели курса Изучение технологии на базовом уровне направлено на достижение следующих целей: • освоение знаний о составляющих технологической культуры, ее роли в общественном развитии; научной организации производства и труда; методах творческой , проектной деятельности; способах снижения негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека; путях получения профессии и построении профессиональной карьеры; • овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и изготовления личностно и общественно значимых объектов труда с учетом эстетических и экологических требований; сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями; • развитие технического мышления, пространственного воображения, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса в ходе проектирования материальных объектов или услуг; навыков делового сотрудничества в процессе коллективной деятельности; • воспитание уважительного отношения к технологии как части общечеловеческой культуры, ответственного отношения к труду и результатам труда; • формирование готовности и способности к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг, продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования. Программа «Технология» рассчитана на 34 часов в год, 1 часа в неделю. Данная рабочая программа по технологии для 9 класса является комплексной. Учебно-тематический план № Урока Название разделов, тем урока Количество часов 1 Вводное занятие 1 Вводное занятие. Инструктаж по охране труда 1 Технология основных сфер профессиональной деятельности 11 1 Профессия карьера 1 2 Технология производства 1 3 Агропромышленное производство 1 4 Профессиональная деятельность 1 5 Арттехнологии 1 6 Универсальные перспективы 1 7 Профессиональная деятельность 1 8 Универсальные технологии 1 9 Профессиональная деятельность в соц. сфере 1 10 Предпринимательство в деятельности 1 11 Технология управления 1 Технологии обработки конструкционных материалов 1 Металл 5 1 2 Древесина 1 3 Пластмассы 1 Творческий проект утилизация отходов 2 1 Радиоэлектротехника Радиоэлектроника и сфере применения. Инструктаж по охранетруда 12 1 2 Передачаинформациис помощью радиоволн 1 3 Технологии электро - радиотехнических измерений 1 4 Элементы электрических цепей 4-5 1 5-6 Полупроводниковые приборы 2 7-8 Бытовые радиоэлектронные приборы 2 9-10 Технология учебного проектирования 2 11-12 Простые автоматические приборы 2 1 Цифровая электроника и элементы ЭВМ Цифровые приборы вашего окружения 5 1 2 Элементы цифровой электроники 1 3 Функциональные узлы цифровой электроники 1 4 Анатомия персонального компьютера 1 Учебное проектирование 1 5-6 ИТОГО: 34ч Содержание курса «Технология» 9 класс Технология решения творческих задач. 16ч Сферы профессиональной деятельности: сфера материального производства и непроизводственная сфера. Представление об организации производства: сферы производства, отрасли, объединения, комплексы и предприятия. Виды предприятий и их объединений. Юридический статус современных предприятий в соответствии с формами собственности на средства производства: государственные, кооперативные, частные, открытые и закрытые акционерные общества. Цели и функции производственных предприятий и предприятий сервиса. Формы руководства предприятиями. Отрасли производства, занимающие ведущее место в регионе. Понятие о разделении и специализации труда. Историческое развитие разделения труда. Формы разделения труда. Формы современной кооперации труда. Профессиональная специализация и профессиональная мобильность. Практические работы. Анализ форм разделения труда в организациях и предприятиях посѐлка. Описание целей деятельности, особенности производства и характера продукции предприятий ближайшего окружения. Таблица профессий, относящихся к материальному и нематериальному производству. Составление схемы структуры предприятия и органов управления. Экологические проблемы. Природоохранные технологии. 9ч Основные направления нормирования труда в соответствии с технологией и трудоемкостью процессов производства: норма труда, норма времени, норма выработки, норма времени обслуживания, норма численности, норма управляемости, технически обоснованная норма. Методика установления и пересмотра норм. Зависимость формы оплаты труда от вида предприятия и формы собственности на средства производства. Понятие заработной платы. Сдельная и повременная формы оплаты труда: виды, применение и способы расчѐта. Роль заработной платы в стимулировании труда. Практические работы Определение вида оплаты труда для работников разных профессий. Сопоставление достоинств и недостатков различных форм оплаты труда. Определение преимущественных областей применения различных форм оплаты труда. Факторы влияющие на эффективность деятельности организации. Менеджмент в деятельности организации. Составляющие культуры труда: научная организация труда, трудовая и технологическая дисциплина, безопасность труда и средства ее обеспечения, эстетика труда. Формы творчества в труде. Обеспечение качества производимых товаров и услуг. Организационные и технические возможности повышения качества товаров и услуг. Понятие о морали и этике. Профессиональная этика. Общие нормы профессиональной этики. Ответственность за соблюдение норм профессиональной этики. Технология профессионального самоопределения и карьеры. 9ч Применение элементов функционально-стоимостного анализа для нахождения различных вариантов выполняемых школьниками проектов. Решение творческих задач. Понятие интеллектуальной собственности. Способы защиты авторских прав. Публикации. Рационализаторское предложение. Объекты на которые выдаѐтся патент: открытие и изобретение, промышленный образец и полезная модель. Правила регистрация товарных знаков и знака обслуживания. Практические работы Разработка товарных знаков. Разработка различных форм защиты проектных предложений (тезисы докладов, краткие сообщения, заявки на полезную модель или промышленный образец). Определение целей презентации. Выбор формы презентации. Особенности восприятия вербальной и визуальной информации. Использование технических средств в процессе презентации. Организация взаимодействия участников презентации. Подготовка различных форм презентации результатов собственной проектной деятельности. Способы изучения рынка труда и профессий: конъюнктура рынка труда и профессий, спрос и предложения работодателей на различные виды профессионального труда, средства получения информации о рынке труда и путях профессионального образования Обсуждение идей и исследований. Оценка возможностей, необходимых для выполнения проекта. Сбор и обработка необходимой информации. Планирование работы. Практическая деятельность по выполнению проекта. Консультации по выполнению практической части проекта. Корректировка деятельности. Оформление пакета документации. Оценка качества выполненной работы. Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса Знать/понимать влияние технологий на общественное развитие; составляющие современного производства товаров или услуг; способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду: способы организации труда, индивидуальной и коллективной работы; основные этапы проектной деятельности; источники получения информации о путях получения профессионального образования и трудоустройства. Уметь оценивать потребительские качества товаров и услуг; составлять планы деятельности по изготовлению и реализации продукта труда; использовать в технологической деятельности методы решения творческих задач; проектировать материальный объект или услугу; оформлять процесс и результаты проектной деятельности; выбирать средства и методы реализации проекта; выполнять изученные технологические операции; планировать возможное продвижение материального объекта или услуги на рынке товаров и услуг; уточнять и корректировать профессиональные намерения. Использовать полученные знания и умения в выбранной области деятельности для проектирования материальных объектов или услуг; повышения эффективности своей практической деятельности; организации трудовой деятельности при коллективной форме труда; решения практических задач в выбранном направлении технологической подготовки; самостоятельного анализа рынка образовательных услуг и профессиональной деятельности; рационального поведения на рынке труда, товаров и услуг; составления резюме и проведения самопрезентации. Учебно-методические материалы 1. Использование проектной деятельности на уроках технологии. 9 класс./Сост. Бобровская А. Н., Доколина Г. Ф. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006. 2. Примерная программа среднего (полного) общего образования по технологии (базовый уровень). Сайт МО РФ: www.mon.gov.ru/ 3. Программы общеобразовательных учреждений. Технология. 1-4 кл., 5-11 кл. – М.: Просвещение, 2005 4. Сборник нормативных документов. Технология. / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004. 5. Симоненко В.Д., Матяш Н.В. Основы технологической культуры: Учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. - М.: Вентана-Графф, 2003. 6. Симоненко В.Д., Матяш Н.В. Технология: Учебник для 11 класса общеобразоват. учр. – М.: Вентана-Графф, 2004. 7. Технология: Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательной школы. /Под ред. В.Д. Симоненко. - М.: ВентанаГрафф, 2004. 8. Технология профессионального успеха: Учебник для 10-11 кл. /В.П. Бондарев, А.В. Гапоненко, Л.А. Зингер и др.; Под ред. С.Н. Чистяковой.- М.: Просвещение, 2004. 9. Технология: Рекомендации по использованию учебников.: Профильная школа. - М.: Вентана-Граф, 2005. Наименование средств и объектов материально-технического обеспечения 1. Стандарт основного общего образования по технологии 2. Примерная программа основного общего образования по технологии 3. Другие дидактические материалы по всем разделам каждого направления технологической подготовки учащихся 4. Научно-популярная и техническая литература по темам учебной программы. 5. Нормативные материалы (ГОСТы, ОСТы, ЕТКС и т.д.) по разделам технологической подготовки 6. Справочные пособия по разделам и темам программы 7. Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков) 8. Методические рекомендации по оборудованию кабинетов и мастерских 9. Таблицы (плакаты) по безопасности труда ко всем разделам технологической подготовки 10. Таблицы (плакаты) по основным темам всех разделов каждого направления технологической подготовки учащихся 11. Раздаточные дидактические материалы по темам всех разделов каждого направления технологической подготовки учащихся 12. .Раздаточные контрольные задания 13. .Портреты выдающихся деятелей науки и техники 14. 1Электронные библиотеки и базы данных по основным разделам технологии. 15. .Аптечка 16. .Очки защитные 17. Верстак столярный в комплекте Список литературы 3. Программы общеобразовательных учреждений. Технология. 1-4 кл., 5-11 кл. – М.: Просвещение, 2005 4. Сборник нормативных документов. Технология. / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004. 5. Симоненко В.Д., Матяш Н.В. Основы технологической культуры: Учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. - М.: Вентана-Графф, 2003. 6. Симоненко В.Д., Матяш Н.В. Технология: Учебник для 11 класса общеобразоват. учр. – М.: Вентана-Графф, 2004. 7. Технология: Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательной школы. /Под ред. В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-Графф, 2004. 8. Технология профессионального успеха: Учебник для 10-11 кл. /В.П. Бондарев, А.В. Гапоненко, Л.А. Зингер и др.; Под ред. С.Н. Чистяковой.- М.: Просвещение, 2004. Приложение программе № п/п Тема учебной программы Кол-во уроков Вводное занятие Вводное занятие. Инструктаж по охране труда 1 1 Технология основных сфер профессиональной деятельности Профессия и карьера 11 2 3 1 1 Оснащение урока Прогнозируемый результат. Форма контроля Домашнее задание Учебник «Технология» Знать: правила охраны труда; содержание предмета «Технология» в 9 классе; суть понятия технология Повторить 1 Учебник «Технология» 9 кл.§1 стр.5-10 §1 стр.5-10 Технология производства. 1 Учебник «Технология» 9 кл.§2 стр.10-13 Агропромышленное производство 1 Учебник «Технология» 9 кл.§3 стр.13-21 Знать: методы определения сфер деятельности в соответствии с психофизическими качествами конкретного человека; виды карьеры; цели и задачи профессиональной деятельности Знать: сущность индустриального производства, его виды; профессии тяжѐлой индустрии; функции работников основных профессий. Уметь: находить информацию о профессиях, региональном рынке труда в различных источниках Знать: сущность агропромышленного производства, его структуру; профессии АПК; содержание труда §2 стр.10-13 §3 стр.13-21 Сроки проведени я уроков Пла н Фак т 4 Профессиональная деятельность 1 Учебник «Технология» 9 кл.§4 стр.21-27 5 Арттехнологии 1 Учебник «Технология» 9 кл.§6 стр.31-37 6 Универсальные перспективы 1 Учебник «Технология» 9 кл.§7 стр.37-42 и профессиональных качеств работников АПК. Уметь: составлять технологические цепочки производства отдельных отраслей АПК Знать: структуру и перспективы развития отдельных производств лѐгкой и пищевой промышленности; профессии лѐгкой и пищевой промышленности; содержание труда работников этой отрасли. Уметь: определять содержание труда работников той или иной профессии Знать: содержание труда представителей профессий мира искусств; требования, предъявляемые к работникам сферы арттехнологий; понимать необходимость учѐта требований к качествам личности при выборе профессии. Уметь: использовать приобретѐнные знания для выбора пути продолжения образования Знать: роль предпринимательства в системе рыночной экономики; юридические основы предпринимательства; основные формы предпринимательской деятельности; этические и моральные прин- §4 стр.21-27 §6 стр.31-37 §7 стр.37-42 7 Профессиональная деятельность 1 Учебник «Технология» 9 кл.§8 стр.42-45 8 Универсальные технологии 1 Учебник «Технология» 9 кл.§9 стр.45-47 9 Профессиональная деятельность в соц. сфере 1 Учебник «Технология» 9 кл.§10 стр.47-54 ципы предпринимательства. Уметь: анализировать наличие ресурсов и условий для выбора формы предпринимательской деятельности Знать: структуру управленческого процесса; цели, методы и стили управления; профессии в управленческой сфере; профессиональные качества профессий. Уметь: сопоставлять свои способности и возможности с требованиями профессии Знать: сферы и отрасли современного производства; виды массовых профессий сферы производства и обслуживания; содержание труда отдельных профессий. Уметь: сопоставлять свои способности и возможности с требованиями профессии и находить информацию о профессиях и учреждениях профессионального образования Знать: пути формирования образа собственного «Я»; основные составляющие «Я-концепции»; формы проявления «Я-концепции» при выборе профессии. Уметь: осуществлять самооценку развития личностных §8 стр.42-45 §9 стр.45-47 §10 стр.47-54 качеств 10 Предпринимательство в деятельности 1 Учебник «Технология» 9 кл.§11 стр.47-54 11 Технология управления 1 Учебник «Технология» 9 кл.§12 стр.47-54 Технологии обработки конструкционных материалов 1 Металл Знать: сущность психических процессов (ощущение, восприятие, внимание, память, мышление), их характерные особенности, роль в профессиональном самоопределении. Уметь: оценивать уровень развития кратковременной наглядно-образной памяти, пространственных представлений, внимания, мышления Знать: сущность понятий мотивы, ценностные ориентации, их классификацию; значение мотивов и ценностных ориентации в профессиональном самоопределении. Уметь: определять тип ценностных ориентации 5 1 Учебник «Технология» 9 кл.§25 стр.125-148 Знать: суть понятий задатки, способности; роль способностей в выборе профессии, их виды; понимать значение деятельности как важнейшего условия развития §25 стр.125-148 способностей 2 Древесина 1 Учебник «Технология» 9 кл.§26 стр.148-153 3 Пластмассы 1 Учебник «Технология» 9 кл.§27 стр.153-156 Творческий проект утилизация отходов 2 Учебник «Технология» 9 кл.§28 стр.156-160 4-5 Радиоэлектротехника 1 Радиоэлектроника и сфера еѐ примене- 12 1 Учебник «Технология» 9 кл.§11 Знать: суть понятий темперамент, характер; классификацию типов темперамента, особенности каждого из них, свойства (черты характера); проявление темперамента и характера в профессиональной деятельности Знать: сущность психических процессов (ощущение, восприятие, внимание, память, мышление), их характерные особенности, роль в профессиональном самоопределении. Уметь: оценивать уровень развития кратковременной наглядно-образной памяти, пространственных представлений, внимания, мышления Знать: сущность понятий мотивы, ценностные ориентации, их классификацию; значение мотивов и ценностных ориентации в профессиональном самоопределении. Уметь: определять тип ценностных ориентации §26 стр.148-153 Знать: понятие радиоэлектроника; сфера применения радиоэлектроники; правила §11 стр.55-61 §27 стр.153-156 §28 стр.156-160 2 ния. Инструктаж по охране труда Передача информации с помощью радиоволн 1 Учебник «Технология» 9 кл.§12 стр.61-64 3 Технологии электро - радиотехнических измерений 1 Учебник «Технология» 9 кл.§13 стр.64-69 4 Элементы электрических цепей 1 Учебник «Технология» кл.9§14 стр.69-74 Полупроводниковые приборы 2 Учебник «Технология» 9 кл.§15 стр.74-88 5-6 стр.55-61 безопасной работы при проведении электротехнических работ Знать: способы передачи информации; особенности распространения волн разной длины; виды антенн §12 стр.61-64 Знать: виды измерительных приборов для измерения параметров электрической цепи; способы подключения измерительных приборов. Уметь: проводить измерения параметров цепи с помощью измерительных приборов; использовать авометр для поиска неисправностей в электрической цепи Знать: электрические свойства полупроводников; устройство и принцип работы полупроводниковых диодов; условные графические обозначения диодов на схемах. Уметь: объяснять работу простых устройств по их принципиальным схемам §13 стр.64-69 Знать: виды транзисторов; их устройство, принцип работы и назначение; условные графические изображения. §15 стр.74-88 §7 §14 стр.69-74 7-8 Бытовые радиоэлектронные приборы 2 Учебник «Технология» 9 кл.§16 стр.88-96 910 Технология учебного проектирования 2 1112 Простые автоматические приборы 2 Учебник «Технология» 9 кл.§17 стр.96-97 Учебник «Технология» 9 кл.§18 стр.97-102 Цифровая электроника и элементы ЭВМ 1 Цифровые приборы вашего окружения Уметь: объяснять работу простых устройств по их принципиальным схемам Знать: устройство, принцип работы, назначение элементов радиоэлектронной аппаратуры; условные графические обозначения; схему выпрямителя переменного тока. Уметь: объяснять работу простых электрических устройство по схемам; собирать из готовых элементов конструктора выпрямителя для питания электронной аппаратуры Знать: общие принципы работы цифровой техники. Уметь: читать электрические схемы Знать: виды бытовых радиоэлектронных приборов, принципы их работы; правила безопасной еѐ эксплуатации. Уметь: выполнять операции по уходу за бытовыми радиоэлектронными приборами §16 стр.88-96 §17 стр.96-97 §18 стр.97-102 5 1 Учебник «Технология» 9 кл.§20 стр.107-110 Знать: сущность понятий профессиональный интерес. склонности; этапы развития интересов, склонностей. §20 стр.107-110 2 Элементы цифровой электроники 1 Учебник «Технология» 9 кл.§21 стр.110-114 3 Функциональные узлы цифровой электроники 1 Учебник «Технология» 9 кл.§22 стр.114-119 4 Анатомия персонального компьютера 1 Учебник «Технология» 9 кл.§23 Стр119-121 Учебное проектирование 1 Учебник «Технология» 9 кл.§24 стр.121-125 5-6 Уметь: осуществлять самоанализ уровня выраженности профессиональных интересов и склонностей Знать: суть понятий задатки, способности; роль способностей в выборе профессии, их виды; понимать значение деятельности как важнейшего условия развития способностей Знать: суть понятий темперамент, характер; классификацию типов темперамента, особенности каждого из них, свойства (черты характера); проявление темперамента и характера в профессиональной деятельности Знать: сущность психических процессов (ощущение, восприятие, внимание, память, мышление), их характерные особенности, роль в профессиональном самоопределении. Уметь: оценивать уровень развития кратковременной наглядно-образной памяти, пространственных представлений, внимания, мышления Знать: сущность понятий мотивы, ценностные ориентации, их классификацию; значение мотивов и ценност- §21 стр.110-114 §22 стр.114-119 §23 Стр119-121 §24 стр.121-125 ных ориентации в профессиональном самоопределении. Уметь: определять тип ценностных ориентации ИТОГО: Powered by TCPDF (www.tcpdf.org) 34ч.